Научная статья на тему 'Орловское "Дворянское гнездо" на карте мировой литературы'

Орловское "Дворянское гнездо" на карте мировой литературы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
433
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
И.С. ТУРГЕНЕВ / ОРЕЛ / ДВОРЯНСКОЕ ГНЕЗДО / ЧИТАТЕЛИ / ЕВРОПА / ПЕРСОНАЖИ / ВЛАДЕЛЬЦЫ / I.S. TURGENEV / OREL / NOBLE NEST / READERS / EUROPE / CHARACTERS / OWNERS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ашихмин И. Л., Ашихмина Е. Н.

«Дворянское гнездо» роман И.С. Тургенева и одновременно литературный заповедник в городе Орле. Статья посвящена месту в городе Орле, которое описал Тургенев, владельцам усадьбы, прототипам персонажей романа и его значению для русского и иностранного читателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE OREL "NEST OF GENTLEFOLK" ON THE WORLD LITERATURE MAP

«A Nest of Gentlefolk» a novel by I.S. Turgenev and at the same time the literary reserve in the city of Orel. The article is devoted to the place in the city of Orel, described by Turgenev, to the owners of the estate, the prototypes of the characters of the novel and its significance for the Russian and foreign readers.

Текст научной работы на тему «Орловское "Дворянское гнездо" на карте мировой литературы»

УДК 908 АШИХМИН И. Л.

кандидат исторических наук, доцент, кафедра всеобщей истории и регионоведения, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected] АШИХМИНА Е.Н.

кандидат филологических наук, Орловский областной колледж культуры и искусств E-mail: 7aen@ mail.ru

UDC908 ASHIKHMIN I.L.

Candidate of historical sciences, associate professor, department of General history and regional studies, Orel

State University E-mail: [email protected] ASHIKHMINA E.N.

Candidate of philological sciences, Orel Regional College of

Culture and Arts, E-mail: 7aen@ mail.ru

ОРЛОВСКОЕ «ДВОРЯНСКОЕ ГНЕЗДО» НА КАРТЕ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ THE OREL «NEST OF GENTLEFOLK» ON THE WORLD LITERATURE MAP

«Дворянское гнездо» - роман И. С. Тургенева и одновременно - литературный заповедник в городе Орле. Статья посвящена месту в городе Орле, которое описал Тургенев, владельцам усадьбы, прототипам персонажей романа и его значению для русского и иностранного читателя.

Ключевые слова: И.С. Тургенев, Орел, Дворянское гнездо, читатели, Европа, персонажи, владельцы.

«A Nest of Gentlefolk» - a novel by I.S. Turgenev and at the same time the literary reserve in the city of Orel. The article is devoted to the place in the city of Orel, described by Turgenev, to the owners of the estate, the prototypes of the characters of the novel and its significance for the Russian and foreign readers.

Keywords: I.S. Turgenev, Orel, Noble nest, readers, Europe, characters, owners.

Место с названием «Дворянское гнездо» в Орле -знаковое в истории мировой литературы. Таким оно стало почти сразу после публикации одноименного романа. Тургенев, признанный писателями-современниками Э. Золя, Г-Д. Мопассаном, Ж. Санд, Г. Флобером, братьями Гонкурами, был воспринят и иностранными читателями как великий русский романист. Роман «Дворянское гнездо» стал одним из самых известных в Европе произведений Тургенева, и в этом качестве его текст сыграл важную роль в знакомстве Запада с русской культурой, в росте уважения к ней и ее народу, взаимопонимании носителей мировой культуры в целом. Более того, роман повлиял на творчество целого ряда писателей Европы.

«Дворянское гнездо» вышло в России в январе 1859 года, и вскоре было переведено на французский язык А. Калонном и В.А. Соллогубом. В 1861 г перевод, авторизованный Тургеневым, появился в Париже. В 1866 году дайджест романа и отрывки из него были опубликованы в XXII томе «Семейных чтений о литературе» А. Ламартина. Вскоре «Дворянское гнездо» стало во Франции вторым по значимости тургеневским текстом после «Записок охотника», хотя более поздние романы писателя, такие, как «Накануне» и «Отцы и дети» выше ценились французской публикой как более понятные западному читателю и образами и общественной направленностью.

