Научная статья на тему 'ОРИЕНТАЛИЗМ И СОВРЕМЕННАЯ ИНДУСТРИЯ МОДЫ: АНАЛИЗ СЛОЖНОСТНОСТИ КАЧЕСТВА'

ОРИЕНТАЛИЗМ И СОВРЕМЕННАЯ ИНДУСТРИЯ МОДЫ: АНАЛИЗ СЛОЖНОСТНОСТИ КАЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Запад / Восток / ориентализм / мода / современная индустрия моды / синергетика / сложностный подход / сложностное качество / West / East / Orientalism / fashion / modern fashion industry / synergetics / complexity approach / complexity quality

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Файзуллина Диана Фаридовна

Ориентализм всегда оставался в центре внимания теоретиков моды и культурологов, поскольку был своеобразным индикатором общественного самосознания. В статье раскрываются основные этапы в эволюции ориентализма, освещается его сложное качество в ракурсе синергетического подхода, определяется специфика включения в модную индустрию ценностей восточной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORIENTALISM AND MODERN FASHION INDUSTRY: ANALYSING THE COMPLEXITY OF QUALITY

Orientalism has always remained in the centre of attention of fashion theorists and cultural scientists, as it has been a kind of indicator of public self-consciousness. The article reveals the main stages in the evolution of Orientalism, highlights its complex quality in the perspective of the synergetic approach, defines the specifics of the inclusion of the values of Eastern culture in the fashion industry.

Текст научной работы на тему «ОРИЕНТАЛИЗМ И СОВРЕМЕННАЯ ИНДУСТРИЯ МОДЫ: АНАЛИЗ СЛОЖНОСТНОСТИ КАЧЕСТВА»

16. Шевцова А.В. Становление сольного репертуара отечественной альтовой школы: в поисках художественной индивидуальности инструмента. Дисс. ... канд. искусствоведения. Саратов, 2022. 257 с.

17. Юзефович В.А. Рыцарь альта Вадим Борисовский: монография. Санкт-Петербург: Лань: Планета музыки, 2022. 640 с.

References:

1. Bakalejnikov. V.R. Zapiski muzykanta. N'ju-Jork: [b. i.], 1943. 144 s.

2. Borisovskij V.V. Neskol'ko slov o L've Moiseeviche Cejtline. Rukopis'. ABDeL. Op. 1. D. 39. L. 40.

3. Borisovskij V.V. Otchet o rabote v Moskovskoj konservatorii, 1926. ABDeL. Op.1. D. 227. L. 32.

4. Vadim Borisovskij - I.V. Stalinu, [1935]. Rukopis'. ABDeL. F. 246. Op. 1. D. 101. L. 5 ob. i 6.

5. Vadim Borisovskij - I.V. Stalinu, [1935]. Rukopis'. ABDeL. F. 246. Op. 1. D. 101. L. 7.

6. Dolgova E.A. Vlast', CEKUBU i tvorcheskaja intelligencija v social'no-jekonomicheskih obstojatel'stvah 1920-h gg.: pozicii, statusy, dekoracii / / Observatorija kul'tury, 2018. T. 15. № 1 S. 119-127.

7. Druzhinin F.S. Vospominanija. Stranicy zhizni i tvorchestva /Sost. E. Shervinskaja. - M.: Greko-latinskij kabinet Ju.A. Shichalina, 2001. 194 c.

8. Istorija - Akademicheskoe muzykal'noe uchilishhe pri MGK imeni P.I. Chajkovskogo. [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: URL:www: https://amumgk.ru/college/history (data obrashhenija : 15.04.2024).

9. Kratkij obzor organizacii PetroKUBU i ee dejatel'nosti za trehletnij period 12 janvarja 1920 — 13 janvarja 1923 g. Petrograd: B. i., 1923. 15 s.

10. Lichnoe delo V.R. Bakalejnikova. Arhiv MGK imeni P.I. Chajkovskogo. L. 1 i ob.

11. Lichnoe delo V.V. Borisovskogo. Arhiv MGK imeni P.I. Chajkovskogo. B. l.

12. Lichnoe delo V.V. Borisovskogo. Arhiv MGK imeni P.I. Chajkovskogo. L. 23.

13. Lichnoe delo V.V. Borisovskogo. Arhiv MGK imeni P.I. Chajkovskogo. L. 112-120.

14. Perederij O.I. Razvitie otechestvennoj pedagogiki muzykal'nogo obrazovanija v XIX-XX vekah. Avtoref. diss.....

d-ra pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2010. 44 s.

