УДК 30.304 ГРНТИ 19.41.41
М. Л. Конюкова
Сатира в современных русскоязычных СМИ как дефицитное явление
В статье дается краткий обзор развития сатирического направления в отечественной журналистике. Основное внимание уделяется анализу современных СМИ. Утверждается, что сатира не присутствует в современных периодических изданиях и представлена только в социальных сетях. Приводятся примеры зарубежных русскоязычных сатирических СМИ.
Ключевые слова: сатирическая журналистика, современные средства массовой информации, зарубежная журналистика.
Mariya Konyukova Satire in Modern Russian-language Media as a Scarce Phenomenon
The article gives a brief overview of the development of satirical direction in Russian journalism. The main attention is paid to the analysis of modern media. It is argued that satire is not present in modern periodicals and is presented only in social networks. Examples of foreign Russian-language satirical media are given.
Key words: satirical journalism, modern mass media, foreign journalism.
Сатирические произведения в русской журналистике появились вскоре после рождения на свет самой русской журналистики. Русская сатира началась с журналов Николая Ивановича Новикова (1744-1818). В историю вошел его конфликт с царицей Екатериной II. Противостояние разворачивалось на страницах принадлежавших Новикову журналов «Трутень» и «Живописец». Эпиграф «Трутня» звучал так: «Они работают, а вы их труд ядите» [1, c. 1]. Новиков, ярый противник крепостного права, считал главу империи виновницей всех бед отечества и зло высмеивал как проводимую ею внутреннюю политику, так и моральный облик царицы. Екатерину II он смело описывал в своих изданиях как развратную немолодую женщину, любительницу молодых мужчин, «услуги» которых она покупает за деньги. За подобные выступления Новиков заплатил свободой. Из че-
© Конюкова М. Л., 2019 © Konyukova M., 2019
тырехлетнего заключения в Шлиссельбургской крепости Новиков вышел физически и морально сломленным человеком. Остаток жизни он провел в своем имении, так и не вернувшись в общественной деятельности. Сатирики, пришедшие вслед за Новиковым, были значительно осторожней. Они чаще выступали не напрямую против власти, а против нравов, царивших в стране. Любому неглупому человеку было нетрудно догадаться, что все уродливое и несправедливое - продукт морального разложения власти. В плеяде этих сатириков и Фонвизин, и Гоголь, и Чехов, под флагом сатирического творчества которого прошли конец позапрошлого и первые годы прошлого столетия.
Журнал «Сатирикон», который пользовался огромной популярностью в начале ХХ века, можно назвать самым выдающимся сатирическим дореволюционным изданием. На его страницах загорелись такие звезды, как Аркадий Аверченко, Надежда Тэффи, Саша Черный. Сотрудники «Сатирикона» смело выступали в таком, к сожалению, непопулярном сегодня жанре, как фельетон. Фельетонами, опубликованными в издании, со страхом и восторгом зачитывались как оппозиционно настроенные россияне, так и те, кто отличался верноподданностью. Фельетоны, созданные Надеждой Тэффи, с интересом читал и сам царь Николай II. Произведения сатириконовцев смело бичевали общественные пороки. Например, в журнале с сарказмом писали о неэффективности работы тогдашней Государственной Думы: « - Господа французы, вот английская пломба, которую мы получили от англичан. Она удостоверяет, что наша конституционная мантия - из хорошей заграничной материи. Полюбуйтесь на пломбу. - А где же сама мантия? - Мантия? Мантии нет» [2, с. 5].
В советское время цена, которую заплатил Новиков за сарказм, направленный против царицы, могла показаться прямо-таки мизерной. За открытые выступления против власти можно было лишиться как жизни, так и свободы. При том - надолго. При Сталине фраза «сел за анекдот» стала вполне расхожей. Конечно, требовался клапан, через который выпускали пар раздражения, скопившийся в обществе. Для этого существовало такое издание, как, например, журнал «Крокодил». Там критиковали то, что именовалось «недостатками» или «недоработками на местах». Часто героями карикатур и фельетонов, печатавшихся в «Крокодиле», становились несуны-расхитители государственной собственности, пьяницы-прогульщики, нерадивые работники, люди, «поклонявшиеся Западу». На страницах издания появлялись талантливые произведения. Например, в «Крокодиле» печатался знаменитый сатирик Виктор Ардов, друг Ахмато-
вой. Но нередко «Крокодил» по указке сверху вступал в травлю тех, кто в тот или иной исторический период оказывался в немилости у власти. Так, в начале 1950-х годов журнал включился с травлю так называемых «безродных космополитов». А во второй половине этого десятилетия жестоко шельмовал стиляг. О критике государственной системы, власти или общественного строя никто и заикаться не смел.
