Научная статья на тему 'Осмысление актуальных проблем церковно-певческого искусствана страницах поволжской епархиальной периодики 1900–1910-х гг.'

Осмысление актуальных проблем церковно-певческого искусствана страницах поволжской епархиальной периодики 1900–1910-х гг. Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
:«Симбирские епархиальные ведомости» / «Самарские епархиальные ведомости» / С. П. Ягодинский / священник С. Богородицкий / псаломщик / регент / цензура духовно-музыкальных сочинений. / «Simbirsk Diocesan Bulletin» / «Samara diocesan Bulletin» / S. P. Yagodinsky / priest S. Bogoroditsky / psalmist / regent / censorship of spiritual and musical compositions.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Тюрякова Юлия Викторовна

В статье рассматривается публицистическая деятельность поволжского церковного сообщества начала ХХ в., направленная на освещение локальных, а также повсеместных проблем церковного пения. Автор опирается на анализ периодики Симбирской и Самарской губерний — в совокупности составляющих Среднее Поволжье. Исследуемые материалы из «Самарских…»и «Симбирских епархиальных ведомостей» разделены на группы по тематике: отражение взглядов авторов на актуальные административные вопросы, статьи, посвященные рассуждениям о репертуарных предпочтениях современников и обновлениям в развитии российского клиросного искусства на рубеже XIX–XX вв., и, наконец, труды музыкально-исторического характера. Особое место в работе уделено литературной деятельности симбирских регентов С. П. Ягодинского и Д. Дмитриева,а также самарского священника С. Богородицкого, внесших особый вклад в осмысление путей развития церковно-певческого искусства региона. Основные выводы автора строятся на рефлексии регентского поволжского сообщества относительно важнейших событий в истории церковно-певческого искусства России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Тюрякова Юлия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Understanding of Topical Issues of the Church Singing Art on the Pages of the Volga Diocesan Periodicals of the 1900–1910s

The work examines articles of the Volga church community published at the beginning of the 20th century, highlighting local and general problems of church singing. The author relies on the analysis of the periodicals of the Simbirsk and Samara provinces, which together make up the Middle Volga region. The materials under study from the «Samara Diocesan Bulletin» and «Simbirsk Diocesan Bulletin» are divided into thematic groups: reflection of the authors' views on current administrative issues, articles discussing the repertoire preferences and the development of Russian clerical art at the turn of the XIX–XX centuries, and, finally, works studying issues of musical history. A special place in the work is given to the literary activities of Simbirsk regents S. P. Yagodinsky and D. Dmitriev, as well as Samara priest S. Bogoroditsky, who made a special contribution to understanding the ways of regional church singing art development. The main conclusions of the author are based on the analysis of the views of the Volga regents’ community on the most important events in the history of the church singing art of Russia.

Текст научной работы на тему «Осмысление актуальных проблем церковно-певческого искусствана страницах поволжской епархиальной периодики 1900–1910-х гг.»

Тюрякова Юлия Викторовна, аспирант Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова Tyuryakova Julia Viktorovna, post-graduate student of Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov

E-mail: dvt22974@yandex.ru

ОСМЫСЛЕНИЕ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ЦЕРКОВНО-ПЕВЧЕСКОГО ИСКУССТВА НА СТРАНИЦАХ ПОВОЛЖСКОЙ ЕПАРХИАЛЬНОЙ ПЕРИОДИКИ 1900-1910-Х ГГ.

В статье рассматривается публицистическая деятельность поволжского церковного сообщества начала ХХ в., направленная на освещение локальных, а также повсеместных проблем церковного пения. Автор опирается на анализ периодики Симбирской и Самарской губерний — в совокупности составляющих Среднее Поволжье. Исследуемые материалы из «Самарских...» и «Симбирских епархиальных ведомостей» разделены на группы по тематике: отражение взглядов авторов на актуальные административные вопросы, статьи, посвященные рассуждениям о репертуарных предпочтениях современников и обновлениям в развитии российского клиросного искусства на рубеже Х1Х-ХХ вв., и, наконец, труды музыкально-исторического характера. Особое место в работе уделено литературной деятельности симбирских регентов С. П. Ягодинского и Д. Дмитриева, а также самарского священника С. Богородицкого, внесших особый вклад в осмысление путей развития церковно-певческого искусства региона. Основные выводы автора строятся на рефлексии регентского поволжского сообщества относительно важнейших событий в истории церковно-певческого искусства России.

Ключевые слова: «Симбирские епархиальные ведомости», «Самарские епархиальные ведомости», С. П. Ягодинский, священник С. Богородицкий, псаломщик, регент, цензура духовно-музыкальных сочинений.

UNDERSTANDING OF TOPICAL ISSUES OF THE CHURCH SINGING ART ON THE PAGES OF THE VOLGA DIOCESAN PERIODICALS OF THE 1900-1910s

The work examines articles of the Volga church community published at the beginning of the 20th century, highlighting local and general problems of church singing. The author relies on the analysis of the periodicals of the Simbirsk and Samara provinces, which together make up the Middle Volga region. The materials under study from the «Samara Diocesan Bulletin» and «Simbirsk Diocesan Bulletin» are divided into thematic groups: reflection of the authors' views on current administrative issues, articles discussing the repertoire preferences and the development of Russian clerical art at the turn of the XIX-XX centuries, and, finally, works studying issues of musical history. A special place in the work is given to the literary activities of Simbirsk regents S. P. Yagodinsky and D. Dmitriev, as well as Samara priest S. Bogoroditsky, who made a special contribution to understanding the ways of regional church singing art development. The main conclusions of the author are based on the analysis of the views of the Volga regents' community on the most important events in the history of the church singing art of Russia.

