Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА И ИХ МЕСТО В КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА И ИХ МЕСТО В КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
104
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА / ВЗАИМНАЯ ВЫГОДА ДЛЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ СТОРОН / ГОСУДАРСТВО ВСЕОБЩЕГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Соболев Игорь Дмитриевич

В статье рассматривается и анализируется правовая природа корпоративной социальной ответственности, ее развитие и становление, а также тесная взаимосвязь с концепцией социального государства. На основе сопоставления различных социальных регуляторов определяется, что социальная ответственность бизнеса в России в настоящее время является добровольным вспомогательным механизмом поддержки концепции социального государства. Делается вывод, что правовое регулирование социальной ответственности бизнеса в российском праве понимается неоднозначно и проходит этап становления, опираясь на международные разработки. Исследование российской социально-правовой и теоретической действительности позволило выделить такие признаки корпоративной социальной ответственности как: добровольность, рациональность, взаимовыгодность для заинтересованных сторон, соответствие международным принципам, социальное инвестирование, превышение минимальных требований закона, филантропическая направленность, активная помощь государству в выполнении социальных функций, минимальное государственное вмешательство добровольным вспомогательным механизмом поддержки концепции социального государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF RELATIONS IN THE SPHERE OF SOCIAL RESPONSIBILITY OF BUSINESS AND THEIR PLACE IN THE CONCEPT OF THE SOCIAL STATE

The article examines and analyzes the legal nature of corporate social responsibility, its development and formation, as well as its close relationship with the concept of a social state. Based on a comparison of various social regulators, it is determined that the social responsibility of business in Russia is currently a voluntary auxiliary mechanism for supporting the concept of a social state. It is concluded that the legal regulation of the social responsibility of business in Russian law is understood ambiguously and is in its infancy, based on international developments. The study of Russian socio-legal and theoretical reality made it possible to identify such signs of corporate social responsibility as: voluntariness, rationality, mutual benefit for stakeholders, compliance with international principles, social investment, exceeding the minimum requirements of the law, philanthropic orientation, active assistance to the state in the performance of social functions, minimal government intervention. voluntary auxiliary mechanism to support the concept of the welfare state

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА И ИХ МЕСТО В КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА»

Правовое регулирование отношений в сфере социальной ответственности бизнеса и их место в концепции социального государства

Соболев Игорь Дмитриевич,

кандидат юридических наук, доцент, кафедра международного частного права, Московский государственный юридический Университет им. О.Е. Кутафина (МГЮА) E-mail: igor.sobolev.80@bk.ru

В статье рассматривается и анализируется правовая природа корпоративной социальной ответственности, ее развитие и становление, а также тесная взаимосвязь с концепцией социального государства. На основе сопоставления различных социальных регуляторов определяется, что социальная ответственность бизнеса в России в настоящее время является добровольным вспомогательным механизмом поддержки концепции социального государства. Делается вывод, что правовое регулирование социальной ответственности бизнеса в российском праве понимается неоднозначно и проходит этап становления, опираясь на международные разработки. Исследование российской социально-правовой и теоретической действительности позволило выделить такие признаки корпоративной социальной ответственности как: добровольность, рациональность, взаимовыгодность для заинтересованных сторон, соответствие международным принципам, социальное инвестирование, превышение минимальных требований закона, филантропическая направленность, активная помощь государству в выполнении социальных функций, минимальное государственное вмешательство добровольным вспомогательным механизмом поддержки концепции социального государства.

Ключевые слова: корпоративная ответственность, социальное государство, социальная ответственность бизнеса, взаимная выгода для заинтересованных сторон, государство всеобщего благосостояния.

Социальная ответственность бизнеса с каждым годом вызывает рост научного и практического интереса и сам термин «корпоративной социальной ответственности» становится все более популярным среди международных организаций, бизнеса, а также в текстах государственных социально-экономических программ, но, несмотря на это, на сегодняшний день не существует единого определения данному явлению. Актуальность исследования корпоративной социальной ответственности обусловлена ростом общественного внимания к социально-ответственной деловой практике и ее влиянию на развитие государства. Бизнес и государственные структуры демонстрируют совместную заинтересованность в развитии концепции корпоративной социальной ответственности, преследуя цели устойчивого развития. Кроме того, процесс становления социального государства в России требует исследования всех факторов, влияющих на прогрессивность данного процесса, в том числе и социальной ответственности бизнеса.

