Научная статья на тему 'ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОГОВОРОВ И СОГЛАШЕНИЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ'

ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОГОВОРОВ И СОГЛАШЕНИЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
181
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Договор / обязательства / условия / стороны / предмет / срок / содержание.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мазурова Н.В.

Статья посвящена достаточно актуальной теме правовой природе инвестиционных договоров. В статье рассматривается правовая природа основания договоров и соглашений перевозки грузов, условия, предмет, обязанности сторон грузовой перевозки. Общие свойства многочисленных договорных форм осуществления перевозок и инвестиционной деятельности предопределяют единство их правового регулирования. Автором рассматриваются признаки, обстоятельства, обязательства перевозки грузов и условия заключения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОГОВОРОВ И СОГЛАШЕНИЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-7-141-145 NIION: 2018-0076-7/22-829 MOSURED: 77/27-023-2022-7-1027

МАЗУРОВА Н.В.,

40.06.01 Юриспруденция, 12.00.03 Гражданское право, предпринимательское право, семейное право, международное частное право Всероссийский государственный университет юстиции (РПА МИНЮСТА РОССИИ), Россия, г. Москва, е-таИ: mail@law-books.ru

ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОГОВОРОВ И СОГЛАШЕНИЙ

ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ

Аннотация. Статья посвящена достаточно актуальной теме правовой природе инвестиционных договоров. В статье рассматривается правовая природа основания договоров и соглашений перевозки грузов, условия, предмет, обязанности сторон грузовой перевозки. Общие свойства многочисленных договорных форм осуществления перевозок и инвестиционной деятельности предопределяют единство их правового регулирования. Автором рассматриваются признаки, обстоятельства, обязательства перевозки грузов и условия заключения.

Ключевые слова: Договор, обязательства, условия, стороны, предмет, срок, содержание.

MAZUROVA N.V.,

40.06.01 Jurisprudence, 12.00.03 Civil law, The enterprise right, the family right, The international private law The All-Russia state university Justices (РПА МИНЮСТА Russia) Russia, Moscow

THE BASES OF OCCURRENCE OF CONTRACTS AND AGREEMENTS OF TRANSPORTATION OF CARGOES

Annotation. Clause is devoted to enough vital topic to the legal nature of investment contracts. In clause the legal nature of the basis of contracts and agreements of transportation of cargoes, conditions, a subject, duties of the parties of freight traffic is considered. The general properties of numerous contractual forms of realization of transportations and investment activity predetermine unity of their legal regulation. The author considers attributes, circumstances, obligations of transportation of cargoes and conditions of the conclusion.

Key words; the Contract, obligations, conditions, the parties, a subject, term, the maintenance.

С учетом активного вовлечения России в мировое экономическое сообщество все более часто применяются международные транспортные соглашения и конвенции. Они используются при осуществлении международных перевозок, а также служат образцом для унификации российского транспортного права. Очевидно, что правовые и технологические нормы перевозочного процесса в международном железнодорожном сообщении значительно сложнее, так как при их разработке необходимо учитывать интересы нескольких стран, особенности их национальных нормативных актов, условий работы

железных дорог и технологические особенности перевозок за рубежом. Для обеспечения внешнеэкономических связей и развития международной торговли возникает необходимость в создании надежных транспортных связей, обеспечивающих своевременную и сохранную доставку товаров, беспрепятственную передачу грузов на государственных границах и обеспечение качества сданного к перевозке груза.

Специфика участия железнодорожного транспорта в перевозках внешнеторговых грузов России заключается в том, что по территории страны он доставляет подавляющую часть това-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022

ров из российских портов для дальнейшей их отправки морским и речным транспортом. Кроме того, железнодорожный транспорт осуществляет транзитные перевозки грузов иностранной клиентуры по территории России, экспортируя транспортные услуги.

