ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КАК СУБЪЕКТ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЯМ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ
LAW-ENFORCEMENT BODIES AS THE SUBJECT OF COUNTERACTION TO OFFENCES IN THE FIELD OF THE REFERENCE OF MEDICAL PRODUCTS
УДК 342.9
М.В. САВЕЛЬЕВА, Д.Н. ШЕВЫРЕВ
кандидат юридических наук (Дальневосточный юридический институт
(Ленинградский областной филиал МВД России,
Санкт-Петербургского университета МВД России, Россия, Хабаровск)
Россия, Ленинградская область) [email protected]
MARIA V. SAVELEVA, DMITRY N. SHEVYREV
candidate of law (Far Eastern Law Institute of the Ministry
(Leningrad regional branch of Saint-Petersburg of Internal Affairs of Russia,
University of MIA of Russia, Russia, Khabarovsk)
Russia, Leningrad region)
Аннотация: статья посвящена некоторым аспектам деятельности органов внутренних дел по противодействию правонарушениям в области обращения лекарственных средств, медицинских изделий и биологически активных добавок. В работе приведена актуальная информация, на основе анализа которой сделан вывод о необходимости расширения административно юрисдикционных полномочий органов внутренних дел в области обращения лекарственных средств. В частности, сделан вывод о необходимости наделения органов внутренних дел полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.33 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ).
Ключевые слова: охрана здоровья, интеллектуальная собственность, обращение лекарственных средств, административная ответственность.
Abstract: article is devoted some aspects of activity of law-enforcement bodies on counteraction to offences in the field of the reference of medical products, medical products and biologically active additives. In work the actual information on the basis of which analysis the conclusion is drawn on necessity of expansion administratively powers of law-enforcement bodies in the field of the reference of medical products is resulted. In particular, the conclusion is drawn on necessity of investment of law-enforcement bodies by powers on drawing up of reports on the administrative offences provided by item 6.33 of administrative ^de of the Russian Federation.
Keywords: health protection, intellectual property, treatment drugs, administrative responsibility.
На сегодняшний день мировая и отечественная подвергают опасности жизнь и здоровье не толь-
общественность обоснованно уделяют вни- ко отдельных граждан, но и без преувеличений
мание проблеме фальсификации лекарственных представляют угрозу национальной безопасности
средств, поскольку правонарушения такого рода в рамках отдельных государств.
^^^^^^^^^^^^^^ Проблемы правоохранительной деятельности 2'17 ^^^^^^^^^
Вполне логичным отражением всемирных опасений становятся международные конвенции, которые непосредственно обращены к указанной проблеме, что свидетельствует о распространении за пределы государственных границ и юрисдикций - на транснациональный уровень. В этом смысле следует отметить Конвенцию Совета Европы о подделке медицинской продукции и подобных преступлениях, которые угрожают здравоохранению (The Medicrime Convention Combating counterfeiting of medical products and similar crimes - Конвенция MEDICRIME), подписанную странами-участницами в октябре 2011 года [1]. Конвенция содержит рекомендации странам-участницам в сфере противодействия обращению фальсифицированных лекарственных средств [2, с. 37].
По итогам проведенной в г. Москве под эгидой Совета Европы международной специализированной конференции по проблемам противодействия распространению поддельных лекарств и изделий медицинского назначения 28 октября 2011 года состоялось подписание Российской Федерацией Конвенции Совета Европы о борьбе с фальсификацией медицинской продукции и сходными преступлениями, угрожающими здоровью населения (Конвенция «Медикрим»).
Данная Конвенция является первым общеевропейским соглашением о борьбе с фальсификацией медицинской продукции, которое распространяется как на уголовно-правовые, так и на организационные аспекты, а также носит выраженную гуманитарную направленность, закрепляя в качестве приоритета пресечение преступлений в данной сфере и предотвращение угрозы общественному здоровью.
