Научная статья на тему 'Ошибки, допускаемые при изготовлении субъективных портретов'

Ошибки, допускаемые при изготовлении субъективных портретов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
888
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SUBJECTIVE PORTRAIT / TECHNICAL AND FORENSIC MEANS / FORENSIC ACCOUNTING / FORENSIC EXPERT / CRIME DETECTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Усманов Р.А.

Субъективные портреты являются одним из эффективных средств поиска лиц, скрывающихся от правоохранительных органов. В настоящее время имеется большой опыт создания и использования субъективных портретов. Однако при их изготовлении нередко допускаются ошибки, которые негативно отражаются на процессе раскрытия и расследования преступлений. Кроме того, имеет место смешение понятия «субъективный портрет» с понятиями «фоторобот» и «словесный портрет». Автором статьи под субъективным портретом предлагается понимать графическое отображение внешнего облика человека, запечатленного в памяти очевидца (свидетеля) или пострадавшего (потерпевшего). Рассмотрены наиболее распространенные ошибки, допускаемые на подготовительном этапе, при изготовлении и доработке субъективных портретов. Сформулированы рекомендации, следование которым позволит избежать данных ошибок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Common mistakes when making the subjective portraits

Subjective portraits are one of the most effective means of searching for people hiding from law enforcement agencies. Currently, there is a great experience of creating and using subjective portraits. However, when making the subjective portraits, mistakes are often made, which negatively affect the process of investigating and solving crimes. Besides, there is a confusion of the concept of “subjective portrait” with the concepts of “sketch” and “verbal portrait”. The author of the article proposes to understand the subjective portrait as a graphic representation of the appearance of a person imprinted in the memory of an eyewitness (witness) or a victim. The most common mistakes made at the preparatory stage, as well as while making and modifying the subjective portraits, are considered. The relevant recommendations are formulated. Following these guidelines will allow to avoid the considered errors.

Текст научной работы на тему «Ошибки, допускаемые при изготовлении субъективных портретов»

Раздел 9. Экспертно-криминалистическое обеспечение правоохранительной деятельности

УСМАНОВ Р.А., кандидат юридических наук, rem.us@rambler.ru Кафедра информационно-аналитического и документационного обеспечения деятельности органов внутренних дел; Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации, 625049, г. Тюмень, ул. Амурская, 75

USMANOV R.A.,

Candidate of Legal Sciences,

rem.us@rambler.ru

Chair of information, analytical

and documentation support

of the internal affairs bodies activities;

Tyumen Advanced Training Institute

of the Ministry of the Interior

of the Russian Federation,

Amurskaya St. 75, Tyumen, 625049,

Russian Federation

ОШИБКИ, ДОПУСКАЕМЫЕ ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ СУБЪЕКТИВНЫХ ПОРТРЕТОВ

Аннотация. Субъективные портреты являются одним из эффективных средств поиска лиц, скрывающихся от правоохранительных органов. В настоящее время имеется большой опыт создания и использования субъективных портретов. Однако при их изготовлении нередко допускаются ошибки, которые негативно отражаются на процессе раскрытия и расследования преступлений. Кроме того, имеет место смешение понятия «субъективный портрет» с понятиями «фоторобот» и «словесный портрет». Автором статьи под субъективным портретом предлагается понимать графическое отображение внешнего облика человека, запечатленного в памяти очевидца (свидетеля) или пострадавшего (потерпевшего). Рассмотрены наиболее распространенные ошибки, допускаемые на подготовительном этапе, при изготовлении и доработке субъективных портретов. Сформулированы рекомендации, следование которым позволит избежать данных ошибок.

Ключевые слова: субъективный портрет; технико-криминалистические средства; экспер-тно-криминалистический учет; эксперт-криминалист; раскрытие преступления.

COMMON MISTAKES WHEN MAKING THE SUBJECTIVE PORTRAITS

Annotation. Subjective portraits are one of the most effective means of searching for people hiding from law enforcement agencies. Currently, there is a great experience of creating and using subjective portraits. However, when making the subjective portraits, mistakes are often made, which negatively affect the process of investigating and solving crimes. Besides, there is a confusion of the concept of "subjective portrait" with the concepts of "sketch" and "verbal portrait". The author of the article proposes to understand the subjective portrait as a graphic representation of the appearance of a person imprinted in the memory of an eyewitness (witness) or a victim. The most common mistakes made at the preparatory stage, as well as while making and modifying the subjective portraits, are considered. The relevant recommendations are formulated. Following these guidelines will allow to avoid the considered errors.

