Научная статья на тему 'ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ К ОСУЖДЕННЫМ МЕР ПООЩРЕНИЯ И ВЗЫСКАНИЯ'

ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ К ОСУЖДЕННЫМ МЕР ПООЩРЕНИЯ И ВЗЫСКАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
645
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
уголовно-исполнительная система / исправительные учреждения / осужденные / меры поощрения / меры взыскания / профилактика / исправление / воспитательное воздействие / средства исправления.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Елисов П.П.

В статье автор подробно проанализировал основания и порядок применения к осужденным мер поощрения и взыскания. Помимо анализа нормативного регулирования рассматриваемого вопроса, автор рассматривает значение мер взыскания и поощрения на процесс исправления. В заключении сделан вывод, что совокупность мер поощрения и взыскания, применяемых к осужденным к лишению свободы, как признак индивидуализации исполнения наказания и как средство обеспечения достижения цели наказания играет важную роль в воспитательном воздействии на осужденных к лишению свободы и способствует укреплению установленного порядка отбывания наказания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Елисов П.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ К ОСУЖДЕННЫМ МЕР ПООЩРЕНИЯ И ВЗЫСКАНИЯ»

DOI: 10.24412/2224-9133-2023-1-278-282 NIION: 2021-0079-1/23-51 MOSURED: 77/27-025-2023-01-51

ЕЛИСОВ Павел Петрович,

кандидат юридических наук, старший научный сотрудник НИЦ-3 ФКУ НИИ ФСИН России, Российская Федерация, г. Москва, e-mail: papasha59@mail.ru

ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ К ОСУЖДЕННЫМ МЕР ПООЩРЕНИЯ И ВЗЫСКАНИЯ

Аннотация. В статье автор подробно проанализировал основания и порядок применения к осужденным мер поощрения и взыскания. Помимо анализа нормативного регулирования рассматриваемого вопроса, автор рассматривает значение мер взыскания и поощрения на процесс исправления. В заключении сделан вывод, что совокупность мер поощрения и взыскания, применяемых к осужденным к лишению свободы, как признак индивидуализации исполнения наказания и как средство обеспечения достижения цели наказания играет важную роль в воспитательном воздействии на осужденных к лишению свободы и способствует укреплению установленного порядка отбывания наказания.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, исправительные учреждения, осужденные, меры поощрения, меры взыскания, профилактика, исправление, воспитательное воздействие, средства исправления.

YELISOV Pavel Petrovich,

Candidate of Law, Senior Researcher Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia,

Russian Federation, Moscow

GROUNDS AND PROCEDURE FOR APPLYING INCENTIVES AND PENALTIES TO CONVICTED PERSONS

Annotation. In the article, the author analyzed in detail the grounds and procedure for applying incentives and penalties to convicts. In addition to analyzing the regulatory regulation of the issue under consideration, the author examines the significance of penalties and incentives for the correction process. In conclusion, it is concluded that the combination of measures of encouragement and punishment applied to those sentenced to imprisonment, as a sign of individualization of the execution of punishment and as a means of ensuring the achievement of the goal of punishment, plays an important role in the educational impact on those sentenced to imprisonment and contributes to strengthening the established order of serving punishment.

Key words: penal enforcement system, correctional institutions, convicts, incentive measures, penalties, prevention, correction, educational impact, means of correction.

Нормы уголовно-исполнительного законодательства, регулирующие порядок и условия исполнения наказания в виде лишения свободы, предусматривают специальные правила поведения осужденных (ст. 11 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений и др.). Эти правила поведения обязательны для осужденных. Их соблюдение обеспечивается сочетанием всех средств, методов и мер воздействия, предусмотренных нормами уголовно-исполнительного права, в том числе мер поощрения и взыскания.

Умелое использование мер поощрения и взыскания с учетом требований принципа сочета-

ния методов убеждения и принуждения, лежащего в основе принципа уголовно-исполнительного воздействия, является одним из важнейших средств обеспечения режима в исправительных учреждениях (далее - ИУ).