15. Ponjatovskij S.P. Istorija al'tovogo iskusstva. Moskva: Muzyka, 2007. 335 s.

16. Shevcova A.V. Stanovlenie sol'nogo repertuara otechestvennoj al'tovoj shkoly: v poiskah hudozhestvennoj individual'nosti instrumenta. Diss. ... kand. iskusstvovedenija. Saratov, 2022. 257 s.

17. Juzefovich V.A. Rycar' al'ta Vadim Borisovskij: monografija. Sankt-Peterburg: Lan': Planeta muzyki, 2022. 640 s.

УДК 391(5):74"20" EDN ZZTHKQ

Д.Ф. Файзуллина

ОРИЕНТАЛИЗМ И СОВРЕМЕННАЯ ИНДУСТРИЯ МОДЫ: АНАЛИЗ СЛОЖНОСТНОСТИ КАЧЕСТВА

Ориентализм всегда оставался в центре внимания теоретиков моды и культурологов, поскольку был своеобразным индикатором общественного самосознания. В статье раскрываются основные этапы в эволюции ориентализма, освещается его сложное качество в ракурсе синергетического подхода, определяется специфика включения в модную индустрию ценностей восточной культуры.

Ключевые слова: Запад, Восток, ориентализм, мода, современная индустрия моды, синергетика, сложно-стный подход, сложностное качество

Для цитирования: Файзуллина Д.Ф. Ориентализм и современная индустрия моды: анализ сложности качества // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 3. С.96-101, EDN ZZTHKQ.

Diana F. Fayzullina ORIENTALISM AND MODERN FASHION INDUSTRY: ANALYSING THE COMPLEXITY OF QUALITY

Orientalism has always remained in the centre of attention of fashion theorists and cultural scientists, as it has been a kind of indicator of public self-consciousness. The article reveals the main stages in the evolution of Orientalism, highlights its complex quality in the perspective of the synergetic approach, defines the specifics of the inclusion of the values of Eastern culture in the fashion industry.

Keywords: West, East, Orientalism, fashion, modern fashion industry, synergetics, complexity approach, complexity quality

For citation: Fayzullina D.F. Orientalism and modern fashion industry: analysing the complexity of quality / / Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts. 2024. № 3. С.96-101, EDN ZZTHKQ.

Введение

Тема заимствований в мировой моде интересна для аналитика наличием многих граней. Результаты контактов в этой сфере особенно любопытны, когда чужой опыт осваи-

вают культуры, испытывающие сомнения в собственной самодостаточности и нуждающиеся в обновлении через «чужие» идеи. Восток в течение длительного времени привлекал европейцев воображаемой роскошью,

пряной экзотикой. Он часто рассматривался Западом в качестве сокровищницы духовных ценностей, объекта для подражания и сравнений. Различение Востока осуществлялось наблюдателями-европейцами в форме особого явления - ориентализма, необходимость в котором обострялась в кризисных для западной культуры ситуациях. Ориентализм как исторически традиционная форма отношения французской и британской метрополии к восточным колониям, как репрезентация «академического ориентализма» и миф о Востоке, воплощенный европейским искусством, динамично менялся. В настоящее время это подвижный и многоаспектный стиль мышления, тесно связанный с прагматикой культуры. Основой для него выступает не только утилитарный подход и политика колониализма, на чем настаивал Э. Саид в своей сенсационной работе [9]. Сегодня мы можем говорить о сложной целостности ориентальных представлений: это способ самоопределения творческого субъекта, чувствующего недостаточность бытия (линия, идущая от немецких романтиков); это критическая рефлексия по поводу как Запада, так и Востока, заданная французскими просветителями, в частности, Шарлем Монтескье в «Персидских письмах», азиатскими впечатлениями русских этнографов и художников; это духовная опора мощно развившейся европейской цивилизации, но в эпоху декаданса ощутившей исчерпанность творческого напряжения [12]: это обращение к диалогу в целях самоорганизации и налаживания обоюдных контактов, о возможностях которого рассуждали Г. Гессе, К.-Г. Юнг, и пытались неоднозначно воплотить в стратегиях жизни писатели Востока, например, Ха-руки Мураками и Орхан Памук. Ориентализм в данных смыслах сегодня проявляется не только в границах элитарной культуры, но и в массовых индустриях. Среди них важное место занимает производство модной одежды в восточной стилистике, деятельность институтов и дизайнеров. Рассмотрение ориентализма нуждается в обновлении когнитивных приёмов, в понимании особенностей его сложного функционирования в составе вес-тиментарной моды на фоне «столкновения цивилизаций» и нарастания турбулентности в глобальном мире.

