Научная статья на тему 'Использование экспериментально-психологической диагностики ценностно-потребностной сферы личности в судебно-психологической экспертизе старших подростков и зрелых людей'

Использование экспериментально-психологической диагностики ценностно-потребностной сферы личности в судебно-психологической экспертизе старших подростков и зрелых людей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
363
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ЦЕННОСТНО-ПОТРЕБНОСТНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ / PSYCHODIAGNOSTIC RESEARCH / FORENSIC PSYCHOLOGICAL EXAMINATION / VALUE-NEED SPHERE OF PERSONALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мантикова А. В.

Проведение углубленного психодиагностического обследования субъектов судебно-психологической экспертизы явление обыденное, однако, не существует чёткого регламента в отношении требований к методикам, с помощью которых исследуются необходимые суду параметры. Помимо этого, нет и официального списка подобных методик, который имел бы рекомендательный характер. Эти особенности, в отличие от судебной психолого-психиатрической экспертизы, позволяют использовать в судебно-психологической экспертизе относительно новые, авторские методики, которые, несомненно, отвечают научным критериям: надёжности, достоверности, валидности, а определения, в рамках научных концепций операционализированы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мантикова А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF EXPERIMENTAL-PSYCHOLOGICAL DIAGNOSTICS OF VALUE-NEED PERSONAL SPHERE IN FORENSIC-PSYCHOLOGICAL EXPERTISE OF SENIOR ADOLESCENTS AND ADULTS

Carrying out an in-depth psychodiagnostic examination of subjects of forensic psychological examination is a common thing, however, there is no clear regulation regarding the requirements for the methods by which the necessary parameters of the court are investigated. In addition, there is also no official list of such methods, which would have an advisory nature. These features, unlike the forensic psycho-psychiatric examination, make it possible to use relatively new author's methods in forensic psychology, which undoubtedly meet the scientific criteria: reliability, validity, and definitions, within the framework of scientific concepts, are operationalized.

Текст научной работы на тему «Использование экспериментально-психологической диагностики ценностно-потребностной сферы личности в судебно-психологической экспертизе старших подростков и зрелых людей»

Психологические науки

УДК 159.99

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ЦЕННОСТНО-ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ В СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ И ЗРЕЛЫХ ЛЮДЕЙ

А.В. Мантикова, Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (Абакан, Россия).

Аннотация. Проведение углубленного

психодиагностического обследования субъектов судебно-психологической экспертизы - явление обыденное, однако, не существует чёткого регламента в отношении требований к методикам, с помощью которых исследуются необходимые суду параметры. Помимо этого, нет и официального списка подобных методик, который имел бы рекомендательный характер. Эти особенности, в отличие от судебной психолого-психиатрической экспертизы, позволяют использовать в судебно-психологической экспертизе относительно новые, авторские методики, которые, несомненно, отвечают научным критериям: надёжности, достоверности, валидности, а определения, в рамках научных концепций - операционализированы.

Ключевые слова: психодиагностическое исследование, судебно-психологическая экспертиза, ценностно-потребностная сфера личности.

USE OF EXPERIMENTAL-PSYCHOLOGICAL DIAGNOSTICS OF VALUE-NEED PERSONAL SPHERE IN FORENSIC-PSYCHOLOGICAL EXPERTISE OF SENIOR ADOLESCENTS AND ADULTS

A.V. Mantikova, Katanov Khakass State University (Abakan, Russia).

Abstract. Carrying out an in-depth psychodiagnostic examination of subjects of forensic psychological examination is a common thing, however, there is no clear regulation regarding the requirements for the methods by which the necessary parameters of the court are investigated. In addition, there is also no official list of such methods, which would have an advisory nature. These features, unlike the forensic psycho-psychiatric examination, make it possible to use relatively new author's methods in forensic psychology, which undoubtedly meet the scientific criteria: reliability, validity, and definitions, within the framework of scientific concepts, are operationalized.