Несмотря на то, что социальная ответственность бизнеса набрала глобальную популярность только к XX веку, истоки зарождения этой идеи следует искать в период промышленных революций. Новые системы производства, образовавшиеся в Великобритании и США, старались уделять внимание решению таких социальных проблем как детский и женский труд, условия труда, голод, болезни и трущобы. На базе крупных промышленных центров создавались обеденные комнаты, общежития, купальни. Посредством подобных социальных инвестиций предприятия решали свои деловые вопросы, повышая качество рабочего персонала. Интереснейший пример проявления подобной формы зачатков социальной ответственности бизнеса приведен Мореллом Хилдом. В 1893 году к югу от Чикаго было создано образцовое индустриальное сообщество. Джордж М. Пуллман из автомобильной компании «Pullman Palace Car Company» создал общественный городок, который был примером просвещенной деловой политики. Городок был построен с такими стандартами жилья, внешнего вида, освещения и обслуживания, которые были намного более прогрессивными, чем существовавшие в те времена: были детские площадки, церковь, театр, казино, гостиница и парки. Современники Пуллмана, свидетельствовали о его заинтересованности в улучшении качества жизни своих сотрудников, а также в создании условий привлечения и удержания сотрудников [12, с. 7-9].

В конце XIX - начале XX столетия стали повсеместно распространятся идеи филантропии.

5 -о

сз ж

■с

В июне 1889 года Э. Карнеги пишет эссе «The Gospel of Wealth», где благотворительность рассматривается как необходимость направлять часть прибыли, получаемой предпринимателями, на социальные нужды [8]. Всемирную известность обретают бизнесмены-филантропы такие как Джон Д. Рокфеллер, оказавший материальный вклад в открытие Чикагского университета, Медицинского института имени Рокфеллера, Всеобщего образовательного совета и благотворительного Фонда Рокфеллера [7]. Российские предприниматели также стремились оказывать всяческую поддержку в различных сферах общественной жизни. Интересен факт поддержки русским купечеством заключенных: так известный булочник Филиппов выпекал хлеб для ведомых по этапу. Особо популярна была благотворительность предпринимателей в сфере здравоохранения, а такие фамилии как Боевые, Бахрушиные, Морозовы, Алексеевы, Солдатенковы, Хлудовы остались увековечены в сооружениях клиник, больниц, приютов, воздвигнутых на их средства. Кроме того, первое в России училище для глухонемых было основано на средства известнейшего российского благотворителя и предпринимателя П.М. Третьякова. Следует также упомянуть меценатство предпринимателей как вид социальных инвестиций. Именно благодаря коллекционным собраниям московских предпринимателей Третьякова, Щукина, Морозова, Рябу-шинского, у нас есть возможность наслаждаться произведениями русского и зарубежного искусства [1].

В середине XX века предприниматели чаще задумываются над влиянием бизнеса на общество. Начиная с 1950-х годов начинается теоретическая проработка вопроса социальной ответственности бизнеса. В 1953 году выходит основополагающая работа в сфере социальной ответственности бизнеса - «Social Responsibilities of the Businessman» Г. Боуэна. Автор, опережая свое время, призывает к определенным управленческим и организационным изменениям в целях улучшения реагирования бизнеса на социальные проблемы. Предложения Г. Боуэна включали введение социального аудита, социальное обучение руководителей предприятий, разработку бизнес-кодексов поведения и дальнейшие исследования в области социальных наук [9].

В 1960-х годах ученые стремятся разработать определение социальной ответственности. Первым предложил определение социальной ответственности бизнеса К. Дэвис, в соответствии с которым, это решения и действия предпринимателей, предпринятые по причинам, по крайней мере, частично выходящим за рамки прямой экономической деятельности фирмы или ее технического интереса [10]. К. Уолтон, продолжая теоретическое исследование корпоративной социальной ответственноЕ сти, подчеркнул, что социальная ответственность 2 проявляется как набор действий, которые менед-£3 жеры компаний пытаются осуществить, в целях S улучшения взаимодействия общества и корпора-SB ций. К. Уолтон подчеркивает, что существенным