Меры поощрения и взыскания - эффективное средство воспитательного воздействия на осужденных, правильное применение которого имеет существенное значение для успешного решения задач их исправления, укрепления законности и правопорядка в ИУ.

Рассмотрим основания и порядок применения к осужденным мер поощрения и взыскания более подробно.

Перечень мер поощрения, применяемых к лицам, лишенным свободы, установлен в ст. 113 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ). К мерам поощрения отнесены: благодарность; награждение подарком; денежная премия; разрешение на получение дополнительной посылки или передачи; предоставление дополнительного краткосрочного или длительного свидания; разрешение дополнительно расходовать деньги в размере до тысячи рублей на покупки продуктов питания и предметов первой необходимости; увеличение времени прогулки осужденным, содержащимся в строгих условиях отбывания наказания в исправительных колониях и тюрьмах, до трех часов в день на срок до одного месяца; досрочное снятие ранее наложенного взыскания.

Данный перечень мер поощрения, применяемых к осужденным, является исчерпывающим. В отличие от некоторых других отраслей права, уголовно-исполнительное законодательство не предусматривает возможности установить иные виды поощрений в подзаконных нормативных актах, как и не содержит норм, разрешающих должностным лицам применять к осужденным другие виды поощрения.

Мы разделяем позицию Мухтаровой Ю.Ш, которая полагает, что поощрение - это специальная мера стимулирования положительных проявлений личности осужденного с помощью высокой оценки его поступков, которое применяется дифференцированно. Поощрение в целом закрепляет положительные навыки и привычки, вселяет уверенность, создает приятный настрой на работу и повышает ответственность. Фактически именно поощрение, а не взыскание считается более эффективным средством стимулирования законопослушного поведения, так как в условии положительной мотивации в качестве стимулирования правильного поведения выступают не только внешние предписания, но и собственный интерес субъекта, его заинтересованность [5].

Основанием для применения мер поощрения является хорошее поведение осужденного, его честное отношение к труду и обучению. Под поведением в данном случае следует понимать не только строгое соблюдение требований режима, в частности правил внутреннего распорядка и распорядка дня, но и участие в общественной жизни, в воспитательных мероприятиях, в работах по благоустройству территории ИУ и т.п. Честное и добросовестное отношение к труду характеризуют такие показатели, как выполнение и перевыполнение норм производственной выработки, повышение производительности труда, высокое качество продукции и т.п.

Порядок применения мер поощрения к осужденным определен ст. 114 УИК РФ. Поощрения в виде благодарности может применять устно, а остальные поощрения применяются только письменно.

Большинство мер поощрения применяется во всех ИУ, а некоторые только во определенных видах этих учреждений. Поощрение в виде увеличения времени прогулки применяется лишь к осужденным, содержащимся в тюрьме. При этом время прогулки может быть увеличено на срок не более одного месяца.

Уголовно-исполнительным законодательством разрешается в порядке поощрения досрочно снять с осужденного одновременно одно ранее наложенное взыскание.

Как свидетельствует практика, обоснованное поощрение оказывает большое воспитательное воздействие на осужденных. Поэтому при определении и применении мер поощрения необходимо не только строго соблюдать установленный в этом порядок, но и учитывать требования педагогики и ее специальной отрасли - пенитенциарной педагогики. Одни из них является опора на положительный пример, умение своевременно заметить и отметить правильный поступок осужденного, свидетельствующий о его становлении на путь исправления. Это отнюдь не означает, что за каждый такой поступок осужденного необходимо обязательно поощрять. В данном случае необходима разумная экономия средств, т.к. слишком частые поощрения могут вызывать у осужденных безразличное к ним отношение. однако нельзя признавать правильной и излишнюю осторожность, в основе которой лежит ошибочное мнение, что меры поощрения якобы должны применять к осужденным лишь за особо выдающиеся поступки. В этом проявляется недооценка мер поощрения, являющихся эффективным средством воздействия на сознание и волю осужденных, и не учитывается то, что в соответствии с принципом сочетания методов убеждения и принуждения именно убеждения - главные средства, применяемые в процессе уголовно-исполнительного воздействия.

