Научная статья на тему 'Оркестры русских народных инструментов в Узбекистане'

Оркестры русских народных инструментов в Узбекистане Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
244
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКА / ИСКУССТВО / ИНСТРУМЕНТ / ТВОРЧЕСТВО / АНСАМБЛЬ / ОРКЕСТР / БАЛАЛАЙКА / ФОЛЬКЛОР / КОНЦЕРТ / MUSIC / ART / INSTRUMENT / CREATIVITY / ENSEMBLE / ORCHESTRA / BALALAIKA / FOLKLORE / CONCERT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Тихонов Анатолий Степанович

У каждого народа мира есть свои национальные традиции, корнями уходящие в глубь веков. Это касается музыки, литературы, живописи и других видов творчества. Со средних веков развивается светская музыка, которая была доступна не всем. Исполнялась она в аристократических кругах. Духовная музыка была приоритетом церкви. Самым древним видом искусства является народное творчество-фольклор. Исполнители на народных инструментах преследовались государством. Но, несмотря на гонения, народные инструменты дожили до наших дней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORCHESTRAS OF RUSSIAN FOLK INSTRUMENTS IN UZBEKISTAN

Еach nation of the world has its own national traditions, rooted in the depths of centuries. This applies to music, literature, painting and other types of creativity. Since the Middle Ages secular music has been developing, which was not accessible to everyone. It was performed in aristocratic circles. Sacred music was a church priority. The oldest form of art is folklore. Performers on folk instruments were persecuted by the state. But, despite the persecution, folk instruments survived to this day.

Текст научной работы на тему «Оркестры русских народных инструментов в Узбекистане»

молодого поколения на основе современных технологий, обладающей творческим мышлением и богатым художественным воображением. Благодаря этому наши студенты получают возможность участия в престижных зарубежных конкурсах, где занимают призовые места, а также пропагандируют узбекские народные музыкальные инструменты на международной арене. Апробированные на практике, модифицированные узбекские народные инструменты получают высокие отзывы специалистов и экспертов. Всё это содействует широкому развитию народного инструментального исполнительского искусства в Узбекистане.

Процесс инновационных разработок бесконечен, как само творчество непрерывного обновления в соответствии с запросами современного общества и меняющейся жизнью. Узбекские народные инструменты, сохраняя свою самобытность, идут в ногу со временем, органично соединяя в себе прошлое и современное, традиционное и инновационное.

Список литературы /References

1. Петросянц А. Инструментоведение. Узбекские народные инструменты. Ташкент,

1990.

2. Ташматова А. Каталог музея музыкальных инструментов. Ташкент, 2006.

ОРКЕСТРЫ РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В

УЗБЕКИСТАНЕ Тихонов А.С. Email: [email protected]

Тихонов Анатолий Степанович - старший преподаватель, кафедра исполнительство на народных инструментах, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: у каждого народа мира есть свои национальные традиции, корнями уходящие в глубь веков. Это касается музыки, литературы, живописи и других видов творчества. Со средних веков развивается светская музыка, которая была доступна не всем. Исполнялась она в аристократических кругах. Духовная музыка была приоритетом церкви. Самым древним видом искусства является народное творчество-фольклор. Исполнители на народных инструментах преследовались государством. Но, несмотря на гонения, народные инструменты дожили до наших дней.

Ключевые слова: музыка, искусство, инструмент, творчество, ансамбль, оркестр, балалайка, фольклор, концерт.

ORCHESTRAS OF RUSSIAN FOLK INSTRUMENTS IN

UZBEKISTAN Tikhonov A.S.

Tikhonov Anatoliy Stepanovich - Senior Lecturer, DEPARTMENT PERFORMING ON FOLK INSTRUMENTS, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: еach nation of the world has its own national traditions, rooted in the depths of centuries. This applies to music, literature, painting and other types of creativity. Since the Middle Ages secular music has been developing, which was not accessible to everyone. It was performed in aristocratic circles. Sacred music was a church priority. The oldest form

of art is folklore. Performers on folk instruments were persecuted by the state. But, despite the persecution, folk instruments survived to this day.

Keywords: music, art, instrument, creativity, ensemble, orchestra, balalaika, folklore, concert.

УДК 078

Основателем русского народного оркестра является Василий Васильевич Андреев, который родился в 1861 году в семье богатого купца. С детства мальчик слышал игру на балалайке. Игрой на балалайке увлекалась деревенская молодежь. В 1882 году состоялась первое публичное выступление В.В. Андреева, как солиста - балалаечника. Возник «кружок любителей игры на балалайке». В.В. Андреев создал ансамбль балалаечников, П.И. Чайковский сказал: «Какая прелесть эти балалайки! Какой поразительный эффект могут они дать в оркестре; по тембру это не заменимый инструмент».