Key words: «Simbirsk Diocesan Bulletin», «Samara diocesan Bulletin», S. P. Yagodinsky, priest S. Bogoroditsky, psalmist, regent, censorship of spiritual and musical compositions.

Начало XX в. по праву считается временем расцвета критического, исторического, а также просветительского направления деятельности церковной отечественной печати, как столичной, так и региональной. Объясняя феномен повсеместного возникновения в 1860-х гг. в российских провинциях епархиальной прессы, исследователь И. Ф. Верещагин прежде всего указывал на «рост материальной и духовной культуры: улучшение и распространение образования (в том числе духовного), сокращение безграмотности среди населения, которые делали круг читателей и создателей ведомостей все более широким» [8, с. 14]. Круг рассматриваемых в дореволюционной церковной периодике вопросов был весьма широким, достаточное место отводилось, в том числе, и проблемам развития церковного искусства.

Указывая на «небывало возросший интерес к русскому церковному пению» [10] в России на рубеже XIX-XX вв., исследователь Н. А. Давыдова, как следствие отмечает и рост критической рефлексии. Именно в этот период возникают известные российские издания, в том числе и посвященные вопросам церковно-певческого искусства: «Хоровое и регентское дело» (г. Санкт-Петербург, 1909-1917 гг.), «Музыка и пение» (г. Санкт-Пе-

тербург, 1894-1917 гг.), «Русская музыкальная газета» (г. Санкт-Петербург, 1894-1918 гг.), «Баян» (г. Тамбов, 1907-1909 гг.), «Гусельки яровчаты» (г. Тамбов, 19071909 гг.; г. Нижний Новгород, 1910-1914 гг.), «Музыка и жизнь» (г. Москва, 1908-1912 гг.). Кроме того, активно издавалась старообрядческая пресса, в которой также освещались вопросы церковно-певческой практики, например журнал «Церковное пение» (г. Киев, 1909 г.; г. Москва, 1910-1915 гг.).

В то время как столичные авторы имели возможность распространять свои идеи на широкую, общероссийскую аудиторию, епархиальная пресса носила преимущественно локальный характер и до настоящего времени мало изучена. Однако в публикациях региональной церковной печати отразились актуальные проблемы развития певческого дела, потому необходимость её изучения сегодня весьма очевидна.

Благодаря тому, что у церковных композиторов и певчих появляется действенный способ доносить свои идеи и взгляды до читателя, у современников, а впоследствии и историков церковного пения, возникает возможность проведения глубоких и разносторонних исследований, основанных не только непосредственно

на теоретическом анализе церковных песнопении, но и на концепциях, сопряженных с философией и историей ментальности. Более того, исследование полемических статей, нередко присутствующих на страницах периодических епархиальных изданий, позволяет выявить музыкальные предпочтения авторов статей, а также получить представление о мнении научной и широкой общественности по тому или иному вопросу в развитии певческого дела в начале ХХ в. Важность изучения региональной периодики прежде всего обусловлена возможностью анализа рефлексии важнейших событий и реформ церковно-певческого искусства и, как следствие, составления наиболее полной картины реального состояния духовной музыки в России на рубеже Х1Х-ХХ вв.

В настоящее время существует крайне мало работ, в которых лишь косвенно затрагиваются дореволюционные литературные труды регентов Среднего Поволжья1 — одного из ведущих по социально-экономическим показателям регионов России начала ХХ в. Специальных же исследований, посвященных данному вопросу, до настоящего момента не проводилось. Вместе с тем в Поволжье вопросам церковно-певческой практики епархиальные власти уделяли большое внимание, благодаря активной деятельности купцов-меценатов, а также вынужденной оппозиции широко распространившемуся в регионе старообрядчеству [23].

Для того чтобы понять, какие актуальные проблемы развития церковно-певческого искусства обсуждались поволжской общественностью на страницах региональной периодики, необходимо обратиться к ведущему церковному журналу рубежа Х1Х-ХХ вв., издававшемуся в каждой из Российских губерний — «Епархиальным ведомостям».

Поскольку специальных журналов по хоровому делу в регионах, как правило, не издавалось2, то именно в «Епархиальных ведомостях» поднимались вопросы материально-бытовых нужд клира, образования, обзора нотной литературы и устройства клиросного дела в целом и в епархиальной практике, в частности. Это ясно демонстрирует анализ «Симбирских...» и «Самарских епархиальных ведомостей», на рассмотрении которых мы опираемся в данной работе.

Среди избранных нами статей из «Епархиальных ведомостей» можно выделить несколько крупных тематических направлений:

1) статьи, отражающие взгляды авторов на актуальные административные вопросы региональной клиросной практики;

2) статьи симбирских и самарских регентов, посвященных рассуждениям о репертуарных предпочтениях современников, а также отношению поволжской церковно-музыкальной общественности к обновлениям в развитии клиросного искусства на рубеже Х1Х-ХХ вв. в России в целом;

3) немногочисленные «музыковедческие» труды,

рассматривающие вопросы становления и развития церковно-певческого искусства в России, составленные на основе изучения поволжскими авторами актуальных исследований крупных столичных историков литургического музыкознания.

