Научная статья на тему 'Проблема свободы в психологии: методический аспект'

Проблема свободы в психологии: методический аспект Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2919
425
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Белова А. С.

Рассматривается проблема свободы в отечественной и зарубежной психологии: ее история, а также состояние ее изучения на данный момент. Наиболее существенными результатами нашей теоретической работы стала разработка концепта внутренней свободы личности и анкеты, для его исследования. Также в данной статье были частично представлены результаты экспериментального исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FREEDOM PROBLEM IN PSYCHOLOGY: METHODICAL ASPECT

The problem of freedom in domestic and foreign psychology is considered: its history, and also a condition of its studying at present. The most essential results of our theoretical work became development of the concept of an intrinsic personal freedom and the questionnaire, for its research. Also the results of an experimental research have been partially presented in the article.

Текст научной работы на тему «Проблема свободы в психологии: методический аспект»

УДК 159.9

ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ В ПСИХОЛОГИИ: МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

© 2008 А.С.Белова Самарский государственный педагогический университет

Рассматривается проблема свободы в отечественной и зарубежной психологии: ее история, а также состояние ее изучения на данный момент. Наиболее существенными результатами нашей теоретической работы стала разработка концепта внутренней свободы личности и анкеты, для его исследования. Также в данной статье были частично представлены результаты экспериментального исследования.

Изучение свободы и самодетерминации в отечественной и зарубежной психологии. Тема свободы была актуальна для человека во все времена, так как в ней заключено нечто живое, что присуще только человеку и необходимо ему как воздух. Наиболее изучена данная тема в философской науке, однако и в психологии накоплен богатый опыт ее исследования.

Из проведенного нами теоретического обзора по проблеме свободы в отечественной психологии1, можно сделать следующие выводы. Во-первых, это преобладание общепсихологических исследований данной проблемы (Н.А.Бернштейн, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, Е.И.Кузьмина). Однако в постсоветской психологии отмечаются попытки рассмотрения свободы с позиций социально-психологического подхода (А.В.Петровский, Е.Р.Калитиевс-кая, Д.А.Леонтьев, Г.А.Балл, К.А.Абульханова, Б.С.Алишев, В.Г.Грязева-Добшинская), а также в рамках теоретической психологии (Г.В.Акопов)2. Во-вторых, понятие свобода определяется и раскрывается через понятия: осознанной необходимости, свободного выбора, творчества и созидания, спонтанности, воли, независимости, самоопределения, самодетерминации, активности, возможности преодоления, выхода за рамки собственных границ. Общим, на наш взгляд, практически во всех определениях сущности свободы является выделения понятий рефлексия, осознанность в качестве основ свободы.

Понятия «свобода» и «самодетерминация» очень близки. Понятие свободы описывает феноменологически переживаемый контроль над своим поведением, используется для глобальной антропологической характеристики человека и его поведения. Понятие самодетерминации используется как объяснительное на собственно психологическом уровне рассмотрения «механизмов» свободы . Поэтому мы считаем, что необходимо включить в свой обзор также и различные теории самодетерминации личности.

Проблема свободы получила наиболее полное содержательное раскрытие в 60 - 80-е гг. XX века у таких экзистенциалистски ориентированных авторов, как Э.Фромм, В.Франкл, Р.Мэй и др., а в 80 - 90-е гг. под разными именами стала исследоваться и в академической психологии.

Результатами проведенного нами анализа основных концепций свободы и самодетерминации в зарубежной психологии явились следующие выводы. Во-первых, в зарубежной психологии при определении свободы акцент ставится на отношениях между индивидом и его окружением, то есть преобладает социально-психологический подход. В ней дефиниция свободы была заявлена как психологическая, и к настоящему времени в рамках проблематики свободы проведено множество теоретических и экспериментальных исследований. Во-вторых, разнообразны и точки рассмотрения понятия свободы. Это и свобода как осознание

1 Белова А.С. Изучение свободы в отечественной психологии. Предпосылки понимания свободы в отечественной психологии // Телескоп: Научный альманах. - Вып. 18. - Самара: Изд-во «НТЦ», 2007. - С. 89 - 100.

