Известия Саратовского университета. 2011. Т. 11. Сер. Философия. Психология. Педагогика, вып. 4
УДК 130.2:004.946:176.7
ПРОБЛЕМА ТРАГИЧЕСКОГО В ЭЛЕКТРОННО-ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ: ФУТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Т. Д. Стерледева
Пермский государственный технический университет E-mail: [email protected]
В статье анализируются возможности трагического как мощного фактора воздействия на духовно-нравственный мир человека в сфере электронно-виртуальной (компьютерной) реальности (ЭВР). ЭВР рассматривается как особый вид «мягкой» реальности, характеризующейся экзистенциально-конструкторской функцией, дающей человеку возможность реализовать свои потенции.
Ключевые слова: ЭВР, «жесткий» мир, «мягкий» мир, трагедия, свобода, нравственность.
Problem of Tragic in Electronic Virtual Reality: Futurologic Aspect T. D. Sterledeva
In the article the potential of tragic as strong factor of influence upon moral spirit of man in the sphere of electronic virtual (computer) reality (EVR) are analyzed. EVR is considered as a special type of «soft» reality, characterized by particular existential-constructive function, which gives one an opportunity to realize his resourses.
Key words: EVR, «hard» world, «soft» world, tragedy, freedom, morality.
Электронно-виртуальная (компьютерная) реальность (ЭВР) - феномен, все более широко входящий в жизнь человечества XXI в. и оказывающий на него все большее влияние. Анализу природы ЭВР, ее влиянию на общество посвящено огромное количество исследований. На наш взгляд, эту природу и весь объем влияния такой реальности на общество, включая и процессы воспитания человека, можно понять только с позиций её рассмотрения в будущем, когда максимально полно выявятся все заложенные в ней потенции. Мы полагаем, что такое исследование ЭВР может быть осуществлено только на основе метода идеализации1.
XXI в. дал человечеству такие возможности для развития и совершенствования как в физическом, так и духовно-нравственном плане, о которых в предыдущие столетия люди не могли и мечтать. В первую очередь это относится к ЭВР, появившейся сравнительно недавно, в конце XX в., и не получившей пока своего полного развития. Но уже сейчас можно задуматься как о плюсах, так и минусах ЭВР применительно к развитию человека и общества в целом, так как она представляет собой принципиально новый вид изобретения. Для понимания специфики её
анализа необходимо ввести и уточнить такое методологическое понятие как «горизонт». Буквальное значение этого слова - наблюдаемая грань мира, до которой глаз может его видеть. В более широком смысле это понятие включает в себя границу возможностей - временных, производственных, научных и т. п. Эти возможности находятся в пределах естественно-научных знаний и потребностей своего времени.
Исходя из такого понимания понятия «горизонт», можно выделить три варианта исследовательского подхода с соответствующим каждому варианту типом методологии анализа какого-либо вида изобретения - догоризонтальный, горизонтальный, загоризонтальный. В основе каждого типа анализа лежит определенный способ видения объекта исследования. Естествознание использует догоризонтальный и горизонтальный типы анализа. Специфика первого заключается в том, что изучение ЭВР происходит в пределах имеющихся сегодня возможностей и в перспективе 15-20 лет. Отличительные особенности горизонтального варианта заключаются в том, что исследование осуществляется исходя из имеющихся возможностей совершенствования ЭВР, т. е. на пределе развития ее современного состояния, иначе говоря, «горизонта», измеряемого 30-50 годами. Специфика загоризонтального видения в том, что изобретение рассматривается на стадии его максимально полного развития и выявления всех возможностей его зрелого состояния, во много раз превосходящего технические возможности сегодняшнего дня (догоризонтальное видение) и ограниченного завтрашнего (горизонтальное).
Догоризонтальное видение обусловливает и соответствующую концепцию сущности ЭВР, рассматривающую её прежде всего как инструмент, устройство, которое позволяет человеку познавать мир, тренироваться, отрабатывать определенные состояния или ситуации, использовать как средство развлечения, общения и т. п. Соответственно этому и влияние на общество ЭВР, рассматриваемой в контексте познания, обучения, досуга и т. п., понимается как локальное. На такие сущностные свойства человека как, например, свобода эта реальность не оказывает существенного позитивного влияния либо влияет слабо или негативно.
При горизонтальном видении функции и сущность ЭВР трактуются в целом так же, как и при
© Стерледева Т. Д., 2011
Т. Д. Стерледева. Проблема трагического в электронно-виртуальной реальности
догоризонтальном, аналогична и трактовка её влияния на общество. Философский анализ изобретения может базироваться как на догоризонтальном и горизонтальном, так и на принципиально новом типе - загоризонтальном видении - в зависимости от задачи, которую философ ставит перед собой2.
