Научная статья на тему '«Шарли Эбдо»: взгляд из Африки'

«Шарли Эбдо»: взгляд из Африки Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
530
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Шарли Эбдо»: взгляд из Африки»

политикой смягчения недовольства шиитов путем вливания крупных денежных средств в районы их компактного проживания.

Если вернуться к вопросам, поставленным во введении, ответ на первый из них с высокой степенью уверенности можно сформулировать следующим образом: несмотря на свою объективную включенность в трансграничную по положению в пространстве этноконфессиональную общность, шииты Ирака не обладали действительно значимым потенциалом угрозы той модели национального государства, что формировалась в Ираке в годы правления Саддама Хусейна. Их «вызов» был скорее воображаемым, чем реальным; однако представление власти о недостаточной лояльности шиитов повлияло на политику режима таким образом, что фактически способствовало появлению вызова. В том же направлении действовали и другие, уже международные по своей природе факторы - политика послереволюционного Ирана и разгром вооруженных сил Ирака в ходе операции «Буря в пустыне». Фактически получился своеобразный резонанс трехсторонних воздействий - со стороны режима С. Хусейна, со стороны соседнего государства и со стороны антииракской коалиции. И именно это, внешнее по отношению к шиитам политическое провоцирующее воздействие извне, а отнюдь не их принадлежность к трансграничной этноконфессиональной общности, предопределило восстание 1991 г. Даже выступив против государства, шииты Ирака в большинстве своем не отвергали это государство в принципе, но главным образом хотели изменить свое положение в нем. Поэтому ответ и на второй вопрос: реализовался ли потенциал именно трансграничного этноконфессионального вызова национальному государству в Ираке, - тоже следует признать отрицательным.

«Трансграничные вызовы национальному государству» СПб.: Интерсоцис, 2015 г., с. 263-281.

Г. Карпов,

кандидат исторических наук

(Институт Африки РАН)

«ШАРЛИ ЭБДО»: ВЗГЛЯД ИЗ АФРИКИ

8 января 2015 г. были ликвидированы исполнители теракта в «Шарли Эбдо» - братья Саид и Шериф Куаши. Их сообщник, Амеди Кулибали, 9 января 2015 г. захватил магазин кошерных продуктов у Венсенских ворот в Париже, убив четырех человек.

В ходе спецоперации французских силовиков 9 января 2015 г. Ку-либали был убит.

Эта трагедия стала одной из самых драматичных страниц современной истории Франции. Расследование продолжается, но уже понятно, что исполнителями терактов были французы алжирского происхождения, сторонники радикального ислама. Возможно, у них были сообщники, которые остаются сейчас на свободе.

Международные скандалы с публичным оскорблением ислама случались и ранее. Однако в отношении числа пострадавших от них, расстрел редакции «Шарли Эбдо» занимает, безусловно, положение, из ряда вон выходящее.

В 1988 г. большое негодование мусульман во всем мире вызвала публикация романа англоязычного индийского писателя Салмана Рушди «Сатанинские стихи». Данное произведение было запрещено в Индии, ЮАР, Пакистане, Египте, Сомали, Бангладеш, Судане, Малайзии, Катаре. Зафиксированы случаи сожжения книг Рушди, прошли массовые манифестации в Индии, Пакистане, Иране. Исламисты объявили награду в несколько миллионов долларов за голову писателя.

По аналогичному алгоритму разворачивался скандал с сообщением об издевательствах над мусульманскими узниками в тюрьме Гуантанамо в 2005 г. В феврале 2006 г. произошел «карикатурный» скандал с датской газетой. В сентябре 2006 г. критика мусульман обрушилась на Папу Римского Бенедикта XVI. Выступая с лекцией в Регенбургском университете, Бенедикт XVI процитировал фразу византийского императора Мануила II (13501425) из философско-религиозного диспута императора с современником, оставшимся неизвестным: «Хорошо, покажи мне, что нового принес Мухаммед, и ты найдешь там только нечто злое и бесчеловечное, такое, как его приказ распространять мечом веру, которую он проповедовал»1.

