Научная статья на тему 'Символический мир геометрического орнамента в пространстве архаического декоративно-прикладного искусства'

Символический мир геометрического орнамента в пространстве архаического декоративно-прикладного искусства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1133
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВО / ART / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / ARTS AND CRAFTS / СИМВОЛ / SYMBOL / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / ARTISTIC IMAGE / СИМВОЛИЗАЦИЯ / SYMBOLIZATION / ЯЗЫК ОРНАМЕНТА / ORNAMENT LANGUAGE / ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТ / GEOMETRICAL ORNAMENT / ДИЗАЙН / DESIGN

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лазутина Татьяна Владимировна

Центральной проблемой статьи является анализ мира знаков и символов, использующихся в построении геометрического орнамента в архаическом декоративно-прикладном искусстве. Концепция исследования определяется пониманием декоративно-прикладного языка в качестве знакового (символического) образования, где функционируют антропоморфная, зооморфная, растительная и геометрическая символика. Показано, что среди образов архаического декоративно-прикладного творчества геометрическая символика выходит на первый план, обусловливая процесс конструирования символического значения орнамента. Доказано, что геометрический орнамент в архаическом декоративно-прикладном творчестве используется в качестве символа цикличности жизни, плодородия и красоты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The symbolic world of a geometrical ornament in archaic arts and crafts space

The article analyzes the world of signs and symbols used in creation of a geometrical ornament in the archaic arts and crafts. The research conception is defined by understanding of the arts and crafts language as a sign (symbolical) system, where anthropomorphous, zoomorphic, plant and geometrical symbolism is functioning. It is shown that among images of archaic arts and crafts the geometrical symbolism comes to the forefront, determining the process of symbolic meaning designing. It is proved that the geometrical ornament in archaic arts and crafts is used as a symbol of recurrence of life, fertility and beauty.

Текст научной работы на тему «Символический мир геометрического орнамента в пространстве архаического декоративно-прикладного искусства»

УДК 111.08:7.042.2 Лазутина Татьяна Владимировна

доктор философских наук, профессор кафедры гуманитарных наук Тюменского государственного нефтегазового университета

СИМВОЛИЧЕСКИЙ МИР ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО ОРНАМЕНТА В ПРОСТРАНСТВЕ АРХАИЧЕСКОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

Lazutina Tatiana Vladimirovna

D.Phil. in Philosophy, Professor, Liberal Arts Department, Tyumen State Oil and Gas University

THE SYMBOLIC WORLD OF A GEOMETRICAL ORNAMENT IN ARCHAIC ARTS AND CRAFTS SPACE

Аннотация:

Центральной проблемой статьи является анализ мира знаков и символов, использующихся в построении геометрического орнамента в архаическом декоративно-прикладном искусстве. Концепция исследования определяется пониманием декоративно-прикладного языка в качестве знакового (символического) образования, где функционируют антропоморфная, зооморфная, растительная и геометрическая символика. Показано, что среди образов архаического декоративно-прикладного творчества геометрическая символика выходит на первый план, обусловливая процесс конструирования символического значения орнамента. Доказано, что геометрический орнамент в архаическом декоративно-прикладном творчестве используется в качестве символа цикличности жизни, плодородия и красоты.

Summary:

The article analyzes the world of signs and symbols used in creation of a geometrical ornament in the archaic arts and crafts. The research conception is defined by understanding of the arts and crafts language as a sign (symbolical) system, where anthropomorphous, zoomorphic, plant and geometrical symbolism is functioning. It is shown that among images of archaic arts and crafts the geometrical symbolism comes to the forefront, determining the process of symbolic meaning designing. It is proved that the geometrical ornament in archaic arts and crafts is used as a symbol of recurrence of life, fertility and beauty.

Ключевые слова:

искусство, декоративно-прикладное искусство, символ, художественный образ, символизация, язык орнамента, геометрический орнамент, дизайн.

Keywords:

art, arts and crafts, symbol, artistic image, symboliza-tion, ornament language, geometrical ornament, design.