Материалы и методы

Методология гуманитарных исследований ориентализма сегодня не исчерпывается одномерно дескриптивной оптикой кросс-культурных, исторических, биографических

интенций. Возникла настоятельная потребность в инструментарии синергетики, концептах ризомы и резонанса. Репрезентация Востока художественными средствами отмечена тягой к воспроизведению сложности творческого процесса. Исходные «модели для сборки» (египетская, арабская, индийская, японская, китайская) перестали быть любопытными копиями, инаковыми формами для выражения собственных, европейских коллизий. От копирования и подражания европейское художественное сознание в эпоху модерна переходит к стилизаторству, осваивая восточный способ видения окружающего мира, синтезируя локальные стили. Своя динамика проявлена и во взглядах восточных интеллектуалов относительно цивилизации Запада. Отмечены сдвиги к новым формам ориентализма в прикладных областях, в частности, в модной индустрии. Но насколько сложны стилизации модельеров на тему Востока в его конкретных топосах? Ответ на последний вопрос и является предметом нашего исследования. Методологией анализа может служить синергетический подход в той части, которая связана с рассмотрением сложностности мира высокой моды, связанной с вестиментарной массовой индустрией.

Литературный обзор

Данная проблематика была выявлена в русле зарубежной синергетики, сейчас её особенно активно разрабатывают отечественные философы В.И. Аршинов и Я.И. Свирский [1; 2; 3; 10], А.В. Маякова и Е.Б. Семенихина [7]. Они рассматривают сложностность как эмерд-жентное свойство субъект-объектного взаимодействия во времени, созерцаемое и конструируемое наблюдателем или множеством наблюдателей с помощью особой системы знаков [3, с.134]. Будучи погружёнными в становящуюся реальность, наблюдатели одновременно упорядочивают и хаотизируют мир, разбирают и собирают, редуцируют и усложняют его составляющие, резонируют и создают новое качество, повторно входят в прежние формы, чтобы найти выход к непознанному, ускользающему решению [см.: 3, с.146, 148]. Идея конкретизируется через категорию «сложностное качество», которая представлена как «упорядоченная иерархическая система сложных свойств и монокачеств объекта или явления, проявляющаяся под наблюдением в определенном контексте, конкретным образом идентифицирующая объект или явление как самостоятельную практическую (теоретическую) единицу» [7, с.174]. Ссылаясь

на концепцию Г. Хакена [11], авторы отмечают, что даже малейшее изменение сложност-ного качества приводит к разным следствиям на низших уровнях иерархии вплоть до уничтожения системы и эмерджента. Ступени иерархии - это более развёрнутые сложные свойства, низшие уровни - конечные и абсолютные монокачества в контексте всей системы [7, с.174]. Синтез ориентализма и окси-дентализма в модной индустрии рассматривается чаще всего в разрозненных изысканиях авторов альманаха «Теория моды: Одежда. Тело. Культура» [6; 8].

Результаты

Модная индустрия представляется нам объектом, анализ которого открывает широкие исследовательские горизонты для понимания сложностного качества ориентализма, вовлечённого в её рамки. Ориентализм с позиций синергетического подхода представляет отдельное качество современной моды, в состав которого входят подражание (копирование, цитирование исходного восточного образа, фасона, артефакта) и сложные виды субъективной интерпретации ориентальных подлинников модельерами от кутюр и производителями ready-to-wear, например, стилизация «sensu stricto». На вершине сложностно-го качества ориентализма находится представление о Востоке, точнее, о конкретной восточной культуре, доступное переложению в лексике модного костюма (символы, композиция, фактура тканей, фасон, декор, аксессуары). Но не только. Модные дома во время показов организуют особым образом внешний антураж: оформление зала, движение манекенщиц по залу, рассадку зрителей, музыкальное оформление. Субъективное восприятие восточной темы создателем коллекции обусловлено целым спектром целей: перезапуском бренда для нового потребителя, даже для целого поколения; сохранением принципов модного дома, трендами времени, ландшафта культуры. Последнее означает, что учитываются вкусы европейских покупателей, а исполнитель совмещает ценности восточные и западные на платформе актуальных в данном сезоне представлений о роскоши или простоте. Для состоятельных заказчиков роскошь демонстрируется или скрывается по принципу «заметной незаметности» с избирательным воздействием двойного кода, тонко акцентируемой детали [см. подробнее: 5, с.19-20; 6, с.136], для массового покупателя предлагается бюджетная, но броская одежда в стиле кэжуал.

