Научная статья на тему 'Оскорбление чувств верующих в публикациях СМИ'

Оскорбление чувств верующих в публикациях СМИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2059
266
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CHARLIE HEBDO / ИСЛАМ / РЕЛИГИЯ / СВОБОДА СЛОВА / ХРИСТИАНСТВО

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Имамбаева Алина Маликовна

The article presents an analysis of some cases of insulting religious feelings in Western and Russian mass media. The author distinguishes between the freedom of speech and insulting religious feelings. The study includes an analysis of relative legislative acts of the Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оскорбление чувств верующих в публикациях СМИ»

ИМАМБАЕВА А. М.

ОСКОРБЛЕНИЕ ЧУВСТВ ВЕРУЮЩИХ В ПУБЛИКАЦИЯХ СМИ

Аннотация. В статье представлен анализ примеров оскорбления чувств верующих в западных и российских СМИ. Проведено разграничение между свободой слова и оскорблением религиозных чувств верующих. Проанализирована статистика на фоне изучения тематических законодательных актов.

Ключевые слова: свобода слова, религия, Charlie Hebdo, ислам, христианство.

IMAMBAEVA A. M.

INSULTING RELIGIOUS FEELINGS IN MASS MEDIA PUBLICATIONS

Abstract. The article presents an analysis of some cases of insulting religious feelings in Western and Russian mass media. The author distinguishes between the freedom of speech and insulting religious feelings. The study includes an analysis of relative legislative acts of the Russian Federation.

Keywords: freedom of speech, religion, Charlie Hebdo, Islam, Christianity.

Актуальность работы обусловлена обострением вопросов оскорбления чувств верующих в СМИ. История показывает, что именно чувства верующих всегда и всюду являлись той субстанцией, неосторожное прикосновение к которой вызвало социальные взрывы, которые могут разделяли на части целые страны и континенты. Цель статьи заключается в обсуждении качества отражения в информационном пространстве религиозных процессов в нашей стране и за рубежом, в преодолении нетерпимости, экстремистских тенденций, воспитании толерантности, патриотизма и высокого профессионализма научного, управленческого, журналистского сообществ и студенческой молодежи.

Как известно, трагедия, случившаяся с расстрелом сотрудников редакции «Charlie Hebdo» [2] привела к печальным последствиям. Безусловно, терроризму нет оправдания. Однако эта террористическая атака вызвала в обществе резонанс и дискуссии относительно допустимого соотношения свободы слова и свободы религии, светскости и чувств верующих в обществе. После публикации в западных СМИ карикатур на пророка Мухаммеда, который в исламе является одним из самых почитаемых и святых для мусульман, изображение которого является недопустимым по канонам религии, вызвала массовые протесты среди мусульман всего мира. Возмущение публикацией таких карикатур высказали и мусульмане нашей страны. Например, в Москве около посольства Дании - страны, где впервые в газете

появились оскорбительные рисунки, - прошла акция протеста.

Карикатуры «Charlie Hebdo» не только антиисламские. Они в равной мере и антихристианские, и антииудейские. В фокусе поругания оказалась любая система ценностей, основанной на религиозном мировосприятии. Суть подобных дискуссий чаще всего возводилась к трем основным точкам зрения: либеральной, консервативной и антизападной. Мы стараемся придерживаться мнения консервативной точки зрения, так как, по мнению либералов, свобода слова священна, и каждый может высказывать свои мысли и убеждения, как считает нужным, даже если это связано с жесткой критикой религиозной или иной моральной системы [1].

По мнению консерваторов, религиозный экстремизм - следствие мультикультурности и чрезмерной терпимости, культивируемой в европейских странах. Если бы европейцы не были столь толерантны к другим культурам, более жестко и последовательно отстаивали свои ценности, не потакали мигрантам, то таких проблем не было бы. Антизападники считают, что европейцы сами провоцируют расправы над журналистами, политиками и деятелями искусства, поскольку игнорируют традиции других народов (конечно, угнетенных и обиженных европоцентризмом и колониальным прошлым), а также отказываются понимать религиозные убеждения мусульман.

По нашему мнению, европейские демократии - светские, а это означает, в частности, что все религиозные объединения, придерживаясь демократических требований, могут свободно развиваться, а граждане имеют право рассчитывать на уважение своих религиозных убеждений. В Европе журналист может критиковать и даже высмеивать религию, поскольку свобода слова не ограничена. Тем не менее, мысль о том, что любой конфликт религии и свободы слова должен решаться в пользу последнего - весьма спорная по нашему мнению.

