УДК 316
doi: 10.21685/2072-3016-2023-3-5
Влияние высшего образования на жизненный успех студенческой молодежи
В. А. Гладилина
Пензенский государственный университет, Пенза, Россия gladilina. lera@mail. ru
Аннотация. Актуальность и цели. Современное молодое поколение отличается от предыдущих своими ценностными ориентациями, мотивами поведения, мировоззрением. Условия, в которых происходит социализация сегодняшней молодежи, конструируют образ их будущего. Молодые люди ставят перед собой жизненные цели и стремятся к их реализации. Достижение всех намеченных целей, успешную адаптацию к изменяющимся условиям молодежь связывает с жизненным успехом. Успех личности зависит от многих факторов и условий. Целью данной работы является анализ восприятия жизненного успеха среди студенческой молодежи и роли образования в достижении личного успеха. Материалы и методы. Для анализа изучаемой проблемы использовался вторичный анализ данных Всероссийского центра изучения общественного мнения, Фонда «Общественное мнение», а также авторский опрос студенческой молодежи, проведенный в 2023 г. В исследовании приняли участие студенты Пензенского государственного университета (n = 400). Результаты. Проведенный анализ показал, что в современной России становится популярным быть успешным. Большинство исследований показывает, что респонденты считают это важным в их жизни. Кроме того, было выявлено, что успех для современной молодежи проявляется в материальном достатке, семье и уверенности в себе. Молодые люди выделяют определенные условия и пути реализации своих планов, и чаще всего они связаны с личными усилиями и социальными связями, а немаловажная роль в этом отводится образованию. Выводы. Исследование показало, что в оценках студенческой молодежи условий достижения жизненного успеха преобладают собственные усилия и способности. Высшее образование рассматривается молодыми людьми и в качестве компонента жизненного успеха, и как условие его достижения.
Ключевые слова: молодежь, жизненный успех, образование, жизненные планы Для цитирования: Гладилина В. А. Влияние высшего образования на жизненный успех студенческой молодежи // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2023. № 3. С. 65-76. doi: 10.21685/2072-3016-2023-3-5
The impact of higher education on the life success of students
V.A. Gladilina
Penza State University, Penza, Russia gladilina. lera@mail. ru
Abstract. Background. The modern young generation differs from the previous ones in its value orientations, motives of behavior, and worldview. The conditions in which the
© Гладилина В. А., 2023. Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 License / This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.
socialization of today's youth takes place, construct the image of their future. Young people set life goals for themselves and strive to realize them. Young people associate the achievement of all their goals, successful adaptation to changing conditions with life success. The success of an individual depends on many factors and conditions. The purpose of this work is to analyze the perception of life success among students and the role of education in achieving personal success. Materials and methods. To analyze the problem under study, a secondary analysis of VTslOM and FOM data was used, as well as an author's survey of student youth conducted in 2023. The study was attended by students of Penza State University (n =400). Results. The analysis showed that in modern Russia it is becoming popular to be successful. Most studies show that respondents consider it important in their lives. In addition, it was revealed that success for modern youth is manifested in material prosperity, family and self-confidence. Young people identify certain conditions and ways to implement their plans, and most often they are associated with personal efforts and social ties, and education plays an important role in this. Conclusions. The study showed that the student youth's assessments of the conditions for achieving success in life are dominated by their own efforts and abilities. Higher education is considered by young people both as a component of life success and as a condition for its achievement. Keywords: youth, life success, education, life plans
For citation: Gladilina V.A. The impact of higher education on the life success of students.
Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Obshchestvennye nauki = University proceedings. Volga region. Social sciences. 2023;(3):65-76. (In Russ.). doi: 10.21685/2072-3016-2023-3-5
Введение
Ценность жизненного успеха формируется под влиянием ряда факторов, как объективного, так и субъективного характера. Понятие жизненного успеха достаточно многогранно, и для каждого общества и каждой личности в отдельности оно имеет свои детерминанты. Каждое новое поколение отличается от предыдущего своей системой ценностей, ориентациями и моделями поведения, которые формируются под влиянием политической и социально-экономической действительности. Исследователи отмечают, что восприятие жизненного успеха отражает ценностные ориентации личности, определяющие его поведение [1, с. 84]. Наиболее ярко достижительную мотивацию к успеху проявляет молодое поколение. В условиях социальной реальности молодежь формирует свой «образ успешности».
