Научная статья на тему 'Изображения животных, рыб и птиц в предметном мире крымских татар'

Изображения животных, рыб и птиц в предметном мире крымских татар Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
381
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
изображение животных / орнамент / крымские татары / иконография / символика / декоративное искусство. / animal image / ornament / crimean tatars / iconography / symbolism / decorative art.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Франжуло В. А.

В статье рассматривается зооморфные мотивы изображения животных, рыб и птиц в предметном мире крымских татар, которые занимали важное место в мифопоэтической картине мира. Особое внима-ние уделено крымскотатарской народной орнаментике по иконографическим признакам. Приводятся ти-пология и символический контекст основных орнаментальных мотивов. Результаты исследования пока-зывают символическое значение изображения животного мира. Окончательным результатом данной ра-боты было сопоставление украинских образцов с образцами крымского декоративно-прикладного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMAGES OF ANIMALS, FISH AND BIRDS IN THE SUBJECT WORLD OF CRIMEAN TATARS

The article discusses zoomorphic motifs of depicting animals, fish and birds in the subject world of Crimean Tatars, which occupied an important place in the mythopoetic picture of the world. Particular attention is paid to the Crimean Tatar folk ornamentation on iconographic grounds. The typology and symbolic context of the main ornamental motifs are given. The results of the study show the symbolic meaning of the image of the animal world. The final result of this work was a comparison of Ukrainian samples with samples of the Crimean arts and crafts

Текст научной работы на тему «Изображения животных, рыб и птиц в предметном мире крымских татар»

98

ART / «C®yL®qyiym-J®yrMaL»#13I61),2©2©

Франжуло В. А.

Львовская национальная академия искусств DOI: 10.24411/2520-6990-2020-11869 ИЗОБРАЖЕНИЯ ЖИВОТНЫХ, РЫБ И ПТИЦ В ПРЕДМЕТНОМ МИРЕ КРЫМСКИХ

ТАТАР

Franzhulo V.A.

Lviv National Academy of Arts

IMAGES OF ANIMALS, FISH AND BIRDS IN THE SUBJECT WORLD OF CRIMEAN TATARS

Аннотация.

В статье рассматривается зооморфные мотивы изображения животных, рыб и птиц в предметном мире крымских татар, которые занимали важное место в мифопоэтической картине мира. Особое внимание уделено крымскотатарской народной орнаментике по иконографическим признакам. Приводятся типология и символический контекст основных орнаментальных мотивов. Результаты исследования показывают символическое значение изображения животного мира. Окончательным результатом данной работы было сопоставление украинских образцов с образцами крымского декоративно-прикладного искусства.

Abstract.

The article discusses zoomorphic motifs of depicting animals, fish and birds in the subject world of Crimean Tatars, which occupied an important place in the mythopoetic picture of the world. Particular attention is paid to the Crimean Tatar folk ornamentation on iconographic grounds. The typology and symbolic context of the main ornamental motifs are given. The results of the study show the symbolic meaning of the image of the animal world. The final result of this work was a comparison of Ukrainian samples with samples of the Crimean arts and crafts.

Ключевые слова: изображение животных, орнамент, крымские татары, иконография, символика, декоративное искусство.

Keywords: animal image, ornament, crimean tatars, iconography, symbolism, decorative art.

Зооморфные мотивы - это изображения животных, рыб, птиц, которые в древности занимали важное место в мифопоэтической картине мира. Их появление обусловлено введением христианства, в результате чего, по Г.Павлуцком, в «декоративном искусстве происходит излом», который в основном объясняется влиянием Византии [16, с.17]. В то же время византийские связи открыли возможность познания искусства Древнего Востока, в частности Ирана (его сасанидского периода), что в XII - XIII вв. оказалось, прежде всего, в отделке галицких керамических плиток.

Известно, что такие парно--симметричные изображения животных и птиц с «древом жизни» посередине были распространены в декоративно-прикладном искусстве, в частности керамике Киевской Руси [11, с. 20]. Важно заметить, что подобные изображения находим в декорировании гончарных изделий начала ХХ века.

Сюжетные мотивы в керамике и гончарстве имеют древнюю историю, которая уходит во времена энеолита. В росписях памятников наблюдаем различные фигурные изображения, в том числе зооморфные в различных сценах.

Установлено, что изображения животных, рыб и птиц присуще для тех гончарных центров, где доминирующим способом декорирования была роспись. Определено, что между животными мотивами на гончарных изделиях предпочтение отдавалось изображению птицы, иконография которой наполнена вариативностью и локальными различиями.

Зооморфные мотивы (изображение рака, льва,

которые выступали зодиакальными знаками или связаны с геральдикой) не имели большого распространения в искусстве изготовления изразцов XVI века. Можно привести разве что несколько примеров из сборника П.Лининского и отдельных исследований [25, с.52].

