Научная статья на тему 'ОСНОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ: ОБЗОР НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ'

ОСНОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ: ОБЗОР НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДОЙ ПЕДАГОГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / МОТИВАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воробьева Варвара Сергеевна

В статье представлен теоретический обзор исследований, посвященных личности современного педагога. Актуальность данной темы связана с тенденцией последних лет к старению состава педагогического корпуса. Помимо этого, среди молодых педагогов наблюдается преждевременное эмоциональное выгорание с последующим уходом из профессии. Основной акцент делается на формировании обобщенного психологического портрета молодого педагога современной школы. Профессиональная направленность выделяется как важнейшая интегративная характеристика современного педагога. В данном контексте проводится анализ ценностно-смысловых ориентаций и факторов, мотивирующих к выбору профессии учителя. Описывается иерархическая структура мотивов. Выделяются характерные для молодого педагога особенности профессиональной мотивации. Рассматриваются трудности и дефициты на пути профессионально-личностного развития. Исходя из вышеперечисленных факторов и особенностей, определяются актуальные направления психологического сопровождения молодого педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воробьева Варвара Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOUNDATION FOR PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF PROFESSIONAL AND PERSONAL DEVELOPMENT OF YOUNG TEACHER: SCIENTIFIC LITERATURE REVIEW

The article presents a theoretical review of research on the personality of a modern teacher. The relevance of this topic is related to the trend of recent years towards the aging of the teaching staff. In addition, premature emotional burnout with subsequent retirement from the profession is observed among young teachers. The main emphasis is on the formation of a generalized psychological portrait of a young teacher of a modern school. Professional orientation stands out as the most important integrative characteristic of a modern teacher. In this context, the analysis of value-semantic orientations and factors motivating the choice of a teacher's profession is carried out. The hierarchical structure of motives is described. The features of professional motivation characteristic of a young teacher are highlighted. Difficulties and deficits on the way of professional and personal development are considered. Based on the above factors and features, the current directions of psychological support of a young teacher are determined.

Текст научной работы на тему «ОСНОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ: ОБЗОР НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=459524 (дата обращения: 25.04.2022). - ISBN 978-5-8158-1738-8.

3. Щербаков, Е.П. Функциональная структура воли / Е.П. Щербаков. - Омск: Омский государственный институт физической культуры: Спринт, 1990. - 255 с.

4. Deimann, M. Volitional aspects of multimedia learning. In: Journal of Educational Multimedia and Hypermedia / M. Deimann, J.M. Keller, - 2006. - № 15 (2). - P. 137-158.

5. Laux, H. Nachhaltiges Lernen in der Grundschule. Volitionsförderung als Weg zur Verbesserung des Lernens. In: Pädagogische Rundschau / H. Laux. - 2004. - № 58. - P. 171-188.

6. Mischel, W. Willpower in a cognitive affect processing system: the dynamics of delay of gratification / W. Mischel, O. Ayduk // Handbook of self-regulation: research, theory, and applications. - 2011. - P. 83-105.

Психология

УДК 37.015.3

аспирант Воробьева Варвара Сергеевна

Санкт-Петербургский государственный университет (г. Санкт-Петербург)

ОСНОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ: ОБЗОР НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Аннотация. В статье представлен теоретический обзор исследований, посвященных личности современного педагога. Актуальность данной темы связана с тенденцией последних лет к старению состава педагогического корпуса. Помимо этого, среди молодых педагогов наблюдается преждевременное эмоциональное выгорание с последующим уходом из профессии. Основной акцент делается на формировании обобщенного психологического портрета молодого педагога современной школы. Профессиональная направленность выделяется как важнейшая интегративная характеристика современного педагога. В данном контексте проводится анализ ценностно-смысловых ориентаций и факторов, мотивирующих к выбору профессии учителя. Описывается иерархическая структура мотивов. Выделяются характерные для молодого педагога особенности профессиональной мотивации. Рассматриваются трудности и дефициты на пути профессионально-личностного развития. Исходя из вышеперечисленных факторов и особенностей, определяются актуальные направления психологического сопровождения молодого педагога.

Ключевые слова: молодой педагог; профессиональная направленность; мотивационные факторы; ценностно-смысловые ориентации; профессионально-личностное развитие; психологическое сопровождение.

