Научная статья на тему 'Развитие инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в системе общего образования: анализ управленческих практик'

Развитие инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в системе общего образования: анализ управленческих практик Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
511
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы управления
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОСТУПНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ / CHILDREN WITH DISABILITIES / GENERAL EDUCATION / INCLUSIVE EDUCATION / ACCESSIBILITY OF EDUCATION / MANAGEMENT PRACTICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловьева С. В.

Развитие инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из приоритетных задач развития образования на всех его уровнях. Особое внимание уделяется развитию инклюзии на уровне общего образования как обеспечивающего фундамент для включения детей с ограниченными возможностями здоровья в систему профессионального образования и дальнейшей самореализации в различных сферах жизнедеятельности. Успешность инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья зависит от качества управления его реализацией и развитием. Цель. Выделить, раскрыть характеристику и провести анализ управленческих практик в сфере развития инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Работа выполнена на основе анализа нормативных правовых документов, научно-методической литературы, информации, размещенной на официальных сайтах федеральных и региональных органов управления в сфере образования. Анализ информационных источников позволил типизировать пять управленческих практик, действующих в настоящее время сфере развития инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Каждая управленческая практика обоснована, имеет свои преимущества и недостатки, определенные автором на основе анализа источников и опыта собственной профессиональной деятельности в сфере образования. Результаты исследования могут быть приняты за основу для развития инклюзивного образования на региональном или муниципальном уровнях. На основе анализа управленческих практик сформулирован вывод о необходимости изучения эффективности рассмотренных практик развития инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и тиражирование в массовую практику наиболее результативных их них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соловьева С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF INCLUSIVE EDUCATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES IN THE GENERAL EDUCATION SYSTEM:ANALYSIS OF MANAGEMENT PRACTICE

The development of inclusive education for children with disabilities is one of the priorities for the development of education at all levels. Special attention is paid to the development of inclusive education at the level of general education as providing a foundation for the inclusion of children with disabilities in the system of vocational education and further self-realization in various spheres of life. The success of inclusive education for children with disabilities depends on the quality of management of its implementation and development. Purpose. To identify, reveal the characteristics and analyze management practices in the development of inclusive education of children with disabilities. The research is based on the analysis of normative legal documents, scientific and methodological literature, information posted on the official websites of Federal and regional authorities in the field of education. The analysis of information sources allowed typifying five management practices currently operating in the field of development of inclusive education of children with disabilities. Each management practice is justified, has its advantages and disadvantages, determined by the author based on the analysis of sources and experience of his own professional activity in the field of education. The results of the study can be taken as a basis for the development of inclusive education at the regional or municipal levels. Based on the analysis of management practices, the conclusion is formulated about the need to study the effectiveness of the considered practices for the development of inclusive education of children with disabilities and the replication of the most effective ones into mass practice.

Текст научной работы на тему «Развитие инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в системе общего образования: анализ управленческих практик»

РАЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: АНАЛИЗ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ПРАКТИК

УДК373.51-056.26 ГСНТИ14.15.15

ББК74.244.6к2 Код ВАК22.00.08

DOI: 10.22394/2304-3369-2019-4-277-290

С. В. Соловьева

Институт развития образования Екатеринбург, Россия ЛиШогГО: 440462

АННОТАЦИЯ:

Развитие инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из приоритетных задач развития образования на всех его уровнях. Особое внимание уделяется развитию инклюзии на уровне общего образования как обеспечивающего фундамент для включения детей с ограниченными возможностями здоровья в систему профессионального образования и дальнейшей самореализации в различных сферах жизнедеятельности. Успешность инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья зависит от качества управления его реализацией и развитием.

Цель. Выделить, раскрыть характеристику и провести анализ управленческих практик в сфере развития инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Работа выполнена на основе анализа нормативных правовых документов, научно-методической литературы, информации, размещенной на официальных сайтах федеральных и региональных органов управления в сфере образования.

Анализ информационных источников позволил типизировать пять управленческих практик, действующих в настоящее время сфере развития инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Каждая управленческая практика обоснована, имеет свои преимущества и недостатки, определенные автором на основе анализа источников и опыта собственной профессиональной деятельности в сфере образования.

Результаты исследования могут быть приняты за основу для развития инклюзивного образования на региональном или муниципальном уровнях.

На основе анализа управленческих практик сформулирован вывод о необходимости изучения эффективности рассмотренных практик развития инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и тиражирование в массовую практику наиболее результативных их них.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

дети с ограниченными возможностями здоровья, общее образование, инклюзивное образование, доступность образования, управленческие практики.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ:

Светлана Викторовна Соловьева, кандидат педагогических наук, доцент, Институт развития образования,

620137, Россия, г. Екатеринбург, ул. Академическая, 16, svetlaysol@yandex.ru

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Соловьева С. В. Развитие инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в системе общего образования: анализ управленческих практик // Вопросы управления. 2019. № 4 (59). С. 277—289.

