Субъективные же условия существуют только параллельно с объективными и не могут быть применены без учета договорной базы. Это дополнения, которые делают каждый отдельно взятый договор индивидуально определенным, подходящим под требования развивающегося рынка.
Список литературы
1. Гражданский кодекс РФ. Часть первая: ФЗ от 30 ноября 1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 1994. № 32. Ст. 3302.
2. Баринов А.В. Проблемы определения существенных условий договора// Вестник Владимирского юридического института, 2007. № 1 (2). С. 215-218.
3. Витрянский В. Существенные условия договора // Хозяйство и право, 1998. № 7. С. 3-26.
ОСМОТР И ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ В РЕТРОСПЕКТИВЕ
Ахмадеева О.В.
Ахмадеева Ольга Владимировна - магистрант, кафедра уголовного процесса и криминалистики, юридический факультет, Московский государственный областной университет, г. Москва
Аннотация: в статье анализируются представления о следственных действиях следственный осмотр и освидетельствование в ретроспективе, по Уставу Уголовного судопроизводства 1864 г., УПК 1922, 1923, 1960 гг.
Ключевые слова: осмотр, освидетельствование, история развития, следственные действия, судебные следователи, сведущие люди, эксгумация.
Осмотр и освидетельствование отнюдь не новые понятия в уголовном процессе. Они берут свое начало еще в Древней Руси, затем, развиваются в Уставе уголовного судопроизводства 1864 г., значительно расширяются в УПК РСФСР 1922, 1923 и 1960 гг. и доходят до наших дней. Рассмотрим эти следственные действия в ретроспективе.
Сначала на Руси появилось так называемое «гонение следа». Его считают предшественником современного понятия «осмотр места происшествия». Еще ст. 77 Пространной редакции Русской Правды гласила: «Если вор скрылся, нужно искать его по следу; если след приведет к селу или к какой-нибудь торговой точке, и если жители или хозяева не отведут от себя следа, или не пойдут на след, или станут отбиваться, то платить им за покраденное вместе с продажею за воровство. А след продолжают вести с чужими людьми и свидетелями. Если след приведет на большую торговую дорогу, или на пустырь, где нет ни села, ни людей, то не платить ни продажи, ни цены украденного» [2, ст. 77]. Под этим понималось, что если конец следа найден, то и место нахождения преступника найдено.
В то время существовал закон, который регламентировал порядок, формы проведения преследования, а также ответственность за помехи преследователям (стоит отметить, что специальных полицейских органов не было и преследованием занимались потерпевшие).
Позже об осмотре и освидетельствовании говорилось в Уставе уголовного судопроизводства 1864 г. Их производили следователи, мировые судьи и полиция (в исключительных случаях). Статья 108 гласит, что при производстве этих следственных действий необходимо было присутствие двух понятых (это была обязанность, то есть неявка влекла за собой денежное взыскание) [3, ст. 108]. Что интересно, до осмотра и освидетельствования лиц женского пола в качестве понятых
приглашались замужние женщины. В основном осмотр производился днем, за исключением безотлагательных случаев. По факту проведения осмотра следователь составлял протокол.
Что касается проведения осмотра и освидетельствования полицией, они имели право на проведение этих следственных действий, только если «полицией застигнуто совершающееся или только что совершившееся преступное деяние, а также когда до прибытия на место происшествия судебного следователя следы преступления могли бы изгладиться» [3, ст. 258].
Осмотр и освидетельствование проводились с помощью «сведущих людей» -врачей, фармацевтов, профессоров, учителей, техников, художников, ремесленников, казначеев. За неявку они, как и понятые, подвергались денежному взысканию.
Отдельно стоит сказать об осмотре и освидетельствовании через врачей. Судебные следователи приглашали их для осмотра или освидетельствования трупов, телесных повреждений, следов насилия и состояния здоровья потерпевшего либо же самого обвиняемого. В важных случаях судебный следователь мог приглашать сразу несколько врачей на освидетельствование мертвого тела, в том числе и врача, который вел историю болезни умершего. Интересен тот факт, что для осмотра и освидетельствования трупа приглашались, помимо врачей, еще и священнослужители, монашествующие либо настоятели монастыря. Судебный следователь никогда не начинал процедуру эксгумации без врача и священника (который присутствовал на погребении). Переосвидетельствование проводилось чаще всего тем же врачом, который осуществлял первичный осмотр тела.