Обсуждение

Из чего слагается сложностное качество в представлениях о Востоке на некоторых важных макроуровнях? Первый - это стилизованные изображения вещей и явлений, которые являются традиционными символами, маркерами чужой, не европейской культуры. Но это лишь некая сигнатура, частичная информация, поскольку на втором уровне через избранную форму стилизации модельеры подключают, интуитивно или сознательно, новые смыслы. Таким образом заявляют о себе неоднозначные межкультурные взаимодействия и резонанс на желание адресатов утвердиться в желаемом статусе, эстетическом или социальном, не всегда реальном, чаще иллюзорном. Так, мотив китайского дракона в коллекции Valentino Pre-Fall (2022 г.), использованный дизайнером Пьерпаоло Пиччоли в лёгком пальто-халате, отсылает к знаковому костюму «чуньсяо», традиционному для жителей Поднебесной. Декоративный рисунок вышивки золотом, выполненной с необыкновенной виртуозностью, присущей итальянским мастерам, глубокий фиолетовый и ярко-малиновый цвета в композиции ансамбля обращают мысленный взор покупателя к истории китайских императорских домов. Знатоки Китая прочтут и мифологические подтексты: символику небесного могущества, бессмертия и богатства. Другие владельцы костюма ощутят свою принадлежность к состоятельным персонам, наделённым к тому же оригинальным вкусом. Пиччо-ли заявляет, что он берёт стандартный для высокой моды образ, «перетасовывает отношения» (усложняет силуэт, крой), подправляет стиль, создаёт диссонанс и вдыхает новую жизненную энергию в расхожий шаблон [14]. Дизайнер определённо совершает трансгрессию в виде «итальянской прошивки» китайского атрибута. В целом, происходит внешнее «присвоение» престижных качеств и модельером, и потребителем в аспектах творчества и самоутверждения [см. подробнее:12; 6].

Выбор объекта для копирования направляется интерактивным механизмом моды, который, согласно концепции Г. Блумера, об-ращён к разным сферам человеческой деятельности. Ориентальные образы, задействованные механизмом моды, также апробируются на предмет генеральных монокачеств пригодности, потенциальной модности, духа современности в процессе коллективного отбора среди конкурирующих вариантов покупателями, модными потребителями, элитой,

модельерами [4, с.139]. Акторы включены в нелинейную систему взаимных координаций. Кутюрье, стилисты прибегают к рецепции ориентализма во имя успеха среди коллег и принятия своих творений широкой аудиторией. Поиск идет в нескольких направлениях: обращении к историческим образцам, костюму далёких этносов, винтажу и трендовому стилю, гендерным аллюзиям. Кроме того, создатели моды осуществляют «близкое знакомство с новейшими выражениями современности, как они виделись в таких сферах, как изящные искусства, новейшая литература, политические дебаты и хеппенинги, а также дискурс в изысканном мире. <...> Модельеры пытаются уловить ближайшее будущее, как оно обнаруживает себя в современных разви-тиях» [4, с.138]. Сложность обратных связей с потребителями дополняется двойной корпоративной конкуренцией: внутри массы предложений от дизайнеров-новичков на рынке моды и между ведущими модными домами. Вполне естественно, что в этом непредсказуемом процессе не последнюю роль будут играть случайности. В соревновательном процессе реализуются многие функции, которые учитываются всеми акторами: «Мода обеспечивает безболезненный и обоснованный отказ от тирании обычая, игровую возможность, вторжение в сферу новизны, демонстрацию своего «я», маскировку сексуальных интересов, имитацию равенства между людьми с низким статусом и высокостатусными» [13, с.10]. При включении модной версии в производственную цепочку множественность коррелируется монокачествами символичности, комфорта, оптимального соотношения «цена - качество» и соответствия восточного образа вкусам и стилю жизни конкретной страты.