Законодательством в сфере образования нормативно закреплен статус инклюзивного образования. В соответствии с федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ

£

«Об образовании в Российской Федерации», § инклюзивное образование предполагает обеспечение равного доступа к образова- ^ нию для всех обучающихся с учетом разно- ®

образия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [1, ст. 2]. Одной из категорий обучающихся, которые имеют особые образовательные потребности, являются дети с ограниченными возможностями здоровья.

Вопросы правового регулирования и развития инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья являются предметом изучения Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Федерального Собрания Российской Федерации, а также предметом анализа и распространения лучшего опыта инклюзии в системе общего образования Министерством просвещения Российской Федерации [2, 3].

На протяжении более двадцати лет в Российской Федерации осуществляется разработка нормативной правовой базы для внедрения и развития инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Отметим следующие изменения нормативной правовой базы, позволяющей результативно развивать инклюзивное образование на разных уровнях управления:

принятие социального подхода к пониманию инвалидности и ограничения возможностей здоровья как основы преодоления разнообразных барьеров в сфере образования, в том числе посредством реализации инклюзивного образования;

закрепление нормативными правовыми актами в сфере образования международных принципов в части обеспечения прав лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, среди которых можно особо отметить принципы недискриминации, равенства возможностей, доступности, уважения развивающихся способностей и индивидуальности детей;

определение гарантий права детей с ограниченными возможностями здоровья на доступ к получению качественного образования, в том числе инклюзивного образования в общеобразовательной организации по месту жительства, правовая регламентация особых прав данной категории детей в сфере образования, которые в основном касаются обязательств создания специальных условий для получения образования;

определение компетенции и распределение сфер ответственности федеральных, региональных, муниципальных органов,

осуществляющих управление в сфере образования в создании комплекса специальных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе при их обучении в условиях инклюзивного образования.

Указанные основания лежат в основе управления развитием инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в России, субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях.

Однако при наличии большого количества нормативных правовых актов, регламентирующих правовой статус детей с ограниченными возможностями здоровья, механизмов создания комплекса специальных условий для получения образования данной категорией детей, открытыми остаются вопросы качества управления развитием инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями и результативности обучения в инклюзивной образовательной среде.

Успешность внедрения и развития инклюзивного образования во многом зависит от характера и качества целенаправленных действий органов управления образованием по созданию условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в системе общего образования. В связи с этим целью нашей работы является выделение, характеристика и анализ управленческих практик по развитию инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

В научно-методической литературе представлены различные подходы к развитию инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья на уровне субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, образовательных организаций, профессиональной деятельности отдельных педагогических работников. Анализ и обобщение разнообразных подходов позволяет определить некоторые из них как управленческие практики. А.А. Максименко рассматривает управленческие практики как типизированные и относительно вариативные комплексы действий и взаимодействий индивидов, групп, общностей и организаций, обеспечивающих устойчивое функционирование социальных институтов и органи-

заций [4]. Определение данного автора принято нами за основу при выделении управленческих практик в сфере развития инклюзивного образования.

На основе анализа нормативных правовых документов, научно-методической литературы, информации, размещенной на официальных сайтах федеральных, региональных и муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, образовательных организаций, нами выделены пять управленческих практик по развитию инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в системе общего образования. Это управленческие практики, основанные на:

принятии и реализации нормативных правовых актов на уровне субъекта Российской Федерации;

развитии среды для инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с мероприятиями государственной программы РФ «Доступная среда»», утвержденной постановлением Правительства РФ от 23.03.2019 N 363;

присвоении статуса федеральных, региональных или муниципальных площадок образовательным организациям, целенаправленно отрабатывающим модели инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья;

создании центров, отделов развития инклюзивного образования как структурных подразделений организаций дополнительного профессионального образования;

открытии региональных и муниципальных ресурсных центров по сопровождению инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и развития их сети.

Представим характеристику перечисленных управленческих практик по развитию инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и определим преимущества и недостатки каждой из них.

Первый тип управленческих практик -развитие инклюзивного образования на основе принятия и реализации нормативных правовых актов на уровне субъекта Российской Федерации.

В качестве таких документов в основном выступают концепции развития инклюзивного образования в субъекте Россий-

ской Федерации, в которых проводится анализ исходного состояния проблемы образования детей с ограниченными возможностями здоровья, целевые ориентиры, основные направления и планируемые результаты развития инклюзивного образования. Ряд концепций ориентирован на определение установок развития инклюзивного образования только на уровне системы общего образования, другие - на уровне системы образования субъекта Российской Федерации в целом, общего, дополнительного и профессионального образования с акцентом на развитии преемственной системы инклюзивного образования.

Такие нормативные правовые акты утверждены в Архангельской области, Красноярском крае, Новосибирской области, Республике Бурятия, Республике Татарстан и других. Дата принятия и срок действия этих документов различны: 2015-2018 годы, 2015-2021 годы, 2016-2020 годы, 20172025 годы. Концепции ориентируют органы государственной власти субъектов Российской Федерации руководствоваться их положениями при реализации государственной политики в сфере образования, органы местного самоуправления муниципальных образований субъектов Российской Федерации - на учет положений Концепций при подготовке и принятии решений относительно развития системы образования на определенной территории.

