Научная статья на тему 'Осмысление православной культуры посредством системного подхода'

Осмысление православной культуры посредством системного подхода Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
14
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
православие / православная культура / системный подход / подсистемы культуры / духовная подсистема / материальная подсистема / художественная подсистема / Orthodoxy / Orthodox culture / system approach / subsystems of culture / spiritual subsystem / ma-terial subsystem / artistic subsystem

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Николай Павлович Филатов

В статье раскрываются смысловые идеи православной культуры, открываемые посред-ством рассмотрения её в качестве самостоятельной системы. Православная культура в общей системе рос-сийской культуры может рассматриваться как особая подсистема со своими закономерностями существо-вания. В свою очередь, данная подсистема «изнутри» предстает как динамичная система. В ней феномены православия оказываются структурными элементами (компонентами), взаимосвязанными между собой определенным образом. Выявляются идейные основы православной веры, разносторонне отражаемые элементами из подсистем православия – духовной (приоритетной), материальной, художественной. На при-мере некоторых феноменов православия обосновывается, что главным источником смыслового содержа-ния для материальной и художественной подсистем православной культуры являются структурные компо-ненты духовной подсистемы – это «Священное Предание» и «Священное Писание». Для достижения це-лостного понимания явлений православной культуры, при их философском осмыслении, предлагается уста-навливать смысловую связь между всеми компонентами единой культурной системы православия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Understanding Orthodox Culture through a Systematic Approach

The article reveals the semantic ideas of Orthodox culture, discovered by considering it as an independent system. Orthodox culture in the general system of Russian culture can be considered as a special subsystem with its own laws of existence. In turn, this subsystem “from the inside” appears as a dynamic system. In it, the phenomena of Orthodoxy turn out to be structural elements (components) interconnected in a certain way. The ideological foundations of the Orthodox faith are revealed, diversely reflected by elements from the subsystems of Orthodoxy – spiritual (priority), material, artistic. Using the example of some phenomena of Orthodoxy, it is sub-stantiated that the main source of semantic content for the material and artistic subsystems of Orthodox culture are the structural components of the spiritual subsystem – these are “Holy Tradition” and “Holy Scripture”. In order to achieve a holistic understanding of the phenomena of Orthodox culture, in their philosophical understanding, it is proposed to establish a semantic connection between all components of the unified cultural system of Orthodoxy.

Текст научной работы на тему «Осмысление православной культуры посредством системного подхода»

Научная статья УДК 291.1

htlps://doi.org/10.24158/fik.2023.11.27

Осмысление православной культуры посредством системного подхода Николай Павлович Филатов

Алтайский государственный педагогический университет, Барнаул, Россия, filatov_nikolay_pavlovich@mail.ru

Аннотация. В статье раскрываются смысловые идеи православной культуры, открываемые посредством рассмотрения её в качестве самостоятельной системы. Православная культура в общей системе российской культуры может рассматриваться как особая подсистема со своими закономерностями существования. В свою очередь, данная подсистема «изнутри» предстает как динамичная система. В ней феномены православия оказываются структурными элементами (компонентами), взаимосвязанными между собой определенным образом. Выявляются идейные основы православной веры, разносторонне отражаемые элементами из подсистем православия - духовной (приоритетной), материальной, художественной. На примере некоторых феноменов православия обосновывается, что главным источником смыслового содержания для материальной и художественной подсистем православной культуры являются структурные компоненты духовной подсистемы - это «Священное Предание» и «Священное Писание». Для достижения целостного понимания явлений православной культуры, при их философском осмыслении, предлагается устанавливать смысловую связь между всеми компонентами единой культурной системы православия.

Ключевые слова: православие, православная культура, системный подход, подсистемы культуры, духовная подсистема, материальная подсистема, художественная подсистема

Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Филатов Н.П. Осмысление православной культуры посредством системного подхода // Общество: философия, история, культура. 2023. № 11. С. 187-191. https://doi.org/10.24158/fik.2023.11.27.

