0 УДК 316
DOI 10.18522/2227-8656.2023.6.15 EDN KIOOXJ
Научная статья
ВОСПРИЯТИЕ МОЛОДЕЖЬЮ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН: ОБРАЗЫ «ДРУЗЕЙ» И «ВРАГОВ» (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНЧЕСТВА Г. ТАГАНРОГА)
PERCEPTION OF FOREIGN COUNTRIES BY YOUNG PEOPLE: IMAGES OF «FRIENDS» AND «ENEMIES» (ON THE EXAMPLE OF TAGANROG STUDENTS)
А. С. Магранов * **
ORCID: 0000-0002-5138-0950
Aleksei S. Magranov *
**
* Южный федеральный университет; ** Южно-Российский филиал ФНИСЦ РАН, Ростов-на-Дону, Россия
Цель исследования: проанализировать представления студенческой молодежи о роли ведущих мировых держав на мировой геополитической арене. Выделить страны, которые, по мнению студентов, выступают в качестве «друзей» и «врагов» для России.
Методологическую базу исследования представляют эмпирические данные пилотажного социологического исследования, проведенного коллективом ЮРФ ФНИСЦ РАН в 2023 году. Метод исследования - анкетирование. В рамках данного проекта были опрошены студенты г. Таганрога.
Результаты исследования. Полученные в ходе проведенного прикладного социологического исследования данные, свидетельствуют о высокой затруднительности, испытываемой студенческой молодежью при определении роли ведущих мировых государств на мировой арене. Однако в отношении определения «стран-друзей» и
© Магранов А. С., 2023
* Southern Federal University; ** South Russian Branch of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences, Rostov-on-Don, Russia
Objective of the study is: To analyze the ideas of students about the role of the leading world countries in the global geopolitical arena. Highlight the countries that, according to the students, act as «friends» and «enemies» for Russia.
The methodological basis of the research is the empirical data of a pilot sociological study conducted by the staff of the SRB - FCTAS RAS in 2023. The research method is a questionnaire. Within the framework of this project, students of Taganrog were interviewed.
Research result. The data obtained in the course of the applied sociological study indicate the high difficulty experienced by the student youth in determining the role of the world's leading states on the world stage. However, with regard to the definition of "friend countries" and "enemy countries" for Russia, the students showed more confidence
«стран-врагов» для России студенты продемонстрировали больше уверенности и солидарности во мнениях. Также были выделены основные причины, которые могут вызвать у молодых людей личную антипатию относительно тех или иных зарубежных стран.
Перспективы исследования. Полученные в ходе проведенного исследования эмпирические данные могут быть использованы представителями высших учебных заведений, общественных организаций, отделов по делам молодежи при разработке программ молодежной политики и мероприятий, направленных на повышение общественно-политической активности молодежи.
Ключевые слова: студенчество, молодежь, образ «страны-врага», образ «страны-друга», специальная военная операция, мировая угроза
and solidarity in their opinions. Also, the main reasons that can cause young people to have personal antipathy towards certain foreign countries were highlighted.
Prospects of the study. The empirical data obtained in the course of the study can be used by representatives of universities, public organizations, youth affairs departments in the development of youth policy programs and activities aimed at increasing the socio-political activity of young people.
Keywords: students, youth, the image of an «enemy country», the image of a «friend country», a special military operation, a global threat
Образы «страны-врага» и «страны-друга»
Положение России на геополитической арене в течение последних десятилетий, увы, нельзя назвать стабильным, и уж тем более простым. С момента распада Советского Союза и появления новой державы - Российской Федерации - перед ней стояла необходимость укрепления позиций и завоевания авторитета у мирового сообщества. На всем протяжении данного процесса происходило (причем, с переменным успехом) выстраивание деловых и торговых отношений с другими государствами, в ходе которого трансформировалось и восприятие данных стран в сознании русского населения. В том числе происходило и формирование позитивного отношения к одним государствам, и негативного - к другим, включая и выделение отдельных стран как «врагов» и «друзей». Однако начало специальной военной операции по демилитаризации и денацификации Украины кардинальным образом изменило взаимоотношения со многими странами. Это обусловило как усиление в сознании россиян одних «образов», так и полную переориентацию в их отношении к ряду мировых держав. Как справедливо отмечает Н. В. Смульки-на, «невозможно рассматривать проблему формирования идентичности (как опоры стабильного общества), не обратив внимания на образы других стран в российском сознании. Для того чтобы понять, кто суть "мы", следует ответить, кто же суть "они" и кем они являются для нас» (Смулькина, 2020. С. 91).