Помимо всего вышеуказанного, в Уставе 1864 г. освещена тема освидетельствования обвиняемого, оказавшегося безумным либо сумасшедшим. Освидетельствование безумных и сумасшедших производилось в присутствии окружного суда инспектором или членом врачебной управы и двух врачей по назначению этой же управы. Если следователь выяснял, что обвиняемый является безумным или сумасшедшим, то он должен был передать всю полученную информацию прокурору на дальнейшее рассмотрение. По решению окружного суда или судебной палаты преследование такого обвиняемого могло быть прекращено.
По УПК РСФСР 1922 и 1923 гг. особых отличий по общим нормам нет, осмотр все так же проводил следователь, в дневное время суток (кроме случаев, не терпящих отлагательства). Также, в этих кодексах появились такие статьи, как: осмотр предметов и документов, осмотр почтовотелеграфной корреспонденции. Как такового разграничения осмотра и освидетельствования все еще не было. Отдельно стоит отметить, что религиозная составляющая теперь отсутствует (священнослужители больше не участвуют в процедуре эксгумации тела, а также в первоначальном осмотре и освидетельствовании).
Следователю было запрещено присутствовать при освидетельствовании лица другого пола либо только с его согласия. Не отличаются эти кодексы от Устава 1864 г. касаемо фиксации хода и результатов осмотра и освидетельствования, в ходе производства этих следственных действий составлялся протокол. А вот такого понятия, как «освидетельствование безумных и сумасшедших» больше нет. Теперь этот раздел называется «определение психического состояния обвиняемого» и он к осмотру и освидетельствованию более не относится.
Особенным отличием УПК РСФСР 1960 г. стало разграничение осмотра и освидетельствования. Если ранее осмотр и освидетельствование описывали вместе, то теперь это две разные статьи. Для определенных видов осмотра теперь предусматривалась своя специфика. К примеру, в необходимых случаях следователь производит при осмотре измерения, фотографирование, составляет планы и схемы, изготавливает слепки и оттиски следов; осмотр предметов и документов, обнаруженных при выемке или обыске, осмотре места происшествия, местности и
помещения следователь производит на месте производства соответствующего следственного действия, результаты осмотра записывались в протокол [6, ст. 179].
Таким образом, рассмотрев историю развития осмотра и освидетельствования, мы видим, что со временем процедура производства этих следственных действий кардинально изменилась, стала более содержательной, появилось много новых положений. Пропал религиозный аспект, разграничились понятия «осмотр» и «освидетельствование». В работе следственных органов появилась некая системность.
Список литературы
1. Кузнецов В.А., Пилякин М.И. Освидетельствование: де-юре и де-факто // Вестник Московского университета МВД России. № 10, 2014.
2. Пространная редакция Русской Правды // Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского Дома) Российской Академии наук. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4947/ (дата обращения: 10.10.2016).
3. Устав уголовного судопроизводства от 20.11.1864 // Сайт Конституции Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.constitution.garant.ru/history/act1600-1918/3137/ (дата обращения 10.10.2016).
4. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР от 25.05.1922 // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.docs.cntd. ru/document/901757376/ (дата обращения: 10.10.2016).
5. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР от 15.02.1923 // Викитека - свободная библиотека [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikisource.org/wiki/Постановление_ВЦИК_от_15.02.1923_Об_утверждени и_Уголовно-Процессуального_Кодекса_Р.С.Ф.С.Р/ (дата обращения 10.10.2016).
6. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР от 27.10.1960 // КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_3275/ (дата обращения: 10.10.2016).
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Зайнуллина Д.А.
Зайнуллина Диана Авзаловна - магистрант, направление: управление государственной и муниципальной властью, Стерлитамакский филиал Башкирский государственный университет, г. Стерлитамак
Аннотация: в статье анализируется организация исполнительной власти в сфере конституционного регулирования, а также место исполнительной власти в системе органов государственной власти.
Ключевые слова: исполнительная власть, органы государственной власти, органы исполнительной власти.
В соответствии со ст. 10 Конституции Российской Федерации: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны» [1]. Организация государственной власти в сфере конституционного регулирования занимает особое место. Единство государственной власти конечной целью преследует защиту прав и