Психологические науки
УДК 159.9
ОСНОВАНИЯ СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПСИХИЧЕСКИ ПОЛНОЦЕННЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ СУБЪЕКТОВ А.В. Мантикова Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова
Аннотация. В статье рассматриваются факторы, условия, которые служат основанием для назначения экспертиз с участием субъектов, не достигших совершеннолетия: судебно-психологических, социально-психологических, психолого-педагогических. В качестве объекта исследования в данных экспертизах выступают несовершеннолетние с их особенностями психических, психологических проявлений. Несовершеннолетние, в интересах которых назначаются экспертизы в рамках гражданских дел - как правило, это такие субъекты, в интересах которых проясняются: социально-психологический контекст их семейной ситуации, особенности их взаимоотношений со значимыми членами семьи, их психологические особенности и психологические особенности родителей и опекунов. В рамках уголовных дел, согласно практике автора, несовершеннолетние субъекты экспертизы: потерпевшие; обвиняемые; реже - свидетели.
Ключевые слова: судебно-психологическая экспертиза, несовершеннолетний субъект экспертизы, подросток.
BASES OF FORENSIC PSYCHOLOGICAL EXAMINATION OF MENTALLY SANE MINORS
A.V. Mantikova Katanov Khakass State University
Abstract. The article discusses the factors, the conditions that serve as the basis for the appointment of expert examinations with participation of subjects under the age of majority: the conditions are judicial-psychological, socio-psychological, and psychological-pedagogical. The object of study in these examinations is minors with their mental characteristics and psychological manifestations. Minors whose interests are assigned to examinations in civil cases - as a rule, they are subjects for whose sake they become clear: the socio-psychological context of their family situation, the features of their relationship with significant family members, their psychological characteristics and the psychological characteristics of parents and guardians. In the framework of criminal cases, according to the author's practice, minor subjects of expertise: victims; accused; less often - witnesses.
Keywords: forensic-psychological examination, minor subject of examination, teen.
В последнее время не только в уголовном, но и в гражданском судопроизводстве неуклонно возрастает частота назначения психологических и комплексных экспертиз (психолого-педагогических, психолого-психиатрических, психолингвистических).
Несовершеннолетние субъекты экспертиз по гражданским делам, как правило, фигурируют в судебных экспертизах:
1. о расторжении брака и определении места жительства ребёнка;
2. об определении места жительства ребёнка и порядка общения с ребёнком;
3. об изменении порядка общения с ребёнком;
4. об ограничении в родительских правах [1].
В рамках уголовных дел, согласно практике автора, несовершеннолетние субъекты экспертизы:
1. потерпевшие;
2. обвиняемые;
3. реже - свидетели.
Реже имеют место случаи, когда субъект экспертизы -несовершеннолетний осужденный, они, как правило, связаны с аппеляцией, пересмотром дела и назначением повторной судебно-психологической экспертизы. В подобных случаях исследуются не только особенности восприятия, но и структурные особенности, ценностно-потребностная сфера личности несовершеннолетнего осужденного [1, 2, 3].
Причём, рост частоты судебных экспертиз с привлечением психологов наблюдается не только в крупных субъектах Российской Федерации, но и в малых субъектах. Например, за последние 3 года автор всё чаще привлекается городскими и районными судами Республик: Хакасии, Тывы, в качестве эксперта, в то время как в 2009-2013гг. определения о назначении психологической экспертизы поступали, в основном, по югу Красноярского края.
Общеправовое основание назначения судебной экспертизы отражено в процессуальном законе (ст. 74 ГПК, ст. 78 УПК), и выражается как потребность в применении специальных знаний, определяемая судом при рассмотрении конкретного дела. Применительно к судебно-психологической экспертизе процессуальным основанием её назначения является необходимость применения специальных психологических знаний для разъяснения возникающих при рассмотрении дела судом вопросов.
Необходимость или потребность в специальных знаниях определяется судом, но критерии этой потребности, по-прежнему, субъективны. Чтобы выявить наличие правового основания, нужно выяснить, существуют ли специальные основания и поводы к назначению психологической экспертизы.