И особую важность здесь представляет выявление представлений у молодых россиян относительно «друзей» и «врагов» на карте мира.
Данная проблематика находит свое отражение в трудах отечественных исследователей. Однако стоит заметить, что их интерес в большей степени направлен на изучение «обратной стороны медали» - особенности представления и формирования образа России в западных странах. Так, А. Р. Борисова рассматривает основные инструменты, применяемые Соединенными Штатами Америки в ходе «информационной войны», направленной против России. Цель данного воздействия - создание образа «страны-врага», как в сознании представителей американского общества, так и на мировой арене в целом (Борисова, 2019). У В. Жданова и Е. С. Лапшова проанализировали имидж Российской Федерации в средствах массовой информации Великобритании, США и Германии. Было выявлено, что для обострения международной ситуации СМИ данных государств усиленно используют негативные стереотипы о России (Жданова, Лапшова, 2020). М. А. Лисихина на основе проведенного ей анализа текстов американских печатных СМИ отмечает, что США целенаправленно формируют образ страны-агрессора, оккупирующего соседние территории и разжигающего военные конфликты (Лисихина, 2014). Появляются и публикации, посвященные изучению формирования образа России в геополитических реалиях после начала специальной военной операции. Например, М. Н. Клинцова рассматривает особенности создания образа Российской Федерации как страны-врага СМИ-иноагентом «Крым. Реалии». Она отмечает, что образ врага представляет собой «не только демонстрацию определенного состояния предрассудков, неприятия или ненависти, но и меди-апродукт, созданный для специфической коммуникативной ситуации и следующих из нее целей и намерений и являющийся функциональной частью процессов массовой коммуникации» (Клинцова, 2022. С. 172).
Отметим, что научных публикаций, посвященных анализу образа, к примеру США и западных стран в представлениях россиян, заметно меньше. При этом определенная часть имеет скорее историографическую направленность, рассматривая периоды Первой и Второй мировых войн. Особого внимания заслуживают работы, направленные на изучение образов других стран в сознании российской молодежи. Так, И. В. Мирошниченко на основе данных эмпирического исследования проанализировала пространственный образ Европы в представлениях современной российской молодежи. Исследование было осуществлено с использованием комплексной методики, подразумевающей интеграцию ряда качественных методов (проективный рисунок, методики неоконченных предложений, картографирование, методика семантического дифференциала, шкалирование) в фокус-группу и экспертный опрос. Пространственный образ был рассмотрен в качестве содержательного основания образа Европы (Мирошниченко, 2018). Е. Б. Марин, используя
психосемантический метод свободных вербальных ассоциаций, осуществил реконструкцию образов типичного русского и типичного американца в представлении российской студенческой молодежи. Было выявлено, что для образа типичного русского характерны, в основном, положительные качества, тогда как представления о типичном американце характеризуются двойственностью: наличием как положительных, так и отрицательных качеств (Марин, 2019). Основываясь на результатах опроса самарских студентов, С. Ю. Митрофанова и Е. А. Капускина проанализировали сложившиеся у представителей студенчества образы «страны-врага» и «страны-друга». Было зафиксировано, что у студенческой молодежи сложилось представление о Соединенных Штатах Америки как о «враге», а «другом» они склонны считать Китай. Также выявлено, что в наибольшей степени учащиеся вузов хотели бы посетить Германию, Францию, Японию, Великобританию и США, если бы им представилась такая возможность (Митрофанова, Капускина 2016). Л. А. Юшкова изучила представления российской молодежи о России и Америке, проведя сравнительно-сопоставительный анализ данных свободного ассоциативного эксперимента, проведенного С. Я. Тер-Минасовой в 1992, 1995 и 1998 годах, с результатами авторского исследования, реализованного в 2015 году (Юшкова, 2016).
Более целенаправленный интерес к данной проблематике демонстрируют ведущие исследовательские социологические центры. Так, например, согласно данным всероссийского опроса (выборка исследования - 1601 человек в возрасте от 18 лет и старше; опрос проведен в 137 населенных пунктах, 50 субъектах РФ), проведенного «Левада-Центром»1* в 2020 году, наиболее близкими друзьями и союзниками россияне назвали Беларусь, Китай и Казахстан, а в качестве «недругов» для них выступили, в первую очередь, США, Украина и Великобритания (табл. 1)2.
