Научная статья на тему 'Ориентиры, ожидания и факторы принятия решения о поступлении в вуз'

Ориентиры, ожидания и факторы принятия решения о поступлении в вуз Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональные ориентиры / профессиональные ожидания / принятие решения о получении высшего образования / перспективы трудоустройства / professional guidelines / professional expectations / decision-making about obtaining higher education / employment prospects

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кирилл Владимирович Чугунов, Анна Борисовна Николаева, Светлана Валентиновна Юдина

В статье анализируются ожидания, профессиональные ориентиры студенческой молодежи и факторы, влияющие на выбор конкретного университета для получения высшего образования. В процессе поиска новой идентичности российские университеты нуждаются в достоверной информации о запросах заинтересованных сторон. В статье доказано, что социологические опросы в студенческой среде, вопреки укрепляющемуся мнению среди экспертов, могут служить источником таких данных. Кроме того, результаты проведенного исследования опровергают точку зрения о растущем профессиональном скептицизме в студенческой среде, хотя в данном случае четко фиксируется зависимость от будущей специальности. Большие усилия, на взгляд авторов, при принятии решений (в том числе государственных) необходимо направлять на гармонизацию всех «трех миссий» университета, а особенно – студенческой науке. Статья обобщает результаты эмпирического социологического исследования. Выборки исследования: первая – квотная, стратифицированные по направлениям подготовки, вторая – стратифицированная по курсу обучения, объем первой выборки – 580 человек в возрасте от 18 до 20 лет, объем второй выборки – 964 человека в возрасте от 19 до 25 лет. В результате проведенного исследования доказано, что профессиональный оптимизм студенческой молодежи в достаточной мере связан с получением высшего образования; студентам не свойственны инфантилизм и слабая профессиональная ориентация; осведомленность и оптимизм студентов в области российской науки невысокие; решение о профессиональном выборе студент часто принимает самостоятельно, но нередко – под влиянием «случайных» факторов; первокурсники более оптимистичны относительно своего профессионального будущего по сравнению со старшекурсниками. Исследование продемонстрировало необходимость регулярного мониторинга профессиональных ожиданий и ориентаций студентов в университетах с целью лучшего понимания, в том числе перспектив своего развития и своих стратегических целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Кирилл Владимирович Чугунов, Анна Борисовна Николаева, Светлана Валентиновна Юдина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional choice of a student: Guidelines, expectations and factors in making the decision to enter a university

The article analyzes students’ expectations and professional guidelines, and factors influencing the choice of a specific university for higher education. In the process of searching for a new identity, Russian universities need reliable information about the demands of stakeholders. The article proves that sociological surveys among students, contrary to the growing opinion among experts, can serve as a source of such data. In addition, the results of the study refute the point of view about growing professional skepticism among students, although in this case the dependence on the future specialty is clearly recorded. In the authors’ opinion, great efforts, when making decisions (including government ones), must be directed to the harmonization of all “three missions” of the university, and especially to student science. The article summarizes the results of an empirical sociological study. The research samples were quota, stratified by areas of training, the second sample was stratified by course of study. The volume of the first sample was 580 people aged 18 to 20; the size of the second sample was 964 people aged 19 to 25. As a result of the study, the authors found the following: professional optimism of student youth is sufficiently associated with obtaining higher education; students are not characterized by infantilism and weak professional orientation; students’ awareness and optimism in the field of Russian science is low; students often make decisions about their professional choice independently, but often under the influence of “random” factors; freshmen are more optimistic about their professional future compared to seniors. The study demonstrated the need for regular monitoring of the professional expectations and orientations of students at universities in order to better understand, among other things, their development prospects and their strategic goals.

Текст научной работы на тему «Ориентиры, ожидания и факторы принятия решения о поступлении в вуз»

Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2024. № 65. С. 61-82. Tomsk State University Journal of Economics. 2024. 65. рр. 61-82.

Экономика труда

Научная статья

УДК 314.72

doi: 10.17223/19988648/65/5

Ориентиры, ожидания и факторы принятия решения о поступлении в вуз

Кирилл Владимирович Чугунов1, Анна Борисовна Николаева2, Светлана Валентиновна Юдина3

12'3 Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева, Казань, Россия

1 KVChugunov@kai.ru

2 ABNikolaeva@kai. ги 3 SVYudina@kai.ru

Аннотация. В статье анализируются ожидания, профессиональные ориентиры студенческой молодежи и факторы, влияющие на выбор конкретного университета для получения высшего образования. В процессе поиска новой идентичности российские университеты нуждаются в достоверной информации о запросах заинтересованных сторон. В статье доказано, что социологические опросы в студенческой среде, вопреки укрепляющемуся мнению среди экспертов, могут служить источником таких данных. Кроме того, результаты проведенного исследования опровергают точку зрения о растущем профессиональном скептицизме в студенческой среде, хотя в данном случае четко фиксируется зависимость от будущей специальности. Большие усилия, на взгляд авторов, при принятии решений (в том числе государственных) необходимо направлять на гармонизацию всех «трех миссий» университета, а особенно - студенческой науке. Статья обобщает результаты эмпирического социологического исследования. Выборки исследования: первая - квотная, стратифицированные по направлениям подготовки, вторая - стратифицированная по курсу обучения, объем первой выборки -580 человек в возрасте от 18 до 20 лет, объем второй выборки - 964 человека в возрасте от 19 до 25 лет. В результате проведенного исследования доказано, что профессиональный оптимизм студенческой молодежи в достаточной мере связан с получением высшего образования; студентам не свойственны инфантилизм и слабая профессиональная ориентация; осведомленность и оптимизм студентов в области российской науки невысокие; решение о профессиональном выборе студент часто принимает самостоятельно, но нередко - под влиянием «случайных» факторов; первокурсники более оптимистичны относительно своего профессионального будущего по сравнению со старшекурсниками. Исследование продемонстрировало необходимость регулярного мониторинга профессиональных ожиданий и ориентаций студентов в университетах с целью лучшего понимания, в том числе перспектив своего развития и своих стратегических целей. Ключевые слова: профессиональные ориентиры, профессиональные ожидания, принятие решения о получении высшего образования, перспективы трудоустройства

© Чугунов К.В., Николаева А.Б., Юдина С.В., 2024

Для цитирования: Чугунов К.В., Николаева А.Б., Юдина С.В. Ориентиры, ожидания и факторы принятия решения о поступлении в вуз // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2024. № 65. С. 61-82. doi: 10.17223/19988648/65/5

Labour economics

Original article

Professional choice of a student: Guidelines, expectations and factors in making the decision to enter a university

