стью, чем и обусловлена их чрезмерная детализация и гиперреалистичность форм.
В заключение хотелось бы сказать и о том, что в целом процесс облагораживание среды обитания за счет произведений декоративной пластики набирает все более активный оборот. Все чаще скульптурные композиции устанавливаются по инициативе строительных компаний, различных обществ182, что только способствует развитию жанра. Все же необходим единый, регулирующий процесс установки скульптурных работ в городе, орган или совет. Ведь главное не переступить черту, за которой подобное произведение уже не сможет называться искусством.
Н. В. Регинская Ориентиры художественного позитивизма
Художественным языком искусства ХХ века, и в большей степени, постмодерна, стал маргинальный концептуализм. Термин «маргинальный», перекочевав из социологии в искусствоведение, занял здесь достойное место, поменяв пренебрежительно-вторичный статус непрофессионально-провинциального на положительное качество расширяющегося круга художественных опытов. Маргинальный концептуализм, выросший на почве социальной модели взаимодействия субкультур и этно-государственных образований в историческом времени, сегодня объединяет супраментальную парадигму культуры.
Здесь возможно повторить то, что маргинальный концептуализм является инструментом структурирования символических кодов в инновационных вариантах смешения различных форм и стилей современного творчества.
Следовательно, маргинальный концептуализм - это симбиоз цитат, заимствований, сюжетов, образов, необходимых для выстраивания консистентных историй конкретным автором (набор знаний и рефлексий на окружающий мир и саму жизнь), на основе, которых создается система мировоззренческих идей креативного творчества, выраженная в художественном произведении. Проще говоря, каждый автор выбирает набор необходимых и интересных ему «элементов» из информативно-цитатного поля современной реальности и создает свое произведение, привнося в него личностный опыт.
182 ООО «Петербургские дворы» (скульптурная композиция «Изумрудный город»), ООО «Петербургский трубочист» (памятник трубочисту), строительная компания «М-Индустрия» («Слоны», «Русалка», скульптор Г. Додонова), скульптуры комплекса «Балтийская жемчужина» (скульптор А. С. Чаркин) и пр.
Такое произведение становится труднопонимаемым для зрителя, стремящегося осмыслить его символические коды.
Фокусирование культурного пространства начала XXI века происходит вокруг зарождающегося Большого стиля, скорее всего, радикального консерватизма, возвращающего художественный язык и способы выражения, академических направлений ХУП-Х1Х веков. И здесь встает вопрос: что произойдет в дальнейшем с открытыми полями маргинальной культуры? Станет она маргинальной окраиной нового стиля или же останется метаязыком стилевой полифонии? Последнее означает расширения диапазона приемлемости, трансформацию маргинальных ценностей и укоренение их во всех пластах художественного мышления, которые прежде агрессивно вытеснялись из широкого употребления в естественный компонент бытийной культурной среды,
В ситуации современного изобразительного искусства обращение к героике Святого Георгия - змееборца-воина-защитника, изображение которого своеобразно своей двойственностью; сакрально-иконографич-ным содержанием и экспериментально-светской манерой исполнения в искусстве ХХ-ХХ1 века закономерно.
Сюжет «Чуда Георгия о змие» в пространстве современной России один из наиболее популярных. Огромное количество произведений в различных видах искусств от графики, живописи, росписей по стеклу, тканых картин до монументальной скульптуры и различных визуальных объектов.
Религиозное искусство является важнейшей частью национального наследия России, и иконописное творчество становится одним из самых обновляющихся и развивающихся жанров современной художественной культуры, востребованность которого в настоящее время значительно возросла. Это связано с восстановлением некогда разрушенных религиозных центров, а также с естественной потребностью в возрождении духовных традиций. Известно, что этот процесс предполагает обновление и религиозного самосознания, которое сопровождается, в том числе и развитием современного иконописного искусства, изучение, анализ и систематизация которого представляются необходимыми и своевременными. Возможность этого обновления объясняется еще и тем, что современное иконописное творчество оказывает свое влияние на светские жанры новой культуры, важной составляющей которой оно становится.