После расстрела «Шарли Эбдо» прошло пять недель, и в Копенгагене произошел новый теракт с «карикатурной подоплекой». 14 февраля 2015 г. в кафе «Пороховая бочка», в самом центре датской столицы, где проходил общественный семинар «Искусство, богохульство и свобода слова», неизвестный открыл стрельбу. Предполагается, что целью террориста был шведский художник Ларс Вилкс, который, однако, не пострадал. Погибли четыре человека, из них трое полицейских. Через несколько часов произошла стрельба в Большой синагоге Копенгагена, погиб охранник. На следующий день подозреваемый в обоих нападениях, ранее суди-

мый Омар Абдель Хамид аль-Хуссейн, в перестрелке с полицейским был убит.

Актуальность данных событий для нашей страны обусловлена проживанием в России свыше 15 млн мусульман. Самая активная часть мусульман - на Северном Кавказе, где традиционно велико влияние радикальных элементов, готовых с оружием в руках продвигать свое видение исламских норм и обычаев. Многие из них получили реальный боевой опыт в рядах группировки «Исламское государство» (ИГ). По данным ФСБ России, в Ираке сейчас воюет не менее 1,7 тыс. граждан России и около 20 тыс. граждан других государств2.

Практически все ведущие политические лидеры Африки осудили теракты и выразили глубочайшие соболезнования руководству Франции и французскому народу.

В том же ключе высказались и представители региональных союзов стран Африки, например Экономическое сообщество западноафриканских государств (ЭКОВАС), призвавшее продолжить борьбу с экстремизмом и терроризмом во всех его проявлениях. Заседание Африканского национального конгресса в ЮАР в четверг, 8 января 2015 г., началось с минуты молчания в память о погибших во французской столице. 10-11 января 2015 г. Марш Республики в Париже собрал свыше 1 млн человек (в других городах страны еще не менее 2,5 млн), в том числе 44 представителя иностранных государств, среди них десять представляли страны Африки - Мали, Алжир, Тунис, Габон, Нигер, Того, Бенин, Египет, Сенегал. Примечательно, что лидеры стран шли не в общей колонне парижан, а прошли отдельной группой по охраняемой службами безопасности улице.

Президент Кении Ухуру Кениата и правительство этой страны одними из первых среди африканских стран выразили солидарность с французскими гражданами и направили свои соболезнования.

Официальные власти Туниса осудили теракты в Париже. Президент страны внес запись в книгу соболезнований семьям погибших в резиденции французского посла, отметив, что уверен в способности Франции преодолеть данный инцидент с мужеством и решимостью.

Президент Либерии, 85% населения которой исповедуют христианство, Элен Джонсон-Серлиф, выразила глубочайшие соболезнования президенту Франции Франсуа Олланду и всему французскому народу. В своем сообщении она отметила, что эта

трагедия близка и понятна ее стране, придерживающейся общих с Францией ценностей.

Не остался безучастным к парижским событиям Маврикий, чье правительство в лице премьер-министра Анируда Джагнота отправило телеграмму с соболезнованиями президенту Франции. Президент Республики Сейшельские Острова Джеймс Мишель утром 13 января 2015 г. в знак солидарности с народом Франции посетил французское посольство и расписался в книге соболезнований.

Однако даже на официальном уровне веско звучит религиозный аспект. Несмотря на то что президент Сенегала принял участие в Марше Республики, в самой стране, где 94% населения исповедуют ислам, после бурных протестов любое распространение «Шарли Эбдо» и газеты «Либерасьон», также опубликовавшей карикатуры, было запрещено3. Участие президента в Марше Республики спровоцировало волну критики, хотя представители исламского духовенства страны, например священнослужитель Се-рин Моду Кара, данный поступок президента поддержали4.

Министр иностранных дел Марокко вообще отказался участвовать в Марше в Париже из-за того, что его просьба не демонстрировать карикатуры во время шествия не была удовлетво-рена5.

Религия в Африке больше, чем религия...

Радикальные исламские организации поддержали террористов и их сообщников. Ответственность за теракты в Париже взяла на себя террористическая группировка «Аль-Каида». Один из ее руководителей - Насер аль-Анси заявил, что братья Куаши действовали по приказу лидера «Аль-Каиды» Аймана аз-Завахири, а Ахмед Кулибали был связан с ИГ6. Достоверность этой информации может быть поставлена под сомнение в связи с ликвидацией исполнителей терактов. Лидер тунисской террористической организации «Ансар аль-Шариа» Камель Заррук пригрозил расправой двум тунисским журналистам, высказавшимся в поддержку пострадавших от рук террористов.

