Научная статья на тему 'Осевое время-2 в аспекте электронной виртуальной реальности'

Осевое время-2 в аспекте электронной виртуальной реальности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
109
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСЕВОЕ ВРЕМЯ-1 / ОСЕВОЕ ВРЕМЯ-2 / «МЯГКИЙ» МИР / «ЖЕСТКИЙ» МИР / ЭЛЕКТРОННО-ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / AXIAL AGE-1 / AXIAL AGE-2 / “TENDER WORLD” / “RIGID WORLD” / ELECTRONIC VIRTUAL REALITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Стерледева Тамара Дмитриевна, Стерледев Роман Константинович

В статье рассматривается проблема осевого времени-2 как логическое продолжение осевого времени-1, идею которого выдвинул в свое время К. Ясперс. Наступление нового осевого времени-2 связывается авторами с возникновением электронно-виртуальной реальности (ЭВР). ЭВР анализируется как принципиально новый искусственный тип реальности, созданный человеком для человека с учетом его свободы. Для сравнения разных типов реальностей в работу введены новые философские понятия: «бытийная пластичность» мира, «жесткий» мир, «мягкий» мир. Показано, что развертывающееся осевое время-2 характеризует начало принципиально нового этапа развития человечества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Axial Age-2 in the Aspect of Electronic Virtual Reality

The article examines the problem of Axial Age-2 as logical continuation of Axial Age-1 whose conception was proposed by K. Jaspers. The coming of new Axial Age-2 is associated with the appearance of electronic virtual reality. Electronic virtual reality is considered as a cardinally new type of artificial reality created by human beings for human beings taking into account a human’s freedom. To conduct a comparative analysis of different types of realities, the authors introduce new philosophical notions: “existential plasticity” of the world, “rigid world”, “tender world”. The paper shows that coming Axial Age-2 symbolizes the beginning of a cardinally new stage of the mankind’s development.

Текст научной работы на тему «Осевое время-2 в аспекте электронной виртуальной реальности»

https://doi.Org/10.30853/manuscript.2020.1.20

Стерледева Тамара Дмитриевна, Стерледев Роман Константинович Осевое время-2 в аспекте электронной виртуальной реальности

В статье рассматривается проблема осевого времени-2 как логическое продолжение осевого времени-1, идею которого выдвинул в свое время К. Ясперс. Наступление нового осевого времени-2 связывается авторами с возникновением электронно-виртуальной реальности (ЭВР). ЭВР анализируется как принципиально новый искусственный тип реальности, созданный человеком для человека с учетом его свободы. Для сравнения разных типов реальностей в работу введены новые философские понятия: "бытийная пластичность" мира, "жесткий" мир, "мягкий" мир. Показано, что развертывающееся осевое время-2 характеризует начало принципиально нового этапа развития человечества. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/9/2020/1/20.html

Источник Манускрипт

Тамбов: Грамота, 2020. Том 13. Выпуск 1. C. 99-103. ISSN 2618-9690.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/9.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/9/2020/1 /

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

УДК 101.1:316 Дата поступления рукописи: 12.11.2019

https://doi.org/10.30853/manuscript.2020.1.20

В статье рассматривается проблема осевого времени-2 как логическое продолжение осевого времени-1, идею которого выдвинул в свое время К. Ясперс. Наступление нового осевого времени-2 связывается авторами с возникновением электронно-виртуальной реальности (ЭВР). ЭВР анализируется как принципиально новый искусственный тип реальности, созданный человеком для человека с учетом его свободы. Для сравнения разных типов реальностей в работу введены новые философские понятия: «бытийная пластичность» мира, «жесткий» мир, «мягкий» мир. Показано, что развертывающееся осевое время-2 характеризует начало принципиально нового этапа развития человечества.

Ключевые слова и фразы: осевое время-1; осевое время-2; «мягкий» мир; «жесткий» мир; электронно-виртуальная реальность.