Специальное основание отражает специфику процессуальных (общих) экспертных задач, решаемых в рамках конкретного судебного процесса. В таком основании,
фактически, отражаются основные элементы предмета судебно-психологической экспертизы. Определяя
специальное основание, суд проверяет, будут ли юридически значимыми обстоятельства, выявить которые эксперт компетентен. При положительном ответе суд делает вывод о наличии правового основания к назначению экспертизы, выносит определение. Объектом судебно-психологической экспертизы выступает индивид как носитель психического, находящийся в определённом статусе, согласно судебному процессу, - истец, ответчик, свидетель, потерпевший, обвиняемый. То есть, любые проявления психической активности, деятельности, личностные особенности, - могут выступать предметом судебно-психологической экспертизы [1].
Специальное основание судебно-психологической экспертизы производно от научной компетенции психологического исследования, оно одновременно учитывает потенциальную доказательственную значимость результатов исследования. Специальное основание назначения судебно-психологической экспертизы — это наличие у суда обоснованного сомнения в способности конкретного участника процесса адекватно отображать внешнюю и внутреннюю стороны событий, обстоятельств, имеющих значение в ситуации, исследуемой судом.
Формула «адекватно отображать внешнюю и внутреннюю стороны» имеет устоявшееся психологическое содержание, а именно: способность адекватно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства, адекватно запоминать и воспроизводить сведения о них, а также способность в полной мере осознавать фактическое содержание своих действий (юридически значимых), и способность в полной мере осуществлять сознательное, волевое управление ими [1].
Наличие сведений о возрасте, низком уровне психического развития (низкий уровень интеллекта), не
связанными с патологией психики, могут служить поводом к назначению психологической экспертизы в отношении несовершеннолетнего субъекта процесса, для определения его способности адекватно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства, запоминать и воспроизводить в речевой форме информацию о них в суде. Данные о характерологических особенностях, присущих данной личности (склонности к фантазированию, повышенной внушаемости), сведения о необычном эмоциональном состоянии в момент восприятия или нестандартности ситуации (об интенсивности раздражителя) могут служить поводом к назначению экспертизы для определения способности адекватно отображать внутреннюю и внешнюю стороны событий.
Поводы конкретизируют специальные основания назначения судебно-психологической экспертизы, что помогает выбрать ее вид уже на стадии подготовки дела к судебному разбирательству.
Самостоятельным поводом к проведению психологической экспертизы служит информация о возрасте субъекта (несовершеннолетние). Такие лица, в силу психологических причин, характеризуются специфическими изменениями в течении познавательных процессов, зачастую и в эмоционально-волевой структуре.
Подростковый возраст, являясь одним из самых сложных и ответственных, охватывает временные рамки от 10-11 до 13-15 лет, по иным классификациям, - вплоть до 17 лет. В этом возрасте происходят резкие, но качественные изменения, затрагивающие все стороны жизни и развития, соответственно, этот возрастной период считается кризисным. С психологической точки зрения пубертатный возраст, в первую очередь, характеризуется отсутствием гармонии. И это отсутствие охватывает и внутренний мир, и эмоциональную сферу и сферу межличностных отношений. С
другой стороны - подростковый возраст - это период становления ценностей [3].
Кризис подросткового возраста многие авторы связывают с социальной ситуацией развития и ведущей деятельностью. Социальная ситуация развития - это особое положение ребенка в системе принятых в данном обществе отношений. В подростковом возрасте она представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью. Ведущая деятельность - эта та деятельность, которая определяет возникновение основных изменений в психическом развитии на каждом отдельном этапе. Если у младших школьников такой деятельностью является учебная, то в подростковом возрасте она сменяется на интимно-личностное общение. Именно в процессе общения со сверстниками происходит становление нового уровня самосознания, формируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться, и, в тоже время, отстаивать свои права. Кроме того, общение является для подростков очень важным информационным каналом [3].
