Научная статья на тему 'Обеспечение инновационной образовательной деятельности гуманитарного факультета'

Обеспечение инновационной образовательной деятельности гуманитарного факультета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьева Стелла Георгиевна

В статье раскрывается проблема разработки и внедрения внутривузовской системы менеджмента качества как одного из условий обеспечения инновационной образовательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обеспечение инновационной образовательной деятельности гуманитарного факультета»

УДК 378.014.61

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГУМАНИТАРНОГО ФАКУЛЬТЕТА

MEASURES TO ENSURE THE INNOVATION ACTIVITY AT THE LIBERAL ARTS DEPARTMENT

С. Г. Григорьева S. G. Grigoryeva

ГОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. В статье раскрывается проблема разработки и внедрения внутривузовской системы менеджмента качества как одного из условий обеспечения инновационной образовательной деятельности.

Abstract. The article deals with the problem of developing the system of quality management and its implementation at a university as one of the factors ensuring the innovation activity in education.

Ключевые слова: инновационная образовательная деятельность, менеджмент качества.

Keywords: innovation educational activity, quality management.

Актуальность исследуемой проблемы. Одним из приоритетных направлений развития системы образования Российской Федерации является повышение его качества. Перед современной системой высшего профессионального образования стоят задачи, связанные не только с удовлетворением текущих потребностей экономики страны в квалифицированных кадрах, но и с интеграцией Российской Федерации в мировое образовательное пространство.

Следовательно, система образования должна активно и постоянно адаптироваться к изменениям, происходящим в обществе и в мире, одновременно сохраняя достижения отечественной системы, а также основные знания человеческого опыта. В связи с этим особую значимость приобретает проблема разработки и внедрения внутрифакультет-ской системы менеджмента качества как одного из условий эффективной подготовки кадров.

Материал и методика исследований. Материалом исследования явились документы нормативно-правовой базы системы образования Российской Федерации, а также статьи, опубликованные в разных печатных и электронных средствах массовой информации. Теоретической основой исследования являются методические рекомендации для высших и средних специальных учебных заведений по организации и проведению самооценки эффективности функционирования системы управления в области менеджмента качества на основе модели совершенствования деятельности, практические реко-

мендации по выбору типовой модели системы управления качеством образования для вузов и ссузов. Применялись такие методы исследований, как анализ (сравнительный, ретроспективный), синтез и обобщение.

Результаты исследований и их обсуждение. Под менеджментом качества обеспечения инновационной образовательной деятельности необходимо понимать совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных действий по управлению достижением степени соответствия присущих образованию характеристик требованиям, предъявляемым работодателем. Система менеджмента качества направлена, прежде всего, на качество образовательной услуги по достижению соответствия качества подготовки специалистов требованиям государственных стандартов (необходимый уровень качества); достижению соответствия качества подготовки специалистов текущим запросам работодателей (желательный уровень конкурентоспособности выпускников); достижению оперативного уровня качества подготовки специалистов, соответствующего потенциальным запросам работодателей (перспективный уровень).

Работа по обеспечению качества целостного педагогического процесса по подготовке будущих специалистов и качества подготовки самих специалистов для нас не нова, то есть мы из года год работали и работаем в этом направлении. Тогда в чем выражается необходимость внедрения системы менеджмента качества на конкретном пси-холого-педагогическом факультете? Ответ прост: прежде всего, внедрение системы менеджмента качества позволяет нам сравнивать качество образования и его результат с международным стандартом ИСО 9001:2000 и корректировать свою работу в направлении интеграции в мировое образовательное пространство.

Кроме того, наличие системы менеджмента качества, отвечающей требованиям стандарта ИСО, на психолого-педагогическом факультете способствует: повышению эффективности и результативности работы по подготовке специалистов; выявлению задач в области качества, стоящих перед факультетом, и обеспечению его ориентированности на интересы потребителей (студентов, заказчиков-работодателей), а также всех заинтересованных сторон; приданию заинтересованным в наших выпускниках образовательным учреждениям уверенности в потенциальных возможностях, которыми располагает факультет в решении задачи подготовки специалистов с высшим педагогическим образованием; достижению и поддержанию определенного Госстандартом качества подготовки специалиста - конкурентоспособного, обладающего развитым инновационным мышлением, высокой культурой, духовностью, способного проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие.

Руководствуясь политикой педагогических университетов, на факультете сформирована комиссия по качеству, в состав которой входят все члены деканата, заведующие кафедрами и методисты. Кроме того, был создан сектор по качеству. Комиссия и сектор по качеству на первом этапе своей работы определили миссию каждой кафедры и факультета в целом.

Общеизвестно, что качество не появляется внезапно. Его необходимо проектировать, моделировать, добиваться на основе внедрения соответствующих инновационных педагогических технологий. Важным фактором поддержания качества являются контроль и мониторинг как за процессом приема студентов на первый курс, так и за уровнем подготовленности выпускников к использованию инновационных технологий.

