Научная статья на тему 'Взаимосвязь эмоционального интеллекта и удовлетворенности жизнью студентов вуза'

Взаимосвязь эмоционального интеллекта и удовлетворенности жизнью студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2417
268
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / СТУДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ / LIFE QUALITY / LIFE SATISFACTION / THE EMOTIONAL INTELLECT / STUDENT AGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Котлярова Н. С.

В данной статье мы исследовали эмоциональный интеллект и удовлетворенность жизнью студентов факультета психологии, рекламы и связей с общественностью СЭИ БГУ. Полученные данные показали, что более половины испытуемых обладают высоким уровнем эмоционального интеллекта и средним уровнем удовлетворенности жизнью. В ходе исследования мы выявили взаимосвязь между шкалами эмоционального интеллекта и некоторыми показателями удовлетворенности жизнью студентов, а также попытались проанализировать полученные результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In this article we examined the emotional intelligence and life satisfaction of the students of Psychology, Advertisement and Public Relations Faculty of SEI in BSU (Bryansk State University). The findings showed that more than a half of the respondents have high-level emotional intelligence and middle-level life satisfaction. During the research we revealed the interdependence between the scales of the emotional intelligence and some indices of the life satisfaction of the students and also we tried to analyze the received results.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь эмоционального интеллекта и удовлетворенности жизнью студентов вуза»

УДК - 159.9.075

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ

ЖИЗНЬЮ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Н.С. Котлярова

В данной статье мы исследовали эмоциональный интеллект и удовлетворенность жизнью студентов факультета психологии, рекламы и связей с общественностью СЭИ БГУ. Полученные данные показали, что более половины испытуемых обладают высоким уровнем эмоционального интеллекта и средним уровнем удовлетворенности жизнью. В ходе исследования мы выявили взаимосвязь между шкалами эмоционального интеллекта и некоторыми показателями удовлетворенности жизнью студентов, а также попытались проанализировать полученные результаты.

Ключевые слова: качество жизни, удовлетворенность, эмоциональный интеллект, студенческий возраст.

Постановка проблемы

В связи с социально-экономическими переменами в Российском обществе во всех ее сферах возникли совершенно новые проблемы. Социально-экономическая трансформация привела к нарастанию таких тенденций, как потеря социального оптимизма, растущая неопределенность и отчужденность людей друг от друга. Все это сказывается на отношении человека к различным сторонам своей жизни, а, соответственно, и на качестве жизни. Качество жизни - многоаспектное понятие, в котором отражаются и соотносятся объективные и субъективные факторы. В рамках нашего исследования нас интересуют субъективные факторы, к которым прежде всего относится психологическое восприятие человеком себя в различных жизненных обстоятельствах.

Американские ученые Э.Деси и Р.Райян в рамках теории самодетерминации сформулировали и описали три фактора, которые обязательно должны присутствовать для того, чтобы человек мог ощущать себя включенным в полноценную, осмысленную, творческую и счастливую жизнь. К таким факторам эти ученые отнесли:

- ощущение компетентности - ощущение всей полноты своих возможностей, ощущение «я знаю, я могу». Это ощущение себя профессионалом в своей сфере.

- ощущение самодетерминации - это осознание себя причиной своих действий. Если человеку это удается, то появляется удовлетворение от деятельности, возникает чувство самостоятельности, уверенности в будущем.

- включенность в систему значимых отношений. Потребность быть включенным в значимые отношения с другими людьми в процессе деятельности, наличие чувства «общей судьбы». [4]

По мнению ученых, обладающий всеми тремя компонентами в полной мере, может назвать свою жизнь качественной.

Несмотря на необходимые составляющие, каждый человек понимает качество жизни по-своему. Один человек будет удовлетворен спокойной и размеренной жизнью без катаклизмов и потрясений, для другого счастливая жизнь - это жизнь, насыщенная событиями и эмоциональными переживаниями, для третьих удовлетворение достигается уединением и одиночеством и т.п.

Если обратиться к психологическому словарю, под удовлетворенностью (англ. satisfaction) понимается субъективная оценка качества тех или иных объектов, условий жизни и деятельности, жизни в целом, отношений с людьми, самих людей, в т. ч. и самого себя (самооценка). [2]

По мнению М.Аргайла, удовлетворенность - это рефлексивная оценка, суждение о том, насколько все было и остается благополучным. Оценка удовлетворенности обусловлена сравнениями с прошлым или с другими людьми. [1] Помимо этого на суждения влияет непосредственное эмоциональное состояние, а также простая привычка - адаптация к обстоятельствам и различному видению событий. Удовлетворенность бывает и иллюзией, возникающей, когда люди сами себя обманывают, думая о том, что они вполне довольны своей жизнью. Также удовлетворенность может зависеть от целей, которые человек ставит перед собой. Вместе с тем неспособность достичь таковой оказывается причиной неудовлетворенности. Таким образом, полнота переживания удовлетворенности своей жизнью, достигаемыми результатами зависит от личностных и индивидных особенностей человека.

