Гасанов М.А.
Ориентиры функционирования слагаемых экономики Дагестана
Из всех видов производственной и социальной инфраструктуры как важной составляющей экономики транспорта железнодорожный является наиболее эффективным. Проведенный анализ показывает, что именно этот вид инфраструктуры вносит весомый вклад в развитие экономики и социальной сферы региона. Технико-экономические показатели Махачкалинского отделения Северо-Кавказской железной дороги (МО СКЖД) за первое полугодие 2008 года свидетельствуют об успешной работе железнодорожников.
Преобразования в экономике вызваны изменениями в производственной деятельности, появлением в отрасли конкурентной среды. Это в определенной мере позволило удовлетворить основные потребности в перевозках пассажиров и народнохозяйственной продукции. Так, грузооборот составил 2907 млн. тонн и, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, увеличился на 5,8%, выручка от перевозки продукции и пассажиров достигла 649,97 млн. рублей (на 13,7% больше, среднемесячная зарплата возросла на 23,7% и составила в среднем 14,8 тыс. рублей на одного работника отрасли.
Застой в производственной сфере 90-х годов отразился на работе транспорта, в том числе и железнодорожного. Факторами, сдерживающими объемы транспортной работы, явились: большая изношенность подвижного состава, неудовлетворительное состояние железнодорожных работ, рост цен на топливно-энергетические ресурсы, материально-техническое обеспечение. Все это неблагоприятно отразилось на структуре перевозок. По сравнению с 1990 годом, объем грузооборота в 2000 году уменьшился в 1,5 раза, а пассажирооборота - в 1,4 раза.
Сегодня в Азербайджан и Грузию через Дагестан следуют до двадцати пар (пара - два состава, следующие по одному маршруту в разных направлениях) поездов в сутки. В начале 90-х годов этот показатель у МО СКЖД составлял 60-70 пар. Причиной нарушения устоявшегося грузотопотока стал армяно-азербайджанский конфликт, когда на одном из азербайджанских участков следования был избран железнодорожный путь. Тогда этот международный транспорт коридор по сути превратился в тупик. Проблемы урегулирования международных перевозок на российско-азербайджанской границе сегодня успешно преодолеваются.
В структуре Махачкалинского отделения Северокавказской железной дороги имеются объединенные подразделения дистанций путей «Махачкала» и «Кизляр», энергоснабжения, сигнализации и связи, погрузочно-разгрузочных работ, а также ваго-ное депо «Махачкала», локомотивное депо «Махачкала-Дербент-Артезиан», опорные центры («Кизляр», «Махачкала», «Дербент»), 13 станций, имеющих в стационных зданиях помещения для обслуживания пассажиров. За последние семь лет протяженность линий магистральных железных дорог увеличилась на 64 километра. Являясь важной составляющей производственной инфраструктуры, железнодорожный транспорт вносит результативный вклад в развитие экономики и социальной сферы региона.
Одной из важных слагаемых экономики можно назвать и почтовую инфраструктуру России. Это 84 филиала, более 42 тыс. объектов почтовой связи. Более 415 тыс. сотрудников занято в отрасли. Управление федеральной почтовой связи Дагестана -филиал ВГУП «Почта России», включающий в себя 14 почтамтов, автобазу. В его состав входит 569 отделений связи, 487 из которых расположены в сельской местности. Почтовая инфраструктура служит единственным связующим звеном с внешним миром для отдаленных горных сёл республики.
Будучи неотъемлемой частью социальной инфраструктуры гражданского общества, почтовая связь страны позволяет создать необходимые условия для осуществления государственной политики в области формирования единого экономического пространства, способствует свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств, свободе экономической деятельности.
На современном этапе развития экономики в Республике Дагестан внедрены новые услуги: ускоренные денежные переводы «Телеграф плюс» по России, «Киберплат» - плата за услуги мобильной связи без комиссии и другие.
Пользуются спросом уже существующие услуги «Почты России»»: «Отправления Т класса», «EMS-Почта России», прием платежей за коммунальные услуги и автострахование, лотереи и денежные переводы «Western Union». Пункты коллективного доступа в Интернет, имеющиеся в 470 отделениях почтовой связи, позволяют многим жителям в отдаленных горных селах региона получать необходимую информацию и соединяться с внешним миром.
Основным направлением развития почтовой инфраструктуры является максимально возможное удовлетворение изменяющихся потребностей пользования услугами. Наиболее важным для достижения поставленных задач представляется необходимость скорейшего преодоления сложившегося стереотипа работы российской почты и формирования нового ее восприятия. Для этого совершенствуется качество обслуживания, расширяется спектр оказываемых почтой услуг, основанных на современных информационных технологиях.