Kirill V. Chugunov1, Anna B. Nikolaeva2, Svetlana V. Yudina3

12'3 Kazan National Research Technical University named after A.N. Tupolev, Kazan, Russian Federation

1 KVChugunov@kai.ru

2 ABNikolaeva@kai. ru 3 SVYudina@kai.ru

Abstract. The article analyzes students' expectations and professional guidelines, and factors influencing the choice of a specific university for higher education. In the process of searching for a new identity, Russian universities need reliable information about the demands of stakeholders. The article proves that sociological surveys among students, contrary to the growing opinion among experts, can serve as a source of such data. In addition, the results of the study refute the point of view about growing professional skepticism among students, although in this case the dependence on the future specialty is clearly recorded. In the authors' opinion, great efforts, when making decisions (including government ones), must be directed to the harmonization of all "three missions" of the university, and especially to student science. The article summarizes the results of an empirical sociological study. The research samples were quota, stratified by areas of training, the second sample was stratified by course of study. The volume of the first sample was 580 people aged 18 to 20; the size of the second sample was 964 people aged 19 to 25. As a result of the study, the authors found the following: professional optimism of student youth is sufficiently associated with obtaining higher education; students are not characterized by infantilism and weak professional orientation; students' awareness and optimism in the field of Russian science is low; students often make decisions about their professional choice independently, but often under the influence of "random" factors; freshmen are more optimistic about their professional future compared to seniors. The study demonstrated the need for regular monitoring of the professional expectations and orientations of students at universities in order to better understand, among other things, their development prospects and their strategic goals.

Keywords: professional guidelines, professional expectations, decision-making about obtaining higher education, employment prospects

For citation: Chugunov, K.V., Nikolaeva, A.B. & Yudina, S.V. (2024) Professional choice of a student: Guidelines, expectations and factors in making the decision to enter a university. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika - Tomsk State University Journal of Economics. 65. pp. 61-82. (In Russian). doi: 10.17223/19988648/65/5

Введение

Масштабные цивилизационные вызовы и текущая социально-политическая ситуация требуют очередного переосмысления роли российского университетского образования в регионах, которая должна быть направлена на обеспечение геополитической независимости страны и технологической безопасности экономики и учитывать динамизм современности и растущую потребность в знаниях [1]. В мировой университетской жизни происходят фундаментальные изменения [2]. В России имеется своя специфика, которая ничуть не упрощает задачи университетов. Университет в России сегодня -это одновременно: государственное учреждение (ГУ) - с точки зрения финансирования, некоммерческая организация (НКО) - с точки зрения целей и функций, корпорация (бизнес-организация) - с точки зрения показателей эффективности, социальная институция («социальный сейф») - с точки зрения соответствия интересам общества. На рис. 1 представлен российский университет в окружении основных заинтересованных сторон.

Рис. 1. Стейкхолдеры российского университета. Источник: разработано авторами

Таким образом, сегодня университет в России пытается соединить: государственную миссию, коммерческую составляющую (не все текущие затраты покрывает государственная субсидия), высокую социальную ответственность и даже благотворительность. Три главных стейкхолдера ждут от университета разного - качественных специалистов, лояльности и реализации государственной политики, интересной жизни и чтобы не сильно «напрягаться по учебе», при этом желательно бесплатно. В таких условиях вузу жизненно необходимо использовать разнообразные методы изучения

запроса заинтересованных сторон, включая социологические опросы целевых групп - студентов.

Социология, несмотря на ставшее заметным в последнее время мнение о «неработающих соцопросах», существует и активно развивается, а социологические исследования вносят значительный вклад в понимание социальных явлений и проблем. Роль социологии в образовании заключается в том, чтобы помочь понять и объяснить социальные явления, связанные с процессом познания, идентифицировать проблемы межличностного и внутригруп-пового взаимодействия и разрабатывать рекомендации для их решения [3]. Социологические исследования помогают в разработке образовательной, научно-исследовательской, инновационной, воспитательной политики в рамках программ развития университетов, предоставляют важную информацию для принятия решений на всех уровнях управления университетом. Как и в любой научной области, социология сталкивается с вызовами, такими как доступность данных, методологические ограничения, сложность изучаемых явлений и т.д. Еще со времен Пьера Бурдьё [4] не прекращаются дискуссии о «нерабочем» характере опросов общественного мнения и социологических замеров. Поэтому непрерывно разрабатываются новые теории, применяются новые методы и адаптируются к изменяющимся условиям, чтобы оставаться актуальными и продуктивными.

Информационная база и методика исследования

Наблюдения, которые непрерывно ведут авторы, совмещая преподавание в вузе с административной нагрузкой, привели к идее «нелинейности» ожиданий студентов от обучения в вузе. С одной стороны, клишированные фразы «Хочу получить востребованные на рынке труда знания, чтобы сделать карьеру», «Хочу приобщиться к профессиональной среде и повысить социальный статус» и т.п. превалируют и в фокус-группах, и в частных интервью. С другой стороны, фиксируется недовольство по поводу повышения требований к результатам усвоения учебного материала и критика в отношении принципиальных и «строгих» преподавателей, не готовых положительно оценить простое «присутствие студента на занятии». Очевидно, что фрагментарная обратная связь не может быть научным основанием для выводов и принятия решений. Поэтому в сентябре 2023 г. было решено провести более системное исследование на больших репрезентативных по направлениям подготовки выборках студентов бакалавриата и специалитета КНИТУ-КАИ очной формы обучения.

Критерием объективности полученных оценок является использование в анкетах вопросов, полностью повторяющих опросы ВЦИОМ [5]. В случае подтверждения результатов на общероссийской выборке предполагалось признать результаты опроса в КНИТУ-КАИ объективными. Поэтому первая гипотеза исследования была сформулирована так: «Социология работает. Результаты опроса на локальной выборке не противоречат результатам опроса ВЦИОМ».

Другие гипотезы исследования:

1. Профессиональный оптимизм студенческой молодежи напрямую связан с получением высшего образования.

2. Инфантилизм и слабая профессиональная ориентация студентов вуза опровергаются результатами исследования.

3. Оценка научно-исследовательского аспекта современного российского университета неоднозначна: осведомленность и оптимизм студентов в области российской науки невысокие.

4. Решение о профессиональном выборе студент часто принимает самостоятельно, но нередко под влиянием «случайных» факторов, большая часть из которых связана с доступностью информации о вузе.

5. Первокурсники более оптимистичны относительно своего профессионального будущего по сравнению со старшекурсниками.

Исследование проводилось на двух выборочных совокупностях:

1. «Первокурсников», т.е. студентов 1-го курса (580 чел. опрошенных -24% генеральной совокупности).