Original article

Understanding Orthodox Culture through a Systematic Approach Nikolay P. Filatov

Altai State Pedagogical University, Barnaul, Russia, filatov_nikolay_pavlovich@mail.ru

Abstract. The article reveals the semantic ideas of Orthodox culture, discovered by considering it as an independent system. Orthodox culture in the general system of Russian culture can be considered as a special subsystem with its own laws of existence. In turn, this subsystem "from the inside" appears as a dynami c system. In it, the phenomena of Orthodoxy turn out to be structural elements (components) interconnected in a certain way. The ideological foundations of the Orthodox faith are revealed, diversely reflected by elements from the subsystems of Orthodoxy - spiritual (priority), material, artistic. Using the example of some phenomena of Orthodoxy, it is substantiated that the main source of semantic content for the material and artistic subsystems of Orthodox culture are the structural components of the spiritual subsystem - these are "Holy Tradition" and "Holy Scripture". In order to achieve a holistic understanding of the phenomena of Orthodox culture, in their philosophical understanding, it is proposed to establish a semantic connection between all components of the unified cultural system of Orthodoxy.

Keywords: Orthodoxy, Orthodox culture, system approach, subsystems of culture, spiritual subsystem, material subsystem, artistic subsystem

Funding: Independent work.

For citation: Filatov, N.P. (2023) Understanding Orthodox Culture through a Systematic Approach. Society: Philosophy, History, Culture. (11), 187-191. Available from: doi: 10.24158/fik.2023.11.27 (In Russian).

Православие внесло значительный вклад в формирование культуры русского этноса. Практически на всём протяжении истории российской государственности прослеживается его заметное влияние на все жизненно важные общественные институты. Настоящее время не является исключением: падение атеистической идеологии в постсоветский период вызвало повышенный интерес социума не только к культовым практикам православной религии, но и к сформированной на её основе культуре.

© Филатов Н.П., 2023

Такая тенденция меняет устоявшееся в XX столетии представление российского общества о месте религии в современном мире. Но, несмотря на восстановленное в постсоветской России тесное взаимодействие РПЦ с государством, главные смыслы православной культуры по-прежнему остаются недоступными для понимания многим россиянам. Причина такой ситуации коренится в разрыве преемственности православной культурной традиции, передаваемой из поколения в поколение русским этносом на протяжении многих веков. Результатом этого разрыва является утрата целостного представления, связанного с восприятием современным российским социумом культурных феноменов православия.

Одним из шагов в преодолении обозначенной проблемы может стать системный подход, позволяющий рассматривать православную культуру «извне» как подсистему культуры социума. А при специальном философском осмыслении православной культуры «изнутри» - представить её как самостоятельную систему, взаимодействие элементов которой выражает идею православной веры. Такой подход оправдан в социальном, гносеологическом и праксиологическом планах по причине необходимости культурфилософского анализа того глубочайшего кризиса, которым охвачено современное религиозное сознание русского этноса.

Ключевой целью данной статьи является анализ смысловых идей и дефиниций православной культуры посредством системного подхода. В соответствии с данной целью определены следующие задачи: 1) выявить устойчивые связи между частями социокультурной системы православия; 2) дать сущностную характеристику идейным основам православной культуры.

В решении представленных задач используются системный и семиотический подходы.

В новой философской энциклопедии системный подход определён как междисциплинарное философско-методологическое и научное направление исследований, которое, не решая философских задач, нуждается в философской интерпретации полученных выводов1.

В отечественной философии разработкой методологии системных исследований с начала 1960-х годов занимались: И. Блауберг (Блауберг, Юдин, 1973), В. Садовский (1971), Э. Юдин (1997), А. Уемов (1978) и другие ученые. В настоящее время существуют различные философские подходы, которые позволяют систематизировать и обобщать знания до уровня общей научной и научно-философской картин Мира (Ушакова, 2017: 138).

«Культура как система, - по замечанию О.Н. Астафьевой, - представляет собой сложную противоречивую целостность, развивающуюся нелинейно и поддерживающую саморазвитие на основе изменчивости и устойчивости своих подсистем и элементов» (Астафьева, 2002: 63). Тем не менее, обзор культуры по основным структурам, обеспечивающим её целостность, оправдан в условиях теоретико-познавательной деятельности (Астафьева, 2002: 63). Суть этого обзора, ввиду системного подхода, состоит в выявлении закономерных связей, характерных для систем, в процессе познания и практической деятельности человека (Герасимова, 2020: 102). Таким образом, системный подход является основой как для научного знания, так и для философии и методологии науки.