Президент РД указал на необходимость ускорить прокладку оптиковолоконной линии связи, которая к 2010 году должна охватить все города и райцентры республики, подготовить предложения по телефонизации каждого населенного пункта, обеспечению доступа всех дагестанцев к сети «Интернет». В связи с этим представляется целесообразным разработать новую приоритетную программу развития инфраструктуры связи и телекоммуникации региона.
Сегодня на дагестанском телекоммуникационном рынке представлены и востребованы все средства современной связи: стационарная, различные виды мобильной телефонной связи, системы радиовызова, а также интернет-услуги, более 40% используемого ОАО «Дагсвязьинформ» оборудования - цифровое.
В системе электросвязи можно выделить следующие ее элементы: магистральные (для обслуживания крупных зон страны); региональные (внутри региона); локальные (для связи цехов, отделов внутри производственной ячейки). На развитие ее влияют состояние социальной инфраструктуры в сельской местности, производственной сфере на селе и в городах Дагестана.
ОАО «Дагсвязьинформ» является региональной компанией связи, крупнейшим оператором электросвязи в республике, входящей в холдинг ОАО «Связьинвест». Она работает на всей территории Дагестана, предоставляя широкий спектр теле-
коммуникационных услуг: традиционные услуги (местная и внутризоновая связь), новые услуги связи (доступ к сети Интернет, построение VPN) и прочие услуги (документальная электросвязь, проводное вещание, аренда каналов и т.д.). ОАО «Дагсвязь-информ» охватывает своей сетью территорию в 50,3 тыс. кв. км. с населением более 2658,6 тыс. человек. Данные о выручке от продажи товаров, работ и услуг за 2007 год приведены в таблице 1.
Таблица 1
_Основные параметры ^ развития отрасли _
Наименование показателей Единицы измерения Годы Темп изменения показателей 2007/2006 гг. (в %)
2006 2007
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг млн.руб. 469,081 474,067 101,1
Доходя от услуг связи млн.руб. 431,692 438,076 101,6
Расходы млн.руб. 361,347 417,259 115,5
Прибыль от продаж млн.руб. 107,734 56,808 52,7
Прибыль до налогообложения млн.руб. 20,261 9,526 47,0
Чистая прибыль млн.руб. 10,167 2,980 29,3
К приоритетным направлениям сферы деятельности ОАО «Дагсвязьинформ относятся: удовлетворение платежеспособного спроса на основные виды услуг за счёт модернизации и расширения сетей связи на базе цифрового оборудования; развитие комплексного обслуживания корпоративных пользователей; дальнейшее внедрение услуг интеллектуальной сети; развитие пунктов коллективного пользования за счёт оптимизации номенклатуры услуг и повышения культуры обслуживания; внедрение автоматизированных систем расчётов и управления предприятием.
Следует отметить, что создание надежных систем передачи информации в современных условиях вызывает необходимость разработки новых технологий, изготовления и внедрения кабелей связи, способных передавать сигналы с требуемым качеством. Отставание в оснащении компьютерной техникой и внедрении информатизационных технологий в социально-экономической сфере региона приводит к быстрому старению, существенному распылению, а, следовательно, и к неоправданным усилиям по поиску и восстановлению информации.
Предстоит решение такой важной задачи, как развитие сети прогрессивной коммуникации, увеличение емкости телефонного хозяйства. Это возможно лишь при сочетании нового строительства с комплексной реконструкцией и техническим перевооружением магистральной, внутризоновой и местной сети. На период до 2020 г. должны быть реализованы качественно новые направления развития электросвязи, внедрены оптические линии связи и средства вычислительной техники.
Назрела необходимость создания региональной информационной системы обработки и систематизации информации о состоянии окружающей среды, природно-ресурсного потенциала и природоохранных мероприятий. В первую очередь надо уделить внимание решению таких задач, как формирование банка данных о состоянии природной среды в народнохозяйственном комплексе, ведение кадастров о состоянии окружающей среды, прогноза экологических ситуаций в регионе и на сопредельных территориях.
Повышение эффективности информационного обеспечения социально-экономического развития республики позволит избежать потерь продукции, например, аграрного сектора экономики. Анализ подтверждает большие возможности создания системы информационно-консультационного обслуживания народно-хозяйственных объектов и фермерских хозяйств. Такая система, включающая в себя отраслевые центры и соответствующие подразделения в органах управления сельским хозяйством, помогает в освоении достижений науки и техники, а также в обучении кадров по перспективным информационным направлениям.
На современном этапе развития общества, стабилизации экономики обозначены основные проблемы государственной политики по формированию и развитию информационного сектора экономики. Прежде всего, это внедрение информационных технологий в производство, сферу услуг, управление и культуру, науку и образование. Разработка и последующая реализация стратегии информационного развития позволят России к 2010 г. стать одним из лидеров мирового рынка информационных технологий.