Именно возрастные особенности формирования и развития психической деятельности несовершеннолетних субъектов обусловливают необходимость участия эксперта-психолога в судебном процессе. На практике такая экспертиза чаще всего назначается в отношении несовершеннолетних потерпевших, обвиняемых, реже -свидетелей. Чтобы представить картину для оснований экспертизы психически полноценных несовершеннолетних субъектов, автор приводит реальные перечни вопросов, сформулированных судом, с которыми имеется опыт работы. Перечни представлены без изменений, заменены только персональные данные на заглавные буквы латинского алфавита.
Вариант 1. Ходатайство о назначении социально-психологической экспертизы по гражданскому делу об ограничении в родительских правах.
В Абаканский городской суд 655017, РХ, г. Абакан, ул. Чертыгашева, 80
Ответчик: ФИО
ХОДАТАЙСТВО о назначении социально-психологической экспертизы
XXX обратилась в Абаканский городской суд с иском к YYY об ограничении в родительских правах.
Вопрос об отношении ребенка к родителям в рамках настоящего дела может быть выяснен только путем проведения социально-психологической экспертизы.
Выяснение вопроса об отношении ребенка к родителям входит в предмет доказывания по настоящему делу.
Согласно пункту 3 статьи 65 Семейного кодекса РФ, при этом суд учитывает привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, возраст ребенка, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и другое).
Решение вопроса о том, с кем целесообразнее проживание ребенка, требует специальных познаний, поскольку зависит, в том числе, от отношения ребенка к родителям.
На основании вышеизложенного и руководствуясь частью 1 статьи 35 ГПК РФ,
ПРОШУ:
Назначить по делу социально-психологическую экспертизу.
Поручить проведение экспертизы психологу Мантиковой Анне Владимировне,
высшего профессионального образования «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова» Кафедра психологии, Медико-психолого-социальный институт ФГБОУ ВПО "ХГУ им. Н.Ф. Катанова" Директор института: Власова Е. Н. кандидат психологических наук, доцент, Абакан, ул. Хакасская, 68
Телефон: 8 (3902) 22-36-64.
Представить на разрешение эксперта следующие вопросы:
1. Каковы индивидуально-психологические особенности несовершеннолетнего XXX?
2. Каковы особенности восприятия несовершеннолетним ХХХ семейной системы?
3. Как несовершеннолетний ХХХ г.р. воспринимает гражданского мужа матери, ZZZ?
4. Как несовершеннолетний XXX г.р. воспринимает воспитательные воздействия ZZZ по отношению к себе?
5. Как может отразиться на дальнейшем психоэмоциональном развитии несовершеннолетнего XXX г.р. его отдельное проживание от матери XXО?
6. 6.1. Нуждается ли несовершеннолетний XXX г.р. в коррекционно-развивающих занятиях (поведенческий блок, эмоциональный блок) и других видах психологической помощи? В каких?
7. 6.2. Если он нуждается в психологической помощи, то, по каким причинам?
8. Необходима ли XXX г.р. консультация психиатра/невролога/медицинского психотерапевта? Если необходима, то, по каким причинам?
9. Каков характер взаимоотношений несовершеннолетнего ребенка XXX г.р. с бабушкой CCC?
Федеральное образовательное
государственное
бюджетное учреждение
10. Имеется ли отрицательное влияние на несовершеннолетнего XXX г.р. со стороны бабушки ССС?
11. Имеет ли несовершеннолетний XXX какие-либо негативные представления о матери XXX, гражданском супруге матери ЪЪЪ и, если имеет, чем это обусловлено?
12. Каковы индивидуально-психологические особенности несовершеннолетней XB г.р.?
13. Каковы особенности восприятия несовершеннолетней XB г.р. семейной системы?
14. Как несовершеннолетняя XB г.р воспринимает гражданского мужа матери, 222?
15. Как несовершеннолетняя XB г.р воспринимает воспитательные воздействия ЪЪЪ по отношению к себе?
16. Как может отразиться на дальнейшем психоэмоциональном развитии несовершеннолетней XB г.р. ее отдельное проживание от матери XXО?
17. 17.1.Нуждается ли несовершеннолетняя XB г.р. в коррекционно-развивающих занятиях (поведенческий блок, эмоциональный блок) и других видах психологической помощи? В каких?
