Научная статья на тему 'Преподавание православной культуры в концепции культурологического подхода: от идейного замысла к практической реализации'

Преподавание православной культуры в концепции культурологического подхода: от идейного замысла к практической реализации Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
229
39
Поделиться
Ключевые слова
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОХОД / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРАДИГМА / ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА / ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ И ТРАДИЦИИ ПРАВОСЛАВИЯ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ / CULTUROLOGICAL APPROACH / EDUCATIONAL PARADIGM / ORTHODOX CULTURE / AXIOLOGICAL AND SEMANTIC SCOPE / SPIRITUAL VALUES AND TRADITIONS OF ORTHODOXY / METHODS OF TEACHING ORTHODOX CULTURE

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Урбанович Любовь Николаевна

В статье раскрывается суть культурологического подхода как методологической основы преподавания религиозно (православно) ориентированных дисциплин в условиях смены образовательной парадигмы. Обосновывая концепцию культурологического подхода в религиозно-культурологическом образовании, автор основывается на убеждении, что культурологический подход не исчерпывается содержательным компонентом, т. е. ознакомлением с памятниками культуры и культурообразующими элементами Православия. Это принципиально новый характер преподавания православной культуры, который предполагает раскрытие ее ценностных смыслов и выход на личностно значимый уровень восприятия полученных знаний. Методика преподавания православной культуры в концепции культурологического подхода ориентирована на отличные от знаниевого подхода установки. Такие принципы культурологического подхода как культурособразность, интегративность, диалогичность, контекстуальность находят свое практическое воплощение в активных и интерактивных методах, поисково-исследовательских и творческих заданиях.

Teaching of Orthodox culture in the conception of culturological approach: from conceptual design to practical implementation

The article reveals the essence of culturological approach as a methodological basis for teaching religion-oriented (Orthodoxy-oriented) subjects in the changing educational paradigm. Substantiating the concept of culturological approach to religious and cultural education, the author relies on the belief that the culturological approach is not limited to the substantive component, i. e., to acquaintance with the monuments of culture and culture-forming elements of Orthodoxy. This is a fundamentally new principle of teaching Orthodox culture, which is supposed to reveal the axiological essence of Orthodox culture and to access the level of personal significance in perception of knowledge. The metodol-ogy on teaching Orthodox culture in the concept of culturological approach is focused on non-cognitive methods.Such dominants of the culturological approach as cultural conformity, integration, dialog and context find their practical implementation in active and interactive methods, research and creative tasks.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Преподавание православной культуры в концепции культурологического подхода: от идейного замысла к практической реализации»

Теология образования

УДК 091

Л. Н. Урбанович*

ПРЕПОДАВАНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ В КОНЦЕПЦИИ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА: ОТ ИДЕЙНОГО ЗАМЫСЛА К ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ

В статье раскрывается суть культурологического подхода как методологической основы преподавания религиозно (православно) ориентированных дисциплин в условиях смены образовательной парадигмы. Обосновывая концепцию культурологического подхода в религиозно-культурологическом образовании, автор основывается на убеждении, что культурологический подход не исчерпывается содержательным компонентом, т. е. ознакомлением с памятниками культуры и культурообразующими элементами Православия. Это принципиально новый характер преподавания православной культуры, который предполагает раскрытие ее ценностных смыслов и выход на личностно значимый уровень восприятия полученных знаний. Методика преподавания православной культуры в концепции культурологического подхода ориентирована на отличные от знаниевого подхода установки. Такие принципы культурологического подхода как культурособразность, интегративность, диалогичность, контекстуаль-ность находят свое практическое воплощение в активных и интерактивных методах, поисково-исследовательских и творческих заданиях.

Ключевые слова: культурологический поход, образовательная парадигма, православная культура, ценностно-смысловая сфера, духовные ценности и традиции Православия, методика преподавания православной культуры.