Применительно к православной культуре это означает, что, рассматривая её отдельные элементы, необходимо искать присущие им общие идеи, раскрывающие сущность православной веры как целостной культурно-религиозной системы. Таким образом, возникает необходимость обращения к смысловой интерпретации феноменов, проявляемых в разных подсистемах православной культуры. Ключом к пониманию данных феноменов является системная философия, основное преимущество которой заключается в формировании единой теоретико-методологической базы, необходимой для осознания и познания бытия множества объектов, пребывающих в постоянном взаимодействии (Ушакова, 2017: 139). Философская методология в этом отношении приобретает значимость ввиду того факта, что идеи, запечатлённые в различных культурных формах православия, имеют трансцендентный характер, так как с религиозной позиции возникновение христианства связано с божественным откровением2. Следовательно, отдельные части православной культуры каждым своим элементом выражают заданную свыше идею, ввиду чего могут формироваться внутренние и внешние устойчивые связи между частями и целым.

Выделяя православную культуру из области общей культуры в самостоятельную подсистему, а при рассмотрении ее изнутри - как целостную динамичную систему, мы понимаем её как проявление особой формы бытия людей, обладающих православным мировоззрением. А поскольку любая форма человеческого бытия обусловлена духовной, материальной и художественной деятельностью, то целостность православной культуры предстаёт перед нами как совокупность подсистем. Следовательно, для определения устойчивых связей между частями социокультурной системы православия (подсистемами) необходимо найти и определить те общие идеи, которые присущи структурным элементам каждой из представленных подсистем.

1 Системный подход [Электронный ресурс] // Новая философская энциклопедия. URL: https://gufo.me/dict/phi-losophy_encyclopedia (дата обращения: 26.10.2023).

2 Христианство [Электронный ресурс] // Православная энциклопедия «Азбука веры». URL: https://az-byka.ru/xristianstvo (дата обращения: 27.10.2023).

Идейная основа православия содержится в структурных элементах духовной подсистемы православной культуры, которая представлена такими категориями, как «Священное Предание» и «Священное Писание». Эти категории отражают не только целостную историю христианства, но и его догматические истины. Оба эти источника являются, по учению православной Церкви, способом передачи людям божественного откровения. Священное Предание включает в себя такие элементы, как учение веры, закон Божий, священные Таинства и обряды, которые передаются верующими людьми из поколения в поколение (Дроздов, 2013: 8). Священное Писание представляет собой собрание (канон) священных книг, составленных избранными Богом людьми (пророками и апостолами)1.

Из выше приведённой характеристики структурных элементов духовной подсистемы следует: Священное Предание и Священное Писание, являясь результатом божественного откровения, составляют главный источник смыслового содержания для материальной и художественной подсистем православной культуры.

Устойчивая связь духовной и материальной подсистем проявляется в широкой символизации её структурных элементов. Ярким примером в этом отношении является христианская архитектура. Например, храмы, построенные в форме креста, символически указывают на крест Христов, который есть основа всей Церкви и ковчег спасения всех людей2. На кресте была совершена искупительная жертва Христа, благодаря которой люди примирились с Богом и вновь обрели возможность наследовать райские обители3. Таким образом, крестообразная архитектурная форма как нельзя лучше сочетается с одним из основных догматов христианства, относящимся к духовной подсистеме православной культуры.

Храмы в форме корабля, по общему учению церковных учителей, являются прообразом Ноева ковчега, символизирующего безопасный корабль, переносящий христиан в небесные обители4. Указание на такую форму встречаем в постановлениях апостолов: «Прежде всего, здание да будет продолговато, обращено на восток, с притворами по обеим сторонам к востоку, подобное кораблю»5.

Центрические храмы ротондного типа (круглой формы) символически указывают на вечность Церкви и Царства Небесного6. В соответствии с утверждением Христа, созданная Им Церковь не может уже когда-либо прекратить своего существования. «Создам Церковь мою и врата ада не одолеют её», - сказал Христос7. Таким образом, круглая архитектурная форма отображает догмат о нерушимости и вечности Церкви.

Определённую символику имеют и восьмиконечные храмовые формы: они отождествляют Церковь с Вифлеемской звездой, которая привела волхвов к родившемуся Христу8. Следовательно, Церковь выступает в качестве проводника верующих в Царство Небесное9.

Таким образом, архитектурные формы православных храмов, наделённые соответствующей символикой, указывают верующим на догматические истины их веры. При этом в роли связующего звена между духовной и материальной подсистемами выступает символ, наполняющий материю смысловой идеей.

