Научная статья на тему 'Использование психологических приемов в процессе описания внешнего облика человека при раскрытии преступлений'

Использование психологических приемов в процессе описания внешнего облика человека при раскрытии преступлений Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1380
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
внешность / портрет / ассоциации / габитоскопия / специалист / допрос / внешность / приемы. / appearance / portrait / associations / habitoscopy / specialist / interrogation / appearance / methods.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сысенко Альфия Радиковна, Герасименко Нина Игоревна, Муравьев Кирилл Владимирович

Введение. Описание внешнего облика разыскиваемого позволит сократить временные рамки его поиска, в связи с чем перед следователем стоит задача, используя различные приемы, оказать очевидцу помощь в припоминании признаков внешности человека. Материалы, результаты и обсуждение. В ходе составления субъективного портрета на первом этапе происходит изучение личности, его психологических особенностей с использованием различных приемов: ассоциации по сходству, по контрасту, противопоставлении различных объектов и явлений; на втором — само составление; на заключительном этапе фиксируются действия по изготовлению портрета. Выводы. Использование психологических особенностей личности, вербальной и паравербальной информации, а также методик описания внешнего облика человека позволит комплексно составить субъективный портрет и раскрыть преступление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological Techniques to Describe Personal Appearance in Crime Detection

Introduction. The available description of the wanted person appearance will make it possible to shorten the time to find him, therefore, an investigator faces the task to assist an eye-witness to recollect personal features through various methods. Materials, Results and Discussion. When making a subjective portrait at the first stage an investigator studies the person, his psychological peculiarities using different methods: associations according to similarity, in contrast, in comparison with various objects and phenomena. The second stage consists of direct making of a portrait. At the final stage an investigator documents the actions of making a portrait. Conclusions. Usage of psychological peculiarities of a person, verbal and para-verbal information as well as the methods of describing personal appearance will make complex composing of a subjective portrait and crime solution possible.

Текст научной работы на тему «Использование психологических приемов в процессе описания внешнего облика человека при раскрытии преступлений»

Общетеоретические и отраслевые проблемы юридической науки и практики

General theoretical and branch-related issues of juridical science and practice

УДК 343.985.32 © А. Р. Сысенко, Н. И. Герасименко, К. В. Муравьев, 2019 DOI: 10. 24411/1999-6241-2019-13016

12.00.12 Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность

Использование психологических приемов в процессе описания внешнего облика человека при раскрытии преступлений

Сысенко Альфия Радиковна ',

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры криминалистики. Е-т^к sysenko_75@mail.ru

Герасименко Нина Игоревна \

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры криминалистики. Е-т^к Ninella007@mail.ru

Муравьев Кирилл Владимирович \

доктор юридических наук, начальник кафедры криминалистики. Е-т^к murki@list.ru

1 Омская академия МВД России, 644092, Омск, пр. Комарова, 7, Россия

Аннотация

Введение. Описание внешнего облика разыскиваемого позволит сократить временные рамки его поиска, в связи с чем перед следователем стоит задача, используя различные приемы, оказать очевидцу помощь в припоминании признаков внешности человека.

Материалы, результаты и обсуждение. В ходе составления субъективного портрета на первом этапе происходит изучение личности, его психологических особенностей с использованием различных приемов: ассоциации по сходству, по контрасту, противопоставлении различных объектов и явлений; на втором — само составление; на заключительном этапе фиксируются действия по изготовлению портрета.

Выводы. Использование психологических особенностей личности, вербальной и паравербальной информации, а также методик описания внешнего облика человека позволит комплексно составить субъективный портрет и раскрыть преступление.

Ключевые слова: внешность; портрет; ассоциации; габитоскопия; специалист; допрос; внешность; приемы.

Для цитирования: Сысенко А. Р., Герасименко Н. И., Муравьев К. В. Использование психологических приемов в процессе описания внешнего облика человека при раскрытии преступлений // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2019. Т. 24, № 3(78). С. 343-347. DOI 10. 24411/1999-6241-2019-13016

Основные положения

1. Восприятие информации базируются на психофизиологических особенностях индивида, а также познавательных процессах и состояниях конкретного человека.

2. Составление субъективного портрета начинается с изучения личности, учитывающего вербальную и па-равербальную информацию. На этапе составления портрета применяются общие правила описания внешности, в завершении происходят его оценка, фиксация и документальное оформление.

