Научная статья на тему 'ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ ОДЕЖДЫ В ВУЗЕ'

ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ ОДЕЖДЫ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
21
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культура / национальная / искусство / моделирование / концептуальная / система / дизайн / проект / culture / national / art / modeling / conceptual / design / fine art

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маронян Рипсиме Карапетовна

в статье рассматривается новейший опыт педагогической науки в области профессии «Моделирование одежды»: разработать уникальную модель обучения, научно обосновать эффективность используемой методики в развитии художественных способностей учащихся, подчеркнуть важность дальнейшей эксплуатации, выявить проблемы с учетом сложностей их решения. Проблема статьи рассмотрена в контексте художественного образования и предполагает формирование в рамках вуза комплексной методической системы, которая создаст благоприятные условия для творческой деятельности студентов, позволит им решать различные задачи комплексной деятельностью, повышая общий интерес к учебе и профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маронян Рипсиме Карапетовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN PROBLEM AND DEVELOPMENT PROSPECTS OF THE FASHION DESIGN AT THE UNIVERSITY

the article discusses the latest experience accumulated by pedagogical science in the area of teaching the subject of "Clothes Modeling": to develop a unique model of teaching, to scientifically substantiate the effectiveness of the methodology used in the development of artistic abilities of students, to emphasize the importance of further operation, to separate the problems, taking into account the complexities of their solution. The problem of the article was considered in the context of artistic education and implies the formation of a complex methodical system in university frameworks, which will create favorable conditions for students' artistic activities, will allow them to solve various problems with complex activities, increasing the general interest in learning and profession.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ ОДЕЖДЫ В ВУЗЕ»

PEDAGOGICAL SCIENCES

THE MAIN PROBLEM AND DEVELOPMENT PROSPECTS OF THE FASHION DESIGN AT THE UNIVERSITY Maronyan H.K. (Republic of Armenia)

Maronyan Hripsime Karapet- lecturer, ARMENIAN STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY NAMED AFTER KH. ABOVYAN, YEREVAN, REPUBLIC OF ARMENIA

Abstract: the article discusses the latest experience accumulated by pedagogical science in the area of teaching the subject of "Clothes Modeling": to develop a unique model of teaching, to scientifically substantiate the effectiveness of the methodology used in the development of artistic abilities of students, to emphasize the importance of further operation, to separate the problems, taking into account the complexities of their solution.

The problem of the article was considered in the context of artistic education and implies the formation of a complex methodical system in university frameworks, which will create favorable conditions for students' artistic activities, will allow them to solve various problems with complex activities, increasing the general interest in learning and profession. Keywords: culture, national, art, modeling, conceptual, design, fine art.

ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ ОДЕЖДЫ В ВУЗЕ Маронян Р.К. (Республика Армения)

Маронян Рипсиме Карапетовна - лектор, Армянский государственный педагогический университет имени Х. Абовяна, г. Ереван, Республика Армения

Аннотация: в статье рассматривается новейший опыт педагогической науки в области профессии «Моделирование одежды»: разработать уникальную модель обучения, научно обосновать эффективность используемой методики в развитии художественных способностей учащихся, подчеркнуть важность дальнейшей эксплуатации, выявить проблемы с учетом сложностей их решения.

Проблема статьи рассмотрена в контексте художественного образования и предполагает формирование в рамках вуза комплексной методической системы, которая создаст благоприятные условия для творческой деятельности студентов, позволит им решать различные задачи комплексной деятельностью, повышая общий интерес к учебе и профессии. Ключевые слова: культура, национальная, искусство, моделирование, концептуальная, система, дизайн, проект.

DOI10.24411/2542-0798-2024-19404

Радикальные изменения, происходящие в современном обществе, выдвигают новые требования к роли художественного образования в раскрытии интересов и потребностей личности. Это касается любой сферы человеческого общества. Сегодня информационные технологии, проникшие в различные сферы деятельности, придают новые темпы развития производству, рыночным отношениям и в целом прогрессу общественной жизни. Первое вызвано объективно возникающей необходимостью повышения гуманитарной роли современных проблем, направленной на гармоничное развитие личности и реализацию возможностей молодого поколения, поскольку каждое поколение является связующим звеном между прошлым и будущим, обеспечивающим цепочку последовательности и

наследования. Во-вторых, это связано также с современными проблемами образования и преподавания, возникшими в сфере художественной деятельности. В-третьих, с психологическими особенностями современного человека, проблемами его развития и формирования. Несмотря на обилие исследований национальных традиций, в научной литературе нет единого, принятого определения, и с древнейших времен до наших дней они складывались в связи с особенностями народов.