Изменения в социальной структуре и трансформации во всех сферах жизнедеятельности меняют ценностные установки об успехе и способах его достижения. Сегодня понятие «успех» ассоциируется с определенным положением личности в социальной структуре, наличием у нее набора благ и достижений. Несомненно, что для каждого индивида существует свое восприятие успеха, именно поэтому на его понимание будут оказывать влияние гендерные, возрастные, статусные, профессиональные и другие характеристики, что и определяет его разное сущностное содержание.
Среди россиян и различных социальных групп превалируют различные составляющие жизненного успеха. Так, Н. Е. Тихонова рассматривает успех
с точки зрения статусной позиции личности, выделяя такие факторы, как хорошо зарабатывать и жить не хуже других, иметь интересную и престижную работу, получить хорошее образование [2, с. 11-43]. Т. Н. Иванова по результатам исследования, проведенного среди населения г. Тольятти, выделила такие компоненты жизненного успеха, как крепкая семья, хорошие дети, материальная обеспеченность, возможность путешествовать и посмотреть мир, свобода выбора образа жизни, интересная работа, успешная карьера и т.д. [3, с. 57]. Н. Н. Седова отмечает, что для молодежи наиболее важным в успехе является материальное благополучие, достижение поставленных целей, баланс, гармоничное сочетание материального благополучия с сильной составляющей самореализации, саморазвития [4, с. 508-515].
Исследователи отмечают, что важно не только понимать представления о жизненном успехе, но и выделять условия и пути его достижения. Например, Т. К. Ростовская, Е. А. Князькова делают акцент на том, что для успеха необходимы следующие условия: умение выстраивать межличностные отношения, приспосабливаться к любым обстоятельствам, а также личные связи и знакомства [1, с. 81-89]. В исследовании А. Л. Маршака и Л. В. Рожковой среди значимых условий выделяются собственный усилия, хорошее образование, социальные связи и знакомства [5, с. 157-160]. Вторичный анализ показал, что условия и пути достижения успешности часто совпадают [6, 7]. Стоит отметить, что образованию отводится значимая роль в жизненном успехе, хотя оно и не занимает первых ранговых позиций.
Сегодня молодежь выстраивает определенные стратегии поведения, которые в будущем приведут их к достижению целей. Немаловажная роль в этом процессе отводится образованию. Несмотря на то что многие поступают в вуз не осознанно, под влиянием многих условий, именно высшее образование дает возможность реализовать свои жизненные цели. Результаты опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), показывают, что люди с незаконченным или высшим образованием в большей степени считают себя успешными (неполное среднее образование -38 %, среднее образование - 39 %, средне специальное - 52 %, неоконченное высшее / высшее - 67 %) [8].
Получение высшего образования дает возможность современной молодежи более успешно самореализоваться и включиться в профессиональную среду.
Материалы и методы
В качестве основных подходов анализа представленной проблемы использовался структурно-функциональный и социокультурный подходы. Роль образования в достижении успеха была проанализирована с позиции структурно-функционального подхода. Социокультурный подход позволил определить влияние ценностных ориентаций на понимание жизненного успеха среди молодежи, а также ценности образования для достижения успеха в жизни.
Для анализа жизненного успеха молодежи была использована эмпирическая база, которая включала результаты авторского исследования и данные общероссийских исследований, в том числе опрос студентов, проведенный в 2023 г. в Пензенском государственном университете (выборочная совокупность 400 человек; среди них 55,2 % девушек и 44,8 % юношей; студенты разных курсов обучения: 1 курс - 23 %, 2 курс - 33,8 %, 3 курс - 19,2 %, 4 курс - 23 %); вторичный анализ данных исследований ВЦИОМ «Успех: что это такое и насколько важно быть успешным? (2013 г., п = 1600); «Русская формула успеха» (2023 г., п = 1600); «Ценности молодежи» (2022 г., п = 1582); опрос Фонда «Общественное мнение» (ФОМ) «Что такое успех?» (2017 г., п = 1500).
Результаты
Современное общество характеризуется высокой степенью изменений во всех сферах жизнедеятельности. Процесс трансформации не только происходит в обществе в целом, но и затрагивает ценностную структуру отдельной личности. Формирование новых ценностных приоритетов влияет на поведение как индивида в отдельности, так и социальных групп. Наиболее обсуждаемой и изучаемой научным сообществом социальной группой является молодежь. Повышенное внимание к ней связано с тем, что именно она наиболее ярко проецирует перемены в обществе. Сегодня молодые люди быстро реагируют на нововведения, адаптируются к различным условиям, открыты новым возможностям, что и отличает их от более старшего поколения. Ценности молодежи определяют их жизненные траектории, представления о жизненных целях и способах их достижения. Многие молодые люди стремятся быть успешными, осуществить свои жизненные планы в будущем, выбирая определенные способы их реализации. В связи с этим в обществе становится «модным» быть успешным. Опрос ВЦИОМ среди россиян в 2013 г. показал, что 54 % респондентов считают, что скорее важно быть успешным, и 35 % - очень важно [8]. Исследования, проведенные ФОМ в 2007 и 2017 г., показали, положительную динамику роста количества людей, которые стремятся быть успешными (2007 г. - 57 %; 2017 г. - 60 %) [9].