По чертежам В.В. Андреева был создан ансамбль балалаек: пикколо, дискант, альт, тенор, бас и контрабас. После успешных концертов на выставке в Париже, В.В. Андреев решил создать русский народный оркестр. Он начал восстанавливать все инструменты, на которых играл народ. К балалайкам добавились: домры, пикколо, малые, альты, тенора, басы и контрабасы. Зазвучали в оркестре гусли, жалейки, рожки. Позже гармоники и баяны. В.В. Андреевым и его сподвижниками были реконструированы и усовершенствованы инструменты русского народа, из которых состоит современный оркестр русских народных инструментов [1, 6].

В г. Ташкенте появился оркестр при клубе «Ташкент» трамвайное депо, который находился напротив нынешнего Музея искусств. В нём с удовольствием играли рабочие, служащие и молодёжь. Оркестр пользовался большим успехом и давал концерты.

Был оркестр и в «Народной филармонии». Он состоял в основном из молодёжи, учащихся музыкальной студии. Руководил коллективом Д.М. Тарлев.

В 60-е годы в музыкальном училище им. Хамзы был создан оркестр русских народных инструментов. Его организатором стал педагог по домре и дирижированию Е А. Хомяков. Талантливый педагог и хороший организатор. Он увлёк ребят своим энтузиазмом. Большую помощь ему оказывала жена Генриетта Антоновна -домристка по профессии. Оркестр стал популярным. Выступал на правительственных концертах, в больших залах. Получил звание Лауреата комсомола, «Дружба» - так назвали этот оркестр.

В русской группе обучались баянисты и пианисты. Из их числа был организован оркестр русских народных инструментов при Институте культуры, которым руководил педагог и дирижёр Камерного оркестра радио и телевидения, домрист по профессии Виктор Леонидович Медюлянов. Большая роль в развитии русских народных инструментов принадлежит и заведующему кафедрой Азимову Кариму Турсунмурадовичу - большому энтузиасту и поклоннику исполнительства на русских народных инструментах. Он обязал всех областных студентов создавать в своих городах русские оркестры и с ними сдавать Государственные экзамены. К.Азимов -профессор Государственной консерватории Узбекистана. Вёл дирижирование на кафедре дирижирования оркестром народных инструментов.

Хорошо звучал оркестр русских народных инструментов дома культуры имено Луначарского (ныне «Гульшан»). С ним работал выпускник ГИК Владимир Дмитриев (класс преподавателя А.С.Тихонова). Вначале был ансамбль, Дмитриев расширил его состав до оркестра. Он трудился с вдохновением, добивался чистого строя, звукового баланса. Этот коллектив дач много концертов. Оркестр звучал профессионально, динамически контрастно.

В г. Гулистане выпускником Ташкентского музыкального училища Наилем Баходыровым был создан русский народный оркестр. У этого оркестра был большой

репертуар: обработки русских и узбекских народных песен, произведения композиторов Узбекистана, в том числе пьесы хорошего баяниста и композитора Рифата Ибадлаева. Коллектив ежегодно выступает на Республиканских фестивалях многоголосных оркестров и ансамблей и занимает призовые места. Сейчас этот оркестр стал смешанным. В него влились узбекские народные инструменты.

Были хорошие оркестры в г. Намангане и Фергане. До сих пор существует в г. Навои оркестр русских народных инструментов «Сказ». Этот оркестр - Лауреат Республиканских и Международных конкурсов и фестивалей, даёт много концертов в Узбекистане и России благодаря руководству Навойинского горно-металлургического комбината. В этом оркестре хорошая инструментальная база. Им приобрели в России новые инструменты. Оркестр этот смешанный. В его составе, наряду с русскими народными инструментами, звучат скрипки, трубы, тромбоны и бас-гитара. Они исполняют сольные оркестровые произведения и сопровождают вокалистов и хор. Руководил коллективом Михаил Умаров. В связи с его выездом, возглавляет оркестр Шавкат Маматов. В мае 2015 года этот коллектив выступал в концертной программе творческих коллективов Дворца культуры «Фархад» во дворце «Туркистон. Хорошо звучащий русский народный оркестр в колледже города Намангана (руководитель К. Аъзамханов). В 2018 году на Республиканском фестивале оркестр занял призовое место. Посольство Российской Федерации сделало оркестру подарок - оркестровые ноты.

