Научная статья на тему 'Основа и институциональные механизмы сотрудничества между Россией и Китаем'

Основа и институциональные механизмы сотрудничества между Россией и Китаем Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
913
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Хуан Мэйлян

В статье рассматриваются различные способы и механизмы, которые используются сторонами на государственном уровне и уровне фирм в целях повышения эффективности взаимного торгово-экономического сотрудничества. Одним из ключевых инструментов в этой области является подписание Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой и дополнительного соглашения между Россией и Китаем о российско-китайской государственной границе на ее восточной части в октябре 2004 г. Эти документы заложили основу для плодотворного взаимного сотрудничества на основе которых формируются межфирменные инструменты экономического взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Foundation and Institutional Mechanism for Cooperation between Russia and China

In the article the author examines the question of the basis of the mechanism of cooperation between Russia and China. Cooperation between the two countries has passed two stages, but now it has become more strengthening and promising. The signing of the Treaty on Good Neighborliness, Friendship and Cooperation between the Russian Federation and the People's Republic of China and the supplementary agreement between Russia and China on the Russian-2004 years, once again stressed the belief chapter of cooperation and the peoples of two countries, especially in the field of economy and trade. Cooperation between the two countries has great potential and prospects.

Текст научной работы на тему «Основа и институциональные механизмы сотрудничества между Россией и Китаем»

ОСНОВА И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ РОССИЕЙ И КИТАЕМ

Хуан Мэйлян

Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье рассматриваются различные способы и механизмы, которые используются сторонами на государственном уровне и уровне фирм в целях повышения эффективности взаимного торгово-экономического сотрудничества. Одним из ключевых инструментов в этой области является подписание Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой и дополнительного соглашения между Россией и Китаем о российско-китайской государственной границе на ее восточной части в октябре 2004 г. Эти документы заложили основу для плодотворного взаимного сотрудничества на основе которых формируются межфирменные инструменты экономического взаимодействия.

Китай и Россия являются крупнейшими мировыми государствами-соседями, которые обладают богатыми природными ресурсами и потенциальными экономическими возможностями. В последнее время китайско-российское торговоэкономическое сотрудничество развивается очень динамично, двусторонняя торговля растет ежегодными темпами, которые превышают 10%. Ожидается, что к 2010 г. объем взаимной российско-китайской торговли составит 60—80 млрд долл. Одновременно Китай и Россия диверсифицируют структуру сотрудничества, расширяя его в таких областях, как высокие технологии, традиционная энергетика, освоение природных ресурсов, атомная энергетика, финансы, транспорт, авиация и космос, экология, информатизация и т.д.

Межгосударственная основа для российско-китайского экономического сотрудничества. В июле 2001 г. в Кремле главы двух стран подписали Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой [1]. В нем было подчеркнуто, что необходимо на долгосрочной основе всесторонне развивать отношения добрососедства, дружбы, сотрудничества, равноправного доверительного партнерства и стратегического взаимодействия в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, принципами взаимного уважения суверенитета и территориальной целостности, взаимного ненападения, невмешательства во внутренние дела друг друга, равенства и взаимного уважения.

Страны договорились, что на основе взаимной выгоды развивают сотрудничество в торгово-экономической, военно-технической, научно-технической, энергетической и транспортной областях, в ядерной энергетике, в финансовой, космической, авиационной областях, в сфере информационных технологий и других сферах, представляющих взаимный интерес, содействуют развитию приграничного и межрегионального торгово-экономического сотрудничества между двумя государствами в полном соответствии с национальным законодательством каждой из них.

Наряду с этим в 12 мая 2004 г. в ходе переговоров сопредседателей Российско-Китайского Комитета дружбы, мира и развития Л.В. Драчевского и Ли Гуй-сяня принято решение в рамках Комитета создать Совет делового сотрудничества России и Китая. Этот Совет был создан как организация, объединяющая заинтересованных в сотрудничестве и партнерстве представителей российского и китайского бизнеса. 18 июня 2004 г. состоялось первое заседание российской части Российско-Китайского Делового Совета. Для систематизации деятельности и упорядочивания взаимодействия с Китайской частью Российско-Китайского Делового Совета участниками заседания принято решение учредить Некоммерческое партнерство «Российско-Китайский Деловой Совет», а также создать Рабочие группы в следующих областях: финансов и банковской деятельности; в области взаимной защиты инвестиций и урегулирования спорных вопросов; самолетостроения; машиностроения; энергетики; металлургии; пищевой промышленности; сотрудничества малого бизнеса и приграничной торговли; транспортных перевозок, коммуникаций и туризма; телекоммуникаций и СМИ; образования и научно-технического сотрудничества; легкой промышленности; биомедицинских препаратов.

