Научная статья на тему 'Осетино-ингушский конфликт: причины и последствия'

Осетино-ингушский конфликт: причины и последствия Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
7904
491
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология власти
ВАК
Ключевые слова
ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ / НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО / УРЕГУЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТА / ETHNO-POLITICAL CONFLICT / NATIONAL STATE SETUP / CONFLICT SETTLEMENT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Татиев Руслан Мажитович

В статье анализируются причины и последствия осетино-ингушского конфликта 1992 г., а также действия федеральных и местных органов власти по их преодолению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE OSSETIN - INGUSHI CONFLICT: CAUSES AND EFFECTS

The article analyzes the causes and consequences of the 1992 Ossetin Ingushi conflict as well as actions taken by the federal and local bodies of power aimed to undo those consequences.

Текст научной работы на тему «Осетино-ингушский конфликт: причины и последствия»

нии в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» по переносу сроков введения в действие отдельных положений Градостроительного кодекса РФ для Москвы, которые непосредственно затрагивают порядок разработки, утверждения и действия Правил землепользования и застройки в столице.

Кроме того, необходим всесторонний анализ выпущенной градостроительной документации и оснований предоставления права ее разработки во избежание нарушения законных прав и интересов инвесторов, в первую очередь интересов субъектов малого и среднего бизнеса, и внесение соответствующих изменений в нормативно-правовые акты Правительства Москвы, а также упрощение процедуры подготовки и проведения инвестиционных торгов.

На наш взгляд, было бы полезным создание трехстороннего Общественного совета, наделенного реальными полномочиями участия в принятии решений о совершенствовании механизма дальнейшей реализации конкретных инвестиционных проектов. В его состав должны входить представители законодательного органа субъекта РФ, органа исполнительной власти города Москвы и инвесторов.

Список литературы

Артамонов, А.А. Методические аспекты анализа и оценки рисков реализации инвестиционных строительных проектов // Труды молодых ученых. Ч. II. - СПб., 2001.

Бачурина, С.С. Мегаполис: методы и модели управления процессами комплексной реконструкции сложившейся застройки. - М., 2004.

Боголюбов, С.А. Комментарии к Градостроительному кодексу Российской Федерации. - М., 2008.

Боголюбов, С.А. Комментарии к Земельному кодексу Российской Федерации. - М., 2007.

© Калашникова Н.Е., 2009

Р.М. Татиев

ОСЕТИНО-ИНГУШСКИЙ КОНФЛИКТ: ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ

ТАТИЕВ Руслан Мажитович - аспирант кафедры национальных и федеративных отношений РАГС (e-mail: nartsissova@ur.rags.ru )

Аннотация. В статье анализируются причины и последствия осетино-ингушского конфликта 1992 г., а также действия федеральных и местных органов власти по их преодолению.

Ключевые слова: этнополитический конфликт, национально-государственное устройство, урегулирование конфликта.

Опыт новейшей истории, практика общественно-политических отношений, государственного строительства в последнее десятилетие прошлого столетия показали, что в отдельные периоды развития государства, когда федеральные органы государственной власти бывают не состоянии жестко управлять ситуацией, обостряются межнациональные противоречия, что в отдельных случаях выливается в кровопролитные столкновения. Основным эпицентром межнациональных конфликтов в России в начале 1990-х гг. явился Северный Кавказ. По мнению политиков и ученых, именно здесь завязан тугой узел сложнейших территориальных споров, социально-экономических проблем, обусловленных, в том числе, избытком трудовых ресурсов, полиэтничностью населения на ограниченной территории, резкой разницей в уровне социально-экономического положения местного населения. В сохранении напряженности в этом регионе заинтересованы и определенные внешние силы, которые активизировали свою деятельность с целью дестабилизации общественно-политической обстановки на Северном Кавказе.