Keywords: Psychodiagnostic research, forensic psychological examination, value-need sphere of personality.

По опыту автора и коллег, в реализации судебно-психологических экспертиз, для решения задач, поставленных перед экспертом, зачастую приходится использовать значительный пакет психодиагностических методик, состоящий из 7-9 проективных методик и нескольких опросников. В связи с этим, длительной является как процедура проведения, так и обработки с последующей интерпретацией результатов обследования. Вместе с тем, часто «за кадром» остаются важнейшие вопросы, касающиеся мотивации поведения субъекта экспертизы [3].

Апробированная на старших подростках как в ситуации исследовательской работы (в рамках диссертационного исследования), так и на людях зрелого возраста (в рамках проведения экспертиз), автоматизированная «Система психологической диагностики ценностно-потребностной сферы личности» В. Г. Морогина [4], способна комплексно решить данную задачу.

Ценностно-потребностная сфера личности (далее ЦПСЛ) - это

«уникальная иерархия индивидуальных потребностей, формирующихся в течение всей жизни индивида, адаптированная к одобряемой групповым большинством системе общественных ценностей» [5]. Ценностно-потребностная сфера включает в себя побуждения личности, аффективная - ее отношения, когнитивная - одаренность, способности личности, формально-динамическая - стиль активности. Каждая из этих подструктур личности может проявить себя только в какой-либо активной форме, то есть в поведении или в деятельности. ЦПСЛ, по сути, это регулятор внутренней жизни человека, сформированный, отчасти, под влиянием внешних обстоятельств. Потребности с трудом подлежат изучению в силу того, что в латентном состоянии они не осознаются человеком, а когда степень фрустрации от неудовлетворения оных достигает своего максимума и появляется предмет, способный удовлетворить потребности, то, хотя и возможно осознавание потребности, но она уже перешла в другой статус. Так как опредмеченная потребность не является потребностью - это мотив.

«Ценность - универсальная формальная психологическая категория, а потребность конкретна, но ни то, ни другое отдельно в человеке не существует, поскольку не бывает формы, не наполненной содержанием, так же как и не оформленного содержания. Термин «ценностно-потребностная сфера» дает возможность соотнести категории ценности и потребности» [4].

Ценности - продукт второй сигнальной системы, потребности - их содержание. Из сочетания ценности и потребности рождается ценностно-потребностная сфера личности, которая является уникальной иерархией индивидуальных потребностей, сформированных через призму общественных процессов.

Двойственность, присущая окружающему миру, нашла свое отражение и в параллельности и одновременной связанности двух подструктур ЦПСЛ: общественной и родовой.

На языке системно-генетического подхода, «идентичная внутренняя архитектоника такой сложной подсистемы личности, как ее ценностно-потребностная сфера, имеет место в обеих подчинённых ей подсистемах, т.е. в родовой и общественной подструктурах ценностно-потребностной сферы личности в виде каркаса, состоящего из 8 зон», но в каждой из

подструктур и в каждой зоне ЦПСЛ наполнение этого каркаса уникально, а перераспределение зон по значимости может происходить на протяжении всего жизненного цикла личности.

Главной методологической трудностью исследования ценностно-потребностной сферы личности является невозможность реализации подобного исследования наиболее распространёнными в обиходе психологов-практиков методами - опросными, в силу того, что истинные потребности личности не достигают её сознательного уровня. Ещё одной сложностью является проблема измерения, т.е. количественного выражения содержания ценностно-потребностной сферы личности. И если после первой сложности перед нами вычерчивается путь к проективному методу исследования личности, то вторая сложность требует ещё более детального анализа. Например, для изучения ЦПСЛ можно использовать проективные рисуночные техники, но вычленить с их помощью родовую и общественную подструктуры будет практически невозможно. К тому же, применяя проективные рисуночные техники, мы сталкиваемся с двойным уровнем субъективизма, где результаты интерпретации, практически, в той же степени зависят и от уровня квалификации специалиста, как от самого испытуемого. Поэтому поиск и апробация точных количественных методов исследования ценностно-потребностной сферы личности особенно актуален [1-3, 5].