Благодаря этим механизмам сформировались прочные основы для эффективного двустороннего сотрудничества по большинству аспектов экономического взаимодействия между Россией и Китаем. Создание Рабочей группы, которая будет заниматься разрешением конкретных возникающих проблем, еще раз доказало, что обе страны готовы прилагать усилия для динамичного развития двустороннего сотрудничества. будущего время между двумя странам.

Регулярные встречи между политическими представителями России и Китая. Еще одним механизмом, который обеспечивает развитие равноправного и взаимовыгодного сотрудничества двух стран, являются регулярные встречи представителей России и Китая. Оно проходят ежегодно, на них подводятся итоги предыдущего периода сотрудничества по конкретным направлениям хозяйственных связей двух стран, происходит обмен мнениями по интересующим обе стороны вопросам, определяются дальнейшие действия по углублению и совершенствованию взаимовыгодных связей. Результаты визита обычно фиксируются в совместном коммюнике, в котором находят свое отражение как договоренности по насущным вопросам торгово-экономического и гуманитарного сотрудничества, так и подходы двух стран к актуальным международным проблемам. Сейчас под его действия заключено более 100 межгосударственных и межправительственных соглашений. Они охватывают практически все сферы двустороннего взаимодействия.

Между парламентариями России и Китая также установились добрые, динамичные и эффективные отношения. Сотрудничество между Федеральным Собранием Российской Федерации и Всекитайским собранием народных представителей (ВСНП) — важная часть политического взаимодействия, неотъемлемое звено всего механизма российско-китайского сотрудничества.

Этапы российско-китайского торгового сотрудничества. Российско-китайское торговое сотрудничество прошло следующие два этапа:

1) 1992—1998 гг.: период неравномерного развития двусторонней торговли (период подъемов и спадов);

2) 1999 г. — по настоящее время: период восстановления роста и стремительного развития двусторонней торговли.

На первом этапе экономическое сотрудничество в основном проходило в форме двусторонней торговли. Многие эксперты называли такую форму «обмен товарами» или «челночная торговля», а экономическим сотрудничеством считали межправительственное сотрудничество в рамках государственных заказов и поставок.

Начиная со второго этапа взаимная торговля стабилизируется и растет высокими темпами, что следует из данных, представленных в табл. 1.

Таблица 1

Товарооборот России с КНР

Годы Оборот Экспорт Импорт

сумма, млрд долл. прирост, % сумма, млрд долл. прирост, % сумма, млрд долл. прирост, %

2000 8,0 +39,9 5,8 +36,6 2,2 +49,1

2001 10,7 +33,3 7,9 +37,9 2,8 +21,4

2002 11,9 + 11,8 8,4 +5,6 3,5 +29,9

2003 15,8 +32,1 9,7 + 15,7 6,1 +71,4

2004 21,2 +34,7 12,1 +24,7 9,1 +51,0

2005 29,1 +37,1 15,9 +31,0 13,2 +45,2

2006 33,38 + 14,7 17,55 + 10,5 15,83 + 19,8

2007 48,17 +44,3 19,68 + 12,1 28,49 +79,9

Источник: Государственное торговое управление КНР

Товарооборот между Россией и Китаем в 2007 г. составил около 50 млрд долл., заявил премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао, выступая на Втором российско-китайском экономическом форуме в Москве. Это на 20 млрд долл. больше, чем в 2005 г.

По данным Торгового представительства Российской Федерации в Китайской Народной Республике, в 2007 г. вновь существенно повысилась динамика прироста двусторонней торговли. По официальным данным китайской таможенной статистики, ее объем достиг 48,17 млрд долл., что на 14,77 млрд долл. (или 44,3%) больше по сравнению с 2006 г. Российский экспорт в Китай составил 19,68 млрд долл. (+12,1%), импорт — 28,49 млрд долл. (+79,9%). Товарооборот увеличивался при ускоряющемся значительном опережающем приросте объемов поставок китайских товаров, следствием чего стало формирование, достаточно значительного, отрицательного сальдо в торговле с Китаем до 8,81 млрд долл. по сравнению с положительным сальдо в 1,72 млрд долл. в 2006 г.