2 Акопов Г.В. Проблема сознания в психологии. Отече-

ственная платформа. - Самара: Изд-во СНЦ РАН - Са-мИКП, 2002.

Леонтьев Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности // Психологический журнал. - 2000. - №1. - С. 15 - 25; Петровский В.А. Очерк теории свободной причинности // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А.Леонтьева, В.Г.Щур. - М.: Смысл, 1997. - С. 124 - 144.

и самосознание (Э.Фромм, Р.Мэй), свобода как самодетерминация и автономия (Р.Харре, Дж.Ричлак, У.Тейджсон, Э.Деси и Р.Райан), свобода как мотивационное образование «мотивация автономии»( Waterman, Schwarts, Guay, Mageau, Vallerand, Knee, Patrick и др.), свобода как составляющая самоактуализации личности (А.Маслоу, К.Роджерс, А.Бандура), свобода как свободный выбор (Э.Фромм, Дж.Истербрук, У.Найссер), свобода как позиция (В.Франкл). Большинством исследователей так или иначе признается важная роль процессов осознания и самосознания и общего развития интеллектуальной сферы человека в целом в развитии и расширении свободы.

Концепт внутренней свободы личности. Методический аспект решения проблемы свободы. Проведенный нами обзор основных представлений о свободе в отечественной и зарубежной психологии и философии показывает, что хотя проблематика свободы и самодетерминации личности пока не входит в число традиционных психологических исследований, накоплено большое количество данных по рассмотрению феноменов свободы, автономии и самодетерминации как ключевых в исследовании мотивации и личности. Однако в данной области еще много так называемых «белых пятен». Одним из наиболее важных и интересных, на наш взгляд, является неразработанность структуры понятия внутренняя свобода личности. Таким образом, основной целью нашего теоретического исследования стала разработки целостной структуры данного понятия. Большинство работ по свободе и самодетерминации личности содержат в себе лишь отдельные составляющие, такие как самосознание, способность к само-трансценденции и самодистанцированию и т.д. В отечественной психологии наиболее разработанными по данному аспекту являются 2 работы: «Влияние индивидуальных особенностей человека и личностных качеств на свободу от фрустрации» Е.И.Кузьминой4 и «Психологическое содержание личностной свободы: сущность и составляющие» Г.А.Балла5. В

Кузьмина Е.И. Познание свободы: продолжение пути. Учеб. Пос. для студентв вузов. - Ульяновск: Изд-во СВНЦ, 1997.

5 Балл Г.А. Психологическое содержание личностной свободы: сущность и составляющие // Психологический журнал. - 1997. - №5. - С. 7 - 19.

результате проведенного анализа нами был составлен и разработан концепт внутренней свободы личности. В его основе лежит наша гипотеза о свободе как надличностном образовании, охватывающем личность целиком и представляющее собой комплекс взаимосвязанных компонентов в основных 8 сферах личности:

Активность - универсальный компонент, присутствующий во всех сферах личности.

1. Когнитивная сфера: индивидуальные качества мышления: гибкость, высокий уровень абстрактного мышления, широта; разумность; рефлексивность; компетентность; креативность; чувство юмора;

2. Эмоционально-волевая сфера: развитая воля (способность управлять своим развитием, умение саморегуляции деятельности); эмоциональная устойчивость (низкий уровень нейротизма); высокий уровень конгруэнтности поведения и чувств; жизнерадостность (способность ощущать радость от простейших повседневных впечатлений);

3. Практическая сфера: смелость; спонтанность; энергичность;

4. Межличностно-социальная сфера: способность устанавливать прочные связи с другими людьми; автономность (независимость); доброжелательность (позитивное отношение к другим); дипломатичность; импу-нитивные реакции на ситуацию фрустрации; доминантность;

5. Я-концепция: развитое самосознание; высокая самооценка; высокий уровень самопринятия;

6. Морально-нравственная сфера: ведущая роль высших бытийных ценностей (добра, истины, справедливости, красоты); ответственность;

7. Экзистенционально-бытийная сфера: проявление самобытия (выражается напряженностью, возможностью, целостностью); реалистическое, непредвзятое восприятие мира; открытость новому опыту; способность совершать собственный выбор и нести за него ответственность; свободная позиция: способность к самотрансценденции и самодистанцированию; субъектность (выход за пределы предустановленного в деятельности человека в сферу беспредельного);

8. Потребностно-мотивационная сфера: исследовательская направленность

(стремление к новому, стремление к познанию, стремление к поиску истины); стремление к созиданию; внутренняя мотивация (потребность быть компетентным и самостоятельно определять поведение в отношении своего окружения); направленность на дело (см. ориентационная анкета Б.Басса); потребность в изменении, развитии; потребность в самореализации.