Стерледева Тамара Дмитриевна, к. филос. н., доцент

Пермский национальный исследовательский политехнический университет cenzia@rambler. т

Стерледев Роман Константинович, д. филос. н., доцент

Пермский государственный медицинский университет имени академика Е. А. Вагнера 4438767@rambler.ru

Осевое время-2 в аспекте электронной виртуальной реальности

К. Ясперс, предложивший гипотезу осевого времени, рассматривал его как самый резкий поворот в истории, связанный с появлением человека такого типа, какой сохранился и по сей день. «Ось мировой истории следует отнести, по-видимому... к тому духовному процессу, который шел между 800 и 200 гг. до н.э. <...> Это время мы вкратце будем называть осевым временем» [14, с. 32].

Возникают вопросы: будут ли еще подобные по своей глобальности повороты? Возможно ли с позиций философии и науки прогнозировать такие повороты, т.е. анализировать их в аспекте диалектики необходимости и случайности, объективности и субъективности, исторической закономерности, цикличности и т.п.? Существует ли принципиальная возможность у человечества сознательного торможения, а то и «гашения» такого рода поворотов? Можно ли сегодня обнаружить достаточно четкие признаки приближающегося, а возможно, уже происходящего поворота? Что можно считать такими признаками? Насколько подобные признаки доказательны с научной и философской позиций? Все эти вопросы можно резюмировать так: настанет ли, а если настанет, то когда новое осевое время-2?

Актуальность исследования как в теоретическом, так и в практическом планах обусловлена уже происходящими сегодня и планируемыми на сравнительно близкое будущее серьезными изменениями человека: его образа жизни, функционирования и дальнейших перспектив, связанных с новейшими технологиями. Происходящие в научных и иных сферах обсуждения этого вопроса достигают значительного накала страстей и порождают самые разноречивые, включая прямо противоположные, выводы и оценки настоящего и будущего человечества. Отдавая себе отчет в правомерности различных аспектов и методов решения этой чрезвычайно сложной проблемы, авторы данной статьи ставят своей целью проведение сравнительного анализа осевого времени, выделенного Ясперсом (обозначим его как осевое время-1), и изменениями в человечестве XXI века. Задачей данной статьи является исследование проблемы осевого времени-2 в аспекте электронной виртуальной реальности (ЭВР). Научная новизна заключается в выделении нового аспекта исследования «осевого времени»: влияния электронно-виртуальной реальности на развитие общества. Методы исследования опираются на диалектические принципы и законы.

Надо отметить, что ссылки ученых на К. Ясперса как создателя концепции «осевого времени» не означают однозначного понимания ими понятия «осевое время». Ни о причинах возникновения «осевого времени», ни о его сущности, ни о возможности возникновения в будущем нового «осевого времени» нет единого мнения. Так, А. В. Семушкин, М. К. Мамардашвили, С. А. Нижников трактуют «осевое время» как духовную революцию [7; 10]. С. А. Нижников считает, что деградация современной культуры есть отступление от ценностей «осевого времени» и грозит человечеству самоуничтожением. М. А. Дидык акцентирует внимание на гипотетичности концепции К. Ясперса [5]. И. В. Дёмин выделяет в концепции К. Ясперса трактовку целостности истории [4]. Исследование В. А. Герда нацелено на сравнительный анализ понимания свободы К. Ясперсом и Н. Бердяевым [3]. С. Г. Кцоева отмечает значимость универсальных духовных ценностей в концепции К. Ясперса [6]. О. А. Власова рассматривает концепцию К. Ясперса с позиций личностного, персоналистического подхода [2]. А. Л. Сафонов использует понятие осевого времени для обоснования своей гипотезы устойчивого параллелизма этноса и нации [9]. К. В. Таравков не исключает возможности нового «осевого времени», ссылаясь на то, что «заложенные первым осевым временем духовные основы человечества сегодня явно надломлены» [11, с. 130]. А. Н. Бабаджанян трактует понятие «осевое время» как своего рода гештальт концепции истории Ясперса [1].

В конце XX века появились попытки использовать понятие «осевого времени» для характеристики современного информационного общества. Так, В. С. Поликарпов и В. А. Поликарпова [8] связывают наступление новой эпохи «осевого времени» с возникновением новых технологий, в перечне которых значатся и электронные информационные системы. Среди этого перечня авторы отдают ведущее значение биотехнологиям. Мы полагаем, что «осевое время» возможно исследовать в различных аспектах. В данной статье мы рассматриваем «осевое время» в аспекте электронной виртуальной реальности (ЭВР).