Однако, как уже было сказано, чтобы понять наиболее глубинную сущность ЭВР как специфического типа изобретения, ее функции и влияние на развитие общества, надо рассматривать её с позиций будущего максимально полного развития, т. е. на основе загоризонтального видения. В его основе лежит процедура теоретического допущения, идеализации. при которой философ отдает себе отчет в том, что достижение максимальных параметров невозможно как сегодня, так и в обозримом будущем. Преимущество такого допущения в том, что оно позволяет выявить сущность изобретения, а также его функции и влияние на общество наиболее ясно и отчетливо. В рамках данной теоретической процедуры мы отвлекаемся от физических характеристик материала, из которого сделана ЭВР, от конкретных программ, на основе которых она функционирует, характеристик электронной базы и т. п., а рассматриваем её как достигшую максимального развития в предельно больших промежутках времени (точнее, не указывая конкретных временных, пространственных, субстратных и других характеристик ее зрелого состояния). Пока же современная нам ЭВР находится в «зародышевом» состоянии, что серьезно затрудняет ее изучение.
Сегодня большинством исследователей основополагающими функциями ЭВР считаются помощь человеку в познании и моделировании мира, тренировке способностей и умений в различных областях деятельности, коммуникативная функция, отдых и развлечения и др. Однако признание первоочередности указанных функций обусловлено догоризонтальным и горизонтальным видением. И лишь с применением загоризонтального видения, на основе которого формируется новый методологический подход, начинает проявляться определяющая функция ЭВР - создание мира-тренажера, который максимально подходит для воспитания человека. Для развертывания и обоснования этого положения мы используем понятие свободы человека, а для его конкретизации вводим новые понятия - «жесткий» и «мягкий» мир3.
Рассмотрим понятие «жесткая реальность». Человек живет в условиях такого мира, который оказывает сопротивление воздействию на него. Специфика общества как социального уровня организации материи, в отличие от биологического, в том, что человек не только приспосабливается к окружающей среде, но и приспосабливает мир к себе, создавая вторую природу - мир человеческого существования, мир культуры. Ему необходимо в ряде случаев прилагать достаточно значительные усилия, чтобы преобразовать мир. Таким образом, «жесткость» мира означает его
сопротивление воздействию человека. В связи с этим осуществление желаний человека в большинстве случаев требует: во-первых, времени, и в ряде случаев весьма значительного; во-вторых, разного рода усилий, также достаточно значительных; в-третьих, знаний, и иногда весьма специфических.
К «жесткому» миру можно отнести три основные сферы - природу, общество и самого человека. Мир природы для своего преобразования требует знания его законов, наличия средств производства, определенных умственных и физических усилий. Общество как разновидность «жесткого» мира опирается на систему предписаний и запретов: человек признается нормальным членом общества только при условии его подчинения таким запретам и предписаниям. Однако подобное подчинение индивидуума не дает ему возможности действовать максимально свободно, т. е. так, как он хотел бы в данный момент своего существования, здесь и сейчас.
Сам человек также является элементом «жесткого» мира: ему трудно изменить свой пол, возраст, внешность и т. п. И хотя наука XXI в. предоставляет такие возможности, тем не менее не каждый может себе это позволить. Препятствия могут быть связаны либо со значительными финансовыми затратами, либо с рядом довольно мучительных физических процедур, психическим состоянием, отторжением социумом и т. п. Человеческое сознание также включается в систему «жесткого» мира, поскольку человек не может по своему желанию изменить своих умственных возможностей, симпатий и антипатий (как известно, «сердцу не прикажешь») и т. п.
Рассмотрим понятие «мягкий мир». К нему можно отнести такую сферу человеческого сознания как мечты. В этом мире человек является демиургом, в силу чего может осуществлять любые свои желания мгновенно. В «жестком» мире имеется очень много вещей, которые невозможно получить, ситуаций, которые невозможно осуществить вообще либо в данный момент. В «мягком» же мире человек, будучи сам проектировщиком и исполнителем, может быстро менять свои ментальные конструкции, вносить в них любые изменения, осуществляя тем самым задуманное, получая желаемое. И в этом одна из особенностей человеческого существования: будучи в большинстве своем несвободным в «жестком» мире, он может быть свободен в «мягком» мире своей мечты.
ЭВР, рассматриваемая с позиций метода идеализации, может быть представлена как вариант «мягкого» мира, существующего, в определенном смысле, объективно. Это такой вариант объективного мира, в котором человек, спроецировав туда свое сознание, начинает существовать как «мягкое» существо в «мягком» мире. Это значит, что он сможет менять мир и себя в этом мире гораздо более свободно, чем в «жестком».