Здесь следует особо заметить, что внутренне свободной личность может быть лишь при гармоничном сочетании всех этих компонентов между собой.

Наше внимание также привлекла ограниченность в методическом плане. Исходя из трех выделенных ипостасей проявления свободы личности: - как знания, представления; -как отношение, переживание; - как действия и поступки. Однако, в большой части экспериментальных отечественных исследований по теме, в последнее время, авторы ограничиваются изучением знаний и представлений испытуемых о свободе, о самих себе и сопоставлением с определенной теорией свободы, практически не затрагивая другие, не менее важные ее стороны6. Мы постарались это учесть в нашей экспериментальной работе и разработали анкету по изучению представлений студентов о свободе и образе свободной личности, которая позволяет не только дополнить и конкретизировать уже имеющиеся данные, но и косвенно изучить 2 другие стороны проявления свободы, т.е. позволяет более полно исследовать данную проблему.

На основе разработанного нами концепта нами была создана анкета, изучающаю представления испытуемых о свободе личности, об образе свободного человека и образе самого себя, а также, в какой степени эти образы совпадают.

Экспериментальное исследование. Для изучения внутренней свободы личности и представлений о ней нами был подобран ком-

Кузьмина Е.И. Познание свободы: продолжение пути. Учеб. Пос. для студентв вузов. Ульяновск: Изд-во СВНЦ, 1997. - С.109 - 124; Калитиевская Е.Р., .Леонтьев Д.А. Пути становления самодетерминации личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 2006. №3. - С.231 - 238; Алишев Б.С. Представления о свободе у современных студентов // Вопросы психологии. - 2007. - №2. - С. 99 - 109.

плекс методик, это: 1) Личностный тест Кет-тела (16РБ) (версия В); 2) Методика «ценностные ориентации» (М.Рокич) (здесь мы просили испытуемых оценить не только себя по 2-м спискам ценностей, но и свободного человека, каким они себе представляют); 3) Диагностика креативности с помощью теста Медника, а также разработана в исследовательских целях анкета, состоящая из 3-х частей. Первая часть анкеты представляет собой модифицированную нами методику незаконченных предложений. Она позволяет изучить представления о свободе и некоторые ее аспекты. Во второй части нашей анкеты испытуемым предлагались 28 пар противоположных по смыслу высказываний о различных свойствах личности, в каждой из которых им необходимо было выбрать ту характеристику, которая наиболее точно, по их мнению, описывает личность свободного человека и отметить цифру, которой соответствует степень выраженности данной характеристики. В третьей части по тем же характеристикам испытуемым предлагалось оценить самих себя с указаниеи Я-реального и Я-идеального.

В нашем исследовании приняло участие 3 группы испытуемых: 1. Студенты-психологи (46 чел.); 2. Студенты-экономисты (44 чел.); 3. Солдаты-срочники (44 чел.). Всего 134 чел. Исследование проводилось в московских вузах и в одной из воинских частей МВО.

Данные группы были выбраны нами не случайно. Для студентов психологов данная тема, по нашему предположению является достаточно актуальной в силу выбранной профессии и на наш взгляд они имеют более глубокое и четкое представление по сравнению со всеми остальными о внутренней свободе личности. Для группы солдат-срочников тема свободы на наш взгляд особенно актуальна и возможно даже впервые в жизни осознается с особой яркостью, так как, попадая в армию, человек резко и на довольно длительный срок жестко ограничивается в своей внешней свободе. В перспективе планируется провести исследование со студентами технических и естественнонаучных специальностей для получения более полной картины исследования.