компонентом социальной ответственности является высокая степень волюнтаризма и рисков со стороны бизнеса. Позднее в 1970-х годах такие авторы, как Валлих и Макгован, добавили, что в целях успеха бизнеса корпорации должны поддерживать баланс между экономическими и социальными интересами [11]. В 1979 году Арчи Б. Кэрролл предложил четырехчастное определение корпоративной социальной ответственности, которое было положено в основу концептуальной модели корпоративной социальной деятельности. Кэрролл считал, что социальная ответственность бизнеса включает в себя экономические, правовые, этические и дискретные или филантропические ожидания, предъявляемые обществом организациям в конкретный момент [13]. Позднее данное определение корпоративной социальной ответственности было представлено в виде «пирамиды КСО» с экономической ответственностью, принятой за основу. Кроме того, в публикации 1991 г., А. Кэролл отказывается от выделения филантропической ответственности в качестве самостоятельного уровня [14, с. 503530].

Изучая теоретическое становление понятия социальной ответственности бизнеса, российские правоведы, помимо концептуальной модели, выделяют ещё несколько подходов. Среди них теория «корпоративного эгоизма», представителями которой являются М. Фридман, Д. Хендерсон. Согласно этому подходу, существует только одна цель социальной ответственности бизнеса, а именно легальная максимизация прибыли. Корпорации несут ответственность исключительно перед своими акционерами. Противоположный подход -«корпоративный альтруизм», где социальная ответственность бизнеса рассматривается в широком смысле, и включает любые вклады корпораций в повышение уровня общественной жизни. Третий подход, именуемый «разумным эгоизмом» - синтез обозначенных выше теорий, при котором корпоративная социальная ответственность сводится к финансированию общественных программ в целях формирования благоприятных социально-экономических условий для бизнеса и постоянного спроса [3, с. 70-74].

К 2020 году экономические, экологические и социальные проблемы приняли глобальный масштаб. Пандемия Covid-2019 в очередной раз продемонстрировала важность взаимодействия государства и бизнеса как внутреннее, так и международное. Социальная ответственность бизнеса, как добровольное выполнение корпорациями дополнительных экономических, социальных и экологических функций, вновь вышла на международную арену теоретического обсуждения. К настоящему времени единого понимания социальной ответственности бизнеса на международном уровне не существует, несмотря на то, что общая направленность задана такими международно-правовыми актами как Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда и механизм ее реализации

1998 г., Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию от 1992 г. При этом международные стандарты социальной ответственности бизнеса, разработанные международными организациями такими как Международная организация по стандартизации (Международный стандарт ISO 26000 «Руководство по социальной ответственности»), Международный комитет по корпоративной социальной ответственности (Международный Стандарт IC CSR-08260008000 «Социальная ответственность. Требования»»), Организация Объединенных наций (принципы Глобального договора ООН) - носят рекомендательный характер. В таких условиях необходимость изучения понятия корпоративной социальной ответственности в различных государствах обретает особую актуальность.

Следует сказать, что несмотря на внимание к международным стандартам в сфере корпоративной социальной ответственности, в России нет законов и нормативных актов, устанавливающих единые требования к социальной ответственности бизнеса таких как, существуют в Индии, Китае, США, Великобритании. Этот факт является причиной неоднозначности толкования понятия корпоративной социальной ответственности. Например, Доклад о социальных инвестициях 2004 г. содержит узкий подход к определению корпоративной социальной ответственности, понимающий ее как «добровольный вклад частного сектора в общественное развитие через механизм социальных инвестиций» [2, с. 9]. Иной, широкий подход содержит Меморандум о принципах корпоративной социальной ответственности 2006 г., где под корпоративной социальной ответственностью понимается «философия поведения и концепция выстраивания деловым сообществом, компаниями и отдельными представителями бизнеса своей деятельности в целях устойчивого развития и сохранения ресурсов для будущих поколений с опорой на следующие принципы: производство качественной продукции и услуг для потребителей; создание привлекательных рабочих мест, инвестиции в развитие производства и человеческого потенциала; неукоснительное выполнение требований законодательства: налогового, трудового, экологического и др.; построение добросовестных и взаимовыгодных отношений со всеми заинтересованными сторонами; аффективное ведение бизнеса, ориентированное на создание добавленной экономической стоимости и повышение национальной конкурентоспособности в интересах акционеров и общества; учет общественных ожиданий и общепринятых этических норм в практике ведения дел; вклад в формирование гражданского общества через партнерские программы и проекты общественного развития» [5].