L. N. Urbanovich

TEACHING OF ORTHODOX CULTURE IN THE CONCEPTION OF CULTUROLOGICAL APPROACH: FROM CONCEPTUAL DESIGN TO PRACTICAL IMPLEMENTATION

The article reveals the essence of culturological approach as a methodological basis for teaching religion-oriented (Orthodoxy-oriented) subjects in the changing educational paradigm. Substantiating the concept of culturological approach to religious and cultural education, the author relies on the belief that the culturological approach is not limited

Урбанович Любовь Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, Смоленская Православная Духовная Семинария; urbanus-l@yandex.ru

Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2017. Том 18. Выпуск 3 57

to the substantive component, i. e., to acquaintance with the monuments of culture and culture-forming elements of Orthodoxy. This is a fundamentally new principle of teaching Orthodox culture, which is supposed to reveal the axiological essence of Orthodox culture and to access the level of personal significance in perception of knowledge. The metodol-ogy on teaching Orthodox culture in the concept of culturological approach is focused on non-cognitive methods.Such dominants of the culturological approach as cultural conformity, integration, dialog and context find their practical implementation in active and interactive methods, research and creative tasks.

Keywords: culturological approach, educational paradigm, Orthodox culture, axiological and semantic scope, spiritual values and traditions of Orthodoxy, methods of teaching Orthodox culture.

Введение дисциплин религиозной направленности в образовательный процесс показало серьезную проблему: с одной стороны — непонимание и неготовность широкой общественности к принятию религиозных знаний в рамках школьного образования, с другой — несформированность «педагогического языка» для разговора о высоких истинах, о религии, вере в современном мире. Действительно, мир вступил в другую культурную полосу, и поэтому важно искать новый язык, новые подходы и педагогические средства, чтобы сказать современному человеку о главном, о вечном.

С эпохи Средневековья вплоть до начала XX в. в религиозном образовании доминировал законоучительный, катехизический подход, целью которого было прежде всего научение вере, наставление в христианской нравственности, формирование конфессиональной идентичности. Как отмечает на основе изучения европейского опыта Ф. Н. Козырев, смена подходов в религиозном образовании происходила на фоне изменений взаимоотношений церкви и государства, школы и церкви, науки и теологии. Реформаторское движение в Европе инициировало поиск новых подходов к преподаванию религиозных знаний, привело к всеобщей катехизации в протестантской Европе, а в качестве ответа контрреформации породило феномен иезуитского образования [4, с. 31]. В XIX в. в рамках академических исследований возникает религиоведческое образование, задачей которого было формирование научного и критичного отношения учащихся к религии. Вторая половина XX и начало XXI в. в международной практике ознаменованы появлением целой палитры моделей и подходов к религиозному образованию.

Иная ситуация сложилась с православным образованием в России, которое до начала XX в. находилось в ведении церковных структур, что закрепило как единственно возможный катехизический подход к преподаванию религии в виде учебного предмета «Закон Божий» во всех типах существующих тогда школ. Революционные события и последующие десятилетия советской идеологии искоренили из системы образования всякое упоминание о религиозных знаниях как буржуазном пережитке прошлого и символе невежества и «дремучести» народа. Возвращение предметов религиозной направленности в школьное образование в 90-е гг. XX в. было вызвано начавшимися процессами демократизации в стране. Одним из основных элементов демократизации общественных отношений является уважение к международно признанному праву ребенка на получение религиозного образования в соответствии с тра-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

дициями семьи (Например, Всеобщая декларация прав человека, ст. 18, 19, 26: Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования ст. 5, п. Ь, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах ст. 13, п. 3). Как следствие указанных процессов в различных видах и формах было обозначено присутствие религиозных знаний в школьной программе, которые впоследствии оформились в отдельный предмет «Православная культура». И тогда стали очевидны дефициты и пробелы в нормативно-правовом, кадровом обеспечении, в методологии, в методике и практике преподавания дисциплин с православным компонентом. Возможно, на первый взгляд виделось определенное содержательное сходство нового предмета с Законом Божием, однако и в методологическом, и в методическом плане это совершенно разные учебные дисциплины. Поэтому накопленный опыт прошлых лет в области преподавания Закона Божиего, безусловно, интересный для исследователя, не может быть перенесен в практику преподавания религиозной культуры сегодня в иных исторических и социокультурных условиях.

