Научная статья на тему 'Методологические ориентиры совершенствования психологической подготовки будущих педагогов к дальнейшему профессионально-личностному развитию'

Методологические ориентиры совершенствования психологической подготовки будущих педагогов к дальнейшему профессионально-личностному развитию Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
39
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ / TEACHER / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / TRAINING / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / PSYCHOLOGICAL TRAINING / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ / PROFESSIONAL DEFORMATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / PROFESSIONAL AND PERSONAL FORMATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Демьянчук Роман Викторович

Рассматриваются особенности личности и деятельности современного педагога и динамика его становления в профессии в контекстах профессионально-личностного развития и профессиональной деформации. Делается вывод о необходимости совершенствования психологической подготовки будущих педагогов. Предлагается ряд методологических ориентиров подготовки студентов к дальнейшему профессионально-личностному развитию.The article considered about the features of the personality of the modern teacher and dynamics of its professional formation in the context of professional and personal development and professional deformation. The conclusion about the need to improve the psychological training of future teachers. It proposed a number of methodological orientation preparing students for further professional and personal formation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические ориентиры совершенствования психологической подготовки будущих педагогов к дальнейшему профессионально-личностному развитию»

■ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.9.072.43

Р.В. Демьянчук,

Институт специальной педагогики и психологии (г. Санкт-Петербург)

Методологические ориентиры совершенствования психологической подготовки будущих педагогов к дальнейшему профессионально-личностному развитию

Институт специальной педагогики и психологии (г. Санкт-Петербург)

Современные требования к уровню профессиональной подготовки будущего педагога чрезвычайно высоки [5]. Динамично развивающаяся и непрерывно совершенствуемая в контексте федеральных государственных стандартов образования компе-тентностная модель во многом

способствует решению этих задач. Однако представляется недостаточно решенной проблема личностной готовности педагога к профессиональной деятельности. Свидетельством тому являются данные, полученные в ходе международного исследования вопросов преподавания и обучения

в 2013 году (Teaching and Learning International Survey, 2013). Они указывают на тот факт, что доля молодых (в возрасте до 30 лет) учителей в отечественной системе образования составляет всего 12,3%. При этом 32-33% учителей в возрасте до 29 и от 30 до 39 лет считают, что лучше им было выбрать другую профессию [4].

Эти данные обусловлены целым рядом значимых факторов. В их числе - стрессогенность педагогического труда, высокий уровнем психологических и физических нагрузок, повышенная ответственность и др. Особое место занимают проблемы, связанные с нарастающей полифункциональностью педагога, прежде всего вследствие изменения качественного состава обучающихся и воспитанников образовательных организаций (за счет прироста числа иноязычных детей, тенденции к увеличению численности детей «групп риска», широкого внедрения инклюзивного образования).

К сожалению, особенности профессионально-личностного становления и развития современного педагога недостаточно способствуют принятию актуальных требований времени.

Наши исследования, проведенные при участии 502 педагогов дошкольных и школьных образовательных учреждений различных типов и видов, являются

© Демьянчук Р.В., 2016

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ■

РОМАН ВИКТОРОВИЧ ДЕМЬЯНЧУК

кандидат психологических наук, доцент, первый проректор, проректор по научной работе Института специальной педагогики и психологии (г Санкт-Петербург). Сфера научных интересов: психология педагога, организация и содержание психологического сопровождения профессионально-личностного развития педагогов, управление образованием. Автор более 100 публикаций

Рассматриваются особенности личности и деятельности современного педагога и динамика его становления в профессии в контекстах профессионально-личностного развития и профессиональной деформации. Делается вывод о необходимости совершенствования психологической подготовки будущих педагогов. Предлагается ряд методологических ориентиров подготовки студентов к дальнейшему профессионально-личностному развитию.

Ключевые слова: педагог, личность, профессиональная подготовка, психологическая подготовка, профессиональная деформация, профессионально-личностное развитие.

The article considered about the features of the personality of the modern teacher and dynamics of its professional formation in the context of professional and personal development and professional deformation. The conclusion about the need to improve the psychological training of future teachers. It proposed a number of methodological orientation preparing students for further professional and personal formation.

Key words: teacher, personality, training, psychological training, professional deformation, professional and personal formation.

этому наглядным подтверждением. С помощью стандартизированного многофакторного метода исследования личности (СМИЛ, авт. Л.Н. Собчик) нами было установлено, что наиболее ярко выраженными особенностями профиля личности педагога являются ригидность, пессимистичность, социальная интровертирован-ность и эмоциональная лабильность [1, 2]. Очевидно, что существенным механизмом, влияющим на подпороговые (по отношению к норме, установленной стандартизированным многофакторным методом исследования личности) значения этих личностных качеств, является процесс профессиональной деформации, связанный с влиянием организационных и содержательных требований педагогической профессии. Примечательно, что это же влияние оказывает и механизм профессионально-личностного развития, когда происходит «сопряжение профессионального и личностного (механизм транс-цендирования), обеспечивающее формирование профессиональной позиции и профессионального самосознания за счет построения личностью системы критериев осознания себя в качестве субъ-

екта собственной профессиональной деятельности»[3, с. 27].