Annotation. The article presents a theoretical review of research on the personality of a modern teacher. The relevance of this topic is related to the trend of recent years towards the aging of the teaching staff. In addition, premature emotional burnout with subsequent retirement from the profession is observed among young teachers. The main emphasis is on the formation of a generalized psychological portrait of a young teacher of a modern school. Professional orientation stands out as the most important integrative characteristic of a modern teacher. In this context, the analysis of value-semantic orientations and factors motivating the choice of a teacher's profession is carried out. The hierarchical structure of motives is described. The features of professional motivation characteristic of a young teacher are highlighted. Difficulties and deficits on the way of professional and personal development are considered. Based on the above factors and features, the current directions of psychological support of a young teacher are determined.

Key words: young teacher; professional orientation; motivational factors; value-semantic orientations; professional and personal development; psychological support.

Введение. Нехватка высококвалифицированных, личностно и профессионально компетентных, мотивированных педагогов, готовых к вызовам современной школы, является одной из наиболее острых проблем современной системы образования, способствующих тенденции последних десятилетий к старению состава педагогического корпуса. Преждевременное эмоциональное выгорание в первые годы педагогической деятельности с последующим уходом из профессии является одним из ключевых факторов, лежащих в основе данной проблемы (Пинская, 2016; Hong, 2012; Ingersoll, 2011; TALIS-2018; Watt, 2008).

Изложение основного материала статьи. Среди существующих исследований молодых педагогов в контексте профессиональной деятельности можно выделить несколько основных направлений: адаптация и последующая профессионализация молодого педагога, профессионально-личностное становление и развитие; личностные характеристики, присущие молодым педагогам современной школы; профессиональная компетентность, в частности, в условиях осуществления инклюзивной деятельности; исследование стратегий удержания в профессии и психологического сопровождения молодых педагогов.

Молодые педагоги в российской выборке, по данным международного исследования учительского корпуса TALIS-2018 [7], составляют около 10% от общего числа, при этом увеличивается доля учителей старше 50 лет, данная группа составляет 42%. Средний возраст российских педагогов составляет 45-46 лет.

Основываясь на данных современных исследований [7, 13], представляется возможным описание обобщенного портрета современного молодого педагога, определение личностных и профессиональных характеристик, присущих данной группе.

Молодой учитель [7] определяется как педагогический работник в возрасте до 30 лет, с опытом работы в сфере образования менее 5 лет [7]. Три четверти выборки представляют женщины, мужчины - четверть, хотя их количество в данной когорте увеличилось по сравнению с исследованиями прошлых лет. Большинство педагогов имеют высшее образование. Чуть больше молодых учителей в сельской местности (на 5,5%), нежели в городах.

Чаще педагогика становится первой областью профессионального выбора. Особое место среди его мотивов для современных молодых педагогов занимает возможность сделать свой вклад в развитие общества и повлиять на развитие детей и молодежи. Те, для кого профессия учителя стала не первым карьерным выбором, чаще аргументируют свой выбор стабильностью, надежностью и защищенностью данной работы.

Значительное внимание в исследованиях последних десятилетий уделяется мотивационным факторам, способствующим выбору профессии педагога. С точки зрения отечественных авторов [5], иерархическая структура доминирующих мотивов личности, побуждающих к утверждению в той или иной профессиональной деятельности, задается направленностью личности как системой эмоционально-ценностных отношений. Профессиональная направленность при этом обозначается как важнейшая интегральная характеристика педагога.

Направленность, как одна из составляющих личностно-профессионального становления, связана с системой мотивов и целей педагогической деятельности. По выражению Л.М. Митиной [5] интерес к педагогической профессии, в структуре направленности личности, является доминирующим мотивом в системе координат будущего педагога. Педагогическая направленность является профессионально значимым качеством, имеющим доминирующее место в структуре личности педагога и определяющим индивидуальное и типическое своеобразие в педагогической деятельности [5].

В концепции профессионального развития педагога Л.М. Митина предлагает иерархическую структуру мотивов личности, его педагогической направленности [5]: направленность на учащегося (как интерес к его личности, забота о ней, содействие развитию и индивидуализации); направленность на себя (как потребность в самореализации и самосовершенствовании в педагогической сфере); направленность на предметную сторону, на содержание учебного материала.

В основе ценностно-смысловой сферы молодых педагогов, по данным исследования, проведенного Ю.В. Пелех и А.В. Матвийчук [10], лежит ценность самоактуализации.

