И.П.КОЖУШНАЯ,
руководитель кружка декоративно-прикладного искусства политехнического лицея НТУУ«КПИ», Киев, Украина
ОСМЫСЛЕНИЕ КОСМИЧЕСКИХ СИМВОЛОВ ПИСАНОК С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ФИЛОСОФИИ ЖИВОЙ ЭТИКИ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ
Множество научных знаков обращено в туманные символы, но время разобрать их.
Иерархия, 362
Изучение символов даст понятие о глубине древнего мышления.
Аум, 395
...Символ есть запоминание целого Учения. Сокровенность символа есть как бы напряжение энергии
Аум, 437
Одним из доступных для простого человека видов творчества является писанка. В простоте и красоте создается писанка, доступная для всех людей — от мала до велика. Свеча, яйцо, тонкий металлический стержень — все, что нужно. И краски приобретать не надо: только заваривай корешки, листочки, веточки и рисуй чудо — писанку.
Интерес к данному виду народного творчества со стороны научной общественности стал проявляться только с конца XIX века. С.К.Кулжинский, действительный член Императорского Русского Географического Общества, создал таблицы и описал коллекцию народных писанок из 2219 рисунков. В его книге приводится «полный список всего вышедшего по 1 января 1898 года
литературного материала по вопросу о писанках» [1, с. 6]. В монографии «Писанки» профессор Н.Ф.Сумцов из Харькова приводит некоторые сведения о «сочинениях конца XVII и начала XVIII столетий, специально трактующих о пасхальных яйцах» [1, с. 6]. Чешский археолог профессор Ванкель считал, что писанки имеют элементы мифологического, мистического или символического происхождения [1, с. 10]. Этнограф В.Н.Ястребов уделил особое внимание писанкам болгар села Ольшанки Елисаветград-ского уезда [1, с. 16]. Этнограф К.Шероцкий нашел на писанке черты античной, древнехристианской живописи и древневосточные художественные приемы [2, с. 25]. Он обратил внимание на то, что «технический прием живописи на яйцах воском есть древний, существовавший у греков и римлян» [2, с. 24]. Коллекции писанок были в Берлине, Вене, Праге, Кракове, Варшаве, Москве, на территории Сербии, двенадцать коллекций в украинских городах, в том числе — три коллекции в Киеве [1].
Среди огромного многообразия писанок разных народов обратим особое внимание на их создание в Украине. Местный этнограф О.Воропай считает, что писанки в Украине существуют с дохристианских времен [3, с. 378]. В ХХ веке давняя духовная традиция на этой земле была почти полностью уничтожена антирелигиозной борьбой чиновников от искусства. Традиция создавать писанки на Пасху сохранилась в Карпатах, в некоторых селах Украины, в среде украинской диаспоры Америки и Канады. Девяностые годы ХХ века дали новое рождение этому виду творчества. Писанка живет: проходят съезды писанкарей, в школах работают кружки, музеи пополняются новыми коллекциями, издается литература, разрабатываются методики.
Символика украинской традиционной писанки уходит в глубину веков. Однако с ее дешифровкой могут возникать проблемы. Так, часто в разных источниках по писанкам даются красивые, но не всегда однозначные пояснения тех или иных символов. Яйцо, на котором собственно и создается писанка, — древнейший символ трех миров. Все рисунки на писанках можно объединить в две группы: земные — те, что были увидены художником при помощи физического зрения; и надземные — те, что запечатлелись духовным зрением. Попытаемся с помощью идей философской системы Живой Этики, принесенной миру выдающимся русским
Илл. 1
философом и ученым Е.И.Рерих, рассмотреть и истолковать некоторые часто встречающиеся на писанках символы. Ибо изучение данной философской системы позволяет приоткрыть смысловые аспекты той космической реальности, которая скрыта за многими символами.
В традиции украинской писанки круг относят к солярным символам, в литературе по писанкам встречается более пятидесяти примеров символов солнца. Живая Этика рассматривает круг как знак действия космического закона причин и следствий. Если человек живет только личными интересами, то и круг действий его будет малым. Символ, представленный на илл. 1, по традиции тоже относят к символу солнца. Обратившись к космологическим записям Е.И.Рерих, можно попытаться раскрыть значение этого символа. «Солнце есть хранилище жизненной силы... Из его сокровенных, вечно недоступных глубин исходят те жизненные токи, которые вибрируют в Пространстве, так же как в организмах всех живущих существ на Земле» [4, с. 259]. Можно предположить, что на илл. 1 изображены не просто круги, но вибрации солнечной энергии.
Символ, представленный на илл. 2, мастера писанок называют «бесконечником» [5, с. 10] и «спиралью» [6, с. 35]. В системе космических координат «пространство — время» круг превращается в спираль. Спираль — знак космического закона эволюции. Прямые же линии на спирали по традиции называют лестницей восхождения к вершинам духовности, к Богу. Согласно Живой Этике, лестница — символ космического закона Иерархии; в бесконечном процессе совершенствования высшее ведет за собой стоящее ниже на эволюционной лестнице.
Илл. 2
Символы писанок представляют интерес с точки зрения ме-танаучного способа познания, включающего тонкие, духовные методы познания, в рамках которых «каждый символ содержит сложное описание свойств материи» [7, ч. 3, II, § 8]. В рамках подобного подхода интуиция как способность «видеть невидимое и умение получать информацию из миров иных состояний материи и более высоких ее измерений» [8, с. 229] является одним из методов метанаучного познания. «Этот метанаучный способ познания, — пишет Л.В.Шапошникова, выдающийся ученый, исследователь философии Живой Этики, — весь пронизан космизмом. И мифологическое сознание, и религиозное в своем творчестве имели связь с Богом, Высшим, Космосом. <...> Пришедшее им на смену научное мышление было лишено подобных связей.» [8, с. 207—208]. Символику большинства орнаментов, встречающихся на писанках, невозможно научно обосновать, но мы можем выдвинуть предположение относительно их появления, обратившись к метанаучному способу познания.