Поощрение должно быть заслуженным и соответствовать как важности совершенного положительного поступка, так и степени усилий, проявленных при этом осужденным. Незаслуженное поощрение, как и безразличное отношение к положительным поступкам осужденных и достигнутым ими успехами, не только не стимулируют правопослушное поведение, но и отрицательно сказываются на развитии потребности в самовоспитании, не побуждает и к положительным поступкам.

Как справедливо отмечают Гусева О.Я. и Плешаков С.М., важным признаком поощрительной нормы является ее адресный характер, поскольку в ней четко определяются границы и обстоятельства поощерния и поведения осужденных. Принцип эффективности основывается на исследовании позитивной психологической стороны отношения осужденного к поощрению, степени его восприятия и переживания [2].

При применении мер поощрения необходимо учитывать также и такие педагогические требования, как строго индивидуальный подход к осужденным и соблюдение принципа воспитательного воздействия в коллективе и через коллектив. В каждом отдельном случае вид поощрения следует избирать с учетом индивидуальных психологических особенностей осужденного, степени его социально-педагогической запущенности, уровня исправления, а также возможностей реакции коллектива осужденных. Практика свидетельствует о том, что наиболее воспитательное значение на поощряемого и на других осужденных оказывают поощрения, одобряемые коллективом и придаваемые широкой огласки.

Весьма важное значение имеет также своевременность применения мер поощрения. Поощрения, объявляемые по истечении значительного времени со дня совершения положительного поступка, не достигают цели.

Таким образом, меры поощрения, применяемые к осужденным, являются важным средством их исправления. Они используются в целях оказания воспитательного воздействия и на тех осужденных, к кому они применяются, и на других осужденных, а их наличие отражает отношение осужденного к мерам исправительно-воспи-тательного воздействия. Применение мер поощрения является важным структурным компонентом в механизме реализации организации исправительного процесса. Сочетание элементов педагогики и права, которые относятся к средствам исправительного воздействия, представляются одним из институтов мер поощрения [3].

По справедливому замечанию Ломакиной А.Н. применение мер взыскания, как меры воспитательного воздействия имеет особое воспитательное значение, однако при этом особенно важно учесть справедливость применения такого воздействия на осужденного [4].

Гаманенко Л.И. рассматривая дисциплинарную практику исправительных учреждений, полагает, что меры взыскания, применяемые к осужденным, непосредственно направлены на их исправление и налагаются за совершение нарушение режима. Главная цель применения меры взысканий - кара за совершенный проступок. Закрепленная в уголовно-исполнительном зако-

нодательстве система мер взыскания предусматривает возможность адекватно реагирования со стороны администрации исправительных учреждений на негативное поведение осужденных. Система мер взыскания позволяет улучшить обстановку в исправительных учреждениях [1].

Исчерпывающий перечень мер взысканий, применяемых к осужденным в местах лишения свободы, перечислен в ст. 115 УИК РФ. К мерам взыскания отнесены: выговор; дисциплинарный штраф в размере от одной тысяч до двух тысяч рублей; водворение осужденных в штрафной изолятор (далее - ШИЗО) на срок до 15 суток; перевод осужденных в помещения камерного типа (далее - ПКТ) и единые помещения камерного типа (далее - ЕПКТ) на срок до шести месяцев и одного года соответственно (за исключением осужденных женщин, которые могут быть переведены только в ПКТ на срок до трех месяцев).

Меры взыскания - разновидность дисциплинарных взысканий. Это - меры государственного принуждения, применяемые администрацией ИУ к лицу, совершившему правонарушение во время отбывания наказания, и имеющие своей целью оказание воспитательного воздействия на нарушителя, а также предупреждение совершения новых правонарушений как со стороны наказанного, так и других осужденных.