Следовательно, можно сделать вывод, что термин социальной ответственности бизнеса в российском праве понимается неоднозначно и проходит этап становления, опираясь на международные разработки. Исследование российской социально-правовой и теоретической действительности по-

зволило выделить такие признаки корпоративной социальной ответственности как: добровольность, рациональность, взаимовыгодность для заинтересованных сторон, соответствие международным принципам, социальное инвестирование, превышение минимальных требований закона, филантропическая направленность, активная помощь государству в выполнении социальных функций, минимальное государственное вмешательство. Можно предположить, что социальная ответственность бизнеса в России является добровольным вспомогательным механизмом поддержки концепции социального государства.

Россия, в соответствии со статьей 7 Конституции РФ провозглашена социальным государством [15]. В проекте Конституции 2020 г., вынесенном на всеобщее народное голосование содержится ст. 75, закрепляющая принцип обеспечения государством социального партнерства [16]. Разработанные Президентом РФ и Правительством РФ социальные программы, такие как «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» [17], «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [18], «Стратегия развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года и дальнейшую перспективу до 2030 года» [19], «Концепция развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года» [20], «Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы» [21], определяют корпоративную социальную ответственность как основной принцип взаимодействия общества, бизнеса и государства. Эксперты полагают, что данное взаимодействие возможно в нескольких вариантах: а) при выполнении бизнесом функций замещения бюджета; б) при формировании конкурентного рынка социальных услуг; в) при создании равноправного партнерства между государством и бизнесом, в котором государство возьмет на себя административные функции и станет гарантом социальной ответственности бизнеса [4, с. 189-195].

В современной России прослеживается рост государственной заинтересованности в урегулировании социальной ответственности бизнеса. В 2017 г. Распоряжением Правительства РФ утверждены: «Концепция развития публичной нефинансовой отчетности», а также «План мероприятий по реализации Концепции» [22]. На основе указанной Концепции Минэкономразвития разработало и в 2019 г. внесло Правительство РФ проект ФЗ «О публичной нефинансовой отчетности». Публичная нефинансовая отчетность представлена в законопроекте как «совокупность сведений и показателей, отражающих стратегию, цели, подходы к управлению, взаимодействие с заинтересованными сторонами, а также результаты деятельности организации в части социальной ответственности и устойчивого развития, предупреждения коррупции, включая экономические, социальные,

5 -о

сз ж

■с

экологические аспекты, рассматриваемые в их взаимосвязи». При этом, под социальной ответственностью в законопроекте понимается «ответственность организации за воздействие ее решений и результатов деятельности на окружающую среду, экономику и общество» [23]. Принятие законопроекта позволит Российскому государству на шаг приблизится к идеалу - «социального государства» и вывести корпоративную социальную ответственность на новый уровень.

Соглашаясь с мнением доктора политических наук, почетного академика РАН В.П. Милецкого [6, с. 90-97], полагаем, что активное участие корпораций в социальном развитии посредством институтов социальной ответственности бизнеса, подкреплённое нормативными и административными мерами государственной власти, является одним из факторов формирования социального государства.

Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что развитие корпоративной социальной ответственности оказывает непосредственное влияние на становление социального государства. Изучение прогрессивного международного и зарубежного опыта регулирования корпоративной социальной ответственности, участие отечественного бизнеса в глобальных гуманистических инициативах, вовлечение гражданского общества в реализацию социально-экономических программ, разработка и принятие нормативно-правового регулирования социально ответственной деловой практики, увеличение перераспределительной функции государства в целях снижения значения социально-экономической дифференциации регионов - все это призвано ускорить полноценное становление и развитие института социальной ответственности бизнеса в России и, в конечном итоге, привести к формированию социального Российского государства.

Литература

1. Богданов В.П. История благотворительности в России. Москва и московская пресса конца XIX века: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 353 с.

2. Доклад о социальных инвестициях в России за 2004 год /под общей редакцией С.Е. Ли-товченко - М.: Ассоциация менеджеров, 2004, С. 9.

3. Киварина М.В. Эволюция концепции корпоративной социальной ответственности // Приволжский научный вестник. - 2013. - № 12 (28), часть 1, - С. 70-74.

4. Крамарова Е.Н. Корпоративная социальная ответственность: проблема взаимодействия бизнеса и государства // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. -2012. - С. 189-195.