Прежде всего, отметим, что изображения животных, рыб и птиц отчетливо проявилось в творчестве гончаров карпатского региона (Косов, Пистынь, Коломыя), гончарстве Толстого (Тернопольщина), Сокаля (Львовщина), Сунок (Черкащина), Ичне (Черниговщина), Дыбинцы (Киевщина), Василькова (Киевщина), Опошня (Полтавщина), Майдана Бобрика, Бара, Киблича (Винничина), Смотрича, Ада-мовки (Хмельниччина) и т.д., то есть в основном там, где доминирующим способом декорирования была роспись.

Животный крымчан представлен в разных типологических группах посуды: тарелки, миски, кувшины, плесканки, двойняшки, однако самым распространенным он был в мискарстве.

Зооморфные мотивы характерны для писанок, тобивок; в виде животных (например, оленей) лепили сырные игрушки и тому подобное.

Окутан легендами и отголосками архаики образ оленя, которого называли «Золоторогий», а художников больше всего привлекала его грация и скорость. Оленя считали священным «чистым» животным [5, с.1245], «пригодным для жертвоприношения» [27, с.206]. Он был объектом поклонения у разных народов, об олене сохранилось много колядок в фольклоре [2, с. 612]. По степени изображение оленя зафиксировано на глиняных изделиях в трех

<<ш1кшетим-^©и©ма1>#1щб1)),2©2© / art

самых распространенных композиционных вариантах: 1) одинарное (на всей поверхности) 2) в сценках охоты (миска, лицевые и поисковые изразцы) 3) в композициях «дерева жизни». Примечательно, что последний вариант - два оленя у «дерева жизни» -автор исследования проследила в трех типологических группах изделий- на кафеле, кувшине и миске. Как прямоугольная ровная плоскость изразца, так и выпуклость миски или чаши позволили автору подчеркнуть правильное анатомическое строение и упругость изгибов тела животных, а обогащение композиции различными элементами растительно-геометрического характера придает ей декоративной неповторимости.

В круг ведущих мотивов в посуде можно отнести парное симметричное изображение волов. Сравнивая степень детализации в построении композиций, отмечаем вариативность по выразительности и схематичностью абрисов [30, ил.318]. Иконография таких сюжетов созвучна мотивам «дерева жизни», когда символический смысл дерева «опускали» и оставались только парные изображения животных, обращенных лицом или спиной друг к другу [13, с.32]. Распространение образа вола (волов), очевидно, не случайно, ведь он издавна был символом жертвы, страдания, терпения. Волы считались благословенными, поскольку согревали Богомладенца своим дыханием [7, с.323]. Обряды, связанные с топором (на Новый год и Рождество), были известны в Сербии, Боснии, Черногории [27, с.409]. Редко такие парные симметричные изображения дополнялись мотивами рыб внизу, что выражало стихию воды под условным мостиком. Многими декоративными деталями (изгибами, зигзагами) дополнялись единичные изображения вола (миска, писанка) [30, ил.364, 403].

Кроме оленя, прослеживаем мотив лошади. У многих народов мира конь считался священным животным. Древние славяне связывали с ним рождение или умирание солнца. В то же время образ коня ассоциировался также с водой, его называли символом скорости. Есть много записей легенд о лошади [15, с. 19]. Кроме сюжетов с всадниками, мотив лошади прослеживаем в писанках, где сами образы преимущественно представлены очень схематично в переплетении розеток, а в композиции наблюдается игра больших цветных пятен.

Заслуживает внимания еще один иконографический тип - изображение коровы (иногда с теленком). Отметим, что во многих культурах корова символизировала Богиню неба. Божественная корова -символ плодовитости. В Украине образ коровы ассоциировался с благополучием, о чем говорится в многочисленных пословицах, например «Корова во дворе - харч на столе», «Тяжело без коровы, как зимой без кожуха» и т.д. Эта тема с особой лиричностью имеет место на тарелках в окружении мотивов «вазона» и веточек с розетками. Иногда изображение коровы на пистынских мисках XIX в. сочеталось с «древом жизни» [30, ил. 354].

Распространенным в народном и декоративно-прикладном искусстве был мотив рыбы.

Более тридцати видов рыб обитают в реках, прудах, водохранилищах Крыма. Есть рыбы, очень

_99_

давно живущие в Крыму. Их называют аборигенами, то есть местными. Другую группу составляют рыбы, которые в разное время были завезены в Крым. К давним жителям полуострова относятся ручьевая форель, голавль, пескарь, рыбец, крымская быстрянка, бычок-песчаник и бычок-подкаменщик, гольян.