Сложное единство национальной культуры армянского народа воплощается в отдельных сторонах национального самосознания народного художественного мастерства, нравственно-психологических взглядов на жизнь народа, особенностей быта, взаимоотношений между людьми. Именно поэтому в рамках данного курса деятельность, предполагающая интеграцию знаний, умений и навыков, относящихся к разным областям, оказывает эффективное воздействие на формирование интереса к моделированию одежды в контексте национального костюма, что возможно в области изобразительного искусства в рамках методических систем, объединяющих различные знания, умения и навыки. По сути, данная модель представляет собой методическую систему профессионального курса «Моделирование одежды».

Проблема обучения, направленного на развитие способностей, учащихся на занятиях по моделированию одежды, рассматривается большей частью с точки зрения интеграции ее дисциплин с курсами изобразительного искусства, технической и компьютерной графики, технологии. Есть основания утверждать, что такое сочетание способствует повышению уровня художественно-творческой подготовки студентов, положительно влияет на художественную деятельность.

Однако мы видим, что комплексное обучение еще не в полной мере использует педагогические возможности моделирования одежды.

Наше исследование представляет собой попытку по-новому применить методы университетского курса моделирования одежды с точки зрения формирования сложной функциональной области и объединить знания, умения и навыки

Когда впервые возник вопрос о традиционном, прикладном искусстве, статусе образования, научного изучения, потребовалось длительное время для объяснения, что это художественное направление, имеющее богатое прошлое, большое будущее и достаточно интенсивно развивающееся настоящее. Ведь это неотъемлемая часть человеческой культуры, а главное, она не только имеет право быть частью высшего образования, но и имеет острую необходимость сохранения и изучения как наследие.

Какие формы и степени образования были в традиционном искусстве и ремеслах? В удовлетворительном ли состоянии высшее профессиональное образование в этой сфере, есть ли новые возможности для его развития? Каковы образовательные особенности преподавания национального традиционного декоративно-прикладного искусства?

Насколько реалистична реализация концептуальных идей о взаимосвязи проблем народного творчества и насколько они применимы к уровням образовательного звена - от дошкольного до профессионального и профессионально-педагогического вуза?

Как выйти из кризиса образования, диктующего свои требования в условиях рыночной экономики, не удовлетворяющие ни учителей, ни учащихся, ни общество.

И главное: чему и как учить, чтобы народное, традиционное искусство стало для одних основой мировоззрения, эстетического развития, сформировало восприятие прекрасного и воспитание видения истинной красоты, для других - высокого профессионального будущего, для третьих - просто образ жизни, без которого невозможно представить национальное самосознание и существование [2; стр. 47].

Чтобы ответить на эти вопросы, связанные с обучением народному искусству и национальному костюму в частности (от дошкольного до вузовского), необходимо проанализировать отрасли традиционного декоративно-прикладного искусства и историю их преподавания.

Рассматривая моделирование одежды как одну из вышеперечисленных отраслей, следует отметить, что одежда является составной частью материальной и духовной культуры

42

общества. В то же время, это одновременно произведение декоративно-прикладного искусства, эстетически преображающее внешний вид человека, защищающее организм от воздействия окружающей среды.

Помимо того, что современная одежда отвечает вышеперечисленным требованиям, будучи практичной и эстетичной, она также должна нести в себе определенную идею, иметь внутренний смысл, что делает ее больше, чем просто одеждой. Термин концептуальное моделирование существует уже давно. Слово концепт переводится с латинского «концепция», что означает систему взглядов или особенность восприятия вещей и событий, несущую в себе мысль о новом произведении искусства или научной работе.

Концептуальное моделирование существует во всех областях художественной деятельности человека: музыке, архитектуре, живописи, технике, моделировании одежды. Концептуальное направление одежды в области моделирования одежды начало выделяться со второй половины XX века и до сих пор считается одной из перспективных отраслей этой области.