В современной научной, философской и искусствоведческой литературе происходит оживление интереса к проблематике, раскрывающей вопросы специфичности художественной деятельности [1]. Исследование в семиотическом аспекте искусства и его языка актуально, так как позволяет выявить ценностную детерминанту, обусловливающую изменения в структуре современной художественной парадигмы.

Мир ценностей культуры, запечатленный в языке произведений декоративно-прикладного искусства, выступает предметом изучения отечественной философии искусства, где исследование символики, наполняющей смысловое пространство архаического декоративно-прикладного искусства, представляет особый интерес для исследователей различных мировоззренческих установок [2]. Благодаря анализу символического мира декоративно-прикладного искусства вообще и архаического в частности, во-первых, становится возможным глубинный анализ природы искусства, что способствует осознанию специфики художественной картины мира и пониманию механизмов ее формирования, и, во-вторых, реализуется потребность современного искусствознания в построении философской онтологии искусства.

Изучение истории декоративно-прикладного искусства показало, что искусство и его язык, составляя важную часть культурного пространства, содержат разнообразие знаковых (символических) комплексов. Декоративно-прикладное искусство наполнено разнообразной символикой, включая антропоморфные, зооморфные, растительные и геометрические символы. Причем символическим значением наделяются как отдельные орнаментальные фигуры, так и целостные орнаментальные образы, создаваемые на уровне функционирования художественного мотива, формы, жанра и стиля.

В центре данного исследования находится геометрический орнамент, приобретший в ходе эволюции искусства дополнительное, символическое значение.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 19)

В отечественной теории и истории распространен взгляд на первичность геометрического орнамента среди изобилия видов орнамента, сложившихся в результате длительного развития орнаментального творчества. Понимание геометрического орнамента в качестве наиболее ранней формы в семействе орнаментальных феноменов объяснимо тем, что он появился «задолго до возникновения изделий ткачества, производства керамики, изготовления металла и архитектурных построек», перейдя «на эти формы для выполнения свих магических-обереговых, позднее развитых религиозных функций» [3, с. 141]. К тому же геометрический орнамент, обобщая в своей системе базовые принципы технического и символического орнаментов, признается в искусствознании самым распространенным, так как данный орнамент украшал с древности предметы быта (существуют многочисленные вещи, покрытые геометрическим орнаментом в палеолите, неолите и энеолите). Более того, «одним из самых ... семантически наполненных и повсеместно распространенных орнаментов геометрического характера является ромбический или ромбо-меандровый орнамент.» [4].

Своеобразным импульсом для развития геометрического орнамента явилось, по мнению Н.П. Бесчастнова, возникновение и развитие геоцентрической идеи, «завершившей модель познанного человеком-язычником мира» [5] в солярных образах. Отсюда вытекает мысль о том, что образы солнца, луны являются важным компонентом языка геометрического орнамента, реализуясь в разнообразных композициях орнаментального творчества.

Показательно, что история тысячелетнего господства так называемой «ромбическо-ковро-вой геометрии» (Н.П. Бесчастнов) в первобытной культуре привела к выделению основных форм геометрического мотива: ковровый меандр, ромб и часть коврового меандра [6], что впоследствии обогатило декоративно-прикладное искусство.

Геометрический орнамент может быть рассмотрен как системный объект, пребывающий в динамике, в ходе становления которого произошло «обогащение» его системных уровней линейно-струйчатой и спирально-змеиной разновидностями орнамента (впервые появились на посуде и произведениях пластики эпохи неолита, энеолита и неоэнеолита).

Активное использование геометрического орнамента в архаическом искусстве объяснимо включением декоративно-прикладного искусства в систему культа архаического общества. Ритуальная функция, заключающаяся в поклонении человека (общества) силам природы, запечатлелась в архаических композициях орнаментального творчества, где в мотиве геометрического орнамента, отражающего мощь красоты природы и ее величие, акцентируется внимание на порядке чередования ритмических элементов и их цветовых сочетаниях, подражающих идее цикличности, содержащейся в архаическом сознании общества.