Осевое время - это начало определенного цикла развития человечества, когда формируются условия для его материальной и духовной жизни. В духовную жизнь осевого времени включается религия, поскольку религия завершает целый этап осознания целостности мира. До этого периода осознание целостности мира было размытым, нечетким, поскольку еще не было мировых религий. В осевое время рост цивилизации соединяется с появлением мировых религий. Согласно Ясперсу, появление мировых религий завершило мир, достроило мир, т.е. привело его в систему, показало границы и возможности человека. В результате человек получает потенциал своего развития, горизонт, который определяет его тактические и стратегические цели. В этих условиях мир становится понятным.

Во временном отрезке осевого периода можно выделить, на наш взгляд, как начальную точку - появление мировых религий, так и гипотетическую точку - перспективы развития общества и отдельного человека. Осевое время создает специфическую картину мира, включающую в себя следующее. Во-первых, наличный мир, во-вторых, перспективу в развитии, стремление к лучшему, оптимальному миру. В-третьих, возможности для достижения этой перспективы: труд на Земле (материальная деятельность) и духовное развитие личности.

В конце XX века стал формироваться новый тип осевого времени - осевое время-2, то есть возникли специфические условия для формирования принципиально нового мира. Для подобного утверждения необходим сравнительный анализ мира, развивавшегося в русле осевого времени-1, и наступающего нового мира с осевым временем-2. Процедура сравнения является одной из фундаментальных процедур познания. Только сравнивая что-то с чем-то, мы можем получить представление о специфике сравниваемого. Отсюда, чтобы получить представление о целостности мира, в котором человек живет, он должен сравнить его с каким-то другим миром по четырем аспектам.

Первый аспект. Что такое мир. Какой он.

Второй аспект. Что такое человек.

Третий аспект. Как мир влияет на человека.

Четвертый аспект. Как человек может влиять на мир.

Мир, в котором возник человек, - это природный мир для природного человека. Человек получил уже готовый естественный мир, и задачей человека было освоение этого мира. И человек начал переделывать этот природный мир, т.е. приспосабливать его к себе, создавать «вторую природу» - мир культуры.

Появление электронно-виртуальной реальности дало человечеству принципиально новый тип возможностей в формировании принципиально иного - искусственного типа мира. Этот ранее невозможный, новый мир создается человеком и для человека. Для характеристики этого нового для человечества искусственно создаваемого мира требуется введение нового научного инструментария.

Мы предлагаем новую методологию анализа и прогнозирования его развития (выделение стадий и функций) и ряд новых понятий, без введения которых нельзя объяснить принципиально новый объект исследования. Таково новое философское понятие - «бытийная пластичность» мира. Обоснованием для его введения служит необходимость обобщающего понятия, отражающего особенности взаимодействия лежащих в основе функционирования и развития мира различных элементов, обладающих определенными видами субстратов. Эти элементы мира при своем взаимодействии противостоят друг другу степенью стабильности и стойкости своего субстрата. Именно это свойство предмета противостоять, сопротивляться воздействию на него со стороны другого предмета есть проявление «бытийной пластичности» субстрата. Пластичность характеризует субстратную податливость любого вида объекта. «Бытийная пластичность» мира - это понятие, характеризующее как мир, так и отдельные его элементы, включая в себя и человека. «Бытийная пластичность» характеризует онтологический аспект мира и человека. Данное понятие позволяет, с одной стороны, объединить миры человека, а с другой - выявить различия между ними.

Для конкретизации понятия «бытийная пластичность» мы ввели новые понятия: «жесткий» мир и «мягкий» мир. Содержание этих понятий выявляется посредством сопоставления со свободой и несвободой человека. «Жесткий» мир противостоит свободе человека, сопротивляясь реализации его возможностей, способностей, потребностей, желаний, либо допускает их реализацию в минимально возможных границах. Под «жестким» миром понимается мир природы с ее законами, которые сильно ограничивают человеческую деятельность. Достаточно указать на такие проявления природного мира, как землетрясения, наводнения, климатические условия, негативно влияющие на здоровье человека, и т.д.