Основной причиной осетино-ингушского конфликта (октябрь - декабрь 1992 г.) явился территориальный спор за Пригородный район, который до 1944 г. входил в состав Чечено-Ингушской АССР. Это первый этнический конфликт на территории Российской Федерации, который произошел в форме открытого насилия между представителями двух северокавказских народов. По своим пространственно-временным параметрам, интенсивности и последствиям этот конфликт относится к категории крупномасштабных, а в его основе лежат глубоко укоренившиеся и трудноразрешимые претензии конфликтующих сторон. Степень взаимного отчуждения субъектов конфликта оказалась настолько велика, что обычные пути и способы разрешения накопившихся противоречий через правовые механизмы, посредничество, переговоры, вмешательство центральной власти не позволили решить конфликт. С полным основанием его можно отнести к числу затяжных, сложно регулируемых и трудноуправляемых.

В таких конфликтах этнические разногласия тесно переплетаются с политическими, социальными, территориальными, религиозными проблемами и спорами. Грань между социальными, политическими и этническими конфликтами очень зыбкая, трудноопределимая1.

1 См.: Амелин, В.В. Вызовы мобилизованной этничности. Конфликты в истории советской и постсоветской государственности. - М., 1997. - С. 121.

Кризисные ситуации могут быть обусловлены следующими причинами:

- негативные элементы в наследие и исторического прошлого;

- различные формы вхождения в Российское государство накладывали определенный отпечаток на последующие отношения народов и формировали историческую память. Изменения политического и социально-экономического устройства государства;

- стремление народов к самоуправлению и управлению. Практика показала, что предпринимавшиеся ранее попытки дать каждому народу свою государственность - утопия, так как моноэтнических государств практически не существует. Невозможно создать 170 (количество учтенных народов России) национально-государственных и национально-территориальных образований. Назрела необходимость преодолеть главный недостаток существующей национально-государственной системы - обеспечение приоритета коренной национальности, ведущее к этническим конфликтам. Поэтому единственный путь к межнациональному согласию - повсеместно гарантированное равноправие национальных групп, независимо от численного состава, во всех областях общественной жизни на местах. Этим и обусловливалась необходимость принятия концепции национальной политики в нашей многонациональной стране.

Причины и последствия этнополитических конфликтов всегда многообразны. Российские этнополитические конфликты имеют свою специфику, обусловленную как особенностями современного этапа развития общества, так и особенностями ее геополитического положения. Исследования свидетельствуют, что только на территории бывшего СССР существует около 200 потенциально конфликтных ситуаций, нацеленных на перераспределение политической власти в новых независимых государствах, на изменение национально-государственного устройства в них, а следовательно, способных стать этнополитическими конфликтами1.

В настоящее время основным эпицентром межнациональных конфликтов в России является Северный Кавказ, основные причины конфликта - это территориальные споры. Все они имеют исторические корни, но в условиях реформирования российского общества, в процессе развернувшейся суверенизации республик эти споры обострились. Ряд законопроектов, принятых федеральными органами в отношении репрессированных народов, лишь обострили ситуацию2.

С принятием Закона РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» 26 апреля 1991 г. без конкретных механизмов его реализации был дан мощный толчок экспансии напряженности в регионе. Руководство Верховного Совета РСФСР не имело реального представления о том, на-

1 Медведев, Н.П. Политический консенсус: Теория и практика. - М., 1999. -С. 45.

2 Амелин, В.В. Вызовы мобилизованной этничности. Конфликты в истории советской и постсоветской государственности. - С. 144.

сколько остро территориальный вопрос стоит на Северном Кавказе, прежде всего в районе назревающего конфликта. Новая демократическая власть рассматривала этот важнейший документ, не исключая территориального передела, что провоцировало возникновение этнических конфликтов на территории России.