Человек архаической культуры наделял символическим значением предметы окружающего его природного мира и мира, созданного им самим для удовлетворения физических и метафизических потребностей (в том числе и мира искусства, техники), то есть архаическое художественное мышление символично.

Э.П. Дворников, анализируя универсалии архаических культур, приходит к следующему заключению: «.указывают, что квадрат - геометрический символ, значение которого связывается с числом четыре, равенством, прямотой, порядком, единообразием, землей. Это образ стабильной структуры, статической целостности» [7, с. 228], что позволяет рассматривать «...связанные со сферой сакрального предметы, имеющие квадратную форму, . в качестве символов мироздания» [8]. Действительно, в специальных изданиях-каталогах символов и эмблем фигурирует значение квадрата в качестве символа мироздания, устойчивости и порядка [9]. Таким образом, квадрат воспринимался в архаическом сознании как статическое совершенство, устойчивость, земной и материальный аспект бытия, надежность: «Квадрат - фиксация смерти как противопоставления динамическому циклу жизни и движения» [10, с. 111].

Напротив, круг воспринимался в древнем мире в качестве фигуры, не имеющей ни начала, ни конца, то есть образ круга выступает символом гармонии и выражает идею совершенства, вечности и бесконечности. Получается, что формы, используемые в системе средств выразительности (изобразительности) декоративно-прикладного искусства, изначально содержат в себе возможность проявления ощущения симметрии - асимметрии, баланса - неустойчивости, а также реализуют возможность раскрытия диалектики чувств (к примеру, тревоги - успокоения).

Таким образом, в архаическом сознании геометрические формы, воплощаясь языком декоративно-прикладного искусства, приобретают значение символа.

В ходе исследования декоративно-прикладного искусства было установлено, что архаическое декоративно-прикладное искусство представляет особый способ понимания человеком (обществом) мира с позиции эстетического освоения реальности. Язык декоративно-прикладного искусства создает систему художественных образов, функционирующих в виде знаков и символов. Геометрический орнамент, используя «арсенал» простейших геометрических форм (линии,

точки, круги, зигзаги, спирали, круги, ромбы, прямоугольники), представляет собой специфическую информацию о взаимоотношениях человека (общества) с окружающим его миром. Можно предположить, что при наличии определенных условий художественный образ, создаваемый с использованием геометрического орнамента, превращается в символ, осуществляя возможность создания, восприятия и переживания предмета орнаментального искусства.

Ссылки:

1. См.: Бранский В.П. Искусство и философия: Роль философии и формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи. Калининград, 1999 ; Гончаров С.З. Логика мышления и аксиология сердца. Екатеринбург, 2006 ; Мирошников Ю.И. Аксиология: концепция эмотивизма. Екатеринбург, 2007 ; Рожко К.Г Проблема уровней и диалектика. Тюмень, 1992.

2. См.: Кухта М.С., Пустозерова О.Л. Влияние дизайна ювелирного украшения в этностиле на выбор материалов и технологий. СПб., 2013 ; Лобацкая Р.М., Сорокина В.Е., Генеральченко П.С. Новые дизайнерские решения для создания ювелирных украшений. СПб., 2012.

3. Бесчастнов Н.П. Художественный язык орнамента. М., 2010. 335 с.

4. Там же. С. 141.

5. Там же. С. 146.

6. Там же. С. 141.

7. Дворников Э.П. Квадрат и круг - основные универсалии архаических культур // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 6 (31). С. 228-231.

8. Там же. С. 228.

9. См.: Шейнина Е.Я. Энциклопедия символов. Харьков, 2001 ; Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997 ; Энциклопедия символов / сост. В.М. Рошаль. М., 2005 ; Энциклопедия символов, знаков, эмблем / сост. В. Андреева. М., 2000.

10. Энциклопедия символов / сост. В.М. Рошаль. 1007 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.