Значительная часть от общего числа опубликованных в «Епархиальных ведомостях» статей относится к обсуждению ведущих проблем регионального регент-ско-псаломщического института: материально-бытовых нужд, образовательных, кадровых и иных подобных вопросов. Так, в 1907 г. на страницах «Симбирских епархиальных ведомостей» разразилась беспрецедентная для губернии полемика по поводу материального положения клира, открытая выходом статьи В. Алексеева «Об "отеческих" отношениях священников к псаломщикам» [3], дополнением которой стала сочувственная статья псаломщика Ф. Ильина, прямо названная «По поводу статьи псаломщика Алексеева» [14]. С грозным обличением следом вышла статья священника Д. С-ва «Замечания на статью псаломщика Ильина» [28], в противовес к которой были изложены аргументы в статьях священника Владимира Голубева [9], а также псаломщика А. Д-ва [1]. Срединная позиция была выдержана в статье иерея В. Репьева «К вопросу об улучшении материального быта и общественного положения псаломщиков и диаконов» [26], рассуждения которого балансировали между сочувствием к жалобам истцов и доводами разгневанных оппонентов.

Однако ошибочно было бы полагать, что только материальная сторона вопроса интересовала симбирскую церковную общественность. Например, собственным опытом организации на приходе общенародного церковного пения делился священник А. Боголюбов в статье «Как мы заводили общее пение» [5]. В то же время в отрицательном ключе обсуждалось сближение клиросного творчества с народной песней в реалиях сельских приходов губернии в заметке «Церковное пение в деревне» Е. Мирянина [18], виной чему автор, прежде всего, усматривал недостаточность подготовки регентов и певческого состава. За открытие дополнительных двухгодичных псаломщических курсов при второклассных школах в статье «По вопросу об улучшении псаломщического института в Симбирской епархии» высказывался и священник Агров [2].

С рассуждениями об упорядочении церковного пения в губернии неоднократно выступал в своих статьях неравнодушный священник В. Дмитриев: проблемам подготовки псаломщических кадров посвящены его статьи «О псаломщиках» [11], «Церковное пение» [12].

Нельзя утверждать, что в «Симбирских епархиальных ведомостях» описывались сугубо локальные вопросы устройства псаломщического института, наоборот, в большинстве случаев авторы стремились рассматривать проблему в максимально широком контексте. В «Епархиальных ведомостях» для этого существовала

1 К таковым относятся статьи Е. Г. Сковиковой [29], Е. Б. Петрова [22], И. В. Полозовой [24].

2 Исключение могут составить лишь немногие губернии (такие, как Тамбовская, Нижегородская и т. д.), церковно-певческие журналы в которых все же непродолжительное время издавались и были упомянуты нами ранее в работе.

68

колонка «Иноепархиальное обозрение», где нередко дублировались наиболее актуальные статьи или даже обсуждались те или иные взгляды по поводу развития церковно-певческого искусства, высказанные в других епархиях. Так, например, ещё в 1897 г. [15] о десятилетнем опыте работы церковно-певческой школы, направленном, прежде всего, на унификацию церковных напевов — проблему, решением которой занимались и в Симбирске, повествовали «Ярославские епархиальные ведомости». В этом же номере с предложением повсеместно открыть церковно-певческие школы при монастырях вышел и Тульский епархиальный ученый совет, одновременно с докладом об устройстве курсов церковного пения в Тобольске и Перми. Кроме того, здесь же, на примере Самарской епархии, обсуждался животрепещущий для Поволжья вопрос приобщения к богослужению инородцев.

Портрет образцового псаломщика предлагался в статье «Псаломщики и их звание. Воспитательное значение церковного пения и чтения» [25], опубликованной в 1912 г. со ссылкой на «Могилевские...» и «Пермские епархиальные ведомости». К совершению сознательного церковного пения «словами своего Преосвященного Владыки» в 1914 г. призывали и «Уфимские епархиальные ведомости» [16]; в то время как острый в Симбирской губернии вопрос организации народного пения в храмах оказывается актуальным и для Вятской епархии [20].

Таким образом, в «Епархиальных ведомостях» издавались довольно разнообразные по тематике авторские статьи. И бесспорно, многие текущие потребности цер-ковно-певческой практики Поволжья, обсуждаемые на страницах «Самарских.» и «Симбирских епархиальных ведомостей», не являлись уникальными, оказываясь насущными для многих российских епархий.

Другая группа статей поволжских регентов была преимущественно направлена на обсуждение репертуарных предпочтений и отношения к цензуре духовно-музыкальных сочинений, на решения технических исполнительских проблем, а также вопросов, возникающих в результате неправильного толкования или произношения современными певчими текста молитв.