17.2.Если она нуждается в психологической помощи, то, по каким причинам?
18. Необходима ли XB г.р. консультация психиатра/невролога/медицинского психотерапевта? Если необходима, то, по каким причинам?
19. Каков характер взаимоотношений несовершеннолетней XB г.р. с бабушкой ССС?
20. Имеется ли отрицательное влияние на несовершеннолетнюю XB. со стороны бабушки ССС?
21. Имеет ли несовершеннолетняя XB г.р. какие-либо негативные представления о матери XXО, гражданском супруге матери ЪЪЪ и, если имеет, чем это обусловлено?
С уважением, ФИО, 23 декабря 2015 года.
Вариант 2. Перечень вопросов судебно-психологической экспертизы по уголовному делу с участием несовершеннолетней потерпевшей.
Вопросы, подлежащие разрешению:
1. Есть ли у несовершеннолетней потерпевшей ФИО возрастные и индивидуальные особенности, которые могут повлиять на объективность её показаний?
2. Имеется ли у несовершеннолетней потерпевшей ФИО тяга к противоположному полу, и соответствовало ли это её возрасту в период времени, относящийся к инкриминируемому подсудимому деянию?
3. Могла ли несовершеннолетняя потерпевшая ФИО по уровню своего интеллектуального и личностного развития понимать характер и значение совершаемых с ней действий, и оказывать сопротивление при посягательстве на её половую неприкосновенность?
4. Могла ли несовершеннолетняя потерпевшая ФИО полностью сознавать значение сложившейся ситуации, предвидеть возможные последствия своего поведения?
5. Повлияли ли, если да, то каким образом, индивидуально-психологические особенности и эмоциональное состояние несовершеннолетней потерпевшей ФИО на адекватность восприятия особенностей и содержания ситуации, которая исследуется судом, на их воспроизведение в показаниях?
6. Происходило ли воспитание несовершеннолетней ФИО в психотравмирующих условиях, каким образом семейная ситуация, индивидуально-психологические особенности родителей, мотивационные факторы повлияли на эмоциональное состояние несовершеннолетней потерпевшей ФИО, в том числе относительно ситуации, исследуемой судом?
7. Каковы доминирующие мотивы поведения несовершеннолетней потерпевшей ФИО вследствие той ситуации, которая исследуется судом?
8. Могли ли измениться несовершеннолетней потерпевшей ФИО за период времени с момента исследуемого судом события до настоящего времени, если да, то в чём выразились данные изменения и влияют ли эти изменения при разрешении вышеуказанных вопросов?
С учётом проводимых автором психологических экспертиз различного уровня, где участвуют несовершеннолетние субъекты подросткового (младший и старший подростковый возраст) и юношеского возраста, можно заключить, что и в гражданском, и уголовном судопроизводстве, зачастую, психически полноценный несовершеннолетний субъект как фигурант дела, является достаточным основанием для назначения судебно-психологической (социально-психологической, психолого-педагогической) экспертизы.
Список литературы
1. Мантикова А.В., Чупров Л.Ф. К вопросу о проведении судебно-психологической экспертизы в современных условиях // Наука. Мысль. 2016. №5-1. С. 88-92.
2. Мантикова А.В., Тен Ю. В. Структурные особенности личности осужденных в зависимости от тяжести совершённого преступления // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2015. № 3-4. С. 283-312.
3. Мантикова А.В. Формирование личности в старшем пубертатном возрасте // Наука. Мысль. 2016. № 9. С. 38-42.
References
1. Mantikova A.V., Chuprov L.F. K voprosu o provedenii sudebno-psikhologicheskoi ekspertizy v sovremennykh usloviyakh // Nauka. Mysl'. 2016. №5-1. S. 88-92.
2. Mantikova A.V., Ten Yu. V. Strukturnye osobennosti lichnosti osuzhdennykh v zavisimosti ot tyazhesti sovershennogo
prestupleniya // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2015. № 3-4. S. 283-312.
3. Mantikova A.V. Formirovanie lichnosti v starshem pubertatnom vozraste // Nauka. Mysl'. 2016. № 9. S. 38-42.