Россия заняла седьмое место среди стран и территорий — крупнейших торговых партнеров Китая. Темпы роста двусторонней торговли на 20,8 процентных пункта были выше соответствующего показателя увеличения товарооборота Ки-

тая в целом, в результате чего удельный вес России во внешней торговле Китая повысился с 1,90% в 2006 г. до 2,22%.

В то же время по некоторым позициям, в основном относящимся к сырьевым товарам и отдельным видам промышленной продукции, доля поставок из России была существенно выше. В частности, Россия лидировала в поставках деловой древесины — 68,46%, морепродуктов — 41,05%, удобрений — 40,21%, импорт из нее также занимал значительное место: во ввозе никеля — 20,47%, нефтепродуктов — 14,56%, бумажной массы и целлюлозы — 12,12%, сырой нефти — 8,91%.

В товарной структуре российского экспорта в Китай доминируют топливноэнергетические товары (табл. 2). Весомую долю составляют продукты из древесины, а также продукция химической промышленности.

Таблица 2

Товарная структура экспорта России в Китай

Код ТН ВЭД СНГ Наименование товарной группы 2006 г. 2007 г. 2007 г. в % к 2006 г.

тыс. долл. в % к итогу тыс. долл. в % к итогу

ВСЕГО: из них: 17 554 116 100,0 19 676 895 100,0 12,1

01—24 Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) 12 83 923 7,3 1 433 666 7,3 11,7

25—27 Минеральные продукты в том числе: 9 868 979 56,2 10 259 445 52,1 4,0

27 Топливно-энергетические товары 9 464 233 53,9 9 341 411 47,5 -1,3

28—40 Продукция химической промышленности, каучук 2 188 755 12,5 2552 186 13,0 16,6

41—43 Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них 12 556 0,1 14 439 0,1 15,0

44—49 Древесина и целлюлознобумажные изделия 2 800 013 16,0 3 759 523 19,1 34,3

50—67 Текстиль, текстильные изделия и обувь 7 727 0,0 9 819 0,0 27,1

71 Драгоценные камни и металлы,изделия из них 31 650 0,2 44 520 0,2 40,7

72—83 Металлы и изделия из них 1 133 430 6,5 1 332 197 6,8 17,5

84—90 Машины, оборудование и транспортные средства 217 155 1,2 256 041 1,3 17,9

68—70 91—97 Другие товары 2 286 0,0 4 814 0,0 110,6

Источник: Государственное торговое управление КНР

При непрерывном расширении масштабов торговли постепенно улучшается структура товарного экспорта Китая в Россию (табл. 3). В товарном экспорте по-прежнему доминируют одежда, обувь и другие товары легкой промышленности, однако быстрыми темпами растет тенденция экспорта электромеханической продукции и продукции высоких и новых технологий и их доля в общем объеме экспорта.

Таблица 3

Товарная структура импорта России из Китая

Код ТН ВЭД СНГ Наименование товарной группы 2006 г. 2007 г. 2007 г. в % к 2006 г.

тыс. долл. в % к итогу тыс. долл. в % к итогу

ВСЕГО: из них: 15 832 431 100,0 28 488 478 100,0 79,9

01—24 Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) 836825 5,3 1 165582 4,1 39,3

25—27 Минеральные продукты в том числе: 177 580 1,1 244 016 0,9 37,4

27 Топливно-энергетические товары 142368 0,9 193 538 0,7 35,9

28—40 Продукция химической промышленности, каучук 1 051 408 6,6 1 681 050 5,9 59,9

41—43 Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них 1 082 133 6,8 807 097 2,8 -25,4

44—49 Древесина и целлюлознобумажные изделия 153 982 1,0 270 970 1,0 76,0

50—67 Текстиль, текстильные изделия и обувь 5 640 099 35,7 11 516 169 40,4 103,8

71 Драгоценные камни и металлы, изделия из них 11 194 0,1 23 585 0,1 110,7

72—83 Металлы и изделия из них 1 108 267 7,0 2352662 8,3 112,3

84—90 Машины, оборудование и транспортные средства 4592142 29,0 8724 191 30,6 90,0

68—70 91—97 Другие товары 1 168 304 7,4 1 702 744 6,0 45,7

Источник: Государственное торговое управление КНР

Особенности приграничного сотрудничества. Основным направлением развития торговли в 1990-е гг. была приграничная торговля наряду с более широким приграничным сотрудничеством. Например, экономические связи между Манчжурией, Приморьем, Хэйхэ и Забайкальем были в примитивном «челночном» состоянии в 1990-е гг. Этот тип торговли появился изначально как наиболее адекватная форма обмена. Существуют только оценочные данные по этой торговле, но в 1996 г. в Хэйхэ ее объем составил около 49 млн долл., что является примерно половиной объема «организованной торговли» за тот же год.

