Научная статья на тему 'ОРИЕНТИРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИНКЛЮЗИИ'

ОРИЕНТИРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИНКЛЮЗИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
298
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ИНКЛЮЗИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ РИСК

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Трутаева Анна Васильевна

Статья посвящена поиску критериев социальной инклюзии. Категория социальной инклюзии может быть применена в исследованиях в области права социального обеспечения, в особенности она полезна для рассмотрения эффективности правовых механизмов социальной защиты и социального обеспечения. Автором с учетом правового подхода к категории социальной инклюзии предпринята попытка определить вероятные ориентиры для оценки степени этого состояния в каждом конкретном случае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Трутаева Анна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GUIDELINES FOR SOCIAL INCLUSION

The article is devoted to the search for criteria of social inclusion. The category of social inclusion can be applied in research in the field of social security law, in particular it is useful for considering the effectiveness of legal mechanisms of social protection and social security. The author, taking into account the legal approach to the category of social inclusion, attempts to determine the likely benchmarks for assessing the degree of this condition in each specific case.

Текст научной работы на тему «ОРИЕНТИРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИНКЛЮЗИИ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_2_61 УДК 349.3

ОРИЕНТИРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИНКЛЮЗИИ GUIDELINES FOR SOCIAL INCLUSION

ТРУТАЕВА Анна Васильевна,

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры трудового и социального права юридического факультета ФГАОУ ВО «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского». 644112, Россия, г. Омск, ул. Туполева, 2. E-mail: annatrutaeva@yandex.ru;

TRUTAEVA Anna Vasilyevna,

Candidate of Law, Senior Lecturer of the Department of Labor and Social Law of the Faculty of Law of the Omsk State University named after F.M. Dostoevsky. 644112, Russia, Omsk, Tupolev str., 2. E-mail: annatrutaeva@yandex.ru

Краткая аннотация: Статья посвящена поиску критериев социальной инклюзии. Категория социальной инклюзии может быть применена в исследованиях в области права социального обеспечения, в особенности она полезна для рассмотрения эффективности правовых механизмов социальной защиты и социального обеспечения. Автором с учетом правового подхода к категории социальной инклюзии предпринята попытка определить вероятные ориентиры для оценки степени этого состояния в каждом конкретном случае.

Abstract: The article is devoted to the search for criteria of social inclusion. The category of social inclusion can be applied in research in the field of social security law, in particular it is useful for considering the effectiveness of legal mechanisms of social protection and social security. The author, taking into account the legal approach to the category of social inclusion, attempts to determine the likely benchmarks for assessing the degree of this condition in each specific case.

Ключевые слова: социальная инклюзия, социальная защита, социальное обеспечение, социальный риск.

Keywords: social inclusion, social protection, social security, social risk.

Для цитирования: Трутаева А.В. Ориентиры социальной инклюзии // Право и государство: теория и практика. 2023. № 2(218). С. 61-63. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_2_61.

For citation: Trutaeva A.V. Guidelines for social inclusion // Law and state: theory and practice. 2023. No. 2(218). pp. 61-63. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_2_61.

Статья поступила в редакцию: 18.12.2022

Актуальная повестка в сфере социальной защиты активно отсылает к вопросам эффективности соответствующих механизмов. Действительно, на сегодняшний день не является достаточным только лишь закрепление средствами права каких-либо мер социальной защиты, в том числе - социального обеспечения: значимость приобретает исполнимость, реальный эффект от действия таких норм. Как правило, результат применения нормы о социальной защите зависит от множества факторов, и, чем сложнее правовая конструкция, тем большее число различных обстоятельств способно повлиять на действие соответствующих норм.

Категория социальной инклюзии сформировалась за пределами правовой науки и практики, будучи порождением социологического знания, однако то обстоятельство, что юридические документы, нормативные правовые акты упоминают таковую, неизбежно переносит социальную инклюзию в поле внимания юристов. Так, ряд правовых актов ориентируют участников правоотношений на обеспечение социальной инклюзии определенных категорий граждан, включая инвалидов1.

Рассмотрение вопроса о социальной инклюзии в контексте правового знания осложняется тем, что соответствующая категория не нашла легального определения в российском правовом регулировании, как не получили внимания и какие-либо критерии, способы описания и оценки уровня (степени) социальной инклюзии.