Здесь, прежде всего, необходимо отметить работы самарского священника Стефана Богородицкого. В 1900-х гг. в «Самарских епархиальных ведомостях» вышло несколько его достаточно развернутых статей, освещающих широкий круг вопросов. Такова, например, статья «Несколько слов о церковном пении» [6], где автор не только рисует красочный портрет сельского

клироса, но указывает на неоднозначное отношение к исполнению на малых приходах сочинений А. А. Архангельского, А. Д. Кастальского и др. Кроме того священник рассуждает о современном ему репертуаре неизменяемых песнопений самарских клиросов, а также сетует на неудобство, возникающее ввиду существования в епархии множества вариантов местного осмогласия. В своей позиции Богородицкий оказывается близким к взглядам Московского общества любителей церковного пения, ратует за употребление простого обиходного пения в противовес частому исполнению «партесного», особенно восхищаясь деятельностью Московского синодального хора и С. В. Смоленского. Причем важно, что свои рассуждения Богородицкий строит не на основе личных предпочтений, а имея за плечами достаточный опыт и слуховой багаж после ознакомления с церков-но-хоровыми коллективами Москвы, Киева, Казани, Чернигова, Саратова и т. д.

Несколько лет спустя, в 1908 г., в «Самарских епархиальных ведомостях» вышла двухчастная статья С. Богородицкого «Об улучшении церковного пения» [7], в которой, кроме прочих вопросов, автор высказал собственную позицию по отношению к цензуре музыкальных сочинений3, а также описал сложившуюся в связи с ней в епархии ситуацию. Кроме того, автор позиционировал себя сторонником древних распевов (знаменного), приводя примеры негативного, по его мнению, засилья на самарских клиросах «итальянского партесного пения» [7, с. 770]. В качестве итога Богородицкий предложил создавать в каждый епархии при учебных заведениях специальный регентский класс, где будущие руководители церковных хоров должны были быть ориентированы преимущественно на творчество «композиторов новой школы»4 [7, с. 775].

Необходимо отметить, что в своих работах С. Богородицкий старался быть максимально объективным, демонстрировал академическую осведомленность наличием множества цитат и ссылок, а также нередко вступал в полемику с современниками. К тому же, в нелюбви к «партесному пению» он был не одинок. Подобное мнение высказывал и законоучитель Самарской гимназии протоиерей П. А. Алексеевский, чья статья была перепечатана в «Симбирских епархиальных ведомостях» в 1916 г. [4].

Критические замечания по поводу устройства современного клиросного дела высказывали и в Симбирской епархии. Например, в 1905 г. в «Симбирских епархиальных ведомостях» вышла анонимная статья под названи-

3 Цензура духовно-музыкальных сочинений в XIX в. была почти полностью сосредоточена в руках Придворной певческой капеллы. Первым по императорскому указу право на цензуру духовно-музыкальных сочинений получил композитор и директор Капеллы Дм. Бортнянский. Цензурой допускалось исполнение за богослужениями лишь определенного официально опубликованного списка авторских хоровых сочинений, причем данные запреты распространялись на всю территорию Российской империи [30]. Несмотря на то что к концу XIX в. цензурная деятельность Капеллы значительно снизилась [32], списки допустимых хоровых произведений нередко продолжали публиковать в епархиальной прессе и в начале ХХ в. (как, к примеру, на страницах «Симбирских епархиальных ведомостей» уже в 1911 г., в № 18 и 23).

4 Под «композиторами новой школы» (они же «Новое направление русской духовной музыки») подразумевается круг московских церковных композиторов рубежа XIX-XX вв., объединенных идеями директора Синодального училища церковного пения С. В. Смоленского [31].

ем «Ошибки наши в церковном пении» [21], центральным вопросом которой было неправильное толкование современными композиторами и регентами истинного значения литургического текста «Херувимской песни» и, как следствие, неуместные дублирования отдельных слов и вычурность динамических акцентирований5.

Значительным вкладом в развитие регентского дела родной Симбирской епархии ознаменована публицистическая деятельность регента Симбирского архиерейского хора и преподавателя церковного пения Симбирской духовной семинарии Сергея Петровича Ягодинского. Имея столичное образование, он активно занимался изучением местных осмогласных напевов, а также собиранием певческих традиций других епархий [29]. Из свидетельств о нем современников [19] и собственных литературных трудов следует, что Ягодин-ский живо интересовался нововведениями в развитии современного ему церковно-певческого искусства и старался быть в курсе важнейших событий музыкальной жизни. Поскольку по долгу службы С. Ягодинский был членом Консисторской экзаменационной комиссии и нередко соорганизатором епархиальных псаломщи-ческих курсов, в качестве практического руководства для кандидатов на должность псаломщиков в 1904 и 1906 гг. под его руководством в «Симбирских епархиальных ведомостях» были напечатаны «Прокимны», «Аллилуарии» и «Троичные» обычного для Симбирской епархии напева весьма популярной в то время «цифирной системой нотописания»6.

Таким образом, поволжская общественность оставалась в курсе современных тенденций развития церков-но-певческого искусства. Симбирских и самарских регентов интересовал практический и теоретический опыт столичных коллег. Рассматриваемые работы авторов свидетельствуют о достаточно активном привлечении нового церковного репертуара, а также поиске своего пути в развитии церковно-певческого дела.

Последняя группа выделенных нами трудов из «Епархиальных ведомостей» — это ряд значительных цер-ковно-исторических статей, написанных в течение 1910-х гг. симбирскими деятелями Д. Дмитриевым и вышеупомянутым С. П. Ягодинским.