Схожую картину зафиксировали и проекты, реализованные «Всероссийским центром изучения общественного мнения» (ВЦИОМ) в 2019 и 2022 годах также по всероссийской выборке (то есть до и после начала СВО; выборка в обоих проектах составила 1600 россиян в возрасте от 18 лет). Однако если тройка стран, которые россияне считают самыми враждебными по отношению к нашей стране, осталась неизменной, то среди «стран-друзей» произошли изменения. Если в 2019 году, по данным ВЦИОМ (как и у «Левада-Центра»), в тройке лидеров были Китай, Беларусь и Казахстан, то после начала специальной военной операции место Казахстана в данном рейтинге заняли Индия и Турция3 (табл. 2).
1 АНО «Левада-Центр» внесена Минюстом в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
2 «Друзья» и «враги» России. Пресс-выпуск «Левада-Центра» [Электронный ресурс] // «Левада-Центр»: [сайт]. 16.09.2020. URL: https://www.levada.ru/2020/09/16/23555 (дата обращения: 16.11.2023).
3 Друзья и недоброжелатели России на фоне спецоперации. Пресс-релиз ВЦИОМ // «ВЦИОМ»: [сайт]. - 31.08.2022. - URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/druzja-i-nedobrozhelateli-rossii-na-fone-specoperacii (дата обращения: 16.11.2023).
Таблица 1
«Страны-враги» и «страны-друзья», по мнению россиян, данные «Левада-Центра», 2020 г. (в %)1
«Страны-враги» «Страны-друзья»
США 60 Белоруссия 58
Украина 35 Китай 40
Великобритания 29 Казахстан 35
Латвия 26 Армения 17
Литва 26 Азербайджан 13
Польша 26 Индия 13
Грузия 16 Сирия 12
Германия 15 Венесуэла 11
Эстония 11 Германия 10
Афганистан 7 Киргизия 9
Таблица 2
«Страны-враги» и «страны-друзья», по мнению россиян, данные «ВЦИОМ», 2019 и 2022 гг. (в %)2
«Страны-враги» «Страны-друзья»
Страны 2019 2022 Страны 2019 2022
США 67 76 Китай 45 55
Украина 53 43 Белоруссия 30 49
Великобритания 25 39 Индия 10 22
Германия 9 32 Турция 13 17
Польша 12 28 Казахстан 21 13
Франция 5 21 Сербия 2 11
Латвия 7 14 Иран 3 10
Литва 6 12 Сирия 13 7
Эстония 3 11 Армения 4 5
Прибалтика 4 10 Узбекистан 4 5
1 Таблица составлена по: «Друзья» и «враги» России. Пресс-выпуск «Левада-Центра» [Электронный ресурс] // «Левада-Центр»: [сайт]. - 16.09.2020. - URL: https://www.levada. ru/2020/09/16/23555 (дата обращения: 16.11.2023).
2 Таблица составлена по: Друзья и недоброжелатели России на фоне спецоперации. Пресс-релиз ВЦИОМ // «ВЦИОМ»: [сайт]. - 31.08.2022. - URL: https://wriom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/druzja-i-nedobrozhelateli-rossii-na-fone-specoperacii (дата обращения: 16.11.2023).
Методология исследования
Летом-осенью 2023 года сотрудниками Южно-Российского филиала Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук (ЮРФ ФНИСЦ РАН) было реализовано прикладное социологическое исследование, в ходе которого был проведен анкетный опрос студенческой молодежи г. Таганрога. Данное изыскание выступает пилотажным исследованием в рамках социологического проекта «Информированность населения г. Таганрога о международной жизни и отношение к различным странам». Выборочную совокупность исследования составили 449 представителей таганрогского студенчества. Особое внимание в инструментарии данного проекта было уделено изучению представлений студентов о дружественных и вражески настроенных против России странах.
Геополитическая карта мира глазами студенческой молодежи
Прежде всего, рассмотрим особенности восприятия таганрогскими студентами мировых держав как игроков на геополитической арене. Респондентам было предложено назвать страны, которые, по их мнению, выступают главными гарантами мирового порядка, а также тех, кто представляет непосредственную угрозу миропорядку (табл. 3).