Определение социальной инклюзии было неоднократно осмыслено социологами, в настоящей статье автор не станет подробно на нем сосредоточиваться. Интерес в выбранном контексте представляет правовой подход к категории социальной инклюзии. Для целей правового подхода категория социальной инклюзии будет воспринята как обозначающая состояние включенности индивида или группы в более широкое сообщество с целью приобщения к определенному действию или процессу [18. С. 11]. При этом с точки зрения правового подхода социальную инклюзию возможно понимать как включенность лица в процесс правореализации, в правовые отношения, в область регулирования - словом, в правовое пространство.

Рассматриваемое состояние в контексте проблематики социального обеспечения и социальной защиты обеспечивает фактическую способность лица эффективно реализовать соответствующие принадлежащие ему права и вступить в необходимые для этого социальные связи. Недоступность или формальный характер медицинской помощи и социальных услуг, низкий уровень доходов и размеров социальных выплат, недоступность образования, полноценного, достаточного и сбалансированного питания, услуг культурно-просветительских учреждений, результатов научного прогресса, иных социальных благ фактически обусловливают социальную эксклюзию, в том числе - с точки зрения правового подхода к таковой.

1 См. напр. Саламанкскую декларацию о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями 1994 года; Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов ООН 1993 года; Концепцию развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абили-тации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период до 2025 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.12.2021 № 3711-р; Методические рекомендации «Выявление и распространение наиболее эффективных практик образования детей с ограниченными возможностями здоровья», утвержденные письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.11.2015 № 07-3735; и др. // СПС «Консультант Плюс».

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 2(218)

Сами по себе реализация субъективных прав и исполнение юридических обязанностей происходят в рамках социальных связей, именуемых правовой наукой правоотношениями. Для того, чтобы воспользоваться любым правом порой даже в самой обыденной ситуации лицу требуется вступление в социальную связь или продолжение участия в ней. По мере развития технологий и социальной поляризации представителями науки выявляются новые вызовы системам социального обеспечения и социальной защиты, среди которых - неравенство доступа к постоянной и достойно оплачиваемой работе, к образованию и поддержанию уровня квалификации, к социальному обеспечению, здравоохранению и т.д. В условиях несовершенств формулировки норм, формального характера множества гарантий ориентиром социальной инклюзии лица может служить доступная ему фактическая возможность безбарьерно и результативно реализовать права в таких сегментах правового статуса лица, как право на обеспечение жилым помещением; право на охрану здоровья, медицинскую помощь и лекарственное обеспечение; право на государственную социальную помощь, социальную поддержку и социальное обслуживание; право на образование; право на трудоустройство и занятость (включая безопасные условия и справедливую оплату труда).

Степень доступности и эффект от реализации прав в обозначенных сферах позволит более предметно рассматривать и оценивать состояние социальной инклюзии. Социальная инклюзия может быть констатирована в случае если лицо, реализуя принадлежащие ему права, не будет ощущать последствий объективировавшегося в его жизни социального риска, сможет выйти из неблагоприятной жизненной ситуации и ощутить это преодоление. Должны измениться фактические состояние и жизненная ситуация лица при качественной вовлеченности его в правовое пространство.

