Научная статья на тему 'ОСМЫСЛЕНИЕ СТРАТЕГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНОСТЕЙ КАК РЕСУРС СТАНОВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ'

ОСМЫСЛЕНИЕ СТРАТЕГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНОСТЕЙ КАК РЕСУРС СТАНОВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
12
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ / РЕСУРСЫ РАЗВИТИЯ / ДЕТЕРМИНАЦИЯ / ПРЕОДОЛЕНИЕ ТРУДНОСТЕЙ / CULTURE OF HEALTH / DEVELOPMENT RESOURCES / DETERMINATION / OVERCOMING DIFFICULTIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Серебренникова С.Н.

Рассматривается становление культуры здоровья студентов, связанное с такими ресурсами развития личности, как забота о себе, осознанное отношение к своим трудностям и путям их преодоления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTION OF THE STRATEGY FOR OVERCOMING DIFFICULTIES AS A RESOURCE FOR THE FORMATION OF THE STUDENT''S HEALTH CULTURE

We consider the formation of students' health cultures, connected with such personal development resources as caring for oneself, a conscious attitude to their difficulties and ways to overcome them.

Текст научной работы на тему «ОСМЫСЛЕНИЕ СТРАТЕГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНОСТЕЙ КАК РЕСУРС СТАНОВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ»

2. Пенина, С.Н. Управление мотивацией студентов вуза / С.Н. Пенина // Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции «Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве, образовании - 2008». - Т.18. - Педагогика, психология и социология. - Одесса: Черноморье, 2008.

УДК 371.21

Серебренникова С.Н. старший преподаватель кафедра физкультуры и спорта Саратовский национальный исследовательский университет

имени Н.Г. Чернышевского Россия, г. Саратов

ОСМЫСЛЕНИЕ СТРАТЕГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНОСТЕЙ КАК РЕСУРС СТАНОВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ

Аннотация: Рассматривается становление культуры здоровья студентов, связанное с такими ресурсами развития личности, как забота о себе, осознанное отношение к своим трудностям и путям их преодоления.

Ключевые слова: культура здоровья, ресурсы развития, детерминация, преодоление трудностей.

Serebrennikova S.N.

Senior Lecturer of the Physical Education and Sports Department Saratov National Research University named after N. G. Chernyshevsky

Saratov, Russia

INSTITUTION OF THE STRATEGY FOR OVERCOMING DIFFICULTIES AS A RESOURCE FOR THE FORMATION OF THE

STUDENT'S HEALTH CULTURE

Abstract: We consider the formation of students' health cultures, connected with such personal development resources as caring for oneself, a conscious attitude to their difficulties and ways to overcome them.

Keywords: culture of health, development resources, determination, overcoming difficulties.

Развитие культуры здоровья студентов опирается на обязательное требование современных образовательных стандартов о введении здоровьесберегающих технологий. Однако нередко забота о здоровье студентов остается лишь делом преподавателя. Кроме того, развитие культуры здоровья зачастую рассматривается как процесс накопления студентами числа навыков и умений физической культуры (или знаний о них), оставляя в стороне личностную составляющую данного процесса. Опираясь на осмысление студентами собственных ресурсов развития, их опыту преодоления трудностей, преподаватель может усилить их вовлечение в процесс освоения культуры собственного здоровья.

Постановка проблемы. Здоровье в транскрипции ВОЗ рассматривается как состояние благополучия в таких сферах жизнедеятельности человека, как физическая, духовная, социальная, при отсутствии их болезненных изменений. Каким образом личность может участвовать в обеспечении собственного здоровья? Рассматривая культуру здоровья как составляющую общей культуры человека, его жизнедеятельности, можно выделить компоненты личности, которые обеспечивают ее становление -мотивационный, когнитивный или познавательный, эмоционально-волевой и деятельностный.

Познавательный компонент охватывает весь спектр представлений человека о самом себе, своей жизни в целом, о том; сюда относится также представления человека о том, что он считает фактором влияния на процесс его развития.