По аналогии с архитектурными формами, смысловыми идеями, заимствуемыми из духовной подсистемы православной культуры, обладают и другие материальные предметы, используемые христианами как в богослужебном, так и повседневном быту. Особо в этом отношении можно выделить мозаики, фрески и иконы. Л.А. Успенский писал: «Образ есть подлинное исповедание христианской веры. Этот догматический характер присущ церковному искусству во все времена» (Успенский, 2001: 54). Таким образом, события христианской истории, транслируемые посредством церковной живописи, образуют другую, свойственную только им форму передачи божественного откровения. Надо заметить, что деятели церковного искусства заимствуют смысловые идеи не только из Священного Писания и ранних форм Священного Предания, но и из той

1 Священное Писание [Электронный ресурс] // Православная энциклопедия «Азбука веры». URL: https://azbyka.ru/svyashhennoe-pisanie (дата обращения: 27.10.2023).

2 Настольная книга священнослужителя. М., 1983. Т. 4. С. 23.

3 Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового завета. М., 2006. Иоан. 3: 16; Рим. 3: 24-25.

4 Задонский Тихон (Соколов). Об истинном христианстве [Электронный ресурс] // Православная энциклопедия «Азбука веры». Книга 2. О святой Церкви. § 290 (8) URL: https://clck.ru/36a6Cs (дата обращения: 29.10.2023).

5 Апостольские постановления [Электронный ресурс] // Там же. Книга 2. Правило 57 URL: https://az-byka.ru/otechnik/6/apostolskie-postanovlenija/#0_2 (дата обращения: 29.10.2023).

6 Настольная книга священнослужителя. С. 23.

7 Библия. Мф. 16:18.

8 Там же. мф. 2: 9-10.

9 Настольная книга священнослужителя. С. 23.

части христианского знания, которая непосредственно не имеет к ним отношения. Например, события, связанные с широко известным в православном мире праздником Покрова Богородицы, иллюстрируют эпизод, произошедший в X веке.

При рассмотрении церковных богослужений также наблюдается существенное влияние дефиниций духовной подсистемы, что выражено обширной символизацией богослужебных ритуалов. Суть этих ритуалов широко раскрыта в фундаментальном труде профессора М. Скабалла-новича (2008).

О тесной связи православной этики с категориями духовной подсистемы свидетельствуют многочисленные литературные труды христианских писателей. В качестве примера можно указать на книгу правил, в которой помимо догматических определений представлены многие другие правила, регламентирующие жизнь верующих людей1.

Художественная подсистема православной культуры также имеет непосредственную связь с уже рассмотренными нами структурными компонентами. Но её отличительной особенностью является авторское отображение смысловых идей православной веры. Как и в других подсистемах, средством передачи информации здесь является искусство. Конечный продукт, полученный в результате творческой деятельности, несёт на себе отпечаток конкретной личности и потому не может быть перекодирован. Икона А. Рублёва «Троица», фрески Феофана Грека, Дионисия и других церковных художников, конечно, могут быть повторены, но копия никогда не заменит оригинал. Хорошее замечание в этом отношении сделал Е. Трубецкой, указав на древнерусскую икону как на полное «...изображение всей внутренней истории русского религиозного и вместе с тем национального самосознания и мысли» (Трубецкой, 1991: 117-118).

Подобное происходит и с архитектурными произведениями, в которых художественно-эстетическая сторона выступает средством выражения необходимой духовной сути, несущей на себе основную смысловую нагрузку сакрального отображения материального объекта. Авторское начало при этом не отторгается от конкретного объекта. Так, Казанский собор А.Н. Ворони-хина и храм Воскресения Христова, спроектированный А. Парландом, более известный как «Спас на Крови», представляют собой образец архитектурного мастерства указанных зодчих, но при этом не перестают выражать духовной сути христианства.

Из выше рассмотренных примеров следует, что компоненты духовной подсистемы православной культуры выступают базовыми источниками для элементов материальной и художественной подсистем. Заимствуя смысловую информацию из духовной подсистемы, они образуют специфические каналы, посредством которых происходит трансляция идей православной веры.

Анализ смысловых идей и дефиниций православной культуры посредством системного подхода свидетельствует о высоком гносеологическом, семиотическом и праксиологическом его потенциале. Использование этого подхода в культурфилософских исследованиях православной культуры целесообразно и актуально, так как данный подход позволяет сформировать целостное представление о православном мировоззрении. По аналогии с рассмотренными явлениями системный подход может быть применён и к другим, не представленным в настоящей работе, феноменам православной культуры. В пользу этого аргумента говорит не только всеобъемлющий символизм материальных артефактов православия, но и выявленные устойчивые связи подси-стемных компонентов православной культуры.