Таким образом, оценивая роль железнодорожного транспорта во внешнеэкономических связях в целом, не следует ограничиваться данными непосредственно по железнодорожным перевозкам, надо принимать во внимание и объемы грузов, перевозимых в смешанном железно-дорожно-водном сообщении, а также транзитные перевозки.

Железные дороги являются самым крупным грузоперевозчиком страны. На их долю приходится около 30% общенационального грузооборота. С точки зрения затрат железные дороги -наиболее рентабельный вид транспорта для перевозок вагонных партий грузом навалом (каменного угля, руды, песка, сельскохозяйственной и лесной продукции) на дальние расстояния.

Железные дороги начали увеличивать число услуг с учетом специфики клиентов. Было создано новое оборудование для более эффективной гру-зообработки отдельных категорий товаров, платформы для перевозки автомобильных прицепов; стали предоставляться услуги в пути, такие, как переадресование уже отгруженных товаров в другой пункт назначения прямо на маршруте и обработка товаров в ходе перевозки.

Природа договора перевозки всегда вызывала споры. В основном они ведутся вокруг грузополучателя. Одни авторы полагают, что последний является самостоятельным участником договора, а сам договор носит трехсторонний характер [8]. Другие авторы придерживаются мнения, что в договоре перевозки отправитель и получатель груза являются одной стороной договора (Либба И.П. Перевозочные документы по Уставу железных дорог СССР в сб. «Основные вопросы железнодорожного права, 1925. с.215). Существует мнение, что договор грузовой перевозки является договором о вручении исполнения третьему лицу (Яичков Г.К. Договор железнодорожной перевозки грузов, 1958, с.143-144). Наконец, наиболее распространена точка зрения, что это договор в пользу третьего лица [4]. Она появилась еще в 20-е годы, когда были опубликованы первые работы на эту тему (Черепахин Б.Б. Ответственность грузополучателя по договору пере-возки,1927, с.7. Гусаков А.Г. Железнодорожное право по законодательству СССР, 1929, с.47).

Гражданский кодекс РФ определяет лишь наиболее принципиальные правила, касающиеся перевоза груза, пассажира и багажа, а также иных транспортных обязательств. В соответствии с ГК

РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.1

С введением в действие нового Федерального Закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» задачи совершенствования взаимоотношений железных дорог с предприятиями других видов транспорта, повышения качества предоставляемых транспортных услуг населению, грузоотправителям, грузополучателям, владельцам железнодорожных путей в значительной мере способствуют дальнейшему развитию договорных отношений.

Система транспортных договоров на железной дороге включает в себя следующие группы: договор перевозки грузов, договоры об организации перевозок, вспомогательные транспортные договоры. [4]

Существенные условия договора перевозки.

Предмет договора перевозки — услуги по доставке вверенных перевозчику материальных ценностей (грузов) в пункт назначения. Эти услуги включают в себя не только собственно транспортировку грузов, но и иные действия, в частности, хранение, выдачу груза получателю, нередко погрузку и выгрузку. Каждое из этих действий, взятое в отдельности, напоминает предмет других гражданско-правовых договоров. Так, оказание услуг по транспортировке груза, а также выполнение погрузочно-разгрузочных работ сближает договор перевозки с договорами подряда и возмездного оказания услуг. Поскольку перевозочные средства в период погрузки фактически используются в интересах клиентуры, наблюдается сходство перевозки с договором аренды.

Обязанность перевозчика обеспечить хранение груза свидетельствует о наличии элементов, характерных для хранения. Выдача транспортной организацией груза получателю по указанию отправителя напоминает действие поверенного (агента) по договору поручения (агентирования).

Однако и погрузка, и выгрузка груза, и его хранение и выдача лишь сопутствуют цели договора перевозки. Юридическая же природа любого договора определяется его основной целью, а не сопутствующими ему моментами. Такая цель в договоре перевозки — транспортировка и доставка грузов в пункты назначения.

Выполнение всех названных действий — лишь условие надлежащего исполнения этой обязанности транспортной организацией. Именно она и обусловливает выделение договора пере-

1 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая: от 29.01.2002 N 10-ФЗ) ст. 10 (ред. от 29.07.2018)

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022

возки в системе обязательств в качестве самостоятельного.