Сложностное качество ориентализма состоит в подвижности представлений о Востоке в целом, они поначалу могут быть весьма условными, приблизительными. Арабский Восток, например, в эскизах костюмов Л.С. Бакста для Русских сезонов, обогативших индустрию моды новыми идеями, представал ошеломительно экзотичным, но придуманным. Усложнение ориентализма в эволюции моды ознаменовалось ставкой на подлинность и локальность. Источником вдохновения для дизайнеров становятся новые страны, локальный этнический костюм, мода вер-накулярных районов Востока. Вчера еще далёкие культуры неожиданно могут захватить воображение модельера и вдохнуть новую

стильную ноту сначала в фасоны для узкого показа, а затем в модную индустрию, как это продемонстрировал, например, Джорджо Ар-мани в своих азиатских и североафриканских коллекциях [8, с.281]. Версия ориентализма здесь также условна, но благодаря парадоксальным комбинациям необработанных, крестьянских тканей, ориентальных фасонов, роскошно изысканного синтаксиса автора, функций защиты и декора, сочетанию ген-дерных дискурсов, исламский Восток предстал в новом качестве ультрасовременного культурного текста.

На фоне «столкновения цивилизаций», разнообразия видов миграций, дискуссий вокруг концепции неоколониализма можно говорить не только о доминировании ориентализма в мировой моде и множественности восточной вестиментарности. На наш взгляд, обозначается новый вектор в развитии качества сложности ориентализма, когда формируется коллаборация, отмеченная активным синтезом «своего и чужого», сопряжением противоположных дискурсов роскошной изысканности и рустикальной простоты, декора и комфорта. С одной стороны, достижения Запада подвергаются внимательному наблюдению со стороны обучавшихся в Европе модельеров из бывших колоний. Они чаще всего избирают стратегию провокации, скажем, искусно сочетая западный дизайн и яркую восточную колористику, показывая крой, принты, ткани резко отличные от европейских, как это продемонстрировали Иссей Мияке, Йоджи Ямамото, Рей Кавакубо, Кензо Такада. Когда прорыв в мир высокой моды, неожиданная популярность кутюрье позволяют организовать производство, то после брендинга в метрополии марка внедряется в свой регион, удерживаясь по обе стороны благодаря специальной разработке айдентики, например, игровой манеры поведения обладателя фирменного костюма. С другой стороны, самодостаточность культуры и реноме вестиментар-ной традиции Старого Света поддерживаются западными модельерами посредством интенсивного развития технологии кроя, пошива, создания новых тканей, виртуозной стилизацией восточных первообразов, приёмов европейского прикладного мастерства. Однако тенденция к сближению западного и восточного стилей моды всегда будет сталкиваться с не менее сильным желанием каждой из двух сторон сохранить свой традиционный культурный код, порождая на последующем витке

самоорганизации перестройку иерархической системы и новое качество ориентализма.

Заключение

Обобщая всё сказанное, можно сделать ряд выводов. Интерактивный механизм моды в настоящее время работает столь интенсивно, что невозможно выделить некую генеральную линию развития ориентализма в модной индустрии. Вместе с тем обозначились следующие тенденции: смена экстенсивного типа заимствований интенсивным; прогресс подвижной и эмерджентной многоуровнево-сти стилизаций, обусловленной динамикой и неоднозначностью межкультурных взаимо-

действий, оперативным откликом создателей моды под давлением острой конкуренции на желание потребителя утвердиться в притягательном статусе; усложнение искусства превращения обыденной и низкой вестиментар-ности в обновленный символ современности; действием интерактивного механизма моды, нацеленного на вкусы не только своей элиты, но и массового покупателя восточного и западного регионов; формированием коллабо-рации кутюрье Востока и Запада, отмеченной активным синтезом «своего и чужого», но при сохранении собственных принципов и культурных кодов.

Литература

1. Аршинов В.И. Сложностный мир и его наблюдатель. Часть 1. // Философия науки и техники. 2015. № 2. С. 130-153.

2. Аршинов В.И. Системы и сети в контексте парадигмы сложности // Вопросы философии. 2017. № 1. С. 50-61.

3. Аршинов В.И., Свирский Я.И. Сложностный мир и его наблюдатель // Человек. 2019. Т. 30. 2. С. 130-153.