Эмоционально-волевой компонент отражает уровень удовлетворенности жизнью, осознанное отношение к своему здоровью реализуется на основе волевых качеств, таких как целенаправленность, организованность,

Теоретическое обоснование. Мотивационный компонент объединяет нормы и ценности, лежащие в основе отношений человека с миром, что проявляется в избирательности поступков человека. Внешняя мотивация, исходящая от социального окружения человека, лишь частично становится его собственной побудительной силой, что говорит о необходимости обращения к внутренней мотивации, т.е. собственной активности человека, его способности самостоятельного выбора направления саморазвития. Данные вопросы освещаются в теории самодетерминации Д. Деси и Р. Райана (Бес^ Яуап,1991)29 применения своих способностей, но только в условиях, способствующих развитию.

К таким условиям относят возможность удовлетворения базовых потребностей, таких как потребность в самодетерминации (или потребность в автономии), когда человек действует исходя из внутреннего ощущения самого себя, в отличие от ситуации принуждения, когда человек действует под действием внешних сил; потребность в компетентности, когда человек ощущает, что действует правильно; потребность в принятии и признании окружающими его людьми.

Удовлетворение данных потребностей лежит в основе усиления внутренней мотивации человека, обеспечивающей максимальную эффективность его деятельности. Внутреннюю мотивацию рассматривают как интерес к самой деятельности, свободное участие в ней, без ожидания внешнего подкрепления или требования.30

Процесс участия в определенной деятельности, открытия, сопровождающийся получением собственного опыта обусловлен

29 Понятие самодетерминации в теории Э.Деси и Р.Райана [Электр.ресурс 1Щр:/^ус1ю1оцу-on1ine.net/artic1es/doc-2002.htm1l

30 Современная теория мотивации.Под ред. Д.А.Леонтьева. -М.смысл,2002

внутренней мотивацией человека, его самодетерминацией.

Самодетерминацию можно выявить на основе проявления таких эмпирических критериев, как интерес, ощущение себя свободным, чувства «своего выбора» в ситуации, осознания значимости своего действия, а также преобладанием в речи (или письме) «хочу» над «должен».

Потеря самодетерминации может происходить в ситуации, когда человек перестает действовать по намеченному плану, не выполняет собственных решений, обещаний, намерений, или не осознает направленность собственных действий, их цель.

Таким образом, в качестве основных элементов внешней среды для развития личности выделяют признание важности инициатив, самостоятельного решения сложных вопросов, возможность проявления себя, совершать открытия и необходимое взаимодействие, где человек может почувствовать себя принятым, признанным, эффективно действующим.

Методика исследования. На основании положений теории самодетерминации нами разработана методика изучения стратегии преодоления трудностей студентов, связанных с физкультурой и спортом, ставших поворотными, в их понимании, в дальнейшей судьбе.

Преподавателю предлагается перечень вопросов-заданий для свободного письменного изложения студентами, и параметры интерпретации ответов. Поскольку данная методика не имеет единого варианта инструкции, стандартизованных вариантов ответов, не предполагает соотнесения результатов с нормой, она может быть отнесена к разряду качественных методов изучения представлений личности. Ее результаты могут применяться преподавателем при разработке направлений работы с группой студентов, направленной на повышение степени их осознанности, ответственности за собственное здоровье.

Предлагаемые вопросы.

1.Опишите опыт участия в занятиях спортом.

2.Укажите наличие внешних или внутренних барьеров в занятиях спортом.

3. Каким образом разрешилась ситуация?

Параметры интерпретации. В качестве ориентиров для выявления потребности студентов к самодетерминации, опоры на внутреннюю мотивацию при решении трудных жизненных ситуаций, нами использовались указание на:

- характер самооценки (внутренняя мотивация опирается на высокую самооценку, выражается в указании на то, что « я верю в себя», «я знал, что смогу»),

- принятие решений в поведении ( «я решил попробовать»),

- роль социального окружения, поддерживающего и подтверждающего значимость действий субъекта в преодолении трудностей и достижении успеха

- чувство самодетерминации в качестве награды («я был горд собой, когда решил.., когда смог.., когда у меня получилось отлично.),

- опора на собственные ощущения при идентификации эмоций ( «мне было стыдно, и я решил...»),

В исследовании принимали участие студенты ф-та нелинейных процессов.. (N=50).