Список источников:

Астафьева О.Н. Синергетический подход к исследованию социокультурных процессов: возможности и пределы : монография. М., 2002. 295 с.

Блауберг И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М., 1973. 270 с.

Герасимова Т.А. Системный подход в философии и образовании: сущностные характеристики // Вестник пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия 3: Гуманитарные и общественные науки. 2020. № 1. С. 101-108. https://doi.org/10.24411/2308-7226-2020-10014.

Дроздов В.М. (Филарет). Пространный христианский катехизес православной кафолической восточной Церкви. М., 2013. 158 с.

Садовский В.Н. Общая теория систем как метатеория. М., 1971. 29 с.

Скабалланович М. Толковый Типикон. Объяснительное изложение Типикона с историческим введением. 2-е изд., испр. М., 2008. 815 с.

Трубецкой Е.Н. Три очерка о русской иконе. М., 1991. 111 с.

Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. М., 1978. 272 с.

Успенский Л.А. Богословие иконы. М., 2001. 447 с.

Ушакова Е.В. Системная философия: теоретический потенциал и практические приложения // Антология современной русской философии : в 2 т. М., 2017. Т. 2. С. 137-157.

Юдин Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. М., 1997. 444 с.

1 Каноны, или Книга правил, святых апостолов, святых соборов, вселенских и поместных, и святых отцов [Электронный ресурс] // Православная энциклопедия «Азбука веры». URL: https://clck.ru/TS9jQ (дата обращения: 31.10. 2023).

References:

Astafieva, O.N. (2002) Sinergeticheskiypodkhodkissledovaniyusotsiokul'turnykhprotsessov: vozmozhnostiipredely [Syn-ergetic approach to the study of sociocultural processes: possibilities and limits]. Moscow. 295 p. (In Russian).

Blauberg, I.V. & Yudin, E.G. (1973) Stanovlenie isushchnost' sistemnogo podkhoda [Formation and essence of the systems approach]. Moscow. 270 p. (In Russian).

Drozdov, V.M. (Filaret) (2013) Prostrannyy khristianskiy katekhizes pravoslavnoy kafolicheskoy vostochnoy Tserkvi [Long Christian Catechism of the Orthodox Catholic Eastern Church]. Moscow. 158 p. (In Russian).

Gerasimova, T.A. (2020) Systematic approach in philosophy and education: essential characteristics. Vestnik permskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. Seriya 3: Gumanitarnye i obshchestvennye nauki. (1), 101-108. Available from: doi:10.24411/2308-7226-2020-10014. (In Russian).

Sadovsky, V.N. (1971) Obshchaya teoriya sistem kak metateoriya [General theory of systems as a metatheory]. Moscow. 29 p. (In Russian).

Skaballanovich, M. (2008) Tolkovyy Tipikon. Ob"yasnitel'noe izlozhenie Tipikona s istoricheskim vvedeniem [Explanatory Typikon. An explanatory presentation of the Typikon with a historical introduction]. 2nd ed., rev. Moscow. 815 p. (In Russian). Trubetskoy, E.N. Tri ocherka o russkoy ikone [Three essays about the Russian icon] Moscow. 1991. 111 p. (In Russian). Uemov, A.I. (1978) Sistemnyy podkhod i obshchaya teoriya sistem [System approach and general theory of systems]. Moscow. 272 p. (In Russian).

Ushakova, E.V. (2017) Sistemnaya filosofiya: teoreticheskiy potentsial i prakticheskie prilozheniya [Systemic philosophy: theoretical potential and practical applications]. In: Antologiya sovremennoy russkoy filosofii [Anthology of modern Russian philosophy]. In 2 Vols. Vol. 2. Moscow, pp. 137-157. (In Russian).

Uspensky, L.A. (2001) Bogoslovie ikony [Theology of the icon]. Moscow. 447 p. (In Russian).

Yudin, E.G. (1997) Metodologiya nauki. Cistemnost'. Deyatel'nost' [Methodology of science. Systematicity. Activities]. Moscow. 444 p. (In Russian).

Информация об авторе Н.П. Филатов - студент магистратуры, кафедра «Философии и культурологии», Алтайский государственный педагогический университет, Барнаул, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1205516

Конфликт интересов:

автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author N.P. Filatov - Master's Degree student, Department of Philosophy and Cultural Studies, Altai State Pedagogical University, Barnaul, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1205516

Conflicts of interests:

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 06.10.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 03.11.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 21.11.2023.

Автором окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.