2. «Старшекурсников», т.е. студентов 2-5-го курсов (964 чел. опрошенных - 22% генеральной совокупности).

Репрезентативность по направлениям подготовки обеспечивалась пропорцией опрошенных студентов шести институтов КНИТУ-КАИ: Института авиации, наземного транспорта и энергетики (ИАНТЭ), Института автоматики и электронного приборостроения (ИАЭП), Института компьютерных технологий и защиты информации (ИКТЗИ), Института радиоэлектроники, фотоники и цифровых технологий (ИРЭФЦТ), Института инженерной экономики и предпринимательства (ИИЭиП), Физико-математическго факультета (ФМФ). Репрезентативность по этапу жизненного цикла студентов (курсу обучения) во второй выборке также была обеспечена.

Обсуждение результатов исследования

Результаты всероссийского интернет-опроса студентов 1-3-х курсов о Едином государственном экзамене (ЕГЭ) [6], подтвержденные на выборке в КНИТУ-КАИ (рис. 2), свидетельствуют о том, что организация приема в вузы позволяет сегодня абитуриентам поступать, во-первых, в желаемый (основной, целевой) университет, во-вторых, в запасной вариант. Если принять во внимание ежегодное совершенствование правил и процедур приема, по ответам первокурсников КНИТУ-КАИ можно предположить, что в ходе приемной кампании 2023 г. три четверти абитуриентов поступили в вуз, в котором им больше всего хотелось учиться. 92% респондентов - студентов 1-го курса, вероятно, делали осознанный выбор, что позволяет высоко оценивать адекватность проводимых замеров.

Фундаментальный вопрос о роли и месте высшего образования в жизни современного человека ставит ВЦИОМ [7], проводя с 2004 г. с интервалом 3-6 лет исследования об эффективности и перспективности высшего образования.

РФ КНИТУ-КАИ КНИТУ-КАИ

(2-5 курсы) (1 курс)

■ Затрудняюсь ответить

Не хотелось учиться, вынужденный вариант

■ Хотелось учиться, но в меньшей степени, мой запасной вариант

■ Больше всего хотелось учиться, мой основной вариант

Рис. 2. Распределение ответов на вопрос: «Какое окончание предложения наиболее точно описывает Вашу ситуацию поступления в вуз (КНИТУ-КАИ)? Вуз, в который я поступил (КНИТУ-КАИ), - это то учебное заведение, в котором мне...»

РФ (2019) КНИТУ-КАИ КНИТУ-КАИ

(2-5 курсы) (1 курс)

■ Затрудняюсь ответить

■ Чтобы не служить в армии

■ Чтобы оказаться в культурной, образованной среде

Чтобы повысить свой социальный статус, выйти за рамки своего окружения Чтобы получить новые знания, расширять свой кругозор

■ Потому сегодня так принято

Чтобы получить специальные знания, стать хорошим профессионалом

■ Чтобы сделать карьеру

Чтобы иметь диплом для трудоустройства на хорошую работу

Рис. 3. Распределение ответов на вопрос: «В настоящее время многие люди стремятся получить высшее образование. Как Вы думаете, зачем? (В настоящее время Вы получаете высшее образование. Как Вы для себя определяете, зачем?)»

(до 2 ответов)

Последний опрос был проведен в 2019 г., за базу сравнения с КНИТУ-КАИ были приняты именно эти оценки, так как их динамика с 2004 г. хотя иногда и была существенной, но ТОП-3 рейтинга не менялся. Вопросы, предполагающие до 2 выбранных ответов, интерпретируются в формате рейтинга, а не удельного веса выбравших ответ. В целом полученные в КНИТУ-КАИ рейтинги (рис. 3) по обеим выборкам чуть отличны от результатов общероссийского опроса: 2-е место устойчиво занимает ориентация на получение специальных знаний и профессионализм, в то время как ориентация на карьеру - 3-е место. В опросе ВЦИОМ порядок противоположный. При этом лидером рейтинга во всех опросах является ориентация на получение диплома с целью хорошего трудоустройства.

ВЦИОМ трижды проводил еще один важный в настоящем контексте опрос, на основе которого сделал вывод: «По мнению россиян, самое важное для студента во время учебы в вузе - стать профессионалом» [8]. И в данном случае можно говорить о совпадении первых трех рангов в рейтинге, хотя перестановка произошла на 1-м и 3-м местах в выборочной совокупности «Старшекурсники» и 2-м и 3-м местах в выборочной совокупности «Первокурсники» (рис. 4).

62% 55%

29%

42% 49% 40%

62% 47% 63%

РФ (2019) КНИТУ-КАИ КНИТУ-КАИ

(2-5 курсы) (1 курс)

■ Затрудняюсь ответить

■ Другое

■ Весело и разнообразно проводить время, чтобы было, что вспомнить после окончания учебы

■ Общаться со сверстниками, завести друзей, возможно - будущего супруга, завести семью

■ Быть активным, принимать участие в студенческих мероприятиях, реализовать себя творчески

■ Научиться самостоятельной жизни, приобрести навыки взрослого поведения, ответственности за себя

■ Подыскать себе будущую работу, установить контакты с потенциальными работодателями

■ Хорошо учиться, стать, насколько это возможно, настоящим профессионалом в избранной сфере

Рис. 4. Распределение ответов на вопрос: «Что, по Вашему мнению, самое важное во время учебы в вузе (КНИТУ-КАИ)?» (до 2 ответов)

Общероссийский опрос и опрос в выборке 1-го курса КНИТУ-КАИ поставили на 1-е место действительно профессиональное целеполагание учебы в вузе. В то же время для студентов 2-5-х курсов этот выбор распо-

ложился на 3-м месте, чуть уступив мотиву трудоустройства. В этой выборке на 1 -м месте оказался ответ «Научиться самостоятельной жизни, приобрести навыки взрослого поведения, ответственности за себя». Этот же ответ в выборке студентов 1-го курса оказался на уверенном 2-м месте. Возможно, это объясняется тем, что общероссийский опрос проводился на выборочной совокупности, репрезентирующей более широкий возрастной диапазон, и опрос в КНИТУ-КАИ отражает рейтинг более молодого населения, еще только утверждающегося в своей самостоятельности и независимости. Поэтому без углубленного исследования, с нашей точки зрения, нецелесообразно акцентировать внимание на этой дифференциации.

Неожиданно более оптимистично, чем средний россиянин, на будущее трудоустройство смотрят студенты старших курсов КНИТУ-КАИ (рис. 5).