Введение

Актуальность и значимость. В настоящее время вслед за социально-экономическими и политическими переменами увеличивается рост преступности, появляются новые способы и формы совершения и сокрытия преступлений. В сложившейся обстановке большую значимость в установлении лиц, совершивших преступление, приобретают знания криминалистической и психологической наук, которые могут существенно помочь в раскрытии и расследовании.

Теоретические предпосылки. Вопросы изучения внешнего облика человека и его влияния на восприятие окружающими являются актуальными как в России, так и во всем мире. Так, Р. Фелсон и Дж. Борнштедт анализировали роль внешнего облика в обучении на примере оценок способностей школьников [1]. Д. Хамермеш и Э. Паркер исследовали взаимосвязь внешности студентов и их оценок [2]. Применительно к расследованию преступлений мысленный образ помогает в составлении субъективных портретов. Работа следователя или иного сотрудника правоохранительных органов предъявляет к ним определенные требования, предполагает наличие системы профессиональных навыков и умений, в том числе владение эмоциональной сферой, управление (в рамках закона) эмоциями допрашиваемого, обыскиваемого и т. д., установление контакта с допрашиваемым, т. е. создание такой атмосферы, при которой последний проникается уважением к следователю (дознавателю), понимает его задачи и обязанности, исключает личные мотивы в его действиях, осознает необходимость способствовать своими показаниями поиску истины.

Современное человекознание характеризуется интеграцией научных дисциплин, одним из направлений которой можно считать развитие междисциплинарных связей, особенно между психологией и другими науками, естественными и общественными [3, с. 123]. Основными признаками человека как источника криминалистически значимой информации являются:

1) индивидуальный характер. Как и любой объект криминалистической идентификации, человек обладает свойством неповторимости и отличия от других материальных и идеальных объектов;

2) наличие комплекса социально-психологических свойств;

3) совокупность генетически определенных факторов, лежащих в основе функционирования человека как биосоциальной системы и заключающихся в соматических, морфологических и психических свойствах личности;

4) участие в отражательных процессах свойств личности человека в процессе осуществления им преступной деятельности и далее в поисково-познавательной деятельности по выявлению, расследованию, раскрытию и предупреждению преступлений;

5) феноменальный характер, который заключается в том, что человек исследуется в криминалистике синтетически, исходя из позиций различных наук [4, с. 216].

Частно-экспертные методы имеют как субъективную, так и объективную природу результатов использования. К первым относятся описание внешности по методу «словесного портрета», составление комбинированного изображения внешности с использованием метода «субъективного портрета», изготовление скульптурной композиции или восстановление внешнего облика по останкам трупа — «реконструкция лица по черепу»; к вторым — сигналетическая фото- и видеосъемка, рентгеновская фотография, голография, изготовление посмертных масок [5, с. 180]. По данным о внешности человека осуществляются розыск и установление личности преступников и иных лиц [6, с. 106].

В ходе расследования при описании внешности человека используют произвольное и систематизированное (упорядоченное) описание. Произвольное описание — это описание, данное свидетелем-очевидцем в словах и выражениях, используемых в обыденной речи. Информацию о признаках внешности преступника или иного лица, полученную в процессе свободного рассказа очевидца, следует уточнять. Нередко возникают ситуации, при которых требуется охарактеризовать так называемые средние, нормальные значения признаков внешности. Упорядоченное описание — это описание по методу словесного портрета, которое должно быть достоверным (надежным, не вызывать сомнений), полным (включать достаточное для установления человека количество признаков), определенным (однозначным), единообразным (выполненным с использованием единой терминологии). Основу представления о внешнем облике опознаваемого составляет его мысленный образ, сложившийся у опознающего. Формирование этого образа происходит под

воздействием определенных факторов, которые условно делятся на две группы: субъективные (свойства личности субъекта восприятия, особенности его познавательных процессов) и объективные (не зависят от личности очевидца) [7, с. 136].

