Научная статья на тему 'Основания разработки системы менеджмента качества для образовательных учреждений'

Основания разработки системы менеджмента качества для образовательных учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
248
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО / МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / РУКОВОДСТВО ПО КАЧЕСТВУ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гимранова Виктория Юрьевна

В статье рассматриваются основания для разработки системы менеджмента качества, необходимость её внедрения в ОУ и теоретические подходы к её разработке. Перечислены основные проблемы, которые сдерживают внедрение СМК в системе образования, рассмотрены принципиальные особенности миссии образовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основания разработки системы менеджмента качества для образовательных учреждений»

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

чтобы изменения соответствовали потребностям и интересам активного или потенциального оппонента. Соглашения, достигнутые путем переговоров, особенно важны в ситуациях, когда отдельные работники или группы явно не заинтересованы в переменах и оказывают им значительное сопротивление.

Переговоры не всегда являются гарантией успеха. Тактика переговоров с теми сотрудниками, чьи интересы затронуты проводимыми новациями, часто является началом длительного процесса согласования на основе взаимных уступок. Если становится известно, что инициатор готов на уступки, чтобы избежать сопротивления, это открывает возможность другой стороне для вытор-говывания себе значительных уступок и даже шантажа.

Привлечение к процессу принятия решений. Оно заключается во включении главных противников изменений или влиятельных лиц в структуры, ответственные за принятие решений. Такая форма преодоления сопротивления долгое время была популярна и широко использовалась в самых разных сферах.

Принуждение. Использование принуждения предполагает, что есть какое-то несогласие, мешающее успеху проводимых изменений, и руководство склонно использовать формальные властные возможности для подавления этого торможения. Принуждение

заключается в использовании силы, чтобы заставить работников принять изменения и участвовать в их продвижении. Оно может заключаться в жесткой критике, подготовке приказов, устанавливающих новый порядок работы, угрозе потери возможности карьерного роста. По причинам, которые достаточно очевидны, принуждение используется достаточно редко.

Литература

1. Бакурадзе А. Б. Влияние ценностей на мотивацию труда педагогов. // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2013.- № 1.

2. Виноградова И. Ю., Давыдова Н. Н. Разработка модели организации социально-педагогической поддержки профессиональной инициативы педагога в новых экономических условиях // Муниципальное образование: инновации и эксперимент, - 2012.- № 2.

3. Шалдина С. А. Постановка учебной задачи и моделирование на уроках русского языка в современной школе в условиях введения ФГОС. // Эксперимент и инновации в школе. - 2013.- № 1

4. Яковлева Г. В. Содержание и организация инновационной деятельности в современном дошкольном образовательном учреждении // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2011.- № 4.

Гимранова Виктория Юрьевна

учитель информатики и ИКТ МКОУ СОШ № 7 г.п.Талинка, ХМАО-Югра E-mail: Talinsch@oktregion.ru

J Ч

ОСНОВАНИЯ РАЗРАБОТКИ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА

КАЧЕСТВА ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Нужна ли образовательным учреждениям система менеджмента качества?

Л_____________________________________________________________г

Аннотация. В статье рассматриваются основания для разработки системы менеджмента качества, необходимость её внедрения в ОУ и теоретические подходы к её разработке. Перечислены основные проблемы, которые сдерживают внедрение СМК в системе образования, рассмотрены принципиальные особенности миссии образовательного учреждения.

Ключевые слова: качество, менеджмент качества, система менеджмента качества, руководство по качеству.

Измерить качество очень трудно, но его отсутствие чувствуется всеми.

Что же такое система менеджмента качества?

Система менеджмента качества - совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов для руководства и управления организацией применительно к качеству [1].

Зачем нужно внедрять систему менеджмента качества?

1. СМК создает преимущества для ОУ, делая его конкурентоспособным на рынке образовательных услуг.

2. Наличие сертифицированной СМК - гарантия качества образовательного процесса в глазах существующих и потенциальных потребителей.

3. Результативная и эффективная СМК - основа конкурентного преимущества ОУ [4].

42

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2013

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

Что же такое качество?