В концептуальном моделировании ключевое значение имеет понятие, (основа) система взглядов, смысловая направленность цели, посредством которых автор выражает свое мировоззрение, отношение к какому-либо явлению и иногда представляет обсуждаемую проблему со своим вариантом решения. Именно по этой причине представители концептуального дизайна часто находят инновационные решения в дизайне одежды, строительстве и технологических разработках [4; стр. 147]. Концептуальное моделирование предполагает выражение основной, центральной идеи с помощью различных творческих средств. В этой области творец предполагает, что все возможно, и художественный вымысел имеет право считаться реальным тогда, когда он обретает форму /forma/ и только тогда он становится осязаемым и носителем идеи. Когда форма симметрична, дополнена соответствующими цветовыми решениями, она может вызывать чувства, свойственные центральной идее, которая используется для придания ей большей ощутимости за счет соответствующего материала, формы, симметрии, ритма и масштаба. В результате правильного сочетания всего этого появляется контент, делающий идею ценной.

Проекты, представленные модельерами, занимающимися концептуальным дизайном одежды, могут быть удобными для ношения, отвечающими эргономическим требованиям к одежде, но иногда концепция, идея является первичной, и в основном такие образцы представлялись на выставках и показах. Этой особенностью область концептуального моделирования одежды отличается от других областей, где особое внимание уделяется требованиям комфорта и эргономики и которые уступают место философскому, эстетическому и духовному в концептуальном проектировании одежды. При создании модели моделист вносит свои взгляды, впечатления, связанные с основной идеей. [5].

«Искусство необходимо моде, потому что оно свободно от рамок, не ограничено размерами и сезонами, поэтому является великим вдохновением», — замечает художник М. Перес [3; стр. 207].

Таким образом, как особенность концептуального моделирования одежды можно отметить преимущественно смысловую акцентированность в дизайне одежды, включение ее в различные области моделирования. Коллекции создаются с использованием нетрадиционных материалов, технологий, и одна и та же идея может быть представлена в нескольких коллекциях одного и того же дизайнера [4, с.240].

Реализация реформы профессиональных университетов означает, прежде всего, повышение качества обучения и воспитания, формирование научного и творческого мировоззрения студентов. И чтобы учащиеся поняли основы естественных и социальных наук, закономерности развития общества, необходимо перейти к новому характеру обучения, от воспроизводящего к развивающему. В случае такой модели обучения, учащиеся смогут решать познавательные задачи, делать анализ и обобщения, сравнения и размышления, представлять данное явление или реальность, применяя знания, полученные из разных предметов.

Каждый учебный предмет, отражающий всеобщее представление о природе или обществе, в основном соответствует одной области современной науки, поэтому учащиеся

43

осваивают основы соответствующей области науки. Содержание различных учебных предметов взаимосвязано отражает реальную действительность в различных ее аспектах, а межпредметные связи дают широкую возможность проявить комплексный подход к обучению и воспитанию и служат формированию единого взгляда на объективную реальность. Межпредметные связи, раскрывающие реальные связи природы, считаются носителями закономерностей объективной реальности. Изучение и экспериментальные исследования показывают, что поисковые, исследовательские и проблемные методы обучения способствуют реализации межпредметных связей. Студентам и в целом обучающимся можно ставить задачи, выполнение которых требует применения совокупности знаний и умений, полученных по разным предметам. Обнаруживая межпредметные связи, учащиеся не только досконально понимают содержание данного предмета, основную идею, научные знания, но и обеспечивают общее представление о природе и обществе, приобретают опыт творчества, выполнения интеллектуальной работы, умеют ориентироваться в выборе профессии, своей роли и положения в обществе, в вопросах ответственности. Обучающийся находится в первом измерении системы обучения, и среди благоприятных условий для его способностей, повышения возможностей, ориентации их формирования и развития следует выделить «жизнеспособное общение, использование методов или характер проявления творческой активности обучающегося». [1, стр. 239]. Внимание преподавателя должно быть направлено на самостоятельность и опыт творческой деятельности учащихся, умение извлекать необходимую информацию из преподаваемого материала.

Итак, стремление к прекрасному было свойственно всем народам с самых ранних этапов развития человеческого общества. Сохраняя национальные традиции, развивая и передавая их из поколения в поколение, дополняя, народные мастера сохранили и по сей день особенности народного костюма.