Понятие «жесткого» мира включает в себя также общество, законы которого допускают реальную свободу человека только в узких рамках. В «жестком» мире человек принужден выбирать между реализацией своих собственных желаний и требованиями общества. Если человек стремится реализовать свои желания и потребности так, как он сам хочет, то есть свободно, то он теряет коллектив, в котором находится, поскольку выходит за жесткие рамки запретов и предписаний, предъявляемых коллективом к каждому своему члену. В том же случае, когда человек во всем подчиняется требованиям общества, человек теряет свою свободу, себя, поскольку не может быть полностью самим собой.

В понятие «жесткий» мир включаются также необходимости, связанные с телом человека (половые, возрастные и другие телесные границы, включая состояние здоровья), сужающие возможности человека в его самореализации. Сознание человека преимущественно тоже является «жестким», поскольку ставит преграды в уровне развития интеллекта, памяти, способностях, дарованиях и т.д.

Качество мира, характеризующее минимальное сопротивление человеку, мы обозначаем термином «мягкость». «Мягким» является мир, который сразу же отзывается на желания человека и тут же их осуществляет. В «мягком» мире человек максимально свободен и поэтому чувствует себя комфортно. В «мягком» мире человек может все, он демиург этого мира. Этим «мягким» миром является мир мечты, то есть часть внутреннего мира человека.

ЭВР по своей сущности является «мягким» миром. В природном мире человек минимально свободен в силу «жесткости» мира и «жесткости» человека, «жесткости» человеческого познания. Если в «жестком» мире человек только «гость на празднике жизни», то в ЭВР человек - это хозяин мира. Если в природном мире человек, переделывая мир, тем не менее вынужден подчиняться его ограничениям, то в ЭВР человек подчиняет созданный им мир полностью себе. ЭВР становится местом, куда проецируется сознание человека и где могут функционировать аналог его сознания и тела.

Мир ЭВР есть не что иное, как специфическое объективирование внутреннего мира человека, поскольку ЭВР - это невозможное ранее в истории человечества «зеркало» духовного мира человека. ЭВР дает человеку более высокий тип свободы. Но этот новый феномен, как и все в мире, имеет две стороны. С одной стороны, человек получает большую свободу в реализации своих желаний и своего развития. Но, с другой стороны, количество свободы, которое человек получает в ЭВР, может привести к деградации человека и дальнейшему уничтожению человеком самого себя.

ЭВР - это предмет повышенной опасности как для индивида, так и для цивилизации, поскольку эта искусственная реальность дает возможность человеку быть самим собой, т.е. позволяет максимально проявлять свой внутренний мир. Но поскольку современный человек в этическом смысле весьма неразвит, то он может использовать ЭВР для усиления своих худших сторон. Человек может использовать ЭВР для создания супербезнравственных ситуаций, супербезобразных и супернизменных ситуаций, которые в обычном физическом мире невозможны.

Сущность осевого времени-2 состоит в том, что человечество подведено к возможности создания нового «мягкого» искусственного мира человеком для человека. Таким образом, человек подошел к возможности осуществления мечты о создании мира, построенного человеком для человека с учетом свободы человека. Однако мы полагаем, что человечество еще не готово к такому подарку, как ЭВР. Но «джин уже выпущен из бутылки», и загнать его назад невозможно. В этом и состоит специфика нового осевого времени-2.

Для наглядности и убедительности критического состояния человечества можно использовать в качестве метафоры физико-математические формулы. В физике есть понятие «импульс» - масса, умноженная на ускорение. Человек - это тоже своеобразный «импульс», но он экзистенциальный «импульс», включающий в себя условно два важнейших «сомножителя»: разум и нравственность. Если один из сомножителей импульса равен нулю, то нулю равно все произведение. Однако при осевом времени-1 эта формула выглядела как сложение. Если одно из слагаемых равно нулю, сумма равна другому слагаемому. Это означало, что человек мог быть умным, но безнравственным. Или нравственным, но глупым. Мог быть также глупым и безнравственным. А мог быть нравственным и умным.