Ситуация с преподаванием православно ориентированных дисциплин осложнилась еще и произошедшей сменой образовательной парадигмы со знаниевой на гуманитарную или личностно ориентированную. Современная парадигма образования представлена широким спектром педагогических подходов: личностно ориентированным, аксиологическим, компетентност-ным, культурологическим и другими, применение которых способствует достижению отдельных образовательных эффектов в условиях вариативного образования с сохранением единого образовательного пространства. Для нашего исследования в области преподавания православной культуры особый интерес представляет культурологический подход.

Концепция культурологического подхода была выдвинута В. В. Краев-ским, И. Я. Лернером и М. Н. Скаткиным в противоположность исторически сложившему еще со времен Я. А. Коменского знаниевому подходу. Концептуально культурологический подход ориентирован не на знания обучаемого, его интеллект, а на овладение основами человеческой культуры, в результате которого происходит впитывание, освоение опыта (культуры) человечества через расширение, обогащение, преобразование личного опыта субъекта при решении воспитательных задач на основе культурных традиций, сложившихся в конкретном обществе. В лаконичном виде культурологический подход можно представить так: воспитание человека культуры через овладение культурой и обогащение личного опыта на основе лучших достижений и культурных традиций, сложившихся в конкретном обществе. Следует обратить внимание, что принципиальное отличие культурологического подхода заключается в том, что он затрагивает личностный уровень, предполагает соотнесенность полученных знаний с собственным опытом. Замечено, что знание становится духовным тогда, когда оно превращается в личностно значимое. «Можно многое знать, но не уметь творить, многое знать, но не быть духовным человеком» [13, с. 245].

По мысли ученых, культурологический подход в религиозном образовании в полной мере отвечает социальному заказу на образование в постиндустриальном обществе и идее развивающего религиозного образования. Раскрыть перед учащимися ценностные смыслы национальной духовной культуры, воспитать

человека в родной культуре и через культуру — в этом и заключается главная идея культурологического подхода как методологической основы учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Необходимо констатировать, что при явном доминировании культурологического подхода в преподавании религиозных знаний в школе, он реализуется в единстве с личностно ориентированным, аксиологическим и системно-дея-тельностным подходами.

Личностно ориентированный подход, как известно, предполагает, что и педагоги, и учащиеся относятся к каждому человеку как самостоятельной ценности, уникальной личности независимо от его индивидуальных особенностей. Одновременно реализация данного подхода подразумевает, что учебный материал должен восприниматься каждым ребенком как личностно значимый.

В русле аксиологического подхода следует понимать православную культуру как систему ценностей восточно-христианской традиции, транслируемых из поколения в поколение. Каждый человек в своей жизни опирается на то, что для него является ценностью, что он ставит на высшее место в своей иерархической системе. Поэтому задача учителя не давать учащимся разнообразную информацию, знания, которые не определяют жизнь, а снабдить духовными и нравственными ориентирами.

Системно-деятельностный подход лежит в основе новых федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и ориентирует участников педагогического процесса на активную сознательную деятельность, в ходе которой учащиеся учатся добывать и пополнять знания. Поэтому системно-деятельностный подход реализуется через активные и интерактивные методы и приемы, а также поисково-исследовательские и творческие задания.