На сегодняшний день во всех перечисленных сегментах правового статуса лица фиксируются проблемы правореализации. Так, на протяжении длительного периода времени встречает препятствия обеспечение жильем отдельных категорий граждан. Не являются новыми или не знакомыми российской действительности случаи многолетней очередности обеспечения жильем, полного отсутствия возможности предоставления жилых помещений или затруднений при оборудовании жилых помещений и многоквартирных домов необходимыми устройствами и конструкциями в соответствии с требованиями индивидуальных программ реабилитации и абилитации [См. напр. 9; 16.]. Весьма болезненной является проблема доступности и достаточности медицинской помощи и лекарственного обеспечения на территории Российской Федерации [См. напр. 17; 15; 11.]. Не умаляя социальной значимости иных вопросов оказания медицинской помощи, необходимо обратить особое внимание на проблему обеспечения доступности паллиативной помощи: указанная проблема существует в России перманентно, существенно ухудшая качество жизни граждан и на практике свидетельствуя о сформировавшемся запросе на реформу института [См. напр. 4; 12.]. При этом до сегодняшнего дня действующим правовым регулированием не закреплена гарантия оказания паллиативной помощи на территории Российской Федерации, что изначально подвергает угрозе перспективу получения таковой гражданином и ставит ее в зависимость от благоприятного стечения внешних обстоятельств. На протяжении десятилетий фиксируется и проблема приобретения правом на социальное обеспечение формального характера, проистекающая из недостаточности объемов такового для поддержания достойного уровня жизни, удовлетворения потребностей получателей ввиду финансовой необеспеченности расходных обязательств [См. напр. 6; 13; 1.]. Реализуя право на получение мер государственной социальной помощи, социальной поддержки, гражданин зачастую оказывается лишен действительного эффекта от задействования соответствующих механизмов в связи с недостаточностью объемов предоставлений для преодоления или минимизации последствий реализации социального риска. Напряженность свойственна и вопросу очередности и длительности ожидания при поступлении в учреждения социального обслуживания, а также поиска вариантов разрешения проблемы [См. напр. 5; 3.]. Обширен круг проблем в сфере занятости. Спектр таковых начинается отсутствием в нормативных правовых актах Российской Федерации закрепленной общей гарантии занятости, что изначально ставит под угрозу перспективу трудоустройства граждан и достижение такой цели, и продолжается множеством частных проблем, характерных сферам занятости отдельных категорий граждан или отраслей. Так, например, традиционно социально напряженной является сфера занятости и труда инвалидов: в науке отмечаются низкая активность работодателей при создании адаптированных рабочих мест и в выборе кандидатов из числа инвалидов, сложность определения ограничений по здоровью и преднамеренное замалчивание таковых инвалидами в момент трудоустройства, иные барьеры в трудоустройстве инвалидов и реализации ими способностей к труду в безопасных условиях и за достойную оплату [См. напр. 10; 14.]. Представляется, что устранение проблем в перечисленных сферах регулирования способно сформировать дорожную карту обеспечения социальной инклюзии для различных категорий граждан и служить эффективности механизмов социального обеспечения.

Альтернативным предложением может выступать следующее понимание ориентиров социальной инклюзии. В литературе к компонентам социальной инклюзии отнесены включенность индивида в группу, включенность в ее деятельность и возникающее у индивида субъективное чувство включенности, принадлежности, его позитивную самоидентификацию; при этом общество должно способствовать активизации инклюзивных процессов, быть открытым, предоставлять индивиду возможность вхождения [2. С. 56]. Применительно к правовому дискурсу такие компоненты также могут служить системой ориентиров социальной инклюзии с позиции правового подхода. Так, ориентирами социальной инклюзии с точки зрения правового подхода к этой категории могут выступать включенность лица в круг субъектов права (закрепление за лицом правовых возможностей); включенность его в правовое пространство (то есть участие в фактически складывающихся отношениях по реализации таких прав и получение реального эффекта от этого участия) и возникающие у него в связи с этим психологическое позитивное переживание и самоидентификация, находящие отражение в индивидуальном правосознании.

Необходимо отметить, что правовое пространство в качестве предмета исследования в правовой науке довольно популярно и в рамках настоящей работы понимается как совокупность общественных отношений в ограниченных (преимущественно территориально) пределах, которые объективно допускают правовое регулирование, уже подвергнуты этому регулированию или подлежат правовому регулированию в силу

определенных объективных и субъективных факторов, как область отношений, характеризующаяся единством правового регулирования всех коммуникаций независимо от их интенсивности и вида [8]. Значимо, что правовое пространство не мыслится статичной математической суммой норм и конструкций: в науке активно отстаивается позиция, согласно которой правовое пространство прежде всего характеризуется взаимосвязанностью составляющих его элементов (в первом приближении - правового регулирования и правовых отношений), в особенности - динамизмом и согласованностью [7]. Такие элементы должны быть структурно упорядочены и формально закреплены, а входящие в его состав правовые нормы, их разъяснения, правовые решения, правовые положения - носить обязательный характер и обеспечиваться государством. Элементы правового пространства должны быть подчинены общей цели, а именно - обеспечению и защите правовых интересов в целом, прав, свобод и законных интересов каждого человека. Субъектом именно такого образования следует считать лицо в состоянии социальной инклюзии, обеспечивающей двустороннюю взаимную правовую связь субъекта и среды.