4. Блумер Г. Мода: от классовой дифференциации к коллективному отбору // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11. Социология. 2008. № 2. С.132-154.

5. Вайнштейн О.Б. Денди: мода, литература, стиль жизни. Москва: НЛО, 2005. 640 с.

6. Вайнштейн О.Б. «Сапёры» и джентльмены Сэвил-Роу: возвращение денди? // Теория моды: Одежда. Тело. Культура. 2021. № 2 (60). С. 133-166.

7. Маякова А.В., Семенихина Е.Б. Комплексный анализ категории качества в рамках сложностного подхода // Известия Юго-западного государственного университета. Серия: Экономика, социология, менеджмент. 2018. № 2 (27). С. 172-171.

8. Потвин Д. От моды к мебели: Джорджо Армани и империя стиля жизни // Теория моды: Одежда. Тело. Культура. 2009. № 14 (зима). С. 277-292.

9. Саид Э.В. Ориентализм. Москва: Музей современного искусства «Гараж», 2021. 560 с.

10. Свирский Я.И. Концептуальные особенности «сложностного» видения мира // Вопросы философии. 2021. № 10. С. 49-52.

11. Хакен, Г. Синергетика. Москва: Мир, 1980. 405 с.

12. Штейнер Е.С. Ориентальный миф и миф об «Ориентализме»: сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:https://politru/article/2009/01/22/oriental/ (дата обращения: 28.09. 2023).

13. Цесевичене О.А. «Свое-чужое» в русской культуре XVII - XX веков: автореф. дис. ... кандидата философских наук [Российский гос. профессионально-педагогический университет]. Омск, 2012. 29 с.

14. Valentino PRE-FALL 2022 [Электронный ресурс] // URL: https://www.vogue.com/fashion-shows/pre-fall-2022/valentino (дата обращения 24.09.2023).

References

1. Antonovskij A.Ju. Konstruktivizm // Jenciklopedija jepistemologii i filosofii nauki. Moskva: «Kanon+», ROOI «Reabilitacija», 2009. 1248 s.

2. Babich Nada Konstruktivizm: obuchenie i prepodavanie // Vestnik KGPU im. V.P. Astaf'eva. 2013. №3 (25). S. 97-101.

3. Bazieva G.D. Hudozhestvennaja kommunikacija v monumental'nom iskusstve // MNIZh. 2020. №4-2 (94). S. 132-134.

4. Vygotskij L.S. Istorija razvitija vysshih psihicheskih funkcij. Moskva: Jurajt, 2024. 336 s.

5. Gershkovich Z.I. Hudozhestvennoe tvorchestvo i tehnika massovoj kommunikacii (jestetiko-sociologicheskie problemy) / Hudozhestvennoe i nauchnoe tvorchestvo. Red. B.S. Mejlah. Leningrad: Nauka, 1972. S. 209-236.

6. Zhaparova R.S. Teorija konstruktivizma v sovremennom obrazovanii / / Obuchenie i vospitanie: metodiki i praktika. 2014. №17. S. 15-20.

7. Zashihina I.M. Pochemu kul'turno-istoricheskaja teorija L'va Vygotskogo aktual'na segodnja? // Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta. Serija: Gumanitarnye i social'nye nauki. 2014. №5. S. 38-45.

8. Kasavin I.T. Jenciklopedija jepistemologii i filosofii nauki. Moskva: «Kanon+», ROOI «Reabilitacija», 2009. S. 63-72.

9. Manin Ju.A. Monumental'naja zhivopis': sintez iskusstva, nauki i praktiki (metodologija izuchenija, analiza, i osvoenija tehnik i tehnologij: dis.kand. po iskusstvovedeniju: 5.10.3. Moskva, 2023. 176 s.

10. Piazhe Zh. Izbrannye psihologicheskie trudy. Psihologija intellekta. Genezis chisla u rebenka. Logika i psihologija. Moskva: Prosveshhenie, 1969. 659 s.

11. Tokareva O.V. Konstruktivizm v politicheskih kommunikacijah rossijskih zhenshhin-parlamentariev // Vestnik ZabGU. 2017. №11. S.70-76.

12. Trifonova G.S. Metodologicheskie principy analiza monumental'noj zhivopisi na primere izuchenija tvorchestva juzhnoural'skogo hudozhnika K.V.Fokina // Vestnik JuUrGU. Serija: Social'no-gumanitarnye nauki. 2010. №8 (184). S.68-75.

