Научная статья на тему '"школа Православия" как главный миссионерский проект Курской епархии'

"школа Православия" как главный миссионерский проект Курской епархии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
74
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВНАЯ МИССИЯ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ORTHODOX MISSION / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / RELIGIOUS EDUCATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Хачатрян Тигрий

В статье рассматривается вопрос организации миссионерской деятельности в Курской области. В 2005 году в Курской епархии по благословению тогда архиепископа Курского и Рыльского Германа была начата работа «Школы Православия», призванной хотя бы частично решить проблему укрепления православной веры. Целью данных бесед было определено систематическое изучение основ православной веры и духовной жизни, Священного Писания Ветхого и Нового Завета, христианской апологетики, истории Христианской Церкви, православно-христианского богослужения, православной христианской культуры в ее многообразии (музыка, изобразительное искусство, художественная литература).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"School of Orthodoxy" as the main missionary project of Kursk diocese

In the article organization of missionary activity in Kursk region is described. In 2005, in Kursk diocese with blessing of His Eminence Herman, Archbishop of Kursk and Rilsk, “School of Orthodoxy” began its work, the main aim of which was to solve partially a problem of strengthening of the Orthodox faith. The purpose of lectures in this school was defined as systematical study of the foundations of the Orthodox faith and spiritual life, the Holy Scripture of the Old and New Testament, Christian apologetics, the history of the Christian Church, Orthodox Christian worship, Orthodox Christian culture in its diversity (music, art, fiction).

Текст научной работы на тему «"школа Православия" как главный миссионерский проект Курской епархии»

УДК 27-75

Протоиерей Тигрий Хачатрян кандидат богословия помощник ректора по научной работе, заведующий кафедрой библейско-богословских дисциплин Курской Духовной семинарии,

Россия, Курск, tigriy@yandex.ru

«Школа Православия» как главный миссионерский проект Курской епархии

Аннотация: В статье рассматривается вопрос организации миссионерской деятельности в Курской области. В 2005 году в Курской епархии по благословению тогда архиепископа Курского и Рыльского Германа была начата работа «Школы Православия», призванной хотя бы частично решить проблему укрепления православной веры. Целью данных бесед было определено систематическое изучение основ православной веры и духовной жизни, Священного Писания Ветхого и Нового Завета, христианской апологетики, истории Христианской Церкви, православно-христианского богослужения, православной христианской культуры в ее многообразии (музыка, изобразительное искусство, художественная литература).

Ключевые слова: православная миссия, духовно-нравственное воспитание, православная миссия, религиозное образование.

Archpriest Tigri Khachatryan PhD (theology) assistant to the rector on scientific work head of Department biblical and theological disciplines of the Kursk Theological seminary.

Russia, Kursk tigriy@yandex.ru

«School of Orthodoxy» as the main missionary project of Kursk

diocese

Abstract: In the article organization of missionary activity in Kursk region is described. In 2005, in Kursk diocese with blessing of His Eminence Herman, Archbishop of Kursk and Rilsk, "School of Orthodoxy" began its work, the main aim of which was to solve partially a problem of strengthening of the Orthodox faith. The purpose of lectures in this school was defined as systematical

study of the foundations of the Orthodox faith and spiritual life, the Holy Scripture of the Old and New Testament, Christian apologetics, the history of the Christian Church, Orthodox Christian worship, Orthodox Christian culture in its diversity (music, art, fiction).

Key words: Orthodox mission, spiritual and moral education, Orthodox mission, religious education.

Бог повелел идти и научить народы вере, до края земли... Но на поверку оказывается, что краем земли становится лестничная площадка, соседний дом, семьи наших родственников и друзей.

Христианство с самого начала создавало школы. Это делал ап. Павел и другие апостолы. Позже появились большие духовные богословские школы - Александрийская, Антиохийская и другие. В этих школах учили вере, молитве, духовной жизни, но не только. Христианство пыталось разобраться в окружающей действительности, как-то осмыслить мир языческой культуры, найти ответы на самые разные вопросы относительно своего бытия в этом мире. Те же задачи стоят перед христианством сегодня. Те же самые задачи стоят и перед «Школой Православия».