После непродолжительной беседы, разъясняющей суть задания, студенты в свободной форме описывали ситуацию, связанную с занятиями спортом, трудную для них, и путь преодоления данной трудности.

Описание и анализ полученных результатов.

На основе указанных показателей был проведен анализ студенческих текстов, получены следующие результаты.

1.Осознание времени события. Практически во всех текстах содержится указание на подростковый возраст (10-13 лет), когда пришло осознание того, что в жизни есть трудности, и я могу с ними справиться. Сходство временных рамок события может свидетельствовать о некой закономерности формирования собственной стратегии преодоления трудностей у студентов, что позволяет организовать работу по осознанию учащимися собственных ресурсов в школьном возрасте.

2. Характер самооценки. Практически во всех текстах отмечается наличие противоречивого момента между тем, когда испытуемые испытывали недовольство собой, неуверенность, стыд, неверие в собственные силы, мешающие им участвовать в спортивных занятиях, и последующим изменением самооценки, ее повышением. В данном случае наряду с показателем высокой самооценки, мы встречаем такой показатель самодетерминации, как опора на собственные ощущения при идентификации эмоций.

3. Роль социального окружения и принятие решений самим субъектом относительно изменения своего поведения. В данном случае в текстах фиксировалось указание на собственный характер решения («я решил попробовать»), что рассматривается нами как показатель самодетерминации. Указывается роль своих действий, детально описываются изменения и результат, который стал более привлекательным для субъекта. При анализе текстов выявлено, что данный показатель встречается примерно в 60% ответах.

В остальных текстах авторы не считают себя основным источником контроля над своими планами, стремлением к преодолению сложившейся трудной ситуации. Студенты указывали на влияние друзей, новых товарищей по команде, родителей. В данном случае мы видим указание на роль социального окружения в удовлетворении потребности субъекта в признании и принятии, заинтересованного в преодолении субъектом трудностей, и фиксирующего позитивные изменения в его действиях, настроении, результатах.

В трех случаях респонденты не вычленили само наличие трудной

ситуации. Описание перехода от неумения и неспособности участвовать в спортивных занятиях к успеху выстраивается с позиции наблюдателя, без эмоциональной окраски и собственного анализа.

Данный вид представлений и их описание студентами может расцениваться с разных позиций, например, как невовлеченность в раскрытие собственных проблем перед преподавателем в диагностической ситуации, либо отсутствие значимости имеющихся сложностей применительно к спорту или к собственной жизни в целом, либо как неумение анализировать вопросы собственной жизни и проч. Выводы

Становление культуры здоровья студентов неразрывно связано в нашем представлении с такими ресурсами развития личности, как забота о себе, осознанное отношение к своим трудностям и возможностям их преодоления. Во многом данные ресурсы раскрываются за счет усилий преподавателя, организующего подобные возможности для развития

31

внутренней мотивации учащихся.31

Данное положение актуально для становления культуры здоровья студентов, дополняя организованную преподавателем образовательную среду занятий физкультурой. Помогая студентам осознать их

представления о трудностях, способности к их преодолению, преподаватель обеспечивает внутреннюю мотивацию студентов, что лежит в основе ответственности за становление их собственной культуры здоровья.

Использованные источники:

1. Понятие самодетерминации в теории Э.Деси и Р.Райана [Электр.ресурс http://psychology-online.net/articles/doc-2002.html]

2. Современная теория мотивации.Под ред. Д.А.Леонтьева. -М.смысл,2002

3. Е.Г.Евдокимова Развивающее взаимодействие в педагогическом процессе //учеб.-метод. пособие для студентов биол. фак. / Е. Г. Евдокимова; Сарат. гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского. Саратов, 2004.

31 Е.Г.Евдокимова Развивающее взаимодействие в педагогическом процессе //учеб.-метод. пособие для студентов биол. фак. / Е. Г. Евдокимова; Сарат. гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского. Саратов, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.