Ручьевая форель (ее называют пеструшкой) — самая необычная, экзотическая из местных рыб. Она очень красивая. По телу ее разбросаны темные и красные пятна с белой каймой. Живет пеструшка в верховьях или в срединном течении холодных и быстрых рек с каменным грунтом и достигает 15-20 см длины. В верховьях Альмы однажды поймали форель длиной 59 см. Весила она 2,52 кг. К сожалению, эта «царская рыба», как раньше называли форель, усиленно истреблялась браконьерами. Поэтому ее почти не осталось.

Маленькая, очень интересная рыбка из группы аборигенов (местных) — гольян. Обитает в Салгире, Бурульче, Симферопольском водохранилище. Обычно гольян окрашей в темноватые тона. Но в апреле-июле, когда идет нерест, гольян преображается. Окраска самцов становится совершенно иной. Брюшко и углы рта краснеют, бока сверкают золотом, красные пятна появляются на жабрах. А некоторые самцы делаются черными. Но вот заканчивается брачный период, и краски рыбки блекнут, тускнеют.

В целом ихтиофауна Крыма небогата. После Великой Отечественной войны Крымское общество охотников и рыболовов завезло сюда 18 видов рыб. Многие из ниххорошо прижились, приспособились к местным условиям, то есть акклиматизировались. Это судак, толстолобик, окунь, лещ, радужная форель, севанская форель, сазан и др.

Животный мир Крыма интересен своими эндемиками, то есть такими животными, которые нигде в других местах не встречаются. Среди рыб это крымский пескарь, обитающий лишь в Салгире, Биюк-Карасу и близких к ним стоячих водоемах. Второй эндемик — крымский усач, или марена. Водится в Учан-Су, в речках северного склона гор. Икра усача ядовита, есть ее нельзя.

Здесь же, в реках и озерах, прудах и водохранилищах, живет и пища для рыб. В толще вод обитают всевозможные рачки — дафнии, циклопы и др. А на дне и в грунте водоемов — моллюски, ракообразные, личинки различных насекомых [28, с.8].

Известно, что рыба считалась символом жертвы и связи между небом и землей, символом плодовитости. Она занимала важное место в верованиях, обычаях многих народов. Раннехристианская церковь Христа называла «Большой Рыбой», поскольку его рождение совпало с началом эпохи Рыб. Утверждению символа рыбы в христианстве способствовало и то, что, как отмечалось, рыбе отводится значительная роль в евангельских рассказах (Евангелие от Матфея) [5, с. 1206], о ней существовали легенды [22, с. 120], а само изображение рыбы долгое время было выразительной эмблемой Христиан ранней Церкви.

В палеолитических памятниках Западной Европы мотивы рыбы были близки к змеиным образам. Ее изображали преимущественно внизу той или иной орнаментальной композиции. Очевидно, именно поэтому рыбу считали также символом «углубленной жизни, духовного мира, скрытого под поверхностью вещей» [4, c.191]. Известны неолитические изображения рыб на петроглифах (плитах песчаника) с Каменной Могилы вблизи Мелитополя [23, c.31] или так называемые «каменные рыбы» со стоянок и захоронений Сибири и тому подобное.

Рыба была одним из главных мотивов в искусстве Византии [16, c.16], Киевской Руси и т.п. Символическим свидетельством распространения христианства является изображение рыб на одной из шиферных плит Софийского собора. Среди 11 мотивов рыб ихтиологи утверждают, что все они подобны тем видам, которые были распространены именно в Днепре. Как отмечает Г.Мезенцева, сюжеты фресок и резьбы на плитках в определенной степени были взаимосвязаны. Поэтому и не случайно, что под плитой (на хорах) с мотивом рыб находились фрески с изображением Иисуса Христа, который посылает своих учеников проповедовать христианские идеи [12, c.227-230].

Многочисленные примеры этого мотива находим в гончарных изделиях мастеров как Крыма, так и Косово, Кут, Коломыи (Ивано-Франковщина), Опошни (Полтавщина), Дыбинцев (Киевщина), Острога (Ровенщина), Ични, Коропа (Чернигов-щина) и других.

Применение ритмического и метрического приемов, обогащения основного мотива дополнительными элементами наблюдается на мисках, тарелках, крышках, горшках, кувшинах, чашах, баньках, бочонках, кафеле и т.п.. Однако наибольшей вариативностью отмечаются мотивы рыбы на мисках и тарелках. Так, изображение одной или двух рыб находим на изделиях гончаров и т.д. Гончары миски, тыквы и кувшины украшали рисунками цветов, птиц и рыб [14, с.324]. В таких композициях, например, видим обрамление рыбы веточками, которые, замыкаясь, образуют круг, в изображениях в пасти рыбы есть небольшие ветви, свисающие вниз. Аналогичный последнему примеру мотив наблюдаем на миске IX в. с Месопотамии, где он столь стилизованный, что, по предположению исследователей, напоминает вазу с двумя веточками [33, с.175].