20% 20%

11%

55% 48%

20%

18%

РФ (2019) КНИТУ-КАИ

(2-5 курсы)

■ Затрудняюсь ответить

■ Найти работу выпускнику вуза (КНИТУ-КАИ) практически невозможно

■ Работу выпускнику вуза (КНИТУ-КАИ) удается (удастся) найти только с большим трудом

■ Чтобы найти работу, выпускнику вуза (КНИТУ-КАИ) приходится (придется) приложить небольшие усилия Найти работу выпускнику вуза (КНИТУ-КАИ) (будет) легко

Рис. 5. Распределение ответов на вопрос: «Как Вы считаете, насколько сложно выпускникам вузов найти работу после окончания обучения? (Как Вы считаете, насколько

сложно Вам будет найти работу после окончания обучения в КНИТУ-КАИ?)»

Аналогичный вопрос задавался ВЦИОМ дважды: в 2009 и 2019 гг. [8], при этом опрос проходил на более широкой возрастной и статусной выборке. За 10 лет между двумя исследованиями ВЦИОМ выросла доля тех, кто считает, что найти работу выпускнику вуза удается лишь с большим трудом. Каждый пятый респондент полагает, что трудоустроиться выпускнику вуза практически невозможно. Примерно столько же считают, что работу найти можно, приложив небольшие усилия. Лишь 3% опрошенных убеждены, что выпускник вуза легко может трудоустроиться. При этом в обзоре эксперты ВЦИОМ поясняют, что пессимисты - это люди от 60 лет со средним специальным образованием и с низкой самооценкой материального положения. И 36% российских студентов уверены в том, что поиск работы после окончания высшего учебного заведения потребует небольших усилий. Преимущественное большинство (68%) студентов КНИТУ-КАИ считают, что работу можно найти легко либо же с небольшими усилиями. Только 8 студентов (!) из 964 отвечавших на этот вопрос найти работу по окончании вуза считают невозможным делом. При этом оптимизм почти в

равной степени свойственен старшекурсникам, обучающимся на разных направлениях подготовки. Объяснение такой ситуации можно искать, как ранее было сказано, в некотором идеализме студенческой выборки, «незнании жизни». Но нам представляется, что, скорее всего, результат следует интерпретировать в контексте отраслевой специфики КНИТУ-КАИ. В наше время на рынке труда чрезвычайно востребованы не только выпускники-инженеры и выпускники-программисты, но и сегодняшние студенты 3-4-х курсов. К слову сказать, каждый второй «пессимист» в КНИТУ-КАИ - студент социо-гумани-тарного направления подготовки, что в некоторой степени подтверждает вышеприведенное предположение. Каждый пятый студент не смог однозначно ответить на вопрос, что, скорее, говорит не об инфантилизме (здесь преобладают студенты 2-го курса), а все-таки о далекой перспективе задачи трудоустройства.

Для определения уровня интереса к науке и погруженности студентов-старшекурсников в научную сферу был задан вопрос из опроса ВЦИОМ, проведенного трижды: в 2018, 2021 и 2023 гг. [9]. За базу сравнения с результатами опроса в КНИТУ-КАИ были приняты результаты 2023 г. Мнения россиян о темпах развития российской науки в сравнении с мировой наукой разделились. Больше трети россиян считают, что российская наука опережает развитие мировой, обратного мнения придерживается половина. В 2023 г. позитивную оценку дают чаще, а доля негативных суждений стабильна. Мнение, что российская наука отстает в развитии от мировой, в общероссийском опросе звучало чаще в молодой аудитории, с неполным высшим и высшим образованием. Эти результаты ВЦИОМ подтвердились на выборке «Старшекурсники» КНИТУ-КАИ (рис. 6): большинство студентов отмечают либо значительное, либо небольшое отставание российской науки. Настораживающим же является факт, что едва ли не каждый четвертый студент КНИТУ-КАИ не смог (не захотел) отвечать на этот вопрос. Причем это в равной степени характерно для представителей всех курсов и направлений подготовки. Таким образом, одна из «трех миссий» университета, с нашей точки зрения, находится под угрозой.

12% 22%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19%

17%

32%

39%

28%

16%

РФ КНИТУ-КАИ

(2-5 курсы)

■ Значительно опережает развитие мировой науки

■ Опережает, но незначительно

■ Немного отстает от развития мировой науки

■ Значительно отстает

■ Затрудняюсь ответить

Рис. 6. Распределение ответов на вопрос: «По Вашему мнению, какими темпами развивается современная российская наука в сравнении с мировой наукой?»

Рейтинг достижений российской науки последних десятилетий, согласно результатам опроса ВЦИОМ [10], возглавляют достижения в военной сфере. На втором месте находятся достижения в космической отрасли, на третьем - в сфере медицины. Каждый второй респондент в РФ не смог назвать какие-либо достижения российской науки последних десятилетий. Осведомленность (или субъективное мнение об осведомленности) студентов КНИТУ-КАИ выше результатов по РФ - лишь 23% занимают ответы о невозможности сделать свой выбор (рис. 7), что совпадает с данными рис. 6. Рейтинг отраслей-победителей в студенческой среде выглядит следующим образом:

1-е место - военная промышленность;

2-е место - информационные технологии;

3-е место - здравоохранение и атомная энергетика.

Достижения в профильной для вуза отрасли - авиастроении - отметили лишь 15% студентов (что, впрочем, в 7,5 раза выше, чем в среднем по РФ).

17%

20%

47%

34% 19% 30%

31%

^Ш 20% 23% 50%

21% 25%

РФ КНИТУ-КАИ

Затрудняюсь ответить (2-5 курсы)

■ Другое

■ Нет таких сфер

■ Все сферы

■ Авиастроение / авиация

■ Математика

■ Нефтегазовая отрасль / нефтепереработка

■ Химия / химическая промышленность

■ Физика

^ / компьютерные технологии / программирование

■ Аграрная сфера / агропромышленность / сельское хозяйство

■ Атомная промышленность / атомная/ядерная энергетика

■ Здравоохранение / медицина / разработка вакцин / протезирование / фармацевтика

■ Космическая отрасль

■ Военная промышленность / ВПК / армия / вооружение / оборона

Рис. 7. Распределение ответов на вопрос: «Назовите, пожалуйста, достижения российской науки последних десятилетий»

«За последние три года престиж высшего образования, ранее устойчиво снижавшийся, пережил неожиданный взлет», - утверждает ВЦИОМ [11] в 2023 г. При этом суждение о том, что значимость высшего образования часто преувеличивают, воспринимается россиянами неоднозначно. Эксперты ВЦИОМ считают, что молодежь в целом склонна преуменьшать значимость высшего образования: доля тех, кто считает, что без высшего образования можно сделать карьеру и устроить свою жизнь, в этой группе населения наибольшая (60% среди 18-24-летних). Опрос в КНИТУ-КАИ подтвердил «нигилизм» студенческой молодежи (рис. 8). Это очень любопытное явление диссонанса между текущим статусом (студента вуза) и значением этого статуса для будущего (пользой высшего образования для построения карьеры и успешной жизни), скорее всего, оно свидетельствует о влиянии раскрученных в информационном пространстве биографиях знаменитостей без высшего образования, успешных знакомых и «знакомых знакомых» без диплома, собственного позитивного опыта «подработки» в сфере услуг с хорошим заработком. В целом же современная экономика все больше ориентируется на практические навыки, опыт работы и способность к обучению и саморазвитию. Некоторые студенты считают, что приобретение опыта работы, навыков и профессиональных связей является более важным для карьеры, чем формальное высшее образование.