Исследуя ценностные ориентации школьных педагогов, О.В. Новикова [8] выявляет преобладающую ценность личностных качеств (таких как гуманность, сопереживание, помощь, профессионализм, ответственность и другие) на этапе адаптации к профессии. Отмечается, что процессуально-результативные ценности у педагогов преобладают над внешними.

По данным исследования Е.А. Верещагиной [1], доминирующими ценностями специалистов с педагогическим стажем до 5 лет являются связанные с созидательной, конформной, игровой направленностью. Содействие окружающим, альтруизм, общение, престиж, духовное развитие, нравственное самосовершенствование, по утверждению автора, становятся значимыми с увеличением педагогического стажа.

О.В. Лозгачева [5] установила, что для педагогов с небольшим стажем характерны низкие показатели по уровню осмысленности жизни, но высокую значимость имеют материальные ценности и ценности достижений, а также семейное благополучие. По мнению автора, ценностные ориентации молодых педагогов зачастую вступают в противоречия, что связывается с особенностями профессионально-личностного развития. Приоритетом молодых педагогов являются наслаждение и достижения, опытные же педагоги к наиболее значимым относят духовные ценности.

Рассматривая данные современных исследований с точки зрения анализа профессиональной направленности молодых педагогов, можно предположить, что преобладающим вектором все же является направленность на себя. Направленность на учащегося, скорее, идет за преобладающим мотивом самореализации и собственного благополучия.

Факторы, выделенные в исследовании корпуса петербургских учителей [13], мотивирующие к педагогической деятельности, были разделены на социальные и профессиональные. Более приоритетными названы именно профессиональные факторы, среди которых как наиболее значимые определены: любовь к детям, желание помочь адаптироваться в жизни; возможность реализоваться в профессии, проявив свои способности; возможность преподавать любимый предмет; общение с учащимися; творческое содержание работы. Среди социальных факторов доминирующими являются: длительный отпуск летом; возможность работать близко к дому; удобный график работы. Наименее значимыми названы социальный престиж и заработная плата, что вероятно связано с особенностями российской системы образования, которые тем не менее могут выступать в качестве основной причины нежелания молодых специалистов работать в школе [9].

Анализ мотивационных факторов педагогической деятельности в контексте стажа педагога демонстрирует, что общая мотивационная картина сохраняется в части ориентации на уважение, любовь и признательность учеников. В отличие от опытных коллег, молодые педагоги к доминирующим факторам относят еще и перспективу вертикальной и горизонтальной карьеры. Авторы объясняют подобную тенденцию амбициозностью и мобильностью молодых педагогов, их озабоченностью профессиональным признанием, а также ориентацией на улучшение своего экономического, социального и профессионального статуса [13]. При том, по словам авторов, молодые педагоги готовы брать любую оплачиваемую нагрузку, использовать все возможности внешнего и внутреннего совмещения и иные дополнительные приработки, для удовлетворения материальных потребностей и реализации в современных условиях.

Схожие данные были получены в исследовании Л.Н. Степановой [12], посвященном специфике профессиональной мотивации педагогов с разным профессиональным стажем. Исходя из полученных результатов, автор описывает характеристику профессионального мотивационного профиля молодого педагога. Молодой педагог имеет потребность в признании, стремление к самореализации, самосовершенствованию, саморазвитию, склонность к новаторству и преобладание проявлений творческого мышления, выраженный мотив достижения успеха, потребность в материальной стабильности и достойной заработной плате, а также представление о профессии педагога как общественно полезной.

Зарубежные исследования последних десятилетий демонстрируют аналогичную точку зрения на мотивы выбора профессии учителя, но с небольшими отличиями [17]. В результате анализа большого массива данных авторами были выделены двенадцать мотивационных факторов: внутренняя ценность профессии; надежность и стабильность работы; время для семьи; возможность смены работы; формирование будущего детей и подростков; повышение социальной справедливости; возможность вносить вклад в развитие социума; выявление способности к преподаванию; преподавание как «запасной» карьерный выбор; социальное влияние; предыдущий положительный опыт преподавания и обучения.

Созвучно с данными российских исследований к наиболее значимым социальным факторам (факторам «полезности») относятся: формирование будущего детей и подростков, повышение социальной справедливости, возможность сделать вклад в развитие социума, возможность работать с детьми и подростками. Личностные же факторы характеризуются определенными различиями; как основные факторы в данной области выделены: надежность и стабильность работы, возможность выделять достаточно времени для семьи, на личную жизнь, возможность сменить работу. Российские же учителя наоборот недостаток временного ресурса, баланса между личной и профессиональной жизнью описывают как одну из основных трудностей педагогической профессии.