Таблица 3
Государства, прилагающие усилия для сохранения мира на Земле и представляющие угрозу всему человечеству, по мнению студентов, 2023 г. (в %)
Сохраняют мир Представляют угрозу
Затрудняюсь ответить 73,7 Затрудняюсь ответить 55,9
Китай 10 США 32,3
Белоруссия 10 Украина 8,2
Франция 2,4 КНДР 5,8
Индия 1,8 Израиль 2,4
Швейцария 1,6 Палестина 1,3
США 1,6 Великобритания 1,3
Турция 1,3 Китай 1,1
Швеция 0,9 Германия 1,1
КНДР 0,9 Польша 0,7
Первое, что обращает на себя внимание, это высокий уровень затруднения с ответом на поставленные вопросы у молодых людей. В особенности это прослеживается относительно указания стран, прилагающих особенно много усилий для сохранения мира на Земле. Более-менее уверенно «миротворцами» таганрогские студенты считают Китай и Белоруссию - по 10 %. По всей
вероятности, это обусловлено их позицией по конфликту на Украине, а также заметным укреплением отношений с данными государствами, произошедшим за последние годы. Затруднительным для студентов оказалось и выбрать главную угрозу для человечества - более половины респондентов не смогли дать однозначный ответ.
Тем не менее единоличный образ «главного врага» в сознании студентов сформирован в лице США - эту страну отметил каждый третий (32,3 %). Это, в первую очередь, связано с тем, что при своей агрессивной «подстрекательской» внешней политике и теневой вовлеченности в конфликт на Украине, Америка является ядерной державой и прямое ее включение в боевые действия создает все предпосылки для применения ядерных бомб. Отметим, что низкие показатели опасности со стороны Израиля и Палестины объясняются тем, что полевой этап был проведен до начала обострения конфликта между этими странами, переросшего в полномасштабное военное столкновение. Достаточно примечательным является тот факт, что Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР) была названа как третьей в списке потенциальных мировых угроз, так и попала в состав «стран-миротворцев». Подобное распределение мнений, как ни парадоксально, можно объяснить особенностями их внешней политики и обладанием ядерным оружием. С одной стороны, со стороны КНДР постоянно звучат угрозы применения ядерных бомб, а также ведется активная разработка и испытание новых разрушительных видов вооружений. Но с другой стороны - КНДР выступает одним из «противовесов», сдерживающих милитаристические настроения Соединенных Штатов Америки. Однако, как видно из полученных данных, угроза все же ощущается российскими студентами более явно. Похожие причины обусловливают попадание в оба списка и Китая. С одной стороны, идет активное укрепление дипломатических отношений России и Китая. Но в то же время Китай представляет собой одну из самых многочисленных по населению стран, обладая при этом боеспособной армией. Поэтому Китай так же воспринимается как игрок на геополитической арене, от которого будет многое зависеть в случае его включения какой-либо военный конфликт.
Столь сильные затруднения при попытке обозначить государства, стремящиеся как сохранить, так и разрушить мир, вероятнее всего, обусловлены недостаточным уровнем осведомленности молодых людей о политической жизни. Точнее говоря, отсутствием у них сложившейся полной картины происходящего на мировой геополитической арене. Это подтверждается и эмпирическими данными. Так, в ходе социологического исследования «Гражданская и этнокультурная идентичность молодежи: ценностные основания и детерминанты в условиях неопределенности», реализованного ЮРФ ФНИСЦ РАН в 2022 году, были выделены тенденции низкой гражданско-политиче-ской активности студенческой молодежи (Бинеева, Магранов, 2023. С. 104),
а также преимущественно ситуативного интереса к политической сфере: 27,7 % студентов вузов интересуются политикой от случая к случаю, а 20,7 % узнают только о наиболее важных политических событиях.
Представления студентов о «друзьях» и «врагах» России
Итак, какие же страны, по мнению таганрогских студентов, выступают «друзьями», а какие, наоборот, - «врагами» для Российской Федерации? Как следует из полученных данных, выделить из мировых держав тех, кто настроен дружественно и враждебно по отношению к России, для студентов тоже оказалось достаточно затруднительным (по 45 %) (табл. 4).