В отличии от Крыма, народное творчество Пол-тавщины зафиксировало ведущий мотив рыбы («карася») на старых мисках [29, ил.63]. Это связано с тем, что в древностистилизованное изображение рыбы было в росписях ритуальных мисок [18, c.81]. Насыщенностью композиционных элементов (дуги, ромбы, ветви с розетками и листьями) отмечается также тарелка 1930-х гг. коломийского гончара К.Санойци с центричным типом композиции.

Гончары меняли направления движения (двух, трех рыб), а также их обрамления (зигзагообразной или дугообразной линией, которые образуют многолепестковую розету вокруг них), что подчеркивало их творческие поиски в представлении композиции. Выразительно и декоративно выделяется основной

мотив на тарелках.

Среди многообразия композиционных вариантов мисок можно выделить мотив рыбы, с обеих сторон от которой - нож и вилка. Здесь в определенной степени ощущается влияние фабричной фаянсовой посуды Германии. Показательна в этом плане большая миска конца XIX века, композиция которой имеет многочисленные аналоги. Переплетение трех рыб в центре тарелки - композиция, характерная для швейцарского и немецкого керамического производства. Редкой является композиция, состоящая из переплетения под прямым углом четырех рыб. Некоторые португальские тарелки XIX в. украшенные мотивами двух рыб, что, очевидно, родственное с изображением соответствующего зодиакального знака, так как рыбы направлены в разных направлениях.

Важной знаково-символической наполненностью отмечается миска, на которой контурно очерчена и вертикально уложена рыба играет роль ствола дерева (вероятно, мотив «древа жизни») с веточками с цветами и листьями, которая выделяется на белом фоне миски. В смотрицких мисках, обладающих оригинальной образностью и системой декоративной росписи, можно увидеть редкие сочетания отдельных элементов или мотивов, например, птицы и рыбы [19, с.347].

Исследуя декор мисок, Е.Спасская писала: «Только рыбы можно считать как орнамент специфически ритуального содержания, потому что кресты, которых на ритуальной посуде в достатке, видим и на ежедневном» [21, с.217]. Этот мотив исследовательница считает одним из ведущих мотивов мастеров [21, таб. IIV (18)]. Собственно, совсем простые мотивы рыбы (без особых анатомических признаков) гончары изображали на донышках мисок «на приношение» [21, таб. III (3)]. Конечно, на мисках «на приношение» щедро декорировались дно и бока, однако, «орнаментальный упор» делался на внешней стороне, который хорошо видно во время панихиды в церкви.

Изображения рыб на мисках сопровождались подписями: «рыба», «две рыбы», «карпики» и т.п. или дополнялись мотивами ветви с виноградной гроздью, круга с точкой внутри или крючками. На мисках также иногда указывали год (например, 1934) ее создания. На венцах автор заключал короткие каракульки, тем самым, изобразив, пожалуй, стихию воды.

Среди глиняных произведений следует назвать кувшин, где мотивы рыбы (вертикально и горизонтально) скомпоновано на протяженном корпусе горшка. Главным является мотив одной рыбы на бочонке или трех рыб и баньке и плесканци и т.д. [31, ил. 43, 45]. Очевидно, в древности эти предметы имели глубокий символический смысл и использовались для определенных обрядовых действий. Особой композицией отличается кувшин с крестиком на шее и мотивом рыбы на вичеревке.

Пожалуй, с обрядами был связан и один из греческих сосудов, состоящий из нескольких орнаментальных полос, в нижней части которого мотивы не-

«c©yl©qyiym=j©yrmal»#i3i6i),2©2© / art

скольких рыб. Впоследствии изображения рыбы теряли свою символичность, приобретая преимущественно декоративное значение. Иногда этот мотив указывал на непосредственное утилитарное назначение посуды.

В то же время в произведениях гончаров мотивы рыбы были дополняющими элементами. Это видим, например, в композициях с «вазоном», с изображениями двух волов и композициях типа «Почтальон» идр. В последних вариантах встречается изображение одной, двух или четырех рыб в отделке мисок и кафель.

Итак, мотив рыбы был одним из ведущих мотивов, который изображали в своих произведениях украинские и крымские гончары. Часто он выступал как главный, однако известны глиняные предметы, где мотив рыбы был дополняющим элементом к основной теме, как, например, в композициях с вазоном или изображением почтальона, волов и тому подобное. Мотив рыбы издавна наделялся христианской символикой, однако со временем он больше изображал знак воды или стоял только как зодиакальный образ, иногда даже просто указывал на утилитарность посуды.