Сегодня, несмотря на значительные экономические, социальные, экологические, демографические и другие проблемы в России, главной задачей многие считают консолидацию общества, возвращение к христианским ценностям и одухотворение народа [12]. Важно раз личать религиозную журналистику и освещение религиозных событий в других СМИ. Информирование о религиозно-церковной жизни в России, воспитание у людей веротерпимости, адекватного понимания религиозных процессов, происходящих в государстве, помогает осуществлять религиозная журналистика - область журналистики, которая призвана освещать различные аспекты религиозно-церковной жизни в стране.

Религиозная журналистика должна выполнять следующие задачи:

- разъяснять религиозную доктрину с целью укрепления религиозных убеждений

верующих, вырабатывать у них стойкий иммунитет к атеистическим воздействиям, формировать умение сознательно и аргументировано отстаивать свои убеждения;

- популяризировать основы религиозного учения для атеистической аудитории, вести богословскую и церковно-историческую полемику и дискуссии;

- информировать приверженцев этого вероисповедания и всех, кто потенциально интересуется религиозной проблематикой, о различных аспектах церковной жизни;

- оценивать с позиций определенной идеологии события всех сфер (политической, экономической, культурной и тому подобное) жизнедеятельности общества для выработки специфически церковного взгляда на все эти проблемы.

По нашему мнению, вышеупомянутые задачи больше не касаются религиозной журналистики в целом, а собственно религиозной прессы «как системы информационно-пропагандистского и издательского обеспечения всех сторон функционирования религиозных структур разного статуса и разных уровней» [5, с. 218].

На наш взгляд, задача религиозной журналистики заключается в том, чтобы:

1) информировать общественность о церковно-религиозных событиях как общегосударственного характера, которые имеют значение для всего общества, так и касающиеся жизнедеятельности определенной религиозной общины, отдельной религиозной организации;

2) освещать деятельность церковно-религиозных организаций, давать достаточный объем информации, чтобы читатели могли составить представление о принципах и особенностях функционирования тех или иных религиозных структур;

3) разъяснять читателям в максимально доступной форме особенности религиозных доктрин и учений, их преимущества и недостатки, эволюцию, место в истории государства, значение для народа, что позволит сформировать у читательской аудитории представление о религиозной панораму в стране;

4) рассказывать о церковных традициях, религиозных верованиях с целью возвращения нации к духовным источникам, передачи исторического опыта в решении общественно-политических, культурных и моральных проблем.

Средства массовой информации в своих материалах на церковно-религиозную тематику должны раскрывать положительные идеалы прошлого и настоящего, бороться с распространением зла, греха и разврата и, таким образом, заботиться о моральном состоянии личности и общества. Материалы на религиозную тематику в печатных СМИ составляют достаточно узкий жанровый диапазон. Несмотря на то что в газетах и журналах среди публикаций на религиозную тематику можно найти репортажи и эссе, обзоры и

комментарии, однако подавляющее большинство материалов представлено в виде:

- коротких информационных сообщений, заметок, которые могут быть редкими;

- аналитических статей;

- интервью;

- фотофактов (на снимках изображены храмы с указанием названия и места расположения; любые комментарии или дополнительная информация отсутствуют).

Ошибки, которые на сегодняшний день допускают журналисты в публикациях - это ошибки небрежности или невнимательности, некорректное употребление религиозных терминов, некорректный заголовок или анонс, юридическая безграмотность, смешение социальной проблематики и антирелигиозной риторики. Религия - не просто набор предписаний и культовых практик. Религия - это картина мира, которая содержит для верующего ответы на важнейшие жизненные вопросы. И такие ответы значат для религиозного человека гораздо больше, чем его политические взгляды или эстетические пристрастия [3]. Важно также понимать, что религии и религиозные общины не одинаковые. Одно и то же действие может вызывать различные эмоции и реакции у представителей различных верований.

Когда в 80-е годы ХХ века карикатурист Жак Эффель издал книгу «Сотворение мира», где были карикатурно изображены христианский Бог, акт творения, Адам, Ева и т.п., то Ватикан осудил только ту карикатуру, на которой был изображен Бог, который создает лису, и рядом с ним дьявол, который создает моль. Ватиканские богословы сказали, что дьявол не может рассматриваться как создатель. Карикатуры на пророка Мухаммеда или Аллаха объективно затрагивают мусульманина гораздо сильнее, чем христианина затрагивает карикатура на библейских персонажей. Конечно же, это не дает мусульманам права на акты агрессии и насилия, но государственным и общественным институтам опасность негативного восприятия тех или иных публикаций или перформансов надо принимать во внимание.