Как видим, удовлетворенность жизнью, качество жизни - сложные понятия, которые рассматриваются как показатель благосостояния человека, связанный со степенью удовлетворения всей совокупности его потребностей. Но в нашей статье мы бы хотели сделать акцент на значение эмоционального компонента в ощущении удовлетворенности жизнью в студенческом возрасте.

Высшее учебное заведение является важнейшим этапом освоения профессии, началом профессионального становления. От того, насколько успешным и благополучным будет ощущать себя

шловек в этот период, может зависеть весь жизненный путь личности. В современном обществе больше появляется психологов, утверждающих, что для успешной реализации личности в жизни и деятельности самое важное — способности эффективного взаимодействия с окружающими людьми. Неспособность понимать свои эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать реакции окружающих, а также неумение регулировать собственные эмоции при принятии решений приводят ко многим жизненным неудачам. Очевидно, что развитый эмоциональный интеллект, который способствует эффективной учебной и профессиональной деятельности, обеспечивая позитивное социальное самочувствие, необходим студентам ВУЗов. [3]

В связи с этим, целью нашего исследования явилось выявление взаимосвязи между эмоциональным интеллектом и удовлетворенностью жизнью студентов. Мы предполагаем, что, существует определенная связь между эмоциональным интеллектом и удовлетворенностью жизнью.

Эмпирическое исследование осуществлялось поэтапно в соответствии с задачами исследования:

1. Определить удовлетворенность жизнью современных студентов.

2. Провести анализ результатов исследования уровня эмоционального интеллекта студентов.

3. Выявить взаимосвязь эмоционального интеллекта и удовлетворенности жизнью в студенческом возрасте.

Методика и процедура исследования

В исследовании приняли участие студенты 1-3 курсов факультета психологии, рекламы и связей с общественностью специальностей «Психология» и «Педагогика и психология» (всего 74 человека). Данная выборка была проверена на однородность с помощью непараметрического одновыборочного критерия Колмогорова-Смирнова.

Для изучения удовлетворенности жизнью мы использовали методику «Шкала оценки качества жизни». Для изучения эмоционального интеллекта нами была использована отечественная методика диагностики эмоционального интеллекта М.А. Манойловой. Для выявления взаимосвязи применялся метод корреляции Пирсона.

Результаты исследования

На первом этапе эмпирического исследования использовалась методика «Шкала оценки качества жизни», которая позволила определить удовлетворенность жизнью у студентов по различным показателям.

Из рис. 1 видно, что удовлетворенность жизнью оценивается по 9 показателям, а также выделяется индекс качества жизни.

В целом, по индексу качества жизни преобладает средний уровень удовлетворенности (71,6%).

Работа. В данном случае имелась ввиду учеба, как основной вид деятельности студентов, а работа рассматривалась как будущая профессия. По данному показателю явно преобладает средний уровень удовлетворенности (60,63%).Студенты 1-3 курсов, избравшие ту или иную специальность, находятся в состоянии узнавания своей будущей профессии, поэтому естественно, что мнение о ней у них будет периодически меняться в ту или иную сторону.

По показателю личные достижения мы видим, что в одинаковой степени проявляются низкий и средний уровень удовлетворенности (по 43,2%). Высшее учебное заведение предъявляет свои требования к обучающимся. Студенты же, поступая в ВУЗ имеют каждый свой уровень подготовки. Таким образом, ожидания студентов порой не соответствуют действительности.

По показателю здоровье преобладающим является средний уровень удовлетворенности (54,1%). В современном мире нет абсолютно здоровых людей, поэтому полученные данные вполне объяснимы.

По показателю общение с близкими людьми (друзьями, родственниками) мы видим, что средний уровень составляет 39,2%, но на одинаковом уровне находятся высокий и низкий уровни (29,7%). Большинство студентов, обучающихся в Брянском государственном университете, проживают в общежитии. Общение с близкими родственниками становится ограниченным, а успех их межличностных отношений с друзьями и однокурсниками во многом зависит от их умения выражать и контролировать свои эмоции, понимать чувства и эмоции других людей. Эти данные подтверждают результаты следующей методики по исследованию эмоционального интеллекта.

По показателю оптимистичность преобладает высокий уровень удовлетворенности (41,9%). На наш взгляд это объясняется тем, что студенты еще не сталкивались со всеми трудностями жизни взрослого человека. В случае неудачи они имеют время и возможность изменять свою жизнь и деятельность.