Интересным является определение жизненного успеха, которое дают Е. В. Реутов, М. Н. Реутова, И. В. Шавырина, рассматривая его как нормативную модель самореализации, основанную на адаптации значимых ценностей и предписаний к жизненным целям личности и возможностям их достижения в конкретных социальных условиях [10, с. 67].
В рамках проведенного авторского опроса молодые люди выделили условия, которые могут способствовать достижению успеха (рис. 1).
Молодые люди отмечают, что успех зависит от самой личности, для его достижения необходимо прикладывать собственные усилия (78,3 %). Кроме того, успешности можно добиться с помощью «нужных связей» (47,2 %) и продуманных планов на будущее (41 %). Важно отметить, что одним из значимых условий успеха является образование (38,2 %).
78,30 % 80% I
70%
60% 47,20 %
50% 38,20 % 41 %
311 JI J j'i
0%
<L> tR Л JK <D К
Ш « P s 3 ft as _ £
Рис. 1. Условия, необходимые молодежи для достижения успеха (п = 400, процент от числа опрошенных; многовариантные ответы)
В условиях цифрового общества большое значение отводится интеллектуальному потенциалу личности как главному ресурсу, способному помочь в реализации жизненных планов. Получение хорошего образования позволяет молодым людям быстрее включиться в профессиональную среду, самореализоваться. Кроме того, вузовское образование способствует формированию социального капитала личности. Значимость образования в достижении успеха в современных условиях значительно выросла не только среди молодого поколения, но и среди более старших возрастных групп. ВЦИОМ привел сравнительные данные, что позволяет добиться успеха в нашей стране, за 2013 и 2023 г. (табл. 1).
Таблица 1
Наиболее значимые условия, позволяющие добиться успеха в России,
процент [11]
Условия 2013 г. 2023 г.
Образование / знания / ум/ мозги 17 31
Деньги / финансовые возможности / стартовый капитал / материальная база 23 17
Хорошие знакомства / личные связи 20 17
Стремления / инициативы / активная жизненная позиция 7 16
Проведенный опрос ВЦИОМ показал, что среди россиян поменялись приоритеты в реализации намеченных целей за последнее десятилетие. Если в 2013 г. большинство респондентов акцент делали на материальной базе (23 %), которая давала старт для реализации своих целей, то в 2023 г. ценность приобретают знания (полученное образование) (31 %) [11].
Сравнивая общероссийское и авторское исследование, можно отметить, что материальная составляющая (ВЦИОМ - 17 %, авторское исследование -22,2 %) становится менее актуальной в достижении успеха.
В современных условиях возрастает технологичность рабочих процессов, передачи информации, усложняются социальные связи, происходит смена приоритетов. Перечисленные факторы акцентируют внимание на социальных и профессиональных компетенциях личности, а наличие формальных условий (диплома, денег, статуса) в достижении успеха теряет свою актуальность. Образование приобретает терминальную ценность. Как отмечают Ю. А. Зубок и В. И. Чупров, ценность образования становится компонентом саморегуляционных стратегий, которые позволяют стабилизировать жизненные ситуации и саморазвиваться [12, с. 88]. Сегодня полученные и накопленные знания позволяют личности достигать карьерных успехов, быстро адаптироваться к происходящим изменениям, выстраивать эффективные социальные связи. В современной реальности актуальность приобретает применимость полученных знаний, и если личность умеет пользоваться имеющимся у нее интеллектуальным ресурсом, то это позволит находить решения в самых сложных и неопределенных ситуациях.
Таким образом, молодежь демонстрирует модель активного достижения успеха за счет собственных усилий, а жизненный успех будет зависеть от того, какие ценности преобладают у личности. Ценностная структура будет определять модели достижения успеха в жизни. Современные молодые люди по-разному могут добиваться своих целей, в основе может быть заложено как конструктивное, так и деструктивное поведение. Проведенный опрос среди студенческой молодежи позволил выделить основные пути, которые могут позволить студентам стать успешными (рис. 2).