Причиной появления «челноков» стало упразднение безвизового обмена. Россия ввела жесткие ограничения на въезд китайцев в связи с тем, что они стали пользоваться групповыми «турпоездками», которые не регулировались новым законодательством. Например, расстояние между Благовещенском и Хэйхэ составляет 750 м через Амур. Летом путь занимает 10 мин, зимой 7 мин на машине. Это место явилось идеальным для развития «челночного бизнеса», о чем свидетельствует количество переходов через границу в Хэйхэ. При отмене безвизового обмена в 1994 г. общий уровень «организованной торговли» снизился, в то же время количество переходов через границу в Хэйхэ возросло. В 1996 г. количество людей, пересекших границу, превысило 100 тыс. человек, а в период с января по август 1997 г. достигло уровня в почти 120 тыс. человек. По приблизительным

оценкам объем «гражданской торговли» за январь — ноябрь того же года в Хэйхэ составил около 50 млн долл. С января по июль 2000 г. границу пересекли уже 385 тыс. человек.

В настоящее время в приграничной зоне существует множество характерных для границ проблем, и они требуют своего разрешения. И для России, и для Китая неотложной и важной задачей является совместный сбор информации по приграничной зоне, для того чтобы вести спокойный и объективный диалог для выработки общей системы. В январе 1998 г. был образован российско-китайский Координационный совет по межрегиональному и приграничному торгово-экономическому сотрудничеству в рамках ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье». На ежегодных заседаниях его участники обсуждают проблемы, мешающие сотрудничеству, и обозначают приоритетные направления:

— создание приграничных торгово-промышленных комплексов для организации экспортных и импортозамещающих производств;

— упрощение таможенных процедур и порядок пересечения границы, развитие услуг, связанных с перемещением через границу экспортно-импортных грузов;

— создание таможенных складов, компаний по экспедированию грузов;

— развитие туризма и др.

17 декабря 1992 г. Президент Б. Ельцин нанес свой первый визит в Китай. Сторонами был подписан ряд двусторонних соглашений. В совместном коммюнике подчеркивалась важность отношений между двумя странами для дела мира и стабильности в Азии. Объем товарооборота России с Китаем достиг в 1992 г. 5862 млн долл., а в конце 1993 г. 7679 — млн долл. Многие специалисты считают, что эти рекорды двух лет имеют очень важное значение для дальнейшего развития отношений между двумя странами, несмотря на то, что еще существовали многие разногласия по вопросу приграничной зоны.

Приграничная зона была одной из самых острых проблем между Россией и Китаем. В 1994 г. стороны подписали второе соглашение по более короткому западному участку совместной границы. В 1997 г. они вновь подтвердили намерение достичь скорейшего урегулирования еще не решенных проблем в отношении общей границы.

В октябре 2004 г. было подписано дополнительное соглашение между Россией и Китаем о российско-китайской государственной границе на ее восточной части, из которого можно заключить, что все пограничные вопросы практически решены [2]. В совместной декларации 2005 г. стороны также отметили, что «подписанное 14 октября 2004 г. Дополнительное соглашение о российско-китайской государственной границе на ее Восточной части вместе с Соглашением о советско-китайской государственной границе на ее Восточной части от 16 мая 1991 года и Соглашением о российско-китайской государственной границе на ее Западной части от 3 сентября 1994 года полностью определили линию прохождения российско-китайской границы на всем ее протяжении более 4300 километров, создали надежную гарантию добрососедства, сотрудничества и дружбы из поколения в поколения между народами двух стран, внесли важный вклад в дело под-

держания безопасности и стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе и мире в целом. Стороны преисполнены решимости прилагать совместные усилия для реализации соглашений о государственной границе и иных связанных с ней соглашений, для превращения российско-китайской границы в полосу дружбы и сотрудничества, объединяющую народы двух стран» [3].