Существует живопись церковная и светская.
Живописная картина изображает земной мир, видимый глазами и по-своему прочувствованный художником. Иконописец входит в духовный мир, полагаясь на благодать Святого Духа, не доверяя поиск своему несовершенному внутреннему видению, как доверяет ему обыкновенный художник. Иконописец вверяет себя Иисусу Христу, Который и ведет его благодатной стезей предания и откровения.
Земной мир - это наш временный дом. Несомненно, что мы должны его знать и любить, и живописцы нам в этом помогают. Иконописцы уважают труд художника, но они предпочитают быть осторожными к красотам земного мира, чтобы не впасть в соблазн безблагодатного изображения естества. Духовный мир - это мир верующего сердца, И окном в этот мир служит икона.
Потребность человека в создании изображений - неотъемлемая часть его духа, сознания. Эта потребность сплетается из двух стремлений. Одно из них - стремление к подражанию видимой природе. Другое исходит из желания видимого запечатления «вещей невидимых». Это возможно с помощью создаваемых художником живописных объектов-знаков. Зна-ковость в изобразительном искусстве - область художественного мышления, некое «умное делание» в сфере зрительного познания мира. Православный иконописный канон - это таинственно сложившаяся знаковая система, знаковый язык, на котором осуществляется молчаливая, умозрительная проповедь Православной Церкви.
И здесь вспоминаются слова великого русского искусствоведа изучавшего иконографию Богоматери Никодима Павловича Кондакова о том, что икона живет в сердцах и мыслях народа тогда, когда из сферы церковной живописи проникает в жилища народа, наполняя лучезарным светом среду обитания человека.
Основой иконографии является знак - Символ веры душевного радения в постижении Бога и его проповедей.
Знак - слово одного корня со словами «знать», «знаменить» - это то, что подлежит узнаванию, запоминанию и наполнению живым содержанием. Подражание природе и знаковость - отнюдь не взаимоисключающие стороны живописи, но два ее крыла, на которые она опирается. В светской живописи знаковая система иная, чем в иконописи - она чаще всего подчинена подражательности, мимезису.
Но это не мешает светским художникам в стремлении собственного духовного делания.
Современная художественная мысль, потеряв за время ХХ века ориентиры ментальных ценностей, приобщаясь к церковной литургике, проходит «трудный путь в традицию, как обретение духовного фундамента, способности созидания подлинной культуры»183.
Церковная живопись предстала перед современными художниками как необозримый океан многовековых традиций, как мир неизведанной глубины постижения смысла и предназначения человеческой жизни.
183 Скотникова Г. В. Предисловие // Образ святого Георгия Победоносца в культуре России: сб. статей. СПб.: Изд-во СПбГУКИ, 2009. С. 6.
Изучение современного живописного творчества рождает ряд размышлений-аналогий, связанных с историей появления самой светской живописи в России. Иконное писание (создание священных изображений) предназначалось быть посредником между миром Божественным и земным, являлось одной из форм проявления Божественной истины. Икона, как основной предмет почитания, в ходе христианского богослужения бытовала в средневековой Руси Х1-ХУП веков, России Нового времени, ХУП-Х1Х вв., продолжает развиваться и сейчас в Новейший период истории.
Социально-исторический процесс развития Российского государства привел к расширению связи Руси со странами Европы в ХУЛ в. На Руси стали появляться образцы западноевропейского изобразительного искусства. Русские художники начали изображать светские и исторические сюжеты. События национальной истории так же способствовали проникновению народных (непрофессиональных) и инородных черт в иконографию184.
ХУЛ век на Руси - время кровавых смут и крестьянских восстаний, воцарения династии Романовых (1613), и церковного раскола. В конце столетия началось царствование великого преобразователя Петра I. Деспотическое по своей сути правление, привнесло в художественную систему определенные демократические элементы, со временем разрушившие стройный лад русской иконы.