В Германии «Дворянское гнездо» появилось в 1862 г в переводе Пауля Фукса. Вначале интерес к роману был незначительным. Затем и здесь нашлись ценители «Дворянского гнезда», например, Теодор Шторм. В Англии и в США роман, напротив, практически сразу получил ши-

рокое распространение. Первый его перевод на английский сделал В. Рольстон, которому Тургенев даже разрешил изменить заглавие: книга была издана в Лондоне в 1869 г. под названием «Лиза». Постепенно «Дворянское гнездо» стало одним из самых известных русских литературных произведений в мире. Роман неоднократно печатался в странах Скандинавии, в Японии и Китае, в Индии и Корее; ареал читателей «Дворянского гнезда» оказался чрезвычайно широк. Отсюда - повышенное внимание к месту, с которым связан сюжет произведения Тургенева. Оказавшись в Орле, иностранцы хотят увидеть дом и сад, где разворачивалось действие романа.

Орел и «Дворянское гнездо» оказались неразрывно соединенными в сознании как русского, так и иностранного читателя. Возникновению этой связи способствовали русские поклонники творчества Тургенева, которые оказывались за границей. Возможно, это шло от орловских дворян, таких, как Куракины, Свербеевы, Шереметевы, Олив, и от менее именитых, но связанных с читающей общественностью Европы лиц.

Причин считать Орел описанным в «Дворянском гнезде» у горожан было более, чем достаточно: автор романа родился в губернском городе «О», хорошо его знал; улица Верхняя Дворянская (ныне улица Октябрьская) прямо выводила на название. В конце улицы стоял дом с усадебным садом, который «одной стороной ... выходил прямо в поле, за город» [9, с. 7]. «Нашлась» и деревянная скамейка, на которой сидел Лаврецкий. Дом и сад «Лизы Калитиной» стали навещать поклонники творчества писателя. Так Дворянское гнездо стало особым памятником Тургеневу.

© Ашихмин И.Л., Ашихмина Е.Н. © Ashikhmin I.L., Ashikhmina E.N.

Первая, условная мемориализация места, вероятно, принадлежит Африкану Васильевичу Сафонову. Тот приобрел усадьбу в конце Верхней Дворянской у баронессы Авдотьи Петровны Остен-Сакен «по купчей, совершенной в Орловской палате Гражданского суда 4 марта 1859 года» [8, л. 30 об.-31]. Обратим внимание на то, что усадьба была куплена практически сразу после выхода январской книжки «Современника» за 1859 г. Создается впечатление, что, едва прочитав роман, Сафонов отправился к Остен-Сакенам с предложением о покупке. Ведь для того, чтобы сделка состоялась уже 4 марта, нужно было оформить целый ряд документов, что требовало времени. Сафонов, которому уже принадлежал бывший дом Карла Федоровича Рутцена [8, л. 22], чей сын Николай явился прототипом романа «Рудин», понимал, что будет значить усадьба на окраине Орла, и оказался прав. Места, связанные с именем Тургенева, покупались и далее. В числе их обладателей были, в частности, общественные деятели Ф.П. Соковнин и А. А. Талызин [8, л. 25]; известный банкир, строитель дорог и меценат Л.С. Поляков в Орловской губернии купил описанный Тургеневым Льгов [4, л. 43 об.].

Как установила Л.В. Иванова, летом 1878 г. Тургенев побывал в доме у Сафонова. Здесь он встретился с писателем А.А. Брянчаниновым, служившим директором Орловского земельного банка. Сафонов в то время служил в орловском отделении Харьковского земельного банка [10, с. 27]. Африкана Сафонова писатель называл своим «старинным приятелем». Тот был соседом Тургенева по мценскому имению, заядлым охотником. В губернии Сафонов имел авторитет активного проводника крестьянской реформы, гласного Мценского уезда [1, с. 206]. Домом «Калитиных» Сафонов владел до середины 1880-х годов. Год его кончины пока не установлен, но, по-видимому, он совпадает с прекращением заботы об усадьбе. Когда в 1890-1891 гг. ее посетил сотрудник «Орловского вестника» И.А. Бунин, та была заброшена: «... мы пошли куда-то на окраину города, в глухую, потонувшую в садах улицу, где, на обрыве над Орликом, в старом саду, осыпанном мелкой апрельской зеленью, серел давно необитаемый дом с полуразвалившимися трубами, в которых уже вили гнезда галки» [2, с. 194]. Новый хозяин усадьбы провизор Эдуард Карлович Гермут привел владение в порядок и иногда проводил экскурсии «по дому Лизы Калитиной».