Качество - степень соответствия присущих (собственных) характеристик внешним требованиям (требованиям потребителей).

Главная задача образования - подготовка выпускников, способных использовать накопленный интеллектуальный капитал в определенных областях деятельности, умеющих действовать и применять полученные знания в условиях конкурентной рыночной экономики. Сегодня образовательные учреждения рассматриваются как производители образовательных услуг [2,3]. Следовательно, на образовательные учреждения переносится тот же подход: конкурентоспособным на рынке образовательных услуг становится то образовательное учреждение, которое стремится предоставить наиболее эффективное и экономичное образование наиболее высокого качества. Соответственно, сегодня образовательное учреждение должно иметь систему менеджмента качества подготовки специалиста.

Нельзя использовать в системе образования те модели управления качеством, которые были разработаны для бизнеса и производства. это связано с тем, что:

1. Образование это сложный двусторонний процесс воспитания и обучения.

2. Качество образования - категория фундаментальная, многогранная, требующая системного изучения.

Основные проблемы, которые сдерживают внедрение СМК в системе образования:

3. отсутствие методологии ее создания, адаптированной к российскому образовательному стандарту;

4. дефицит специалистов-разработчиков;

5. недостаток финансовых средств и знаний в области менеджмента качества;

6. недооценка практической пользы от внедрения СМК в системе образования.

Для педагогического коллектива задача создания СМК должна стать стратегической. На первом этапе (подготовительном):

1. Поставлена цель - обеспечение качества образования будущих выпускников.

2. Выделены стратегические направления деятельности педагогического коллектива на ближайшие годы. Ото:

о определение приоритетных направлений подготовки выпускника с учетом ориентации на рынок труда и специфику региона;

о развитие системы дополнительного образования через освоение программ дополнительной подготовки; о создание условий для непрерывного профессионального роста кадров;

о внедрение в образовательный процесс современных технологий обучения и воспитания.

3. Обозначены факторы, которые влияют на достижение конечной цели - это:

о качество преподавательского состава; о качество образовательных программ и уровня информационного обеспечения; о качество инфраструктуры ОУ

Миссия образовательного учреждения:

Сохраняя свои традиции и внедряя инновации, ОУ является гарантом качественного образования, обеспечивающего возможность карьерного роста и достойного положения в обществе.

Принципиальные особенности миссии состоят в организации подготовки выпускников, востребованных на российском рынке труда. Они проявляются в следующих базисных положениях:

• кого учим - представителей широких слоев населения, работников реального сектора промышленности и экономики;

• чему учим - готовности к успеху в учебе, карьере и жизни;

• как учим - в тесном единстве процессов обучения и воспитания, науки и практики, на основе использования инновационных технологий с ориентацией на практическую работу;

• кто учит - учителя с опытом педагогической работы;

• для чего учим - для формирования высокообразованного потенциала промышленности и сектора экономики страны.

Исполнение своей миссии ОУ должно видеть в:

1. подготовке выпускников, конкурентоспособных на рынке труда;

2. оказании высококачественных услуг в системе образования на базе новейших информационных и образовательных технологий;

3. приоритетном развитии научно-методического комплекса школы как основы его инновационной и образовательной деятельности;

4. непрерывном повышении профессионального потенциала сотрудников с целью кадрового обеспечения процессов инновационного развития школы;

5. гармоничном воспитании личности учащегося на основе принципов формирования глубоких морально-этических норм, высокого образованности и развития творческих способностей.

Литература

1. Ковылева Ю. Э. Внутришкольный менеджмент в режиме инновационного развития // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2008.- № 3.

2. Никонов Р. В. Социальный заказ школы // Актуальные проблемы психологии и педагогики: сборник научных трудов.- Красноярск: СибГТУ. - 2010. Вып.3.-С.75-80.

3. Организация межкультурного образовательного пространства школы // Образовательная среда как фактор повышения качества образования: материалы международной научно-практической конференции. Пленарные доклады.- Чита: ЗабКИПКРО.- 2011.-С.46-49.

4. Пашкевич А. В. Создание системы менеджмента качества образования на основе реализации компетентност-ного подхода в массовой школе // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2011.- № 1.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2013

43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.