Таким образом, в осевом времени-1 нравственность никогда не стояла на первом месте. Более того, нравственность часто использовалась как средство управления массами, например, религией. В осевом времени-2 роль и значение нравственности выходит на первый план. Если нравственность будет равна нулю, то это может привести к гибели человечества. Тем более что роль разума человека со временем снижается. Все больше функций человек передает автоматам, машинам, роботам, искусственному разуму. С. С. Хору-жий указывает на «размывание и распад. этических оснований, снятие нравственных барьеров. движение к деэтизации» [12, с. 406] у современных пользователей Интернета. На опасность отставания нравственности от сугубо рационального развития указывает общеизвестный афоризм Дж. С. Холдейна: «Человек, вооруженный только наукой, подобен ребенку, играющему с коробкой спичек».

Осевое время-2 связано уже не с религией, а с наукой. Уже само начало нового времени-2 показало возможности и горизонты принципиально нового мира ЭВР, такого «мягкого» мира, который не мог возникнуть при том уровне развития науки, техники и философии, который был в период осевого времени-1. Ясперс писал о природном мире, который человек приспосабливает для себя, а сейчас человек не только приспосабливает для себя уже существующий мир, а создает такой, который ему нужен. Ясперс описал картину мира, исходя из представления о необходимости выживания человека как природно-социального существа. А ЭВР есть созданный для человека как свободного существа специфический тип реальности, в которую человек может проецировать свое сознание на определенное время и специфически существовать в этом искусственном «мягком» мире по аналогии с тем, как он это делает в своем мире мечты.

Ось-2 является диалектическим отрицанием оси-1. С одной стороны, ЭВР критически показывает недостатки в аспекте свободы предыдущего до ее возникновения способа существования человека, т.е. жизнь в условиях «жесткой» реальности. А с другой стороны, ЭВР создает условия для формирования такого способа существования человека, который можно определить как «мир, созданный человеком для человека».

При этом ЭВР не только не отрицает такие сущностные характеристики человека, как нравственность и разум, а требует, вынуждает человека к личностной духовной работе по самовоспитанию их в себе.

Более того, только в условиях ЭВР формируется и возможна «симметричная» этика, которая преодолевает абстрактность и малоэффективность воспитания нравственности в доЭВРную эпоху. В период осевого времени-1 появились различные формы религии. Это учения, которые показывали моральные горизонты человечеству. Они указывали, как должен вести себя человек. Например, Нагорная проповедь, принципы буддизма и т.п. Но за 2000 лет мы не наблюдаем нравственного прогресса людей. К. Ясперс полагал, что этос Нагорной проповеди неосуществим в мире. Проповедям Христа и Будды «следуют лишь очень немногие люди, если вообще кто-нибудь следует» [13, с. 274]. В то же время существуют описания жизни святых, подвижников. Однако в них описываются подвиги и героические поступки отдельных людей. Хотя существуют описания и массового героизма, например, во время Великой Отечественной войны. Однако есть огромное множество примеров безнравственного, отрицательного поведения.

Мы видим, что в экстремальных ситуациях люди могут вести себя по-разному. Возникает вопрос: если нет экстремальной ситуации, может ли человек вести себя нравственно? Или же для развития нравственности людей обязательно нужна какая-то экстремальная ситуация?

Отсюда мы выходим на понятие «экзистенциально-нравственного потенциала» человека. Теоретики давно отметили, что для того чтобы человек поступал нравственно, ему надо создать экстремальную пограничную ситуацию или условия, дающие ему возможность вести себя нравственно. Однако условия существования человека на Земле этому не способствуют. Широко известна фраза, приписываемая Фрейду: «Мир плох, но иным он быть и не может». В «осевое время-1» был сделан первый шаг в развитии человечества, когда были созданы первые дошедшие до нас этические теории, пусть и несовершенные. Но окружающий человека мир не способствовал их реализации на практике. К сожалению, благие пожелания оставались только благими пожеланиями.