Угрозы в адрес Франции также озвучил лидер исламистской группировки «Боко Харам» Абубакар Шекау. В двух видеообращениях он одобрил действия террористов и пообещал устроить новые теракты, если публикация карикатур продолжится. По его мнению, нельзя быть мусульманином и не осуждать демократию7.

Сомалийская террористическая группировка «Аш-Шабаб» призвала своих сторонников в Европе к совершению терактов, аналогичных расстрелу редакции «Шарли Эбдо». На своем официальном сайте в Интернете радикалы поддержали действия террористов, видя в расстреле редакции героический акт мести за оскорбление Пророка Мухаммеда. Нельзя назвать абсолютно мирной позицию официального ислама в Африке.

Умеренно настроенные представители исламского духовенства Сомали, в частности имам мечети «Масджид Рахма» в Могадишо Омар Шейх Абдирахман, негативно отозвались о карикатурах, но в то же время открестились от силового решения данной проблемы. Журналист аналитического издания «Ирин Ньюс» Мустафа Ахмед призвал сомалийцев и мусульман, живущих в странах с немусульманским большинством, только мирно осуждать подобные оскорбления ислама и добиваться уважения к себе через давление на власти в рамках закона8.

Министр по делам религии Алжира Мохамед Аисса заявил в интервью, что алжирские имамы, прошедшие специальную подготовку, привлечены к формированию положительного образа ислама во Франции. По его мнению, «путаница между исламом и терроризмом лишь на руку экстремистам». Что касается терактов в Париже, министр полагает, что это сугубо французская проблема, поскольку исполнители этих терактов никогда не были в Алжире, не посещали там мечети и религиозные школы9.

Совет имамов и проповедников Кении в лице шейха Мухаммеда Халифа осудил публикацию карикатур на Пророка Мухаммеда в «Шарли Эбдо» и предупредил, что подобные действия в дальнейшем могут только усилить негодование мусульман во всем мире10.

Совет имамов и улемов штата Кадуна в Нигерии, по результатам проведенной пресс-конференции, заявил, что трагедии в Париже можно было избежать, если бы французские власти привлекли редакцию сатирического еженедельника к ответственности за публикацию карикатур и убедили журналистов впредь так больше не делать. «Для Запада настало время пересмотреть понятие свободы слова и выражения, если дело касается религиозных вопросов»11.

Между тем мусульманские организации ЮАР, например «Исламское единство», указывают на демонизацию ислама в западных СМИ. По их мнению, вина за теракты лежит не только на радикальных мусульманах, есть вопросы к работе французской

полиции и спецслужб. Мусульмане всего мира не должны извиняться за действия нескольких радикалов. В других странах от рук террористов постоянно гибнут люди, например в день расстрела редакции «Шарли Эбдо» взрыв в столице Йемена унес жизни 38 человек, но мировые СМИ, продолжая раскручивать трагедию в Париже, никак не отреагировали на гибель людей в Сане12.

Не обошлось без эксцессов на религиозной почве.

В Нигере, где 80% населения - это мусульмане-сунниты, протестующие в Ниамее и Зиндере сожгли христианские церкви и французский культурный центр, выразив, тем самым, негодование по поводу публикаций в «Шарли Эбдо». Также были повреждены здания нескольких баров, отелей и французских компаний. Президент страны Махамаду Иссуфу осудил эти выступления13, в ходе которых, по данным «Всемирного совета церквей», было сожжено около 70 христианских храмов14. Для разгона более 1 тыс. протестующих полиция применила слезоточивый газ, во время беспорядков погибли 10 человек, 45 - были ранены.

Католический архиепископ из Нигерии Игнатиус Каигама обвинил страны Запада в игнорировании террористической угрозы от исламистской группировки «Боко Харам», чья деятельность уже привела к гибели сотен людей, и заявил, что Нигерия сейчас нуждается в не меньшей поддержке, чем Франция. По его мнению, терактам в Европе придается более значительное внимание, чем терактам в Нигерии, Нигере или Камеруне15, а президент Нигерии Гудлак Джонатан нашел время для выражения солидарности французскому народу, но не способен сделать то же самое в отношении собственных граждан, погибающих в терактах гораздо чаще французов. Однако это не вызывает такого резонанса и редко выходит за границы страны.