По общему правилу, закрепленному в ст. 784 ГК, перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Заключение договора перевозки груза требует наличия организационных предпосылок. Они воплощаются во встречных действиях сторон обязательства перевозки: перевозчик должен подать под погрузку исправные транспортные средства, а грузоотправитель — предъявить груз к перевозке (ст. 791 ГК). Предпосылки заключения договора грузовой перевозки сегодня могут приобретать правовые формы:

а) заявок (заказов);

б) договоров об организации перевозок (годовых, навигационных и др.);

в) административно-плановых актов упоминавшихся в особых случаях.

Кроме того, иногда все организационные предпосылки заключения договора перевозки груза просто содержатся в самом договоре перевозки, имеющем консенсуальную природу.1

При системе заявок (заказов) грузоотправители представляют перевозчику сведения о своих потребностях в осуществлении перевозок. На железнодорожном транспорте особо выделяются декадные заявки (ст. 11 УЖДТ РФ),2 а при экспортных перевозках - полумесячные заявки. Подача заявки обеспечивает завязку процесса транспортировки груза.

Договор об организации перевозок заключается в порядке, установленном ст. 798 ГК. Такая форма взаимоотношений между перевозчиком и грузовладельцем применяется при систематических перевозках грузов на долгосрочной основе. Суть этого договора в том, что перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец - предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. По своей природе он не является договором перевозки, носит консенсу-альный, взаимный характер и направлен на обеспечение планомерных отправок грузов.

Существенными условиями договора считаются объемы и сроки предоставления транспортных средств и предъявления грузов к перевозке, порядок расчетов сторон и пр.

Из определения вытекает, что договор грузовой перевозки — взаимный и возмездный. Он считается заключенным лишь после передачи груза

1 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая: от 29.01.2002 N 10-ФЗ) ст.791 (ред. от 29.07.2018)

2 Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ

(ред. от 03.08.2018) "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019)

перевозчику и, следовательно, относится к числу реальных договоров. Договор перевозки груза -строго формальный договор. Он всегда заключается в письменной форме, причем часто с соблюдением обязательных реквизитов, которые установлены законодательством.

При перевозках железнодорожным транспортом перевозочные средства подаются на станции, принадлежащие отправителям.

В соответствии со ст. 791 ГК3 перевозчик обязан подать грузоотправителю исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза.

Исправность и пригодность перевозочных средств должна быть технико-коммерческой и обеспечивать сохранность груза в процессе транспортировки. Транспортное средство подается дочищенным от остатков груза и мусора или промытым и продезинфицированным и т. п. При этом отправитель груза вправе отказаться от поданных транспортных средств, не пригодных для перевозки соответствующего груза. Напротив, проверка коммерческой пригодности транспортного средства является обязанностью отправителя, который в отличие от перевозчика лучше знает свойства конкретного груза.

Обязанности перевозчика подать груз соответствует обязанность отправителя предъявить груз к перевозке. Условия сдачи груза к перевозке бывают общими, которые подлежат выполнению во всех случаях, независимо от специфики груза, и специальными, которые применяются при перевозке грузов, обладающих особыми свойствами. Общие условия касаются количества и наименования груза, определения его веса, тары (упаковки), маркировки и объявления ценности. Специальные — устанавливаются для грузов, перевозка которых требует соблюдения особых мер и условий их транспортировки. Так, при перевозке многих видов грузов необходимо представить сертификат их качества, а при перевозке животных и птиц — карантинные (ветеринарные) документы.[6]

Количество и род груза, который подлежит сдаче к перевозке, определяются заявкой, договором об организации перевозок или самим договором перевозки. Замена одного груза другим допускается с согласия перевозчика. Предъявляемый к перевозке груз должен быть правильно наименован. Грузы, нуждающиеся в предохранении от утраты, порчи или повреждения, должны предъявляться в исправной таре, соответствующей стандартам или, по крайней мере, обеспечивающей их полную сохранность. При несоблюдении этого

3 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая: от 29.01.2002 N 10-ФЗ) ст.791 (ред. от 29.07.2018)

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022

требования транспортная организация вправе отказать в приеме груза. По усмотрению отправителя груз может быть сдан к перевозке с объявленной ценностью. Использование последней облегчает доказательство стоимости груза при его утрате и повреждении.

