Научная статья на тему 'Основная проблема противодействия коррупции'

Основная проблема противодействия коррупции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
456
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коррупция / антикоррупционное законодательство / контроль / обогащение / противодействие / реформы / государственный аппарат / дискредитация / правопорядок / демократические устои / corruption / anti-corruption legislation / monitoring / enrichment / opposition / reform / state ma-chine / discredit / the rule of law / democratic founda-tions

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дыльков Александр Сергеевич

В данной статье рассмотрена проблема противодействия коррупции. Опыт антикоррупционной деятельности разных стран убедительно показывает, что полностью из-жить коррупцию неосуществимо, как и любое иное социальное зло, обладающее весьма прочными основами в экономическом, социальном и политическом устройстве общества. Можно ставить актуальный вопрос только о том, чтобы уменьшить масштабы коррупции до социально приемлемого уровня. Коррупция ущемляет интересы и конституционные права рядовых граждан, подрывает правопорядок и демократические устои, предполагает дискредитацию деятельности государственного аппарата, искажает принцип законности, препятствует проведению экономических реформ и непосредственно именно поэтому нуждается в самом детальном исследовании с научной точки зрения для нахождения наиболее эффективных механизмов противодействия этому негативному явлению. Противодействие коррупции может осуществляться самыми различными способами и методами. Сделан вывод, что коррупция – это не только форма криминального обогащения бюрократического государственного аппарата. Она всегда была основным источником криминализации общественной жизни, ее деградации. Коррупция является как условием, так и следствием функционирования теневой экономики, усиления имущественной дифференциации общества, падения нравов и деградации общественно-политической жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN PROBLEM OF COUNTERACTION AGAINST CORRUPTION

The article considers the problem of corruption. The experience of anti-corruption activities in various countries shows convincingly that to completely get rid of corruption is impossible, as any other social evil, with solid foundations in economic, social and political system of society. You can put a question only about how to reduce the scale of corruption to the socially acceptable level. Corruption infringes upon interests and constitutional rights of citizens, undermines the rule of law and democratic principles, suggests discrediting the activities of the state appa-ratus, distorts the principle of legality, hinders eco-nomic reforms and therefore requires detailed inves-tigation with the scientific side to find the most effec-tive ways of countering this phenomenon. Corruption can be done in different ways and methods. The con-clusion that corruption is not only a form of criminal enrichment bureaucratic state apparatus, it has al-ways been the main source of criminalization of social life, its degradation. Corruption is both a prerequisite and a consequence of the functioning of the shadow economy, strength-ening property differentiation of the society, the fall of morals and degradation of the socio-political life.

Текст научной работы на тему «Основная проблема противодействия коррупции»

Социологические науки

Sociological Sciences

УДК 12.00.14

ДЫЛЬКОВ Александр Сергеевич, соискатель кафедры государственно-правовых дисциплин

ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

В данной статье рассмотрена проблема противодействия коррупции. Опыт антикоррупционной деятельности разных стран убедительно показывает, что полностью изжить коррупцию неосуществимо, как и любое иное социальное зло, обладающее весьма прочными основами в экономическом, социальном и политическом устройстве общества. Можно ставить актуальный вопрос только о том, чтобы уменьшить масштабы коррупции до социально приемлемого уровня.

Коррупция ущемляет интересы и конституционные права рядовых граждан, подрывает правопорядок и демократические устои, предполагает дискредитацию деятельности государственного аппарата, искажает принцип законности, препятствует проведению экономических реформ и непосредственно именно поэтому нуждается в самом детальном исследовании с научной точки зрения для нахождения наиболее эффективных механизмов противодействия этому негативному явлению. Противодействие коррупции может осуществляться самыми различными способами и методами.

Сделан вывод, что коррупция - это не только форма криминального обогащения бюрократического государственного аппарата. Она всегда была основным источником криминализации общественной жизни, ее деградации. Коррупция является как условием, так и следствием функционирования теневой экономики, усиления имущественной дифференциации общества, падения нравов и деградации общественно-политической жизни.

Ключевые слова: коррупция, антикоррупционное законодательство, контроль, обогащение, противодействие, реформы, государственный аппарат, дискредитация, правопорядок, демократические устои.

DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/1-128-130

DYLKOV Alexander Sergeevich, Postgraduate student, Chair for State-Legal Disciplines

THE MAIN PROBLEM OF COUNTERACTION AGAINST CORRUPTION

The article considers the problem of corruption. The experience of anti-corruption activities in various countries shows convincingly that to completely get rid of corruption is impossible, as any other social evil, with solid foundations in economic, social and political system of society. You can put a question only about how to reduce the scale of corruption to the socially acceptable level. Corruption infringes upon interests and constitutional rights of citizens, undermines the rule of law and democratic principles, suggests discrediting the activities of the state apparatus, distorts the principle of legality, hinders economic reforms and therefore requires detailed investigation with the scientific side to find the most effective ways of countering this phenomenon. Corruption can be done in different ways and methods. The conclusion that corruption is not only a form of criminal enrichment bureaucratic state apparatus, it has always been the main source of criminalization of social life, its degradation.

Corruption is both a prerequisite and a consequence of the functioning of the shadow economy, strengthening property differentiation of the society, the fall of morals and degradation of the socio-political life.

Key words: corruption, anti-corruption legislation, monitoring, enrichment, opposition, reform, state machine, discredit, the rule of law, democratic foundations.

Проблема коррупции не является специфической ни для одной страны мира. При всех известных формах политического и экономического устройства данное явление не поддается полной ликвидации, но может иметь тенденцию к сокращению своего массового проявления. Опыт антикоррупционной деятельности разных стран убедительно показывает, что полностью изжить коррупцию неосуществимо, как и любое иное социальное зло, обладающее прочными основами в экономическом, социальном и политическом устройстве общества. Можно ставить вопрос только о том, чтобы уменьшить масштабы коррупции до социально приемлемого уровня.

Коррупция ущемляет интересы и конституционные права рядовых граждан, подрывает правопорядок и демократические устои, предполагает дискредитацию деятельности государственного аппарата, искажает принцип законности, препятствует проведению экономических реформ и именно поэтому нуждается в детальном исследовании с научной стороны для нахождения наиболее эффективных механизмов противодействия этому явлению.

По словам главы российского отделения Transparency International Елены Панфиловой, «75% населения страны считают уровень коррупции высоким или очень высоким; 30% говорят, что за последний год как минимум один раз были вынуждены давать взятку» [2].

Коррупция в органах государственной власти России достигла таких размеров, что вышла на уровень общенациональной угрозы, борьба с которой должна являться консолидированной, как это определено в Концепции национальной безопасности Российской Федерации [3]. В Послании Федеральному Собранию Президент России озвучил количество случаев привлечения к уголовной ответственности по делам о коррупции. Так, только за шесть месяцев прошлого года рассмотрено свыше 4,5 тыс. дел коррупционной направленности. Среди осужденных - 532 представителя органов государственной власти и органов местного самоуправления, более 700 работников правоохранительных органов [1].

- 128 -

ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №6 часть 1, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #6 part 1, 2015_________________________

Противодействие коррупции может осуществляться различными способами и методами. Очевидно, что наиболее эффективному противодействию коррупции должен сопутствовать комплексный (системный) подход, под которым мы понимаем не только совокупность государственных методов, но и сочетание их с гражданскими (общественными) методами. Как известно, в настоящий момент в нашей стране противодействию коррупции уделяется значительное внимание, вступил в силу целый комплекс правовых антикоррупционных норм, среди которых основополагающее значение имеет Национальный план противодействия коррупции.

В частности, наибольший интерес в рамках данной статьи вызывает именно гражданская или общественная составляющая общего механизма противодействия коррупции, ввиду чего хотелось бы остановиться на участии в сложном процессе противодействия коррупции субъектов гражданского контроля.

Для этого необходимо разобраться, что следует понимать под гражданским контролем и его субъектами, какое место среди антикоррупционных нормативных правовых актов Российской Федерации занимают нормы, регулирующие участие гражданского контроля в противодействии коррупции, и как этот процесс осуществляется на практике. С целью определенности в понимании этого понятия отметим, что в данной статье понятия «гражданский контроль» и «общественный контроль», а также «форма гражданского контроля» и «форма общественного контроля» рассматриваются нами как синонимичные.