В 1910 г. С. П. Ягодинским была опубликована «Краткая заметка по истории церковного пения в России со времен Бортнянского до настоящего времени» [33], мотивы написания которой автор поместил в пояснении к статье: «Сообщение в сжатом виде о главных выдающихся моментах в позднейшей истории церковного пения в России вызвано желанием посильно ответить на многие и частые вопросы руководителей церковных хоров о том, что петь при богослужении, произведения

каких композиторов приобретать, как вообще разобраться в обширных каталогах духовно-музыкальной литературы» [33, с. 169]. Далее в работе Ягодинский методично изложил проблему влияния на русскую духовную музыку итальянской традиции, а также описал «шаги к освобождению нашего церковного пения» сначала в творчестве Дм. Бортнянского [33, с. 170], затем в «восстановлении мелодии церковного обихода» П. И. Турчаниновым и А. Ф. Львовым [33, с. 171] и, наконец, в музыке представителей «нового направления развития церковного пения», где «церковно-обиходная мелодия признается <...> неприкосновенной, а гармонизация ее ведется <...> сообразно смыслу и характеру наших знаменных мелодий» [33, с. 173]. К членам нового направления церковно-певческого искусства С. П. Ягодинский причислил многих своих современников: П. И. Чайковского, Г. Ф. Львовского, В. С. Комарова, Д. Н. Соловьева, М. А. Балакирева, Н. А. Римского-Корса-кова, С. В. Смоленского, А. А. Архангельского, А. Т. Гречанинова, А. Д. Кастальского, М. М. Ипполитова-Иванова, Д. В. Аллеманова, П. Г. Чеснокова, А. В. Никольского, Н. Н. Толстякова, по мнению автора, вносящих вклад «сообразно своему таланту, художественному и религиозному чувству» [33, с. 173]. Кроме того, с глубоким уважением автор отзывался о деятельности С. В. Смоленского, а также о литературных трудах прот. М. Лиси-цина. О широкой осведомленности симбирского регента Ягодинского дополнительно свидетельствуют упоминаемые им актуальные нотные находки Тамбовской ученой архивной комиссии.

С. П. Ягодинский впервые в поволжской церковной прессе подошел к проблеме общенародного церковного пения с исторической точки зрения в своей статье «Происхождение, значение и устройство общенародного церковного пения» [34].

В том же 1913 г. Д. Дмитриев поместил на страницах «Симбирских епархиальных ведомостей» двухчастную статью «Происхождение и виды богослужебного пения в древней России» [13], очевидно, по авторским ссылкам написанную после глубокого ознакомления с работами виднейших историков русского церковно-певческого искусства Д. В. Разумовского, Ряжского, Н. Д. Горчакова, Д. Н. Соловьева и прежде всего В. М. Металлова.

Так, из вышеприведенных примеров становится очевидным, что во втором десятилетии ХХ в. в среде поволжского церковного сообщества обсуждались не только сугубо практические вопросы организации регентского дела, но осмысливались исторические пути развития церковно-певческого искусства, что можно было бы считать началом регионального литургического музыковедения.

5 Данная литературная заметка, очевидно, была написана после ознакомления автора с аналогичной статьей из «Вологодских епархиальных ведомостей», на которую в оригинальном тексте имеется ссылка.

6 «Цифирная система нотописания» или цифровая система музыкальной нотации широко употреблялась на рубеже Х1Х-ХХ вв. как в светской, так и в церковной музыке. Например, известная цифровая система интервалов была предложена С. И. Танеевым; цифровую нотную систему для иноверцев, работая в Казани, создал С. В Смоленский. По мнению В. М. Металлова, применительно к обучению церковному пению в школах «цифирная система являлась более целесообразною и удовлетворяющею принципу наглядности» [17, с. 23].

Следует отметить, что позиции, высказанные на страницах епархиальной прессы, отражали личное видение разными авторами решения той или иной проблемы, и подчас эти взгляды могли быть диаметрально противоположными. Среди авторов мы можем встретить людей с различным отношением к клиросной практике и уровнем подготовки — священников, учителей, мирян, самих псаломщиков и регентов. Однако уже в этом кругу выделялись профессионалы — С. Бого-родицкий, Д. Дмитриев и С. Ягодинский, — которые смогли не только акцентировать и озвучить главнейшие

актуальные проблемы в области богослужебного пения, но и впервые заговорили об особенностях местных цер-ковно-певческих традиций, а также сумели обобщить и донести до читателей опыт своих российских коллег.

Таким образом, поволжское церковное сообщество начала ХХ в. уделяло значительное внимание проблемам развития регионального регентского дела, всё более осознавая его путь в историческом контексте общерусского церковно-певческого искусства — срединный «между каноном церкви и каноном искусства»7 [27, с. 377].

Литература

1. А. Д-в. Мысли псаломщика по поводу замечаний священника С. Д. // Симбирские епархиальные ведомости. 1907. № 20. С. 544-547.

2. Агров, священник. По вопросу об улучшении псалом-щического института в Симбирской епархии // Симбирские епархиальные ведомости. 1914. № 6. С. 293-299.

3. Алексеев В. Об «отеческих» отношениях священников к псаломщикам // Симбирские епархиальные ведомости. 1907. № 6. С. 193-199.

4. Алексеевский П. А. О посещении учащимися церковных богослужений // Симбирские епархиальные ведомости. 1916. № 19. С. 508-516.

5. Боголюбов А. Как мы заводили общее пение // Симбирские епархиальные ведомости. 1913. № 10. С. 425-430.

6. Богородицкий С. Несколько слов о церковном пении // Самарские епархиальные ведомости. 1905. № 18. С. 755-767.