Так, в Республике Татарстан принят ряд документов: «Об утверждении Концепции инклюзии в социальной политике Республики Татарстан на 2015-2018 годы»: постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.09.2015 N 688, «Об утверждении плана взаимодействия по реализации Концепции инклюзии в социальной политике Республики Татарстан на 2017-2020 годы («Дорожная карта»)»: приказ Министерства образования и науки Республики Татарстан о 18.09.2017 N под-1514/17 [5].

Указанные документы регламентируют создание в Республике Татарстан региональной модели инклюзивной политики, цель которой состоит в реализации региональной стратегии по обеспечению условий для обучения и профессиональной подготовки детей, молодежи и взрослых, имеющих особые потребности и нуждающихся в

социокультурной адаптации. В системе образования основным ориентиром выступает создание преемственной системы инклюзивного образования, охватывающей все уровни образования: общее образование, дополнительное образование и профессиональное образование.

В качестве основных направлений в данных документах определены: нормативное правовое обеспечение развития региональной инклюзивной политики; кадровое обеспечение системы инклюзивного образования и социализации; обеспечение общественного понимания и поддержки в продвижении идей и принципов инклюзии, в том числе в сфере образования; формирование инклюзивной культуры; переориентация и направленность педагогического сообщества на реализацию инклюзивных подходов в образовании.

Анализ содержания Концепций развития инклюзивного образования, действующих в различных субъектах Российской Федерации, позволяет заключить, что их реализация призвана способствовать:

обеспечению права всех детей на доступное и качественное образование;

выработке единой ценностно-нормативной основы инклюзивного образования;

созданию целостного правового поля инклюзивного образования;

распространению результативных практик инклюзивного образования;

повышению эффективности взаимодействия исполнительных органов государственной власти, общественных и образовательных организаций в условиях инклюзивного образовательного пространства.

Положительным аспектом утверждения и реализации отдельных нормативных правовых актов, ориентированных на развитие инклюзивного образования в конкретном субъекте Российской Федерации, по нашему мнению, является их направленность на системное решение задач включения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную деятельность на всех уровнях образования и во всех муниципальных образованиях, расположенных на территории субъекта.

Вместе с тем, на наш взгляд, при наличии подобного рода документов не исключен риск их неисполнения и декларативного характера. Целенаправленное регулирование развития инклюзивного образова-

ния детей с ограниченными возможностями здоровья отдельными нормативными правовыми актами остается до настоящего времени инициативой субъектов Российской Федерации. На государственном уровне отсутствует стратегический документ, определяющий целевые ориентиры, приоритетные направления и механизмы развития инклюзии в системе образования. В связи с этим в июле 2018 года при Совете Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью создана рабочая группа по разработке Концепции развития инклюзивного и коррекционного образования в РФ на период до 2030 года.

Следующая управленческая практика базируется на развитии среды для инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья на основе реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Доступная среда», утвержденной постановлением Правительства РФ от 29.03.2019 N363.

Практически все субъекты Российской Федерации, представив в федеральный орган исполнительной власти заявку для участия в реализации мероприятий указанной государственной программы, обеспечивают создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в общество и содействуют повышению уровня их жизни [6]. Будучи включенными в данную программу, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации проводят отбор муниципальных образований для создания в расположенных на их территории образовательных организациях условий доступности для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

В рамках реализации мероприятий указанной программы в общеобразовательных организациях создается безбарьерная среда: дублирование входных лестниц пандусами или другими устройствами подъема, расширение дверных проемов дверей на входе в здание с последующей установкой дверей, установка перил вдоль стен внутри здания, переоборудование санитарно-гигиенических помещений с установкой специализированного сантехнического обору-

дования, устройство тактильной разметки на путях движения, дублирование обозначения помещений рельефными знаками, закупка специализированного оборудования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и многое другое.

В рамках реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» преимущественно решаются задачи обеспечения архитектурной доступности зданий и помещений для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и маломобильных групп населения. Данное условие рассматривается как одно из важнейших для организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях. В ряде субъектов Российской Федерации образовательные организации, полностью или частично оборудованные по итогам участия в реализации государственной программы РФ «Доступная среда», определены как базовые для организации инклюзивного образования. Так, в Свердловской области в 323 школах созданы условия для обучения данной категории детей, что составляет 31 % от общего количества образовательных организаций. 131 муниципальная образовательная организация из 323 определена Министерством образования и молодежной политики Свердловской области как базовая организация для инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов [7].

Таким образом, в рамках реализации указанной государственной программы в образовательных организациях проводятся в основном мероприятия по обеспечению архитектурной доступности объектов и снижению количества физических барьеров. Участие образовательных организаций в мероприятиях государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» способствует обеспечению специальных условий обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья. Это, в свою очередь, позволяет образовательным организациям стать неформальными исполнителями Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказанию им при этом необходимой помощи, утвержденного приказом

Министерства образования и науки РФ от 9.11.2015 N 1309.