Особое место в декоративно-прикладном искусстве и украшении керамики в частности занимает также мотив птицы. Это, очевидно, объясняется ми-фопоэтическими традициями, в которых птица выступает основным элементом религиозно-мифологической системы и ритуала, обладает разнообразными функциями [8, с.346]. Птицы считались символами души и духа, поэтому для определения «духовности» предмета к нему компоновались крылья или птичья голова [6, с.5]. Ранние изображения птиц, которые имели сакральный характер, исследователи относят к верхнему палеолиту и неолиту (часто в сочетании с солярными знаками). Известно, что на мировом дереве или дереве жизни место птиц на их вершине [8, с.346]. В керамике позднего времени преобладала композиция, которая сложилась в Византии в Х - XIII вв. [20, с.456].

Типология птичьих образов в мифах охватывает не только реально существующие виды птиц - большую часть составляют фантастические изображения, неизвестные в природе. Поэтому следует говорить о птицах с обозначенными видовыми характеристиками (петух, голубь, галка, соловей, павлин, сорока, воробей) и без определенного вида. По частоте распространения образа птицы в гончарных изделиях выделяем миски,кувшины, баньки, двойняшки. К особенностям изображения птицы на украинских мисках принадлежит как степень художественного обобщения, так и вариативность в графическом и колористическом представлении отдельных деталей. Эмоциональность образов, яркая характеристикадостигается изменением направления основных изображений и элементов. Различные иконографические типы птиц отчетливей всего наблюдается в гончарных изделиях (в основном мисках).

Около ста обследованных мисок (музеи Украины, Крыма, частные коллекции керамики) позво-

_101

ляют выделить такие иконографические типы изображений (критерий - построение композиции ведущего мотива (птицы)):

1) одной птицы между ветвями и розетками;

2) двух птиц в композиции «древа жизни»;

3) трех птиц в композиции «древа жизни»;

4) двух птиц в композиции с изображением креста (возможны варианты - птицы на ветви или вдоль креста);

5) шесть птиц в композиции «древа жизни».

К редкому типу композиций следует отнести: двустрочное изображение петухов (на боках и берегах), перекрестную композицию из четырех птиц и изображение женщины, птицы и мотива «вазона» рядом. Наблюдаются применения метрического и ритмического приемов композиции, локальные отмены в колористическом плане и в выборе дополнительных элементов.

На основе проведенных наблюдений можно утверждать, что предпочтение отдается изображению одной птицы на дне и боках мисок, которые отличаются вариативностью типажей, линейных абрисов, дополнительных элементов не только в пределах Украины, но и определенного региона (например, Крым, Косов, Коломыя). В последних ячейках большое значение придавали изображению петуха, возможно, как символа жертвенности или петуха-сторожа [17, с.92]. В основе мифологического образа петуха во многих традициях считается его связь с солнцем [24, с.309]. В Крыму красный петух изображался на стенах дома как талисман против огня. С петухом связана и символика воскресения из мертвых, вечного возрождения жизни. В этом контексте возможно объясняется изображение петуха на могилах, крестах, временами в сочетании с солнечными знаками [24, с.310]. Известно, что в Новом Завете образ петуха имеет символическое значение (согласно евангельскому мотиву он является символом св. Петра) как символ истинного проповедника Евангелия [24, с.310]. Как символ «домашнего очага» его стилизованное изображение находим на шпилях домов, флюгерах, крышах, сундуках, полотенцах, придорожных крестах на спинках саней (в сочетании с шестилепестковыми розетками в круге) и т.д. Во всех мисках наблюдается ритмическая композиция птицы.

На глиняных изделиях гончаров изображение одной птицы иногда сопровождалось надписями типа «петух», «соловей» или «сорока», «чайка». Птицы вокруг шеек имеют очерченные полосы из линий и точек, которые напоминают кораллы, что является признаками византийской традиции.

Крымские птицы неповторимые благодаря каждый раз новой обработке перья шеи, туловища, крыльев. Иногда они степенные, с характерным очерче-нием темного цвета и зелеными и кирпичными пятнами внутри. Ритмичности композиции придают мотив ветви и закрутки.

Чувством ритма и яркой символической наполненностью отмечается миска, где наблюдаем образ большой птицы над «древом жизни». Композиция дополнена рядом дополнительных элементов: ров-

нораменный крест в круге, восьмилепестковые розетки, мотив сетки в кругу, ромб и тому подобное. Автор оставил совсем мало белого фона, заполняя поверхность миски росписью в горячих кирпичных и зеленых тонах.

Показательным примером второй номинации может быть подобная миска с этого же центра. Изогнутые плавные линии, тонкие абрисы птичьихфи-гур наполнены движением и динамикой, а цветовая палитра придает изысканности и неповторимости.

Особого внимания заслуживают миски со своеобразными птичьими образами. Большинство авторов неизвестно. Композиции мисок с изображениями птиц преимущественно асимметричные с сочетанием свободно и непринужденно разбросанных по всей поверхности веточек с листьями и точечными розетками. Росписи мастеровотмечаются какой-то особой легкостью, деликатностью, нежностью. На старых мисках чаще всего встречается изображение одной птицы, реже двух-трех на белом фоне с сочетанием ярких зеленых, красноватых, белых и коричневых цветов. Известны единичные примеры мисок 1920-30-х гг. с росписями птички белого цвета на мраморном фоне [9, с.43].