5. Меморандум «О принципах корпоративной социальной ответственности». 2006 // Ассоци-

ация менеджеров России. [Электронный ресурс], URL: http://www.amr.ru (дата обращения 28.02.2023)

6. Милецкий В.П. Социальная ответственность бизнеса как фактор становления социального государства в современной России // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2010. -Сер. 12 Вып. 2. - С. 90-97.

7. Невинс А. Джон Д. Рокфеллер. Промышленник и филантроп / Пер. с англ. Л.А. Игоревского. -М.: Центрполиграф, 2010. - 447 с.

8. Andrew Carnegie's Gospel of Wealth (June 1889), [Электронный ресурс] URL: https://www. americanyawp.com/reader/l 6-capital-and-labor/ andrew-carnegies-gospel-of-wealth-june-1889/ (дата обращения 25.02.2023)

9. Bowen H. Social Responsibilities of the Businessman. New York: Harper and Brothers, 1953. 276 p.

10. Davis K. Can business afford to ignore social responsibilities? California Management Review, 1960, P.70-76

11. Martínez J.B., Fernández M.L., Fernández P.M.R. Corporate Social Responsibility: Evolution Through Institutional and Stakeholder Perspectives. European Journal of Management and Business Economics 2016, iss. 25, P. 8-14

12. Morrell Heald. The Social Responsibilities of Business: Company and Community, 1900-1960. Cleveland: Press of Case Western Reserve University. 1970. Pp 339. P. 7-9.

13. Caroll A.A. Three-Dimensional Conceptual Model of Corporate Social Performance//Academy of Management Rev. 1979 Vol.4 P. 504-505

14. Schwartz M., Carroll A. Corporate Social Responsibility: A Three Domain Approach // Business Ethics Quarterly. 2003. Vol. 13. N4. P. 503-530

15. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) - СПС «Консультант Плюс»

16. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 Ж-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» [Электронный ресурс]. - СПС «Консультант Плюс»

17. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (утв. Президентом РФ 30.04.2012) [Электронный ресурс]. -СПС «Консультант Плюс»

18. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 Ж662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») [Электронный ресурс]. - СПС «Консультант Плюс»

19. Распоряжение Правительства РФ от 10.05.2016 N868^ (ред. от 23.11.2016) «О Стратегии развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года и дальнейшую

перспективу до 2030 года» [Электронный ресурс]. - СПС «Консультант Плюс»

20. Распоряжение Правительства РФ от 27.12.2018 №950-р «Об утверждении Концепции развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года» [Электронный ресурс]. - СПС «Консультант Плюс»

21. Распоряжение Правительства РФ от 25.09.2017 №039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы» [Электронный ресурс]. - СПС «Консультант Плюс»

22. Распоряжение Правительства РФ от 05.05.2017 N876^ «Об утверждении Концепции развития публичной нефинансовой отчетности и плана мероприятий по ее реализации» [Электронный ресурс]. - СПС «Консультант Плюс»

23. Проект Федерального закона «О публичной нефинансовой отчетности» (подготовлен Минэкономразвития России [Электронный ресурс]. - СПС «Консультант Плюс»

LEGAL REGULATION OF RELATIONS IN THE SPHERE OF SOCIAL RESPONSIBILITY OF BUSINESS AND THEIR PLACE IN THE CONCEPT OF THE SOCIAL STATE

Sobolev I.D.

Kutafin Moscow State Law University (MSAL)

The article examines and analyzes the legal nature of corporate social responsibility, its development and formation, as well as its close relationship with the concept of a social state. Based on a comparison of various social regulators, it is determined that the social responsibility of business in Russia is currently a voluntary auxiliary mechanism for supporting the concept of a social state. It is concluded that the legal regulation of the social responsibility of business in Russian law is understood ambiguously and is in its infancy, based on international developments. The study of Russian socio-legal and theoretical reality made it possible to identify such signs of corporate social responsibility as: voluntariness, rationality, mutual benefit for stakeholders, compliance with international principles, social investment, exceeding the minimum requirements of the law, philanthropic orientation, active assistance to the state in the performance of social functions, minimal government intervention. voluntary auxiliary mechanism to support the concept of the welfare state

Keywords: corporate social responsibility, social state, social responsibility of business, benefit for stakeholders, welfare state.