Важное внимание уделяется оценке доступности объектов образовательных организаций и предоставляемых услуг. С этой целью проводится мониторинг доступности. Так, в Свердловской области мониторинг доступности объектов и услуг осуществляется на основании постановления Правительства Свердловской области от 24.08.2017 N 602-ПП «Об утверждении Порядка осуществления мониторинга обеспечения органами государственной власти Свердловской области и органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры и к предоставляемых в них услугам» [8].

Согласимся, что создание материально-технических условий имеет решающее значение для осуществления инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях. Однако в качестве недостатка описываемого подхода следует обозначить акцент только на создании указанных выше условий и недостаточную направленность на развитие кадровых, программно-методических и иных условий инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, значимых для обеспечения качества образования данной категории обучающихся.

Следующая управленческая практика определена нами как основанная на присвоении статуса федеральных, региональных или муниципальных площадок образовательным организациям, целенаправленно отрабатывающим модели инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечивающими их трансляцию в другие образовательные организации.

Так, в рамках реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы по направлению «Распространение современных образовательных и организационно-правовых моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов» на базе образовательных организаций создавались стажировочные площадки (За-

байкальский край, Тамбовская область, Томская область и другие). Присвоение статуса стажировочной площадки осуществлялось приказом Министерства образования и науки РФ на основании результатов открытого конкурсного отбора.

В настоящее время развитие системы образования по приоритетным направлениям осуществляется на основании конкурсных отборов субъектов Российской Федерации, юридических лиц на предоставление грантов из федерального бюджета в форме субсидий на реализацию мероприятий в рамках федеральных проектов национального проекта «Образование» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» [9]. Однако инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в указанном документе не определено как приоритетное и конкурсные отборы на предоставление грантов по этому направлению не проводятся.

В соответствии со статьей 20 «Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования» федерального закона от 29.12.2012 N 279-ФЗ «Об образовании в РФ», в целях развития системы образования, реализации приоритетных направлений государственной политики в сфере образования образовательные организации признаются федеральными и региональными инновационными площадками и составляют инновационную инфраструктуру в сфере образования [1, ст. 20].

В рамках деятельности инновационных площадок образовательные организации осуществляют разработку локальных нормативных актов и программно-методического обеспечения инклюзивной практики, проводят апробацию различных организационно-содержательных моделей инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство, распространяют успешный опыт инклюзивного образования в общеобразовательных организациях на уровне муниципалитета, региона, Российской Федерации.

Так, в соответствии с приказом Министерства просвещения РФ от 18.12.2018 № 318 «О федеральных инновационных площадках» среди утвержденных площадок на 2019-2023 годы действуют такие, как проект «Модель комплексного психолого-ме-

дико-социального сопровождения обучения, воспитания и развития лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов от 0 до 23 лет с позиций междисциплинарного подхода «Инклюзия - 2.0. Точки роста» на базе МБОУ «Образовательный центр «Созвездие» г. Красногорска Московской области, проект «Создание ресурсного центра инклюзивного образования как основа получения качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья» на базе общеобразовательной школы г. Новоалександровска Ставропольского края и другие [10].

В Свердловской области постановлением Правительства Свердловской области от 17.12.2015 N 1115-ПП утвержден перечень региональных инновационных площадок, в числе которых можно назвать проект «Особые потребности - безграничные возможности: адаптивная образовательная среда успешной социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья», реализуемый МБОУ «Начальная школа - детский сад № 105 для детей с ограниченными возможностями здоровья» г. Нижнего Тагила, проект «Практика инклюзивного образования в образовательной организации: алгоритмы реализации» на базе МБОУ СОШ № 23 им. Ю.И. Батухтина г. Нижнего Тагила [11].

В качестве позитивного результата реализации данного подхода в рамках работы стажировочных площадок является, на наш взгляд, целенаправленная отработка механизмов включения детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивное образовательное пространство. При этом в качестве основного недостатка следует отметить трудности переноса положительного опыта инклюзии в деятельность других образовательных организаций, в результате чего разработанные модели инклюзии остаются локальным опытом одной образовательной организации.

Формирование инновационной инфраструктуры для реализации приоритетных направлений развития образования, одним из которых является инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, позволяет стимулировать образовательные организации к активной деятельности в определенном направлении. Это является положительным аспек-

том. Основным недостатком развития заявленной в законодательстве инновационной инфраструктуры в сфере образования путем присвоения образовательным организациям статуса федеральных и региональных инновационных площадок выступает отсутствие государственного заказа на отработку определенной тематики, в частности механизмов реализации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях. Не меньшим недостатком является и отсутствие научно-методического руководства федеральными и региональными инновационными площадками.

Следующая управленческая практика ориентирована на создание центров, отделов по развитию инклюзивного образования как структурных подразделений организаций дополнительного профессионального образования.

Например, Центр инклюзивного образования в структуре ГБУ ДПО «Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», Центр специального и инклюзивного образования в структуре ГБУ ДПО «Мордовский республиканский институт образования», Центр учебно-методического и научного сопровождения обучения детей с особыми потребностями ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования». В ряде субъектов Российской Федерации по причине реорганизации учреждений дополнительного профессионального образования подобного рода структурные подразделения упразднены.