Каждый из перечисленных подходов имеет свою методическую ценность, но для преподавания православной культуры особенно важен культурологический подход. Как справедливо заметил Д. К. Бурлака, «культурологическая методология создает неоспоримые преимущества именно православному христианству, ведь культурообразующая роль Православия в судьбе России не сопоставима ни с каким конфессиональным влиянием» [1, с. 17]. Цель данной работы заключается в раскрытии сути культурологического подхода в преподавании православной культуры в условиях смены образовательной парадигмы и в описании способов его реализации в школьной практике.

Заметим, что с момента введения данного учебного предмета в школьное образование в качестве основной его характеристики был выбран культурологический подход. При этом в большинстве случаев он понимался в упрощенной интерпретации — на уроке изучается не религия, а культура. И это срабатывало как «успокаивающее средство» для части населения России, не принимающей само слово «религия» в образовании. Между тем культурологический подход, являясь концептуально-методологической основой курса, отражается и в целевой установке, и в дидактических принципах, и в содержании, и в организационно-методическом сопровождении образовательного процесса.

В связи с этим целесообразно обратить внимание на само слово «культура», содержание которого чрезвычайно емко. Культура понимается как духовное

и материальное богатство народов России и мира, воплощенное в их языке, традициях, обычаях, верованиях, искусстве и образе жизни. Необходимо сделать особый акцент на том, что православная культура в школе — это не рассказ о достижениях в области церковной литературы, архитектуры, музыки, а предмет, раскрывающий глубинный пласт нравственных отношений человека с окружающим миром, человека с человеком, его отношения к жизни и деятельности [12, с. 50].

Следует заметить, что неправильное понимание сути культурологического подхода и неверная интерпретация понятия «культура» привели к распространенной и устойчивой ошибке, когда при преподавании православной культуры на первый план выходит внешняя обрядово-эстетическая сторона Православия. Это неизбежно приводит к устойчивой ассоциации православной культуры с «экспонатом этнокультурного и исторического музея», не имеющим никакого отношения к современной жизни и не представляющим лично значимую ценность для человека XXI в. Точно подмечено О. Э. Ногиной, что при культурологическом подходе нельзя допускать растворения религиозного образования в культурологии. Нельзя отделить православную культуру от православного вероучения, поскольку и православная культура, и православное мировоззрение вытекают из православного вероучения [8, с. 136]. Легко превратить урок православной культуры при чрезмерной увлеченности архитектурными или живописными стилями, техникой мастерства иконописи или хорового пения в урок искусствоведения, музыковедения или литературоведения и тем самым увести от решения общепедагогических и воспитательных задач, которые поставлены перед учебным курсом «Основы религиозных культур и светской этики».

При интеграции религиозно ориентированных дисциплин в школьное образование важно понимание того, что в преподавании данных дисциплин является первичным, а что вторичным. И это непременно должно найти отражение как на уровне формулирования цели и постановки педагогических задач, так и на уровне проектирования содержания и методического оснащения урока.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Безусловно, знакомство с памятниками культуры и культурообразующими элементами Православия входит в число образовательных задач модуля «Основы православной культуры». Однако этим они не исчерпываются. Согласимся с мнением игумена Петра Мещеринова, что на уроке главное — познакомить учащихся со способом мировосприятия, составляющего фундамент культуры, с определяющими культуру ценностями, объяснить, какими религиозными, эстетическими и бытовыми побуждениями они вызваны и вызываются на свет [7].

При этом получение учащимися информационно-фактического материала, безусловно, весьма важно. В связи с этим считаем целесообразным в религиозно-культурологическом образовании выделить следующие уровня:

- информационный — получение знания, которое сопряжено с узнаванием фактов, понятий, событий. Например, знаний о православном вероучении, религиозных памятниках, сакральных текстах и пр.;

- ценностно-смысловой — осознание полученных знаний, которое связано с поиском ответов на актуальные вопросы: почему, зачем, ради чего, во имя

чего люди живут так, а не иначе, какие духовные и нравственные ценности определяют их жизнь;

- рефлексивно-поведенческий — осмысление изученного и соотнесенность с личным опытом — «что значит лично для меня это знание»; «как я могу его применить в своих отношениях с окружающим миром, людьми» и пр.