На основании анализа профессиональной вовлеченности и стремления к карьерному росту выделяются типы молодых педагогов с ориентацией на определенный уровень профессионального развития, намерение заниматься педагогической деятельностью и стремление к лидерству [17]. Исследователи разделяют молодых педагогов на три условные группы: характеризующиеся как высоко вовлеченные и настойчивые; высоко вовлеченные и переключаемые; мало вовлеченные и отказывающиеся, ориентированные на смену профессиональной области.

Исследование TALIS-2018 [9] демонстрирует схожую тенденцию в российской выборке. Констатируется, что четверть педагогов предполагают смену основного рода деятельности в течение ближайших лет, среди них 25% принадлежат к группе педагогов до 35 лет. Чаще о намерении уйти из профессии сообщают самые молодые педагоги и представители группы 45-54 лет.

Приверженность профессии и устойчивость в ней для молодых педагогов связана с рядом трудностей, возникающих на пути их профессионально-личностного развития и реализации.

Среди основных преград на пути личностно-профессионального развития, с которыми сталкиваются молодые педагоги современной школы, особенно выделяются организационные факторы. Многие педагоги констатируют нехватку времени, график работы, не позволяющий заниматься профессиональным развитием, высокую стоимость повышения квалификации [9].

Дефицитными сферами, требующими дополнительного профессионального развития, молодые педагоги называют [9]: обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья, повышение методической компетентности в преподавании предметной области, формирование метапредметных навыков; педагогическую деятельность в поликультурной и многоязычной среде; управление школой; развитие навыков в области владения компьютерными технологиями.

Дополняя данные исследования TALIS, А.Н. Шевелев [13] включает в состав профессиональных дефицитов реализацию педагогических задач ФГОС, преодоление низкой учебной мотивации детей, поддержание дисциплины и организованности учащихся. Основные трудности в работе молодого педагога включают недостаточную модернизацию учебного оборудования и специфичность современных родителей.

Анализируя отечественные и зарубежные исследования в данной области [2, 6, 9], можно выделить следующие трудности, возникающие в ходе профессионально-педагогической деятельности молодого педагога: высокий уровень рабочей нагрузки (в том числе, организационно-методической) с тенденцией к увеличению, соответственно рост утомляемости и снижение работоспособности; дисбаланс профессиональной и личной жизни, отсутствие навыков тайм-менеджмента; низкая самооценка и самоэффективность, неуверенность в уровне профессиональной подготовки; преобладание теоретических знаний и несформированность практических педагогических навыков (в том числе, умения устанавливать границы и поддерживать дисциплину в детском коллективе), профессиональных умений по организации работы с разными категориями обучающихся.

При возникновении трудностей и проблем в работе молодые педагоги склонны рассчитывать только на себя, самообразование и приобретенных опыт, за помощью к коллегам обращаются ситуативно, в самом начале профессионального пути [13]. Показано, что молодые учителя в целом больше подвержены стрессу и демонстрируют более высокие показатели тревожности, нежели их опытные коллеги [9].

Увеличение нагрузки в процессе профессионального становления, требований и ожиданий создает дополнительные профессиональные вызовы, накладывает отпечаток на психологическое состояние педагогов любого возраста и стажа, а также ведет к тому, что специалисты (чаще всего молодые), не справляющиеся по тем или иным причинам с ролью педагога современной школы, уходят из профессии.

Ряд исследователей [14, 17] отмечает возможное снижение качества предоставляемого образования в связи с растущей неудовлетворенностью педагогов своей работой, а также высокой текучестью педагогических кадров [15, 16, 17]. Исследования последних десятилетий в целом демонстрируют тенденцию старения учительского корпуса [9, 11, 13] и высокий процент увольнений среди молодых специалистов [16, 17].

Меняющиеся условия педагогической деятельности, возрастающие требования профессии, высокий уровень эмоционального напряжения педагогической деятельности, требуют дальнейшего исследования личностных аспектов готовности молодых педагогов к профессиональной деятельности, а также технологий психологического сопровождения в современных условиях педагогического труда.