2 пункт Постановления Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (29 ноября — 2 декабря 2017 года) гласит: «Основная задача Церкви в мире — это приведение людей ко Христу через распространение Евангельского слова» [1]. В идеале, как гласит документ «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви, утвержденный Священным Синодом Русской Православной Церкви 27 декабря 2011 года, «научение вере связано с общинной, литургической и молитвенной жизнью Церкви» [2].

Однако каждый священнослужитель нашей Церкви, совершающий свое служение в пределах нашего Отечества, прекрасно знает, что такое проблема отпавших и проблема катехизации тех людей, которые на языке церкви церковных канонов называются «отпавшими», и как это сложно на самом деле вернуть в лоно Церкви людей, которые были крещены, а теперь имеют к Ней самое отдаленное отношение. В свое время я писал об этой проблеме, статья так и называлась «Возвращение отпавших» [3]. В это статье я пытался объяснить, что «ущербность современной катехизации в том, что она основана на простой ретрансляции сведений из Священного Предания Церкви. Эти знания не могут полноценно усваиваться современным человеком:

1. Во-первых, потому что говорящий, то есть катехизатор, должен говорить от опыта, что нечасто встречается в наших храмах, иначе в лучшем случае рабоче-крестьянская аудитория будет иметь «на ужин» неплохо прочитанную лекцию - несколько утомляющее условие допуска к Крещению.

2. Отсутствуют предпосылки для переживания истин веры самими слушателями: а) отсутствие диалога; б) отчужденность слушателей по отношению к жизни данного прихода со всеми его радостями и скорбями. На выходе - недовольно утомленные лица отсидевших лекционную пару крестных и родителей, но самое неприятное - после такой беседы,

всевозможных пояснений во время совершения Крещения, увещевательной проповеди по воцерковлении - исчезновение всех купно стоящих... до наступления катастрофических ситуаций в семье или здоровье ребенка или венчания и. погребения по православному обряду. Значит, все происходившее сердце не тронуло.» [4].

46 правило Лаодикийского Собора постановляет: «Крещаемым должно изучати веру» [5]. 47 правило Лаодикийского Собора говорит о необходимости катехизации тех, кто не был научен вере до Крещения: «В болезни приявшим Крещение, и потом получившим здравие, подобает изучати веру и познавати, яко божественнаго дара сподобилися» [6]. И хотя здесь говорится об экстренно крещенных больных, однако его применение сегодня можно распространить на крещенных и живущих вне Церкви людей, которые крещены, но веры не знают. Просто Древняя Церковь не знала такого явления, как крещенные люди, в массе живущие вне Церкви.

С связи с этим в 2005 году в Курской епархии по благословению тогда архиепископа Курского и Рыльского Германа была начата работа «Школы Православия», призванной хотя бы частично решить проблему научения вере крещенных людей.

Целью данных бесед было определено систематическое изучение основ православной веры и духовной жизни, Священного Писания Ветхого и Нового Завета, христианской апологетики, истории Христианской Церкви, православно-христианского богослужения, православной христианской культуры в ее многообразии (музыка, изобразительное искусство, художественная литература).

Программа Школы включает (с небольшими изменениями) следующие блоки:

• Священное Писание;

• православная теология;

• история Христианской Церкви;

• история Церкви и Отечества по материалам местного краеведения;

• методика диспута с представителями новых религиозных движений;

• христианский взгляд на проблему оккультизма, магии и экстрасенсорики

• проблемы современной семьи с точки зрения священников и психологов;

• литургика как смысл и содержание православного богослужения;

• диалог христианства и науки;

• христианство и мировая культура;

• основы христианской психологии;

• древнерусская живопись.

