Орнамент как семиотическая структура для современного мира
Е. В. Гилевич (Московский гуманитарный университет)*
В статье рассматривается понятие орнамента, при этом традиционный орнамент исследуется как семиотическая структура. Исходя из этого разработаны знаковая классификация традиционного орнамента и классификация знаковых особенностей орнаментальной композиции, присущих некоторым этносам.
Ключевые слова: традиционный орнамент, семиотика, знаковые системы, знаковые особенности.
Ornament as a Semiotic Structure for Modern World
E. V. Gilevich
(Moscow University for the Humanities)
The article examines the notion of ornament; herewith the traditional ornament is investigated as a semiotic structure. Accordingly, a symbolic classification of traditional ornamentation and a classification of iconic features of ornamental composition inherent to certain ethnic groups are developed. Keywords: traditional ornament, semiotics, sign systems, sign features.
ТРАДИЦИОННЫЙ ОРНАМЕНТ КАК СЕМИОТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА
Одним из базисных явлений человеческой культуры на протяжении всей ее истории является орнамент — особый вид художественного творчества, который не существует в виде самостоятельного произведения, так как неразрывно связан с вещью, которую он собой украшает. Тем не менее орнамент представляет собой достаточно сложную художественную структуру и состоит из упорядоченного сочетания более простых частей и составных элементов (мотивов) (Герчук, 1998: 11).
История орнамента отражает две тенденции — развитие орнамента знакового, символического, несущего в себе глубокий сакральный смысл, и орнамента декоративного, который становится лишь украшением, теряя смысловую нагрузку и символику (Мин-ниахметова, 2008: 6).
На вопрос о том, является ли традиционный орнамент знаковой системой, такие исследователи орнамента, как Л. М. Буткевич, Б. А. Рыбаков, Т. И. Макарова, утверждают, что безусловно да, аргументируя это тем, что
с самого своего появления, а в некоторых культурах и до сегодняшних дней орнамент является носителем определенной системы знаков и становится посредником между человеком и окружающим миром, выполняя функцию отбора и структурирования информации о внешнем мире.
Именно наличие многочисленных фактов, традиций и обычаев, знание мифологической символики, огромное количество прекрасных произведений традиционной орнаментальной культуры различных этносов говорят
о наличии символизма и знаковости в традиционном орнаменте, отражающих мировоззрение и ментальность их создателей. Во всем этом присутствует знак (Горный, 1996: 168). Поэтому орнамент можно исследовать и создавать с позиции знаковой ситуации.
ЗНАКОВАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ТРАДИЦИОННОГО ОРНАМЕНТА
Семиотический метод познания позволяет классифицировать традиционные орнаменты по знаку, или символу, как основному элементу орнамента. Генезис орнаментальных систем выводит на некоторую историо-
* Гилевич Евгений Вячеславович — аспирант кафедры философии, культурологии и политологии Московского гуманитарного университета. Тел.: +7 (499) 374-75-85. Эл. адрес: [email protected]
графию типов орнаментальных композиций — знаков. Такую историографию целесообразно представить в виде классификационной таблицы, в которой основанием классификации традиционных орнаментов выступает тип знаковых систем. Этот тип, по нашему мнению, можно определить исходя из принципа Парижской семиотической школы, чет-
че всего выраженного А. Греймасом: между знаком и предметом присутствует неразрывная связь, в которой знак обозначает и одновременно созидает предмет. Эта связь позволяет интерпретировать смысловое содержание орнамента, принадлежащего к определенному типу в нашей классификации (табл. 1).
Таблица 1
ЗНАКОВАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ТРАДИЦИОННОГО ОРНАМЕНТА
п Типы орнаментальной композиции Тип знака
1 Геометрическая Геометрические символы: крест, квадрат, круг и их производные
2 Зооморфная Зооморфные символы — схематические и декоративные изображения животных, отражающие их роль в жизни человека
3 Растительная Растительные символы, где базовым символом является мотив Древа жизни
4 Синтетическая: антропоморфно-зоооморфная Антропоморфные символы — символическое изображение людей или сочетание антропоморфных и зооморфных символов
5 Религиозная (мировоззренческая) Религиозные символы, свойственные определенной религии
Первая группа в этой типологии — универсальные геометрические символы, которые являются базовыми и основополагающими на протяжении всей истории мировой орнаментики. Это: круг, крест и квадрат и их различные модификации и геометрические фигуры, такие, например, как меандр и свастика. В этих знаках концентрируется базовое мировоззрение древнего человека: наиболее простые для изображения фигуры несут в себе огромную символику, некоторые из них имеют очень большое значение и сегодня. Именно геометрические символы ныне чаще всего используются в современных брендах товаров, продуктов и организаций. Именно выбор геометрических символов нередко задает смысловое содержание предмета.
Следующая группа — зооморфные символы. Эта группа отражает влияние и роль животных в жизни древнего человека. Схематические и декоративные изображения орла,
павлина, змеи, петуха, других животных несут определенную смысловую нагрузку, зачастую подчеркивая характер, присущий определенному животному, наделяемому сверхъестественными способностями как позитивного, так и негативного свойства.
