Научная статья на тему 'Ориентация работы будущего учителя начальных классов на использование современных средств информационных технологий, способствующих овладению профессионально-педагогической информацией в диалоговом режиме'

Ориентация работы будущего учителя начальных классов на использование современных средств информационных технологий, способствующих овладению профессионально-педагогической информацией в диалоговом режиме Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФГОС НОО / ЭЛЕКТРОННАЯ МОДЕЛЬ СОДЕРЖАНИЯ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фортыгина С.Н.

В статье рассматривается специфика работы будущего учителя начальных классов на основе использования современных информационных технологий, способствующих овладению профессионально-педагогической информацией в диалоговом режиме в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фортыгина С.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ориентация работы будущего учителя начальных классов на использование современных средств информационных технологий, способствующих овладению профессионально-педагогической информацией в диалоговом режиме»

Современные информационные технологии в образовательной деятельности 55

4. Зинченко Г.П. Непрерывное образование: социально-философская концепция. - Ростов-н/Д, 1990.

5. Нечаев В.Я. Социология образования. - М., 1992.

6. Борцов Ю.С. Новые информационные технологии обучения как социокультурный феномен: дисс. - 1997.

7. Тихомиров А.Н., Прокди А.К., Колосков П.В., Клеандрова И.А. Microsoft Office 2007 все программы пакета. - СПб.: Наука и техника, 2008.

8. Куртер Дж., Маркви А. Microsoft Office 2000. - СПб.: Изд. «Питер-Принт», 2002.

9. Журин А.А. Самоучитель работы на компьютере. - М.: «ЮНВЕС», 2002.

10. Разбегаев П.В. Формирование у старшеклассников познавательного интереса к изучению и применению компьютера: дисс. - 1999.

ОРИЕНТАЦИЯ РАБОТЫ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ОВЛАДЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ В ДИАЛОГОВОМ РЕЖИМЕ1

© Фортыгина С.Н.*

Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск

В статье рассматривается специфика работы будущего учителя начальных классов на основе использования современных информационных технологий, способствующих овладению профессионально-педагогической информацией в диалоговом режиме в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта.

Ключевые слова: ФГОС НОО, Электронная модель содержания начального общего образования, информационные технологии.

Появление и активное использование современных средств информационных технологий в учебном процессе в настоящее время требует кардинальных изменений в структуре и содержании образовательной программы профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов в высших учебных заведениях. Анализ требований государственного образова-

1 Статья написана при финансовой поддержке гранта ФГБОУ ВПО «ЧГПУ» 2013г., проект № УГ-070/13/«А».

* Ассистент кафедры Педагогики, психологии и предметных методик.

56

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

тельного стандарта к результатам освоения основной образовательной программы студентами показал, что будущие учителя начальных классов должны уметь работать с компьютером как средством управления информацией; использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС НОО; применять современные методики и технологии, в том числе и информационные для сбора, обработки и анализа информации; проектировать образовательный процесс с использованием современных технологий в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Совокупность вышеперечисленных требований является необходимым условием развития навыков самостоятельной практической деятельности студентов на основе использования современных средств обучения, важным считаем употребление слова средство, которое в толковом словаре под редакцией С.И. Ожегова рассматривается в двух значениях. Первое - прием, способ действия для достижения чего-нибудь. Второе значение - орудие (предмет, совокупность приспособлений) для осуществления какой-н. деятельности [5].

Значение данного слова неоднозначно, поэтому мы считаем необходимым рассмотреть понятие средство с точки зрения психологической, педагогической и философской наук.

Известный немецкий философ Г.В.Ф. Гегель понятие «средство» определял как человека, который «ставит себя в опосредствованное отношение с объектом и вставляет между собой и им другой объект, заставляет его вместо себя изнурять себя внешней работой, обрекает его на истощение и, заслоняя им себя, сохраняет себя от механического насилия» [2]. В дидактике же рассматривается понятие «средство обучения», которое определяется как материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний [4]. Исследуя развитие высших психических функций, советский психолог Л.С. Выготский рассматривает понятие «средство» как «... язык, различные формы нумерации и счисления, мнемотехнические приспособления, алгебраическая символика, произведения искусства, письмо, схемы, диаграммы, карты, чертежи, всевозможные условные знаки и т.д.» [1].