Описанные выше варианты ориентиров позволяют более конкретно взглянуть на состояние социальной инклюзии, не получившее легального определения или механизма установления содержания в нормативных правовых актах. При этом вопрос о социальной инклюзии имеет важное практическое значение, поскольку описывает условия жизни лица, оказавшегося в неблагоприятной жизненной ситуации. Предложенные ориентиры, безусловно, не претендуют на статус единственно возможных и могут приобрести альтернативу в рамках научной дискуссии, а могут также и быть разложены на более конкретные с учетом степени доступности медицинской помощи, комфортного и функционального жилья и т.д. Сказанное свидетельствует о потенциале вопроса с точки зрения исследования. При этом в течение длительного времени социальной действительности характерна потребность в определении и конкретизации социальной инклюзии, а также в поиске средств ее измерения и обеспечения.

Библиогра фия:

1. Астафичев П.А. Приоритеты развития конституционных социально-экономических прав человека и гражданина в СССР и современной России // Конституционное и муниципальное право. 2021. № 8. С. 7 - 13. // СПС «Консультант Плюс».

2. Астоянц М.С. Россихина И.Г. Социальная инклюзия: попытка концептуализации и операционализации понятия // Изв. Юж. федер. ун-та. Серия: Пед. науки. 2009. № 12. С. 51 - 58. С. 56.

3. Блинова М. Г. Шипулина Л.Н. О необходимости применения инновационных механизмов и технологий предоставления социальных услуг населению в современной России // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. 2012. № 3. С. 39 - 41. // СПС «Консультант Плюс».

4. Власов Я.В. Синеок Е.В. Дронов Н.П. Анализ основных проблем доступности оказания паллиативной медицинской помощи онкобольным // Вестник Рос-здравнадзора. 2015. № 4. С. 26 - 27. // СПС «Консультант Плюс».

5. Григорьев И.В. Гражданско-правовые конструкции в законодательстве о социальном обслуживании // Сибирское юридическое обозрение. 2020. № 4. С. 465 -474. // СПС «Консультант Плюс».

6. Гусева Т.С. Структура и основные тенденции развития российского законодательства о пособиях // Российский юридический журнал. 2010. № 6. С. 146 - 151. // СПС «Консультант Плюс».

7. Дзыбова С.Г. Парасюк Е.А. Шаов И.К. К вопросу о сущности понятия «правовое пространство» // Российская юстиция. 2020. № 1. С. 12-14 // СПС «Консультант Плюс».

8. Лазарев В.В. Судебный активизм в формировании правового пространства // Журнал российского права. 2021. № 9. С. 5 - 17. // СПС «Консультант Плюс».

9. Лейба А. О некоторых вопросах предоставления жилья по договору социального найма // Жилищное право. 2014. № 7. С. 7 - 17. // СПС «Консультант Плюс».

10. Манджиева С.В. Социальная защита инвалидов в период пандемии COVID-19: международно-правовой аспект // Социальное и пенсионное право. 2021. № 2. С. 33 - 37. // СПС «Консультант Плюс».

11. Мохов А.А. Принципы правового регулирования государственной модели национального здравоохранения // Актуальные проблемы российского права. 2021. № 3. С. 85 - 96. // СПС «Консультант Плюс».

12. Право граждан на лекарственное обеспечение: монография. Н.В. Путило Н.С. Волкова Ф.В. Цомартова и др. Отв. ред. Н.В. Путило. М. ИЗиСП. Контракт. 2017. 216 с. // СПС «Консультант Плюс».

13. Седельникова М.Г. Методологические аспекты совершенствования законодательства о социальном обеспечении // Трудовое право в России и за рубежом. 2011. № 2. С. 35 - 37. // СПС «Консультант Плюс».

14. Серегина Л.В. Правовая основа трудоустройства граждан, имеющих ограничения по здоровью // Журнал российского права. 2022. № 6. С. 105 - 125. // СПС «Консультант Плюс».

15. Смышляев А.В. Особенности обеспечения амбулаторной помощи в государственной системе здравоохранения Российской Федерации: правовой и управленческий аспекты // Государственная власть и местное самоуправление. 2021. № 10. С. 41 - 46. // СПС» Консультант Плюс».

16. Трачук О.В. Новые законодательные подходы приспособления общего имущества в многоквартирных домах с учетом потребностей инвалидов // Семейное и жилищное право. 2018. № 3. С. 44 - 47. // СПС «Консультант Плюс».