Появление растительных символов в традиционном орнаменте говорит о возрастании роли культуры земледелия в жизни человека. Растительный орнамент и его всевозможные вариации получают огромное развитие во всех культурах, что составляет большинство всех существующих орнаментов. Базовым символом здесь являлся мотив Древа жизни, который символизировал устройство мира в мышлении древнего человека.
Также символичны изображения граната (особенно в мусульманской культуре), лотоса (в восточной культуре).
Процесс культурной самоидентификации приводит к появлению антропоморфных
символов, символическому изображению людей, а также смешанных элементов, таких как птица-сирин, которые состояли из сочетания антропоморфных и зооморфных символов. Но наиболее распространенным элементом этого типа является мотив Богини-Матери, символизирующей материнство и рождение человека.
С появлением и развитием мировых религий в различных культурах в орнаментации начинают появляться новые символические изображения, характерные для каждой из религий. Этот религиозный тип символов, мировоззренческих символов, классифицируется в соответствии с содержанием каждой из религий. Весьма своеобразны мусульманские символы — именно из-за религиозного запрета на изображение всего живого роль и развитие орнамента выходит в этой культуре на новый уровень.
Значительна роль цветовой символики орнамента. Цвет в каждом элементе традиционной художественной культуры отражает определенные мировоззренческие установки этноса. Например, высоко почитаемый цвет почти в любой культуре — красный, что хорошо из-
вестно и в славянской культуре, где этот цвет становится синонимом красоты. Все остальные цвета в орнаментальном творчестве также имеют свое определенное значение и смысл.
ЭТНИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ
ТРАДИЦИОННОГО ОРНАМЕНТА
Каждая историческая эпоха имеет определенный культурный контекст, в котором орнамент, как явление художественной культуры, становится наглядным его проявлением. В нем содержится стиль и художественные особенности представленной эпохи. Знаковая классификация традиционного орнамента позволяет сравнить орнаменты разных времен, культур и этносов, увидеть их взаимное влияние, диалог культур. Поэтому можно классифицировать типы орнаментальных композиций по такому основанию, как этнос (табл. 2).
Этнос характеризуется национальным характером (менталитетом) (Чернявская, 2000: 28). Характеристики этноса и особенно свойственный этносу определенный менталитет позволяют выявить свойственные ему особенности орнаментальной композиции.
Таблица 2
ЭТНИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ТРАДИЦИОННОГО ОРНАМЕНТА
п Этносы Семиотические особенности орнаментальной композиции
знаковые цветовые
1 Русский Использование знаков всех типов, связанных с культом плодородия Белый, красный
2 Украинский Высокое развитие знаков всех типов, сложные композиции с их использованием Красный, синий, черный, белый
3 Белорусский Доминирование геометрических ромбовидных символов, символизирующих продолжение жизни и плодородие Белый, красный
4 Казахский Геометрические знаки, символизирующие животных, зооморфные формы Красный, черный, желтый, синий
5 Туркменский Сложные геометрические знаки, связанные с солярной, небесной символикой Красный, черный
6 Арабский Преобладание геометрических и растительных символов, использование их вместе с каллиграфическим текстом религиозного значения Красный, голубой, белый, золотой
Так как этнос непосредственно связан с территорией, на которой он живет, развивается, климатический и природный факторы диктуют своеобразие деталей орнаментальных структур. Это связано с влиянием этих факторов на образ жизни, мировосприятие и мировоззрение конкретных этносов, которые и проявлялись в таком художественном явлении, как традиционный орнамент. Так, даже такие близкие друг другу славянские традиционные культуры в русском, белорусском и украинском орнаментах имеют ряд отличающих особенностей. Русский традиционный орнамент насыщен знаками и символами плодородия, отражающими географические и климатические особенности территории, ее степной и лесной ландшафт, бескрайние просторы, суровый климат, особенности жизни и хозяйствования на этой территории, особенности культуры, характера людей, где в числе первых характеристик — открытость, ясность, простота, доброжелательность.
Белорусский орнамент более геометричен по своей структуре, возможно, в силу некоторой размеренной, порой монотонной жизни. С русским орнаментом его связывает колористическое решение доминирующего красного цвета в композиции, что проявилось даже в государственной символике, достаточно вспомнить белорусский флаг.
Украинский традиционный орнамент характеризуется развитием всех знаковых групп, от геометрических до религиозных, что говорит о его высоком развитии, а цветовая гамма многолика, отражает сильную энергетику народа, при этом имеет отличие в каждом регионе страны.
Орнаментальные символы и знаки, их различные вариации для каждого этноса являются не только способом социальной идентификации, но и определением различий между субэтническими группами. Представители народов Средней Азии, долго сохранявших пережитки родоплеменных делений, безошибочно определяют племенную принадлежность ковровой орнаментации. Каждое племя имело свой собствен-
ный запас ковровых узоров. В таблице 2 это показано на примере туркменского этноса.
