Научная статья на тему 'Осмысление космических символов писанок с точки зрения философии Живой Этики: к постановке проблемы'

Осмысление космических символов писанок с точки зрения философии Живой Этики: к постановке проблемы Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
103
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
украинская писанка / духовидчество / символизм / метаисторический способ / Живая Этика / С.К. Кулжинский / Н.Ф. Сумцов / Ванкель / Ukrainian Easter egg / spiritual seeing / symbolism / metahistorical method / Living Ethics / S.K. Kulzhinsky / N.F. Sumtsov / Vankel

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кожушная Ирина Павловна

Краткая история бытования писанок как вида народного творчества. Изучение феномена писанок учеными С.К. Кулжинским, Н.Ф. Сумцовым, Ванкелем и др. Проявление «духовидчества» художника-творца в символах писанок. Толкование некоторых символов украинских писанок с позиции метаисторического способа познания философии космической реальности Живой Этики. Проблема упрощенного понимания символизма орнаментов и важность очищения смыслов для ее разрешения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comprehension of the cosmic symbols of Easter eggs from the point of view of the philosophy of Living Ethics: to the formulation of the problem

A brief history of the existence of Easter eggs as a type of folk art. The study of the phenomenon of Easter eggs by scientists S.K. Kulzhinsky, N.F. Sumtsov, Vankel and others. Manifestation of "spiritual seeing" of the artist-creator in the symbols of Easter eggs. Interpretation of some symbols of Ukrainian Easter eggs from the standpoint of the metahistorical way of cognition of the philosophy of cosmic reality of Living Ethics. The problem of a simplified understanding of the symbolism of ornaments and the importance of clearing meanings for its solution.

Текст научной работы на тему «Осмысление космических символов писанок с точки зрения философии Живой Этики: к постановке проблемы»

И.П.КОЖУШНАЯ,

руководитель кружка декоративно-прикладного искусства политехнического лицея НТУУ«КПИ», Киев, Украина

ОСМЫСЛЕНИЕ КОСМИЧЕСКИХ СИМВОЛОВ ПИСАНОК С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ФИЛОСОФИИ ЖИВОЙ ЭТИКИ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ

Множество научных знаков обращено в туманные символы, но время разобрать их.

Иерархия, 362

Изучение символов даст понятие о глубине древнего мышления.

Аум, 395

...Символ есть запоминание целого Учения. Сокровенность символа есть как бы напряжение энергии

Аум, 437

Одним из доступных для простого человека видов творчества является писанка. В простоте и красоте создается писанка, доступная для всех людей — от мала до велика. Свеча, яйцо, тонкий металлический стержень — все, что нужно. И краски приобретать не надо: только заваривай корешки, листочки, веточки и рисуй чудо — писанку.

Интерес к данному виду народного творчества со стороны научной общественности стал проявляться только с конца XIX века. С.К.Кулжинский, действительный член Императорского Русского Географического Общества, создал таблицы и описал коллекцию народных писанок из 2219 рисунков. В его книге приводится «полный список всего вышедшего по 1 января 1898 года

литературного материала по вопросу о писанках» [1, с. 6]. В монографии «Писанки» профессор Н.Ф.Сумцов из Харькова приводит некоторые сведения о «сочинениях конца XVII и начала XVIII столетий, специально трактующих о пасхальных яйцах» [1, с. 6]. Чешский археолог профессор Ванкель считал, что писанки имеют элементы мифологического, мистического или символического происхождения [1, с. 10]. Этнограф В.Н.Ястребов уделил особое внимание писанкам болгар села Ольшанки Елисаветград-ского уезда [1, с. 16]. Этнограф К.Шероцкий нашел на писанке черты античной, древнехристианской живописи и древневосточные художественные приемы [2, с. 25]. Он обратил внимание на то, что «технический прием живописи на яйцах воском есть древний, существовавший у греков и римлян» [2, с. 24]. Коллекции писанок были в Берлине, Вене, Праге, Кракове, Варшаве, Москве, на территории Сербии, двенадцать коллекций в украинских городах, в том числе — три коллекции в Киеве [1].