Поговорки типа «зуб за чужой щекой не болит» и «палач не испытывает страданий жертвы» уже будут не верны для развитой ЭВР. При оптимальном устройстве и контроле со стороны педагогов, психологов, философов и других необходимых для этого специалистов в союзе с инженерно-техническими разработчиками ЭВР можно будет так сформировать внутреннее устройство ЭВР, что будет возможно в качестве воспитательного средства использовать так называемую «симметричную» этику. Сущность ее будет заключаться в следующем. В условиях ЭВР человек, спроецировав свое сознание на пространство ЭВР, сможет испытывать и переживать то, что испытывает и переживает человек, которого он обижает, угнетает, убивает и т.д. Пользователь ЭВР может поочередно испытывать, например, переживания рабовладельца, а потом его раба. Муж, обижающий свою жену, сможет испытать в ЭВР то, что испытывает его жена, и т.д.

Таким образом, мы видим, что ЭВР не подменяет, не отменяет и не уничтожает привычную доЭВРную жизнь, а создает возможность человеку выбирать желаемый им способ существования в любой момент времени. Поэтому осевое время-2 можно определить как интегральное время, точнее, интегрирующее все лучшее в человеке и позволяющее ему подняться на следующую ступень своего развития. Хотя интерес ученых к концепции К. Ясперса не затихает, проблема интегрального осевого времени-2, требующая неотлагательной теоретической разработки и практических рекомендаций, к сожалению, не привлекает внимания исследователей.

Нельзя не согласиться с Ясперсом, что «без осознания будущего вообще не может быть философского осознания истории... Прогнозирующее историческое мышление определяет наши действия» [14, с. 155]. «Но эти прогнозы должны сохранять свой смысл: они должны вводить нас в сферу возможного, намечать отправные точки нашего плана и наших действий, открывать перед нами далекие горизонты, усиливать наше ощущение свободы сознанием возможного» [Там же, с. 165].

Человек не может чувствовать себя полностью человеком, поскольку он не может быть свободным и полностью проявлять себя. Почему? - Потому что мир не позволяет ему проявлять себя или позволяет в очень ограниченных вариантах. Можно выделить в этом плане основное противоречие человека: потенциально сильный интеллект и слабое в физическом отношении тело. Окружающий мир сильнее человека, он заставляет человека подстраиваться под себя. Человек может подстраивать под себя мир, но только в определенных пределах.

К. Ясперс, как нам представляется, интуитивно чувствовал, что человеку нужен мир, который бы служил человеку. Поэтому он связывал будущее человека с техникой. Только с возникновением ЭВР становится возможным не просто перестроить мир (перестройка осуществляется всегда в определенных пределах), а подчинить мир человеку. Однако, получив ЭВР, мир которой подчинен человеку, человек попадает в еще большую и страшную зависимость. В «жестком» мире человек не может быть полностью самим собой как в своих хороших, так и плохих качествах. Поэтому многие психологические потенции человека, как положительные, так и отрицательные, не реализуются. В чем-то это хорошо, поскольку многие люди не смогли стать наркоманами, убийцами, мучителями, потому что не было соответствующих условий. Кроме того, они боялись наказания за содеянное.

В ЭВР же на достаточно высоком уровне ее развития вполне возможно будет создание индивидуальных миров под заказ конкретного человека. В таком мире человек сможет реализовать и самые гнусные свои желания, которые ему не удалось бы реализовать в «жестком» мире. Причем никто об этом не сможет узнать, если это будет оформлено конфиденциально.

В современном обществе созданы так называемые часы «Судного дня», показывающие, сколько времени осталось до начала третьей мировой войны. Это, конечно, аллегория. Мы полагаем, что сейчас надо ввести новые часы, которые показывают, сколько времени осталось до возможной окончательной деградации и гибели человечества. Необходимость введения таких часов обусловлена тем, что с появлением и развитием

ЭВР отсчет осевого времени-2 уже пошел. Правда, пока еще есть совсем немного времени обдумать возникшую ситуацию и выработать какие-то рекомендации для оптимального освоения ЭВР. Причем эта задача является общечеловеческой.