Иконописцы местных монастырских школ ХУГ-ХУП веков в основном работали по заказам посадского населения, ориентируясь на его вкусы. Здесь усложнялись традиционные изображения в иконах, создавались новые композиции, появлялось множество бытовых подробностей.
В сферу иконописания стали активно проникать, с одной стороны элементы светских европейских стилей, что со временем привело к академической религиозной живописи, а с другой стороны - деревенские (ремесленно-народные) прописи, приемы и техники.
Русский лубок, появившийся в ХУЛ веке, явился «графическим сценарием» крестьянской жизни допетровской поры, собравшим в себя, как сюжеты духовно-религиозной жизни, так и улично-балаганной185.
Бытование религиозно-духовных сюжетов в искусстве России Нового времени ХУШ-Х1Х вв. формировало новые течения в светской живописи:
- Иконографический канон с различными вкраплениями светских стилевых элементов продолжил развитие в монастырских иконописных мастерских, воспринявших приемы прорисей и техники средневековых
184 Иткина Е. И. Русский рисованный лубок конца XVIII - начала XIX в.: альбом. М.: Русская кн., 1992. С. 18.
185 Там же. С. 19.
русских школ (Новгородской, Псковской, Тверской, Владимирской и других) - школьная иконопись.
- Сюжеты священного писания создали новый жанр академической светской живописи, которая была активно востребована церковью -академическая религиозная живопись.
- Проникновение религиозных сюжетов в ярморочно-зрелищную культуру городов и деревень сформировали мир народной картинки -примитивно-упрощенный стиль, который был понятен и любим народу России.
- И наиболее неизученный и как не парадоксально, наиболее обширный пласт иконописного творчества - деревенская, примитивная икона. Выполняемая деревенскими ремесленниками кустарями, она по способу изготовления является ремесленной. Деревенская икона создавала целостный комплекс моленных икон (домовой иконостас) присутствовал в каждом русском доме.
В начале XX века Великий эксперимент русского авангард создал небывалый по насыщенности сплав разновременных сюжетов, впечатлений форм выражения и мировоззренческих взаимопреломлений. Путь художников от иконописных проб к синергитической абстракции, обнаружил новую стезю познания Мира Высшего, наметив ориентиры собственных личных восхождений. Концепции и художественные приемы авангарда непонятны большинству и сейчас.
«Намерения и таланты зачинателей художественной революции наделили ее подлинностью, которая, однако же, ушла вместе с ними, а продолжение пути привело изобразительное искусство в никуда. Не сам по себе отказ от предметности, но связанная с нею утрата связи с традицией хранения, умножения, углубления и творческого преобразования художественных ценностей, иначе говоря, разрыв континуума традиции, привел к беспочвенности, к отсутствию глубоких критериев, которые, вообще говоря, могут иметь опору только в контакте с культурной традицией. Вырванное из почвы традиции, изобразительное искусство оказалось производством пластмассовых изделий, а место художественных ценностей заняли пустые претензии тех, чьи настояния громче и аляповатей, кто умеет привести в движение средства овладения рынком. То, что сходит сегодня за критерии искусства, есть чистый продукт рыночной техники (marketing), создается в лабораториях мастеров рекламы либо является фальшивым оправданием этого опыта на мошеннически используемом языке искусствоведения. Не то, чтобы изобразительное искусство совсем стало невозможным или исчезло, но его спорадические ростки, героические индивидуальные усилия неразличимы на обширном рынке поддельных ценностей - так одинокий осмысленный человеческий голос
тонет в океане шума, производимого множеством механических средств»186.
Утверждение Сендеровича выражает общее настроение от ситуации современного искусства, но в любом глобальном явлении характеризующим тот или иной исторический период, необходимо различать новации и тропы возрождения традиций, или же тропы неразрывных связей с ментальной памятью, которые расширяясь, становятся магистральным комплексом обновления, восхождения к забытым или утерянным высотам духовности.