Основные задачи Школы:

• познакомить слушателей с содержанием учения Православной Церкви, православным пониманием веры и духовной жизни (аскетика);

• дать представление о содержании основных понятий и терминов православной веры;

• показать Священное Писание как Божье послание человечеству и конкретное выражение веры и духовной жизни раннехристианской апостольской общины;

• сформировать у учащихся умения и навыки христианской апологетики (защиты православного учения перед лицом инославия, оккультизма);

• раскрыть православное богослужение как молитвенно-литургическое выражение евхаристической связи со Христом;

• продемонстрировать единство и неразрывную связь между существующим ныне православным учением и учением, содержащимся в Священном Писании Ветхого и Нового Завета;

• раскрыть влияние православной веры и духовной жизни в музыке, изобразительном искусстве, литературе, кинематографии;

• сформировать представление об истории Христианской Церкви, выдающихся личностях и событиях церковной истории;

• сформировать представление о событиях церковной и гражданской истории в период гонений советской власти, о судьбах священно и церковнослужителей советского периода;

• помочь разобраться в сложных жизненных ситуациях личного и семейного характера с помощью христианской психологии.

Самостоятельная работа слушателей изначально заключалась в изучении литературы, согласно рассматриваемой на беседах тематики, с последующим обсуждением возникающих вопросов в дискуссионной форме. Форма проверки получаемых знаний - контрольные тесты в письменной форме.

Структура занятия трехчастная:

1. Лекция с использованием интерактивного оборудования и иллюстрацией ключевых тезисов.

2. Ответы на вопросы по теме лекции и широкому кругу богословских вопросов.

3. Просмотр видеофильмов, связанных прямо или косвенно с тематикой прочитанной лекции.

Нужно сказать, что информирование о работе Школы каждый год приобретает более массовый характер. Помимо показанного здесь ролика, который транслируется на каналах курского телевидения, мы вот уже 4 год размещаем информацию на рекламных баннерах в местах наибольшего скопления и проходимости людей. Благодаря работе наших групп в соцсетях большое количество заинтересованной публики могут посещать наиболее интересные лекции.

Наиболее успешной формой информирования населения о начале работы «Школы» является распространение десятков тысяч флаэров обученными волонтерами во время пребывания в Курске нашей чудотворной иконы «Знамение» Курской Коренной. В это время к иконе подходит около 100.000 людей, по сути потенциальных слушателей «Школы православия» и наши волонтеры, почти круглосуточно дежурящие в кафедральном соборе, раздают им флаеры о «Школе Православия», буклеты об Исповеди и Причастии, отвечая на возникающие вопросы. Ответ на простой вопрос, как Вы узнали о школе на первой лекции, показывает, что десятки людей узнают о школе из полученных в соборе флаеров.

Заблаговременно перед началом работы «Школы Православия» выходит распоряжение правящего владыки митрополита, обязывающее благочинных и настоятелей информировать своих прихожан о начале работы Школы. Помощникам благочинных и настоятелей по миссионерской, катехизаторской и молодежной работе рекомендуется посещать занятия Школы.

Занятия в Школе в среднем посещает 150-200 человек, они проходят в кинозале концертно-творческого центра «Звездный» (бывший киноцентр им М.С. Щепкина) каждый четверг. Преподавателями школы являются квалифицированные специалисты, многие из которых имеют научные степени.

Многолетний опыт работы Школы показал, что подобная форма научения вере весьма эффективна, среди слушателей множество активных прихожан наших храмов, которые постепенно формируют костяк приходской жизни и миссионерское ядро Церкви, а также тех, кто постепенно, преодолевая стереотипы и другие препятствия, открывает себе дорогу к храму.

Библиография

1. Официальный сайт Московского Патриархата [Электронный ресурс]// Постановления Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (29 ноября — 2 декабря 2017 года). - Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/5076149.html (дата обращения: 28.09.2018).

2. Официальный сайт Московского Патриархата [Электронный ресурс]// О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви. - Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/1909451 (дата обращения: 28.09.2018).

3. Протоиерей Тигрий Хачатрян. Возвращение отпавших // Микрокосмос. - 2010. - № 3. - С. 6-13.

4. Там же. С. 14.

5. Книга правил, святых апостол, святых соборов, вселенских и поместных и святых отец. Издание Свято-Троице Сергиевой Лавры. - 1992. -С. 169.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.