Keywords: subjective portrait; technical and forensic means; forensic accounting; forensic expert; crime detection.

Преступления принято подразделять на совершаемые в условиях очевидности и неочевидные. При этом ошибочно считать, что раскрытие и расследование очевидных преступлений требует меньших временных затрат и людских ресурсов. Несмотря на то, что они нередко совершаются лицами, известными потерпевшему или свидетелям, значительный объем состав-

ляют преступления, когда все участники события видят преступника, но личность его неизвестна. В подобных случаях его установление также может потребовать значительных усилий и времени. Данный вид преступлений является пограничным между очевидными и неочевидными и требует применения специальных технико-криминалистических средств и мето-

дов. Речь идет о методах и средствах, используемых при изготовлении субъективных портретов.

Использование субъективных портретов способствует раскрытию преступлений в ситуации, когда отсутствуют какие-либо изображения преступников. Их очевидным достоинством является наглядность. Именно с помощью зрения человек привык получать большую часть информации об окружающем мире, поэтому субъективные портреты являются одним из эффективных средств поиска скрывающихся от правоохранительных органов преступников.

Субъективные портреты находят свое применение при проведении оперативно-розыскных мероприятий, когда происходит установление личности по признакам внешности: наблюдение, отождествление личности, проверка по учету субъективных портретов [1, с. 210].

В целях отождествления личности субъективные портреты используются в ориентировках, к которым дополнительно прилагается краткое описание внешности разыскиваемого лица с указанием особых примет.

В органах внутренних дел осуществляется учет субъективных портретов с целью использования учетной информации в раскрытии преступлений. В соответствии с приказом МВД России от 10 февраля 2006 г. N 70 «Об организации использования экспертно-криминалистических учетов органов внутренних дел Российской Федерации» ведение данного учета организовано в экспертно-криминалистических подразделениях системы МВД России*. Кроме того, наряду с изображениями лиц, представляющих оперативный интерес, субъективные портреты используются сотрудниками подразделений оперативно-розыскной информации при проведении такого оперативно-аналитического мероприятия, как оперативная идентификация по изображению лица (в рамках биометрической идентификации). Однако в последние годы наблюдается нежелание сотрудников указанных подразделений

* Об организации использования экспер-тно-криминалистических учетов органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 10 февр. 2006 г. N 70. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

использовать в своей деятельности субъективные портреты**. Нередко подобное негативное отношение наблюдается и у сотрудников других подразделений органов внутренних дел. Возможно, причина заключается в том, что, несмотря на большой накопленный опыт создания и использования субъективных портретов, сотрудники органов внутренних дел продолжают допускать ошибки, которые негативно сказываются на качестве изготавливаемых портретов. В связи с этим существует необходимость исследования этих ошибок.

Прежде всего, следует уточнить определение термина «субъективный портрет». Несмотря на наличие значительного количества работ по рассматриваемой тематике, исследователи продолжают предлагать свое понимание указанного термина. Более того, в отдельных случаях авторы научных работ употребляют в качестве синонима такой термин, как «фоторобот» [2, с. 31]. В.Н. Исаенко вообще допускает смешение двух этих терминов. В частности, он пишет, что если в процессе расследования будут получены сведения о внешнем облике преступников, то эти данные «...необходимо использовать для составления фотокомпозиционного портрета по методу фоторобота путем подбора элементов <...> идентификационных комплектов рисунков (ИКР), а также компьютерных программ "Фоторобот" или субъективного рисованного портрета (СРП) предполагаемого преступника» [3, с. 14].

Очевидно, что между данными терминами ни в коем случае нельзя ставить знак равенства. Субъективные портреты могут изготавливаться путем рисования, а также составляться из элементов внешности (в том числе нарисованных). Фоторобот предполагает использование фотографических изображений элементов внешнего облика человека. Возможно предположить, что термины «фоторобот» и «субъективный портрет» соотносятся друг с другом, как часть и целое.

** Данный факт был выявлен автором данной статьи в ходе опроса, проведенного среди сотрудников подразделений оперативно-розыскной информации, прибывших на повышение квалификации в Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России.