51% 17%

21%

45% 62%

РФ КНИТУ-КАИ

(2-5 курсы)

■ Скорее согласен ИСкорее не согласен ИЗатрудняюсь ответить

Рис. 8. Распределение ответов на вопрос: «Вы согласны или не согласны со следующим суждением: значимость высшего образования часто преувеличивают, в наше время и без него можно сделать удачную карьеру и устроить свою жизнь?»

Обусловленные возрастом ответы получил ВЦИОМ в результате опроса о возможностях реализации в различных сферах и достижении успеха среди молодежи, приуроченного ко Дню молодежи в 2020 г. [12]. Говоря о направлениях, в которых планируют и могли бы преуспеть наши соотечественники собственными силами, наиболее реалистично выглядит получение хорошего образования. Молодые люди в возрасте 18-24 лет еще более уверены в этом. Опрос в КНИТУ-КАИ демонстрирует очень близкий результат, подтверждающий тезис о том, что университет в сознании студентов сохраняет за собой статус сферы реализации личных способностей и социальной спра-

ведливости (табл. 1). Более серьезные отклонения в оценках среднего молодого россиянина и студента КНИТУ-КАИ, вероятно, объясняются различиями геополитического и общественного фона в 2020 и 2023 гг., на последний из которых пришлось усиление влияния государства и общества на частную жизнь граждан. Самую низкую оценку и наибольшее отклонение от общероссийской оценки получила возможность благодаря своим способностям открыть собственное дело. Кроме вышеупомянутых причин, следует отметить и специализацию КНИТУ-КАИ, ориентированного на стратегически важные для государства отрасли и крупные государственные предприятия.

Таблица 1. Распределение ответов на вопрос: «Ниже приведен список сфер. Оцените, насколько Вы благодаря только своим способностям сможете преуспеть в них?», %

Ответ РФ, 2020 г. РФ (18-24 года), 2020 г. КНИТУ-КАИ (2-5-й курсы)

Успешно закончить вуз

Скорее смогу 79 90 89

Скорее не смогу 19 10 3

Затрудняюсь ответить 2 0 8

Устроиться на престижную работу

Скорее смогу 57 90 76

Скорее не смогу 40 10 6

Затрудняюсь ответить 3 0 18

Продвинуться по карьерной лестнице, занять хорошую должность

Скорее смогу 66 95 76

Скорее не смогу 31 5 6

Затрудняюсь ответить 3 0 18

Открыть собственное дело, бизнес

Скорее смогу 47 78 51

Скорее не смогу 51 22 22

Затрудняюсь ответить 2 0 27

Стать богатым человеком

Скорее смогу 33 74 57

Скорее не смогу 62 22 12

Затрудняюсь ответить 5 4 31

Попасть в элиту общества

Скорее смогу 30 63 44

Скорее не смогу 62 31 20

Затрудняюсь ответить 8 6 36

Россияне, по данным ВЦИОМ, в 2019 г. считали профессию программиста престижной [13]. При этом оценка уровня доходности и востребованности на рынке труда этой профессии ниже. Для определения субъективной ценности профессии и квалификации, получаемых в КНИТУ-КАИ, студентам двух выборок предлагалось оценить профессию по будущему диплому по аналогичным в опросе ВЦИОМ критериям (табл. 2). Было важно сравнить оценки будущих программистов с общероссийскими оценками, оценки представителей разных направлений подготовки и на разных этапах жизненного

цикла студента (курсах обучения). В целом оценки будущих программистов (шире - ИТ-специалистов) КНИТУ-КАИ (в ИКТЗИ) выше общероссийских. Это касается и престижа, и доходов, и востребованности. Действительно студенты получают неплохие предложения о трудоустройстве по специальности уже на 2-3-х курсах учебы. Именно поэтому, вероятнее всего, оценки студентов ИТ-направлений лидируют в сравнительном анализе. По престижности явный аутсайдер выявлен не был, так как ниже всего оценили будущую профессию по данному критерию первокурсники естественнонаучных направлений (ФМФ) и старшекурсники социо-гуманитарных направлений (ИИЭиП). Первокурсники естественнонаучных направлений низко оценивают будущую профессию и по доходности, и по востребованности на рынке труда. В то время как среди старшекурсников наибольшие «пессимисты» в части доходов - будущие инженеры из ИАНТЭ, а в части востребованности - студенты социо-гуманитарных направлений подготовки.

Таблица 2. Распределение ответов на вопрос: «Оцените, пожалуйста, профессию по Вашему будущему диплому по следующим критериям»

Оценка КНИТУ-КАИ ИИЭиП ИКТЗИ ИАНТЭ ФМФ РФ (программист), 2019 г.

По престижности (положению в обществе представителей этой профессии)

Среднее значение, 1-й курс 3,77 4,00 4,04 3,84 3,44

Среднее значение 2-5-й курсы 3,76 3,57 4,10 3,72 3,81

Удельный вес 4 и 5 на 1-м курсе 62% 72% 71% 64% 47%

Удельный вес 4 и 5 на 2-5-м курсах 63% 55% 75% 60% 71% 70%

По доходности (уровню оплаты представителей этой профессии)

Среднее значение, 1- й курс 3,69 3,91 4,14 3,80 3,35

Среднее значение, 2-5-й курсы 3,57 3,49 4,11 2,93 3,49

Удельный вес 4 и 5 на 1-м курсе 62% 67% 78% 68% 49%

Удельный вес 4 и 5 на 2-5-м курсах 54% 50% 73% 34% 54% 55%

По востребованности на рынке труда представителей этой специальности

Среднее значение, 1- й курс 3,94 3,89 4,26 4,20 3,60

Среднее значение, 2-5-й курсы 3,78 3,51 4,09 3,91 3,54

Удельный вес 4 и 5 на 1-м курсе 68% 67% 79% 76% 53%

Удельный вес 4 и 5 на 2-5-м курсах 63% 52% 73% 71% 58% 63%

Вопросы, которые не были «привязаны» к опросам ВЦИОМ, включались в анкеты опросов, проведенных в КНИТУ-КАИ, с целью выяснения и уточнения ряда частных, но важных для вуза моментов. Если предыдущие результаты в большей степени фиксировали текущую ситуацию, то вопрос о желании (возможности) работать по полученной в КНИТУ-КАИ специальности может повлиять на конкретные управленческие решения (рис. 9).