Композиции крестов (преимущественно тип «цветущего креста») с птицами на ветвях или вдоль креста создавали мастера. Это очень редкий иконографический вариант.

Так, крымские гончары для изображения птицы чаще всего выбирали поверхности мисок, что объясняется прежде всего их декоративной функцией (такие миски для полочек или «скамеек» были предметом гордости каждой хозяйки, важным элементом интерьера).

Среди образцов закрытого типа посуды изображение птицы выделяем на дзбанках, вазах, банках, вазонах и др. Отметим, что таких изображений по сравнению с мисками немного. Причину видим в непрочности такого типа посуды. Аналогичная ситуация и в украинском и польском гончарстве, где обнаружены единичные изображения птиц на чашах (музеи Люблина, Жешув, Краков).

Редко встречаются изображения птиц в отделке гончарных изделий более позднего времени. Сравнивая иконографию птичьих образов в европейском контексте, заметим, что преимущество составляют одинарные изображения на мисках, например Бельгии, Германии, Румынии и т.д. ВПольше наибольшую славу в росписях птиц имели мастера из Боли-мова и Ляшков Ординацких. Парно-симметричное изображение птиц встречаем на изделиях (миски, плитка, кувшины) привезенных как с Украины, так и с ряда европейских стран.

Полные изображения птиц: орла, совы, голубя, певчих, декоративных и экзотических птиц, петуха, курицы, утки, цапливстречаются также ввышивке, каменной резьбе фонтанов, оружии. Среди различных узоров попадаются стилизованные изображения коней, бабочек, рыб, улиток, червячков, сороконожек, пауков. Элементами орнамента в ткачестве и вышивке являются и частичные фрагментарные изображения, например хвост птицы, лапки, коготки, глаз и т. п.

Наиболее устойчиво сохранился в народном творчестве мотив птицы. С образом птицы связаны многие поверья, сказки и легенды. В зафиксированном фольклором представлении народа птица с древнейших времен являлась символом солнца и света, посредником между душой человека и небом. Самое древнее изображение птиц - пара голубей, обращенных друг к другу наклоненными к земле головами (в знак печали), размещенных на надгробии XV в. - найдено в Эски-Юрте.

Среди хранящихся в фондах БГИКЗ зарисовок В. В. Контрольской, имеется орнамент с изображением «орла, сидящего на ветке», датируемый ею XIII столетием. Орел къартал в образе верховного божества, сидящий на древе жизни, известен в религиозных воззрениях многих народов мира [1, с. 62]. Еще одно архаическое зооморфное изображение, датируемое В.В. Контрольской XIV столетием, отдаленно напоминают сову байкъуш. В рисунке четко просматриваются глаза, клюв, крылья, полоски на грудке. Возможно, это герб или родовой знак. Известно, что почитаемой тамгой или эмблемой Чингисхана было изображение совы. Тамговое изображение птицы XV-XVI ст., высеченное на камне, было обнаружено Палласом в стенах Перекопских укреплений [32, с. 18-19].

Официальное принятие ислама началось в XIII в., однако принуждение принять ислам наступило в Крыму лишь в конце XIV-начале XV вв. Уже после официального перехода крымских татар в мусульманство, по утверждению И. Барбаро, отмечались некоторые проявления «язычества» в татарской среде [3, с. 136], и до середины XV в. в их искусстве еще встречались изображения людей и зверей. Вряд ли изделия, с которых В.В. Контрольская перерисовала орла и сову, относились к указанному периоду. Возможно, изображения и техника выполнения были скопированы и повторены вышивальщицей со старых образцов. Поэтому мотивы, датированные В.В. Контрольской XIV ст., вполне могут соответствовать указанному времени.

В упомянутой выше коллекции представлены еще два интересных с точки зрения стилизации и композиционного решения изображения пары павлинов, обращенных друг к другу. В одном случае они сидят на ветках дерева, а в другом - помещены среди цветов по обе стороны от древа жизни. Удачная стилизация павлинов, обеспечила гармоничное сочетание их, в первом варианте - с ветками и листьями, во втором - с цветами. В обоих мотивах, по предположению Б.А. Куфтина, происходит поглощение зооморфного орнамента другими, в частности - растительными [10, с. 49]. Расположение же зооморфных изображений по сторонам священного древа жизни встречается в татарском орнаменте довольно часто. Подобные композиции с изображением рыб, коней, попугаев, уток повторяются в вышивке, гравировке посуды.