При этом следует обратить внимание на то, что нередко сотрудники органов внутренних дел допускают смешение понятий «субъективный портрет» и «словесный портрет». Данная ошибка свидетельствует о незнании теоретических основ криминалистического учения о внешнем облике человека. В ходе опроса сотрудников следственных подразделений и подразделений уголовного розыска выявлено, что в одном случае из десяти опрашиваемый не видел разницы между рассматриваемыми терминами. Словесный портрет является словесным описанием внешности человека свидетелем или потерпевшим. Такое описание формируется в ходе допроса и фиксируется в протоколе данного следственного действия. Субъективный портрет дает наглядное представление о внешнем облике человека путем графического его отображения.

По мнению А.М. Зинина, субъективный портрет представляет собой «...изображение лица или фигуры человека, в той или иной степени соответствующее представлению очевидца о внешнем облике изображенного, изготовленное с помощью специальных методов и соответствующих технических средств» [4, с. 80]. Е.В. Давыдов, справедливо отмечая, что в криминалистике до настоящего времени нет единого понятия субъективного портрета, считает, что под ним следует понимать «.материально зафиксированные мысленные образы внешности человека в сознании видевших его людей» [5, с. 5].

В приведенных дефинициях ключевыми элементами являются мысленный образ внешности человека и его наглядное представление. Исходя из этого, предлагаем свое понимание термина «субъективный портрет». Субъективный портрет - это графическое отображение внешнего облика человека, запечатленного в памяти очевидца (свидетеля) или пострадавшего (потерпевшего).

Переходя к рассмотрению технологии изготовления субъективных портретов, следует отметить результаты проведенного нами опроса 60 сотрудников следственных подразделений и 40 сотрудников подразделений уголовного розыска. Опрос показал, что более 40 % респондентов под технологией изготовления субъективных пор-

третов понимают непосредственно саму процедуру их изготовления специалистом. Именно такое ошибочное представление приводит, как можно будет видеть далее, к изготовлению неудачных субъективных портретов, в которых отсутствует типажное сходство с оригиналом.

Технология изготовления субъективных портретов подробно изложена в учебном пособии А.М. Зинина и И.Н. Подво-лоцкого [6]. В частности, авторы выделяют пять этапов изготовления субъективного портрета:

1) предварительное изучение мысленного образа;

2) создание условий для изготовления субъективного портрета;

3) предварительная актуализация мысленного образа;

4) техническая подготовка к изготовлению субъективного портрета;

5) изготовление субъективного портрета.

Не вдаваясь в подробное изложение содержания данных этапов, необходимо отметить следующее. На первом этапе выясняются обстоятельства события и условия формирования мысленного образа преступника в памяти очевидца, пострадавшего. Второй этап имеет целью установление возможности работы с лицом, в памяти которого запечатлен мысленный образ. В ходе третьего этапа специалист получает от очевидца (пострадавшего) произвольное описание внешности преступника. Содержанием четвертого и пятого этапов является непосредственная работа по изготовлению субъективного портрета.

Приведенное разделение технологии изготовления субъективных портретов на пять этапов, являясь по существу правильным, представляется излишне подробным. Специалист в ходе проводимого им опроса устанавливает как обстоятельства произошедшего события, условия восприятия, которые могли повлиять на формирование мысленного образа преступника, так и возможность привлечения очевидца (пострадавшего) к изготовлению субъективного портрета. Что касается самой процедуры, то в ней следует выделять этапы изготовления портрета и этап оценки его очевидцем (пострадавшим) с

последующей доработкой в соответствии с поступившими замечаниями.

Исходя из этого следует, по нашему мнению, выделять три этапа, которые можно именовать по-разному. Содержанием этих трех этапов будет: подготовительная работа с лицом, с чьих слов изготавливается субъективный портрет; изготовление портрета; оценка и доработка портрета.

Именно таким образом подходит к технологии изготовления субъективных портретов А.Р. Сысенко [7, с. 373], выделяющая три этапа изготовления субъективных портретов: подготовительный, рабочий и заключительный.