Таблица 4
«Страны-враги» и «страны-друзья» России, по мнению студентов г. Таганрога, 2023 г. (в %)
«Страны-враги» «Страны-друзья»
Затрудняюсь ответить 45,9 Затрудняюсь ответить 45
США 40,5 Белоруссия 40,1
Украина 26,7 Китай 20,7
Польша 2,9 Сербия 3,1
Великобритания 2,4 Казахстан 2,2
Германия 2 Индия 2
Литва 1,8 КНДР 1,8
Латвия 1,8 Сирия 0,9
Эстония 1,6 Куба 0,9
Франция 1,1 Армения 0,9
Однако заметим, что в этом вопросе у молодых людей было больше определенности, нежели относительно «врагов» и «друзей» на мировом уровне. В качестве основных союзников представители студенческой молодежи назвали Белоруссию (40,1 %) и Китай (20,7 %), а главными «странами-врагами» нашей страны в настоящий момент студенты считают США (40,5 %) и Украину (26,7 %). В целом, объяснение данному факту уже было рассмотрено выше, при рассмотрении мнений молодежи о державах, сохраняющих мир и, наоборот, ставящих его под угрозу - это отражение все того же тренда. Стоит отметить, что списки «стран-друзей» и «стран-врагов», обозначенные студентами г. Таганрога, практически полностью идентичны иерархии, выделенной ВЦИОМ на всероссийском уровне (отличаются, в основном, только позиции государств в рейтинге). Однако если обратиться к данным ВЦИОМ и «Левада-центра», то становится очевидно, наиболее значительное ухудшение отношений с другими странами, помимо Украины, россияне видят относительно США и Великобритании, особенно с Америкой. Так, согласно данным «Левада-центра», Соединенные Штаты Америки в течение 14 лет стабильно зани-
мали первую строчку в данном «антирейтинге». Однако если с 2006 по 2013 год значение данного показателя варьировалось в диапазоне от 26 % до 45 %, то начиная с 2014 года оно возросло до 60-78 %1. Это объясняется тем, что США всегда были основным соперником сначала СССР, а затем и Российской Федерации. И хотя времена «холодной войны» прошли, определенная напряженность в отношениях осталась, сформировав образ «страны-заклято-го друга». Однако после начала событий на Украине в конце 2013 года и позиции США после Крымской весны отношение россиян к данному государству начало стремительно ухудшаться и достигло пиковых значений после начала СВО - 76 % в 2022 году, согласно данным ВЦИОМ2. Что и неудивительно: если на Евромайдане представитель Госдепа США раздавала «печеньки», то в зону специальной военной операции Штаты стали отправлять уже технику и оружие, прицел которого был направлен на солдат российской армии. Несколько иная ситуация сложилась в оценке отношений с Великобританией. Если США, всегда были «недругами № 1», то англичан считали «врагами», по данным «Левада-центра», в 2006-2013 годах лишь 3-9 % опрошенных, а в 2014-2020 годах этот показатель составлял уже 15-38 %3. Это подтверждают и данные ВЦИОМ: 9 % в 2014 году против 39% в 2022 году4. Безусловно, «ножом в спину» это нельзя назвать, так как в рейтинге ни «Левада-центра», ни ВЦИОМ Великобритания не входила в число стран, которые россияне считают дружественными для РФ. Однако из страны, к которой нужно относиться с долей осторожности, Великобритания стала полноценным «врагом» в глазах жителей нашего государства. Обусловленность ухудшения отношений России с Западом началом специальной военной операции подтверждается и данными социологического исследования «Социальное самочувствие и отношение студенческой молодежи к специальной военной операции Российской Федерации в Украине», реализованного в октябре-ноябре 2022 года Центром социально-политических исследований ЮФУ (руководитель проекта -В. И. Филоненко). Как показали полученные данные, более четверти студентов вузов Ростовской области считают, что основной причиной начала СВО
1 «Друзья» и «враги» России. Пресс-выпуск «Левада-Центра» [Электронный ресурс] // «Левада-Центр»: [сайт]. - 16.09.2020. - URL: https://www.levada.ru/2020/09/16/23555 (дата обращения: 18.11.2023).
2 Друзья и недоброжелатели России на фоне спецоперации. Пресс-релиз ВЦИОМ // «ВЦИОМ»: [сайт]. - 31.08.2022. - URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/druzja-i-nedobrozhelateli-rossii-na-fone-specoperacii (дата обращения: 18.11.2023).
3 Друзья» и «враги» России. Пресс-выпуск «Левада-Центра» [Электронный ресурс] // «Левада-Центр»: [сайт]. - 16.09.2020. - URL: https://www.levada.ru/2020/09/16/23555 (дата обращения: 18.11.2023).