Таким образом, мы можем наблюдать, что реакция на теракты в Париже со стороны религиозных структур и отдельных деятелей Африки теснейшим образом связана с религиозным составом населения каждой отдельно взятой страны. Наибольший резонанс наблюдался в странах с заметной долей исламского населения. Однако и христианские организации, особенно в Нигерии, безучастными к обсуждению данной темы не остались.

Реакция африканцев

Особое место в оценке расстрела редакции «Шарли Эбдо» принадлежит нигерийским СМИ и общественным деятелям по причине перманентного религиозного конфликта в этой стране. Трагедия в Париже активизировала в нигерийском обществе поиск путей к урегулированию религиозного противостояния. Ислам проник в Африку гораздо раньше христианских миссионеров из Западной Европы и оказал заметное влияние на местную культуру. По мнению ряда нигерийских журналистов, Нигерия должна дистанцироваться от навязываемого Западом сугубо негативного образа ислама и сконцентрироваться на решении внутренних политических проблем, борьбе с коррупцией, развитии собственной экономики, преодолении безработицы и стабилизации отношений между Севером и Югом16.

Достойна внимания серия статей журналиста Месуеда Мус-тефы в эфиопской газете «Репортер». Автор указал на лицемерие и двуличность абсолютного большинства мировых СМИ в оценке недавних терактов во Франции, постоянных терактов «Боко Ха-рам» в Нигерии и т. д. Убийство нескольких европейцев вызывает гораздо больше возмущения в мировых СМИ, чем убийство нескольких сотен африканцев. Необходимо выработать четкий однозначный стандарт в оценке террористических атак, где бы они ни случались. По его мнению, нет «хороших» и «плохих» террористов, любая помощь и взаимодействие с террористическими структурами, особенно с ИГ, должны быть прекращены17. В другой статье М. Мустефа обосновал, почему он в карикатурах «Шарли Эбдо» видит, скорее, не проявление свободы слова, а оскорбление и ненависть, прикрытую свободой слова. Свобода слова и свобода оскорблять - это разные вещи18.

Небезынтересна позиция нигерийского журналиста Окей Ндибе, указывающего на то, что мировое сообщество не будет придавать такое же внимание терактам в Нигерии, какое придается терактам во Франции, до тех пор, пока нигерийцы и, прежде всего, их лидеры не начнут уважать самих себя и свой народ. Разителен контраст в поведении французского и нигерийского президентов после терактов. Франсуа Олланд в кратчайшие сроки прибыл на место теракта, выразил глубочайшие соболезнования семьям погибших и пострадавших, объявил во Франции трехдневный траур, а через несколько дней возглавил Марш Республики в Париже. Гудлак Джонатан на теракты в собственной стране, например

в Баге, либо вообще не реагирует, либо реагирует с большим опозданием и невыразительно19.

Такое поведение нигерийского президента вызвало шквал критики со стороны одного из молодых политических лидеров ЮАР - Джулиюса Малемы. По его словам, Национальная ассамблея (нижняя палата парламента ЮАР) будет рассматривать ходатайство о возможном вмешательстве во внутренние дела Нигерии из-за терактов «Боко Харам»20. Есть также мнение, что теракты в Нигерии происходят настолько часто (за первые шесть месяцев 2014 г. было 95 нападений), что СМИ уже перестают реагировать на это.

Союз журналистов в Алжире, где зафиксировано немалое число жертв терактов среди работников СМИ, осудил действия французских террористов и пожелал пострадавшим скорейшего выздоровления.

Известный алжирский писатель, бывший военный, Ясмина Хадра, комментируя ситуацию вокруг «Шарли Эбдо» в интервью арабскому изданию «Аль-Джазира», указал на то, что террористы есть продукт французского общества, а не исламского мира. Бог, по его мнению, в защите со стороны смертных не нуждается21.