Иконописная традиция во всех коллизиях ХХ века продолжала существовать, визуальные предметы православной веры, как нетленные страницы прошлого, сохраняли духовную энергию народа. Современному художнику нелегко соответствовать иконописцу средневековому, тотальный атеизм ХХ века разрушил у многих тончайшие нити предстоя-ния и неустанного душевного радения перед Богом.
Истинное произведение рождается как результат встречи Воли Божественной и воли человеческой, как результат их взаимной любви и согласия. Если же человеческая воля самочинствует, то возникают ущербные формы культуры, которые в светском искусстве выглядят как заумные, холодные, уродливые, а в церковном - как мертвые, внешне стилизованные. С церковного художника не снимается закон: увидеть образ внутренним зрением прежде, чем воплотить его в живописном материале. И по этому труд художника оценивается без всяких скидок и «привилегий» в отношении его церковности, не взирая на личное благочестие самого художника. Настоящую икону написать гораздо труднее, чем картину, и духовное напряжение здесь требуется гораздо более высокое и чистое. Поэтому, когда в наши дни иконописание становится подчас сравнительно быстро и легко приобретаемой профессией, полем деятельности для начинающих художников или даже вообще не художников, возможно, говорить об утерянных ориентирах иконописной традиции.
В поисках утраченных опор очевидно стремление к возврату догматических основ иконописи, осмысление иконы как целостного объекта православного мировоззрения через художественный образ.
Идея иконы как выражения «единства веры, жизни и художественного творчества» (прот. Н. Озолин) в наибольшей степени реализована в иконе моленной, которая не только украшение храма или иллюстрация Священного Писания, но и образ литургический, сакральный.
186 Сендерович С. Я. Георгий Победоносец в русской культуре: страницы истории. М.: АГРАФ, 2002. С. 288, 289.
Моленная икона направлена соединить в человеке два нераздельных начала, личное и соборное, без единства которых, жизнь христианина не может быть полной.
Соборная жизнь Церкви имеет строгие уставы и правила, записанные в тексты и чинопоследования, они выражаются как в богослужении, так и во всеобъемлющей системе различных искусств: архитектуре, пении, прикладных ремесел, живописи.
Личное духовное делание совершается в душе каждого христианина сокровенно, за это он несет ответственность перед богом.
Яркое подтверждение этой мысли возможно наблюдать сейчас, когда все увеличивающаяся часть современных художников стремятся найти живительное спасение души именно в православной иконе. Они не обучены основам традиционной канонической иконописи, и потому для многих из них каноном становится не ортодоксальная иконография, а примитивная «деревенская» икона Х1Х - начала ХХ веков, сохранившаяся, уже в достаточно малом количестве русских деревень и провинциальных городов до настоящего времени.
Традиционная иконография воспринимается художниками неканонично, вольно. Но иконное начало не утрачивается по мере отхода от традиционных сюжетов. Отдельные мотивы, теряя первоначальный смысл, приобретают характер параллельных значений - пусть не тождественных первоначальным, но близких по духу, сохраняющих исходный уровень иератичности и бытийственности, несмотря на то, что конкретный состав фигур и смысл действий видоизменяется. Чем дальше мы отходим от прямых аналогий, тем больший смысл приобретают аналогии косвенные: образное напряжение, «иконная драматургия» (Д. Сарабья-нов), чувство причастности к явлениям высшего порядка, к законам неземного бытия.
Обращение современных художников к сюжетам и прорисям православной иконы, создание в своих произведениях «иконной драмматур-гии» формирует новый пласт современной живописи, который возможно обозначить как духовно-иконологическое направление187.