Психические процессы восприятия информации, ее сохранения, трансформации и последующего воспроизведения базируются на психофизиологических, характерологических особенностях индивида, его направленности, профессиональном опыте и т. д. Основная сложность изучения обозначенной проблемы заключается в субъективной оценке не только признаков внешности воспринимаемого человека очевидцем (потерпевшим, свидетелем), которая объясняется различными личностными особенностями. Она связана с познавательными процессами (восприятие, ощущения, память, мышление, внимание, воображение и т. д.), другими психическими особенностями (темперамент, характер, способности и т. д.) и состоянием конкретного человека. На восприятие и воспроизведение воспринятой ранее информации влияют факторы как объективного, так и субъективного характера [8, с. 10].

Таким образом, несмотря на многочисленные исследования, посвященные использованию психологических приемов в описании внешнего облика человека при раскрытии преступлений, внимание и интерес к этой проблеме не ослабевает.

Материалы, результаты и обсуждение

Этапы составления субъективного портрета и правила описания внешности по методу словесного портрета. В ходе составления субъективного портрета выделяются три этапа: подготовительный, рабочий и заключительный [9, с. 6-10].

На первом этапе специалисту необходимо изучить личность.

Поскольку память является категорией психологической, то вполне естественно, что разработка рекомендаций об оказании помощи очевидцу в целях восстановления в его памяти забытого возможна с использованием положений психологии и криминалистики (тактических приемов допроса) [10, с. 127].

При допросе информация извлекается из сферы вер-бально обобщенного отражения субъекта. Тактические приемы допроса в зависимости от динамики психического состояния допрашиваемого следует подвергать коррекции, при этом необходимо учитывать как вербальную, так и паравербальную эмоционально окрашенную информацию, поскольку воспоминания человека всегда связаны с переживаниями определенных событий. Безусловно, преступление всегда выдвигается на передний план и может подавлять образы других событий. Важнейшая задача следователя при допросе — помочь допрашиваемому оценить информацию и не допустить ее искажений [11, с. 4].

Для пробуждения в памяти деталей или подробностей определенного события могут быть полезны ассоциативные связи [12]. Среди них можно выделить ассоциации по сходству. Для того чтобы вспомнить анатомические признаки внешности человека, можно использовать автоматизированные системы для составления

субъективных портретов, учеты, ведущиеся в экспертно-криминалистических подразделениях, или фотографии известных личностей (артистов, политиков), знакомых, альбомы субъективных портретов и т. д.

Помощь очевидцу в припоминании некоторых деталей могут оказать ассоциации по контрасту, основанные на противопоставлении различных объектов и явлений (высокий — низкий, черный — белый, толстый — худой).

Воспоминание внешнего облика человека могут оживить различные приемы речи. Среди них можно выделить перифразы и метафоры (сравнения). Перефраза — это выражение, описательно передающее смысл другого выражения или слова. Признак, по которому создается перифраза, должен быть присущ определяемому предмету или явлению, быть понятным многим людям. С помощью этого приема можно подчеркнуть одну сторону описываемого, отодвинув остальное на задний план, выделить наиболее существенные признаки изображаемого, ярче и полнее выразить их оценку. Определение достаточности мысленного образа должно производиться с учетом конкретного воздействия на него всех известных субъективных и объективных факторов в их взаимодействии, в совокупном влиянии на полноту и точность мысленного образа в целом и отдельных его элементов [12, с. 92].

На втором этапе происходит само составление портрета. Очевидцу разъясняются содержание работы, ее порядок, осуществляется непосредственное воспроизведение мысленного образа внешности человека.

При описании внешности по методу словесного портрета должны соблюдаться требования максимальной полноты и всесторонности, а также использования унифицированной терминологии [13, с. 26].

Описание необходимо производить следующим образом:

1) признаки внешности определяются применительно к «нормальному» положению тела человека;

2) элементы внешности характеризуются как анфас, так и в профиль, а при необходимости и в других ракурсах;

3) описание составляется последовательно: от общего к частному; сверху вниз; сначала общефизические, затем анатомические, функциональные и сопутствующие элементы и признаки;

4) выделяются и описываются особые и броские приметы.

Описание элементов внешности человека в криминалистике принято рассматривать с позиции собственных (принадлежащих самому человеку) и сопутствующих (не относящихся к элементам строения тела человека или к его жизнедеятельности, но позволяющих судить о собственных элементах и признаках) признаков. В свою очередь собственные признаки делятся на общефизические, анатомические и функциональные.