В результате нашего исследования мы можем сделать следующие выводы. Осевое время-2 началось в наше время, и связано его возникновение с ЭВР. Сущность осевого времени-2 состоит в том, что человечество подведено к возможности создания нового искусственного «мягкого» мира с учетом свободы человека. Таким образом, человек подошел к возможности осуществления мечты о создании мира, построенного человеком для человека. Однако ЭВР - опасный «подарок» человечеству, поскольку предполагает нравственную устойчивость, надежность человека как критерий его прогресса, а не деградации. По мнению многих мыслителей, современный уровень духовности человечества демонстрирует явную тенденцию ухудшения его нравственного состояния.

Актуальность исследования принципиально нового этапа в развитии человечества требует привлечения гораздо большего внимания не только философов, но и представителей всех других гуманитарных наук. И не только гуманитарных, но и представителей конкретно-научных дисциплин, связанных с разработкой и внедрением новейших информационных технологий. Не терпят отлагательств как теоретические, так и практические разработки просветительского и воспитательного плана, способные реально усиливать духовно-нравственные основы воспитательной и образовательной сфер деятельности всего человечества.

Список источников

1. Бабаджанян А. Н. Человек и история в философии Карла Ясперса // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения. 2009. Вып. 4. С. 240-244.

2. Власова О. А. Биографический подход, его истоки, эволюция и значение в творчестве Карла Ясперса // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2013. Т. 2. № 3. С. 19-28.

3. Герт В. А. Свобода человека в философии К. Ясперса и Н. А. Бердяева // Вестник Челябинского государственного университета. 2016. № 3 (385). С. 92-103.

4. Демин И. В. Трактовка всемирной истории в философской концепции Карла Ясперса // Система ценностей современного общества. 2016. № 48. С. 7-11.

5. Дидык М. А. К. Ясперс: «осевое время» всемирной истории как конструкция и гипотеза // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2015. № 4. С. 5-9.

6. Кцоева С. Г. «Линия жизни» человечества (об особенностях исторической концепции Карла Ясперса) // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2012. № 2. С. 43-48.

7. Нижников С. А. Смысл «осевого времени» в творчестве А. В. Семушкина и М. К. Мамардашвили // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Философия». 2015. № 4. С. 96-105.

8. Поликарпов В. С., Поликарпова В. А. Феномен человека - вчера и завтра. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 576 с.

9. Сафонов А. Л. Осевое время-2: возвращение к истокам или погружение во тьму? // Вестник Бурятского государственного университета. 2012. Вып. 14. С. 34-42.

10. Семушкин А. В. «Осевое время» как условие и предпосылка генезиса философии на Западе и Востоке // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Философия». 2006. № 2 (12). С. 40-49.

11. Таравков К. В. Концепция «осевого времени» Карла Ясперса: проблемы и перспективы исследования // Успехи современной науки и образования. 2017. Т. 7. № 2. С. 127-131.

12. Хоружий С. С. Социум и синергия: колонизация интерфейса. Казань: Казанский инновационный университет имени Тимирясова, 2016. 452 с.

13. Ясперс К. Великие философы: в 2-х кн. М.: Канон+; РООИ «Реабилитация», 2018. Кн. 1. Задающие меру люди. 304 с.

14. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. 527 с.

Axial Age-2 in the Aspect of Electronic Virtual Reality

Sterledeva Tamara Dmitrievna, Ph. D. in Philosophy, Associate Professor Perm National Research Polytechnic University cenzia@rambler. ru

Sterledev Roman Konstantinovich, Doctor in Philosophy, Associate Professor Academician Y. A. Vagner Perm State Medical University 4438767@rambler.ru

The article examines the problem of Axial Age-2 as logical continuation of Axial Age-1 whose conception was proposed by K. Jaspers. The coming of new Axial Age-2 is associated with the appearance of electronic virtual reality. Electronic virtual reality is considered as a cardinally new type of artificial reality created by human beings for human beings taking into account a human's freedom. To conduct a comparative analysis of different types of realities, the authors introduce new philosophical notions: "existential plasticity" of the world, "rigid world", "tender world". The paper shows that coming Axial Age-2 symbolizes the beginning of a cardinally new stage of the mankind's development.

Key words and phrases: Axial Age-1; Axial Age-2; "tender world"; "rigid world"; electronic virtual reality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.