Где духовным является религиозно-сокровенное чувство художника, дающее ему возможность творить, соединяя импульсы собственного творчества с образами Горнего мира. Иконологической же основой становится возможность визуально ярко переосмыслить информацию внешнего знания с помощью рождающихся в воображении мыслеобразов. Обработав визуальные впечатления тварного мира, наделить немеркнущий
187 Термин автора. Духовно-иконологическое течение в современном экспериментальном искусстве - это течение, произведения которого выстроены на основе иконографии православной иконы.
Образ Божественного художественно-смысловыми измерениями своего времени. С одной стороны это сюжеты традиционной иконографии, прописанные с мельчайшими подробностями прорисей ликов, деталей, клейм и надписей, с другой же стороны, это натуралистически-экспрессивная манера и техника исполнения, характерные для большинства течений современного искусства. Но так или иначе, творческий процесс в любом искусстве церковном, или же светском - это таинство сердца, и если сердца современных художников тянутся к постижению символов горнего мира, то это возможно считать духовным подвигом и восхождением к соборности собственной души.
Пессимистические рассуждения философов и искусствоведов о современном искусстве отступают после посещения выставок, начала ХХ1 века, посвященных духовным сюжетам православия.
С 2002 года в Москве и Санкт-Петербурге проводятся выставки посвященные святому Георгию Победоносцу.
В 2002 году в музее «Истории города Москвы» проходила выставка «Святой Георгий Победоносец - небесный покровитель Москвы», посвященная 10-ти летию восстановления исторического герба Москвы.
Впервые, в едином музейном пространстве экспозиции были выставлены иконы средневековых русских мастеров, хранящиеся в фондах Кремля, иконы современных московских иконописцев и работы современных светских художников. Разноплановые в своем творчестве художники были объединены великим образом св. Георгия Победоносца, заключающим в себе качества святости и героизма.
Выставка наглядно показала неразрывную связь ментальной традиции православной живописи, семантические коды которой, понятны как иконописцу ХУ века, так и живописцу ХХ1 века.
Примечательно то, что выставки, посвященные великому образу св. Георгия организует не только музеи и галереи, искусствоведы и арткри-тики, но и бизнесмены. И в этом видна новая волна интереса к национальному искусству русских предпринимателей. Русское меценатство -яркая страница в истории отечественной культуры.
Московский предприниматель Сергей Катран устраивает благотворительные выставки московских художников, обратившихся к образу св. Георгия Победоносца, вырученные от продажи картин деньги идут на восстановление разрушенного в советский период монастыря св. Георгия города Мещовска, Калужской области, настоятель которого, отец Георгий, изучая историю искусств, с интересом относится к современному творчеству русских художников.
За период 2007-2009 годов в Москве и Санкт-Петербурге прошли целый ряд выставок, посвященных св. Георгию и святыням древней Руси. Московские выставки:
13-17 декабря 2007 года. Международная ярмарка современного искусства АРТМАНЕЖ. Центральный выставочный зал Москва, Манежная площадь, дом 1, Манеж.
14-23 марта 2008 года. Выставка «Московский международный художественный салон ЦДХ-2008. Мир художника». Центральный Дом Художника, Крымский вал, 10.
12 апреля 2008 года. Состоялся Благотворительный аукцион в галерее «Древо» по адресу: Никитская ул. Дом 16.
5-11 сентября 2008 года. Выставка ЦДХ посвященная Дню города, Центральный Дом Художника, Крымский вал, 10.
1-28 ноября 2008 года. Выставка ЦДХ, Центральный Дом Художника, Крымский вал, 10.
3-7 декабря 2008 года. ХШ Московская художественная ярмарка АРТМАНЕЖ. Центральный выставочный зал Москва, Манежная площадь, д. 1
20-29 марта 2009 года. Выставка «Московский международный художественный салон ЦДХ-2009. Мир художника» Стенд 17. 19 Центральный Дом Художника, Крымский вал, 10
24 апреля - 17 мая 2009 года. Выставка в ЦДХ посвященная Дню Победы, Центральный Дом Художника, Крымский вал, 10
6-16 августа 2009 года. Выставка «Торжество добра» Галерея А3, Староконюшенный пер., д. 39
Повторимся - выставки были благотворительными, и вырученные от продажи картин деньги были отданы на восстановление Свято Георгиевского мужского монастыря.
