Третий участок, где с 2005 года встречаются серпоклювы, является река Агыныкатты, ниже впадения в неё речки Жаланаш (рис. 9). Это место лежит на высоте 1200 м н.у.м. 10 июня 2012 пара вновь обнаружена И.А.Носковым на реке Агыныкатты по галечникам между старым и железным мостами. Точнее локализовать участок, где они размножаются, пока не удалось.
Это далеко не полный перечень мест обитания серпоклюва на территории национального парка. Перспективными местами для дальнейших поисков являются верховья рек Большой Баскан, Саркан и Кора в высокогорной части хребта, откуда имеются опросные данные о встречах серпоклювов (Березовиков 2012).
Литер атур а
Березовиков Н.Н. 2005. Серпоклюв в верховьях реки Лепсы // Каз. орнитол. бюл. 2005: 179-180.
Березовиков Н.Н. 2012. Нахождение выводка серпоклюва 1Ь1ёогкупека 81ти1кет8и на реке Коксу в северных отрогах Джунгарского Алатау // Рус. орнитол. журн. 21 (789): 2081-2085.
Березовиков Н.Н., Анненков Б.П. 2009. Новые находки серпоклюва в Джунгарском
Алатау // 8в1вю1п1а: 227. Березовиков Н.Н., Рубинич Б. 2001. Находка серпоклюва ТЫйоткупска &1ги1кег&И в восточной части Джунгарского Алатау // Рус. орнитол. журн. 10 (161): 835. Ковшарь А.Ф., Ланге М., Торопова В.И. 2002. Орнитологические наблюдения джун-гаро-кетменьской экспедиции «Казахстан-2002» // 8в1ви1п1а: 109-121.
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2013, Том 22, Экспресс-выпуск 947: 3334-3337
Осенние поиски пищи сороками Pica pica на стенах домов
Д.Н.Нанкинов
Димитр Николов Нанкинов. Болгарский орнитологический центр, Институт зоологии Болгарской академии наук, бульвар Царя Освободителя, 1, София - 1000, Болгария. E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 2 декабря 2013
За последние полвека произошли серьёзные изменения в степени синантропности сороки Pica pica на территории Болгарии. Раньше, в середине ХХ века, эти птицы обитали в открытых местностях с деревьями, рощами и зарослями кустарников, фруктовыми садами и парками (Патев 1950). В мае-июне 1960 года их редко встречали в окрестностях Софии (Mountfort, Ferguson-Lees 1961). Когда в январе 1972 года я начал исследовать орнитофауну Софии, сороки всё ещё оставались
дикими птицами, живущими в соседних лесах, садах и больших пригородных парках. Было интересно наблюдать, как первые особи пробовали проникнуть в только что построенный жилой комплекс «Люлин». Они вылетали из расположенного неподалёку обширного Западного парка, набирали высоту, чтобы перелететь над многоэтажными домами, но как только приближались к ним, с паническим страхом и громкими криками резко поворачивали назад и прятались в густых лесных участках парка. Однако постепенно сороки всё же проникли в границы города. Наряду с пригородными парками, своеобразными экологическими руслами для заселения ими города оказались лесные полосы возле небольших речек, а также автомобильные и железные дороги, пересекающие город из одного конца в другой (Нанкинов 1981, 1982). Знакомство птиц с этими руслами происходило во время послегнездо-вых кочёвок, когда численность сорок возрастала. Летом 1977 года в жилом комплексе «Люлин» сороки ещё не гнездились, но в следующем 1978 году там уже размножалась одна пара. Птицы вели себя очень осторожно. В 1981 году мы обнаружили здесь 8 пар. Изменилось и поведение птиц. Уже можно было видеть сорок сидящими на телевизионных антеннах на крышах многоэтажных домов. Самыми привлекательными местами для сорок в городе оказались мусорные баки, временные свалки и большое количество остатков еды, разбросанные на улицах, площадях, в скверах и парках города.
В настоящее время сорока — многочисленная гнездящаяся птица города Софии. Основную часть пищи большинство сорок добывает в контейнерах для сбора бытового мусора. Здесь кормятся взрослые особи, отсюда они таскают корм гнездовым птенцам, у мусорных контейнеров делают свои первые шаги в самостоятельном добывании пищи и вылетевшие из гнёзд молодые особи. После вылета птенцов и почти до середины августа сорочьи семейные группы кочуют в окрестностях города и встречаются на полях, свалках, возле животноводческих ферм и в деревенских дворах. В годы с повышенной численностью обыкновенной полёвки Microtus arvalis они концентрируются в их колониях и уничтожают значительное количество грызунов (Нанкинов 1978). Доказано (Eden 1989), что взрослые размножавшиеся сороки оседлы и тер-риториальны круглый год.
Однако в последние годы мы замечаем, что по окончании после-гнездовых кочёвок, в сентябре-октябре, иногда начиная с последней декады августа и почти до середины ноября, возвратившиеся в город взрослые и некоторые молодые сороки начинают обыскивать щели и ниши стен многоэтажных домов и клювом вытаскивать оттуда разных насекомых, их личинок и куколок, пауков и других беспозвоночных. Мы допускаем также, что в больших нишах стен или под крышами домов — там, где летом размножались воробьи и другие мелкие птицы,
сороки находили и поедали тухлые яйца, мёртвых птенцов, а, возможно, запасы корма и трупы мышевидных грызунов. Не исключено, что в таких укрытиях сороки ловили и летучих мышей. При помощи острых когтей и крепких лап сороки часто держатся на вертикальных стенах наподобие стенолаза Tichodroma muraria или малого скального поползня Sitta neumayer. Они осматривают также балконы, подоконники, рельефные архитектурные орнаменты, террасы, заглядывают под крыши, за водосточные трубы, исследуют кондиционеры, кабели и другие металлические и деревянные сооружения, находящиеся на наружных стенах домов. Очень редко сороки проникают через широко распахнутые окна на кухни, когда там нет людей.