Философия
47
Известия Саратовского университета. 2011. Т. 11. Сер. Философия. Психология. Педагогика, вып. 4
Виртуальная реальность может оказать революционное воздействие на различные сферы человеческой деятельности, в том числе и на педагогику, искусство, науку и т. д. Рассмотрим это на примере трагического как важного элемента в процессе формирования духовно-ментального мира человека. Трагическое мы будем рассматривать в аспекте проекции человеческого сознания на ЭВР, взятую в максимально возможном варианте ее развития.
Трагедия в любом смысле есть гибель героя или каких-либо значимых для него связей, ситуаций, гибель же есть переход в «свое иное», причем переход окончательный, туда, откуда в большинстве случаев нет возврата. Гибель героя можно рассматривать в двух аспектах: первый связан с его гибелью как биологического объекта, иначе говоря, с гибелью человеческой телесности. Второй аспект - это гибель человека в духовном плане как разрушение его внутреннего мира, включающего моральные ценности, принципы, установки, симпатии, антипатии, как трансформация личности.
В связи с этим выделяются три основных типа трагедии. Первый - когда герой гибнет физически, но нравственно побеждает, т. е. сохраняет свою нравственно-духовную идентичность, например Иван Сусанин, Александр Матросов, генерал Карбышев и многие другие. Второй тип - человек гибнет нравственно, его нравственный мир частично или значительно трансформируется в негативном плане, но он сохраняет себя как живой биологический объект. К такому типу можно отнести феномен предательства (например, генерал Власов, В. Резун и др.) Третий тип - человек гибнет как нравственно, так и физически, но вначале происходит нравственная гибель (классический пример - Иуда, предавший Христа).
Трагедию можно рассматривать не только как определенный тип художественного произведения, но и гораздо шире - как одну из важнейших экзистенциальных ситуаций человеческой жизни, наиболее сильно влияющую на формирование и трансформацию нравственного облика человека. Такая трансформация может быть названа катарсисом, очищением и духовно-нравственным перерождением через сопереживание трагическому герою или переживание личностью собственных коллизий как трагических. Интересно отметить, что различия в понимании и переживании трагического людьми во многом зависят от самых разных характеристик -образования, интеллектуального развития, возраста и т. п. Катарсис может происходить с помощью искусства, когда человек сопереживает разыгрываемой актерами трагедии, а может и в условиях реальной жизни, когда он непосредственно наблюдает или участвует в происходящей на его глазах трагедии либо слышит о ней в чьем-то пересказе.
Анализ и моделирование различных сценариев поведения человека, безусловно, зависят от его возраста и жизненного опыта. Среди психо-
логических состояний людей старшего возраста нередко можно выявить такое, к которому применимо выражение «неспетая песня»: какое-либо желаемое человеком событие в его жизни так и не осуществилось. В ряде случаев эти переживания вызывают тревогу, в сознании возникают теоретические конструкции типа «вот если бы я тогда сделал бы то-то и то-то, могло бы наступить то-то и то-то». ЭВР в будущем, достигшая своего максимального развития, даст возможность в первую очередь именно представителям старшего поколения проанализировать и построить различные варианты, модели своей жизни, являясь авторами, актерами, режиссерами и критиками. На наш взгляд, анализ функций ЭВР на методологической основе загоризонтального видения приводит к выводу, что такая реальность в ее максимально развитом состоянии станет экзистенциально-аналитической формой конструирования человеком различных вариантов его жизни. Эта синтетическая форма ментальной деятельности сейчас только начинает формироваться.
Сталкиваясь с разнообразными трагическими ситуациями, наблюдая и сопереживая, человек приобретает разнообразный духовно-нравственный опыт - например, это может быть опыт, основанный на сопереживании оптимистической трагедии. Сопереживая гибели героя, человек становится в ряде случаев духовно сильнее, так как «оптимистическая трагедия» может оказать позитивное воздействие на души сопереживающих, морально возвысить.
Второй тип можно назвать пессимистической трагедией. Он основан на том, что человек, сопереживая гибели героя, тем не менее делает выводы, связанные с установкой не на героизм, а на личное самосохранение. Например, в повести В. Быкова «Сотников» герой по фамилии Рыбак, видя гибель своего товарища Сотникова, сопереживает этой трагедии, но с негативным для своего нравственного мира знаком: он укрепляется в своем предательстве. Этот тип трагедии можно назвать пессимистическим, поскольку, сохранив свое биологическое существование, Рыбак трансформировался в другую личность: он начинает служить врагам своей Родины. Негативные, низменные черты, которые были у него до предательства, в результате усилились, и Рыбак в этом плане, т. е. в сфере низменного, стал сильнее, чем был прежде, что, естественно, трансформировало его как личность.