В рамках подготовки к ратификации Россией Конвенции «Медикрим» в 2014 году внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия обороту фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и фальсифицированных биологически активных добавок.
В Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) были внесены изменения, устанавливающие ответственность за рассматриваемые правонарушения и преступления, в частности:
- 2351 Незаконное производство лекарственных средств и медицинских изделий;
- 2381 Обращение фальсифицированных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок.
- 3272 Подделка документов на лекарственные средства или медицинские изделия или упаковки лекарственных средств или медицинских изделий.
Эти нововведения, несмотря на непродолжительность их действия в уголовном законе, уже показали свою результативность. Находясь на передовых рубежах противодействия преступности, МВД России только с января по март 2015 года зарегистрировало 56 преступлений в сфере производства и реализации фармпродукции, материалов и медикаментов, из которых только по расследованным 36 делам ущерб составляет более 100 млн рублей [3].
В период с 1 по 10 апреля 2015 года при участии территориальных подразделений ФТС России, Роспотребнадзора, Росздравнадзора проведен I этап оперативно-профилактического мероприятия «Контрафакт» (далее - ОПМ «Контрафакт»), направленного на пресечение изготовления и оборота контрафактной, фальсифицированной и незаконно ввезенной на территорию Российской Федерации продукции, в рамках которого проверено 40 предприятий - производителей лекарственных средств и биологически активных добавок к пище, выявлено 549 единиц фальсифицированной, недоброкачественной лекарственной продукции и биологически активных добавок к пище на общую сумму более 4 млн рублей.
Острую необходимость проведения мероприятий, направленных на противодействие обороту фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и фальсифицированных биологически активных добавок, показательно отражают фабулы уголовных дел, возбужденных по законодательным новеллам [4].
Так, ГУЭБиПК МВД России пресечена деятельность организованной группы лиц, занимающихся производством и сбытом фальсифицированных лекарственных средств. С середины 2014 года в г. Люберцы Московской области функционировал подпольный цех, в котором в промышленных масштабах производились фальсифицированные медикаменты. Поставляя субстанции из КНР и имея обширные связи в учреждениях здравоохранения и фармации, а также организовав производство поддельных упаковок в типографии п. Черноголовка Московской области, преступники реали-зовывали фальсифицированные лекарственные препараты различных наименований. В ходе проведенных оперативно-разыскных мероприятий изъято более 17 тыс. упаковок лекарственного средства «Кларитин», 20 тыс. упаковок препарата «Энтеродез», обнаружено более 1 млн таблеток «Кларитин», подготовленных к упаковке, 300 кг фармацевтической субстанции «Финибут», более
50 тыс. упаковок для препаратов «Простамол-Уно» и «Кларитин».
ГУЭБиПК МВД России пресечена деятельность международной преступной группы, состоящей из граждан Российской Федерации, выходцев из Республик Грузия и Казахстан, специализировавшейся на реализации медицинского препарата, не зарегистрированного на территории Российской Федерации и не соответствующего требованиям безопасности.
В результате мероприятий изъяты предметы и документы, свидетельствующие о преступной деятельности группы: медицинские препараты (более 600 ампул), уставные, учредительные и бухгалтерские документы, списки пациентов, договоры поставок, электронные носители информации, персональные компьютеры, используемые фигурантами дела.
Участниками указанной группы организован канал поставки с территорий Грузии и Украины, а также последующая реализация на территории Российской Федерации и Республики Казахстан онкологического (противоопухолевого) медицинского препарата «GA-40». Данный препарат позиционировался фигурантами как уникальный комплекс природного происхождения, при помощи которого лечатся не только онкологические, но и другие тяжелые заболевания. Фактически данный препарат не обладал указанными качествами, а использование его при лечении могло вызвать необратимые последствия для здоровья пациентов. Посредством сети Интернет осуществлялась реклама медицинского препарата «GA-40». Стоимость одного курса лечения составляла более 100 тыс. рублей за 5 ампул. Для денежных расчетов с клиентами участники группы использовали реквизиты ООО «Иммукор» и банковскую карту на имя физического лица.