Согласно нашим данным, которые основываются на результатах дисперсионного анализа показателей выраженности личностных черт педагогов в различных возрастных группах, «порогом» интеграции личности и профессии, проявляющимся рядом достоверных изменений личностного про-

филя, становится возраст 30 лет и стаж профессиональной деятельности 10 лет [1]. Очевидно, что на этом этапе профессионально-личностного развития происходит «сближение Я-образа и образа эталона личности профессионала» [3, а 25].

Представляется целесообразным сделать вывод о том, что за-данность образа эталона личности профессионала во многом определяется именно на этапе профессиональной подготовки, получения высшего педагогического образования. Следовательно, проблема личностной готовности к дальнейшей профессиональной деятельности является более чем актуальной. По сути, она формирует определенный вектор будущего профессионально-личностного развития, предопределяющий интеграцию личности и профессии как механизм развития или профессиональной деформации с негативными проявлениями. В первом случае эти личностные качества, будучи выраженными на адаптивном и близком к оптимальному уровне, обеспечивают эффективность

Студенты на лекции

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

решения профессиональных задач и устойчивость личности. Во втором случае, будучи выраженными избыточно, приводят к проблемам психологической дезадаптации в профессии (вплоть до ее смены).

Это требует принятия дополнительных мер по совершен-

Будущие педагоги на занятиях

ствованию профессиональной подготовки будущего педагога, ориентированной не только на усвоение предметно-понятийного поля профессии, но и на повышение уровня психологической (прежде всего, личностной) готовности к дальнейшему профессионально-личностному развитию.

Среди ключевых ориентиров для решения этой задачи представляется целесообразным выделить следующие: формирование адекватного образа эталона личности педагога, ценностных ориентаций профессии; интроек-ция смыслов педагогической деятельности и создание условий для их осознания студентами; определение реальных перспектив и условий дальнейшего профессионального роста (в вертикальной и горизонтальной плоскостях); повышение потенциала стрессоу-стойчивости и адаптационных ресурсов личности.

Особую роль играет формирование мотивационной готовности педагога к решению разносторонних профессиональных задач в условиях неопределенности. Неотъемлемым требованием к реализации этих задач является дальнейшее повышение качества практико-ориентированной подготовки педагога, а также расширение направлений психологической подготовки к дальнейшему профессионально-личностному развитию на основе вариативности форм и методов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Демьянчук. Р.В. Становление личности педагога специального (коррекционного) учреждения: моног. СПб., 2009.

2. Демьянчук. Р.В. Анализ личностного профиля педагога коррекционного образовательного учреждения в контексте профессиональной деятельности // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Т. 17. Сер.: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2011. № 3. С. 175-178.

3. Костромина С.Н. Психология профессионального развития на этапе обучения в вузе // Профессионально-лич-

LITERATURA_

1. Demyanchuk R.V. Stanovlenie lichnosti pedagoga spetsial'nogo (korrektsionnogo) uchrezhdeniya: monogra. SPb., 2009.

2. Demyanchuk R.V. Analiz lichnostnogo profilya pedagoga korrektsionnogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya v kontekste professional'noj deyatel'nosti // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. T. 17. Ser.: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsial'naya rabota. Yuvenologiya. Sotsiokinetika. 2011. № 3. P. 175-178.

3. Kostromina S.N. Psikhologiya professional'nogo razvitiya

ностное развитие будущего специалиста: сб. ст. / под ред. Н.В. Бордовской. СПб., 2012. С. 25-75.

4. Российские педагоги в зеркале международного сравнительного исследования педагогического корпуса (TALIS, 2013) / под ред. Е. Ленской, М. Пинской. М., 2015.

5. Ямбург Е.А. Новый профессиональный стандарт педагога: проблемы внедрения // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. 2015. Т. 1. № 2 (2). С. 163-169.

na etape obucheniya v vuze // Professional'no-lichnostnoe razvitie budushchego spetsialista: sb. st. / pod red. N.V. Bordovskoj. SPb., 2012. S. 25-75.

4. Rossijskie pedagogi v zerkale mezhdunarodnogo sravnitel'nogo issledovaniya pedagogicheskogo korpusa (TALIS, 2013) / pod red. E. Lenskoj, M. Pinskoj. M., 2015.

5. Yamburg E.A. Novyj professional'nyj standart pedagoga: problemy vnedreniya // Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya. 2015. T. 1. № 2 (2). P. 163-169.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.