Принимая во внимание, что рождение урока начинается с осознания его цели, считаем принципиально важным остановиться на этапе постановки цели. И в качестве примера предложим возможную формулировку цели урока на тему «Православная молитва», которая, на наш взгляд, соответствует идеи культурологического подхода. Итак, цель урока на тему «Православная молитва» — формирование представлений о смысле и значении молитвы для православного человека, осмысление духовного поиска и молитвенного подвига в религиозных, исторических и литературных примерах. Таким образом, очевидно, что цель преподавания православной культуры в рамках культурологического подхода не сводится к сообщению учащимся знаний, фактов, сведений о Православии, а предполагает мировоззренческий поиск, проникновение в ценностные смыслы православной культуры, соотнесенность с собственным жизненным опытом.

Вместе с тем заметим, что такая постановка цели предполагает широкую межпредметную интеграцию в литературу, русский язык, историю, мировую художественную культуру, предметы обществоведческого цикла.

Интегративность наряду с диалогичностью, культуросообразностью и контекстуальностью является ведущим принципом культурологического подхода в преподавании православной культуры.

Широкая интеграция дает целостное представление об изучаемом предмете, явлении или факте, устраняет проблему обрывочных знаний, неумения связывать материал как внутри одного предмета, так и с другими учебными предметами школьной программы. Межпредметная интеграция способствует включению школьников в мир религиозной культуры, выраженной в христианском нравственном учении, христианской философии и искусстве (живописи, архитектуре, литературе, музыке), в традициях и обрядах, образе жизни верующих людей. Приведем возможную межпредметную интеграцию к теме «Православная молитва». Так, в качестве литературного материала можно привлечь не только стихотворение М. Ю. Лермонтова «Молитва», но и фрагменты текстов из сказки Г. — Х. Андерсена «Снежная королева» и из рассказа Л. Н. Толстого «Детство» (гл. 15) и др., а также исторические факты, например, о молитве русского войска перед Бородинским сражением. Разбирая религио-ним «молитва», уместно обратиться к этимологическому анализу слов «молва», «молвит», «моление», а иллюстративный ряд представить репродукциями иконы «Умиление», картинами Ф. А. Бруни, М. В. Нестерова «Моление о чаше» и др. Для создания эмоционального фона восприятия учебного материала может быть предложено музыкальное сопровождение — П. И. Чайковский «Молитва» (из Детского альбома). При таком подходе, с одной стороны, на уроке происходит не только работа с когнитивной сферой учащихся, но и соприкосновение с эмоциональной, через задействование всех каналов восприятия, с другой — обогащение гуманитарного образования за счет религиозного и наоборот.

Принцип диалогичности предполагает как содержательный, мировоззренческий диалог, диалог культур, так и диалог как методический прием и форму общения участников образовательного процесса. Диалогическое общение ориентировано на признание и безусловное уважение мнения каждого, личностную позицию, оно формирует способность вслушиваться в иное мышление, мыслить не «значениями», но смыслами (В. С. Библер). Только в диалогическом общении ребенка со значимым взрослым происходит выработка собственной системы ценностей, осуществляется поиск смысла жизни, удовлетворяется конкретный духовный и познавательный запрос, выявляются скрытые мотивы собеседника. В связи с этим диалог как дидактический принцип и методический прием наиболее полно отвечает концепции развивающегося культурологического образования и духовно-нравственного воспитания школьника.

Культуросообразность как доминирующий принцип культурологического подхода может трактоваться двояко. Во-первых, в педагогическом процессе решение образовательных и воспитательных задач осуществляться на основе культурных традиций, сложившихся в российском обществе. Во-вторых, культуросообразность предполагает соответствие текстов, иллюстраций, культуры и стиля изложения учебного материала той религиозно-культурной традиции, к которой они относятся, а также гармоничное сочетание культурных образцов современности с эстетическим каноном православной традиции [9, с. 10].