Национальная одежда - это не только один из ярких элементов культуры, но и прекрасное сочетание видов декоративно-прикладного искусства. Это одна из оригинальных форм эстетического самовыражения, особое средство выражения чувств, оригинальное и яркое выражение материальной и духовной культуры, где форма и содержание являются языком народа. Его образцы, собранные в наших музеях, просто поражают богатством цвета, логичностью форм, уместностью структуры. Дошедшие до нас образцы национально-крестьянского костюма в основном принадлежат докапиталистическому обществу, где одежда изготавливалась в натуральных хозяйствах, начиная от получения пряжи и заканчивая украшением готовой одежды. В качестве сырья использовались натуральные материалы: шерсть, войлок, конопля, а позже покупные нити и ткани — шелк и др. Одежда богато украшалась вышивками, узорами, дополнениями из цветных тканей. Создание национального костюма основано на принципах и особенностях, согласно которым формировалась выкройка, располагались узоры, соединялись отдельные детали в тот или иной комплект. Исходя из обычаев и времени определялось, когда, какой вид и в каком сочетании следует носить одежду. Одежда человека, непосредственно связанная с работой, отличалась целенаправленностью покроя, по большей части она была простой и экономной, что объяснялось шириной ткани, стремлением создать удобные для человека формы и полностью использовать ткань. Такой наряд не стеснял движений, был пригоден также для тяжелых крестьянских работ и для торжеств.

Список литературы /References

1. IREX Armenia -кррт.р_)шЬ шрц^ h^tftafabqfrpbhp, 9ЬпЬшр^ пштд^ЬЬр^ hшtfшp, Lnшшpшg hpшmшpш^nLpJnLh, ЪркшЬ, 2005, 345 t2

2. Быстрова Т.Ю. Филосовские проблемы творчества в искусстве и дизайне: учебное пособие / 2-ое издание - УТТУ-УПИ, 2009. - 159 стр.

3. Готтенрот Ф. Всеобщая история история стиля и моды, Эксмо 2009 г., 672 стр.

4. Плешкова И.С. Влияние идей концептуализма на творчество модельера / И.С. Плешкова Знание. Понимание. Умение. - 2010 - № 3 - 324 стр.

5. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lookatfashion.ru/alexander-mcqueen-krasota-v-serdce-smotryashhego/ (дата обращения: 25.12.2023).

ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN EDUCATION SYSTEM Arnurkyzy A.1, Saduakas A.2 (Republic of Kazakhstan)

1Arnurkyzy Aruzhan - Student, 2Saduakas Akbota - English teacher, SECONDARY SCHOOL-GYMNASIUM № 19 NAMED AFTER M. ZHUMABAYEV, TALDYKORGAN, REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Abstract: artificial Intelligence (AI) has emerged as a transformative force in the realm of education, offering innovative solutions to enhance learning experiences and educational outcomes. This article provides a comprehensive exploration of the applications, advantages, and challenges associated with the integration of AI in education systems. The paper discusses how AI technologies, including adaptive learning platforms, intelligent tutoring systems, and data analytics, contribute to personalized and efficient learning environments. While highlighting the potential benefits such as personalized learning, data-driven decision-making, and global connectivity, the article also addresses critical concerns related to privacy, bias, and equity. Emphasizing the need for responsible implementation, teacher training, and ethical considerations, the article seeks to contribute to a deeper understanding of the role and impact of AI in shaping the future of education systems worldwide

Keywords: AI, education, law, medicine, tools, techniques, complex discipline.

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ Арнуркызы А.1, Садуакас А.2 (Республика Казахстан)

1Арнуркызы Аружан - студент, 2Садуакас Акбота - преподаватель английского языка, Средняя школа-гимназия № 19 имени М. Жумабаева, г. Талдыкорган, Республика Казахстан

Аннотация: искусственный интеллект (ИИ) стал преобразующей силой в сфере образования, предлагая инновационные решения для улучшения качества обучения и повышения результатов обучения. В этой статье представлено всестороннее исследование приложений, преимуществ и проблем, связанных с интеграцией ИИ в системы образования. В документе обсуждается, как технологии искусственного интеллекта, в том числе платформы адаптивного обучения, интеллектуальные системы обучения и анализ данных, способствуют созданию персонализированной и эффективной среды обучения. Подчеркивая потенциальные преимущества, такие как персонализированное обучение, принятие решений на основе данных и глобальная связь, в статье также рассматриваются критические проблемы, связанные с конфиденциальностью, предвзятостью и равенством. Подчеркивая необходимость ответственного внедрения, подготовки учителей и этических соображений, статья призвана способствовать более глубокому пониманию роли и влияния ИИ на формирование будущего систем образования во всем мире.

Ключевые слова: ИИ, образование, право, медицина, инструменты, методики, комплексная дисциплина

UDK 37, 1174

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.