В брежневские времена за анекдоты уже не сажали, как при Сталине. Диссиденты издавали острые и серьезные политические подпольные журналы, которые жестко критиковали советский режим. Передавали на Запад информацию о нарушении прав человека в СССР.
Не такие смелые граждане СССР пробавлялись политическими анекдотами, которые в качестве устного народного творчества передавались из уст в уста. Некоторые из этих оригинальных историй с парадоксальной концовкой были гомерически смешны. Вспоминается анекдот, который проецирует реалии советского телевидения на американскую повседневность: «Президенту США Рональду Рейгану приснился страшный сон. Ему привиделось, что по радио объявили: "На Канзасчине, Вашингтонщине, Нью-Йоркщине и Оклахомщине досрочно убраны хлеба"». А сколько высмеивали заплетающуюся речь пожилого советского вождя!
После распада СССР всем стало не до шуток. Продолжающееся и по сей день общественное противостояние сделало нас очень серьезными. Сатира, которая способствует разрядке напряжения, как будто почила в бозе. Сатирические издания оказались заменены на бездарные листки с названиями типа «Тещин язык». Подобные СМИ наполнены пошлыми шутками и анекдотами, рассчитанными на самую невзыскательную публику.
Сегодняшний извечный внутрироссийский спор между сторонниками перемен по западному образцу и теми, кто идеализирует прошлое, включая годы сталинизма, как-то практически лишен клапана в виде сатирического СМИ или хотя бы анекдотов на эту тему. Сатира благополучно перешла на страницы и паблики в социальных сетях. И то - чаще всего появляется там не систематически. Так что нынешнее общественное напряжение выхода практически не имеет - уровень агрессии в обществе растет.
Если говорить не о сатире, а о юморе, то ярким примером успешного юмористического паблика в социальной сети «В контакте» может стать сообщество «Пирожки». В нем авторы публикуют коротенькие шуточные четверостишия, написанные определенным размером. Их и называют пирожками. Ежемесячно администратор паблика выкладывает пару десятков лучших творений. Вот пример стишков из такой подборки:
сказала мама по-шотландски сегодня дождь ненастный день иди сынок подлиньше юбку
надень ***
выглянул в окошко снова снег идёт я пошёл на кухню
вскрыл себе компот ***
в трамвае бабушке агафье геннадий место уступил она подумала с чего бы на всякий случай прокляну
В основном, пирожки, конечно, образчики юмора, а не сатиры. Даже острая в 1960-е годы отечественная телепередача «КВН» сегодня наполнилась туповатыми шутками и полностью утратила свою общественную остроту.
На Западе также произошло несколько острых «сатирических» скандалов. В обоих случаях в роли оскорбленных выступили мусульмане.
В 2005-2006 годах на весь мир прогремело событие, получившее впоследствии название «Карикатурный скандал». Всё началось с публикации в датской газете «Jyllands-Posten» двенадцати карикатур, изображающих пророка Мухаммеда в оскорбительном для мусульман свете. Исламские страны тут же выразили своё недовольство, обратившись к правительству Дании с просьбой изъять тираж газеты из печати и завести уголовное дело по статье «Оскорбление чувств верующих». С сентября по февраль по всей Европе проходили митинги и пикеты. Мусульмане требовали извинений и наказания для журналистов. Все эти события вылились в политический кризис. Австрия и Дания были вынуждены закрыть консульства в некоторых странах Африки и Ближнего Востока из-за непрекращающихся протестов и угроз в их адрес. Ситуация еще сильнее усугубилась после отказа датских властей заводить уголовное дело, объясняя своё решение отсутствием состава преступления. Исламские боевики стали призывать единомышленников нанести удары по датским объектам, а изначально мирные протестные плакаты сменились лозунгом «Смерть Дании!». В ответ веду-
щие газеты Европы опубликовали рисунки на страницах своих изданий, защищая принцип свободы слова.
Несмотря на целую череду политических встреч и договоров напряжение между странами спадало медленно. Многие экономические и социальные связи были разорваны. Увеличилась межконфессиональная пропасть.