Педагоги, получившие положительный опыт психологического сопровождения их профессионально-личностного развития, оказываются более уверены в своих силах и компетенциях, удовлетворены своей профессиональной деятельностью [9, 15, 16, 17]. Психологическое сопровождение молодых педагогов связывается со снижением профессионального стресса и риска ухода из профессии, повышением психологической компетентности во взаимодействии с детьми и родителями, коллегами и руководством, формированием профессиональной идентичности и субъектности, чувства принадлежности к коллективу [3].

Наиболее актуальными направлениями психологического сопровождения молодых педагогов являются [4]: психологическая поддержка, направленная на повышение устойчивости к физическим и психологическим нагрузкам; психологическое сопровождение формирования долгосрочной адаптации к условиям профессиональной деятельности; предупреждение и коррекция психологических кризисов и эмоционального выгорания.

Выводы. Теоретический анализ современных исследований показывает, что педагоги в целом воспринимают профессию как «призвание», особо отмечая любовь к детям, возможность делать социальный вклад, возможность формирования будущего детей, в том числе желание помочь им в адаптации к жизни. Однако специфической характеристикой молодых педагогов является потребность в признании и достижении успеха, озабоченность материальным компонентом профессиональной деятельности. Трудности, возникающие в процессе профессионализации, и общее впечатление от первого года работы могут негативно сказываться на желании в дальнейшем реализовываться в педагогической профессии.

Отечественный и зарубежный опыт реализации психологической поддержки молодых учителей демонстрирует положительное влияние на характер их профессиональной адаптации и профессионального становления, что указывает на актуальность и значимость дальнейшей разработки технологических решений в организации и содержании психологического сопровождения профессионально-личностного развития педагогов для снижения тенденции к смене профессиональной деятельности, повышения эффективности решения задач профилактики профессионального выгорания.

Литература:

1. Верещагина, Е.А. Социально-профессиональные и ценностные ориентации педагогов общеобразовательных школ в условиях модернизации социального института образования (региональный аспект) / Е.А. Верещагина // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - 2011. - №2. - С. 79-84.

2. Ильина, Н.Ф., Исследование становления психолого-педагогической компетентности молодых педагогов / Н.Ф. Ильина, Н.Ф. Логинова // Вопросы образования. - 2019. - №4. - С. 202-228.

3. Демьянчук, Р.В. Направления психологического сопровождения педагогов на этапе профессионального становления / Р.В., Демьянчук, Ф.Г. Мухаметзянова // Вестник Казанского государственного энергетического университета. - 2015. - № 4(28). - С. 107-111.

4. Демьянчук, Р.В. Психологическое сопровождение становления и развития личности педагога в профессии / Р.В. Демьянчук // «Рахимовские чтения-2021»: Материалы международной научно-практической конференции. - Уфа: БГПУ им. М. Акмуллы, 2021. - С. 128-131.

5. Лозгачева, О.В. Особенности ценностно-смысловой сферы педагогов с разным стажем профессиональной деятельности / О.В. Лозгачева // Личность в современном мире. - 2015. - С. 102-107.

6. Марголис, А.А. Институционализация наставничества как ресурс профессионального развития российских педагогов / А.А. Марголис, Е.В. Аржаных, М.Р. Хуснутдинова // Вопросы образования. - 2019. - №4. - С. 133-159.

7. Митина, Л.М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования / Л.М. Митина. - М.: СПб: Нестор-История, 2014. - 376 с.

8. Новикова, О.В. Особенности организационной приверженности у школьных педагогов / О.В. Новикова // Педагогическое образование в России. - 2012. - №2. - С. 62-66.

9. Отчет по результатам международного исследования учительского корпуса по вопросам преподавания и обучения TALIS-2018. - Часть 1. - М.: 2019, 41 с.

10. Пелех, Ю.В. Особенности формирования ценностно-смысловой сферы личности будущего педагога / Ю.В. Пелех, А.В. Матвийчук // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2010. -No 2. - С. 112-117.

11. Пинская, М.А. Профессиональное развитие и подготовка молодых учителей в России / М.А. Пинская, А.А. Пономарева, С.Г. Косарецкий // Вопросы образования. - 2016. - №2. - С. 100-124.

12. Степанова, Л.Н. Специфика профессиональной мотивации специалистов с разным стажем педагогической деятельности / Л.Н. Степанова // Вопросы педагогики. - 2019. - №10 (2). - С. 205-208.

13. Шевелев, А.Н. Социопедагогическое исследование молодых учителей: проблемы, характерные черты и готовность к профессиональной деятельности / А.Н. Шевелев, Н.Н. Кузина, В.Ю. Смольников // Человек и образование. - 2018. - №4 (57). - С. 196-201.