В Марокко большая часть изданий осудила парижские теракты, но при этом практически все политические партии накануне выборов не выразили солидарности с жертвами этих терактов. «Египетская правозащитная организация» попросила французские власти, несмотря на всю кровавость и бесчеловечность данных терактов, не принимать мер, которые могут ухудшить положение мигрантов из арабских стран вообще и египетской общины в частности. А министр вакуфов Египта Мохаммед Мухтар Гомаа предостерег от принятия антитеррористических мер - как способа оказать давление на исламские государства региона22.

Подобного рода заявления на фоне преследования христиан в самом Египте выглядят несколько неуместными. Как сообщает египетская газета «Иджипт Индепендент», 11 января 2015 г. 21-летний студент Карим Аль-Банна был приговорен к трем годам тюремного заключения за атеизм и оскорбление ислама. В июне 2014 г. копт тоже за оскорбление ислама получил шесть лет тюрь-

23

мы .

В Камеруне резкой общественной реакции не наблюдалось. По сообщениям местных СМИ, многие камерунцы даже ожидали доставку печатных экземпляров «Шарли Эбдо» в их страну, чтобы ознакомиться с карикатурами, вероятно из любопытства.

В Кении, где мусульмане составляют 10% населения, три крупнейшие газеты страны - «Стар», «Бизнес Дейли» и «Аполо-джайзинг» перепечатали карикатуры из «Шарли Эбдо», однако после протестов со стороны мусульман были вынуждены принести публичные извинения. Кенийский совет по СМИ, назначаемый правительством, даже поднял вопрос об аккредитации журналистов этих изданий.

Журналист из Зимбабве, где 80% населения - христиане различных течений, Тичаона Зиндога указал на проблему границы свободы слова на Западе. События в редакции «Шарли Эбдо», по его мнению, демонстрируют абсолютную веру западных журналистов в идеал свободы выражения, что, например, для реалий Зимбабве, где действуют «Закон о защите информации» («Access to Information and Protection of Privacy Act, 2004»24) и «Закон о защите общественного порядка» («Public Order and Security Act, 2002»)25, неприменимо на практике. Однако такая свобода слова на Западе носит односторонний характер. Можно муссировать тему угрозы ислама и насмехаться над Пророком Мухаммедом, но нельзя оценивать такие действия как пропаганду насилия и подстрекательство к войне. И никто на Западе даже не задумывается о привлечении к ответственности тех, кто позволяет себе публикацию материалов исламофобского содержания26.

Предметом национальной гордости для Мали стал 24-летний мигрант-мусульманин Лассана Батили - работник того самого магазина кошерных продуктов у Венсенских ворот в Париже, который помог в спасении 20 заложников27.

Неоднозначная реакция на события в Париже имела место среди карикатуристов ЮАР, которые уже неоднократно становились участниками «карикатурных» скандалов, правда, без таких печальных последствий. Хотя и в их адрес поступали угрозы. В частности, мусульманская организация «Джамиатул Улама» через Верховный суд ЮАР добилась запрета на публикации карикатур из журнала «Шарли Эбдо». Судья объяснил такое решение тем, что хотя свобода слова и есть основополагающий принцип демократического общества, это не первостепенная ценность.

Самый известный карикатурист ЮАР Джонатан Шапиро, выступающий под псевдонимом «Запиро», потребовал самого сурового осуждения убийства журналистов в Париже и заверений от руководства страны о защите свободы СМИ в стране28. С ним солидарны журналисты и карикатуристы из ряда других африкан-

ских государств - Буркина-Фасо, Мавритании, Сенегала, Кении,

Нигерии29.

Примечательно, что реакция африканских СМИ оказалась почти идентична реакции мировых СМИ, распределившихся по вопросу карикатур «Шарли Эбдо» на три лагеря. Большинство ведущих изданий решило не публиковать карикатуры. Этой позиции придерживаются преимущественно американские издания -«Эн-би-си», «Си-эн-эн», «Эй-би-си», «Си-би-эс», «Нью-Йорк Таймс». Противоположную точку зрения можно обнаружить среди европейских СМИ, опубликовавших карикатуры в знак солидарности с французскими коллегами, а именно: немецкое издание «Гамбургер Моргенпост», датская газета «Берлингске», а также некоторые американские издания. Другие издания, в частности «Дейли Телеграф» и «Дейли Ньюс», опубликовали фото обложки скандального номера «Шарли Эбдо», но с размытой карикатурой.