В России «Карикатурный скандал» также не прошёл незамеченным. СМИ нашей страны не могли не осветить столь масштабное событие и напечатали материалы. Дабы не разжигать межнациональную и религиозную вражду, печатные газеты и интернет-издания обязали удалить карикатуры со своих страниц. Такие известные новостные сайты, как «Газета.ру» или «Правда.ру» оказались под угрозой закрытия из-за отказа удалить изображения. В мусульманских регионах, в частности, в Чечне, также прокатилась волна недовольства. Рамзан Кадыров изъявил желание закрыть все предприятия и организации, как-либо связанные с Данией [3].
Хоть этот кризис и прошел относительно бескровно для журналистов, отголоски скандала дали о себе знать в будущем. 7 января 2015 года в редакцию французской газеты «Charlie Hebdo» ворвались террористы и начали расстреливать журналистов. В тот день погибли 12 человек. Атаку спровоцировали карикатуры на пророка Мухаммеда. Снова очевидным стало противоречие между правом журналистов на высказывание своих мнений (свободу слова) и правом верующих (в данном случае мусульман) на уважение к своим чувствам. В этот раз столкновение привело к трагическим последствиям. Стоит сказать, что редакцию «Шарли» до этого события часто критиковали за излишнюю резкость материалов.
Интересен тот факт, что газета «Charlie Hebdo» публикует антирелигиозные карикатуры, жестко критикуя абсолютно все распространенные религиозные конфессии. Например, на одной из возмутивших мусульман картинке были изображены католический священник, раввин и мулла, играющие в карты. Столик, за которым они сидят, в качестве ножек опирается на стоящего на четвереньках прихожанина. Это изображение почему-то оскорбило только мусульман.
Так что сегодня за выступления в сатирических жанрах, как и многие годы назад, можно заплатить сверхдорогую цену. Как уже было сказано выше, чисто сатирического СМИ среди российских газет и журналов сегодня нет. Но, в то же время, сатирические нотки нередко звучат в изданиях, которые позиционируются как общественно-политические. Например, «грешит» сатирическими нотками газета «Коммерсант». Самым удобным
местом для комического стали заголовки. «Коммерсант» использует в своих заголовках игру слов, преображает фразеологизмы: «Бюджет платит дважды», «Проститутки на круглом столе МВД», «Джентльмены у дачи», «Владимир Кличко - сильнее всех в ЕВи», «Они сажались за Родину». Многие получившиеся формулировки вызывают улыбку.
Иногда в сатирическом «стиле» выступает «Новая газета». Например, в марте 2019 года издание опубликовало репортаж с творческого вечера телеведущего Игоря Прокопенко. Уже само название материала заставляет улыбнуться: «Я не говорил, что она плоская. Но докажите, что она круглая». Репортаж с творческого вечера телеведущего Игоря Прокопенко, водолея» [4]. Автор текста Надежда Прусенкова саркастически описывает поклонников Прокопенко и атмосферу глупости и мракобесия, царившую на встрече. А цитаты из выступления телеведущего, приведенные в репортаже, говорят сами за себя. Вот одна из них: «Самые шокирующие гипотезы не истинны и не ложны. Есть поговорка, что доказанная гипотеза становится истиной, а недоказанная - проблемой. Вот это, видимо, наш случай. Гипотеза, что Земля на самом деле плоская, достаточно популярна, у нее огромное количество адептов во всем мире. Не я ее придумал. Посмотрите в Интернете - убедитесь... И я не утверждаю, что Земля плоская. Но докажите мне, что она круглая. А таких доказательств недостаточно».