Это достижение укрепило отношения между двумя странами, политические отношения перешли на новую ступень, а пограничный вопрос за всю российско-китайскую историю был закрыт полностью.

Российско-китайское инвестиционное сотрудничество. В 2007 г. в целом сохранялась поступательная динамика развития российско-китайского инвестиционного сотрудничества. Темпы притока прямых китайских инвестиций в экономику России оставались примерно на уровне 2006 г. По данным Минкоммер-ции КНР, за 2007 г. объем накопленных китайских прямых инвестиций в Россию составил 438 млн долл. против 470 млн в 2006 г. (-6,81%).

На конец 2007 г. суммарный объем прямых китайских инвестиций в Российскую экономику достиг 1 млрд 374 млн долл. (табл. 4).

Таблица 4

Объем накопленных прямых инвестиций в России и Китае

Показатель Год

2005 2006 2007 2007/2006

Инвестиции КНР в России 465 млн долл. 935 млн долл. 1 374 млн долл. +46,95%

Инвестиции России в КНР 541 млн долл. 610 млн долл. 660 млн долл. +8,19%

Источник: данные Минкоммерции КНР

Основные приоритеты инвестиционной деятельности китайских предприятий в России существенных изменений не претерпели. Ими по-прежнему оставались заготовка и переработка леса, разработка полезных ископаемых, торговля, легкая и текстильная промышленность, бытовая электротехника, связь, сфера услуг.

Заметно возросли объемы выполняемых китайскими компаниями подрядных строительных работ и трудовых услуг в России. В течение 2007 г. выполнены работы на сумму 1,1 млрд долл. (в 2006 г. — 660 млн долл.), подписано контрактов на сумму 1,6 млрд долл. (в 2006 г. — 1,07 млрд долл.), для выполнения трудовых услуг в Россию направлено 25 385 чел./раз (в 2006 г. — 22 852 чел./раз). Китайская рабочая сила в основном использовалась на Дальнем Востоке и в Сибири для сельскохозяйственных работ, строительства объектов недвижимости, заготовки и переработки древесины, пошива одежды и оказания медицинских услуг. В конце 2007 г. в России находились 30 862 чел. китайской рабочей силы.

По состоянию на конец 2007 г. суммарный объем подписанных контрактов на подрядные и строительные работы, осуществляемые китайскими рабочими в России, увеличился на 24,16% и достиг 8,22 млрд долл., выполнено работ на сумму 4,46 млрд долл. (в конце 2006 г. — 3,36 млрд долл.).

В течение 2007 г. российские контрактные инвестиции в экономику Китая уменьшились и составили 190 млн долл. (в 2006 г. — 230 млн долл.). Сумма прак-

тически использованных прямых инвестиций также сократилась до 52,07 млн долл. (в 2006 г. — 67 млн долл.). За год в КНР были зарегистрированы 105 новых проектов с участием российского капитала (в 2006 г. — 126 проектов). Их основная часть сосредоточена в сферах производства, строительства и транспортных перевозок.

Общий объем российских контрактных инвестиций в КНР на конец 2007 г. составил 1,83 млрд долл. (в 2006 г. — 1,64 млрд долл.), увеличившись на 11,58%. По сумме накопленные прямые использованные инвестиции равнялись 660 млн долл. (+8,19%), общее количество проектов с российскими прямыми инвестициями — 2080.

В 2004—2007 гг. сторонами активно использовался такой механизм двустороннего взаимодействия в сфере инвестиционного сотрудничества, как российско-китайский инвестиционный форум. Всего проведено четыре форума (в городах Хабаровске, Санкт-Петербурге, Пекине, Сочи), в ходе которых были подписаны соглашения по 33 «пилотным» проектам на сумму 4,06 млрд долл. По данным Г осударственного комитета КНР по развитию и реформе, на конец 2007 г. в 24 пилотных проекта, согласованных на Российско-Китайских инвестиционных форумах, проводимых в 2004—2006 гг., на общую сумму 2,95 млрд долл. китайскими компаниями и предприятиями практически вложено около 500 млн долл.

В ноябре 2006 г. подписано новое Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о поощрении и взаимной защите капиталовложений. Документ предусматривает взаимный допуск капиталовложений в соответствии с законодательством принимающей стороны. Каждая из сторон предоставляет на своей территории инвестициям инвесторов другой стороны национальный режим (НР) или режим наибольшего благоприятствования (РНБ). При этом стороны оставляют за собой право сохранять или вводить ограничения и изъятия из национального режима в соответствии со своим законодательством.