4 Друзья и недоброжелатели России на фоне спецоперации. Пресс-релиз ВЦИОМ // «ВЦИОМ»: [сайт]. - 31.08.2022. - URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/druzja-i-nedobrozhelateli-rossii-na-fone-specoperacii (дата обращения: 18.11.2023).
были именно действия властей США и стран Запада (Социальное самочувствие... 2023).
Интересными представляются данные относительно наличия личного отношения в формировании образов «стран-врагов» и «стран-друзей». Респондентам был задан вопрос «Есть ли какие-либо зарубежные страны, которые вам не нравятся, вызывают у вас антипатию?». Как следует из полученных данных, большинство студентов (60,1 %) не имеют какой-либо личностной неприязни к другим странам и затруднились ответить на данный вопрос (рис. 1). Наибольшую антипатию у представителей студенчества вызывают Соединенные Штаты Америки - 15,8 %. Для сравнения, уровень личной неприязни к Украине, с которой уже почти два года длится вооруженный конфликт, в два раза меньше - 7,8 %.
Турция Польша Япония Великобритания Франция Афганистан Германия Израиль Индия КНДР Украина США
Затрудняюсь ответить
I 0,9
I 1Д 1,1
1.3 1,6 1,8
2.4 3,1
I 3,6
7,8 7,8
15,8
60,1
Рис. 1. Страны, вызывающие личную антипатию у таганрогских студентов, 2023 г. (в %)
То есть украинский народ по-прежнему воспринимается скорее как братский, а боевые действия связываются с деятельностью нынешней украинской власти. При этом, как уже было указано выше, вину за начало СВО молодые люди в значительной степени приписывают Западу. Это подтверждается и тем, что в качестве основных причин антипатии студенты называли, прежде всего, агрессивную внешнюю политику (58,4 %) и враждебный настрой по отношению к России (47,6 %). Специфика национального характера интересует их в этом отношении несколько меньше - 40,5 %, а особенностям внутренней политики значение придают всего 27,6 % (рис. 2).
Затрудняюсь ответить Другое
Реакционная внутренняя политика Специфика национального характера
Поддержка неофашизма / неонацизма
Враждебное отношение к тем странам, которые не разделяют господе
Враждебное отношение к России Арессивная внешняя политика
Рис. 2. Основные причины личной неприязни студентов к другим государствам, 2023 г. (в %)
Обращает на себя внимание тот факт, что среди стран, вызывающих у молодежи неприязнь, которые были отмечены чаще всего, присутствуют как государства, причисляемые к «врагам», так и к «друзьям». Это говорит о том, что при ответе на вопрос о «странах-врагах» и «странах-друзьях» студенты руководствовались, в первую очередь, не личными эмоциями, а именно оценкой их поведения в отношении России. Примером может служить Индия, названная одним из основных союзников, но при этом попавшая в список государств, вызывающих антипатию. Однако Индия названа одним из главных миротворцев. Интересная ситуация складывается в отношении Франции. Эта страна попала в число «недругов» России, а также вызывает личную неприязнь. Но в то же время Франция, по мнению студентов, прилагает усилия для сохранения мира. Получается, что представители студенчества верят в благие намерения французского руководства, однако недовольны их выбором стороны и политикой в отношении России, проводимой в соответствии с этим.
Выводы
Таким образом, результаты проведенного социологического исследования позволили зафиксировать ряд важных тенденций. Почти половина представителей студенчества испытывают затруднения при определении стран, которые можно назвать дружественными или, наоборот, вражескими для
России. Еще более трудным для молодых людей оказалось назвать государства-миротворцы, а также тех, кто представляет угрозу для мирового сообщества. Причина этого кроется в том, что, отвечая на подобный вопрос, оценивая деятельность мировых держав со знаком «плюс» или «минус», студенты руководствуются в большей степени объективными факторами, нежели личностным отношением. Однако они осознают, что для объективной оценки им не хватает знаний о ситуации в мире, что обусловлено недостаточным интересом к сфере политики и низким уровнем участия современной молодежи в политической жизни страны, выявленными проведенными ранее исследованиями. Это представляется важным, так как осознание представителями молодого поколения роли ведущих мировых держав не геополитической арене способствует пониманию важнейших политических процессов, происходящих в мире, а также решений, принимаемых государственной властью нашей страны.