Одним из условий, обеспечивающих сохранность и индивидуа-лизацию груза в процессе перевозки, является его маркировка, т.е. нанесение на груз определенных надписей и условных знаков для определения принадлежности груза, его особенностей, соблюдения мер предосторожности (например, «верх», «стекло», «не кантовать») и т.д.

Вес груза может быть определен:

а) взвешиванием (воздушный и часто другие виды транспорта);

б) по трафарету на каждом грузовом месте;

в) по стандарту при перевозке грузов, упакованных в тару стандартной вместимости; г) расчетным способом (например, по обмеру);

д) условно (животных, автомобилей и пр.).

Способ определения веса указывается в транспортных документах. Если иное не установлено законом или договором, вес груза определяет тот, кто производит погрузку.

Совершая названные действия, стороны вступают в договорные отношения.

Перевозка оформляется накладной. Она содержит все существенные условия договора и по существу является формой договора перевозки. Накладную заполняет отправитель в установленной форме и вручает перевозчику с грузом. В ней указываются наименование отправителя, получателя, место отправления и доставки груза, число мест, масса груза, род упаковки и характеристика перевозимого груза. Грузоотправитель несет ответственность за неправильность и неполноту сведений в накладной [5].

В соответствии с договором перевозки перевозчик обязан доставить переданный ему груз в пункт назначения в целости и сохранности и выдать его управомоченному на его получение лицу. Если груз перевозчиком был утрачен, испорчен либо поврежден, то он обязан возместить грузоотправителю или грузополучателю возникшие в результате этого убытки. За утрату или недостачу груза перевозчик выплачивает получателю стоимость утраченного или недостающего груза.

Срок в обязательстве перевозки — это промежуток времени, в течение которого груз должен быть доставлен в пункт назначения. В соответствии со ст. 792 ГК1 перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные

транспортным законодательством. а при отсутствии таких сроков — в разумный срок. При прямых смешанных перевозках сроки доставки определяются по совокупности сроков, исчисляемых на основании правил, действующих на соответствующих видах транспорта. Срок доставки соблюден, если в пункте назначения груз выгружен средствами перевозчика или вагоны поданы под разгрузку средствами получателя до истечения установленного (согласованного) срока доставки. При этом учитываются и особые обстоятельства, вызвавшие задержку в доставке грузов.

Перевозчик обязан доставить груз в установленный срок. Срок доставки определяется в зависимости от вида транспорта и от расстояния между пунктом отправления и пунктом назначения. На железной дороге сроки доставки исчисляются также в зависимости от вида скорости (большая скорость, грузовая скорость).

За задержку доставки груза перевозчик уплачивает штраф. На железной дороге он определяется в зависимости от просрочки и размера провозной платы. Размер штрафа не может превышать 75 % размера провозной платы. При приемке груза грузополучатель обязан проверить сохранность прибывшего груза, а именно: целостность пломб, исправность вагонов, льдоснабже-ние, соответствие груза данным, указанным в накладной. Если грузополучатель обнаружит какое-то отклонение от уставных правил, он должен потребовать составления коммерческого акта [7]. Требование о составлении коммерческого акта должно быть заявлено и в том случае, когда скоропортящийся груз пришел с просрочкой.