Художники, принявшие в них участие: Балясин Виталий, Волков Олег, Гаюн Вячеслав, Лизунов Петр, Мхиторян Амуз, Аллер Марина, Барсукова Елена, Баташев Альберт, Бирштейн Анна, Буртас Виктор, Бокарев Виктор, Болотских Елена, Бродский Александр, Верещагина Ирина, Воронова Люся, Г олицина Клара, Г ордон Г арри, Ельницкая Вера, Ко-зорезенко-старший Петр, Кудрина Евгения, Кузнецова Валентина, Курдюков Владимир, Ледков Сергей, Майкова Маша, Медведева Катя, Могутина Светлана, Одинокая Надежда, Опарина Наталья, Паршков Алексей, Петров Константин, Покладова Ирина, Ромашко Евгений, Тыркин Олег, Шерешевский Владислав, Элоян Сергей.
Петербургские выставки организовала автор статьи:
Май 2008 года в Румянцевском дворце выставка «Чудо Георгия о змие»
Январь 2008 года в паттерне Петропавловской крепости выставка «Святыни древней Руси»
Май 2009 года в Румянцевском дворце выставка «Святой Георгий Победоносец воин-защитник земли Русской».
Художники, принявшие в них участие: Арцутанова Елена, Белле Андрей, Быкова-Голдобская Ирина, Визиряко Александр, Вик (Забелин Вячеслав), Волосенков Феликс, Гарде Владимир, Геннадьева Алиса, Герасимов Александр, Груздев Владимир, Жукова Лидия, Зайцев Александр, Зинштейн Арон, Зубков Геннадий, Ковальский Сергей, Ковалева-Кондурова Людмила, Кожина Анастасия, Кондуров Алексей, Ларионова Елена, Ларионов Сергей, Лукка Валерий, Люкшин Юрий, Маркуль Дмитрий, Маслов Анатолий, Мишин Валерий, Михайлов Вячеслав, Моисеева Ольга, Никитина Ольга, Орлов Евгений, Осенчаков Юрий, Побо-женский Вячеслав, Рожков Вячеслав, Смоловик Алексей, Табанин Владимир, Федоров Александр, Цвиркунова Светлана, Яхнин Олег, Соколов Леонид, Штерн Алексей, Барский Евгений, Жаворонков Евгений, Валь-ран Валерий, Манжаев Геннадий, Фигурина Елена.
Данные выставки и количество художников, принявших в них участие, вселяют надежду в современников на то, что православная икона «проникая» в чувства и мысли светских художников обновит их души, «указуя» праведный путь к истине. А так же дают надежду на то, что в скором будущем состоится совместная выставка московских и питерских художников, обратившихся творчеством к прославлению великомученика, воина-победителя св. Георгия, образ которого является Державным символом России.
Хочется думать, что обращение современных художников к право -славным святыням русского народа станет для них тропой душевного восхождения и обретения праведного пути в многогранном распутье современного искусства.
Е. А. Рунова
Искусство рисунка и феномен контемпорари арт
В современной жизни уделяется огромное внимание процессу «обмена информацией». Процессы коммуникации все ускоряются и ускоряются. Жить по старинке, игнорируя новшества, не удается. Новый образ жизни, построенный с учетом информационного обмена, активно влияет на искусство. И современное искусство становится не единым полем с четким делением на виды и жанры, а некой феноменологической совокупностью художественных практик, называемой контемпорари арт (contemporary art). В этой связи возникает вопрос о видоизменении форм и видов традиционного искусства. В частности, рисунка, который, по выражению Микеланджело есть «источник и корень всякой науки».
Владение навыками рисунка служит безусловным критерием профессионального мастерства. В русской национальной школе искусства рису-
159