В 2003 году меня, автора этой статьи пригласили на работу в родное Ташкентское музыкальное училище, которое я закончил в 1966 году по классу баяна у педагога Климова Виктора Михайловича. Мне дали оркестровые часы и специальность. На тот момент на четырёх курсах отдела «Баян» обучалось 32 человека. Это были баянисты, аккордеонисты и гитаристы. Имея опыт работы с ансамблями и оркестрами в ДМШ N4, я решил реорганизовать баянный оркестр в оркестр русских народных инструментов. Мою затею поддержал Маевский Михаил Валентинович. Я ему очень благодарен. Осуществилась моя давняя мечта - иметь оркестр русских народных инструментов. Надо было только смело взяться за дело. Будучи баянистом, побаивался, что не справлюсь, так как струнных инструментов я практически не знал и не владел ими. Но ничего -справился. Пришлось прочесть много литературы, брать в руки балалайку и домру. Через год работы с оркестром баянистов стала звучать балалайка контрабас. На этих инструментах стали играть гитаристы. Следующей ступенью стало появление домровой группы, а затем и балалаечной. На струнных инструментах заиграли баянисты и аккордеонисты. Баянистов в оркестре осталось три человека. Появились клавишные гусли. При работе над Музыкальными иллюстрациями к повести А.С. Пушкина «Метель» Г.В. Свиридова захотелось ввести инструменты симфонического оркестра - флейту и гобой. Большую помощь оркестру оказал педагог по баяну ДМШ N25 и настройщик В.В. Михайлов, который содержал наши инструменты в порядке бескорыстно. Наш оркестр мы назвали «Вдохновение» [2].

Оркестр в училище (колледже или лицее) создан как учебный для подготовки будущих дирижёров. На III курсе оркестранты встают за пульт. Баянный оркестр имеет практически один тембр. А в русском оркестре открывается красота новых тембров. Наш оркестр, кроме учебной работы, вёл и концертную деятельность. В коллективе царил дух товарищества, ответственности за исполняемое произведение. На концерте это был единый цельный организм.

Концертная программа выросла до двухчасовой. Расширился репертуар оркестра: от обработок народных мелодий до зарубежной и русской классики и современных композиторов Инструментовки и обработки для оркестра сделаны мной -А.С. Тихоновым.

Хочется поблагодарить солистов, которые выступали с нашим оркестром. Это аккордеонист Айдер Мамутов - Лауреат республиканского конкурса.

Хорошо, профессионально стал играть на домре Лауреат Международных конкурсов и фестивалей Андрей Галаян (гитара).

С нашим оркестром пели известные вокалисты: Джабраил Идрисов (солист ГАБТ им. Навои), Кирилл Борчанинов (солист ГАБТ им. Навои), Георгий Дмитриев (солист театра им. А. Навои, режиссёр Русского драматического театра), Алексей Собиров, Аскар Лашкин, Асмик Арутюнянц, учащиеся отдела «Академическое пение», дуэты и трио. Было приятно слышать, когда вокалисты говорили, что с русским оркестром им легче и свободней петь, чем с симфоническим, так как сопровождение более прозрачное.

Почти на каждом мероприятии колледжа выступал наш оркестр. Его игру очень тепло принимали слушатели. Мы много играли вне колледжа: в Русском драматическом театре, дворце «Туркистон», дворце Авиастроителей, дворце Железнодорожников и в театре оперетты (сопровождали весь концерт), несколько лет на 9 мая в Минздраве РУз., Росзарубеж. Представительстве. Очень много концертов дали в РКЦ Узбекистана, в музыкальных и общеобразовательных школах, в институтах ТашИИТ и политехническом. Очень хорошо нас приняли в ДМШ №7 г. Чирчика. Все номера на бис. Много похвальных статей в газетах. Много лет выступали на Республиканских фестивалях многоголосных ансамблей и оркестров, который проводится Государственной консерватории Узбекистана под руководством профессора ГКУ, руководителя камерного ансамбля «Согдиана» Ферузы Равшановны Абдурахимовой. Оркестр «Вдохновение» на каждом фестивале получал звание Лауреата.

В наш бурно развивающийся век, век компьютерных технологий нельзя потерять душу наших предков - наши корни. В Узбекистане в русских народных оркестрах с удовольствием играет молодёжь разных национальностей. Творчество объединяет людей, делает их духовно богаче. Хочется, чтобы дети играли на более современных инструментах, а не на пятидесятилетней давности. Хочется пожелать всем оркестрантам успехов и новых побед на конкурсах.

Список литературы /References

1. Тихомиров Г. Инструменты русского народного оркестра. Москва, 1970.

2. Вопросы методики и теории исполнительства на народных инструментах.

Свердловск, 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.