17. Чуб Н.В. Петров Н.В. Обеспечение доступности медицинской помощи как новелла конституционно-правового статуса института местного самоуправления в Российской Федерации: кадры, инфраструктура, территории // Государственная власть и местное самоуправление. 2022. № 6. С. 33 - 37. // СПС «Консультант Плюс».

18. Ярская В.Н. Инклюзия - новый код социального равенства // Образование для всех: политика и практика инклюзии: сб. науч. статей и науч.-метод. материалов. Саратов. Научная книга. 2008. С. 11.

References:

1. Astafichev P.A. Priorities of the development of constitutional socio-economic human and citizen rights in the USSR and modern Russia // Constitutional and municipal law. 2021. No. 8. pp. 7-13. // SPS "Consultant Plus".

2. Astoyants M.S. Rossikhina I.G. Social inclusion: an attempt to conceptualize and operationalize the concept // Izv. Yuzh. feder. un-ta. Series: Pedagogical Sciences. 2009. No. 12. p. 51 - 58. p. 56.

3. Blinova M.G. Shipulina L.N. On the need to apply innovative mechanisms and technologies for providing social services to the population in modern Russia // Electronic supplement to the Russian Law Journal. 2012. No. 3. pp. 39-41. // SPS "Consultant Plus".

4. Vlasov Ya.V. Sineok E.V. Dronov N.P. Analysis of the main problems of accessibility of palliative care for cancer patients // Bulletin of Roszdravnadzor. 2015. No. 4. pp. 26-27. // SPS "Consultant Plus".

5. Grigoriev I.V. Civil-legal constructions in the legislation on social services // Siberian Legal Review. 2020. No. 4. pp. 465 - 474. // SPS "Consultant Plus".

6. Guseva T.S. Structure and main trends in the development of Russian legislation on benefits // Russian Law Journal. 2010. No. 6. pp. 146 - 151. // SPS "Consultant Plus".

7. Dzybova S.G. Parasyuk E.A. Shaov I.K. On the question of the essence of the concept of "legal space" // Russian Justice. 2020. No. 1. pp. 12-14. // SPS "Consultant Plus".

8. Lazarev V.V. Judicial activism in the formation of the legal space // Journal of Russian Law. 2021. No. 9. pp. 5-17. // SPS "Consultant Plus".

9. Leiba A. On some issues of providing housing under a social rental agreement // Housing law. 2014. No. 7. pp. 7-17. // SPS "Consultant Plus".

10. Mandzhieva S.V. Social protection of disabled people during the COVID-19 pandemic: international legal aspect // Social and pension law. 2021. No. 2. pp. 33-37. // SPS "Consultant Plus".

11. Mokhov A.A. Principles of legal regulation of the state model of national health care // Actual problems of Russian law. 2021. No. 3. pp. 85-96. // SPS "Consultant Plus".

12. The right of citizens to drug provision: monograph. N.V. Putilo N.S. Volkova F.V. Tsomartova et al. Ed. by N.V. Putilo. M. IZiSP. Contract 2017. 216 p. // SPS "Consultant Plus".

13. Sedelnikova M.G. Methodological aspects of improving legislation on social security // Labor law in Russia and abroad. 2011. No. 2. pp. 35-37. // SPS "Consultant Plus".

14. Seregina L.V. The legal basis for employment of citizens with health restrictions // Journal of Russian Law. 2022. No. 6. pp. 105 - 125. // SPS "Consultant Plus".

15. Smyshlyaev A.V. Features of providing outpatient care in the state healthcare system of the Russian Federation: legal and managerial aspects // State power and local self-government. 2021. No. 10. pp. 41 - 46. // SPS "Consultant Plus".

16. Trachuk O.V. New legislative approaches to the adaptation of common property in apartment buildings taking into account the needs of disabled people // Family and housing law. 2018. No. 3. pp. 44-47. // SPS "Consultant Plus".

17. Chub N.V. Petrov N.V. Ensuring the availability of medical care as a novel of the constitutional and legal status of the institute of local self-government in the Russian Federation: personnel, infrastructure, territories // State power and local self-government. 2022. No. 6. pp. 33-37. // SPS "Consultant Plus".

18. Yarskaya V.N. Inclusion - a new code of social equality // Education for all: policy and practice of inclusion: sat. sci. articles and scientific method. materials. Saratov. A scientific book. 2008. p. 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.