Можно говорить о том, что отдельные сатирические перлы в наших СМИ присутствуют, но, как уже было сказано выше, специального сатирического журнала или газеты в российском сегменте интернета нет. Впрочем, такой журнал на русском языке имеется. Это русскоязычное интернет-издание «Бэсэдер?» [5], которые выпускают израильские русскоязычные журналисты. Юмористический еженедельник «Бэсэдер?» (этот вопрос с иврита можно перевести как «все ок?») выходит в Израиле с 1991 года с подзаголовком «Для тех, кому еще смешно». Его редактором является Марк Галесник, который до эмиграции в Израиль занимался журналистикой в Ленинграде. На необычную концепцию издания следует обратить особое внимание, ибо это интернет-СМИ представляет собой синтез не только юмористического и сатирического издания. Авторы журнала шутят не только на «внутренние» темы, но на темы, связанные с российской современностью. Смело можно говорить о точном выборе целевой аудитории: это русскоязычные израильтяне, в основном, переехавшие в страну с территории бывшего СССР. Журнал обновляется ежедневно. Информацию, которая в нем появляется, смело можно разделить на три категории: сатира на происходящее на Ближнем Востоке, сатира на
происходящее в России и юмор без территориальной привязки. Оригинальность шуткам придает то, что они созвучны известным расхожим остротам и цитатам из популярных кинофильмов и книг. Некоторые остроты (из серии юмора, а не сатиры) существуют на грани фола. К примеру, в рубрике «Евциклопедия (Краткая, насколько это возможно в данном случае, Еврейская энциклопедия») дается определение гестапо: «Наиболее популярная в Советском Союзе секретная служба фашистской Германии. Согласно советскому разведфильму "17 мгновений весны", в Г. работало огромное количество талантливых и безумно элегантных в черной форме советских евреев. По некоторым данным, сразу после падения Третьего рейха, шеф Г. Мюллер вернулся на Родину и трудится в одном из закрытых театров Москвы». Материал о досрочных выборах в Кнессет, которые пройдут в апреле 2019 года, называется «Не было у Биби хлопот...». Биби - премьер-министр Израиля Бенджамин Нетаньягу. Заголовок явно отсылает читающего к известной русской пословице. Российские новости также передаются в сатирической форме. Например, история с отравлением бывшего резидента в Солсбери представлена в СМИ в виде двух «афоризмов». Первый из них «Не думай о туристах свысока» отсылает к песне из сериала о советском разведчике «Семнадцать мгновений весны» на слова Роберта Рождественского. А вот и сам текст сообщения: «Российским туристам Руслану Боширову и Александру Петрову вручена медаль "За осмотр собора в Солсбери"». Также на эту тему: «Аннушка уже разлила "Новичок"» отсылает к булгаковским «Мастеру и Маргарите». Наделавшая шуму история с водружением российского флага на приснопамятный собор в Солсбери названа так: «На собор в Солсбери туристы Егоров и Кан-тария водрузили флаг России». История референдума, результаты которого показали, что большинство жителей Курильских островов хотят, чтобы эта территория осталась в составе России, освещена так: «Курилы-наш! 73% россиян согласны отдать Курилы Японии при условии, что через год-два Россия отожмёт их обратно». Тут возникает явная ассоциация с резюме, который дала сегодня уже бывший прокурор Крыма Наталья По-клонская по поводу присоединения к Российской Федерации Крымского полуострова. Многие карикатуры, публикуемые в издании, несколько напоминают те, что печатают во французской «Charlie Hebdo». Вот примеры карикатур из «Бэсэдера». Здесь может появиться вполне невинная картинка, высмеивающая интернет-зависимость:
А может быть напечатана карикатура, которая высмеивает как бы «святое» - пожар в Нотр-Даме и разговоры о том, какой вид примет собор после восстановления:
Таким образом, «Бэсэдер?» представляет собой новый перспективный вид юмористического и сатирического интернет-СМИ, которое предназначено образованной русскоязычной аудитории, живущей за пределами пространства бывшего СССР, но при этом хорошо знакомой как с реалиями
167
своей новой страны, так и с культурой и повседневностью Российской Федерации.
Список литературы
1. Новиков Н. И. Обращение // Трутень. 1769. №1.
2. Дымов О. Путешествие по загранице // Сатирикон. 1909. №11.
3. Сборов А. Принцип датский // Коммерсант. Электронный ресурс. URL: https://www.kommersant.ru/doc/647201
4. Прусенкова Н. Я не говорил, что она плоская, но докажите, что она круглая // Новая газета. Электронный ресурс. URL: https://www.novayagazeta.ru/articles/2019/03/10/79814
5. Бэсэдэр? News. Электронный ресурс. URL: beseder.ru
References
1. Novikov N. I. Obrashchenie [Treatment] Truten' [Drone] 1769. №1.
2. Dymov O. Puteshestvie po zagranice [Travel to foreign countries] Satirikon [Satyr-icon]. 1909. №11.
3. Sborov A. Princip datskij [The principle of the Danish] Kommersant [Businessman]. Elektronnyj resurs. URL: https://www.kommersant.ru/doc/647201
4. Prusenkova N. YA ne govoril, chto onaploskaya, no dokazhite, chto ona kruglaya [I didn't say it was flat, but prove it's round] Novaya gazeta [Novaya Gazeta]. Elektronnyj resurs. URL: https://www.novayagazeta.ru/articles/2019/03/10/79814
5. Beseder? News. Elektronnyj resurs. URL: beseder.ru