Целью деятельности структурных подразделений организаций дополнительного профессионального образования является координация действий различных образовательных организаций по развитию системы инклюзивного образования в регионе, формированию и развитию системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Важную роль эти структуры имеют в развитии профессиональной компетентности педагогов образовательных организаций и научно-методическом сопровождении инклюзивного образования в общеобразовательных организациях.

Позитивным аспектом рассмотренного подхода является обеспечение централизованного научно-методического сопровождения специалистами организаций дополнительного профессионального образования процесса развития инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях на региональном уровне. Такой подход позволяет обеспечивать единые подходы к развитию инклюзивного образования в системе общего образования на основе повышения квалификации педагогов, разработки и внедрения программно-методического и учебно-методического обеспечения инклюзивной практики.

Основным недостатком рассмотренной управленческой практики, по-нашему мнению, является узкая ориентация только на развитие кадровых и методических условий инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Как недостаток следует отметить рекомендательный характер научно-методического сопровождения образовательных организаций со стороны учреждений дополнительного профессионального образования, что при непринятии педагогами идей инклюзии не позволяет успешно включать детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательное и социальное пространство образовательных организаций.

Еще одна управленческая практика предполагает обеспечение условий инклюзивного образования на основе формирования и развития сети региональных и муниципальных ресурсных центров по сопровождению инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Данная управленческая практика получила реализацию в Амурской, Калининградской, Московской, Псковской и других областях. Основной задачей деятельности ресурсных центров является создание системы методической поддержки образовательных организаций, осуществляющих инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, в городе, округе.

Ресурсные центры создаются на базе центров психолого-педагогического и медико-социального сопровождения или отдельных образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В каче-

стве основных направлений работы ресурсных центров выступает установление партнерских отношений с образовательными организациями, реализующими инклюзивную практику, распространение положительного опыта обучения детей с ограниченными возможностями здоровья совместно с нормативно развивающимися учениками, консультирование специалистов общеобразовательных организаций и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, а также проведение практико ориентированных семинаров для педагогов по вопросам образовательной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья, консультирование администрации образовательных организаций, анализ и экспертиза условий доступности образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях.

Один из вариантов рассматриваемой практики реализован в Самарской области и базируется на создании территориальных агентств специального образования [12, с. 21]. Эти агентства являются координаторами в сфере развития инклюзивного образования и некими накопителями программно-методических, материально-технических и кадровых ресурсов. Территориальные агентства на основе обращения родителей в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии формируют комплект ресурсов, необходимых для обучения конкретного обучающегося в условиях инклюзии, направляет их в образовательную организацию, а также обеспечивает обучение педагогов, осуществляющих инклюзивное образование.

В качестве положительного аспекта данной управленческой практики выступает наличие в ресурсных центрах квалифицированных специалистов по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, адресная поддержка инклюзивного обучения конкретного ребенка, аккумулирование и распространение положительного опыта инклюзии. Это является одним из условий для обеспечения поддержки инклюзивных процессов в общеобразовательных организациях муниципального образования, региона.

В качестве недостатков рассматриваемого подхода следует выделить неготовность администрации и педагогических коллективов общеобразовательных организаций к осуществлению инклюзии. Как следствие, имеет место нежелание сотрудников образовательных организаций вступать в партнерские отношения с ресурсными центрами. Это приводит к тому, что формирование запроса в ресурсный центр со стороны администрации образовательной организации осуществляется в критической ситуации, когда возникают существенные трудности при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. Среди недостатков также можно назвать отсутствие сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций, реализующих инклюзивную практику, и ресурсных центров, невозможность охвата специалистами ресурсных центров всех образовательных организаций и удовлетворение в полной мере их запросов, а также потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей.

В таблице 1 систематизированы рассмотренные управленческие практики по развитию инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья с краткой характеристикой их сути, их преимуществ и недостатков.

Таким образом, на основе анализа различных источников нами систематизированы основные управленческие практики по развитию инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях Российской Федерации. В целом рассмотренные практики имеют единую цель, локальные задачи и реализуются в отсутствие единой нормативно-правовой и методической базы. На основе вышеизложенного можем констатировать, что при наличии успешного опыта внедрения инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях Российской Федерации имеют место проблемы системного характера, обусловленные неразработанностью или недостаточной результативностью организационно-управленческих механизмов на федеральном, региональном и муниципальных уровнях.

Таблица 1. Систематизация управленческих практик по развитию инклюзивного образования

детей с ограниченными возможностями здоровья

Наименования управленческих практик Характеристика Преимущества Недостатки

Управленческие практики, основанные на принятии и реализации нормативных правовых актов на уровне субъекта Российской Федерации Регулирование развития инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в субъекте РФ на основе принятия Концепций, дорожных карт и других документов. Системное решение задач включения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную деятельность на всех уровнях образования. Риск декларативного характера принимаемых документов, как следствие, имитация инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья.

Управленческие практики, основанные на развитии инклюзивного образования в рамках государственной программы РФ «Доступная среда»» Создание безбарьерной среды в образовательных организациях на основе выделения финансовых средств из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Обеспечение архитектурной доступности объектов образовательных организаций, приобретение учебного и реабилитационного оборудования. Недостаточное внимание развитию кадровых и программно-методических и иных условий инклюзивного образования.