Известно, что одними усилиями государственных и местных органов власти, их должностных лиц уровень коррупции в этих же органах существенно снизить невозможно, для этого необходима самая активная деятельность каждого гражданина страны. На первое место в данном аспекте выдвигается проблема объединения граждан для осуществления контроля над противодействием коррупции.

Коррупция в обществе проявляется в особом образе поведения людей. Суть ее лежит в социально-психологических особенностях личности конкретного человека и общества в целом.

Рассмотрим такой пример. В России в ноябре 2012 г. стало известно, что полиция выявила хищение 6,5 млрд руб. в ОАО «Российские космические системы» при разработке навигационной системы ГЛОНАСС. В январе 2013 г. был арестован замглавы Минрегиона РФ Роман Панов, обвиняемый в мошенничестве в особо крупном размере по делу о хищении средств (уголовное дело о хищении 93,3 млн руб.), выделенных на саммит АТЭС во Владивостоке, который прошел 2-9 сентября.

Как известно, оценка уровня коррупции в стране со стороны населения является довольно субъективной. Она обусловлена особенностями индивидуального опыта (или отсутствием такового), представлениями о данном явлении, в том числе довольно мифологизированными информационным фоном. Следовательно, необходимо критически подходить к оценкам уровня коррупции, даваемым гражданами и различными общественными организациями. Приходится констатировать, что данный феномен присутствует повсеместно: в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в силовых и правоохранительных структурах. Именно поэтому представление о должности на государственной службе как о возможности личного обогащения остается, к сожалению, весьма распространенным в общественном сознании.

Последствия коррупции выражаются в снижении экономического роста путем уменьшения стимулов для осуществления инвестиций (как от местных, так и от зарубежных предпринимателей), понижения качества государственной инфраструктуры служб, сокращения налоговых поступлений, отвлечения одаренных людей на поиск незаконных доходов вместо продуктивной деятельности и искажения структуры государственных расходов.

Таким образом, коррупция - это не только форма криминального обогащения бюрократического государственного аппарата, она всегда была основным источником криминализации общественной жизни, ее деградации. Коррупция является как условием, так и следствием функционирования теневой экономики, усиления имущественной дифференциации общества, падения нравов и деградации общественно-политической жизни. Остается надеяться, что поправки в некоторые пункты статей законов смогут помочь в улучшении коррупционной ситуации в России.

Подводя итог проведенному исследованию, отметим, что, несмотря на закрепление в законодательстве Российской Федерации по противодействию коррупции участия общественного контроля за соблюдением антикоррупционного законодательства, конкретный механизм этого участия остается неясным, как и понятие самого гражданского контроля.

- 129 -

Социологические науки

Sociological Sciences

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Указ Президента РФ от 11.04.2014 N 226 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 годы»

2. Transparency International. URL: http://www.transparency.org.ru

3. Петраков С.В. Проблемы противодействия коррупции в органах законодательной власти. Закон: стабильность и динамика / Отв. ред. Т.Я. Хабриева. - М.: Юридическая фирма «Контракт», 2007. - С. 313.

REFERENCES

1. The decree of the President of the Russian Federation dated 11.04.2014 N 226 «On the National anticorruption plan for 2014-2015 years»

2. Transparency International. Available at: http://www.transparency.org.ru

3. Petrakov S.V. Problems of fighting corruption in the legislature. The law: stability and dynamics [Problemy pro-tivodeystviya korruptsii v organakh zakonodatel'noy vlasti. Zakon: stabil'nost' i dinamika]. Resp. edited by T. Y. overall mechanism. Moscow: faculty of journalism, 2007. P. 313.

Информация об авторе Information about the author

Дыльков Александр Сергеевич, соискатель, Dilkov Alexander Sergeevich, Postgraduate stu-кафедра государственно-правовых дисциплин, dent, Chair for State-Legal Disciplines, Russian Российская академия народного хозяйства и Academy of National Economy and Public Ad-государственной службы при президенте Рос- ministration under the President of the Russian

сийской Федерации, Москва, Россия Federation, Moscow city, Russia

alia00@list.ru alia00@list.ru

Получена: 21.08.2015 Received: 21.08.2015

- 130 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.