Рис. 2. Пути достижения успеха глазами студенческой молодежи (п = 400, многовариантные ответы)
Сегодня практики, работодатели особое внимание обращают на личностные качества (soft skills). Такая тенденция обусловлена тем, что компетентного специалиста в узкой сфере бизнеса найти сложно, но его возможно выучить. Способности личности могут как открывать новые возможности в профессиональной сфере, так и ограничивать их. Кроме того, умение успешно взаимодействовать в командной, проектной работе, быстро включаться в социальное пространство компаний, понимать поведение людей приобретает сегодня ключевое значение. Данные тенденции распространены и в студенческой среде, поэтому важным для достижения успеха студенческая молодежь считает умение общаться и договариваться с людьми (85 %), а также талант и способности (47,4 %). Конечно, наличие даже уникальных способностей без определенных усилий не дадут никакого результата, в связи с этим упорный труд находится на втором ранговом месте в реализации поставленных целей (58,7 %).
Как отмечают исследователи [4, 13], компоненты и стратегии достижения успеха зависят от преобладающих ценностей в обществе. Исходя из ценностных ориентаций личность формирует установки на жизненный успех. Общероссийское исследование «Что такое успех?», проведенное ФОМ, позволило определить, что россияне включают в понятие «успех» [9]. В представлениях респондентов успех состоит из счастливой семьи (32 %), материального достатка (27 %), хорошей, интересной работы и успешной карьеры (20 %), здоровья своего и своих близких (13 %), хорошей благополучной жизни в целом и осуществления своих планов (6 %), самореализации и стабильности (5 %) и др.
Ценностная структура общества формируется под влиянием социальной реальности; в настоящее время изменчивость и нестабильность окружающей действительности определяет ценностные приоритеты личности. В свою очередь ценностные установки обуславливают мотивацию к поведению, в том числе и для достижения успеха.
Опрос студенческой молодежи позволил выделить основные компоненты жизненного успеха. Для студенческой молодежи это материальное благополучие (73,1 %), счастливая семья (68,4 %), уверенность в себе (48,6 %), успешная карьера (32,1 %), любимая работа (31,1 %), хорошее образование (20,3 %) и ряд других (рис. 3).
Проведенное исследование показало, что приоритетными составляющими являются материальный достаток и семья, что отражает ценности молодых россиян. По результатам опроса ВЦИОМ, проведенного в 2022 г., ценностная структура российской молодежи выглядит следующим образом: здоровье, безопасность и отношения в семье (97 %), материальное положение (95 %), возможности для достижения поставленных целей (94 %) и т.д. [14]. Результаты общероссийских исследований ценностей и компонентов успеха указывают на сходство первых ранговых мест в их иерархии.
Возможность заниматься творчеством, реалшовыватъ
Материальное благополучие
Успешная карьера. 32,^ °А пр офе сс ио на лыше достижения
Любимая и интересная работа
свои идеи
68.4 % Счастливая семья
Слава, признание окружающих
Хорошее образование
Собственный бизнес
Наличие власти
48.6 %
Уверенность и себе
Рис. 3. Компоненты жизненного успеха студенческой молодежи (п = 400, многовариантные ответы)
Среди слагаемых успеха студенческой молодежи материальный достаток находится на первом ранговом месте, обгоняя семью. Возможно, такие данные объясняются тем, что студенты приобретают относительную самостоятельность от родительской семьи, но при этом не имеют своей собственной. В связи с этим в данный период их жизни концентрация усилий по реализации жизненных планов сосредоточена на трудовой и профессиональной сфере, что способствует получению дохода. Большинство молодых людей отметили, что в первую очередь хотели бы преуспеть именно в профессиональной сфере (51,9 %), только 29,7 % - реализоваться в личной.
Молодые люди, получая профессиональное образование, конечно, хотят в будущем реализоваться по профессии, достичь определенного статуса в профессиональной сфере. В современных условиях происходят изменения на рынке труда, связанные с глобальными тенденциями: робототизация, внедрение в производственные процессы нейросетей, цифровизация экономики и т.д. В этих условиях профессиональный успех зависит от особенностей личности, ее компетентности в той или иной сфере. Опрос, проведенный среди студентов, показал, что большинство считают, что высшее образование важно в достижении профессионального успеха (важно - 31,5 %; скорее важно, чем не важно - 46,5 %) (рис. 4).