Что дальше?

Таким образом, мы можем наблюдать, что реакция африканцев на теракты в Париже не ограничивается сочувствием к пострадавшим и имеет четкую религиозную подоплеку. Погибших не вернуть, но и оскорбление Пророка нельзя оставлять без внимания. Тем не менее вопрос о границах свободы слова был поднят и со стороны представителей христианских общин ряда африканских государств, не говоря уже о мусульманах Африки.

Не следует также забывать о том, что французские власти, преследуя свои внешнеполитические цели, длительно и успешно поддерживали радикальный ислам в других странах, на что указывает, в частности, известный американский ученый-африканист Хорас Кэмпбелл. Так было в Мали, Центральноафриканской Республике, Ливии и Сирии, где Франция поддерживала действия исламистских группировок, продолжая осуждать действия террористов там, где это было ей выгодно. Очень странным выглядит неожиданное самоубийство комиссара французской полиции Эль-рика Фреду прямо накануне публикации его доклада о первых результатах расследования. Э. Фреду с 2012 г. был заместителем начальника отдела полиции в городе Лимож, где провели школьные годы братья Куаши30.

Французские власти были осведомлены о тесных связях террористов с «Аль-Каидой». Шериф Куаши многие годы вербовал людей для войны в Ираке, в 2005 г. он был арестован при попытке

попасть в Ирак через Сирию, в 2008 г. - был осужден на полтора года за терроризм. Его брат Саид проходил тренировку в лагерях «Аль-Каиды» в Йемене. Амеди Кулибали познакомился с Шерифом Куаши в тюрьме, куда попал за грабежи.

Однако предотвратить теракт инструментами, имеющимися в арсенале властей, оказалось невозможно. Смертной казни во Франции нет, тюремные сроки за терроризм чрезвычайно малы и часто ведут только к росту популярности осужденного среди радикалов и экстремистов. 70% заключенных во французских тюрьмах исповедуют ислам, представляя питательную среду для радикалов. Число мусульман неуклонно возрастает (сейчас во Франции проживает около 6 млн мусульман, или 8% населения), пропорционально растет и число радикалов.

После теракта карикатуры из сатирического издания «Шарли Эбдо» были перепечатаны множеством других французских изданий. Наверное, это и есть та свобода слова, от которой французскому обществу не представляется возможным отказаться. Первый после теракта выпуск еженедельника, тираж которого составил 3 млн экземпляров (вместо обычных 60 тыс.), тоже содержал карикатуры и был распродан за считанные часы. Позднее тираж был увеличен до 7 млн экземпляров.

Подводя итоги, можно предположить, что при существующем положении дел в странах ЕС со свободой слова и прессы касательно публикаций исламофобского содержания высока вероятность повторения подобных терактов в дальнейшем.

Примечания

1 Речь Папы Римского Бенедикта XVI, 12.09.2006. - http://alkitab.livejournal. com/ 8490.html

2 Директор ФСБ: В рядах боевиков в Ираке воюют около 1,7 тыс. россиян // ИТАР-ТАСС, 20.02.2015. - http://tass.ru/politika/1780775

3 Mwendia S. Charlie Hebdo in Africa: Senegal bans magazine's distribution // This is Africa, 16.01.2015. - http://thisisafrica.me/charliehebdo-africa-senegal-bans-magazines-distribution

4 Charlie Hebdo attack: African newspapers apologise over cover // BBC News, 15.01.2015. - http://www.bbc.com/news/world-africa-30829167

5 Jannic-Cherbonnel F. African Press Review 12 January 2015 // Radio France Internationale, 15.01.2015. - http://www.english.rfi.fr/africa/20150112-african-press-review-12-january-2015

6 Adamu А. Vous etes Charlie? // Daily Trust, 16.02.2015. - http://www.dailytrust. com.ng/daily/columns/friday-columns/44534-vous-etes-charlie

Boko Haram returns to sending emails, attacks Borno Barracks // Daily Trust, 14.01.2015. - http://www.dailytrust.com.ng/daily/topstories/44311-boko-haram-now-communicates-via-email-youtube

Somalia: Somalis Respond to Paris Attacks, Denounce Violence. - http://allafrica. com/stories/201501130094.html