Контекстуальность же обеспечивает включение православной культуры в общехристианский культурный контекст. Без знакомства с западноевропейской христианской культурой наряду с православием есть риск значительно сузить и обеднить изучаемый предмет. Литература, живопись, музыка, наука и все то, что ассоциируется у людей собственно с культурой, на Руси в той или иной мере связано с общеевропейской христианской культурой. Как справедливо замечено, классическая европейская культура в силу своего большего возраста и, следовательно, накопленного «культурного багажа», имеет огромную христианскую воспитательную ценность именно с позиции культурологического подхода. Ограничиваясь исключительно русской православной культурой, есть опасность перейти на сугубо церковно-практическую дидактику, объясняя значение и предназначение того или иного религиозного предмета или явления. Напротив, обращение к европейской христианской культуре способствует формированию целостной христианской картины мира [7].

Контекстуальность, на наш взгляд, также можно понимать как раскрытие контекстов явлений религиозной культуры. Так, например, для правильного понимания евангельской притчи, ее осмысления и актуализации на уроке важно воссоздать исторический и социокультурный контекст, выяснить географические, археологические, психолого-педагогические и другие нюансы притчи [11, с. 228].

Реализация обозначенных ведущих принципов культурологического подхода, как нам представляется, должна осуществляться в учебном процессе через такие методы, как понятийно-концептуальный анализ, интерпретативный (или герменевтический), историко-краеведческий, историко-биографический и другие методы. Так как обозначенные методы не являются широко рас-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

пространенными в практике преподавания православной культуры, считаем уместным остановиться на их объяснении.

Понятийно-концептуальный анализ оправдано использовать при изучении религионимов православной культуры. Преимущество метода заключается в том, что он позволяет не только узнать лексическое значение слова-рели-гионима, но и раскрыть его ценностно-смысловое наполнение в конкретном конфессиональном и национально-культурном дискурсе. Данный метод подробно описан в отдельной работе автора, которая раскрывает и теоретические основы понятийно-концептуального анализа и знакомит с методическими рекомендациями по его практическому применению [10].

С целью развития у школьников самостоятельности мышления учеными, педагогами предлагается интерпретативный (или герменевтический) метод, адаптированный Ф. Н. Козыревым и его коллегами-единомышленниками к религиозно-культурологичекому образованию в отечественной школе. Суть метода заключается в интерпретации религиозных символов, феноменов. В данном смысле символом, по мнению Ф. Н. Козырева, может быть священный текст, в том числе и текст Священного Писания, звук (колокольный звон), картина (или икона), которые являются «культурными текстами» и доступны в определенной степени для восприятия людьми любого возраста [3, с. 437].

В педагогическом контексте интерпретацию следует рассматривать как разновидность поисковой деятельности, в ходе которой учащиеся интерпретируют текст с опорой на традиционную православную экзегетику и находят содержательные параллели в произведениях мировой художественной культуры, а также как форму диалогового взаимодействия с другими участниками образовательного процесса. Адаптированный к российским условиям интерпретативный метод применен в учебном курсе «Духовно-нравственные беседы» [6]. Каждая тема урока представляет собой отдельный сюжет евангельской притчи, требующий прояснения путем интерпретации. По замыслу авторов весь процесс интерпретации разделен на несколько этапов.

1) Ознакомление с текстом евангельской притчи через пересказ или предъявление (чтение) оригинального текста Евангелия.

2) Выполнение заданий на понимание сюжета притчи и обмен своими мыслями в диалоговом режиме друг с другом и с учителем, обобщение (систематизация) интерпретаций.

3) Ознакомление со вспомогательным материалом, расширяющим круг интерпретаций или проясняющим их, «перечитывание» текста с их учетом и проведение рефлексии — осмысление учащимися своего отношения к изученной теме [5, с. 100-101].