Следует выделить три вида субэтнических различий в традиционных орнаментах:
1) знаково-символические различия — вариации знака одного типа;
2) цвето-символические различия — цветовые различия одного знака;
3) цвето-знаковые символические различия — смешанный тип, когда знак меняет и свою форму, и цвет.
На формообразование традиционного орнамента также чрезвычайно велико влияние сложившегося мировоззрения этноса, его доминирующей религии. Религиозный запрет на любые изображения живых существ в исламских традиционных культурах вывел орнаментальное искусство в этих культурах на качественно новый, недостижимый для других уровень, дав толчок к развитию геометрических и растительных орнаментов, так называемых арабесок, и искусственно приостановив развитие всех остальных типов символической орнаментации. Следует сказать о близости и взаимодополнении слов или предложений, каллиграфически выполненных в тексте, зачастую религиозного содержания, о близости и взаимовлиянии геометрического или растительного орнамента в этой традиционной исламской культуре, что говорит о прикладном значении передаваемой информации зрителю.
Классификация традиционного орнамента по типу знака и по принадлежности к тому или иному этносу создает такой знаковый базис для современных дизайнеров, на основе которого можно создавать современные орнаментальные композиции, логотипы и товарные знаки для корпоративных, социальных и политических субъектов современного мира. Используя знания о традиционных орнаментальных системах в рамках одной из предложенных знаковых классификаций, на ее основе возможно генерировать новые знаки, учитывающие этнокультурную принадлежность потребителей, что позволит легче идентифицировать им доносимую до них информацию о миссии компа-
нии, ее продукте. Это кардинально меняет подход к современной айдентике (визуальному оформлению бизнеса) и продвижению брендов. Логотип компании теперь может стать не только уникально графически оформленной эмблемой, но и знаком в полном смысле этого слова.
ВОЗМОЖНОСТИ ОРНАМЕНТА КАК СЕМИОТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В СОЗДАНИИ БРЕНДОВ
Семиотический подход в анализе орнаментального творчества раскрывает новые аспекты традиционного орнамента. При этом подходе орнаментальное творчество исследуется не узко, в пространстве только определенного этноса, а воспринимается как целостный и неделимый процесс культурного генезиса, имеющий свои законы, специфику и язык. В современном мире этот вид творчества становится инструментом, влияющим на брендовый характер предметов современного массового производства, на композицию брендов бизнес-компаний, политических партий и движений.
Этот брендовый характер поддерживается определенным типом знаков — как правило, геометрических. Орнаментальная композиция, как знаковая система, выражает посредством универсальных геометрических символов миссию и ценности организаций и компаний. Миссия, как философия деятельности организации, выражается наряду со словом (словесный знак) и логотипом — графическим знаком. Здесь интересны технологии перехода от традиционных орнаментальных структур к графическому знаку, поиск и конструирование знаков для выражения миссии объекта.
Исследуя огромный пласт традиционной культуры, можно попытаться ответить на вопрос о происхождении некоторых общих элементов и знаков в совершенно различных культурах, никак не связанных друг с другом. Таким элементом является, например, свастика — во многих культурах это соляр-
ный знак (символ света, жизни, изобилия). Он был носителем глубокого символизма, направленность которого менялась от сугубо жизнеутверждающей до реакционной, человеконенавистнической.
Анализ этих общих мультикультурных элементов может не только ответить на многие вопросы относительно традиционного орнамента и декоративного творчества, но и раскрыть базис современной глобальной культуры, где на смену орнаментальным символам приходят товарные знаки транскорпораций и их логотипы, которые становятся важным элементом культуры сегодня. Таким примером может стать логотип джинсовой фирмы «Левайс», в котором легко можно угадать мотив мирового древа, о котором было сказано выше. И таких элементов довольно много. Трансформируясь, они утратили сакральное значение, но не утратили своего огромного влияния на людей. И традиционный орнамент становится прародителем современных знаков и логотипов, ориентированных на массовую глобальную культуру. Потребитель этой культуры легко идентифицирует эти знаки, что очень важно в условиях тотальной конкуренции.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Герчук, Ю. (1998) Что такое орнамент? М.
Горный, Е. (1996) Что такое семиотика? Таллин.
Минниахметова, Р. (2008) Сравнительный анализ подходов в изучении традиционного орнамента народов Севера. Екатеринбург.
Чернявская, Ю. (2000) Народная культура и национальные традиции. Минск.
BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION)
Gerchuk, Iu. (1998) Chto takoe ornament? M.
Gornyi, E. (1996) Chto takoe semiotika? Tallin.
Minniakhmetova, R. (2008) Sravnitel’nyi analiz podkhodov v izuchenii traditsionnogo ornamenta narodov Severa. Ekaterinburg.
Cherniavskaia, Iu. (2000) Narodnaia kul’tura
i natsional’nye traditsii. Minsk.