Algerian Imams in Europe Committed to Presenting Real Image of Islam // ALGERIA PRESS SERVICE, 18.01.2015. - http://www.aps.dz/en/algeria/5708-algerian-imams-in-europe-committed-to-presentingreal-image-of-islam Mwendia S. Charlie Hebdo: African newspapers apologise over cover // This Is Africa, 16.01.2015. - http://thisisafrica.me/charlie-hebdoafrican-newspapers-apologise-cover/

Ahmadu-Suka M. Charlie Hebdo massacre avoidable // Daily Trust, 16.01.2015. -http://www.dailytrust.com.ng/daily/news/44513-charlie-hebdo-massacre-avoidable-ulamas

South Africa: Islamic Unity Convention's Comment on French Terror Attacks // PAMBAZUKA NEWS, 14.01.2015. - http://pambazuka.net/en/category/features/ 93708

Niger Police Fire Tear Gas As Charlie Hebdo Opponents Take to the Streets. -http://allafrica.com/stories/201501192078.html

Niger: WCC Condemns Attacks On Churches in Niger. - http://allafrica.com/sto-ries/201501231265.html

Nigeria: Yes, Nigeria Needs the Same Support As France. - http://allafrica.com/ stories/201501201693.html

Princewill T. Charlie Hebdo and the fear of islamization in the Nigerian context // Vanguard, 21.01.2015. - http://www.vanguardngr.com/2015/01/charlie-hebdo-fear-islamization-nigerian-context

Musetefa М. We all pay the price for terrorism // The Reporter, 07.02.2015. -

http://www.thereporterethiopia.com/index.php/opinion/viewpoint/item/3118-we-

all-pay-the-price-for-terrorism

Musetefa М. Hate speech and freedom of speech // The Reporter, 31.01.2015. -

http://www.thereporterethiopia.com/index.php/opinion/viewpoint/item/3089-hate-

speech-and-freedom-of-speech

Ndibe O. «Je suis Charlie» and Nigerian Envy // Premium Times, 21.01.2015. -http://blogs.premiumtimesng.com/?p=166604

Hassan A. South African Politician, Malema, Attacks Jonathan, Says President

«Irresponsible» Over Silence On Baga // Sahara Reporters, 14.01.2015. - http://sa-

harareporters.com/2015/01/14/southafrican-politician-malema-attacks-jonathan-

says-president-%E2%80%9Cirresponsible%E2%80%9D-over

Pilane P. Charlie Hebdo murderers are children of France, not children of Islam //

The Daily Vox, 22.01.2015. - http://www.thedailyvox.co.za/charlie-hebdo-

murderers-are-children-of-france-not-children-ofislam/

Egypt: Awqaf Ministry Condemns Charlie Hebdo Attack. - http://allafrica.com/ stories/201501091700.html Jannic-Cherbonnel F. Op. cit.

The Access to Information and Protection of Privacy Act, 2004. - http://archive. kubatana.net/docs/legisl/aippa_amd_act_050110.pdf

8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9

10

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

25 The Public Order and Security Act, 2002. - http://archive.kubatana.net/ docs/legisl/posa060203.pdf

26 Zimbabwe: What to Do With 'Freedom' of Expression? - http://allafrica.com/sto-ries/201501110278.html

27 Malian Hero of Jewish Supermarket Attack to Get French Nationality // Radio France Internationale, 15.01.2015. - http://thisisafrica.me/charlie-hebdo-africa-senegal-bans-magazinesdistribution

28 Ferreira F. South Africa: Condemn Paris Media Massacre - Zapiro // Business Day, 09.01.2015. - http://www.bdlive.co.za/national/2015/01/09/condemn-paris-media-massacre-says-zapiro

29 Matthaei K. African Press Saddened By Paris Attack, Some Question Media Ethics // Deutsche Welle, 08.01.2015. - http://www.dw.de/african-press-saddened-by-paris-attack-somequestion-media-ethics/a-18180259

30 Campbell H. Manipulation in Paris: Racism, Islamophobia and the capitalist crisis in Europe // PAMBAZUKA NEWS, 21.01.2015. - http://pambazuka.net/en/cate-gory/features/93796

«Азия и Африка сегодня», М., 2015 г., № 6, с. 47-51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.