13. Abel G. Was ist Interpretationsphilosophie? / / Simon. (Hg.) Zeichen und Interpretation. Frankfurt a. M., 1994. S. 16-35.

УДК 574 EDN IFZMCO

Ши Чэнъюн, Ли Сяобинь, Чэнь Цзин

ИССЛЕДОВАНИЕ ОЦЕНКИ ПРИГОДНОСТИ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МУЗЕЯ В ДЕРЕВНЕ НИХЕГОУ, УЕЗД ЦЗЯ, КНР

Оценка пригодности территории для строительства экологического музея является важной предпосылкой и основой для планирования выбора места, разработки и разумной эксплуатации экологического музея. При использовании метода Дельфи (Delphi) и метода анализа иерархий (AHP) была создана система оценки пригодности территории для строительства экологического музея с весами показателей. На примере деревни Нихегоу, уезд Цзя, была проведена предварительная оценка пригодности территории для строительства экологического музея с использованием метода нечеткой комплексной оценки (FCE). Результаты показывают: 1. Комплексная оценка пригодности строительства экологического музея в деревне Нихегоу составляет 3.8571 балла, что соответствует уровню "пригодно", следовательно, можно считать, что деревня Нихегоу "пригодна" для строительства экологического музея; 2. Значения оценки для каждого подраздела в порядке убывания следующие: социальное обеспечение>естественная экосистема>культурное наследие>жители общины. Это означает, что в деревне Нихегоу существуют хорошие условия для социального обеспечения, но требуются улучшения в сферах естественной экосистемы, ресурсов культурного наследия и участия жителей общины, что согласуется с результатами полевого исследования. На основе результатов оценки предложены стратегии проектирования экологического музея в деревне Нихегоу для решения существующих проблем. Результаты исследования могут служить теоретическими и практическими рекомендациями для охраны и развития деревни Нихегоу.

Ключевые слова: экологический музей; деревня Нихегоу; модель нечеткой комплексной оценки; оценка пригодности

Для цитирования: Ши Ч., Ли С., Чэнь Ц. Исследование оценки пригодности и проектирования экологического музея в деревне Нихегоу, Уезд Цзя, КНР // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 3. С.101-107, EDN IFZMCO.

Chengyong Shi, Xiaobin Li, Jing Chen RESEARCH ON SUITABILITY EVALUATION AND DESIGN OF ECOLOGICAL MUSEUM CONSTRUCTION IN NIHEGOU VILLAGE, JIAXIAN COUNTY, CHINA

Assessing the suitability of building an environmental museum is an important prerequisite and basis for planning the site selection, development and reasonable operation of an environmental museum. Using the Delphi method and Analysis of Hierarchies (AHP), a system for assessing the suitability of building an environmental museum with indicator weights was created. Taking Nihegou Village, Jia County as a case study, a preliminary assessment of the construction suitability of an environmental museum was carried out using the fuzzy comprehensive evaluation (FCE) method. The results show: 1. The comprehensive assessment of the suitability of building an environmental museum in Nihegou Village is 3.8571 points, which corresponds to the "suitable" level, therefore, it can be considered that Nihegou Village is "suitable" for the construction of an environmental museum; 2. The evaluation values for each subsection in descending order are: social security > natural ecosystem > cultural heritage > community residents, indicating that Nihegou Village has good social security conditions, but needs improvement in the areas of natural ecosystem, cultural heritage resources and community participation, which is consistent with the findings of the field study. Based on the evaluation results, design strategies for an environmental museum in Nihegou Village are proposed to solve existing problems. The results of the study can serve as theoretical and practical recommendations for the protection and development of Nihegou Village.

Keywords: ecological museum; Nihegou Village; fuzzy comprehensive assessment model; suitability assessment

For citation: Shi Ch., Li X., Chen J. Research on suitability evaluation and design of ecological museum construction in Nihegou Village, Jiaxian County, China // Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts. 2024. № 3. С.101-107, EDN IFZMCO.

Введение

Экологический музей - это новая концепция и форма музея, возникшая во Франции в 1970-х годах. Этот новый тип музея создан сообществом жителей, осознающих необхо-

димость статической защиты природной экологии и динамической защиты культурного наследия при наличии благоприятного социального обеспечения. В 1985 году термин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.