Следует особо подчеркнуть, что в современном обществе роль образования переоценить сложно. Опросы свидетельствуют, что, несмотря на критику института высшего образования, молодежь по-прежнему считает, что оно является одним из условий достижения успеха [15, с. 110].
■ Важно
Скорее важно,
и Не важно
Скорее неважно,
■ Затрудняюсь ответить
чем неважно
чем важно
Рис. 4. Значение высшего образования в достижении профессионального успеха студенческой молодежи (п = 400, многовариантные ответы)
В условиях глобальных изменений ученые и практики особое внимание сосредотачивают на молодежи как социальной группе. Молодое поколение проявляет гибкость в поведении, восприимчивость к нововведениям, формирует трудовые ресурсы с учетом особенностей социальной реальности. Результаты исследований показывают, что молодые люди имеют до-стижительную мотивацию на успех. Жизненный успех отражает притязания, которые складываются в определенном обществе. Для современного российского общества по-прежнему характерно связывать успешность с материальным достатком, однако меняются условия и пути его достижения. Молодое поколение связывает достижение успеха с личностными факторами (личностными качествами, упорным трудом, талантом, способностями). По результатам исследования можно сделать вывод, что фундаментом, на котором происходит формирование личностных и профессиональных компетенций, является образование. В современных рыночных условиях все больше обостряется проблема непрерывного образования. Инвестиции в образование способствуют улучшению качества трудовых ресурсов, повышению производительности труда, росту конкурентоспособности. Проведенное исследование показало, что образование не имеет высоких ранговых позиций среди компонентов, условий и путей достижения жизненного успеха. Однако, по мнению молодежи, хорошее образование важно для достижения успешности и может выступать и как условие, и как способ достижения их жизненных целей.
Заключение
Список литературы
1. Ростовская Т. К., Князькова Е. А. Система ценностей и жизненный успех: взгляд разных поколений // Социальная политика и социология. 2020. Т. 19, № 1. С. 81-89.
2. Тихонова Н. Е. Факторы жизненного успеха и социального статуса в сознании россиян // Вестник института социологии. 2018. Т. 9, № 4. С. 11-43.
3. Иванова Т. Н. Представления о жизненном успехе молодежи и представителей старшего поколения: социологический аспект (эмпирический опыт исследования) // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8, № 2 (27). С. 55-59.
4. Седова Н. Н. Жизненный успех молодежи - от Москвы до самых до окраин // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. № 6. С. 505-529. URL: https://doi.Org/10.14515/monitoring.2019.6.26
5. Маршак А. Л., Рожкова Л. В. Жизненный успех в представлениях российской молодежи // Социологические исследования. 2015. № 8. С. 157-160.
6. Ерина И. А. Жизненные стратегии современной Российской студенческой молодежи // Гуманитарные науки. 2016. № 1 (33). С. 76-81.
7. Корж Н. В. Жизненный успех в представлениях современной молодежи // Региональная дифференциация и консолидация социального пространства России: реалии и новые вызовы: V Сухаревские чтения : материалы Всерос. науч.-практ. конф. Саранск : Научный центр социально-экономического мониторинга, 2015. С. 518-522.
8. Успех: что это такое и насколько важно быть успешным? // Всероссийский центр изучения общественного мнения. 2013. 16 сентября. URL: https://wciom.ru/ analytical-reviews/analiticheskii-obzor/uspekh-chto-eto-takoe-i-naskolko-vazhno-byt-uspeshnym
9. Что такое успех? // Фонд «Общественное мнение». 2017. 29 ноября. URL: https:// fom.ru/TSennosti/13865
10. Реутов Е. В., Реутова М. Н., Шавырина И. В. Жизненный успех и шансы на его достижение в представлениях жителей российской провинции // Социологические исследования. 2020. № 6. С. 61-71. doi:10.31857/S013216250009480-1
11. Русская формула успеха // Всероссийский центр изучения общественного мнения. 2023. 16 мая. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/russkaja-formula-uspekha
12. Зубок Ю. А., Чупров В. И. Смысловая саморегуляция отношения молодежи к образованию // III Чтения памяти В. Т. Лисовского : сб. науч. тр. М. : Изд-во Экон-Информ, 2020. С. 87-91.
13. Паниева К. О. У истоков концепции жизненного успеха как ценностной ориентации молодежи (некоторые идеи американской социологии и социальной психологии) // Знание. Понимание. Умение. 2013. № 4. C. 315-319.