Среди огромного многообразия писанок разных народов обратим особое внимание на их создание в Украине. Местный этнограф О.Воропай считает, что писанки в Украине существуют с дохристианских времен [3, с. 378]. В ХХ веке давняя духовная традиция на этой земле была почти полностью уничтожена антирелигиозной борьбой чиновников от искусства. Традиция создавать писанки на Пасху сохранилась в Карпатах, в некоторых селах Украины, в среде украинской диаспоры Америки и Канады. Девяностые годы ХХ века дали новое рождение этому виду творчества. Писанка живет: проходят съезды писанкарей, в школах работают кружки, музеи пополняются новыми коллекциями, издается литература, разрабатываются методики.

Символика украинской традиционной писанки уходит в глубину веков. Однако с ее дешифровкой могут возникать проблемы. Так, часто в разных источниках по писанкам даются красивые, но не всегда однозначные пояснения тех или иных символов. Яйцо, на котором собственно и создается писанка, — древнейший символ трех миров. Все рисунки на писанках можно объединить в две группы: земные — те, что были увидены художником при помощи физического зрения; и надземные — те, что запечатлелись духовным зрением. Попытаемся с помощью идей философской системы Живой Этики, принесенной миру выдающимся русским

Илл. 1

философом и ученым Е.И.Рерих, рассмотреть и истолковать некоторые часто встречающиеся на писанках символы. Ибо изучение данной философской системы позволяет приоткрыть смысловые аспекты той космической реальности, которая скрыта за многими символами.

В традиции украинской писанки круг относят к солярным символам, в литературе по писанкам встречается более пятидесяти примеров символов солнца. Живая Этика рассматривает круг как знак действия космического закона причин и следствий. Если человек живет только личными интересами, то и круг действий его будет малым. Символ, представленный на илл. 1, по традиции тоже относят к символу солнца. Обратившись к космологическим записям Е.И.Рерих, можно попытаться раскрыть значение этого символа. «Солнце есть хранилище жизненной силы... Из его сокровенных, вечно недоступных глубин исходят те жизненные токи, которые вибрируют в Пространстве, так же как в организмах всех живущих существ на Земле» [4, с. 259]. Можно предположить, что на илл. 1 изображены не просто круги, но вибрации солнечной энергии.

Символ, представленный на илл. 2, мастера писанок называют «бесконечником» [5, с. 10] и «спиралью» [6, с. 35]. В системе космических координат «пространство — время» круг превращается в спираль. Спираль — знак космического закона эволюции. Прямые же линии на спирали по традиции называют лестницей восхождения к вершинам духовности, к Богу. Согласно Живой Этике, лестница — символ космического закона Иерархии; в бесконечном процессе совершенствования высшее ведет за собой стоящее ниже на эволюционной лестнице.

Илл. 2

Символы писанок представляют интерес с точки зрения ме-танаучного способа познания, включающего тонкие, духовные методы познания, в рамках которых «каждый символ содержит сложное описание свойств материи» [7, ч. 3, II, § 8]. В рамках подобного подхода интуиция как способность «видеть невидимое и умение получать информацию из миров иных состояний материи и более высоких ее измерений» [8, с. 229] является одним из методов метанаучного познания. «Этот метанаучный способ познания, — пишет Л.В.Шапошникова, выдающийся ученый, исследователь философии Живой Этики, — весь пронизан космизмом. И мифологическое сознание, и религиозное в своем творчестве имели связь с Богом, Высшим, Космосом. <...> Пришедшее им на смену научное мышление было лишено подобных связей.» [8, с. 207—208]. Символику большинства орнаментов, встречающихся на писанках, невозможно научно обосновать, но мы можем выдвинуть предположение относительно их появления, обратившись к метанаучному способу познания.

Процесс создания писанок сродни молитве, при этом художник вступает в связь с высшим миром. Так, например, к мастеру писанки Анне Чонту-ляк из карпатского села Космач орнаменты «приплывали» [9, с. 110]. Здесь уместно провести аналогию с традиционным процессом писания икон на Руси, где художник-иконописец являлся также и духовидцем и писал, по сути, те изображения, которые представали перед его внутренним взором. Попробуем рассмотреть возможный пример подобного видения в одном из часто встречающихся орнаментов писанок. Есть традиционные писанки, которые мастера рисуют с точками белого, желтого цвета и называют их «каплями воды», «слезами Божьей Матери», «зерном» (илл. 3). Если говорить о высшей энергии и высшей материи, то она оказывает свое воздействие на объекты плотного мира, и человек с утонченным зрением может