По показателю напряженность преобладают средний (43,2%) и низкий (36,5%) уровни.

По показателям самоконтроль и негативные эмоции преобладающим является низкий уровень удовлетворенности (40,5% и 41,9% соответственно). При диагностике эмоционального интеллекта по

жале управление своими эмоциями и чувствами преобладает высокий уровень(89,2%). Это может ( связано с неумением студентов давать выход различным эмоциям, которые могут накапливаться и способствовать нарастанию напряженности.

Рис. 1. Соотношение уровней удовлетворенности жизнью студентов по различным показателям

Примечания: 1 - работа, 2 - личные достижения, 3 - здоровье, 4 - общение с близкими, 5 -поддержка, 6 - оптимистичность, 7 - напряженность, 8 - самоконтроль, 9 - негативные эмоции, 10 -индекс качества жизни.

На втором этапе нашего исследования был проведен анализ результатов уровня эмоционального интеллекта студентов. (См. рис. 2)

Интегральный индекс показывает, что более половины испытуемых (41 человек - 55,4%) демонстрируют высокий уровень развития эмоционального интеллекта.

По шкале «Осознание своих чувств и эмоций» больше половины испытуемых 41 человек (55,4%) продемонстрировали низкие показатели, которые свидетельствуют о низкой способности к пониманию роли собственных чувств в учебе и в общении, невыраженной потребности в познании самого себя, заниженной самооценке своих способностей, трудностях в разрешении проблемных ситуаций, связанных с межличностным взаимодействием, невысоком интересе к собственному внутреннему миру. На наш взгляд, низкие результаты связаны с возрастом испытуемых, недостаточным уровнем профессиональных знаний, слабо развитой рефлексией.

По шкале «Управление своими чувствами и эмоциями» мы видим, что большинство испытуемых (66 человек - 89,2%) продемонстрировали выраженный высокий показатель. Это говорит о развитой способности управлять своими эмоциями и чувствами, умении принимать и контролировать чувства и эмоции, возможности использования своих эмоций для достижения поставленной цели, высоком уровне развития самоконтроля, развитом умении управлять собой. Полученные результаты вполне объяснимы. С самого раннего возраста осуществляется воспитание детей в соответствии с нормами, принятыми в данном обществе. Уже маленький ребенок понимает, что можно, а что нельзя, тем самым управляя своим поведением, своими чувствами и эмоциями. Очевидно, что к студенческому возрасту достаточно хорошо будет развита способность контролировать свои эмоции и чувства.

По шкале «Осознание чувств и эмоций других людей» преобладающим является низкий уровень (34 человека - 45,9%) Это говорит о слабой способности распознавать эмоции других людей, понимать чувства партнеров по общению, понимать положение другого, представить мир глазами другого человека. По данной шкале полученные низкие показатели объясняются, на наш взгляд, ситуацией в современном обществе. На наш взгляд это связано прежде всего с тем, что студенты плохо осознают свои эмоции и чувства, и как следствие не понимают чувства и эмоции других людей. Испытывая трудности в анализе ситуации межличностного взаимодействия, плохо идет адаптация к разного рода взаимоотношениям. В общении студенты больше ориентируются на поведение собеседника и вербальное содержание сообщения и могут ошибаться в понимании смысла слов собеседника, т.к. не учитывают или неправильно интерпретируют сопровождающие их эмоциональные реакции.

По шкале «Управление чувствами и эмоциями других людей» преобладает высокий показатель (32 человека - 43,2%), который говорит о высоком уровне развития умения управлять состоянием партнера, принимать решения, не ущемляя собственных интересов и не унижая другого. Средний уровень продемонстрировали 27 человек (36,5%). Это может происходить из-за непонимания своих и чужих эмоций и чувств, что вызывает необходимость управлять эмоциональными реакциями других людей.

Делая вывод, можно сказать, что низкие показатели наблюдаются по шкалам, которые связаны с

дознанием своих чувств и эмоций и чувств и эмоций других людей. Высокие же показат наблюдаются по шкалам, которые связаны с управлением своими чувствами и чувствами и эмоциями других людей. Довольно низкие показатели по 1 и 3 шкалам обусловлены, на наш взгляд, возрастом испытуемых, нехваткой жизненного опыта и недостатком специальных психологических знаний. (В исследовании принимали участие студенты младших курсов.)

Рис. 2 Результаты исследования эмоционального интеллекта студентов по шкалам

Примечание: шкала 1 - осознание своих чувств и эмоций, шкала 2 - управление своими чувствами и эмоциями, 3 - осознание чувств и эмоций других людей, 4 - управление чувствами и эмоциями других людей, интегральный индекс.