В 1840-х - начале 50-х годов усадьба на Орлике принадлежала вдове титулярного советника Анне Корнеевне Соколовой [8, л. 30 об.-31]. Фамилия владелицы совпадает с фамилией одного из предполагаемых прототипов Лизы Калитиной - А. Соколовой. Знал ли писатель мужа Анны Корнеевны, титулярного советника Соколова, чьей вдовой она значится в 1850 году, еще предстоит выяснить. В 1850 году дом Соколовой сгорел, и 7 октября 1854 г та продала свое владение полковнице Марии Ивановне Оберг. Она и начала строить знакомый нам «дом Калитиных». Орловский краевед и архитектор К. А. Седойкина пишет, что проект нового дома был составлен и подписан губернским архитектором Н.П. Лутохиным в марте 1856 г и в июне дополнен чертежами пристроек. «К зиме дом был в основном возведен, - указывает Седойкина. - Баронессе А.П. Остен-Сакен по купчей 28.04.1858 года усадебное место перешло уже с постройками. В 1855-56 годах город восстанавливался после пожара. Бывая в Орле, по знако-

мым улицам . приходил сюда И. С. Тургенев. Тогда же, в начале 1856 года, возник замысел «Дворянского гнезда» [6, с. 78].

Как видим, в начале 1856 г. строить дом еще и не начинали. Чертежи были готовы лишь в июне; зимой 1856 г здание не было достроено. В близкое к замыслу романа время Тургенев бывал в Орле, в марте 1855 г., когда посещал Орловскую палату гражданского суда, появлялся проездом в апреле того же года, направляясь на охоту в Полесье, в мае - в Болховский уезд к И.В. Лаврову, в августе - на охоту в карачевские угодья. С 7 по 9 мая 1856 г. писатель приезжал в Орел «ради бумаг для заграничного паспорта» [11, с. 266-271]. В декабре 1857 г. в Риме Тургенев начинает работу над «Дворянским гнездом». Таким образом, бывая в Орле в 1856 г., Тургенев не мог видеть новый дом на месте дома Соколовых: тот бы возведен, и то не полностью, лишь к концу этого года.

Зато писатель хорошо помнил прежний дом Соколовых, сгоревший, как и дом Тургеневых, в том же самом пожаре 1850 года. Вспомним Т.Н. Грановского, приезжавшего в Орел после пожара 1848 года и писавшего жене: «Я много хожу по орловским улицам. Большая часть домов, крепко мне памятных, сгорела, но для меня они стоят на тех же местах» [3, с. 33]. Орел до пожара, тем более свой «район», безусловно, помнил и Тургенев. Дом на берегу, фамилия его владельцев, история, случившаяся с его знакомой, мценской дворянкой Александрой Соколовой, могли стать тем толчком, которые привели писателя к замыслу романа.

Во время проведения планировочных работ по благоустройству Дворянского гнезда в 1980-х годах, орловский краевед Ю.В. Семеняко сделал вывод, что «дом Калитиных» был построен на фундаменте сгоревшего дома, и потому повторяет его очертания. Особняк, вставший на месте прежнего, не менее важен для нас: в нем в гостях бывал Тургенев. Уже одно это заставляет охранять его как память о писателе.

В образах героев романа горожане узнали своих знакомых. «Лизой» считали игумений Орловского Введенского монастыря Макарию (Евдокию Коротневу) и Антонию (Александру Соколову). У последней в келье висел портрет Тургенева с дарственной подписью писателя и виды Спасского-Лутовинова. Но молва «выбрала» прототипом тургеневской героини Е. Коротневу, по мнению многих более «похожую» на Лизу. Не менее, чем прототип Лизы Калитиной, орловчан волновал и прообраз Лаврецкого, которым в Орле считали Н.П. Барышникова (1830 - не ранее 1892). «Прямого попадания» в прототип персонажа в этом случае не было, многие черты Лаврецкого - автобиографичны. Барышников был «выбран» Лаврецким, так как сошлись два фактора - известная в губернии личность прототипа, и неоднозначная репутация его супруги Екатерины Никаноровны, урожденной Шеншиной. Широкому кругу жителей Барышников был знаком как общественный деятель, но главное - как почетный попечитель Орловской мужской гимназии. В этом качестве его знали гимназисты, их родители и друзья. Многим казалось, что они видят перед собой «живого Лаврецкого».