Илл. 3

наблюдать такие воздействия в виде искр огненной энергии. Возможно, именно это явление нашло отражение в орнаменте. Пятна светоносной материи красного цвета можно видеть на писанке «бесконечник» (илл. 3) [5, с. 8]. Этот узор, как и многие другие, с искрами огненной энергии — цветовыми пятнами, возможно, является олицетворением связи земного и горнего миров, нашего обыденного существования и реальности более тонкого плана. Хотя мы не можем утверждать с уверенностью, что подобная трактовка является единственно верной, но то обстоятельство, что сам процесс создания писанок являлся сложным многоуровневым явлением, позволяет предположить, что и данная символика далеко не случайна и может трактоваться таким образом.

Рассмотрим писанку «наконечники стрел» (илл. 4) [5, с. 26]. Писанку со стрелами пишут на Благовещение. Живая Этика называет слово стрелой мысли, и первая забота человека должна быть о чистоте мысли. Три стрелы — Благие Вести о рождении Спасителя. Здесь мы видим цветовые пятна и левовращающуюся спираль, и здесь же можно видеть сетку в треугольнике. Мастера писанки называют ее решетом, которое отсеивает зло [5, с. 39]. Живая Этика говорит о заградительной сети ауры человека, о заградительной сети нашей планеты Земля. На данной писанке художник показывает, что Благая Весть находится под защитой. Два треугольника — земной и Надземный — соединяет «Всевидящее Око» в центре писанки.

И уместно привести еще один интересный факт. В старину на Украине Илл. 4 на 25-й день после Пасхи праздно-

вали Рахманский Великдень, люди пускали на воду священные скорлупки от писанок [10, с. 48] и приговаривали: «Плиньте, плиньте в рахмансьы кра! i сповюттгь рахманам про 1хнш Великдень!»1 [11, с. 113]. О рахманах, брахма-

1 Плывите, плывите в рахманские края и сообщите рахманам про их Великдень! (Перевод мой. — И.К.).

нах вспоминает и Нестор-летописец в «Повести временных лет» [см.: 11, с. 114]. В Рахманском Великдне народ Древней Руси почитал далеких Мудрецов Востока.

Подводя итоги сказанному, можно сделать следующие выводы:

1. Размышление над феноменом писанки с точки зрения философии Живой Этики поможет глубже понять символизм ее орнаментации, а также очистит смысл символов от упрощенного их понимания.

2. Писанка — это один из доступных для нас методов познания законов космоса посредством «духовидчества» художника-творца.

3. Писанка — это красота. Это — искусство простых людей. Овладение мастерством писанки одухотворяет человека.

5. Сам процесс создания писанки — процесс приобщения художника-творца к сотрудничеству с миром энергий более тонкого порядка. Глубокое понимание символизма писанки, основанное на изучении философии Живой Этики, позволит нам иначе осмыслить ее значение как источника новых знаний о нашем мире, о Космосе.

Литература

1. Кулжинский С.К. Описание коллекции народных писанок. М., 1899.

2. Шероцкий К. Терты античной и древнехристианской живописи на украинских писанках // Еженедельник «Православная Подолия». 1909. № 15—18.

3. Воропай О. Звича! нашого народу: етногра(^чний нарис в 2 т. Т. 1. Ки!в: Обери; 1991.

4. Рерих Е.И. У порога Нового Мира. М.: МЦР; Мастер-Банк, 2000.

5. СкуратiвськuйВ. Пише писанки бабуня, пише мама, пишу я. Укра!нський центр народно! творчостг Ки!в, 1992.

6. Быоус О., Сташук З. Школа писанкарства. Ки!в: РВЦ КПДЮ, 2005.

7. Учение Живой Этики. Община (Урга).

8. Шапошникова Л.В. Космическая эволюция в свете культурного наследия Рерихов: сб. докл. М.: МЦР; Мастер-Банк, 2011.

9. Мгжнародний з'!зд писаж^в: матерiали наук.-практич. конф. Украшський центр народно! творчосп Мшютерства культури Укра!ни. Ки!в, 1993.

10. Воропай О. Звича! нашого народу: етнографiчний нарис в 2 т. Т. 2. Ки!в: Обери, 1991.

11. Скуратiвськuй В. Дщух: Свята укра!нського народу. Ки!в: Освгга, 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.