Все методики экспериментально-психологического исследования ЦПСЛ интегрированы в единую «Автоматизированную Систему Психологического Исследования Ценностно-Потребностной Сферы Личности», разработанную В. Г. Морогиным [4, 5]. Методика позволяет диагностировать выраженность восьми ценностных зон в обеих личностных подструктурах ЦПСЛ, - общественной и родовой:

1. Гедонистическая зона, в которую оказались включенными потребности, реализующие принцип удовольствия.

2. Зона безопасности, представленная потребностями, отражающими субъективную необходимость защиты от различных неблагоприятных воздействий.

3. Эго-зона, наполняемая потребностями, определяющими индивидуальные стремления и амбиции личности.

4. Экзистенциальная зона, включающая в себя потребности,

детерминирующие общественно-политическое поведение и отношение к государственным институтам власти.

5. Аффилиативная зона, аккумулирующая потребности в межличностных взаимодействиях.

6. Когнитивная зона, наполненная интеллектуальными и познавательными потребностями.

7. Ритуальная зона, в которой сосредоточены потребности, связанные с традициями, обрядами, соблюдением различных ритуалов, регламентирующих поведение человека.

8. Трансцендентальная зона, содержанием которой являются потребности, детерминирующие стремление индивида к самосовершенствованию и духовному росту [4].

В исследовании использованы методы тахистоскопической (симультанной и сукцессивной) экспозиции и методика попарного проективного сравнения личностно значимых ценностей, с помощью которой оценивалась выраженность внутриличностного конфликта в каждой из зон ЦПСЛ.

Тесты симультанной и сукцессивной тахистоскопической экспозиции («Тахистоскоп» и «Калейдоскоп») различаются способом предъявления ценностей для их «опознания» респондентом. В тесте «Тахистоскоп» респондент должен опознать хотя бы одну ценность из индивидуально составленного списка личностно значимых ценностей. Все 8 ценностей появляются одновременно (симультанно). Перед каждой экспозицией в центре экрана появляется фиксационная точка, на которой испытуемый концентрирует внимание. Время каждой экспозиции 0,01 сек. Всего в эксперименте 64 экспозиции, что дает возможность уравнять вероятности появления каждой ценности в разных местах визуального поля. После каждой экспозиции респондент называет ценность, которую ему удалось опознать; экспериментатор набирает опознанное слово на клавиатуре. Симультанное предъявление ценностей дает возможность выявить содержание общественной подструктуры ЦПСЛ.

Сукцессивное предъявление ценностей реализуется в методике «Калейдоскоп», в ней использован второй, альтернативный набор личностно значимых для респондента ценностей. Тест проводится аналогично «Тахистоскопу», но способ предъявления слов иной -

последовательный (сукцессивный). После исчезновения фиксационной точки на экране монитора «пробегают» все 8 ценностей - одно слово последовательно сменяет другое с интервалом 0,01 сек. Число экспозиций также равно 64. Сукцессивная экспозиция позволяет определить содержание родовой подструктуры ЦПСЛ.

Определение уровня внутриличностного конфликта основано на подсчёте разницы между значимостью и доступностью каждой ценности в методике попарного проективного сравнения личностно значимых ценностей. На первом этапе тестируемый выбирает из каждой пары личностно значимых ценностей, одновременно появившихся на экране, ту, которая для него более жизненно важна. Сравнивая ценности, респондент руководствуется исключительно собственными смыслами, которые он вкладывает в то или иное слово, обозначающее ценность.

Во второй части методики предъявляются попарные комбинации тех же ценностей, а тестируемый выбирает из каждой пары ту, которая для него более достижима.