На подготовительном этапе специалист изучает личность очевидца (пострадавшего), определяет возможность участия последнего в изготовлении субъективного портрета, выясняет обстоятельства события и условия, при которых происходило восприятие внешнего облика преступника. На данном этапе прилагаются усилия для сохранения в памяти мысленного образа, восстановлению забытых признаков, элементов. Проводится опрос очевидца (пострадавшего), в ходе которого специалист стремится получить максимально полное словесное описание внешнего облика преступника. Получив необходимую информацию, он переходит непосредственно к процедуре изготовления субъективного портрета. Добавим, что на данном этапе обязательным является установление психологического контакта с очевидцем (пострадавшим) [2, с. 56; 8, с. 27; 9, с. 26].

В зависимости от имеющихся программных средств и квалификации специалиста могут быть изготовлены композиционно-фотографический (изготовленный из элементов фотографических изображений внешнего облика человека - так называемый фоторобот), композиционно-рисованный (изготовленный из нарисованных элементов внешности), рисованный (изготовленный специалистом, имеющим развитые навыки рисования) либо комплексный (когда в композиционном субъективном портрете производится дорисовка каких-либо элементов и признаков). При изготовлении композиционного портрета специалист должен стремиться из всего массива различных

вариантов представления того или иного элемента выбирать наиболее близкие к описанию, которое предоставил очевидец (пострадавший). Неправильно предлагать к просмотру все варианты изображения элемента, с которым ведется работа, для последующего выбора наиболее похожего. В процессе изготовления субъективного портрета необходимо в первую очередь работать с теми элементами внешнего облика, которые очевидец (пострадавший) запомнил лучше всего. В случае необходимости можно возвращаться к уже отработанным элементам для их замены. На этом этапе может производиться дорисовка признаков, элементов.

Заключительный этап необходим для целостного восприятия полученного изображения и его оценки очевидцем (пострадавшим). При этом также могут заменяться те или иные элементы, не соответствующие мысленному образу. Специалист осуществляет так называемую графическую доработку путем рисования, ретуши полученного портрета. «На данном этапе сотрудник (эксперт-криминалист. - У. Р.) выступает не только как оператор ЭВМ, механически собирающий портрет из типовых элементов внешности, но и как специалист, владеющий знаниями в области анатомического строения черепа и имеющий навыки рисования, что дает ему возможность исправлять ошибки в воображении очевидца, которые тот пытается перенести на составляемый портрет» [9, с. 25].

В ходе оценки специалист должен объяснить очевидцу (пострадавшему), что субъективный портрет не может быть полностью похож на оригинал (как его фотоизображение). Речь идет лишь о типажном сходстве. После проведенной оценки процесс изготовления субъективного портрета заканчивается, он передается инициатору для организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Иногда при прочтении научных работ по рассматриваемой тематике обнаруживается, что авторы допускают ошибки при изложении технологии создания субъективных портретов. В частности, С.И. Герасименко считает возможным в ходе опроса лица, со слов которого изготавливается субъективный портрет, предъяв-

лять ему полный набор элементов внешности, имеющийся в базе используемого программного средства [8, с. 27]. Аналогичным образом подходит к данному вопросу Л. Исаева, которая предлагает перед началом работы с очевидцем «.показать элементы и окончательные варианты рисованного, фотокомпозиционного, а также рисованно-композиционного портретов» [10, с. 20].

Полагаем, что такой подход не будет способствовать изготовлению качественных субъективных портретов, поскольку при этом допускается одна из тех ошибок, которые будут рассмотрены далее.

Как отмечено выше, в территориальных подразделениях органов внутренних дел накоплен огромный опыт изготовления субъективных портретов. Однако, несмотря на это, а также на большое количество методических разработок, научных трудов, посвященных технологии составления субъективных портретов, сотрудники органов внутренних дел продолжают допускать ошибки, которые негативно сказываются на процессе раскрытия преступлений. Можно выделить пять разновидностей таких ошибок.

К первой из них относится следующая ситуация. Члены следственно-оперативной группы в ходе осмотра места происшествия предлагают очевидцу (пострадавшему) проехать в отдел полиции для участия в изготовлении субъективного портрета*. В случае получения отказа сотрудники полиции не считают необходимым продолжить общение с целью изменить позицию очевидца (пострадавшего), не предпринимают дополнительных попыток убедить последнего принять участие в указанной процедуре. Причем причины отказа со стороны очевидца (пострадавшего) могут быть самыми разными.