14. Burke, P.F. How do early career teachers value different types of support? A scale-adjusted latent class choice model / P.F. Burke, P.J. Aubusson, S.R. Schuck [etc.] // Teaching and Teacher Education, 2015. - Vol. 47. - p. 241-253.

15. Hong, J.Y. Why do some beginning teachers leave the school, and others stay? Understanding teacher resilience through psychological lenses / J.Y. Hong// Teachers and Teaching. Theory and Practice, 2012. - Vol. 18, №4. - p. 417-440.

16. Ingersoll, R.M. The Impact of Induction and Mentoring Programs for Beginning Teachers: A Critical Review of the Research / R.M. Ingersoll, M. Strong // Review of Educational Research. - 2011. - Vol. 81(2). - P. 201-233.

17. Watt, H.M.G. Motivations, perceptions, and aspirations concerning teaching as a career for different types of beginning teachers / H.M.G. Watt, P.W. Richardson // Elsevier. Learning and Instruction, 2008. - Vol. 18. - p. 408-428.

Психология

УДК 159.99

студентка 4 курса Гайдаренко Светлана Максимовна

Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); старший преподаватель кафедры психологии развития личности Мартынова Марина Александровна Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры базовых дисциплин Фирер Наталья Демьяновна Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМПАТИИ У МОЛОДЕЖИ, СКЛОННОЙ К СОЗАВИСИМОСТИ

Аннотация. Объектом интереса в данной работе выступает взаимосвязь склонности к созависимости и уровня эмпатии у молодых людей. В первую очередь, авторы статьи рассматривают содержание понятия «эмпатия» в психологической литературе. Они описывают основные уровни эмпатии и раскрывают теорию В.В. Бойко о каналах эмпатии. Далее в статье рассматривается содержание понятия «созависимость». Затрагивается вопрос разграничения понятий «зависимость» и «созависимость». Дана краткая историческая справка о возникновении феномена созависимости. Далее в работе приводятся личные размышления авторского коллектива по поводу взаимосвязи данных явлений и выдвинута гипотеза о тесной корреляции уровня эмпатии и склонности студентов к созависимости. Для ее апробации было спланировано и организовано экспериментальное исследование, описание хода которого представлено в настоящей работе. Авторы предлагают к ознакомлению полученные экспериментальные данные. Приводят собственную интерпретацию и выводы по поводу исследования. Отдельное внимание в работе уделяется проблемам низкого уровня развития эмпатии и высокого уровня созависимости среди студентов. Акцент делается на специальностях исследуемых групп. В целом работа представляет содержательно-фактуальную информацию о проведенном экспериментальном исследовании.

Ключевые слова: экспериментальное исследование, эмпатия, созависимость, зависимость, студенты, студенческая среда, проблема.

Annotation. The object of interest in this work is the relationship between the propensity for codependency and the level of empathy in young people. First of all, the authors of the article consider the content of the concept of "empathy" in psychological literature. They describe the main levels of empathy and reveal the theory of V.V. Boyko about the channels of empathy. Further, the article discusses the content of the concept of "codependency". The issue of differentiation of the concepts of "dependence" and "codependency" is touched upon. A brief historical reference is given about the emergence of the phenomenon of codependency. Further, the paper presents personal reflections of the author's team on the relationship of these phenomena and hypothesizes a close correlation between the level of empathy and the propensity of students to codependency. For its approbation, an experimental study was planned and organized, the description of the course of which is presented in this paper. The authors propose to familiarize themselves with the experimental data obtained. They give their own interpretation and conclusions about the study. Special attention is paid to the problems of a low level of empathy development and a high level of codependency among students. The emphasis is on the specialties of the studied groups. In general, the work presents substantive and factual information about the conducted experimental study.

Key words: experimental research, empathy, codependency, dependence, students, student environment, problem.

Введение. Межличностные отношения - важнейшая составляющая жизни человека. Их качество сказывается на развитии личности и во многом определяет жизненный путь человека, его настроение и эмоции каждодневно. Говоря о качестве межличностных отношений, важно понимать, что существует множество коммуникативных навыков, которыми должен обладать человек для установления благоприятных, положительных взаимоотношений. Одним из таких навыков выступает эмпатия, явление которой достаточно широко изучено и раскрыто в психологической литературе. Эмпатия -один из ключевых терминов данной статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.