С 30 октября по 6 ноября 1992 г. в Северной Осетии на территории Пригородного района и части Владикавказа в результате обострения межнациональных отношений между осетинами и ингушами - как проживающими в СО АССР, так и жителями Ингушетии - произошел вооруженный конфликт, переросший в массовые беспорядки, сопровождавшиеся погромами, разрушениями, убийствами, захватом заложников и другими насильственными действиями. Все ингуши в одночасье лишились жилья и имущества и вынуждены были покинуть Пригородный район и часть Владикавказа. Согласно расчетам данных Управления статистики СО АССР Госкомстата России, численность ингушей в Северной Осетии, проживающих на 1 января 1992 г., составила 34,5 тыс. человек. Столько же проживало без регистрации прописки в паспорте в общежитиях по договору найма и др. Расследованием указанных событий установлено, что в период с 30 октября по 6 октября 1992 г. совершено около 6000 преступлений. По официальным данным, на территории Пригородного района и части Владикавказа в результате различных противоправных действий было убито 478 человек, ранено 840, пропало без вести 485, захвачено в заложники 372 человека. Не менее 1200 человек подвергались незаконному лишению свободы. Помимо жилых домов (8300 единиц) полностью разрушены и сожжены жилые дома ингушей - более 3000 единиц, похищено свыше 1500 единиц автотранспортных средств. На 1 января 1993 г. материальный ущерб составил 12 млрд руб.1

Об истории событий октября-ноября 1992 г. написано немало книг, брошюр, статей. Все они крайне скупо и не всегда справедливо оценивают роль и значение федеральных органов власти Российской Федерации, в том числе специальных федеральных структур, созданных для содействия в преодоление последствий осетино-ингушского конфликта. Наиболее полно вопросы осетино-ингушского конфликта и дальнейшего постконфликтного урегулирования освещены в работах А.Г. Здравомыслова, В.В. Амелина, Н.П. Медведева, В.Д. Тишкова, В.А. Каламанова и др.

Однако авторы в основном рассматривают причины и следствия конфликтов и крайне мало отражают последствия разрешения осетино-ингушского конфликта, так как большинство работ подготовлены по «горячим следам» конфликта - в 1994-1995 гг. Однако в последующие годы в процессе урегулирования осетино-ингушского конфликта произошли

1 См.: Каламанов, В.А. Осетино-ингушский конфликт. Деятельность федеральных органов власти по его преодолению. - Владикавказ - Назрань, 1998.

значительные изменения во отношениях между двумя республиками и народами.

По проблемам ликвидации последствий конфликта федеральными и республиканскими органами власти было издано более 160 нормативно-правовых актов, которые в значительной мере способствовали стабилизации обстановки в зоне бывшего конфликта и нормализации осетино-ингушских отношений. Федеральным центром в разные годы создавались:

- Временная администрация на части территорий Республики Северная Осетия и Ингушской Республики с 2 ноября 1992 г. по 15 февраля 1995 г.;

- Временный Государственный комитет Российской Федерации по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта (октябрь - ноябрь 1992 г.) - с 16 февраля 1995 г. по 17 сентября 1996 г.;

- Представительство полномочного представителя Президента Российской Федерации в Республике Северная Осетия - Алания и Республике Ингушетия - с 18 сентября 1986 г. по 20 сентября 2000 г.;

- Представительство специального представителя Президента Российской Федерации по вопросам урегулирования осетино-ингушского конфликта - с 21 сентября 2000 г. по 6 октября 2004 г.

Вышеназванными структурами была проведена работа, направленная на ликвидацию последствий осетино-ингушского конфликта. С августа 1994 г. по 1 января 2005 г. была оказана государственная помощь в возвращении и обустройстве на новом месте 4044 семьям (21 823 человека) ингушской национальности, пострадавших в результате конфликтов.

Особенно важные тенденции в изменении ситуации в регионе произошли в 2002 г. Связаны они с подписанием 11 октября 2002 г. Соглашения между Республикой Северная Осетия - Алания и Республикой Ингушетия «О развитии сотрудничества и добрососедстве», которое состоялось во исполнение конкретных поручений Президента Российской Федерации и в целях содействия поступательному развитию отношений добрососедства и сотрудничества между Республикой Северная Осетия -Алания и Республикой Ингушетия.

Подписанию Соглашения предшествовали многочисленные встречи президентов и председателей правительств двух республик, а также представителей общественности как самостоятельно, так и с участием руководства спецпредставительства Президента Российской Федерации. Только в 2002 г. подготовлено и проведено более 260 мероприятий, направленных на улучшение морально-психологического климата, решение проблем обустройства в местах совместного проживания граждан различных национальностей, с представителями федеральных органов власти, руководителями органов исполнительной власти, представителями силовых структур и правоохранительных органов, главами и сотрудниками администраций местного самоуправления, жителями населенных пунктов,.