Основанием для применения мер взыскания и тем самым для привлечения к дисциплинарной ответственности является совершение осужденным дисциплинарного проступка. Под дисциплинарным проступком осужденного мы понимаем совершенное им виновно противоправное действие или бездействие, нарушающее порядок отбывания наказания и влекущее за собой применение к нему мер взыскания, налагаемых распоряжением уполномоченного на то должностных лиц ИУ.

Объектом любого дисциплинарного проступка является установленной нормами уголовно-исполнительного законодательства порядок отбывания наказания, находящий свое выражение в требованиях режима в местах лишения свободы. Меры взыскания применяются к осужденным, как предусмотрено ст. 115 УИК РФ, за нарушения установленного порядка отбывания наказания.

Нормы уголовно-исполнительного законодательства не только устанавливают требования режима и правила поведения осужденных, но и определяют условия привлечения их к труду, общеобразовательному и профессиональному обучению, а также проведение с ними воспитательной работы. Нарушение этих условий поэтому есть не что иное, как посягательство на

порядок отбывания наказания. Поэтому и в условиях уклонения осужденного от участия в общественно полезном труде, в воспитательных мероприятиях или обучения будет являться объектом дисциплинарного поступка. Дисциплинарная ответственность может иметь место за нарушение осужденным любых запретов и обязанностей, обусловленных порядком отбывания наказания и установленных нормами уголовно-исполнительного законодательства.

Меры взыскания, применяемые к осужденным, не только воздействуют на них морально и выражают отрицательную оценку дисциплинарного проступка со стороны администрации ИУ. Взыскание влечет определенные правовые последствия и в усилении изоляции (водворение в штрафной изолятор, например), т.е. в усилении тягот и лишений, связанных с отбыванием лишения свободы.

Наиболее серьезные правовые последствия влечет за собой применение такой меры взыскания, как водворение в штрафной изолятор. Уголовно-исполнительным законодательством предусмотрено, что во время содержания в ШИЗО осужденным не предоставляются свидания и телефонные разговоры, запрещается приобретать продукты питания и предметы первой необходимости, получать посылки, передачи и бандероли.

Правила внутреннего распорядка ИУ запрещают осужденному брать с собой в камеру ШИЗО имеющиеся у него в пользовании продукты питания и личные вещи, за исключением полотенца, средств личной гигиены, тапочек, одной книги, предметов религиозного культа индивидуального пользования, предназначенных для нательного ношения, документов, относящихся уголовному делу.

Отдельно стоит отметить, что к лицам, нарушающим установленный порядок отбывания

наказания в ШИЗО, применяются все меры взыскания, предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством.

Для правильного применения мер взыскания и оказания при этом должного воспитательного воздействия на осужденных необходимо строго соблюдать правила их применения, обоснованные принципами педагогики. Важнейшими из них являются: объективность и справедливость, соответствие применяемой меры взыскания характеру совершенного проступка, индивидуальный подход, быстрота реагирования на правонарушение. Эти педагогические правила нашли сове заключение в УИК РФ, которым установлено, что при наложении дисциплинарного взыскания учитываются обстоятельства совершения нарушения, поведение осужденного до проступка, его тяжесть и характер. Весьма важными педагогическими требованиями, которые также необходимо соблюдать при применении мер взыскания, являются единство, согласованность, последовательность и преемственность воспитательного воздействия.

В заключении стоит отметить, что совокупность мер поощрения и взыскания, применяемых к осужденным к лишению свободы, как признак индивидуализации исполнения наказания и как средство обеспечения достижения цели наказания играет важную роль в воспитательном воздействии на осужденных к лишению свободы и способствует укреплению установленного порядка отбывания наказания. Мы солидарны с точкой зрения Фёдорова А.Ф., который полагает, что меры взыскания и поощрения выступают одним из приоритетных направлений воспитательного воздействия в современной деятельности уголовно-исполнительной системы и системы стимулов к законопослушному поведению осужденных [6].

Список литературы:

[1] Гаманенко Л.И. Пути совершенствования мер взыскания, применяемых к осужденным к лишению свободы // В сборнике: Пенитенциарная безопасность: национальные традиции и зарубежный опыт. 2019. С. 53-55.