Однако при этом следует учитывать, что любой объект может выполнять функцию средства только при соблюдении следующих условий: с ним связана информация, необходимая для развития внутреннего мира личности; он выделен как предмет усвоения в образной, наглядно-действенной или знаково-сигнальной форме; объект вместе со своей информацией включен в общение и совместную деятельность [3].

Резкое увеличение объема современных электронных информационных ресурсов способствует не только использованию новых средств обучения в построении учебного процесса, но и появлению новых форм и методов обу-

Современные информационные технологии в образовательной деятельности 57

чения, ориентированных на сбор, обработку, хранение, представление и передачу необходимой информации. Кроме того, применение современных информационных ресурсов в учебном процессе открывают новые возможности работы в диалоговом режиме, способствующей овладению профессиональнопедагогической информацией. В диалоговом режиме происходит взаимодействие студента с современными средствами информационных технологий, позволяя тем самым адаптировать содержание, формы, методы, темп учебной деятельности будущего учителя к его индивидуальным особенностям развития навыков мышления и умения решать поставленные задачи.

Одним из таких средств может стать Электронная модель содержания начального общего образования, которая представляет собой взаимоувязанный набор данных, формируемый и используемый при проектировании, реализации и контроле усвоения содержания образования на его начальной ступени. Электронная модель содержания образования представлена пятью разделами: фундаментальное ядро и предмет, учебный предмет и курс, универсальные учебные действия (УУД), требования стандарта и предмет, требования стандарта и УУД. Содержание разделов полностью соответствует требованиям ФГОС НОО и сопровождающим его методическим материалам. В процессе работы с ЭМСНОО студент получает быстрый доступ к следующим нормативным документам: программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; программы отдельных учебных предметов, курсов; фундаментальное ядро содержания общего образования.

Благодаря использованию Электронной модели содержания начального общего образования, практические занятия строятся в виде диалога и становятся более качественными, динамичными, интересными и доступными. Диалог, установившийся между студентом и программой, позволяет не только видеть каждое его действие и операции при решении поставленных задач, но и вносить необходимые изменения в учебную деятельность студентов. Такие изменения дадут возможность каждому студенту обучаться в своем индивидуальном темпе, контролируя затраты своих сил, что положительным образом скажется на работе студента с источниками информации, отсюда экономия времени на поиск необходимой информации.

Внедрение современных информационных технологий в систему образования оказало существенное влияние и на изменение роли учителя в учебном процессе, с одной стороны, учитель становится центральной фигурой учебно-образовательного процесса, а с другой - ключевой фигурой программы внедрения современных средств обучения. В этой связи соответственно меняются и требования к уровню его профессиональной компетенции, современный учитель должен иметь определенную систему знаний и

58

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

умений использовать средства информационных технологий. Именно от того как будущий учитель умеет использовать современные информационные средства в системе образования будет зависеть успешность усвоения учебного материала учениками. Поэтому важной задачей считаем ориентацию работы будущего учителя начальных классов на использование современных средств информационных технологий, способствующих овладению профессионально-педагогической информацией в диалоговом режиме.

Таким образом, современные средства информационных технологий представляют собой комплекс мероприятий направленный на насыщение студентов профессионально-педагогической информацией в диалоговом режиме путем упорядочения и организации доступа к информации, формируя для каждого студента индивидуальный стиль работы по извлечению и обработки необходимой информации.

Список литературы:

1. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 1 [Текст] / Л.С. Выготский. -М., 1982. - С. 103.

2. Гегель Г.В.Ф. Наука логики [Текст]: сочинения Т. 3 / Г.В. Гегель. - М., 1972.

3. Зайченко И В. Педагогика [Текст]: учебное пособие / И.В. Зайченко. -Чернигов: ЧГПУ 2003.

4. Педагогика [Текст]: учеб. пос. для студ. пед. вузов / под ред. П.И. Пид-касистый. - М.: Пед. об-во России, 2006. - 608 с.

5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: Аз, 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.