К общефизическим элементам внешнего облика человека относят пол, возраст, антропологический тип. Общефизические признаки проявляются в анатомических, функциональных и сопутствующих признаках, в общем строении фигуры, признаках лица, в некоторых

особенностях функциональных проявлений, в одежде и др. Поэтому общефизические элементы и признаки часто называют еще и комплексными. Возраст определяют «на вид» (например, 20-23 года), в связи с тем что календарный период жизни человека не всегда соответствует возрасту. Антропологический тип определяется по совокупности анатомических признаков внешности, в криминалистической практике нередко в сравнении с известными этноантропологическими группами (например, похож на казаха, грузина и т. п.).

Анатомические элементы — фигура в целом, голова, лицо, шея, плечи, грудь, спина, конечности, волосяной покров, морщины, пятна, складки, следы различных травм и операций. Они характеризуются признаками формы, контура, конфигурации, величины, положения, цвета.

Функциональные элементы — наблюдаемые состояния человека и его действия (поза, походка, мимика, артикуляция, жестикуляция, бытовые и специальные привычки), которые определяются положением, взаимоположением и движениями частей тела. Функциональные признаки описываются реже остальных, что в известной мере объясняется сложностью их восприятия, запоминания и воспроизведения. Криминалистически значимыми являются не случайные положения и движения анатомических элементов, а лишь привычные, устойчивые, стабильные.

Если очевидец не акцентирует внимания на каком-либо элементе лица, наиболее хорошо ему запомнившемся, то сначала создается общее фоновое (без каких-либо элементов) изображение конфигурации головы и лица (так называемая маска), а затем в полученную заготовку монтируются глаза, брови, нос, рот. Однако следует иметь в виду, что конкретная форма лица обычно запоминается, если она содержит что-либо непривычное (например, некоторую эксцентричность: лицо очень узкое или широкое, треугольное и т. п.).

Как показывает практика изготовления портретов, чаще всего они создаются по принципу «сверху вниз»: сначала прическа или головной убор; затем изображение глаз; после этого подбираются брови, которые в совокупности с глазами дают возможность получить представление о глазной части лица. Необходимо отметить, что без изображений глаз очевидец чаще всего затрудняется припомнить некоторые особенности бровей (например, высота над глазами), а эти признаки имеют значение в формировании внешнего облика.

После подбора глаз и бровей подыскиываются изображения носа и рта, ушных раковин. Затем определяются соотношение этих элементов и пропорции лобной, глазной, носовой и ротовой частей. Последним выбирается изображение нижней части лица — овала (контура). Это дает возможность лучше моделировать общую длину головы, высоту лица.

Нередко при изготовлении портрета очевидец просит удлинить лицо или нос, в результате чего нарушаются естественные пропорции человеческой головы, которые он не замечает из-за небольшого масштаба

портрета. В таком случае целесообразно продемонстрировать нормальные пропорции элементов головы человека, их соотношение на экране монитора или на фотоснимках головы человека в натуральную величину.

Методические пособия со справочной информацией об анатомии человека помогут экспертам не только определиться со стандартными признаками, но и при необходимости указать анатомически грамотное название выделенной части лица и тела человека [14, с. 165].

Если в ходе подбора изображений выясняется, что очевидец не помнит признаков каких-либо элементов лица, то специалист применяет прием «выбор по контрасту»: предлагает крайние варианты признака элемента (например, «лоб высокий или низкий», «нос узкий или широкий», «губы тонкие или толстые» и т. д.). Таким образом, выбирается оптимальное изображение элемента [15].

На третьем этапе происходят оценка портрета описывающим, доработка полученного изображения, фиксация и документирование действий по изготовлению портрета [16, с. 153]. Сначала описывающему предлагается первоначально изготовленный субъективный портрет, который он должен внимательно рассмотреть и оценить. Для достижения наилучшего результата можно сделать небольшой перерыв, дать немного абстрагироваться от работы.

На заключительном, оформительском этапе производится фиксация действий по изготовлению портрета: составляется справка с приложением к ней фототаблицы, на которой помещаются фотоснимки промежуточного и окончательного вариантов портрета. Справка подписывается всеми участниками работы.

Выводы. Составление субъективных портретов включает три этапа. На первоначальном этапе изучается личность, на последующем происходит разъяснение содержания работы, ее порядок и непосредственное воспроизведение мысленного образа внешности человека, на заключительном — оценка портрета описывающим, доработка полученного изображения, фиксация и документирование действий по его изготовлению.