[2] Гусеева О.Я., Плешаков С.М. Применение мер поощрения к лишенным свободы осужденным // Материалы IV научно-практической конференции «Актуальные проблемы уголовного права и процесса, уголовно-исполнительного права и криминалистики. 2016. С. 37-40.

[3] Конышев Ф.В. Педагогические основы применения мер поощрения к лишенным свободы осужденным // Вестник Витебского государственного университета. 2010. № 5 (59). С. 109-114.

[4] Ломакина А.Н. Некоторые аспекты применения к осужденным мер поощрения и взыскания // Сборник V Международного пенитенциарного форума «Преступление, наказание, исправление» (приуроченный к проведению в 2021 году в Российской Федерации года науки и технологий). 2021. Т.9. С. 339-343.

[5] Мухтарова Ю.Ш. О мерах поощрения и взыскания, применяемых к осужденным в исправительных учреждениях // Уголовно-исполнительное право. 2014. № 1 (17). С. 50-53

[6] Фёдоров А.Ф. Меры взыскания и поощрения как одно из приоритетных направлений воспитательного воздействия в современной деятельности уголовно-исполнительной системы // В сборнике: Техника и безопасность объектов уголовно-исполнительной системы. 2022. С. 52-56.

[J] Шапоренко А.А. Роль мер поощрения и взыскания в воспитательном воздействии на осужденных к лишению свободы // В сборнике: Законность и правопорядок в современном обществе. Сборник материалов XI Международной научно-практической конференции. 2012. С. 189-193.

Spisok literatury:

[1] Gamanenko L.I. Putisovershenstvovaniya mer vzyskaniya, primenyaemyh kosuzhdennym klisheniyu svobody // V sbornike: Penitenciarnaya bezopasnost': nacional'nye tradicii i zarubezhnyj opyt. 2019. S. 53-55.

[2] Guseeva O.YA., Pleshakov S.M. Primenenie mer pooshchreniya k lishennym svobody osuzhdennym // Materialy IV nauchno-prakticheskoj konferencii «Aktual'nye problemy ugolovnogo prava i processa, ugolovno-ispolnitel'nogo prava i kriminalistiki. 2016. S. 3J-40.

[3] Konyshev F. V. Pedagogicheskie osnovy primeneniya mer pooshchreniya k lishennym svobody osuzhdennym // Vestnik Vitebskogo gosudarstvennogo universiteta. 2010. № 5 (59). S. 109-114.

[4] Lomakina A.N. Nekotorye aspekty primeneniya k osuzhdennym mer pooshchreniya i vzyskaniya // Sbornik V Mezhdunarodnogo penitenciarnogo foruma «Prestuplenie, nakazanie, ispravlenie» (priurochennyj k provedeniyu v 2021 godu v Rossijskoj Federacii goda nauki i tekhnologij). 2021. T.9. S. 339-343.

[5] Muhtarova YU.SH. O merah pooshchreniya i vzyskaniya, primenyaemyh k osuzhdennym v ispravi-tel'nyh uchrezhdeniyah // Ugolovno-ispolnitel'noe pravo. 2014. № 1 (1J). S. 50-53

[6] Fyodorov A.F. Mery vzyskaniya i pooshchreniya kak odno iz prioritetnyh napravlenij vospitatel'nogo vozdejstviya v sovremennoj deyatel'nosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy // V sbornike: Tekhnika i bezopasnost' ob»ektov ugolovno-ispolnitel'noj sistemy. 2022. S. 52-56.

[J] SHaporenko A.A. Rol' mer pooshchreniya i vzyskaniya v vospitatel'nom vozdejstvii na osuzhdennyh k lisheniyu svobody // V sbornike: Zakonnost' i pravoporyadok v sovremennom obshchestve. Sbornik materi-alov XI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2012. S. 189-193.

чююжжжжжжжжшшшшшюжжжжжжшшшшшшюжжжжжжшшшшшюжжжжжж*щшшшшшюжжжжжжшшшшшюжжжжжжшшшшшшюжж*.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.