На уроках православной культуры полезным и эффективным является применение историко-краеведческого метода, который позволяет использовать окружающую культурную и историческую среду в учебных целях. Краеведческий элемент в этом случае призван решать такую важную задачу, как воспитание уважительного и бережного отношения к старине, культурному наследию предков, к истории родного края. Реализация данного метода предполагает поисково-исследовательскую деятельность, включающую изучение архивных материалов, исторической литературы, археологических и этнографических

вещественных источников, религиозных сооружений, а также религиозной топонимики края. Например, уместно провести исследование наименований улиц родного города, сопоставив дореволюционные и современные названия и определив главную идею, заложенную в наименованиях географических объектов в дореволюционной топонимике. Как известно, в большинстве случаев улицы были названы по месту нахождения православного храма, и в наименованиях нашли отражение имена святых или церковные праздники, в честь которых храм был освящен.

В преподавании православной культуры целесообразно уделять особое внимание личности в истории. Историко-биографический метод позволяет апеллировать к личности, знакомиться с социальными, политическими и культурными процессами через изучение биографий выдающихся людей, в том числе и жизнеописаний православных святых, а также через постижение перипетий «рядовых граждан». В русле историко-биографического метода «достижения православной культуры рассматриваются не просто как накопленные народом материальные и духовные ценности, а как результат служения, деятельности, жизненного подвига конкретных людей» [2, с. 25]. Данный метод опирается на приемы наблюдения, анализ документов и ориентирован на описание уникальных ситуаций в жизни человека, его внутреннего мира; изучения личных документов (автобиографий, писем, дневников, мемуаров) представителей определенной группы лиц для реконструкции их внутреннего мира; изучение агиографической литературы (жизнеописаний святых).

Объем настоящей работы не позволяет представить и описать все возможные методы и приемы, способствующие на практике реализации культурологического подхода в преподавании православной культуры. Однако очевиден вывод, что в представленном смысловом ключе культурологический подход в преподавании православной культуры соответствует идее современной образовательной парадигмы. Иными словами, такой подход способствует формированию религиозной картины мира, развитию у учащихся личного отношения к знаниям, стимулированию интереса к изучаемому предмету через наполнение его живым содержанием, развитию ценностно-смысловой сферы школьников, что обусловлено требованиями к предметным, личностным и метапредметным результатам современных федеральных стандартов.

Безусловно, культурологический подход предъявляет новые и серьезные требования к учителю, как в личностном, так и в профессиональном плане. Необходимость личной восприимчивости духовных ценностей православной культуры — непременное условие для учителя религиозно ориентированных предметов. Если те ценности, идеи и идеалы, которые облекает в слова учитель на уроке, являются для него чуждыми, не согретыми теплотой его личных убеждений, они не будут иметь никакой воспитательной силы.

В методическом плане, к сожалению, в подавляющем большинстве в сознании учителя остаются прежние целевые установки, а обучение ведется по освоенным канонам предметного подхода. В связи с этим и методика преподавания предметов с религиозным содержанием, и имеющееся учебно-методическое обеспечение по православной культуре в большинстве случаев методологически не соответствуют культурологическому подходу.

И, наконец, следует заметить, что в организационно-методическом аспекте культурологический поход предполагает, прежде всего, светский характер педагогического общения — не допускается включение в образовательный процесс религиозных действий и открытых форм религиозного почитания; преподавание не ведется от лица религиозной общины; преподаватель не является представителем религиозного объединения и не связан в своей профессиональной деятельности обязательствами перед ним; преподавание не является апологетическим или законоучительным [4, с. 113; 5, с. 101].

На основании представленного материала можно сформулировать основные положения культурологического подхода в преподавании православной культуры.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Культурологический подход в единстве с личностно ориентированным и системно-деятельностным подходами определяет стратегию современной образовательной парадигмы и составляет сущность методологии религиозно ориентированного современного школьного образования.

