ЮРИДИЧЕСКИЕ НА УКИ
УДК 623.44:343.9.02:656.13
А.Ю. Головин, М.А. Берестнев (Тула, ТулГУ)
ОРУДИЯ И СРЕДСТВА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ОРГАНИЗОВАННЫМИ ПРЕСТУПНЫМИ ГРУППАМИ ПРИ СОВЕРШЕНИИ РАЗБОЙНЫХ НАПАДЕНИЙ НА АВТОДОРОГАХ
Раскрыты орудия и средства, используемые организованными преступными группами при совеушенниразбоев на автодорогах, анализуруются особенности их пиме нения в процессе совершения рассматриваемых преступлений.
Орудия и средства совершения преступлений представляют собой различные предметы, вещества, технологические средства, используемые преступниками для достижения преступного результата1.
Все орудия и средства совершения разбойных нападений на автодорогах можно разделить на несколько групп:
- оружие и предметы, используемые в качестве ооужия;
- инструменты, используемые преступниками для преодоления запоров, взлома мест хранения ценностей;
- средства маскировки;
- транспортные средства;
- средства нейтрализации сопротивления и активности потерпевших и свидетелей;
- средства связи.
1 См.: Белкин Р.С. Криминалистическая энциклопедия. — М., 1997. — С. 151; Сырков С.М. Орудие преступления: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — Л., 1973. — С. 7.
Особое внимание на стадии олганизации преступной группы и подготовки к конкретным рабойным нападениям преступники уделяют обеспечению вооруженности группы. Подобные действия по приобретению, изготовлению или иному приисканию оружия или предметов, которые мо-гт быть использованы в качестве него, имели место по каждому уголовному делу о рабойных нападениях на автодорогах вне населенных пунктов, изученному в ходе эмпирического исследования.
При этом действия, направленные на обеспечение ОПГ огнесттель-ным олужием, осуществлялись по 70 % изученных дел. При этом вооруженность преступной группы составляли:
- боевое оружие заводского производства (автоматы АКМ, АКСУ, пистолеты «ТТ», «ПМ» и пр.) (по 47,9 % излчeнных дел2). В отдельных случаях на «вооружении» преступных групп стояли редкие обрацы оружия (пистолеты для бесшумной сттельбы, снайперское оружие пр.);
- охотничье и спортивное оружие (8,3 %);
- переделанное и (или) самостоятельно изготовленное оружие (обрезы охотничьих ружей, переделанное для стрельбы боевыми патронами газовое оружие, реставрированное или переделанное оружие времен войны и пр.) (24,7 %);
- взрывные устройства заводского и самодельного изготовления (6,6 %).
В 92 % изученных случаев рабойных нападений на автодорогах, изученных по материалам уголовных дел, все или отдельные члены преступных групп использовали или имели при себе в ходе совершения нападения холодное олужие (в основном ножи раличных типов).
В 9,1 % изученных случаев при совершении преступлений использо-ваось травматическое, пневматическое или гаовое оружие, элект^ошоке-ры.
Помимо наванного, отдельные преступные группы приискивал и использовали при совершении нападений в качестве оружия (в том числе имитации оружия):
- инструменты и предметы бытового назначения (столовые ножи, отвеетки, шило, молотки и пр.) (5,3 % изученных случаев по матеелаам уголовных дел);
- макеты огнестрельного оружия (7,1 %);
- нааучники, шнуры, вееевки, использованные для посягательства как на жизнь потерпевшего, так и его связывания (2,9 %).
Раличного рода инструменты подготавливаются преступниками в целях взлома замков, дверей объектов придорожного сервиса, находящихся в помещениях касс, сейфов, замков и иных блокирующих устройств на тане портных средствах и т. д. Как правило, подготавлива заранее такие инструменты, преступники знают о необходимости их применения или панируют лх использование в процессе преступления. В то же время фак-
2 Всего излчeно 121 уголовное дело.
ты применения таких орудий и средств в процессе совершения преступлений достаточно редки. Так, например, взлом дверей или хранилищ денежных средств (касс) на объектах прддoлoждoго сервиса осуществлялся престол никами лишь по двум преступным эпизодам (в обоих случаях — нападения на АЗС), еще в одном преступном эпизоде преступники с использованием инструменов вскрыли сейф (железный ящик), находившийст в автобусе, пееевозившем предпринимателей.