7. Богородицкий С. Об улучшении церковного пения // Симбирские епархиальные ведомости. Ч. 1. 1908. № 17. С. 559-670; Ч. 2. 1908. № 19. С. 764-777.

8. Верещагин И. Ф. Церковно-епархиальная периодическая печать в общественной жизни российской провинции во второй половине XIX — начале XX веков: на материалах Европейского Севера России: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Архангельск, 2013. 24 с.

9. Голубев В. Ответ на Мысли псаломщика по поводу замечаний священника Д. Ст-ва // Симбирские епархиальные ведомости. 1907. № 23. С. 634-638.

10. Давыдова Н. А. Церковно-певческое дело и его критическая рефлексия (1880-1916 гг.) // Ярославский педагогический вестник. Научно-методический журнал. 2006. № 1 (46). С. 42-48.

11. Дмитриев В. О псаломщиках // Симбирские епархиальные ведомости. 1912. № 24. С. 951-953.

12. Дмитриев В. Церковное пение // Симбирские епархиальные ведомости. 1915. № 20. С. 786-790.

13. Дмитриев Д. Происхождение и виды богослужебного пения в Древней России // Симбирские епархиальные ведомости. Ч. 1. 1913. № 2. С. 64-71; Ч. 2. 1913. № 3. С. 117-121.

14. Ильин Ф. По поводу статьи псаломщика Алексеева // Симбирские епархиальные ведомости. 1907. № 13-14. С. 381383.

15. Иноепархиальное обозрение // Симбирские епархиальные ведомости. 1897. № 15. С. 619-623.

16. Иноепархиальное обозрение // Симбирские епархиальные ведомости. 1914. № 19. С. 851-854.

17. Металлов В. М. Церковное пение, как предмет преподавания в народной школе: Замечания по дидактике и методике церков. пения / Сост. свящ. В. Металлов. Саратов: тип. Губ. земства, 1893. 61 с.

18. Мирянин Е. Церковное пение в деревне // Симбирские епархиальные ведомости. 1910. № 6. С. 167-168.

19. Некролог С. П. Ягодинскому // Симбирские епархиальные ведомости. 1914. № 15. С. 684-688.

20. О народном пении // Симбирские епархиальные ведомости. 1916. № 3. С. 77-79.

21. Ошибки наши в церковном пении // Симбирские епархиальные ведомости. 1905. № 6. С. 166-169.

22. Петров С. Б. Симбирский архиерейский хор // Симбирские епархиальные ведомости. 1994. 15 апреля. В. 3.

23. Полозова И. В. Культурное наследие Саратовского старообрядчества и развитие церковно-певческой практики в XVШ-XIX вв. на примере Иргизских и Черемшанских монастырей // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2018. № 1 (1). С. 70-79.

24. Полозова И. В. Полемическая мысль по вопросам церковного пения как опыт рефлексии саратовских старообрядцев // Музыкальная семиотика: пути и перспективы развития. Астрахань, 2008. С. 271-277.

25. Псаломщики и их звание. Воспитательное значение церковного пения и чтения // Симбирские епархиальные ведомости. 1912. № 3. С. 91-97.

26. Репьев В. К вопросу улучшения материального быта и общественного положения псаломщиков и диаконов // Симбирские епархиальные ведомости. 1907. № 21. С. 576-583.

27. Русская музыка и XX век: Рус. музык. искусство в истории художеств. культуры XX в. / Ред.-сост. М. Арановский. М., 1997. 874 с.

28. Св. Д. С-в. Замечания на статью псаломщика Ильина // Симбирские епархиальные ведомости. 1907. № 16. С. 427-431.

29. Сковикова Е. Г. Богослужебное пение в симбирских церквах (конец XIX — начало XX в.) // Музыка. Искусство, наука, практика. 2014. № 3 (7). С. 60-64.

30. Сорокина У. В. Церковно-певческая культура Ростова-на-Дону в начале ХХ столетия // Южно-Российский музыкальный альманах. 2016. № 3 (24). С. 5-10.

31. Фролова Т. М. Духовные сочинения композиторов Нового направления (Московская школа): учебный справочник. Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2013. 152 с.

7 Выражение принадлежит М. Рахмановой. Сказанное музыковедом по отношению к русской духовной музыке «Нового направления», оно может быть одинаково отнесено к поволжской церковно-певческой практике начала ХХ в., поскольку линия развития клиросного искусства, заданная С. В. Смоленским, в данной местности оказалась весьма отчетливо проступающей.

32. Чернышёва Т. А. Некоторые особенности развития Петербургской придворной церковно-певческой традиции конца 19 — начала 20 веков // Вестник СПбГУКИ. 2012. № 1. С. 143-148; № 2. С. 114-122.

33. Ягодинский С. П. Краткая заметка по истории церковного пения в России со времен Бортнянского до настоящего

времени // Симбирские епархиальные ведомости. 1910. № 6. С. 169-175.

34. Ягодинский С. П. Происхождение, значение и устройство общенародного церковного пения // Симбирские епархиальные ведомости. 1913. № 14. С. 570-574.

References

1. A. D-v. Mysli psalomshchika po povodu zamechanij svyash-chennika S. D. [Thoughts of the psalm-reader about the remarks of the priest S. D.] // Simbirskie eparhiaPnye vedomosti [Simbirsk Diocesan Bulletin]. 1907. № 20. Pp. 544-547.