На третьем этапе эмпирического исследования мы изучили взаимосвязь между эмоциональным интеллектом и удовлетворенностью жизнью в студенческом возрасте. Для установления данной взаимосвязи мы применили метод корреляции Пирсона. Полученные коэффициенты корреляции (статистически значимые выделены жирным шрифтом) приведены в таблице 1.

Таблица 1

Взаимосвязь эмоционального интеллекта и удовлетворенности жизнью _ (коэффициенты корреляции)___

Осознание Управление Осознание Управление Интегральный

своих своими чувств и чувствами и индекс

чувств и чувствами и эмоции других эмоциями

эмоции эмоциями людей других людей

Работа ,424** ,281* -,091 ,238* ,342**

Личные достижения ,388** ,364** -,047 ,251* ,371**

Здоровье ,258* ,218 ,018 ,130 ,238*

Общение с близкими людьми ,445** ,169 -,104 -,052 ,180

Поддержка (внутренняя и внешняя) ,327** ,240* -,044 ,146 ,275*

Оптимистичность ,334** ,089 -,093 ,041 ,091

Напряженность ,305** ,236* ,031 ,208 ,310**

Самоконтроль ,343** ,364** -,066 ,247* ,389**

Негативные эмоции ,273* ,254* ,013 ,199 ,303**

Индекс качества жизни ,491** ,360** -,052 ,226 ,404**

Примечание: ** - р < 0.01; * - р < 0.05

Из таблицы результатов мы видим, что существует взаимосвязь между осознанием своих чувств и эмоций и всеми показателями удовлетворенности жизнью. Чем лучше осознаются собственные чувства и эмоции, понимаются причины переживаний, тем легче удается строить свою жизнь таким образом, чтобы она устраивала, и тем больше будет удовлетворенность различными сторонами жизни и наоборот.

Что касается управления своими чувствами и эмоциями, то здесь тоже обнаружена взаимосвязь с некоторыми показателями качества жизни, а именно - работой, личными достижениями, поддержкой, напряженностью, самоконтролем, негативными эмоциями и индексом качества жизни. Действительно, именно в перечисленных сторонах жизни необходимо умение управлять своими эмоциями и чувствами, чтобы добиться желаемых результатов. Большинство жизненных неудач связано с неумением владеть собой в нужный момент, выражать эмоции, соответствующие ситуации.

Шкала управление чувствами и эмоциями других людей взаимосвязана с такими показателями, как работа, личные достижения и самоконтроль. Перечисленные стороны жизни связаны со взаимодействием с другими людьми, следовательно успех этого взаимодействия во многом определяется умением общаться с людьми, воздействовать на них.

Интегральный индекс эмоционального интеллекта взаимосвязан со всеми показателями качества жизни, кроме общения с близкими людьми и оптимистичностью. Видимо, это связано с тем, что с

)лизкими людьми поведение более естественно, меньше контролируется проявление чувств и эмог При общении с близкими людьми в меньшей мере используются эмоционально-интеллектуальные способности.

Таким образом, в нашем исследовании была обнаружена взаимосвязь между эмоциональным интеллектом и качеством жизни у студентов, а также была предпринята попытка объяснить причины данной взаимосвязи.

Заключение

В нашей работе были изучены уровень развития эмоционального интеллекта и оценки качества жизни студентов. Установлено, что более половины испытуемых демонстрируют высокий уровень развития эмоционального интеллекта и средний уровень удовлетворенности жизнью. Нами была выявлена взаимосвязь между эмоциональным интеллектом и некоторыми показателями удовлетворенности жизнью в студенческом возрасте, а также были проанализированы полученные результаты.

In this article we examined the emotional intelligence and life satisfaction of the students of Psychology, Advertisement and Public Relations Faculty of SEI in BSU (Bryansk State University). The findings showed that more than a half of the respondents have high-level emotional intelligence and middle-level life satisfaction. During the research we revealed the interdependence between the scales of the emotional intelligence and some indices of the life satisfaction of the students and also we tried to analyze the received results. The key words: life quality, life satisfaction, the emotional intellect, student age.

Список литературы

1. Майкл Аргайл Психология счастья: Серия Мастера психологии. Издательство: Питер, 2003г.

2. Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004.

3. Карнеев Р.К., Карнеева О.А., Котлярова Н.С., Минава С.С. Социальный интеллект как фактор академической и профессиональной успешности студентов ВУЗа: монография. Брянск: Группа компаний «Десяточка», 2009.

4. Современная теория мотивации / под ред. Д.А.Леонтьева. М.: Смысл, 2002.

Об авторе

Котлярова Н. С. - аспирант кафедры общей и профессиональной психологии Брянского государственного университета имени И.Г. Петровского, nata_liay@list.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.