Что же касается Российской Федерации, то борьба против оскорбления чувств верующих привлекла внимание многие мировые СМИ - никто из них не ожидал, что за права верующих можно так дико и агрессивно бороться. Издание «Associated Press» сообщает, что ведущие деятели культуры не раз обращались к Президенту России В. В. Путину с требованием защитить свободу самовыражения, которая практически померкла на фоне свирепствующей борьбы с оскорблениями чувств верующих. СМИ пишет сразу о нескольких шокирующих актах этой борьбы: лишение свободы украинского режиссера Олега Сенцова и отказ его в экстрадиции; вмешательстве государственных

чиновников и полиции в деятельность представителей российской сферы искусства; разгон выставки фотографий обнаженной натуры американского фотографа Джека Стерджеса в одной из Московских галерей ОМОНом; отмена мюзикла «Иисус Христос - Суперзвезда» в одном из Омских театров после ходатайства православных верующих.

В ответ на обращение деятелей культуры и искусства В. В. Путин ответил, что «любая свобода самовыражения имеет обратную сторону - ответственность», а также что «между опасной буффонадой и свободой выражения мнения существует очень тонкая грань» [4]. Росохранкультура применяет все предусмотренные законом меры, вплоть до лишения регистрации, к любому СМИ, опубликовавшему материалы, оскорбляющие религиозные чувства верующих: «В том случае, если какое-либо российское СМИ опубликует материалы, оскорбляющие религиозные чувства верующих, то к нему немедленно будут применены меры, предусмотренные законодательством РФ, вплоть до лишения регистрации», -говорится в официальном заявлении, обнародованном Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия [3].

Несоблюдение закона и общественных норм поведения предусматривают юридическую ответственность. В 2013 г. в УК РФ появилась статья (которая прежде квалифицировалась как административное правонарушение), предусматривающая уголовную ответственность за оскорбление чувств верующих, за воспрепятствование проведению религиозных собраний, обрядов - 148 УК РФ «Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий». В качестве примеров, где фигурирует применение данного закона, можно назвать ряд ситуаций, когда ежедневная петербургская интернет-газета «Фонтанка.ру» была вынуждена извиниться за первоапрельскую шутку после жалобы Государственного музея Санкт-Петербурга. Возмущение дирекции музея вызвала опубликованная 1 апреля заметка: «В Петербурге со шпиля Петропавловской крепости исчез ангел» [10].

В Казани в «Общественную коллегию по жалобам на прессу» 19 июня в 2015 г. поступила жалоба от Диляры Нурметовой на журналистов А. Красовского и К. Собчак за статью «Дорога к Храму» [6; 7], которая была опубликована в интернет-версии журнала «Сноб». В материале нашли нарушения журналистской этики, а также было допущено оскорбление религиозных чувств в той части, где корреспонденты беседуют с имамом мечети (слова корреспондентов о том, что ислам - религия агрессивная, а мусульмане отрезают головы, была использована деформация фактов). «Опубликованный материал является идеологическим, причем носителями определившей его формат и стиль идеологии

предстают как сами авторы, так и проект «Сноб» в целом. <...> Дискриминация по конфессиональному признаку здесь проявляется в том, что авторы публикации отказывают в праве на счастье верующим - людям, избравшим не такую, как они сами, систему жизненных координат», - приходит к выводу эксперт, доктор филологических наук, зав. кафедрой журналистики Института социально-философских наук и массовых коммуникаций Казанского (Приволжского) федерального университет Светлана Шайхитдинова [11].

В Калининграде в 2011 г. был вынесен приговор по делу издателя и журналиста газеты «Тридевятый регион» Борису Образцову за комментарий в статье «Духовный регламент прет-а-порте» за то, что он назвал в своей публикации представителей русской православной церкви «трансвеститами» и «рейдерами» [8].

Другим примером является статья 2004 г. автора Валентины Солодчук, опубликованная в газете «Смоленские губернские ведомости» (№ 30, 27 июля - 2 августа) с заголовком «Десногорск оккупировали баптисты» [9], где описана ситуация вокруг церкви евангельских христиан-баптистов «Слово Христово». Публикация вызвала широкий общественный резонанс. После ее появления в церкви баптистов «Слово Христово» неизвестные лица дважды разбивали стекла. В адрес прихожан раздавались угрозы физической расправы. Баптисты обратились в суд с иском о защите чести и достоинства. Газета принесла церкви свои извинения и уже опубликовала опровержение. Трудно предположить, что автор рассчитывала на иную - неагрессивную - реакцию читателей.