22%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

38% 48% 36% 49%

52%

45% 42%

42% 38%

19% 16%

11%

КНИТУ-КАИ ИИЭиП ИКТЗИ ИАНТЭ ФМФ

■ Исключительно по специальности "Во всяком случае близко к специальности

■ Как получится, не загадываю иНи в коем случае

■ Затрудняюсь ответить

Рис. 9. Распределение ответов на вопрос: «Скажите, Вы планируете работать по специальности, полученной в КНИТУ-КАИ, или нет?»

Каждый десятый студент КНИТУ-КАИ - «фанат» специальности, едва ли не каждый второй - «лояльный» приверженец специальности. Таким образом, более половины студентов КНИТУ-КАИ осознанно обучаются в вузе, что следует оценивать позитивно, так как эта часть аудитории является целевой для вуза, выпускающих кафедр и институтов при реализации множества программ и проектов, направленных на повышение качества образования и научно-исследовательскую активность. Еще чуть более трети студентов могут быть отнесены к категории «реалистов», которые не готовы с полной определенностью планировать свое профессиональное будущее. Эта группа колеблющихся тоже должна рассматриваться в качестве целевой для дальнейшей работы в вузе, так как их переход в категорию «лояльных» в достаточной мере зависит от конкретного преподавателя, материальной и информационной базы университета, практической ориентированности обучения и коммуникаций с будущими работодателями. Самыми идейными будущими профессионалами проявили себя студенты ИТ- и инженерных направлений подготовки. Доля же убежденных «нигилистов», не желающих работать по специальности, полученной в вузе, мала как в целом по университету, так и в отдельных учебных подразделениях.

При том, что «реалисты» (рис. 9) занимают более трети студенчества КНИТУ-КАИ, большая часть из них готовы предложить свой опыт выбора вуза своему ближайшему окружению. «Фанатов» вуза и «лояльных» вузу существенно больше, чем приверженцев выбранной специальности и будущей профессии (рис. 10). 14% респондентов, скорее не рекомендующих

близким поступление в КНИТУ-КАИ, и маргинально малая доля этого не планирующих - это тоже аудитория, требующая самостоятельного исследования и отдельной работы, так как в сфере высшего образования понятие общественной репутации (не только академической!) чрезвычайно значимо. В полученных результатах интерес вызывает распределение ответов по отдельным институтам, не согласующееся с оценками лояльности профессии. Лидером (хотя и не явным, без большого отрыва) по негативным оценкам являются опрошенные студенты ИТ-направлений подготовки, в то время как студенты естественнонаучных направлений более всех остальных лояльны к вузу.

14% 15% 15% 69%

63% 60% 63% 71%

20% 24% 16% 17% 24%

КНИТУ-КАИ ИИЭиП ИКТЗИ ИАНТЭ ФМФ

■ Обязательно "Скорее да, чем нет "Скорее нет, чем да "Ни в коем случае!

Рис. 10. Распределение ответов на вопрос: «Посоветуете ли Вы младшему родственнику (другу) поступать в КНИТУ-КАИ?»

Во введении к данной публикации отмечалось, что в ходе исследования требовалось опровергнуть расхожий тезис о несамостоятельности современных молодых людей, выбирающих вуз для получения высшего образования. Как минимум, это необходимо было сделать на выборках в КНИТУ-КАИ. Предложенные на выбор варианты ответов не противопоставлялись друг другу, но выбор мог быть только один (рис. 11). Эта задача была решена. По нашим оценкам, 11% поступивших в 2023 г. в КНИТУ-КАИ по совету родителей и (или) родственников - это исключение, подтверждающее правило. Молодые люди в большинстве своем считают, что самостоятельно выбирают вуз. Без малого половина из них выбирают вуз или конкретную специальность в вузе. Довольно неожиданно, что доля тех, кто выбрал локацию - город Казань, равна доле тех, кто выбирал конкретную специальность. Привлекательность прежде всего города оценили будущие экономисты, специальность и вуз - будущие инженеры. Интересно, что выбор вуза осуществляется до появления результатов ЕГЭ, и последний фактор имеет меньшее значение, чем выбор «за компанию».

В КНИТУ-КАИ, как и в большинстве российских университетов, работает отлаженная система коммуникаций с абитуриентами, но, вопреки укрепившемуся мнению о замещении SEO (поисковая оптимизация) социальными сетями и мессенджерами, вуз делает ставку на официальный сайт и личный кабинет абитуриента (табл. 3).

15%

11% 13% 20%

28%

31% 29%

40% 17%

35%

13%

15% 12%

40% 9%

31% 25% 33% 18%

КНИТУ-КАИ ИИЭиП ИКТЗИ ИАНТЭ ФМФ

■ Затрудняюсь ответить

После сдачи ЕГЭ я понял(а), что КНИТУ-КАИ - это, к сожалению, всё, на что я могу рассчитывать Выбрал(а) по совету родителей и (или) родственников

■ Поступил(а) за компанию с друзьями

Я выбрал(а) город Казань и доступный для поступления вуз

■ Всегда мечтал(а) учиться в КНИТУ-КАИ, неважно на какой специальности

■ Только в КНИТУ-КАИ была интересная для меня специальность

Рис. 11. Распределение ответов на вопрос: «Какое из нижеприведенных утверждений наиболее точно описывает Вашу ситуацию с принятием решения о поступлении в КНИТУ-КАИ?»