Управленческие практики, основанные на присвоении статуса федеральных, региональных или муниципальных площадок Формирование инновационной инфраструктуры для отработки моделей инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Целенаправленная отработка механизмов включения детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивное образовательное пространство. Трудности переноса положительного опыта инклюзии в деятельность других образовательных организаций.

Управленческие практики, основанные на создании центров, отделов развития инклюзивного образования в организациях дополнительного профессионального образования Координация действий различных образовательных организаций по развитию системы инклюзивного образования в регионе Обеспечение централизованного научно-методического сопровождения процесса развития инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях на региональном уровне. Ориентация только на развитие кадровых и методических условий инклюзивного образования, рекомендательный характер научно-методического сопровождения образовательных организаций.

Управленческие практики, основанные на открытии ресурсных центров по сопровождению инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья Консультативная поддержка специалистов образовательных организаций, реализующих инклюзивную практику. Наличие квалифицированных специалистов по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, аккумулирование и распространение положительного опыта инклюзии. Нежелание сотрудников образовательных организаций вступать в партнерские отношения с ресурсными центрами в силу неготовности к осуществлению инклюзии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Важно отметить, что в процессе выделения, характеристики и анализа управленческих практик нами не обнаружено работ, посвященных исследованию результативности инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в системе общего образование. Считаем данное направление исследований перспективным, реализация которого позволит провести объективную оценку качества инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и рекомендовать к широкому распространению наиболее эффективный опыт.

ЛИТЕРАТУРА

1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ [электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_do c_LAW_140174/ (дата обращения: 25.08.2019).

2. О направлении информации (вместе с «Рекомендациями круглого стола «О правоприменительной практике законодательства в сфере инклюзивного образования школьников»): письмо Минобрнауки России от 11.01.2018 N ТС-35/07 [электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». URL:

http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi

?req=doc;base=EXP;n=613806#0921165070 8517813 (дата обращения: 25.08.2019).

3. О направлении методических рекомендаций (вместе с методическими рекомендациями «Выявление и распространение наиболее эффективных практик образования детей с ограниченными возможностями здоровья»): письмо Минобрнауки России от 13.11.2015 N 07-3735 [электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». URL:

http://www.consultant.ru/document/cons_do c_LAW_256463/ (дата обращения: 25.08.2019).

4. Максименко А.А. Российские управленческие практики с позиции ценностно-рационального подхода. Фрагмент 1 // Теория и практика общественного развития. 2013. N 9. С. 73-79.

5. Об утверждении Концепции инклюзии в социальной политике Республики Татарстан на 2015-2018 годы: постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.09.2015 N 688 [электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и научно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/430573878 (дата обращения: 25.08.2019).

6. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда»: постановление Правительства РФ от 29.03.2019 N 363 [электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_do c_LAW_322085/ (дата обращения: 25.08.2019).

7. Доклад «Основные итоги деятельности Министерства общего и профессионального образования Свердловской области в 2018 году и задачи на 2019 год» [электронный ресурс] // Сайт Министерства образования и молодежной политики Свердловской области. URL: https://minobraz.egov66.ru/uploads/docume nt/1146/22032019-doklad_kollegiya_v-pechatpdf (дата обращения: 25.08.2019).

8. Об утверждении Порядка осущест-

вления мониторинга обеспечения органами государственной власти Свердловской области и органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры и к предоставляемых в них услугам: постановление Правительства Свердловской области от 24.08.2017 N 602-ПП [электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online. cgi?req=doc;base=RLAW071;n=206530#016 435503795230388 (дата обращения: 25.08.2019).

9. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»: постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1642 [электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». URL: http:// http://

www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 286474/ (дата обращения: 25.08.2019).

10. О федеральных инновационных площадках: приказ Министерства просвещения РФ от 18.12.2018 N 318 [электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». URL:

http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi ?req=doc&base=EXP&n=724524#031953734 822086166 (дата обращения: 25.08.2019).

11. Об утверждении Перечня региональных инновационных площадок в Свердловской области: постановление Правительства Свердловской области от

17.12.2015 N 1115-П (в ред. Постановлений Правительства Свердловской области от

22.12.2016 N 887-ПП, от 14.12.2017 N 935-ПП, от 20.12.2018 N 886-ПП) [электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и научно-технической документации.URL: http://docs.cntd.ru/document/429024998 (дата обращения: 25.08.2019).

12. Инклюзивное образование в России. М.: Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), 2011.

DEVELOPMENT OF INCLUSIVE EDUCATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES IN THE GENERAL EDUCATION SYSTEM:ANALYSIS OF MANAGEMENT PRACTICE

S. V. Solovyova

Institute for the Development of Education, Ekaterinburg, Russia

ABSTRACT:

The development of inclusive education for children with disabilities is one of the priorities for the development of education at all levels. Special attention is paid to the development of inclusive education at the level of general education as providing a foundation for the inclusion of children with disabilities in the system of vocational education and further self-realization in various spheres of life. The success of inclusive education for children with disabilities depends on the quality of management of its implementation and development.