Искусство в самых разных его формах (кино, театр, литература и т. д.) имеет важнейшую воспитательно-педагогическую функцию именно потому, что зритель, сопереживая герою, неявно участвует в ряде драматических ситуаций, в которых в реальной жизни он зачастую принимать участия не может. Многие исследователи указывали на то, что человек, сопереживающий произведению искусства, забывает о себе, своих невзгодах и проблемах и начинает жить жизнью художественного образа. Тем самым, с одной стороны, человек отвлекается
48
Научный отдел
В. В. Феллер. Место Вильгельма фон Гумбольдта в истории возникновения историзма
от своих забот и проблем, а с другой стороны, переживает иную, в ряде случаев более сложную и драматическую ситуацию, поэтому многие художественные произведения можно рассматривать как своего рода духовно-нравственные тренинги.
Однако искусство не является идеальным средством воспитания человека в силу ряда обстоятельств: например, в таких видах искусства, как кино или театр, зритель отделен от актера. Он наблюдает за действиями актера со стороны, поэтому может отвлекаться от хода пьесы, сосредоточиваться на чем-то своем, испытывать, а может, и не испытывать переживаний. Кроме того, человек испытывает различные внешние воздействия: в школе ребенку внушают, что он должен быть честным, правдивым, справедливым, благородным, но дома и на улице он может получать совсем другие уроки. В романе Г. Гессе «Игра в бисер» красной нитью проходит мысль о том, что истина должна быть не только преподана, но и пережита человеком. Причем чтобы истина осталась в сознании, ее в ряде случаев недостаточно пережить один раз, поэтому большое значение имеет фактор повторения и закрепления получаемых духовно-нравственных уроков.
ЭВР как искусственный тип «мягкого» мира дает возможность моделировать любые ситуации, в том числе и трагические. Отсюда следует, что каждый индивид, используя эту реальность, может выбрать свой тип трагедии и рассматривать её либо как развлечение, либо как духовно-нравственную тренировку. При этом содержание трагического может варьироваться в таких направлениях, как выбор ситуации, героя, предполагаемых обстоятельств, собственного субъективного состояния, т. е. готовности воспринять и пережить трагическую ситуацию. Последний фактор является немаловажным в возникновении и формировании катарсиса, поскольку соответствует подвижности психических процессов: например, сегодня я как
зритель способен испытать катарсис, поскольку у меня соответствующий психологический настрой, а завтра у меня может быть другое настроение и трагедия будет восприниматься иначе. То же самое можно сказать об актере, который играет трагическую роль: сегодня он вошел в образ, «в ударе», он живет этой ролью и зритель это чувствует, а завтра по какой-то причине это у него не получается. Проецируя эти процессы на ЭВР, пользователь может быть одновременно актером, режиссером и критиком, в силу чего трагедия как один из наиболее мощных видов человеческих переживаний в условиях ЭВР может быть использована в воспитательно-педагогических процессах с гораздо большей духовно-нравственной отдачей. Кроме того, такая реальность позволяет пережить катарсис несколько раз и закрепить духовно-нравственный урок.
На Востоке говорят, что к мудрости ведут три пути: первый, и самый легкий, - это подражание; второй, самый благородный, - размышление; и третий, самый тяжелый, - опыт. ЭВР дает возможность соединить три пути приобретения и накопления мудрости. Такие возможности, впервые возникающие в истории человечества, требуют теоретического обоснования, которое позволит оптимально реализовать их в практике воспитания. Мы допускаем, учитывая возрастающую скорость внедрения в практику научных изобретений, открытий, что раскрытие возможностей электронно-виртуальной реальности, кажущейся сегодня преждевременной, вполне может потребоваться в обозримом будущем.
Примечания
1 Стерледева Т. Д. Мир человека в виртуальной реальности. Пермь, 2003. С. 36-42.
2 Там же.
3 Там же. С. 42-44.
УДК 1 (430) + 929 Гумбольдт
МЕСТО ВИЛЬГЕЛЬМА ФОН ГУМБОЛЬДТА В ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИСТОРИЗМА
В. В. Феллер
Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]
Сравнительная антропология В. фон Гумбольдта стала важной составляющей процесса формирования принципа немецкого историзма. Параллельно с Ф. Шлегелем он обосновал онтологическое основание историзма и конкретизировал фихтевскую идею развития. Его учение стало мостом между спекулятивными исследованиями ранней романтики и историческим методом немецкой исторической школы.
Ключевые слова: Гумбольдт, немецкий историзм, ранний романтизм.
Wilhelm Von Humboldt in the History of Historicism
V. V. Feller
The comparative anthropology of Wilhelm Von Humboldt was an important element of the German Historicism formation. At the same time with Friedrih Schlegel, Humboldt substantiated the ontological basis of Historicism. He concretized the Fichte’s concept
© Феллер В. В., 2Gll