Приобретение или изготовление предметов маскировки преступников и лх использование в той илл иной форме имело место в значительном числе изученных случаев (46 %). При этом в числе таких предметов:
- маски, вязанные шапки с прорезями для гла и т.п. (41,6 %);
- жезлы и фоома (в отдельных случаях — удостоверения, жетоны) соттудников милиции, используемые ппecтупникaми, в том чисте в целях реализации преступного замысла (остановка транспортных сседств, преодоление противодействля потерпевших, обеспечение фактора внезапности нападения и пр.) (использовались в 8 % изученных ппесттпных эпизодов).
Специфика рабоев на автодорогах предполагает комплекс действий преступников по подготовке к совеешеншо нападений различных видов транспорта, в том числе используемого:
- исключительно как средство передвижения (прибытия на место нападения и отхода с него);
- также как средство блокирования автодоооги, преследования заин-телесовавших преступников транспортных средств;
- в качестве элемента преступной «легенды» о передвижных «постах ГИБДД»;
- в целях перемещения с места нападения похищенного имущества, в том числе с использованием грузового автотранспорта.
Подготовка транспортных средств в целях совелшения рабойных нападений имела место в 82 % от числа излченных случаев. В остальных случаях (18 %) преступники прибыли на место совершения нападения на автотранспорте потерпевших, который в большинстве случаев становится помимо прочего предметом посягательства (при нападениях на таксистов, лиц, занимающихст частным извозом, водителей междугородних автобусов и пр.), либо пешком.
При этом хотелось бы отметить, что при совершении рассматриваемых деяний преступниками в основном используются неброские автомобили чаще отечественного производства (в основном различные типы автомобилей ВАЗ) либо подержанные распространенные иномааки. Это, на наш взгляд, объясняется тем, что такие автомобили в связи с лх большой распространенностью не привлекают лишнего внимания, а лх поиск после совершения нападений по горячим следам по тем же причинам затруднен.
Кроме того, при подготовке к совершению рассматриваемых деяний в 76,1 % изученных случаев преступники прибегал к маскировке транспортных средств, используемых для совершения преступлений. Наиболее
популярными способами такой маскировки являются снятие, замаывание грязью или заклеивание государственных номелов транспортного следст-ва, иcпoузoвaниe фаьшивых номеров (в том числе номеров с иных транспортных средств). В ряде случаев (5 %) преступник наклеивают на транспортное сседство синие полосы, синие бумажные номера, аббревиатуры «ДПС», «ГИБДД», ставят на крышу проблесковые маяки.
По 5,8 % изученных уголовных дел преступники в целях получения транспортных сседств, необходимых им для совелшения преступлений, предварительно совершили лх хищения, в том числе путем рабоя на авто-дооогах. При этом в 4,1 % был похищен грузовой транспорт, необходимый преступникам для перевозки грузов, которые шшнировлось захватить при рабойных нападениях на автодорогах.
В 15,9% изученных случаев преступники заранее подготавливал средства нeйтрлизaции сопротивления и активности потерпевших и свидетелей (веревки, шнуры, нааучник и т. п.).
С учетом широкой рacпуocтуaнeннхти и дocтупнocти средств мобильной связи преступники не только имеют при себе мобильные телефоны, но и в 13,3 % случаев использовал такие средства связи в целях реализации преступного замысла.
В практике встречаются случаи, когда используемые преступниками средства мобильной связи были зарегистрированы на постолонних лиц, не связанных с членами ппесттпной группы, SIM-кaрты телефонов неоднократно менялись.
Иные средства связи (например, рации) приискиваись на этапе подготовки и использовались прecтупникaми реже (такие факты выявлены по 6,6 % изученных уголовных дел), в основном для обеспечения постоянной связи членов преступной группы друг с другом, а также для сканирования радиочастот в целях прослушивания радиопереговолов правоохранительных органов после совершения нападений.
Как правило, подготовка орудий и следств совершения рабойных нападений организованными преступными группами на автодорогах вне населенных пунктов носит комплексный характер.
В заключение отметим, что орудия и следства совершения разбоев на автодорогах выступает важным ээементом в механизме всей преступной деятельности организованных преступных групп, находится во взаимосвязи с выбранным способом отдельных нападений, личностью преступников, потсрпсвших, местом и обстановкой совершения нападений, особенностями предмета преступного посягательства.