Purpose. To identify, reveal the characteristics and analyze management practices in the development of inclusive education of children with disabilities.

The research is based on the analysis of normative legal documents, scientific and methodological literature, information posted on the official websites of Federal and regional authorities in the field of education.

The analysis of information sources allowed typifying five management practices currently operating in the field of development of inclusive education of children with disabilities. Each management practice is justified, has its advantages and disadvantages, determined by the author based on the analysis of sources and experience of his own professional activity in the field of education. The results of the study can be taken as a basis for the development of inclusive education at the regional or municipal levels.

Based on the analysis of management practices, the conclusion is formulated about the need to study the effectiveness of the considered practices for the development of inclusive education of children with disabilities and the replication of the most effective ones into mass practice.

KEYWORDS:

children with disabilities, general education, inclusive education, accessibility of education, management practice.

AUTHORS' INFORMATION:

Svetlana V. Solovyova, Cand. Sci. (Pedagogical), Associate Professor, Institute for the Development of Education,

16, Akademicheskaya st., Ekaterinburg, 620137, Russia, svetlaysol@yandex.ru.

FOR CITATION: Solovyova S. V. Development of inclusive education of children with disabilities in the general education system: analysis of management practice // Management Issues. 2019. №4 (59). P. 277—289.

REFERENCES

1. About education in the Russian Federation: the Federal law of 29.12.2012 N 273-FZ [e-resource] // RLS "ConsultantPlus". URL: http://www.consultant.ru/document/cons_do c_LAW_140174/ (date of reference: 25.08.2019) [Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii: Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ [elektronnyy resurs] // SPS «Konsul'tantPlyus». URL:

http://www.consultant.ru/document/cons_do c_LAW_140174/ (data obrashcheniya: 25.08.2019)] - (In Rus.)

2. About the direction of information (along with the "Recommendations of the round table "the law enforcement practice of the legislation in the field of inclusive education of pupils"): letter from Ministry of education of Russia from 11.01.2018 N TS-35/07 [e-resource] // RLS "ConsultantPlus". URL:

http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi ?req=doc;base=EXP;n=613806#0921165070 8517813 (date of reference: 25.08.2019). [O napravlenii informatsii (vmeste s «Rekomendatsiyami kruglogo stola «O pravoprimenitel'noy praktike zakonodatel'stva v sfere inklyuzivnogo obrazovaniya shkol'nikov»): pis'mo Minobrnauki Rossii ot 11.01.2018 N TS-35/07 [elektronnyy resurs] // SPS «Konsul'tantPlyus». URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi ?req=doc;base=EXP;n=613806#0921165070 8517813 (data obrashcheniya: 25.08.2019)] -(In Rus.)

3. On the direction of the methodical recommendations (together with the guidelines "the Identification and dissemination of best practices in education of children with disabilities"): letter from Ministry of education of Russia from 13.11.2015 N 07-3735 [e-resource] // RLS "ConsultantPlus". URL: http://www.consultant.ru/document/cons_do c_LAW_256463/ (date of reference: 25.08.2019). [O napravlenii metodicheskikh rekomendatsiy (vmeste s metodicheskimi rekomendatsiyami «Vyyavlenie i rasprostranenie naibolee effektivnykh praktik obrazovaniya detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya»): pis'mo Minobrnauki Rossii ot 13.11.2015 N 07-3735 [elektronnyy resurs] // SPS «Konsul'tantPlyus». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_do c_LAW_256463/ (data obrashcheniya: 25.08.2019)] - (In Rus.)

4. Maksimenko A. A. Russian management practices from the position of value-rational approach. Fragment 1 // Theory and practice of social development. 2013. N 9. P. 73-79. [Maksimenko A.A. Rossiyskie upravlencheskie praktiki s pozitsii tsennostno-ratsional'nogo podkhoda. Fragment 1 // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. 2013. N 9. S. 7379.] - (In Rus.)

5. About the statement Of the concept of inclusion in social policy of the Republic of Tatarstan for 2015-2018: the resolution of the Cabinet of Ministers of the Republic of Tatarstan of 17.09.2015 N 688 [e-resource] // Electronic Fund of legal and scientific and technical documentation. URL: http://docs.cntd.ru/document/430573878 (date of reference: 25.08.2019). [Ob utverzhdenii Kontseptsii inklyuzii v sotsial'noy politike Respubliki Tatarstan na 2015-2018

gody: postanovlenie Kabineta Ministrov Respubliki Tatarstan ot 17.09.2015 N 688 [elektronnyy resurs] // Elektronnyy fond pravovoy i nauchno-tekhnicheskoy dokumentatsii. URL:

http://docs.cntd.ru/document/430573878 (data obrashcheniya: 25.08.2019)] - (In Rus.)

6. About the approval of the state program of the Russian Federation "Available environment": the order of the Government of the Russian Federation of 29.03.2009 N 363 [e-resource] // RLS "ConsultantPlus". URL: http://www.consultant.ru/document/cons_do c_LAW_322085/ (date of reference: 25.08.2019). [Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Rossiyskoy Federatsii «Dostupnaya sreda»: postanovlenie Pravitel'stva RF ot 29.03.2019 N 363 [elektronnyy resurs] // SPS «Konsul'tantPlyus». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_do c_LAW_322085/ (data obrashcheniya: 25.08.2019)] - (In Rus.)