Главными «врагами» России студенты считают США и Украину. В качестве основных союзников нашей страны они назвали Китай и Белоруссию. Эти же государства были отмечены в ролях мировой угрозы и миротворцев соответственно. Немаловажную роль в подобном распределении сыграли позиции и действия этих держав относительно специальной военной операции. Действительно, как отмечают В. А. Шилова и В.А. Веденин, «формирование "образа врага" может происходить по реальным причинам, подкрепленным фактами и доказательствами, а может и по мнимым. Процесс выстраивания образа может носить как целенаправленный, так и естественный характер. Основаниями для создания "образа врага" могут послужить действия той или иной страны в контексте политических и исторических событий» (Шилова, Веденин, 2022. С. 33). Однако заслуживает внимания тот факт, что 39,9 % студентов указывают государства, которые им просто не нравятся. Специфика национального характера хоть и не является главным фактором формирования антипатии к той или иной стране, но также была отмечена заметным количеством респондентов - 40,5 %. Нельзя допустить, чтобы данная тенденция усиливалась и у будущих поколений молодых россиян формировалась неприязнь к каким-либо государствам лишь на основе антипатии к национальному характеру и обычаям, отличающимся от привычных. Так как это служит плодотворной почвой для формирования расистских воззрений.
Список источников
Бинеева Н. К. Восприятие студенческой молодежью Юга России социально-экономической и политической ситуации в стране (на материалах региональных исследова-
References
Bineeva N. K., Magranov A. S. Perception of socio-economic and political situation in Russia by student youth of the southern region (based on regional studies). Sociologicheskaja nauka
ний) / Н. К. Бинеева, А. С. Магранов // Социологическая наука и социальная практика. - 2023. - Т. 11, № 3. - С. 87-111. - DOI 10.19181^Кф.2023.11.3.5. - EDN GDJLRQ.
Борисова А. Р. Формирование образа врага на новом этапе конфронтации России и США: инструменты информационной войны / А. Р. Борисова // Коммуникации. Медиа. Дизайн. - 2019. - Том 4. № 2. - С. 115-128.
Жданова У. В. «Россия друг» или «Россия-враг» в средствах массовой информации Соединенных Штатов Америки, Великобритании и Германии / У В. Жданова, Е. С. Лапшова // Вестник молодых ученых и специалистов Самарского университета. -2020. - № 2 (17). - С. 26-29.
Клинцова М. Н. Конструирование образа врага СМИ-иноагентом «Крым.Реалии» во время спецоперации России по демилитаризации и денацификации Украины / М. Н. Клинцова // Ученые записки Крымского федерального университета имени
B. И. Вернадского. Филологические науки. -2022. - Том 8 (74). № 1. - С. 170-176.
Лисихина М. А. Современный образ России в средствах массовой информации США / М. А. Лисихина // Наука и современность. - 2014. - № 32-2. - С. 108-113.
Марин Е. Б. Образ представителей России и США у российской молодежи / Е. Б. Марин // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2019. - Т. 21. №1. -
C. 101-111. - DOI: https://doi. о^10.21603/2078-8975-2019-21-1-101-111.
Мирошниченко И. В. Пространственный образ Европы в представлениях российской молодежи: результаты эмпирического исследования / И. В. Мирошниченко // Вестник Пермского университета. Политология. - 2018. - № 2. - С. 31-44. - DOI: 10.17072/2218-1067-2018-2-31-44.
Митрофанова С. Ю. Образ «страны-врага» и «страны-друга» в представлениях современных студентов технического вуза / С. Ю. Митрофанова, Е. А. Капускина // Экономика и социология. - 2016. - № 2 (30). -С. 19-23.
i social'naja praktika = Sociological Science and Social Practice. 2023; 11 (3): 87-111. DOI 10.19181/snsp.2023.11.3.5. (In Russ.).
Borisova A. R. Image of the enemy at the news tage of Russian-USA confrontation: tools of information war. Kommunikacii. Media. Dizajn = Communications. Media. Design. 2019; 4 (2): 115-128. (In Russ.).
Zhdanova U. V., Lapshova E. S. «Russia is a friend» or «Russia-the enemy» in the media of the United States of America, Great Britain and Germany. Vestnik molodyh uchjonyh i spe-cialistov Samarskogo universiteta = Proceedings of young scientists and specialists of the Samara University. 2020; 2 (17): 26-29. (In Russ.).