В.Л. Генчель (1827-1892), в котором признавали Лемма, тоже не может считаться прототипом тургеневского романа. Генчель был композитором, создателем первого в Орле симфонического оркестра и содержателем

популярного в Орле музыкального магазина и жил в конце Борисоглебской улицы (ныне ул. Салтыкова-Щедрина^1, параллельной Верхней Дворянской. Но Генчель оказался в Орле лишь в 1855 г в возрасте 28 лет. Тургенев в том году провел в городе лишь несколько дней, в 1856 г. - три дня. Если их встреча всё же состоялась, и Генчель по каким-то причинам произвел на Тургенева неотразимое впечатление, то и тогда писатель вряд ли представил бы в романе молодого музыканта одряхлевшим, больным, полуразрушенным стариком. Архивное изыскание Л. В. Ивановой говорит, что в 1847 г. в числе девяти музыкантов-иностранцев значились немцы Иоганн Митсберг и капельмейстер, музыкант-учитель Иоганн Вольф [7, с. 243]. Но в конце XIX века Вольфа уже никто не помнил, а в магазине и на концерте было приятно встретить «живого» героя «Дворянского гнезда». Орловчане гордились Тургеневым и тем, что Орел был описан им в одном из лучших романов. И народная молва персонифицировала его героев: лица из тургеневского романа оживали на улицах города. «В Орле мы чувствовали нити, протянутые к временам Тургенева, - пишет близкий знакомый семьи Галаховых Константин Мейер. - . на довольно крутом обрыве в болотистую широкую долину речки Орлика стоял дом, который был описан в «Дворянском Гнезде». При мне в этом доме с садом, выходившим на обрыв, жила милейшая семья Морица Оттоновича Паррота, члена суда, и его четырех сыновей Владимира, Александра, Сергея и Глеба» [5]. Здесь, у Парротов, Бальмонт написал стихотворение «В том доме, где грезила нежная Лиза».

Зарубежные читатели Тургенева не вдавались в тонкости определения прототипов персонажей писателя. Для них место на Орликом важно как факт его описания в романе. И это сделало Орел столь же известным, как и Верону, в которой Шекспир поселил Джульетту.

Еще одним актом мемориализации стал парк «Дворянского гнезда». Он виделся памятью и Тургеневу, и его произведению. В мае 1903 года Орловское общество любителей изящных искусств объявило об открытии общественного сада «Дворянское гнездо» на части усадьбы тогдашних ее владельцев Гермут. 5 июня 1903 года в саду был установлен первый в России памятник великому писателю - бюст Тургенева в копии работы М. Антокольского. Накануне революции 1917 года сад «Дворянское гнездо» являлся популярной городской рекреацией.

В том же 1903 году Борисоглебская улица, на которой родился писатель, стала называться Тургеневской. В 1908 году ей было возвращено прежнее название, а Тургеневской стала Верхняя Дворянская: она вела к Дворянскому гнез-

ду. Древесные насаждения, занявшие часть левого берега Орлика и доходившие до 2-ой Дворянской улицы, получили название Тургеневской рощи. В советское время перед войной в Тургеневской роще помещался городской детский парк. Его деревья были вырублены в годы оккупации.

Очарование старинной усадьбы над Орликом, история любви, пером Тургенева связанная с нею, судьба исключительной девушки, которая сочла чувство долга выше личных чувств, волновали сердца не одного поколения. И Дворянское гнездо в Орле стало некой Меккой русской литературы. Сюда приходили, о нем писали И. А. Бунин, К. Бальмонт, Н. Браун, Ю. Олеша, Е. Сокол, посвятившие ему свои строки. В 1910 году Леонид Андреев сделал фотоснимки знаменитого сада. Помимо российских, о Дворянском гнезде писали иностранные авторы разных лет - Дж. Мур, Г. Меллер, Г. Врандес; роман высоко ценил Д. Голсуорси.

В первые годы Советской власти, невзирая на идеологический прессинг, Дворянское гнездо удалось сохранить. Это было заслугой созданной в 1921 г. при губернском музее комиссии по охране искусства и старины1. В 30-е годы об орловской легенде писал Лев Наумович (Максимович) Клейнборт (1875-1950)2. В 60-е годы XX в. Л.Н. Афонин впервые процитировал труд Клейнборта в радиопередаче «Легенда и быль Дворянского гнезда». Интерес к теме возрос и после опубликования книги Афонина «Рассказы литературоведа», изданной в 1979 г., уже после смерти автора, стараниями В.А. Громова и В.М. Катанова.

В 70-80-е гг. XX в. проводился ремонт дома и прилегающего пространства. Затем работы были свернуты; дом пришел в аварийное состояние. В 2009 г. в Орле был образован Попечительский совет по восстановлению Дворянского гнезда. Но радикальных улучшений не наступило даже тогда, когда по итогам Интернет-голосования Дворянское гнездо было названо одним из семи чудес Орловщины в номинации «Литературные памятники». Свою лепту в голосование внесли иностранные читатели романа.