Рис.1. Пример общественной и родовой подструктур ЦПСЛ старшего подростка, N=90; ** - р<0,01.

В самом конце обследования испытуемому предлагается ответить на несколько вопросов, связанных с объективным определением временного интервала, прошедшего с момента последнего удовлетворения основных биопсихологических потребностей: в еде, во

сне, в отдыхе и в сексе, а также субъективно оценить время, затраченное им на всю процедуру тестирования.

Преимущество «Автоматизированной системы» заключено не только в автоматическом сборе данных о выраженности каждой из восьми ценностно-потребностных зон как в родовой, так и в общественной подстуктурах, в вычислении индекса внутриличностного конфликта в отношении значимости и доступности ценностей, и общественно-родового конфликта, но и в объективной идентификации ведущих потребностей, определяющих мотивацию личности. Качественный анализ индивидуальной иерархии потребностных зон, в сочетании с использованием нескольких проективных методик, может существенным образом сократить «батарею диагностических методик» для субъекта экспертизы, с одной стороны, и, взамен результатов личностных опросников, сделать данные о субъекте, подростке или личности зрелого возраста, более надёжными. Таким образом, использование «Автоматизированной Системы Психологического Исследования Ценностно-Потребностной Сферы Личности» в судебно-психологической экспертизе оптимизирует и её процесс, и уменьшает субъективизм эксперта в ходе процедуры и интерпретации данных.

Литература:

1. Мантикова, А.В. Ценностно-потребностная сфера личности в качестве индикатора динамики аттитюдов у старших подростков в процессе коммуникативного тренинга // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1; URL: http://www.science-education.ru/121-18857 (дата обращения: 07.03.2017)

2. Мантикова А.В. Структура ценностно-потребностной сферы личности и общественно-родовой конфликт старшего подростка // Образование и общество. 2015. №2. С.74-79.

3. Мантикова А.В., Чупров Л.Ф. К вопросу о проведении судебно-психологической экспертизы в современных условиях // Наука. Мысль. 2016. -№ 5-1. С. 88-92.

4. Морогин В.Г. Теория и методы исследования ценностно-потребностной сферы личности // Гуманитарные науки и образование в

Сибири. №3. Новосибирск, 2009. С.12-28.

5. Морогин В.Г. Общетеоретические и этнопсихологические вопросы теории ценностно-потребностной сферы личности // Социокультурные проблемы современного человека. Ч. I. Новосибирск: НГПУ. 2010. С. 91111.

References:

1. Mantikova, A.V. Cennostno-potrebnostnaja sfera lichnosti v kachestve indikatora dinamiki attitjudov u starshih podrostkov v processe kommunikativnogo treninga // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. -2015. - № 1; URL: http://www.science-education.ru/121-18857 (data obrashhenija: 07.03.2017)

2. Mantikova A.V. Struktura cennostno-potrebnostnoj sfery lichnosti i obshhestvenno-rodovoj konflikt starshego podrostka // Obrazovanie i obshhestvo. 2015. №2. S.74-79.

3. Mantikova A.V., Chuprov L.F. K voprosu o provedenii sudebno-psihologicheskoj jekspertizy v sovremennyh uslovijah // Nauka. Mysl'. 2016. -№ 5-1. S. 88-92.

4. Morogin V.G. Teorija i metody issledovanija cennostno-potrebnostnoj sfery lichnosti // Gumanitarnye nauki i obrazovanie v Sibiri. №3. Novosibirsk, 2009. S.12-28.

5. Morogin V.G. Obshheteoreticheskie i jetnopsihologicheskie voprosy teorii cennostno-potrebnostnoj sfery lichnosti // Sociokul'turnye problemy

sovremennogo cheloveka. Ch. I. Novosibirsk: NGPU. 2010. S. 91-111.

— • —

Сведения об авторе

Анна Владимировна Мантикова, старший преподаватель кафедры психологии, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова (Абакан, Россия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.