Klintsova M. N. Constructing the image of the enemy of the media recognized as a foreign agent «Crimea.Realities» during the Russian's special operation on demilitarization and denazification of Ukraine. Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo. Filologicheskie nauki = Scientific Notes of V. I. Vernadsky Crimean Federal University. Philological sciences. 2022; 8 (74) (1): 170-176. (In Russ.).
Lisihina M. A. The modern image of Russia in the US media. Nauka i sovremennost' = Science and modernity. 2014; 32-2: 108-113. (In Russ.).
Marin E. B. Images of Russians and Americans as Seen by Russian Adolescents. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta = The Bulletin of Kemerovo State University. 2019; 21 (1): 101-111. DOI: https:// doi.org/10.21603/2078-8975-2019-21-1-101-111. (In Russ.).
Miroshnichenko I. V. Spatial image of Europe in Russian youth notions: on the results of empirical study. Vestnik Permskogo universiteta. Politologija = Bulletin of Perm University. Political Science. 2018; 2: 31-44. DOI: 10.17072/2218-1067-2018-2-31-44. (In Russ.).
Mitrofanova S. Yu., Kapuskina E. A. The image of «the country-the enemy» and «the country-the friend» in the presentation of modern students of technical university. Jekonomika i sociologija = Economics and Sociology. 2016; 2 (30): 19-23. (In Russ.).
Смулькина Н. В. Символические образы международных отношений в сознании российских граждан: политико-психологический анализ / Н.В. Смулькина // Антиномии. - 2020. - Т. 20. № 1. - С. 89-116.
Социальное самочувствие студенческой молодежи приграничных регионов России в событийном контексте СВО: информационно-аналитические материалы / Я. А. Асланов, В. И. Филоненко [и др.]. - Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2023. -155 с. - ISBN 978-5-9275-4456-1
Шилова В. А. «Образ врага» в информационных войнах в контексте отношений России с Украиной, Великобританией и США в 2019 году (анализ контента политических блогеров социальной сети Twitter) /
B. А. Шилова, В. А. Веденин // Коммуникации. Медиа. Дизайн. - 2022. - Т. 7. № 4. -
C. 27-66.
Юшкова Л. А. Представления современной молодежи о России и Америке: сравнительная характеристика результатов исследований 1992, 1995, 1998 и 2015 гг. / Л. А. Юшкова // Сибирский педагогический журнал. - 2016. - № 6. - С. 73-78.
Для цитирования: Магранов А. С. Восприятие молодежью зарубежных стран: образы «друзей» и «врагов» (на примере студенчества г. Таганрога) // Гуманитарий Юга России. - 2023. - Т. 12. - № 6(64). -С. 208-221.
DOI 10.18522/2227-8656.2023.6.15 EDN KIOOXJ
Сведения об авторе
Магранов Алексей Сергеевич
Кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Центра социально-политических исследований Южного федерального университета; ведущий научный сотрудник Южно-Российского филиала ФНИСЦ РАН AuthorlD РИНЦ: 671150 [email protected]
Smulkina N. V. Symbolic images of international relations in consciousness of Russian citizens: political-psychological analysis. Antinomii = Antinomies. 2020; 20 (1): 89-116. (In Russ.).
Aslanov Ja. A., Filonenko V. I. The social well-being of students in the border regions of Russia in the event context of the SMO: information and analytical materials. Rostov-na-Donu; Taganrog: Izdatel'stvo Yuzhnogo federal'nogo universiteta = Rostov-on-Don; Taganrog: Southern Federal University Press; 2023. 155 p. ISBN 978-5-92754456-1. (In Russ.).
Shilova V. A., Vedenin V. A. The image of the enemy in information wars in the context of Russia's relations with Ukraine, Great Britain and the USA in 2019 (analysis of the content of political bloggers of the Twitter social network). Kommunikacii. Media. Dizajn = Communications. Media. Design. 2022; 7 (4): 27-66. (In Russ.).
Yushkova L. A. Presentation of modern youth about Russia and America: comparative characteristics of research results 1992, 1995, 1998 and 2015. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal = Siberian Pedagogical Journal. 2016; 6: 73-78. (In Russ.).
История статьи:
Поступила в редакцию - 30.10.2023. Одобрена после рецензирования -21.11.2023.
Принята к публикации - 24.11.2023.
Information about author
Aleksei S. Magranov
Candidate of Sociological Sciences, Senior Researcher, Center for Socio-political studies, Southern Federal University; Leading researcher, South Russian Branch of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences Scopus AuthorlD: 57190303467 [email protected]