Не будет лишним проанализировать и другую статистику. Так, в августе 2012 г. Фонд «Общественное мнение» [12] провел исследование, посвященное чувствам верующих. На вопрос о том, сталкивались ли граждане в своей повседневной жизни с ситуациями, в которых их религиозные чувства были оскорблены, 84% православных респондентов ответили, что не сталкивались. Среди представителей других конфессий таким же образом ответили 86% респондентов. Утвердительно ответили лишь 12% православных и 9% представителей других конфессий. Примечательно, что 15% из 19% верующих, которые встречали в СМИ сообщения, оскорбившие их религиозные чувства, были оскорблены клипом панк-группы Pussy Riot.

В заключение следует отметить, что необходимо проводить различие между критикой и оскорблением. Процесс взаимодействия религиозных организаций и СМИ сложный и нерегулируемый. Оскорбление верующих проявляется в установках, предубеждениях, стереотипах, которые отчасти формируются и отчасти транслируются массмедиа, усиливая существующий в коллективном сознании код неприятия. Существует необходимость в разработке средствами массовой информации новых форм и информационных стратегий в

освещении религиозной тематики. Необходимо в целях формирования положительного образа ислама в обществе сделать общемусульманский информационный поток разноплановым, многослойным, более фактурным.

Идентификация языковых маркеров ксенофобии, характерных для медиа-дискурса, является важной составляющей медиа-критических студий. Она может стать основой программы оптимизации деятельности медиа на принципах толерантности и диалога культур. Перспективы такого исследования определяются возможностью разработки методики, которая бы позволила на текстовом и концептуальном уровнях выявлять явные и скрытые проявления религиозной нетерпимости в СМИ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Толкачев А., Егелев К. Право на забвение в Рунете. Анализ и последствия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.atplaw.ru/useful/artides/pravo-na-zabvenie-vrunete-analiz-i-posledstviya. html.

2. Вовк Д., Уварова Е. Свобода слова и религия - не преступить запретную черту [Электронный ресурс] // Европейская правда. - 9 января 2015 г. - Режим доступа: http://www.eurointegration.com.ua/rus/experts/2015/01/9/7029468/.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195- ФЗ (ред. от 30.12.2015, с изм. от 17.02.2016, с изм. и доп., вступ. в силу с 15.01.2016), ч. 6, ст. 13, 15.

4. Что по закону является оскорблением чувств верующих? [Электронный ресурс] // Портал «Народный СоветникЪ». - Режим доступа: http://nsovetnik.ru/pravila_ povedeniya/chto_po_zakonu_yavlyaetsya_oskorbleniem_chuvstv_veruyuwih/.

5. Крысин Л. П. Слово в современных текстах и словарях. Очерки о русской лексике и лексикографии. - М.: Знак, 2008. - 320 с.

6. Жалоба на статью «Дорога к храму», опубликованная на сайте «Сноб», будет рассмотрена на втором заседании [Электронный ресурс] // Общественная коллегия по жалобам на прессу. - 7 декабря 2015 г. - Режим доступа: http://www.presscouncil. ru/index.php/novosti/5048-kollegiya-priglasit-kseniyu-sobchak.

7. Собчак&Красовский: Дорога к храму [Электронный ресурс] // Электронный портал журнала «Сноб». - 8 июня 2015 г. - Режим доступа: https://snob.ru/selected/entry/ 93638.

8. Духовный регламент прет-а-порте [Электронный ресурс] // Тридевятый регион-Калининград. - Режим доступа: http://www.gazeta39.ru/events/747-duuh.

9. Суд удовлетворил иск баптистской церкви г. Десногорска к газете «Смоленские губернские ведомости» [Электронный ресурс] // Информационно-аналитический центр «Сова». - Режим доступа: http://www.sova-center.ru/religion/news/interfaith/ against-sects/2004/08/d2569/.

10. В Петербурге со шпиля Петропавловской крепости исчез ангел [Электронный ресурс] // Петербургская интернет-газета «Фонтанка.РУ». - Режим доступа: http://www.fontanka.ru/2015/03/31/165/.

11. Виславская Е. Татарстанцы искали в скандальной статье Собчак притеснение мусульман [Электронный ресурс] // Комсомольская правда. Казань. - 20 ноября 2015 г. - Режим доступа: http://www.kazan.kp.ru/daily/26461.7/3331033/.

12. Сайт Фонда «Общественное Мнение» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fom.ru/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.