Чаще всего птицы изображаются, как уже упоминалось, в парной геральдической композиции, всегда в профиль. К таким примерам можно отнести павлинов с рисунков В.В. Контрольской, птиц на декоративных платках чевре из «румынской»

«c©yl©qyiym=j©yrmal»#i3îâi),2©2© / art

коллекции РКМИ, петуха с курицей на медном кувшине гугюм начала XIX в. из коллекции КЭМ. Общеизвестно, что геральдические композиции парных фигур орлов, павлинов, попугаев, а также прочих птиц, фантастических зверей относятся к типичным средневековым мотивам и характерны для традиции профессионального искусства Закавказья, Средней и Передней Азии.

Итак, на многочисленных примерах гончарных изделий подчеркнуто ведущую роль изображение животных и птиц преимущественно в отделке мисок. Однако в некоторых гончарных центрах в композициях с веткой или «деревом жизни» мастера рисовали одну, двух, четырех, шести и более птиц на разных группах закрытой посуды, которая сохранилась в музейных собраниях в меньшем количестве.

Доминирующая роль птиц в декорировании крымско-татарской керамики объясняется их исключительным значением в мифопоэтической традиции не только украинцев, но и многих народов мира. О том, что образ птицы связан с верованиями, свидетельствует его изображение рядом с мотивами спирали на чешском горшке 1820, в котором соседки носили женщине куриный бульон на шестой день после рождения ребенка. Подобные элементы (птицы и «S»-образные спирали) видим на румынской тарелке конца XIX - нач. ХХ в., что, возможно, также связано с ее ритуальным назначением.

Изображения домашних птиц (петуха, курицы, цыплят, уток) встречаются в вышивке и украшениях медной посуды конца XVIII-XIX вв. Они не отличаются высокой художественностью исполнения, вероятно, в силу запретности этих сюжетов для целого ряда поколений. Их обобщенные контуры -стилизованы, однако в них чувствуется стремление к реальной передаче живых образов средствами, привычными для творцов народного искусства. Крупное изображение петуха хораз, клюющего зерна, или курицы тавукъ дополнялось лунообразной вазой с очень простым трехчастным растительным элементом на спине птицы. Рядом или в бордюре размещались изображения цыплят или яйца. В декоре лотков декоративных фонтанов XVIII в., различных медных емкостей для воды XIX-XX вв. появляются контурные изображения резвящихся рыб балыкъ.

Интересен орнамент на обратной стороне ручного инкрустированного перламутром зеркальца (Бахчисарай, 1905 г.), хранящегося в фондах РЭМ (№ 803-84). На первый взгляд кажется, что это рисунок многолепесткового цветка. Однако, вглядевшись, можно увидеть, что кончики лепестков изображены в виде головы дельфина.

Символическое значение имели изображения животного мира - как реалистические (рыбы, домашние птицы, павлины и т.п.), так и стилизованные в виде различных знаков: изображения глаза, петуха (иногда только его гребня), краба, гусиной лапки, куриной ключицы и др.

Декор глиняных изделий имеет глубокий народный характер, где первостепенную роль играют эстетические вкусы, поэтому отдельные элементы и мотивы орнамента были традиционными у многих народов. Зооморфные образы в гончарстве больше всего связаны с образами рыб и птиц. Изображения животных и птиц как элементов

_103_

системы представлений и ритуалов объясняет их широкое распространение в гончарных изделиях Крыма, Украины, Европы, Ближнего Востока. Для одних изображений характерна меньшая степень детализации, на других отчетливо подчеркивается их четкое анатомическое строение. По степени распространенности таких изображений выделяем миски.

Сопоставление крымских образцов керамики с украинскими доказывает, что крымско-татарское гончарство достигло высокого уровня в создании как многовариантности композиционных схем, так и их подчеркнутой художественной декоративности.

Изображение птиц всегда являлось излюбленной темой мастеров декоративно-прикладного искусства. Изображения чаще бывают стилизованные, птица в них лишь угадывается.

Звери и птицы, рыбы и ящерицы, змеи, бабочки и морские животные — все они находили место в коврах, тканях и вышивках, в резьбе из различных камней, кости, перламутра и дерева, в ожерельях, украшениях, в конской сбруе или в изразцах и мозаиках, в чеканных металлах и керамике крымско-татарского народа.

Список литературы

1. Амброз Л.К. О символике русской крестьянской вышивки архаического типа. -Советская археология. 1986. № 3. - С. 61-69.

2. Афанасьев А.Н. Поэтичесские воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. -Москва: Изд-во К.Солдатенкова, 1865. - Т. 1. - С. 800.

3. Барбаро и Кантарини о России: К истории итало-русских связей в XV в. - Л.: Наука, 1971. - С. 276.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Бауэр В., Дюмоц И., Головин С. Энциклопедия символов. - Москва: Крон-Пресс, 1995. - С. 512.

5. Бiблiя або Книги святого письма Старого i Нового Заповггу. 1з мови давньоеврейсько! й грець-ко! на укра!нську до^вно наново перекладена. -Москва: Видання Московського па^архату, 1988. - С. 1523.