Рассмотрим их подробно и опишем возможные действия сотрудников полиции в каждом случае. Проявлять инициативу и убеждать очевидца (пострадавшего) может любой из сотрудников полиции - следователь, специалист (эксперт-криминалист), сотрудник уголовного розыска, участковый уполномоченный

* Отдел полиции, отдел МВД России, управление МВД России.

полиции и т.д. Однако ответственность за успешное решение возникшей проблемы лежит на руководителе следственно-оперативной группы (следователе, дознавателе).

1. Очевидец или пострадавший утверждают, что не запомнили внешность преступника. В данной ситуации необходимо подробно расспросить очевидца или пострадавшего об обстоятельствах совершенного преступления. В ходе общения постараться направить разговор на описание действий и внешности преступника. В случае, если опрашиваемый даст хотя бы частичное описание элементов и признаков внешнего облика преступника, необходимо, акцентируя на данном факте внимание, уговорить пострадавшего или очевидца проехать в отдел полиции для участия в изготовлении субъективного портрета. При этом необходимо объяснить, что в процессе работы над субъективным портретом ему помогут вспомнить забытые признаки и элементы внешнего облика преступника.

2. Очевидец или пострадавший утверждают, что не разглядели преступника («было темно», «все произошло очень быстро», «преступник напал со спины»). В этом случае также необходимо подробно расспросить данное лицо об обстоятельствах совершения преступления и условиях восприятия события, сопоставляя услышанное с обстановкой на месте происшествия. При этом преследуется цель убедиться в правдивости слов очевидца (пострадавшего). Если сказанное не соответствует обстановке или обстоятельствам происшествия, то необходимо мягко указать на это опрашиваемому лицу. После этого убедить последнего проехать в отдел полиции для изготовления субъективного портрета.

3. Очевидец или пострадавший утверждают, что по той или иной причине не могут участвовать в процедуре изготовления субъективного портрета («все равно не найдут», «некогда заниматься ерундой» и т.д.). Данная ситуация охватывает все случаи, когда опрашиваемое лицо по какой-либо причине не желает участвовать в изготовлении субъективного портрета (действительно нет времени, неверие в возможности полиции, негативное

отношение к сотрудникам полиции и т.д.). По нашему мнению, единственно правильным в данной ситуации будет тактичное, обходительное общение с очевидцем (пострадавшим) с целью убедить последнего проехать в отдел полиции для изготовления субъективного портрета. Как показывает практика, лучше всего это удается сотрудникам полиции, обладающим большим жизненным опытом. Что касается служб и подразделений, то следует выделить сотрудников, проходящих службу в уголовном розыске.

В случаях, подобных приведенному выше, с целью убеждения очевидца (пострадавшего) принять участие в изготовлении субъективного портрета могут быть применены тактические приемы, которые рекомендуется применять в процессе допроса. Речь идет о таких приемах, как установление психологического контакта, убеждение в неправильности занятой позиции, воздействие на положительные стороны личности, разъяснение вредных последствий непринятия мер по установлению и задержанию преступника и т.д.

Вторая довольно распространенная ошибка, допускаемая сотрудниками полиции (речь идет о сотрудниках уголовного розыска), заключается в том, что очевидца или пострадавшего привозят в отдел полиции и еще до процедуры изготовления субъективного портрета ведут в подразделение оперативно-розыскной информации для просмотра массива фотоснимков лиц, которые склонны к совершению данного вида преступлений*.

Нередко в практической деятельности имеют место случаи, когда сотрудники уголовного розыска непосредственно на месте происшествия показывают очевидцам или пострадавшим фотоснимки преступников. Тем более, что современные мобильные телефоны обладают необходимыми для этого свойствами: они позволяют производить фотосъемку лиц хорошего качества и хранить получен* В подразделениях оперативно-розыскной информации хранение фотоснимков преступного элемента осуществляется в базе данных используемого в данном подразделении программного комплекса: «Сова», «АИПС Портрет», «Синергет» и др.

ные фотоснимки в необходимом количестве**.

Подобные действия, по нашему мнению, негативно сказываются на качестве изготавливаемых субъективных портретов по следующей причине. При целенаправленном внимательном просмотре большого количества фотоснимков лиц разных людей у очевидца (пострадавшего) происходит вытеснение запечатленных в его памяти признаков и элементов внешнего облика преступника признаками и элементами внешнего облика других лиц. Кроме того, необходимо иметь в виду, что в ходе просмотра фотоснимков у очевидца или пострадавшего может происходить забывание отдельных признаков и элементов внешнего облика преступника, особенно тех из них, которые он плохо рассмотрел или запомнил.