В Болгарии солнечная и тёплая осень обычно продолжается до середины ноября, а иногда и дольше, случаются и годы с бесснежным декабрём. В осенние дни температура воздуха прогревается до +20 -22°С, происходит лёт разных видов мух Muscidae, комаров Culicidae, ос Vespidae, пчёл Apidae, дневных и ночных бабочек Lepidoptera, жуков Coleoptera, клопов Heteroptera и других насекомых. Особенно часто сороки посещают нагретые солнцем неоштукатуренные кирпичные стены, где между кирпичами много щелей и куда садятся и прячутся насекомые и другие мелкие беспозвоночные. Например, установлено (Зимин 1951), что активность комнатных мух Musca domestica (имаго) связана с температурными условиями среды и освещением, их нормальная активность наступает при температуре от 15 до 23.5°С, что они могут развиваться беспрерывно в течение круглого года, зимуют в фазе личинки, куколки и имаго. За лето одна пара мух производит от 5000000000 до 604000000000000000 потомков. Мухи больше садятся на стены, расположенные рядом с нечистотами. Пауков Aranei можно встретить повсюду. Они быстро размножаются, одна самка откладывает от 100 до 1000 и больше яиц, из которых летом вылупляются молодые, расселяющиеся в разных направлениях, и многие пауки осенью прячутся в расщелинах и нишах в стенах домов (Дренски 1909,1911).
На наружной стене нашего дома многие годы подряд осы строили большое гнездо, которое осенью сороки обычно расклёвывали. В нишах стен домов птицы, наверное, находили трупы старых самок, самцов и рабочих ос, которые, как известно, осенью умирают, а также спрятавшихся в укромные места на зимовку молодых оплодотворённых маток. Упавших на землю малоподвижных и мёртвых ос, а также ночных бабочек, божьих коровок и других насекомых мы находили в конце октября и почти до 10 ноября. Известно (Birkhead 1974), что из 37 видов птиц, среди которых сороки, сойки Garrulus glandarius и большие синицы Parus major, имеют экологические или морфофизиологические адаптации для поедания общественных ос (роды Vespula и Vespa). И.В. Прокофьева (1998) обнаружила жалящих насекомых в пище 11 видов
птиц и показала, что врановые птицы Corvidae не отвергают этих насекомых, но и особого интереса к ним не проявляют.
Мы также наблюдали на нагретых солнцем стенах домов соек, домовых воробьёв Passer domesticus и больших синиц, которые искали корм. В осенние месяцы эти птицы активно кормятся там утром с 9 до 11 ч. Существует определённая взаимная «подчинённость» между этими видами во время кормёжки на стенах домов. Когда сороки ищут корм на стене, другие птицы рядом не наблюдаются, хотя может появиться сойка. А когда кормятся воробьи (иногда стаями до 20 особей), они прогоняют появившихся синиц. Часть особей из кочующих по деревьям и кустам синиц садятся и ищут корм на соседних стенах домов. Воробьи и синицы по очереди осматривают одни и те же расщелины. Мы замечали, что одну и ту же стену птицы проверяют неоднократно и в разные дни. Это показывает, что они не только ищут в нишах стен трупы умерших или прячущихся насекомых, пауков и других беспозвоночных животных, но и ловят летающих или ползающих жертв, которые каждый день появляются на освещённых солнцем стенах. Для сороки и сойки характерно запасание корма. Вполне возможно, что некоторые из пищевых объектов были заранее, ещё летом спрятаны в нишах стен домов самими птицами. Надо заметить, что, хотя и редко, подобные кормовые поиски сороки совершают и в хорошие солнечные дни ранней весной (иногда после 2В февраля и особенно в марте), во время строительства гнёзд и даже откладки яиц.
Литература
Дренски П. 1909. Из живота на паяците ll Природа (София) 6: 104-105.
Дренски П. 1911. Паяци въздухоплаватели ll Природа (София) В: 133-134.
Зимин Л.С. 1951. Семейство Muscidae. Настоящие мухи (Трибы Muscini, Stomoxydini).
М.; Л.: 1-2В6 (Фауна СССР. Насекомые двукрылые. Т. 1В. Вып. 4). Нанкинов Д. 1978. Птиците като биологически индикатори ll Орнитол. информ. бюл. 4: 1-11.
Нанкинов Д. 1981. Стадии в урбанизацията и синантропизацията на българските птици
ll Орнитол. информ. бюл. 10: 9-29. Нанкинов Д. 1982. Птиците на град София ll Орнитол. информ. бюл. 12: 1-386. Патев П. 1950. Птиците в България. София: 1-364.
Прокофьева И.В. 1998. Жалящие насекомые как корм воробьиных птиц ll Рус. орнитол. журн. 7 (40): 13-18.
Birkhead T. 1974. Predation by birds on social wasps ll Brit. Birds 67, 6: 221-229. Eden S. 1989. The social organization of non-breeding Magpies Pica pica ll Ibis 131, 1: 141153.
Mountfort G., Fergusen-Lees I. 1961. Observations on the birds of Bulgaria ll Ibis 103a: 443-471.