Для наиболее эффективного составления субъективного портрета необходимо:

1. Тщательно изучать личность лица, его психические процессы восприятия информации, сложность него заключается в субъективной оценке признаков внешности воспринимаемого человека, познавательными процессами и психическими особенностями.

2. Использовать при беседе психологические и криминалистические приемы. Так, при допросе необходимо учитывать психическое состояние допрашиваемого и в соответствии с ним подбирать криминалистические приемы, например детализацию и ассоциативные связи.

3. Описание элементов внешнего облика человека осуществлять с позиции собственных (общефизических, анатомических и функциональных) и сопутствующих признаков.

Составленный субъективный портрет играет немаловажную роль в раскрытии и расследовании преступления как наглядного (ориентировка), так и информационного блока (проверка по учетам). Использование психологических особенностей личности, вербальной и паравербальной информации, а также существующих методик описания внешнего облика человека позволит комплексно составить субъективный портрет и раскрыть преступление.

Список литературы

1. Felson R. B., Bohrnstedt G. W. "Are the Good Beautiful or the Beautiful Good" The relationship between children's perception of ability nd perception of physicalattractiveness. Social Psychology Quarterly. 1979. Vol. 42, No 4. Pp. 386-392.

2. Hamermesh D., Parker A. Beauty in the classroom: instructors pulchritude and putative pedagogical productivity. Economics of Education Review. 2005. Vol. 24, Issue 4. Pp. 639-376.

3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001. 288 с.

4. Фойгель Е. И. Современный структурно-методический подход к криминалистическому учению о человеке // Российский журнал правовых исследований. 2016. № 3(8). С. 212-218.

5. Токарева Ю. А. Особенности описания признаков внешности человека методом словесного портрета при производстве портретных и медико-криминалистических экспертиз // Энциклопедия судебной экспертизы. 2017. № 2(13). С. 180-184.

6. Подволоцкий И. Н. Методы установления личности в габитоскопии и портретной экспертизе // Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 7. С. 104-108.

7. Бодалев А. А. Восприятие человека человеком. Л., 1965. 200 с.

8. Соколова О. А. Актуальные направления комплексного подхода к изучению личности человека в предупреждении, раскрытии и расследовании преступлений // Эксперт-криминалист. 2013. № 3. С. 9-11.

9. Зинин А. М., Снетков В. А. Субъективные портреты: Изготовление, возможности использования в оперативно-розыскной работе. М., 1972. 89 с.

10. Малютин М. П. Тактические приемы в расследовании преступлений : монография. М., 2009. 184 с.

11. Грибунов О. П. Тактические приемы, используемые для изобличения ложных показаний свидетеля // Российский следователь. 2016. № 5. С. 3-7.

12. Подшибякин А. С. Допрос как разновидность общения // Актуальные проблемы криминалистики на современном этапе : мат-лы всерос. науч.-практ. конф. г. Краснодар, 23-24 мая. Краснодар, 2002. С. 91-97.

13. Шумарина Т. Ф., Царева Д. В. Метод словесного портрета: проблемы терминологии // Мова. 2016. № 6. С. 26-29.

14. Севастьянова В. И. Анализ отдельных элементов внешности по различным источникам // Энциклопедия судебной экспертизы. 2017. № 2(13). С. 156-165.

15. Зинин А. М., Черкашина И. И. Тактико-психологические основы изготовления субъективного портрета : учеб. пособие. М., 2009. 296 с.

16. Криминалистика : учебник / под общ. ред. А. Г. Филиппова. М., 2017. 540 с.

Поступила 21.05.2018

UDC 343.985.32 © A. R. Sysenko, N. I. Gerasimenko, K. V. Muravyev, 2019

DOI: 10. 24411/1999-6241-2019-13016

12.00.12 Criminalistics, Forensic Examination, Crime Detection

Psychological Techniques to Describe Personal Appearance in Crime Detection

Alfia R. Sysenko \

Candidate of Sciences (Law), associate-professor, associate-professor of the department of Criminalistics.

E-mail: sysenko_75@mail.ru

Nina I. Gerasimenko \

Candidate of Sciences (Law), senior lecturer of the department of Criminalistics.