Именно с позиций мирового значения «Дворянского гнезда» необходимо озаботиться восстановлением известного всему миру дома в Орле. Реальное посещение Тургеневым «дома Калитиных», замысел романа, связанный с этим местом, прекрасная легенда, связанная с Дворянском гнездом, строки великих писателей и поэтов, интерес русских и зарубежных читателей, - все это говорит о том, что «Дом Лизы» нужно сохранить как подлинный знак уважения к великой русской литературе.

Приложения

1. В состав комиссии по охране искусства и старины вошли заведующий музеем Тургенева М.В. Португалов, заведующий губархивом И.С. Комягинский, до революции являвшийся секретарем Орловского церковного историко-археологического общества, бывший священник Петропавловского собора Орла, фотограф Афанасий Высоцкий, художник А. Л. Лаврентьев. Возглавил комиссию заведующий губмузеем историк и археолог П.С. Ткачевский.

2. Рукопись Л. Клейнборта, переписанная набело Л.Н. Афониным, хранится в фондах Орловского государственного литературного музея И. С. Тургенева.

Библиографический список

1. Адрес календарь Орловской губернии. Орел, 1885. 266 с.

2. БунинИ.А. Жизнь Арсеньева // Бунин И.А. Собрание сочинений в 9 томах. Т. 6. М., 1966. С. 5-288.

3. ЛевандовскийА.А. Время Грановского. У истоков формирования русской интеллигенции. М., 1990. 304 с.

4. Межевой Отдел. Планы дач Генерального и Специального межеваний. Орловская губерния. Болховский уезд. Ч. II. // Российский государственный архив древних актов. Ф. 1354. Оп. 311/2. Д. 974.

5. Мейер К. Записки последнего кирасира. URL: http://feb-web.ru/feb/rosarc/ra6/ra6-547-.htm?cmd=p. (дата обращения: 11.11.2018).

6. Седойкина К.А. Дворянское гнездо. «Дом Лизы Калитиной». История, события, лица. Особенности и значение // Тургеневский ежегодник 2003 года. Орел, 2005. С. 77-85.

7. Седойкина К.А. Дворянское гнездо. Конец XX века // Тургениана. Сборник статей и материалов. Орел, 1999. С. 239-248.

8. Список владельцев усадебных мест г. Орла за 1877 год // Государственный архив Орловской области. Ф. 593. Оп. 1. Д. 618.

9. ТургеневИ.С. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. Т. 6. М., 1981. 395 с.

10. ЧерновН.М. Орел в биографической хронике И.С. Тургенева // Тургеневский ежегодник 2005-2006 годов. Орел, 2008. С. 23-29.

11. Чернов Н.М. Провинциальный Тургенев. М., 2003. 425 с.

References

1. The address-calendar of the Orel province. Orel, 1885. 266 p.

2. Bunin I.A. The Life of Arseniev // Bunin I.A. Collected works in 9 volumes. Vol. 6. M., 1966. Pp. 5-288.

3. LevandovskyA.A. Granovsky time. At the origins of the Russian intelligentsia formation. M., 1990. 304 p.

4. Land Surveying Department. Plans of land plots of General and Special land surveying. Orel province. Bolkhovsky district. Part II. // Russian state archive of ancient acts. F. 1354. S. 311/2. D. 974.

5. MeyerK. Notes of the last cuirassier. URL: http://feb-web.ru/feb/rosarc/ra6/ra6-547-.htm?cmd=p. (date of appeal: 11.11.2018).

6. Sedoykina K.A. A Nest of Gentlefolk. "House of Liza Kalitina". History, events, faces. Features and value // Turgenev Yearbook 2003. Orel, 2005. Pp. 77-85.

7. Sedoykina K.A. A Nest of Gentlefolk. The end of the XX century // Turgeniana. Collection of articles and materials. Orel, 1999. Pp. 239-248.

8. The list of owners of farmstead places of the city of Orel for 1877 // State Archive of the Orel Region. F. 593. S. 1. D. 618.

9. TurgenevI.S. Complete works and letters in thirty volumes. Vol. 6. M., 1981. 395 p.

10. ChernovN.M. The Orel in the biographical chronicle of I.S. Turgenev // Turgenev Yearbook 2005-2006. Orel, 2008. Pp. 23-29.

11. ChernovN.M. Provincial Turgenev. M., 2003. 425 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.