7. Report "Main results of the Ministry of General and vocational education of Sverdlovsk region in 2018 and objectives for 2019" [e-resource] / / Website of the Ministry of education and youth policy of Sverdlovsk region. URL:

https://minobraz.egov66.ru/uploads/docume nt/1146/22032019-doklad_kollegiya_v-pechat.pdf (date of reference: 25.08.2019). [Doklad «Osnovnye itogi deyatel'nosti Ministerstva obshchego i professional'nogo obrazovaniya Sverdlovskoy oblasti v 2018 godu i zadachi na 2019 god» [elektronnyy resurs] // Sayt Ministerstva obrazovaniya i molodezhnoy politiki Sverdlovskoy oblasti. URL:

https://minobraz.egov66.ru/uploads/docume nt/1146/22032019-doklad_kollegiya_v-pechat.pdf (data obrashcheniya: 25.08.2019)] -(In Rus.)

8. On approval of the Procedure of monitoring of provision of public authorities of the Sverdlovsk region and local authorities of municipal formations located on the territory of Sverdlovsk region, free access of invalids to objects of social, engineering and transport infrastructure and to provide their services: the government of the Sverdlovsk region from 24.08.2017 N 602-PP [e-resource] // RLS "ConsultantPlus". URL: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online. cgi?req=doc;base=RLAW071;n=206530#016

435503795230388 (date of reference: 25.08.2019). [Ob utverzhdenii Poryadka osushchestvleniya monitoringa obespecheniya organami gosudarstvennoy vlasti Sverdlovskoy oblasti i organami mestnogo samoupravleniya munitsipal'nykh obrazovaniy,

raspolozhennykh na territorii Sverdlovskoy oblasti, besprepyatstvennogo dostupa invalidov k ob"ektam sotsial'noy, inzhenernoy i transportnoy infrastruktury i k predostavlyaemykh v nikh uslugam: postanovlenie Pravitel'stva Sverdlovskoy oblasti ot 24.08.2017 N 602-PP [elektronnyy resurs] // SPS «Konsul'tantPlyus». URL: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online. cgi?req=doc;base=RLAW071;n=206530#016 435503795230388 (data obrashcheniya: 25.08.2019)] - (In Rus.)

9. On approval of the state program of the Russian Federation "Development of education": decree of the Government of the Russian Federation from 26.12.2017 N 1642 [e-resource] // RLS "ConsultantPlus". URL: http://www.consultant.ru/document/cons_do c_LAW_286474/ (date of reference: 25.08.2019). [Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Rossiyskoy Federatsii «Razvitie obrazovaniya»: postanovlenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 26.12.2017 N 1642 [elektronnyy resurs] // SPS «Konsul'tantPlyus». URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 286474/ (data obrashcheniya: 25.08.2019)] -(In Rus.)

10. On the Federal innovation platforms: the order of the Ministry of education of the Russian Federation from 18.12.2018 N 318 [e-resource] // RLS "ConsultantPlus". URL:

http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi ?req=doc&base=EXP&n=724524#031953734 822086166 (date of reference: 25.08.2019). [O federal'nykh innovatsionnykh ploshchadkakh: prikaz Ministerstva prosveshcheniya RF ot 18.12.2018 N 318 [elektronnyy resurs] // SPS «Konsul'tantPlyus». URL:

http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi ?req=doc&base=EXP&n=724524#031953734 822086166 (data obrashcheniya: 25.08.2019)] - (In Rus.)

11. On approval of List of regional innovation platforms in the Sverdlovsk region: the decree of the government of Sverdlovsk region from 17.12.2015 N 1115-N (in edition of Resolutions of the government of Sverdlovsk region from 22.12.2016 N 887-PP, from 14.12.2017 N 935-PP, from 20.12.2018 N 886-PS) [e-resource] // Electronic Fund of legal and scientific and technical documentation.URL: http://docs.cntd.ru/document/429024998 (date of reference: 25.08.2019). [Ob utverzhdenii Perechnya regional'nykh innovatsionnykh ploshchadok v Sverdlovskoy oblasti: postanovlenie Pravitel'stva Sverdlovskoy oblasti ot 17.12.2015 N 1115-P (v red. Postanovleniy Pravitel'stva Sverdlovskoy oblasti ot 22.12.2016 N 887-PP, ot 14.12.2017 N 935-PP, ot 20.12.2018 N 886-PP) [elektronnyy resurs] // Elektronnyy fond pravovoy i nauchno-tekhnicheskoy dokumentatsii.URL:

http://docs.cntd.ru/document/429024998 (data obrashcheniya: 25.08.2019)] - (In Rus.)

12. Inclusive education in Russia. - Moscow: UN Children's Fund (UNICEF), 2011. [Inklyuzivnoe obrazovanie v Rossii. - M.: Detskiy fond OON (YuNISEF), 2011.] - (In Rus.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.