6. Болсуновский К. Символика эпохи неолита. - К.: Прогресс, 1908. - С. 16.

7. Булашев Г. Укра!нський народ у сво!х легендах, релшйних поглядах та вiруваннях. - К.: Довiра, 1992. - С. 414.

8. Иванов В.В., Топоров В.Н. Птицы. Мифы народов мира. Энциклопедия- Москва: Советская Энциклопедия, 1991. - Т. 2. - С. 346-349.

9. Клименко О. Спогади про Смотрич. Народне мистецтво. 2003. - № 3-4. - С. 40-43.

10. Куфтин Б.А. Жилище крымских татар в связи с историей заселения полуострова. Мемуары этнографического отдела общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. -1925. №11. - С. 58.

11. Макарова Т.И. Поливная керамика в Древней Руси. - Москва: Наука, 1972. - VIII таб. - С. 21.

12. Мезенцева Г.Г. Скульптура. Iсторiя укра!н-ського мистецтва: В 6 т. - К.: Головна редакщя укрансько! радянсько! енциклопеди, 1966. - Т. 1.

13. Моран Анри де. История декоративно-прикладного искусства. - Москва: Искусство, 1982. -С. 577.

14. Муаенко П. Керамжа. Iсторiя украшського мистецтва: В 6 т. - К.: Головна редакщя украшсько! радянсько! енциклопедп, 1968. - Т. 3. Мистецтво друго! половини XVII - XVIII столиъ. - С. 322-335.

15. Онищук А. Матерiали до гуцульсько! демо-нологп. Матерiали до украшсько-русько! етнологи. - Львiв, 1908. - Т.Х. - С. 1-139.

16. Павлуцький Г. Iсторiя украшського орнаменту. - К.: Укра!нська Академiя наук, 1927.- С. 27.

17. Потапенко О!., Дмитренко М.К., Потапенко Г.! та ш. Швень. Словник символiв. - К.: Ре-дак^ часопису "Народознавство", 1997. - С. 9293.

18. Пошивайло О. Етнографiя украшського гончарства. - К.: Молодь, 1993. - С. 397.

19. Пошивайло О., Правденко О. Фотоархiв Юрiя Лащука: Смотрич. Украшська керамологiя: Нащональний науковий щорiчник, 2001. - Ошшне: Укра!нське Народознавство, 2001. - Кн.1. - С.338-359.

20. Романець Т.А. Розписний посуд як художне явище. Подлля. Iсторико-етнографiчне дослщження. -К.: Наукова думка, 1994. - С. 450-460.

21. Спасская Е. Ю. Татарская вышивка Старокрымского района (По материалам А. М. Петровой) Изв. Восточного фак-та АГУ: Востоковедение. - Т. 1. - Баку, 1926. - С. 21 - 47.

22. Робакидзе А.И. К вопросу о некоторых пережитках рыбы. Советская Этнография. - 1948 - № 3. - С. 120-127.

23. Телепн Д.Я. Мистецтво перюду неолиу та епохи мщ-бронзи. Iсторiя украшського мистецтва: В 6 т. - К.: Головна редакщя украшсько! радянсько! енциклопедп, 1966. - Т. 1. Мистецтво найдавшших чаав та епохи Кшвсько! Руа. - С. 30-40.

24. Топоров В.Н. Петух. Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. - Москва: Советская энциклопедия, 1992. - С. 309-310.

25. Тищенко О.Р. Iсторiя декоративно-прикладного мистецтва Украши (XIII - XVIII ст.). - К.: Либщь, 1992. - С. 191.

26. Толстой Н.И. Вол. Славянские древности. Этнолингвистический словарь. - Москва: Международные отношения, 1995. - Т. 1. - С. 403-411.

27. Уваров А.С. Христианская символика. -Москва: Типография Лисснера и Д.Собко, 1908. - Ч. I. Символика древне-христианского периода. - С. 206.

28. Удивительный мир животных. Фауна Крыма: букварь юного краеведа. авт.-сост. С. Ягу-пова. - Симферополь. Таврида, 1997. - С. 24.

29. Украинское народное творчество. - Полтава: Издание Полтавского губернского земства, 1913. - Гончарные изделия. - Серия VI. - Вып. 1. -Таб. 1-20.

30. Украшська старовина iз приватних збiрок. Мистецтво Гуцульщини та Покуття. Каталог. - К.: Родовщ 2002. - С. 359.

31. Украшське народне мистецтво. Керамжа i скло. - К.: Мистецтво, 1974. - С. 215.

32. Фабр А. Достопамятнейшие древности Крыма. - Одесса, 1859. - С. 98.

33. Melegati L. Ceramika. - Warszawa: Arkady, 1997. - S. 192.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.