Таблица 3. Распределение ответов на вопрос: «Какой источник информации оказался самым важным для Вас при поступлении в КНИТУ-КАИ?», %

Ответы КНИТУ-

КАИ

Сайты - агрегаторы вузов (Поступай правильно, Учеба.ру, Вузопедия.ру и т.п.) 32

Официальный сайт КНИТУ-КАИ (abiturientu.kai.ru) 56

Оффлайновые визиты в Приемную комиссию 17

Консультации по телефону 7

Консультации в WhatsApp 2

Телеграм-канал (1те/рпет_ка^ 23

Аккаунт в ВК (vk.com/abiturientkai) 5

Переписка по электронной почте 1

Личный кабинет абитуриента (lk.kai.ru) 28

Независимые отзывы в поисковых и иных интернет-сервисах 7

Другое 18

Затрудняюсь ответить 5

2-й ранг 1-й ранг Больше 15%

Больше 20%

3-й ранг

Больше 15%

Агрегаторы могут подтвердить информацию о вузе, настроить фильтры для поиска и в удобном формате помочь сравнить вузы. Но достоверную информацию о ходе приема в вуз дает исключительно сайт КНИТУ-КАИ. Из года в год снижается запрос на оффлайновые консультации в Приемной комиссии и консультации по телефону, в то время как мессенджер Телеграм дает возможность создать и использовать удобный для обеих сторон инструмент - Телеграм-канал. Личный кабинет и Телеграм-канал создают эффект адресности и прямого контакта. Непрерывно меняющаяся информационно-технологическая среда и совершенствование принципов, правил и процедур приема в вузы должны в конечном итоге приводить к повышению «точности поступления», под которой мы понимаем степень соответствия предпочтений абитуриента и возможностей вуза по его приему в ряды студентов 1-го курса.

Воодушевление первокурсников, характерное для начала первого семестра, нашло отражение в распределении ответов на вопрос о первых впечатлениях (рис. 12).

32% 18% 33% 33% 47%

47%

40% 36%

46% 32%

20% 31% 23% 14% 16%

КНИТУ-КАИ ИИЭиП ИКТЗИ ИАНТЭ ФМФ

Разочарован(а), выхожу на следующей остановке!

■ Уже появились принципиальные вопросы к организации работы в вузе, но пока наблюдаем

■ Неплохо, но не без мелких недостатков

■ Все отлично, ожидания оправдываются Все отлично, реальность выше ожиданий

Рис. 12. Распределение ответов на вопрос: «Завершается первый месяц учебы в КНИТУ-КАИ. Как проходит полет?»

Большинство студентов КНИТУ-КАИ (60%) позитивно оценивают университетскую реальность, но при этом каждый третий новый студент (32%) отмечает мелкие недостатки. В большей степени это свойственно студентам естественнонаучных направлений (почти каждый второй - 47%), а в меньшей степени - студентам социо-гуманитарных направлений подготовки. 8% студентов высказывают недовольство либо разочарование, что, на наш взгляд, достаточно много для 6 учебных недель. Первые недели учебы в вузе часто сопряжены с различными вспомогательными процессами: выдача кампусных карт (специалистами банков-контрагентов), поселение в общежитие, постановка на воинский учет, оформление временных пропусков и допусков, запись в библиотеку и т.п. Поэтому организация работы в вузе в начале 1-го семестра должна быть направлена на подтверждение репутации

вуза и закрепление в сознании теперь уже студентов его положительного образа.

Заключение

Анализ и интерпретация полученных в ходе исследования результатов, таким образом, позволяют сделать ряд выводов.

Во-первых, было доказано, что студенты крупного, хотя и регионального университета - это типичные представители широких социальных групп «Российское студенчество» и «Российская молодежь». Результаты проведенного исследования, как минимум, не противоречат опросам ВЦИОМ, а чаще всего совпадают с ними. Заметные отклонения зафиксированы только по тем вопросам, где на общероссийском уровне нет данных по возрастным и профессиональным группам. Следовательно, общероссийские опросы однозначно могут использоваться как индикаторы социальных процессов, происходящих в более узких сообществах студенческой молодежи.

Во-вторых, доказано, что профессиональный оптимизм студенческой молодежи в достаточной мере связан с получением высшего образования, но парадокс высокой доли считающих высшее образование необязательным именно среди студентов в контексте данного исследования не был объяснен.

В-третьих, студентам не свойственны инфантилизм и слабая профессиональная ориентация - большая часть студентов адекватно оценивают перспективы своей будущей профессии, при этом не перекладывая решение о выборе вуза и специальности на близких людей. Решение о профессиональном выборе студент часто принимает самостоятельно, но нередко под влиянием «случайных» факторов, включая доступность и качество информации.

В-четвертых, осведомленность и оптимизм студентов в области российской науки невысокие. Это важный вывод, который, с нашей точки зрения, следует рассматривать, скорее, с позиций долгосрочной трансформации университетов как таковых и даже более глобальных процессов - смещения фокуса в управлении на короткий временной горизонт ввиду высокой вола-тильности внешней среды.

В-пятых, первокурсники более оптимистичны относительно своего профессионального будущего по сравнению со старшекурсниками, что можно объяснить «незнанием правды жизни» и повышением качества приема в университет.

Исследование продемонстрировало необходимость регулярного мониторинга профессиональных ожиданий и ориентаций студентов специалистами университета с целью лучшего понимания в том числе перспектив развития и стратегических целей университета. Например, аспект, актуальность которого также доказана в данном исследовании, - слабая вовлеченность и низкий интерес студентов к научной деятельности. Это объективный и закономерный процесс, результатом которого является вытеснение профессиональным образованием и воспитанием очень важного аспекта университета - формирования научного метода. Не затихают дискуссии о стирании

грани между университетом и колледжем, оправдывая существование первого только сложностью и длительностью изучаемого предмета. Как реагируют на эти процессы студенты, считать ли данные изменения последовательной и фундаментальной трансформацией университета или краткосрочной реакцией на запрос общества, насколько научные исследования должны быть важной компетенцией базового высшего образования? На эти и огромное количество смежных вопросов дают ответы в том числе социологические исследования.

Список источников

1. Программа развития университета на 2021-2030 годы в рамках реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет2030», КНИТУ-КАИ. Казань, 2023. URL: https://kai.rudocuments/10181/12336435/%D00/oBF%D1%80% D0%BE%D0%B3%D 1 %80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0+%D 1 %80%D0%B0% D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F+2023.pdf/1818ca03-1de1-45ea-ae24-22d2ee6aafb8 (дата обращения: 21.08.2023).

2. Штыхно Д.А., Константинова Л.В., Гагиев Н.Н., Смирнова Е.А., Никонова О.Д. Трансформация моделей университетов: анализ стратегий развития вузов мира // Высшее образование в России. 2022. Т. 31, № 6. С. 27-47. doi: 10.31992/0869-3617-2022-316-27-47

3. Осипов Г.В. Современная социология в научном управлении обществом // Вестник Российской академии наук. 2011. Т. 81, № 11. С. 1042-1044.

4. Бурдьё П. Общественное мнение не существует. URL: http://bourdieu.name/ content/obshhestvennoe-mnenie-ne-sushhestvuet (дата обращения: 25.08.2023).