2. Agrov, svyashchennik. Po voprosu ob uluchshenii psaloms-hchicheskogo instituta v Simbirskoj eparhii [On the issue of improving psalm-readers institute in Simbirsk diocese] // Simbirskie eparhiaPnye vedomosti [Simbirsk Diocesan Bulletin]. 1914. № 6. Pp. 293-299.

3. Alekseev V. Ob «otecheskih» otnosheniyah svyashchen-nikov k psalomshchikam [On the «fatherly» relations of priests to psalm-readers] // Simbirskie eparhiaPnye vedomosti [Simbirsk Diocesan Bulletin]. 1907. № 6. Pp. 193-199.

4. Alekseevskij P. A. O poseshchenii uchashchimisya cerkovnyh bogosluzhenij [On the attendance of church services by students] // Simbirskie eparhiaPnye vedomosti [Simbirsk Diocesan Bulletin]. 1916. № 19. Pp. 508-516.

5. Bogolyubov A. Kak my zavodili obshchee penie [How we started the general singing] // Simbirskie eparhiaPnye vedomosti [Simbirsk Diocesan Bulletin]. 1913. № 10. Pp. 425-430.

6. Bogoroditskij S. NeskoPko slov o tserkovnom penii [A few words about church singing] // Samarskie eparhiaPnye vedomosti [Simbirsk Diocesan Bulletin]. 1905. № 18. Pp. 755-767.

7. BogoroditskijS. Ob uluchshenii tserkovnogo peniya [On improving church singing] // Simbirskie eparhiaPnye vedomosti [Simbirsk Diocesan Bulletin]. Ch. 1. 1908. № 17. Pp. 559-670; Ch. 2. 1908. № 19. Pp. 764-777.

8. Vereshchagin I. F. Cerkovno-eparhiaPnaya periodicheskaya pechat v obshhestvennoj zhizni rossijskoj provintsii vo vtoroj polovine XIX — nachale XX vekov: na materialah Evropejskogo Severa Rossii [Church-diocesan periodical press in the public life of the Russian province in the second half of the XIX — early XX centuries: on the materials of the European North of Russia]: Thesis of Dissertation for the Degree of PhD (History). ArxangePsk, 2013. 24 p

9. Golubev V. Otvet na mysli psalomshhika po povodu zamechanij svyashchennika D. St-va [Answer to the thoughts of the psalm-reader about the remarks of the priest D. St-v] // Simbirskie eparhiaPnye vedomosti [Simbirsk Diocesan Bulletin]. 1907. № 23. Pp. 634-638.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Davydova N. A. Tserkovno-pevcheskoe delo i ego kriticheska-ya refleksiya (1880-1916 gg.) [Church singing and its critical introspection (1880-1916)] // Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. Nauchno-metodicheskij zhurnal [Yaroslavsky pedagogical journal. Scientific and methodological journal]. 2006. № 1 (46). Pp. 42-48.

11. Dmitriev V. O psalomshchikah [About psalm-reader] // Simbirskie eparhiaPnye vedomosti [Simbirsk Diocesan Bulletin]. 1912. № 24. Pp. 951-953.

12. Dmitriev V. Tserkovnoe penie [Church singing] // Simbirskie eparhiaPnye vedomosti [Simbirsk Diocesan Bulletin]. 1915. № 20. Pp. 786-790.

13. Dmitriev D. Proishozhdenie i vidy bogosluzhebnogo peniya v Drevnej Rossii [The origin and types of liturgical singing in Ancient Russia] // Simbirskie eparhiaPnye vedomosti [Simbirsk Diocesan

Bulletin]. Ch. 1. 1913. № 2. Pp. 64-71; Ch. 2. 1913. № 3. Pp. 117-121.

14. IFin F. Po povodu statM psalomshchika Alekseeva [About the article of psalm-reader Alekseyev] // Simbirskie eparhiaPnye vedomosti [Simbirsk Diocesan Bulletin]. 1907. № 13-14. Pp. 381-383.

15. InoeparhiaPnoe obozrenie [Inoeparchial review] // Simbirskie eparhxiaPnye vedomosti [Simbirsk Diocesan Bulletin]. 1897. № 15. Pp. 619-623.

16. InoeparhiaPnoe obozrenie [Inoeparchial review] // Simbirskie eparxiaPnye vedomosti [Simbirsk Diocesan Bulletin]. 1914. № 19. Pp. 851-854.

17. Metallov V. M. Tserkovnoe penie, kak predmet prepoda-vaniya v narodnoj shkole: Zamechaniya po didaktike i metodike tserkov. peniya [Church singing, as a subject of teaching in a folk school: Remarks on didactics and methods of church singing] / Sost. svyashh. V. Metallov. Saratov: tip. Gub. zemstva, 1893. 61 p.

18. Miryanin E. Tserkovnoe penie v derevne [Church singing in the country] // Simbirskie eparhiaPnye vedomosti [Simbirsk Diocesan Bulletin]. 1910. № 6. Pp. 167-168.

19. Nekrolog S. P. Yagodinskomu [Obituary of S. P. Yagodin-sky] // Simbirskie eparhiaPnye vedomosti [Simbirsk Diocesan Bulletin]. 1914. № 15. Pp. 684-688.