Шанхайская организация сотрудничества сформировалась на базе соглашений об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы, подписанных соответственно в Шанхае и Москве в 1996 и 1997 гг. Сегодня сотрудничество в ее рамках уже охватывает политическую, торгово-экономическую, культурную, научно-техническую и иные сферы. Принципы, нашедшие отражение в указанных соглашениях, определяют основу взаимоотношений между государствами — участниками Шанхайской организации сотрудничества. Данная организация использует огромный потенциал и широкие возможности взаимовыгодного сотрудничества государств-участников в торгово-экономической области, предпринимает усилия в целях содействия дальнейшему развитию сотрудничества и диверсификации его форм между госу-дарствами-участниками на двусторонней и многосторонней основе. В этих целях в рамках Шанхайской организации сотрудничества будет начат переговорный процесс по вопросам создания благоприятных условий для торговли и инвестиций,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

разработана долгосрочная программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества, а также подписаны соответствующие документы.

Торгово-экономическое сотрудничество служит материальной основой для добрососедского и дружественного отношения между Китаем и Россией, оно является важным содержанием китайско-российских отношений партнерства и стратегического взаимодействия, служит важным фактором, который гарантирует продолжительную жизненность хороших отношений двух стран.

Итак, высокие темпы роста сотрудничества Китая и России были бы невозможны без развивающихся и трансформирующихся механизмов и инструментов сотрудничества. Многостороннее совершенствование торгово-экономического сотрудничества, наличие комиссий, подкомиссий, постоянных рабочих групп по российско-китайским экономическим и политическим взаимоотношением позволяют решать многие вопросы двусторонней торговли. Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, решение приграничного вопроса и создание механизма регулярных встреч глав правительств России и Китая стали основами взаимоотношения политического сотрудничества двух стран, способствуют экономическому подъему в России и Китае. Заключенный в 2001 г. договор стал основополагающим и всеобъемлющим международно-правовым актом, отразившим итоги развития отношений России и Китая за последние годы и определившим основополагающие принципы и генеральные направления взаимодействия двух стран на длительную перспективу. В настоящее время отношения между двумя государствами носят здоровый и перспективный характер. Это связано прежде всего с тем, что они строятся на прочном фундаменте равноправного и взаимовыгодного сотрудничества с учетом реальных интересов своей страны и партнера, а не являются продуктом идеологических установок или функцией политической конъюнктуры.

На основе Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Китайской Народной Республикой и Российской Федерацией партнерство и стратегическое взаимодействие между Китаем и Россией устойчиво и динамично развиваются по восходящей, двусторонние отношения характеризуются беспрецедентно высоким уровнем доверия, неуклонно расширяется и углубляется сотрудничество во всех областях, что приносит огромную практическую пользу народам двух стран, вносит все более весомый вклад в дело мира и стабильности на планете.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой. — Информация из Министерства иностранных дел Российской Федерации департамент информации и печати. [www.mid.ru]

[2] Совместное российско-китайское коммюнике 3.07.2005. [Ьйр://кгетНп.га/т1еМос8.8Ь1т1?81уре=72067&уеаг=2005]

[3] Мясников В.С. Взаимоотношения России с Китаем: тенденции, динамика, перспективы // Вестник Омского Университета. — 1999. — Вып. 1.

[4] Годовой обзор: в уходящем 2006 г. Китай и Россия добились впечатляющих успехов в развитии двухсторонних отношений и сотрудничества. — Агентство Синьхуан, 29.12.2006.

THE FOUNDATION AND INSTITUTIONAL MECHANISM FOR COOPERATION BETWEEN RUSSIA AND CHINA

Huang Meiliang

Peoples’ Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

In the article the author examines the question of the basis of the mechanism of cooperation between Russia and China. Cooperation between the two countries has passed two stages, but now it has become more strengthening and promising. The signing of the Treaty on Good Neighborliness, Friendship and Cooperation between the Russian Federation and the People’s Republic of China and the supplementary agreement between Russia and China on the Russian-2004 years, once again stressed the belief chapter of cooperation and the peoples of two countries, especially in the field of economy and trade. Cooperation between the two countries has great potential and prospects.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.