Подписание нового документа между Республикой Северная Осетия -Алания и Республикой Ингушетия стало важным и политически значимым актом не только для республик, но и для всего Северного Кавказа, определенно показывающим основные направления и приоритеты, формируемые российским руководством в области национальной политики на Северном Кавказе.

Однако несмотря на значительные подвижки в урегулировании осетино-ингушского конфликта (октябрь - ноябрь 1992 г.), трагические события 1 сентября 2004 г., когда группа террористов захватила в заложники более 1200 человек в школе № 1 в Беслане, привели к серьезному осложнению постконфликтного урегулирования.

Процесс возвращения и обустройства вынужденных переселенцев был сведен до минимума либо прекратился полностью. В Республике Северная Осетия - Алания наметились тенденции к активизации антиингушских настроений.

В таких условиях федеральному центру удалось взять ситуацию под контроль и принять меры к эффективному управлению, что не позволило привести к повторению событий 1992 г.

Указом Президента Российской Федерации от 6 октября 2004 г. № 1285 была упразднена должность специального представителя Президента Российской Федерации по вопросам урегулирования осетино-ингушского конфликта. В соответствии с документом в целях совершенствования деятельности государственных органов по развитию отношений между Республикой Северная Осетия - Алания и Республикой Ингушетия и преодолению последствий осетино-ингушского конфликта 1992 г. функции специального представителя Президента Российской Федерации по вопросам урегулирования осетино-ингушского конфликта и аппарат - Представительство полномочного представителя Президента Российской Федерации по вопросам урегулирования осетино-ингушского конфликта были переданы:

- по развитию отношений между Республикой Северная Осетия - Алания и Республикой Ингушетия - полномочному представителю Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе;

- по обеспечению законных прав граждан, пострадавших в результате осетино-ингушского конфликта 1992 г.; получателя средств, выделенных из федерального бюджета на осуществление мероприятий по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта; по контролю за расходованием указанных средств - Федеральной миграционной службе.

Эти действия позволили активизировать процесс ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта (октябрь - ноябрь 1992 г.) и придали необходимую динамику завершению процесса постконфликтного урегулирования.

Список литературы

Амелин, В.В. Вызовы мобилизованной этничности. Конфликты в истории советской и постсоветской государственности. - М., 1997.

Здравомыслов, А.Г. Осетино-ингушский конфликт: перспективы выхода из тупиковой ситуации. - М., 1998.

Каламанов, В.А. Осетино-ингушский конфликт: деятельность федеральных органов власти по его преодолению. - Владикавказ - Назрань, 1998.

Медведев, Н.П. Политический консенсус: теория и практика. М., 1999.

© Татиев Р.М., 2009

В.Г. Новиков

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИАГНОСТИКИ КАДРОВОЙ СИТУАЦИИ В АГРОСФЕРЕ РОССИИ

НОВИКОВ Владимир Геннадьевич - кандидат экономических наук, доцент, проректор по научной работе, общественным связям и международному сотрудничеству ФГОУ ВПО «Российский государственный аграрный заочный университет» (e-mail: novikov_rgazu@mail.ru)

Аннотация. В статье рассматриваются методологические основы, сущность и содержание основных принципов системы кадрового обеспечения. Отдельное внимание автор уделяет теоретическим аспектам диагностики кадровой ситуации.

Ключевые слова: методология, системный подход, кадровое обеспечение, кадровый потенциал, кадровая ситуация, диагностика.

В аграрной сфере экономики одной из насущных, требующих серьезного и глубокого изучения, стала проблема его кадрового обеспечения. Комплексный анализ деятельности АПК и социально-трудовой сферы сельских территорий показывает, что существенные резервы повышения эффективности сельскохозяйственного производства, обеспечения продовольственной безопасности России заключены в человеческом потенциале.

Развитие кадрового потенциала АПК, как составной части общесоциального потенциала, подчиняется трем общим законам: закону воспроизводства общественной жизни, закону неравномерного развития различных общественных свойств жизни и, как следствие, закону стадийности развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.