2. Культурологический характер преподавания православной культуры затрагивает все структурные компоненты целостного педагогического процесса: целеполагание, содержание образования, дидактические принципы, методы и приемы обучения, организационно-методический блок.

3. Культурологический подход предполагает прежде всего особое мировоззрение педагога, методологическое осмысление им образовательных реалий и предъявляет новые и серьезные требования для учителя, как в личностном, так и в профессиональном плане.

4. Ведущими принципами культурологического подхода являются куль-туросообразность, интегративность, диалогичность и контекстуальность, которые обеспечивают учащимся вхождение в мир духовных и культурных смыслов. Достижению этой цели могут помочь понятийно-концептуальный, интерпретативный, историко-краеведческий, историко-биографический методы, а также активные и интерактивные методики, «свежий взгляд» на урок как на «лабораторию мысли» ребенка, где должно произойти открытие и переживание личностно значимых ценностей.

Таким образом, культурологический подход в религиозно ориентированном образовании изменяет представление о целевых и ценностных установках, о содержании и способе преподавания православной культуры, расширяет узко катехизическую направленность содержания предмета путем интеграции религиозных знаний в гуманитарное образование и гуманитарного школьного образования в теологический и религиоведческий дискурс, а также формирует новый взгляд на место и роль религии в жизни и культуре целого народа.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бурлака Д. К. Духовно-фундированное образование в постсекулярном обществе // Козырев Ф. Н. Гуманитарное религиозное образование. — СПб., 2010. — С. 65-71.

2. Дивногорцева С. Ю., Агеева А. В. Методика преподавания курса «Основы православной культуры: учебное пособие. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2017. — 176 с.

3. Козырев Ф. Н. Религиозное образование в светской школе. — СПб.: Апостольский город, 2005. — 636 с.

4. Козырев Ф. Н. Религия как дар: педагогические статьи и доклады. — М., 2014. — 440 с.

5. Кучурин В. В., Козырев Ф. Н. Неконфессиональная модель духовно-нравственного образования на основе УМК «Духовно-нравственные беседы» // Воспитания в современной образовательной среде: Материалы региональной научно-практической конференции / отв. ред. И. В. Васютенкова. — СПб.: ЛОИРО, 2011. — С. 97-106.

6. Любимова О. Е., Козырев Ф. Н., Кучурин В. В. Духовно-нравственные беседы. Ч. 1: Евангельские притчи. — СПб.: РХ ГА, 2012. — 112 с.

7. Мещеринов П., игум. Размышление о преподавании основ православной культуры. — URL: http://www.pravoslavie.ee/docs/opk.pdf (дата обращения: 03.05.2017).

8. Ногина О. Э. Реализация культурологического подхода в преподавании православной культуры // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — Тамбов: Грамота, 2014. — № 11. — Ч. 1. — С. 136-139.

9. Склярова Т. В. Теория и методика преподавания религиозной культуры в школе //Вестник Православного Свято-Тихоновского университета. Сер. IV: Педагогика. Психология. — 2012. — Вып. 4 (27). — С. 7-12.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Урбанович Л. Н. Система работы с религиозными понятиями на уроках духовно-нравственной направленности. Православного Свято-Тихоновского университета. Сер. IV: Педагогика. Психология. — 2017. — Вып. 44. — С. 11-19.

11. Урбанович Л. Н. Евангельские притчи в межпредметной интеграции школьного образования // Вестник РХГА. — 2015. — Т. 16, вып. 4. —. С. 223-233.

12. Урбанович Л. Н. Преподавание религиозно-культурологических дисциплин в контексте школьного образования: теория и методика: учебное пособие. — Смоленск: Свиток, 2016. — 184 с.

13. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека: учебное пособие. — М.: Издательская корпорация «Логос», 1996. — 320 с.