На данном этапе нашей работы были получены следующие результаты. Обобщая полученные данные представлений о свободе, мы в значительной степени опирались на клас-

у

сификацию Б.С.Алишева . В результате выяснилось, что наиболее популярным в группе студентов-экономистов (32%) и группе солдат (52%) было определение свободы как самостоятельности и независимости личности в социальных отношениях. В последней группе это легко объясняется их текущей жизненной ситуацией, служба в армии жестко регламентирует внешнюю свободу солдат. Это подтверждается еще и тем, что 23% опрошенных солдат видят свободу во внешней свободе, в частности, в свободе передвижения, которая не встречается в определениях других групп.

У студентов-психологов данное определение было на 2-м месте (41%). Для них на первый план, как мы и предполагали, выходит внутренняя, духовная свобода (59%), где свобода это психическое состояние личности и экзистенциальное чувство, связанное с собственным независимым мировоззрением, самореализацией и силой духа. Такие же определения дали и 27% студентов-экономистов и 18% солдат.

Также в данной группе (студентов-психологов) 24% составляют определения свободы связанные с материальным благополучием, возможностью влиять на происходящее в мире и т.д. Это так называемая экономическая свобода. Интересно, что у студентов-экономистов, казалось бы, в большей степенью «связанных с деньгами», такое определение встречается в 9% случаев, как и у солдат срочной службы.

Говоря об участвовавших в нашем исследовании студентах-экономистах, можно отметить, что наиболее характерным отличием ответов данной группы является довольно часто встречаемое (29%) определение свободы как всеобщей гармонии индивида с окружающей средой, умении насладиться жизнью и т.д., гармонической свободы. Это 2-й по популярности ответ. Также ответили и 9% солдат и 22% психологов.

Можно также отметить определения, имеющие незначительный вес. К ним относятся такие определения свободы как возможность делать все, что хочешь, отсутствие любых ограничений, привязанностей и ответст-

7 Алишев Б. С. Представления о свободе у современных студентов // Вопросы психологии. - 2007. - №2. - С. 105 - 107.

венности перед другими, которую Б.С.Алишев выделяет как анархическую свободу. Здесь ответы распределились следующим образом: 13% - студенты-психологи; 9% - солдаты; 6% - студенты-экономисты.

Еще одним редко встречающимся определением стала инфантильная свобода (избавление от всех забот, проблем и обязанностей): 11% - солдаты; 9% - студенты-экономисты; 4% - студенты-психологи.

Встречались также определения, выходящие за рамки используемой нами классификации, близкие к представлениям о свободе, которые высказаны многими философами и психологами (свобода - это возможность... ; свобода - это деятельность, пока не появятся границы). Они просты и глубоки одновременно.

В общем и целом, можно сказать, что в определении понятия свободы между исследованными группами обнаружились как существенные сходства, так и различия. Наиболее высокий общий уровень ответов (их конкретность, развернутость и т.д.) продемонстрировали студенты-психологи, а наибольшее количество трудностей анкета вызвала у военнослужащих (16% не смогли сформулировать понятие свобода и свободный человек и общий уровень ответов в среднем ниже, чем у других групп). 11% студентов-экономистов также не справилось с данными заданием, это может говорить о том, что тема свободы для «обычных» людей, не связанных с философией и психологией не так проста, как кажется на первый взгляд.

Итак, в настоящей статье мы постарались осветить проблему свободы в психологии: дали краткий обзор отечественной и зарубежной литературы по данной проблеме. Наиболее существенными результатами нашей теоретической работы стала разработка концепта внутренней свободы личности и анкеты, для его исследования с частичным преодолением методических ограничений, обнаруженных во многих отечественных работах. Также в данной статье были частично представлены результаты экспериментального исследования.

FREEDOM PROBLEM IN PSYCHOLOGY: METHODICAL ASPECT

© 2008 A.S.Belova

Samara State Pedagogical University

The problem of freedom in domestic and foreign psychology is considered: its history, and also a condition of its studying at present. The most essential results of our theoretical work became development of the concept of an intrinsic personal freedom and the questionnaire, for its research. Also the results of an experimental research have been partially presented in the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.