14. Ценности молодежи // Всероссийский центр изучения общественного мнения. 2022. 14 декабря. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/ cennosti-molodezhi
15. Константиновский Д. Л. Новая молодежь в новой реальности образования // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития. 2016. № 1. С. 106-162.
References
1. Rostovskaya T.K., Knyaz'kova E.A. Value system and life success: views of different generations. Sotsial'naya politika i sotsiologiya = Social policy and sociology. 2020;19(1):81-89. (In Russ.)
2. Tikhonova N.E. Factors of life success and social status in the minds of Russians. Vest-nik instituta sotsiologii = Bulletin of the Institute of Sociology. 2018;9(4):11-43. (In Russ).
3. Ivanova T.N. Ideas about the life success of young people and representatives of the older generation: sociological aspect (empirical research experience). Baltiyskiy guman-itarnyy zhurnal = Baltic Humanitarian Journal. 2019;8(2):55-59. (In Russ).
4. Sedova N.N. Life success of young people - from Moscow to the very outskirts. Monitoring obshchestvennogo mneniya: Ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny = Public Opinion Monitoring: Economic and Social Changes. 2019;(6):505-529. (In Russ.). Available at: https://doi.org/10.14515/monitoring.2019.6.26
5. Marshak A.L., Rozhkova L.V. Life success in the views of Russian youth. Sotsiolog-icheskie issledovaniya = Sociological researches. 2015;(8):157-160. (In Russ.)
6. Erina I.A. Life strategies of modern Russian student youth. Gumanitarnye nauki = Humanities. 2016;(1):76-81. (In Russ.)
7. Korzh N.V. Life success in the views of modern youth. Regio-nal'naya differentsiatsiya i konsolidatsiya sotsial'nogo prostranstva Rossii: realii i novye vyzovy: V Sukharevskie chteniya: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. = Regional differentiation and consolidation of the social space of Russia: realities and new challenges: the 5th Sukharev readings: proceedings of the All-Russian scientific and practical conference. Saransk: Nauchnyy tsentr sotsial'no-ekonomicheskogo monitoringa, 2015:518-522. (In Russ.)
8. Success: what is it and how important is it to be successful? Vserossiyskiy tsentr izucheniya obshchestvennogo mneniya = Russian Public Opinion Research Center. 2013;16 Sept. (In Russ.). Available at: https://wciom.ru/analytical-reviews/ analiticheskii-obzor/uspekh-chto-eto-takoe-i-naskolko-vazhno-byt-uspeshnym
9. What is success? Fond «Obshchestvennoe mnenie» = Foundation "Public Opinion". 2017;29 Nov. (In Russ.). Available at: https://fom.ru/TSennosti/13865
10. Reutov E.V., Reutova M.N., Shavyrina I.V. Success in life and the chances of achieving it in the views of residents of the Russian province. Sotsiologicheskie issledovaniya = Sociological researches. 2020;(6):61-71. (In Russ.). doi: 10.31857/S013216250009480-1
11. Russian formula for success. Vserossiyskiy tsentr izucheniya obshchestvennogo mneniya = Russian Public Opinion Research Center. 2023;16 May. (In Russ.). Available at: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/russkaja-formula-uspekha
12. Zubok Yu.A., Chuprov V.I. Semantic self-regulation of young people's attitude to education. III Chteniya pamyati V.T. Lisovskogo: sb. nauch. tr. = The 3rd readings commemorating V.T. Litovskiy: collected papers. Moscow: Izd-vo Ekon-Inform, 2020:8791. (In Russ.)
13. Panieva K.O. At the origins of the concept of success in life as a value orientation of young people (some ideas from American sociology and social psychology). Znanie. Ponimanie. Umenie = Knowledge. Understanding. Skill. 2013;(4):315-319. (In Russ.)
14. Youth values. Vserossiyskiy tsentr izucheniya obshchestvennogo mneniya = Russian Public Opinion Research Center. 2022;14 Dec. (In Russ.). Available at: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/cennosti-molodezhi
15. Konstantinovskiy D.L. New youth in the new reality of education. Obrazovanie i nauka v Rossii: sostoyanie i potentsial razvitiya = Education and science in Russia: state and development potential. 2016;(1):106-162. (In Russ.)
E-mail: [email protected]
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов / The author declares no conflicts of interests.
Поступила в редакцию / Received 23.05.2023
Поступила после рецензирования и доработки / Revised 30.06.2023 Принята к публикации / Accepted 05.08.2023
Информация об авторах / Information about the authors
Валерия Алексеевна Гладилина аспирант, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)
Valeria A. Gladilina
Postgraduate student, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)