Впоследствии во время работы со специалистом по изготовлению субъективного портрета забытые признаки и элементы внешнего облика преступника заменяются признаками и элементами внешнего облика случайных лиц, фотоснимки которых очевидец или пострадавший просматривал ранее вместе с сотрудником уголовного розыска. Как справедливо отмечает И.Н. Подволоцкий, пострадавшие при описании внешнего облика преступника нередко используют элементы внешности людей, которых они видели ранее, - главного героя просмотренного накануне фильма, лиц, участвовавших в доставлении пострадавшего в лечебное учреждение, и т.д. [11, с. 198]. Это утверждение в полной мере относится к ситуации, когда в нарушение существующей технологии изготовления субъективных портретов очевидцу или пострадавшему предоставляют возможность просмотра фотоснимков лиц из большого массива фотоизображений преступников. На данное обстоятельство указывает и А.М. Зинин посредством сле-

** Следует заметить, что иногда подобная тактика приносит положительные результаты. В частности, автор настоящей статьи во время работы в территориальном подразделении ОВД был свидетелем раскрытия совершенного в магазине грабежа инспектором по делам несовершеннолетних, которая предложила продавцу просмотреть фотоснимки лиц, хранящиеся у нее в сотовом телефоне.

дующего примера: при изготовлении субъективного портрета женщина - жертва грабежа описала отдельные черты лица участкового инспектора, который привел ее в чувство и проводил домой [2, с. 50].

Таким образом, рекомендация относительно описываемой ситуации может быть только одна. Сотрудникам полиции необходимо всегда помнить о том, что изготовление субъективного портрета в обязательном порядке должно предшествовать просмотру фотоснимков лиц, склонных к совершению определенного вида преступлений.

В качестве третьей ошибки, допускаемой сотрудниками органов внутренних дел, следует рассмотреть ситуацию, когда очевидцев (пострадавших) вынуждают длительное время ожидать окончания тех или иных действий (следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий). Примером может послужить случай, когда две девушки - очевидцы преступления в течение пяти часов (в ночное время) сидели в коридоре отдела МВД России, прежде чем их по очереди привели к эксперту-криминалисту для изготовления субъективного портрета лица, совершившего преступление*. Результат такого отношения к очевидцам сказался на качестве субъективных портретов. Девушки, несмотря на предпринятые попытки установить с ними психологический контакт, совершенно не желали кропотливо работать с экспертом-криминалистом. В итоге было получено два разных субъективных портрета одного преступника**.

В целях недопущения подобной ошибки необходимо стремиться как можно быстрее доставить очевидца (пострадавшего) к эксперту-криминалисту для изготовления субъективного портрета. Ч ем меньше пройдет времени с момента совершения преступления до момента доставления лица, тем больше вероятность

* Уголовное дело N 1615708 // Архив суда г. Копейска Челябинской области.

** Преступление удалось раскрыть на следующий день благодаря изъятым с места происшествия следам рук. Сравнение изготовленных портретов с внешним обликом лица, совершившего данное преступление, показало полное отсутствие сходства.

получить качественный субъективный портрет преступника. Следует отметить, что приведенная рекомендация взаимосвязана с предыдущей: чем больше пройдет времени до изготовления субъективного портрета, тем больше забудет очевидец (пострадавший), больше случайных лиц он увидит, произойдет замещение элементов и признаков внешнего облика преступника. Однако в каждом конкретном случае необходимо учитывать также и состояние очевидца или пострадавшего. Например, если пострадавший находится в состоянии стресса после произошедшего события, то целесообразно дать ему возможность прийти в себя, предоставив для этого достаточно времени, однако не более двух-трех дней [6, с. 68].