E-mail: Ninella007@mail.ru

Kirill V. Muravyev \

Doctor of Sciences (Law), chief of the department of Criminalistics.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail: murki@list.ru

1 the Omsk Academy of the Russian Ministry of Internal Affairs, Omsk, 644092, Komarov av., 7, Russia

Abstract

Introduction. The available description of the wanted person appearance will make it possible to shorten the time to find him, therefore, an investigator faces the task to assist an eye-witness to recollect personal features through various methods.

Materials, Results and Discussion. When making a subjective portrait at the first stage an investigator studies the person, his psychological peculiarities using different methods: associations according to similarity, in contrast, in comparison with various objects and phenomena. The second stage consists of direct making of a portrait. At the final stage an investigator documents the actions of making a portrait.

Conclusions. Usage of psychological peculiarities of a person, verbal and para-verbal information as well as the methods of describing personal appearance will make complex composing of a subjective portrait and crime solution possible.

Keywords: appearance; portrait; associations; habitoscopy; specialist; interrogation; appearance; methods.

Citation: Sysenko A. R., Gerasimenko N. I., Muravyev K. V. Psychological Techniques used to Describe Personal Appearance in Crime Detection. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2019. Vol. 24, No 3(78). Pp. 343-347. DOI 10. 24411/1999-6241-2019-13016

References

1. Felson R. B., Bohrnstedt G. W. "Are the Good Beautiful or the Beautiful Good". The relationship between children's perception of ability and perception of physical attractiveness. Social Psychology Quarterly. 1979. Vol. 42, No 4. Pp. 386-392.

2. Hamermesh D., Parker A. Beauty in the classroom: instructors pulchritude and putative pedagogical productivity. Economics of Education Review. 2005. Vol. 24, Issue 4. Pp. 639-376.

3. Ananyev B. G. Man as the Object of Cognition. St. Petersburg, 2001. 288 p. (In Russ.)

4. Foigel E. I. Modern Structure-Methodical Approach to Criminalistics Study of Man. Russian Journal of Legal Studies. 2016. No 3(8). Pp. 212-218. (In Russ.)

5. Tokareva Yu. A. Peculiarities of Describing Personal Features via Portrait Parle in Portrait and Forensic Examination. Encyclopedia of Forensic Examination. 2017. No 2(13). Pp. 180-184. (In Russ.)

6. Podvolotsky I. N. Methods of Personal Identification in Habitoscopy and Portrait Expertise. Bulletin of the Moscow University of the Russian Ministry of Internal Affairs. 2012. No 7. Pp. 104-108. (In Russ.)

7. Bodalev A. A. Man's Perception of Man. Leningrad, 1965. 200 p. (In Russ.)

8. Sokolova O. A. Relevant Areas of Complex Approach to Studying a Person in Crime Prevention, Solution and Investigation. The Forensic Examiner. 2013. No 3. Pp. 9-11. (In Russ.)

9. Zinin A. M., Snetkov V. A. Subjective Portraits: Drawing and Possible Usage in Crime Detection. Moscow, 1972. 89 p. (In Russ.)

10. Malyutin M. P. Tactical Techniques in Criminal Investigation. Moscow, 2009. 184 p. (In Russ.)

11. Gribunov O. P. Tactical Means used to Reveal Witness' Lie. Russian Investigator. 2016. No 5. Pp. 3-7. (In Russ.)

12. Podshibyakin A. S. Interrogation as a Type of Communication. Relevant Problems of Criminalistics at Present. All-Russian Science-to-Practice Conference (Krasnodar, May 23-24). Krasnodar, 2002. Pp. 91-97. (In Russ.)

13. Shumarina T. F., Tsareva D. V. Method of Portrait Parle: Problems of Terminology. Mova. 2016. No 6. Pp. 26-29. (In Russ.)

14. Sevastyanov V. I. Analysis of Certain Features of Appearance from different Sources. Encyclopedia of Forensic Examination. 2017. № 2(13). C. 156-165. (In Russ.)

15. Zinin A. M., Cherkashina I. I. Psychological Tactical Basics of Composing a Subjective Portrait. Moscow, 2009. 296 p. (In Russ.)

16. Criminalisctics. Ed. by A. G. Filippov. Moscow, 2017. 540 p. (In Russ.)

Submitted 21.05.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.