References

1. Bogdanov V.P. History of charity in Russia. Moscow and the Moscow press at the end of the 19th century: a textbook for undergraduate and graduate students. - M.: Yurayt Publishing House, 2019. - 353 p.

2. Report on social investment in Russia for 2004 / edited by S.E. Litovchenko - M .: Association of Managers, 2004, p.9.

3. Kivarina M.V. Evolution of the concept of corporate social responsibility // Privolzhsky Scientific Bulletin. - 2013. - No. 12 (28), part 1, - S. 70-74.

4. Kramarova E.N. Corporate social responsibility: the problem of interaction between business and the state // State and municipal management. Scientific notes. - 2012. - S. 189-195.

5. Memorandum "On the principles of corporate social responsibility". 2006 // Russian Managers Association. [Electronic resource], URL: http://www.amr.ru (accessed 28.02.2023)

6. Miletsky V.P. Social responsibility of business as a factor in the formation of a social state in modern Russia // Bulletin of St. Petersburg University. - 2010. - Ser. 12 Issue. 2. - S. 90-97.

7. Nevins A. John D. Rockefeller. Industrialist and philanthropist / Per. from English. L.A. Igorevsky. - M.: Tsentrpoligraf, 2010. -447 p.

8. Andrew Carnegie's Gospel of Wealth (June 1889), [Electronic resource] URL: https://www.americanyawp.com/reader/16-cap-ital-and-labor/andrew-carnegies-gospel-of-wealth-june- 1889/ (date of treatment 25.02.2023)

9. Bowen H. Social Responsibilities of the Businessman. New York: Harper and Brothers, 1953. 276 p.

10. Davis K. Can business afford to ignore social responsibilities? California Management Review, 1960, pp. 70-76

11. Martínez J.B., Fernández M.L., Fernández P.M.R. Corporate Social Responsibility: Evolution Through Institutional and Stakeholder Perspectives. European Journal of Management and Business Economics 2016, iss. 25, P. 8-14

12. Morrell Heald. The Social Responsibilities of Business: Company and Community, 1900-1960. Cleveland: Press of Case Western Reserve University. 1970. Pp 339. P. 7-9.

13. Carol A.A. Three-Dimensional Conceptual Model of Corporate Social Performance//Academy of Management Rev. 1979 Vol.4 P. 504-505

14. Schwartz M., Carroll A. Corporate Social Responsibility: A Three Domain Approach // Business Ethics Quarterly. 2003 Vol. 13. No. 4. P. 503-530

15. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993) - SPS "Consultant Plus"

16. Law of the Russian Federation on the amendment to the Constitution of the Russian Federation of March 14, 2020 N1-FKZ "On improving the regulation of certain issues of the organization and functioning of public authority" [Electronic resource]. -SPS "Consultant Plus"

17. Fundamentals of the state policy in the field of environmental development of the Russian Federation for the period up to 2030" (approved by the President of the Russian Federation on April 30, 2012) [Electronic resource]. - SPS "Consultant Plus"

18. Decree of the Government of the Russian Federation of 11/17/2008 N1662-r "On the Concept of the long-term socioeconomic development of the Russian Federation for the period up to 2020" (together with the "Concept for the long-term socioeconomic development of the Russian Federation for the period up to 2020") [Electronic resource]. - SPS "Consultant Plus"

19. Decree of the Government of the Russian Federation of May 10, 2016 N868-r (as amended on November 23, 2016) "On the Strategy for the Development of the Building Materials Industry for the period up to 2020 and further prospects up to 2030" [Electronic resource]. - SPS "Consultant Plus"

20. Decree of the Government of the Russian Federation of December 27, 2018 N2950-r "On approval of the Concept for the development of volunteerism (volunteering) in the Russian Federation until 2025" [Electronic resource]. - SPS "Consultant Plus"

21. Decree of the Government of the Russian Federation of September 25, 2017 N2039-r "On approval of the Strategy for improving financial literacy in the Russian Federation for 20172023" [Electronic resource]. - SPS "Consultant Plus"

22. Decree of the Government of the Russian Federation of 05.05.2017 N876-r "On approval of the Concept for the development of public non-financial reporting and an action plan for its implementation" [Electronic resource]. - SPS "Consultant Plus"

23. Draft Federal Law "On Public Non-Financial Reporting" (prepared by the Ministry of Economic Development of Russia [Electronic resource]. - SPS "Consultant Plus"

5 -a

C3 ж

<

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.