Четвертая довольно распространенная ошибка имеет место непосредственно в процессе изготовления субъективного портрета. Ее совершают специалисты (эксперты-криминалисты) во время работы с очевидцем или пострадавшим. Причинами такой ошибки является нехватка времени либо недостаточный уровень квалификации. Так, не проводя предварительный опрос, эксперт-криминалист приступает к изготовлению субъективного портрета. Очевидцу (пострадавшему) в процессе работы демонстрируются отдельные элементы внешности и предлагается выбрать наиболее схожие с элементами внешнего облика преступника. При этом последовательно демонстрируются все элементы. В случае необходимости производится ретушь и на этом процесс изготовления субъективного портрета заканчивается. В заключение у очевидца (пострадавшего) уточняется степень сходства полученного субъективного портрета с преступником (типажного сходства).

При таком подходе участие эксперта-криминалиста сводится к минимуму -демонстрации элементов внешности, имеющихся в массиве программного средства, с помощью которого изготавливается субъективный портрет. Но именно это негативным образом сказывается на качестве субъективного портрета. Во-первых, в данном случае имеет место нарушение технологии. Лицо, со слов которого изготавливается субъективный портрет, не должно видеть элементы и признаки, не

имеющие сходства с элементами и признаками внешнего облика преступника. В противном случае, как отмечено выше, произойдет замещение забытых элементов. Во-вторых, пострадавший (очевидец), которого с трудом уговорили приехать в отдел полиции для участия в изготовлении субъективного портрета, наблюдая такое равнодушное отношение, замыкается. Он стремится быстрее завершить эту процедуру, выбирая подчас первые попавшиеся элементы внешности. В итоге ни о каком типажном сходстве полученного субъективного портрета с внешним обликом преступника говорить не приходится. В-третьих, описанный подход приводит к тому, что на изготовление субъективного портрета тратится, как ни странно, больше времени. Дело в том, что, проводя краткий опрос очевидца (пострадавшего) эксперт-криминалист принимает активное участие в выборе элементов, сужая круг поиска в массиве. Например, ориентируясь на слова опрашиваемого о том, что у преступника «маленький рот с пухлыми губами», он сам начинает отбирать искомый элемент, предлагая тот или иной вариант очевидцу или пострадавшему.

Пятая ошибка возникает вследствие того, что на эксперта-криминалиста также влияют субъективные факторы, которые сказываются на результатах его деятельности. И чем меньшим опытом он обладает, тем сильнее влияние этих факторов. Когда эксперт-криминалист занимается изготовлением субъективных портретов преступника, работая с несколькими очевидцами (пострадавшими), второй и последующие портреты могут быть схожи между собой вследствие его неосознанного стремления к такому сходству. Сам того не подозревая, он может влиять на выбор очевидцем (пострадавшим) элементов внешности.

Для исключения возникновения такой ситуации следует рекомендовать каждый

последующий субъективный портрет изготавливать другому эксперту-криминалисту (поскольку это не всегда возможно, то желательно в таких случаях привлекать наиболее опытных сотрудников), либо делать перерывы между указанными процедурами.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить следующее. В процессе раскрытия очевидных преступлений, когда преступник неизвестен очевидцу или пострадавшему, сотрудники органов внутренних дел нередко допускают ошибки, негативно отражающиеся на результатах их деятельности. Среди прочих следует выделять отрицательно сказывающиеся на качестве изготавливаемых экспертами-криминалистами субъективных портретов и в конечном итоге на возможности их использования в процессе раскрытия преступлений. Речь идет о таких ошибках, как отсутствие у сотрудников полиции, прибывших на место происшествия в составе следственно-оперативной группы, настойчивости и умения убедить очевидца или пострадавшего принять участие в изготовлении субъективного портрета преступника. Также отмечаются имеющие место нарушения технологии изготовления субъективных портретов, допускаемые как сотрудниками уголовного розыска, следственных подразделений либо подразделений дознания, так и самими сотрудниками экспертно-криминалистических подразделений.

Избежать подобных ошибок можно путем выбора правильной линии поведения, проявляя такт, обходительность, но не забывая при этом об инициативе и настойчивости. Кроме того, сотрудникам полиции необходимо знать (независимо от принадлежности к тому или иному подразделению) основы технологии изготовления субъективных портретов с целью недопущения вышеперечисленных ошибок.

Список литературы

1. Газизов В.А., Подволоцкий И.Н. Специфика выявления и использования характеристик внешности человека в розыске // Библиотека криминалиста. 2015. N 4 (21). С. 209-217.

2. Зинин А.М. Фоторобот: монография. М.: Юрлитинформ, 2016. 112 с.