5. Всероссийский центр исследования общественного мнения (ВЦИОМ) : официальный сайт. URL: https://wciom.ru/

6. В преддверии ЕГЭ-2023: взгляд студентов. URL: https://wciom.ru/analytical-re-views/analiticheskii-obzor/v-preddverii-egeh-2023-vzgljad-studentov (дата обращения: 08.09.2023).

7. Высшее образование: социальный лифт или потерянное время? URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/vysshee-obrazovanie-soczialnyj-lift-ili-poteryannoe-vremya (дата обращения: 07.09.2023).

8. День студента: зачем идти учиться? URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/den-studenta-zachem-idti-uchitsya (дата обращения: 08.09.2023).

9. Наука и жизнь: мониторинг. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/nauka-i-zhizn-monitoring (дата обращения: 10.10.2023).

10. Наука и общество: мониторинг. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/nauka-i-obshchestvo-monitoring (дата обращения: 10.10.2023).

11. Высшее образование: неожиданный ренессанс? URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/vysshee-obrazovanie-neozhidannyi-renessans (дата обращения: 08.10.2023).

12. Социальные лифты: едут или стоят? URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/soczialnye-lifty-edut-ili-stoyat (дата обращения: 12.10.2023).

13. Программист из России? Это звучит гордо! URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/programmist-iz-rossii-eto-zvuchit-gordo (дата обращения: 12.10.2023).

References

1. KNRTU-KAI. (2023) Programma razvitiya universiteta na 2021-2030 gody v ramkakh realizatsiiprogrammy strategicheskogo akademicheskogo liderstva "Prioritet2030", KNITU-

KAI [University development program for 2021-2030 as part of the implementation of the strategic academic leadership program "Priority 2030", KNRTU-KAI]. Kazan. [Online] Available from: https://kai.ru/documents/10181/12336435/%D0%BF%D1 %80% D0%BE%D0%B3%D 1 %80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0+%D 1 %80%D0%B0% D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F+2023.pdf/1818ca03-1de1-45ea-ae24-22d2ee6aafb8 (Accessed: 21.08.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Shtykhno, D.A. et al. (2022) Higher Education for Global and Local Sustainable Development. Vysshee obrazovanie v Rossii. 31 (6). pp. 27-47. (In Russian). doi: 10.31992/0869-3617-2022-31-6-27-47

3. Osipov, G.V (2011) Sovremennaya sotsiologiya v nauchnom upravlenii obshchestvom [Modern sociology in scientific management of society]. Vestnik Rossiyskoy Akademii nauk. 81 (11). pp. 1042-1044.

4. Bourdieu, P. (2023) Public opinion does not exist. [Online] Available from: http://bourdieu.name/content/obshhestvennoe-mnenie-ne-sushhestvuet (Accessed: 25.08.2023). (In Russian).

5. VCIOM: Russia Public Opinion Research Center. [Online] Available from: https://wciom.ru/ (In Russian).

6. VCIOM. (2023) On the eve of the Unified State Exam 2023: the students' view. [Online] Available from: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/v-preddverii-egeh-2023-vzgljad-studentov (Accessed: 08.09.2023). (In Russian).

7. VCIOM. (2023) Higher education: social elevator or lost time? [Online] Available from: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/vysshee-obrazovanie-soczialnyj-lift-ili-poteryannoe-vremya (Accessed: 07.09.2023). (In Russian).

8. VCIOM. (2023) Student's Day: why go to study? [Online] Available from: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/den-studenta-zachem-idti-uchitsya (Accessed: 08.09.2023). (In Russian).

9. VCIOM. (2023) Science and life: monitoring. [Online] Available from: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/nauka-i-zhizn-monitoring (Accessed: 10.10.2023). (In Russian).

10. VCIOM. (2023) Science and society: monitoring. [Online] Available from: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/nauka-i-obshchestvo-monitoring (Accessed: 10.10.2023). (In Russian).

11. VCIOM. (2023) Higher education: an unexpected renaissance? [Online] Available from: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/vysshee-obrazovanie-neozhidannyi-renessans (Accessed: 08.10.2023). (In Russian).

12. VCIOM. (2023) Social elevators: moving or standing? [Online] Available from: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/soczialnye-lifty-edut-ili-stoyat (Accessed: 12.10.2023). (In Russian).

13. VCIOM. (2023) Programmer from Russia? It sounds proud! [Online] Available from: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/programmist-iz-rossii-eto-zvuchit-gordo (Accessed: 12.10.2023). (In Russian).

Информация об авторах:

Чугунов К.В. - старший преподаватель кафедры ЭТиУР, заместитель директора Института инженерной экономики и предпринимательства, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева (Казань, Россия). E-mail: KVChugunov@kai.ru, ORCID: 0009-0007-7546-2655, SPIN^: 1607-6140. Николаева А.Б. - кандидат экономических наук, доцент кафедры ЭУП, заместитель директора Института инженерной экономики и предпринимательства, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева (Казань, Россия). E-mail: ABNikolaeva@kai.ru, ORCID: 0000-0002-4145-4661, SPIN^: 9796-8171.

Юдина С.В. - доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры ЭТиУР, директор Института инженерной экономики и предпринимательства, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева (Казань, Россия). E-mail: SVYudina@kai.ru, ORCID: 0000-0001-7774-9843, SPIN^: 9034-6402.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Information about the authors:

K.V. Chugunov, senior lecturer at the Department of Economic Theory and Resource Management; deputy director of the Institute of Engineering Economics and Entrepreneurship, Kazan National Research Technical University named after A.N. Tupolev (Kazan, Russian Federation). E-mail: KVChugunov@kai.ru, ORCID: 0009-0007-7546-2655, SPIN-code: 16076140.

A.B. Nikolaeva, Cand. Sci. (Economics), associate professor at the Department of Economic Theory and Resource Management; deputy director of the Institute of Engineering Economics and Entrepreneurship, Kazan National Research Technical University named after A.N. Tupo-lev (Kazan, Russian Federation). E-mail: ABNikolaeva@kai.ru, ORCID: 0000-0002-41454661, SPIN-code: 9796-8171.

S.V. Yudina, Dr. Sci. (Economics), docent, professor of the Department of Economic Theory and Resource Management; director of the Institute of Engineering Economics and Entrepre-neurship, Kazan National Research Technical University named after A.N. Tupolev (Kazan, Russian Federation). E-mail: SVYudina@kai.ru, ORCID: 0000-0001-7774-9843, SPIN-code: 9034-6402.

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 13.11.2023; одобрена после рецензирования 19.01.2024; принята к публикации 29.02.2024.

The article was submitted 13.11.2023; approved after reviewing 19.01.2024; accepted for publication 29.02.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.