Процесс создания писанок сродни молитве, при этом художник вступает в связь с высшим миром. Так, например, к мастеру писанки Анне Чонту-ляк из карпатского села Космач орнаменты «приплывали» [9, с. 110]. Здесь уместно провести аналогию с традиционным процессом писания икон на Руси, где художник-иконописец являлся также и духовидцем и писал, по сути, те изображения, которые представали перед его внутренним взором. Попробуем рассмотреть возможный пример подобного видения в одном из часто встречающихся орнаментов писанок. Есть традиционные писанки, которые мастера рисуют с точками белого, желтого цвета и называют их «каплями воды», «слезами Божьей Матери», «зерном» (илл. 3). Если говорить о высшей энергии и высшей материи, то она оказывает свое воздействие на объекты плотного мира, и человек с утонченным зрением может
Илл. 3
наблюдать такие воздействия в виде искр огненной энергии. Возможно, именно это явление нашло отражение в орнаменте. Пятна светоносной материи красного цвета можно видеть на писанке «бесконечник» (илл. 3) [5, с. 8]. Этот узор, как и многие другие, с искрами огненной энергии — цветовыми пятнами, возможно, является олицетворением связи земного и горнего миров, нашего обыденного существования и реальности более тонкого плана. Хотя мы не можем утверждать с уверенностью, что подобная трактовка является единственно верной, но то обстоятельство, что сам процесс создания писанок являлся сложным многоуровневым явлением, позволяет предположить, что и данная символика далеко не случайна и может трактоваться таким образом.
Рассмотрим писанку «наконечники стрел» (илл. 4) [5, с. 26]. Писанку со стрелами пишут на Благовещение. Живая Этика называет слово стрелой мысли, и первая забота человека должна быть о чистоте мысли. Три стрелы — Благие Вести о рождении Спасителя. Здесь мы видим цветовые пятна и левовращающуюся спираль, и здесь же можно видеть сетку в треугольнике. Мастера писанки называют ее решетом, которое отсеивает зло [5, с. 39]. Живая Этика говорит о заградительной сети ауры человека, о заградительной сети нашей планеты Земля. На данной писанке художник показывает, что Благая Весть находится под защитой. Два треугольника — земной и Надземный — соединяет «Всевидящее Око» в центре писанки.
И уместно привести еще один интересный факт. В старину на Украине Илл. 4 на 25-й день после Пасхи праздно-
вали Рахманский Великдень, люди пускали на воду священные скорлупки от писанок [10, с. 48] и приговаривали: «Плиньте, плиньте в рахмансьы кра! i сповюттгь рахманам про 1хнш Великдень!»1 [11, с. 113]. О рахманах, брахма-
1 Плывите, плывите в рахманские края и сообщите рахманам про их Великдень! (Перевод мой. — И.К.).
нах вспоминает и Нестор-летописец в «Повести временных лет» [см.: 11, с. 114]. В Рахманском Великдне народ Древней Руси почитал далеких Мудрецов Востока.
Подводя итоги сказанному, можно сделать следующие выводы:
1. Размышление над феноменом писанки с точки зрения философии Живой Этики поможет глубже понять символизм ее орнаментации, а также очистит смысл символов от упрощенного их понимания.
2. Писанка — это один из доступных для нас методов познания законов космоса посредством «духовидчества» художника-творца.
3. Писанка — это красота. Это — искусство простых людей. Овладение мастерством писанки одухотворяет человека.
5. Сам процесс создания писанки — процесс приобщения художника-творца к сотрудничеству с миром энергий более тонкого порядка. Глубокое понимание символизма писанки, основанное на изучении философии Живой Этики, позволит нам иначе осмыслить ее значение как источника новых знаний о нашем мире, о Космосе.
Литература
1. Кулжинский С.К. Описание коллекции народных писанок. М., 1899.
2. Шероцкий К. Терты античной и древнехристианской живописи на украинских писанках // Еженедельник «Православная Подолия». 1909. № 15—18.
3. Воропай О. Звича! нашого народу: етногра(^чний нарис в 2 т. Т. 1. Ки!в: Обери; 1991.
4. Рерих Е.И. У порога Нового Мира. М.: МЦР; Мастер-Банк, 2000.
5. СкуратiвськuйВ. Пише писанки бабуня, пише мама, пишу я. Укра!нський центр народно! творчостг Ки!в, 1992.
6. Быоус О., Сташук З. Школа писанкарства. Ки!в: РВЦ КПДЮ, 2005.
7. Учение Живой Этики. Община (Урга).
8. Шапошникова Л.В. Космическая эволюция в свете культурного наследия Рерихов: сб. докл. М.: МЦР; Мастер-Банк, 2011.
9. Мгжнародний з'!зд писаж^в: матерiали наук.-практич. конф. Украшський центр народно! творчосп Мшютерства культури Укра!ни. Ки!в, 1993.
10. Воропай О. Звича! нашого народу: етнографiчний нарис в 2 т. Т. 2. Ки!в: Обери, 1991.
11. Скуратiвськuй В. Дщух: Свята укра!нського народу. Ки!в: Освгга, 1995.