Теоретически планирование качества образования связано с разработкой долгосрочного (стратегического) направления деятельности образовательного учреждения.

Стратегию развития психолого-педагогического факультета мы определили с учетом «Приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации» (одобрены на заседании Правительства Российской Федерации 9 декабря 2004 г., протокол № 47, раздел 1) и в соответствии с Программой развития вуза.

В ходе разработки стратегического направления развития факультета в основу его легли факторы, обеспечивающие качество как процесса, так и результатов этого процесса (табл. 1).

Таблица 1

Факторы Содержание, сущность

Качество реализуемых общеобразовательных программ Чему учим?

Качество подготовки будущих специалистов Кого учим?

Мотивация обучаемых Хотят ли они учиться?

Качество обеспечивающих (методических, материальнотехнических и др.) ресурсов Как обеспечивается обучение?

Профессиональный уровень ППС Кто учит?

Мотивация персонала Хотят ли они учить?

Качество образовательных технологий Как учим?

Качество АПИМ (аттестационно-измерительных педагогических материалов), тестов, проверочных процедур Как проверяются знания?

Качество управления факультетом, целостным педагогическим процессом Как управляют?

В целях реализации стратегического развития факультета решаются следующие основные задачи:

1. Обеспечить студента системными знаниями о закономерных взаимосвязях человека с природой, культурой, обществом, государством, процессах становления личности, развивающихся в мире ценностях, отношениях к другим и самому себе.

2. Вооружить студента системой антропологических знаний, излагаемых в учебных курсах по принципам проблемно-содержательной взаимосвязи психолого-педагогичес-ких, социогуманитарных и культурологических дисциплин. Освоение студентами системой антропологических знаний в педагогической профессии является необходимым условием овладения последующей специализацией.

3. Дать студенту систему фундаментальных знаний в избранной предметной области.

4. Обеспечить становление личностной и профессиональной культуры педагога как способа его жизнедеятельности, «инструмента» реализации индивидуальных творческих сил в профессиональной деятельности. Педагогическая культура должна быть важнейшим смыслообразующим компонентом личности современного педагога-профессионала.

Таким образом, система обеспечения инновационной деятельности и ее качества на психолого-педагогическом факультете характеризуется четырьмя основными показателями: качеством системы, качеством управления системой, качеством процесса образования, качеством результата, образованности специалиста, его соответствия требованиям ГОС.

Качество управления системой обеспечения инновационной образовательной деятельности гуманитарного факультета прежде всего основывается на принципах управления качеством в образовательном учреждении и факторах, способствующих достижению цели образования и качества (табл. 2, схема 1).

Таблица 2

Принципы Содержание

1. Научность Построение менеджмента качества на основе современных научных разработок.

2. Демократизация и гуманизация управления качеством Развитие самостоятельности и инициативности заведующих кафедрами, преподавателей и студентов в образовательном процессе. Конкурсная система отбора профессорско-преподавательского состава. Утверждение личностных ценностей, признание богатства духовного мира всех участников учебно-воспитательного процесса на факультете

3. Системность и целостность Взаимосвязь и взаимодействие управленческих функций в деятельности деканата и всего коллектива. (Данный принцип подчеркивает, что управленческая деятельность последовательна, логична, взаимовыгодна, все ее функции в равной степени важны)

4. Ориентация на удовлетворение потребностей потребителя Учет современных потребностей образовательных учреждений, осознание их потребностей и ожиданий, включая качество образовательных услуг, условия их предоставления и т. д.

5. Процессный подход Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом. Процесс - путь достижения желаемого результата образования

6. Рациональное сочетание централизации и децентрализации Разумное сочетание власти декана и всех участников образовательного процесса. Обеспечение дисциплины и порядка, четкое разграничение и соблюдение полномочий участников учебновоспитательного процесса на ППФ

7. Принятие решений, основанных на фактах Измерение и сбор данных и информации, относящихся к показателям качества. Использование достоверных данных в управлении качеством образования

8. Взаимовыгодность отношений с поставщиками (со школами) и заказчиками (образовательными учреждениями) Установление долгосрочных договорных отношений со школами. Совместная работа по четкому пониманию запросов образовательных учреждений

Схема 1

Резюме. Уровень обеспеченности инновационной образовательной деятельности всех процессов, а также достижения качества образования определяется на основе данных анализа качества деятельности преподавателей и студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Азарьева, В. В. Методические рекомендации для вузов и ссузов по организации и проведению самооценки эффективности функционирования системы управления в области менеджмента качества на основе модели совершенствования деятельности / В. В. Азарьева, В. И. Круглов, Д. В. Пузанков. - СПб. : СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2006. - 84 с.

2. Азарьева, В. В. Практические рекомендации по выбору типовой модели системы управления качеством образования для вузов и ссузов / В. В. Азарьева, В. И. Круглов, Д. В. Пузанков. - СПб. : СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2005. - 209 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.