3. Исаенко В.Н. Использование композиционных и субъективных рисованных портретов в расследовании особо тяжких преступлений с признаками серийности // Эксперт-криминалист. 2005. С. 14-17.

4. Зинин А.М., Подволоцкий И.Н. Габитоскопия и портретная экспертиза: учебник / под ред. Е.Р. Россин-ской. М.: Норма: ИНФРА-М, 2016. 160 с.

5. Давыдов Е.В. Современные возможности использования субъективных портретов в практике раскрытия и расследования преступлений: учеб. пособие. Волгоград: ВА МВД России. 2012. 72 с.

6. Зинин А.М., Подволоцкий И.Н. Габитоскопия: учеб. пособие. М.: Юрлитинформ, 2009. 176 с.

7. Сысенко А.Р. Особенности использования приемов, направленных на вспоминание в описании внешнего облика человека // Библиотека криминалиста. 2017. N 5 (34). С. 373-376.

8. Герасименко С.И. Практический опыт использования компьютерных субъективных портретов в раскрытии и расследовании преступлений в УВД Волгоградской области // Экспертная практика. 1995. N 38. С. 26-28.

9. Кочетыгов А.В. Влияние графической доработки субъективного портрета на восприятие очевидца // Экспертная практика. 1995. N 38. С. 25-26.

10. Исаева Л. Конструирование субъективных портретов // Законность. 2002. N 2. С. 18-21.

11. Подволоцкий И.Н. Оценка специалистом степени субъективности восприятия очевидцем внешнего облика человека // Библиотека криминалиста. 2014. N 2 (13). С. 194-200.

12. Зинин А.М. Внешность человека в криминалистике (субъективные изображения): учеб. пособие / под ред. В.А. Снеткова. М.: ЭКЦ МВД России, 1995. 102 с.

13. Зотов А.Б., Зудин С.И. О тестировании компьютерных программ для составления субъективных портретов // Экспертная практика. 1996. N 40. С. 79-84.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Gazizov V.A., Podvolotskiy I.N. The specifics of identifying and using the characteristics of a person's appearance on the wanted list. Library of the criminalist, 2015, no. 4 (21), pp. 209-217. (In Russ.).

2. Zinin A.M. Photo robot. Moscow, Yurlitinform Publ., 2016. 112 p. (In Russ.).

3. Isaenko V.N. The use of compositional and subjective hand-drawn portraits in the investigation of particularly serious crimes with signs of seriality. Forensic Expert, 2005, рр. 14-17. (In Russ.).

4. Zinin A.M., Podvolotskiy I.N. Habitoscopy and portrait examination. Moscow, Norma: INFRA-M Publ., 2016. 160 p. (In Russ.).

5. Davydov E.V. Modern possibilities of using subjective portraits in the practice of disclosing and investigating crimes. Volgograd, Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2012. 72 p. (In Russ.).

6. Zinin A.M., Podvolotskiy I.N. Habitoscopy. Moscow, Yurlitinform Publ., 2009. 176 p. (In Russ.).

7. Sysenko A.R. Features of the use of techniques aimed at recalling the appearance of a person in a description. The criminologist library, 2017, no. 5 (34), pp. 373-376. (In Russ.).

8. Gerasimenko S.I. Practical experience of using computer subjective portraits in the disclosure and investigation of crimes in the Internal Affairs Directorate of the Volgograd Reg ion. Expert Practice, 1995, no. 38, pp. 26-28. (In Russ.).

9. Kochetygov A.V. The influence of graphic refinement of a subjective portrait on the perception of an eyewitness. Expert practice, 1995, no. 38, pp. 25-26. (In Russ.).

10. Isaeva L. The construction of subjective portraits, Legality, 2002, no. 2, pp. 18-21. (In Russ.).

11. Podvolotskiy I.N. Assessment by a specialist of the degree of subjectivity of perception by an eyewitness of a person's external appearance. Library of criminalists, 2014, no. 2 (13), pp. 194-200. (In Russ.).

12. Zinin A.M. Human appearance in forensics (subjective images). Moscow, Forensic Center of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 1995. 102 p. (In Russ.).

13. Zotov A.B., Zudin S.I. On testing computer programs for composing subjective portraits. Expert Practice, 1996, no. 40, pp. 79-84. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.