Тарифы на грузовые перевозки устанавливаются на основе государственной бюджетной, ценовой и тарифной политики в соответствии с Законом о естественных монополиях в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ст.10 Закона о федеральном железнодорожном транспорте)2. Дополнительные работы и услуги, железных дорог могут оплачиваться по договорным ценам. Все причитающиеся железной дороге платежи за перевозку груза вносятся грузоотправителем на станции отправления. Нарушение этой обязанности влечет взыскание с него штрафа в размере, определенном УЖДТ, а отправление груза до внесения платежей может быть задержано. Кроме того, дорога вообще освобождается от ответственности за неподачу транспортных средств до момента внесения отправителем платежей за предыдущую перевозку. За

1 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая: от 29.01.2002 N 10-ФЗ) ст.798 (ред. от 29.07.2018)

2 Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.08.2018)

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022

сверхнормативное хранение взыскивается пеня. Окончательные расчеты за перевозку груза осуществляются с получателем, если иное не установлено договором.

Железная дорога обязана доставить груз в пункт назначения в установленный срок, который зависит от расстояния, вида отправки, скорости перевозки и других условий. Срок доставки исчисляется с 24 часов дня приема груза к перевозке.

Груз считается доставленным в срок, если на станции назначения он выгружен средствами железной дороги или если вагон (контейнер) подан под выгрузку средствами грузополучателя до истечения установленного срока доставки.

При задержке подачи вагона (контейнера) под выгрузку по причинам, зависящим от получателя, груз считается доставленным в срок, если он прибыл на станцию назначения до истечения установленного срока доставки (ст.33 Устава).1 При различных обстоятельствах действующие сроки могут удлиняться или укорачиваться.

Список литературы:

[1] Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая: от 29.01.2002 N 10-ФЗ) ст. 10, 791, 792, 794, 798 (ред. от 29.07.2018)

[2] Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019)

[3] Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.08.2018)

[4] Беседкина Н.И., Косулина А.М. Инвестиционное право / Н.И. Беседкина, А.М. Косулина, М.: Юрайт, 2015,- 273 с.

1 Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019)

[5] Беляев В. M. Грузовые перевозки; / B.M. Беляев, учебное пособие, Академия - Mосква, 2015, - 176 с.

[6] Богатырев А.Г. Правовое регулирование инвестиционных отношений (вопросы теории и практики). M.: Эконинформ, 2012,-177 с.

[7] Железнодорожные пассажирские перевозки; Русич, Паллада-медиа - Mосква, 2012, -512 c.

[8] Тарасов M.A. Договор перевозки, 1965, с.123. Савичев Г.П. Гражданское право под ред. Суханова M., 1993, т.2, с.273

Spisok literatury:

[1] Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii. CHast' vtoraya: ot 29.01.2002 N 10-FZ) st. 10, 791, 792, 794, 798 (red. ot 29.07.2018)

[2] Federal'nyj zakon ot 10.01.2003 N 18-FZ (red. ot 03.08.2018) "Ustav zheleznodorozhnogo transporta Rossijskoj Federacii" (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.01.2019)

[3] Federal'nyj zakon ot 10.01.2003 N 17-FZ (red. ot 03.08.2018) "O zheleznodorozhnom transporte v Rossijskoj Federacii" (s izm. i dop., vstup. v silu s 14.08.2018)

[4] Besedkina N.I., Kosulina A.M. Investicion-noe pravo / N.I. Besedkina, A.M. Kosulina, M.: YUrajt, 2015,- 273 s.

[5] Belyaev V. M. Gruzovye perevozki; / V.M. Belyaev, uchebnoe posobie, Akademiya - Moskva, 2015, - 176 c.

[6] Bogatyrev A.G. Pravovoe regulirovanie investicionnyh otnoshenij (voprosy teorii i praktiki). M.: Ekoninform, 2012,-177 s.

[7] ZHeleznodorozhnye passazhirskie perev-ozki; Rusich, Pallada-media - Moskva, 2012, - 512 c.

[8] Tarasov M.A. Dogovor perevozki, 1965, s.123. Savichev G.P. Grazhdanskoe pravo pod red. Suhanova M., 1993, t.2, s.273

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.