20. O narodnom penii [On folk singing] // Simbirskie eparhiaPnye vedomosti [Simbirsk Diocesan Bulletin]. 1916. № 3. Pp. 77-79.

21. Oshibki nashi v tserkovnom penii [Our mistakes in church singing] // Simbirskie eparhiaPnye vedomosti [Simbirsk Diocesan Bulletin]. 1905. № 6. Pp. 166-169.

22. PetrovS. B. Simbirskij arhierejskij hor [Simbirsk episcopal choir] // Simbirskie eparhiaPnye vedomosti [Simbirsk Diocesan Bulletin]. 1994. 15 aprelya. V. 3.

23. Polozova I. V. KuPturnoe nasledie Saratovskogo staroobry-adchestva i razvitie tserkovno-pevcheskoj praktiki v XVIII-XIX vv. na primere Irgizskih i Cheremshanskih monastyrej [The cultural heritage of the Saratov Old Believers and the development of church singing practice in the XVIII-XIX centuries on the example of the Irgiz and Cheremshan monasteries] // Vestnik Saratovskoj konservatorii. Voprosy iskusstvoznaniya [Journal of Saratov Conservatoire. Issues of Arts]. 2018. № 1 (1). Pp. 70-79.

24. Polozova I. V. Polemicheskaya mysP po voprosam tserkovnogo peniya kak opyt refleksii saratovskih staroobryadtsev [Polemic thought on the issues of church singing as an experience of reflection of Saratov Old Believers] // MuzykaPnaya semiotika: puti i perspektivy razvitiya [Musical semiotics: ways and prospects of development]. Astrahan, 2008. Pp. 271-277.

25. Psalomshchiki i ih zvanie. VospitatePnoe znachenie tserkovnogo peniya i chteniya [Psalm-readers and their rank. The educational value of Church singing and reading] // Simbirskie eparhiaPnye vedomosti [Simbirsk Diocesan Bulletin]. 1912. № 3. Pp. 91-97.

26. Rep'ev V. K voprosu uluchsheniya materiaPnogo byta i obsh-chestvennogo polozheniya psalomshchikov i diakonov [On the issue of improving the material life and social status of psalm-readers and deacons] // Simbirskie eparhiaPnye vedomosti [Simbirsk

Diocesan Bulletin]. 1907. № 21. Pp. 576-583.

27. Russkaya muzyka i XX vek: Russkoye muzykal'noe iskusst-vo v istorii hudozhestvennoy kuFtury XX v. [Russian music and the XX century: Russian musical art in the history of art culture of the XX century] / Red.-sost. M. Aranovskij. M., 1997. 874 p.

28. Sv. D. S-v. Zamechaniya na stafyu psalomshchika IFina [Remarks on the article of the psalm-reader Ilyin] // Simbirskie eparhiaPnye vedomosti [Simbirsk Diocesan Bulletin]. 1907. № 16. Pp. 427-431.

29. Skovikova E. G. Bogosluzhebnoe penie v simbirskih tserk-vah (konets XIX — nachalo XX v.) [Liturgical singing in Simbirsk churches (late XIX — early XX centuries)] // Muzyka. Iskusstvo, nauka, praktika [Music. Art, science and practice]. 2014. № 3 (7). Pp. 60-64.

30. Sorokina U. V. Tserkovno-pevcheskaya kuPtura Rosto-va-na-Donu v nachale XX stoletiya [Church singing culture of Rostov-on-Don at the beginning of the XX century] // Yuzhno-Rossijskij muzykaPnyj aPmanah [South-Russian Music Almanac]. 2016. № 3 (24). Pp. 5-10.

31. Frolova T. M. Duhovnye sochineniya kompozitorov Novogo

napravleniya (Moskovskaya shkola): uchebnyj spravochnik [Spiritual compositions of composers of a New direction (Moscow school): educational reference]. Kemerovo: Kemerovskij gosudarstvennyj institut kuPtury, 2013. 152 p.

32. Chernyshyova T. A. Nekotorye osobennosti razvitiya Pe-terburgskoj pridvornoj tserkovno-pevcheskoj traditsii kontsa 19 — nachala 20 vekov [Some peculiarities of the development of the St. Petersburg court choral tradition of the late 19th — early 20th centuries] // Vestnik SPbGUKI [Bulletin of the St. Petersburg University of culture]. 2012. № 1. Pp. 143-148; № 2. Pp. 114-122.

33. Yagodinskij S. P. Kratkaya zametka po istorii tserkovnogo peniya v Rossii so vremen Bortnyanskogo do nastoyashchego vremeni [A brief note on the history of Church singing in Russia from Bortniansky to present day] // Simbirskie eparhiaPnye vedomosti [Simbirsk Diocesan Bulletin]. 1910. № 6. Pp. 169-175.

34. Yagodinskij S. P. Proishozhdenie, znachenie i ustrojstvo obshchenarodnogo tserkovnogo peniya [The origin, meaning and structure of the national church singing] // Simbirskie eparhiaPnye vedomosti [Simbirsk Diocesan Bulletin]. 1913. № 14. Pp. 570-574.

Информация об авторе

Information about the author

Юлия Викторовна Тюрякова E-mail: dvt22974@yandex.ru

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова» 410012, Саратов, проспект имени Кирова С. М., дом 1

Juliya Viktorovna Tyuryakova E-mail: dvt22974@yandex.ru

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov» 410012, Saratov, 1, Kirov Av.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.