В период с августа 2013 года по июль 2014 года участниками группы реализовано более 3000 ампул препарата на сумму более 50 млн. рублей. Реализация и доставка осуществлялись во все регионы России, а также в Республику Казахстан через EMS Почта России (филиал ФГУП Почта России) и ООО «Мэйджор Экспресс».
Официальная статистика говорит сама за себя, преступная индустрия развивается параллельно фармацевтическому рынку, кроме того, доверчивость и отсутствие специальных знаний в области медицины у рядовых потребителей активно эксплуатируется злоумышленниками для получения максимальной прибыли. При этом отметим, что уголовное преследование, не говоря уже о привлечении к административной ответственности, едва ли является препятствием для нанесения аналогичного вреда общественным отношениям в данной сфере. Так, например,
интернет-сайт по продаже препаратов, фигурирующих в упомянутых выше уголовных делах, в частности «вакцины» «Стрептобластолизин» [5], функционирует, а «противоопухолевый препарат» <^А-40» согласно информации на новом сайте можно приобрести с доставкой на дом [6].
Как известно, в основе национального законодательства лежат дефиниции, подразделяющие опасную для здоровья фармацевтическую продукцию на три разновидности. К первой группе относятся фальсифицированные лекарственные средства, под которыми понимаются лекарственные средства, сопровождаемые ложной информацией об их составе и (или) производителях. Вторая группа охватывает все виды недоброкачественных лекарственных средств, т. е. лекарственные средства, не соответствующие требованиям фармакопейной статьи либо, в случае ее отсутствия, требованиям нормативной документации. Третья группа - контрафактные лекарственные средства, т.е. лекарственные средства, находящиеся в обороте в нарушение гражданского законодательства1.
Специалисты в свою очередь классифицируют опасную для здоровья фармацевтическую продукцию иначе [7, с. 13]. В первую группу обычно выделяют медикаменты, вообще не содержащие «исцеляющих» веществ, хотя согласно прилагаемой к «лекарству» рекомендации такие вещества в нем якобы имеются. Вторая группа - фармакологическая (фармацевтическая) продукция, в которой присутствует соответствующее лекарственное вещество, однако по характеру болезни больной в этом веществе не нуждается и принимает не показанное ему лекарство в силу ошибочного диагноза, любви к самолечению и по другим причинам. В подобных случаях он «лечится» от болезни, которой у него нет (пока нет), в результате чего его здоровье быстро разрушается, так как реальная болезнь не блокируется необходимыми средствами. Нередко больной безвозвратно теряет драгоценное для него время, и болезнь зачастую переходит в критическую стадию. Третья группа - лекарства, в состав которых входят необходимые лекарственные вещества, но в значительно меньших (чем обозначено в рекомендации производителя) объемах (в среднем 20-30%). Логично предположить, что результат «лечения» подобными лекарствами практически равен нулю, а фармакологическое (фармацевтическое) бессилие лекарственных препаратов нередко оборачивается для боль-
1 Федеральный Закон Российской Федерации от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» // Собрание законодательства РФ. 19.04.2010. № 16. ст. 1815.
ного (да и не только для него) трагедией.
Четвертая группа - лекарства, в которых имеются необходимые для лечения соответствующего больного вещества. Более того, эти вещества находятся в нужных консистенции и объеме, однако производитель выдает себя за другого производителя, имеющего солидный и заслуживающий доверие потребителя бренд, причем подавляющее большинство специалистов придерживаются мнения о том, что существуют три основных вида контрафакта: подделка, серый импорт и имитаторы2. Пример экспертной классификации отчетливо демонстрирует сложность реализации процессов выявления и пресечения того или иного правонарушения, связанного с подделкой фармацевтической или медицинской продукции. Эти обстоятельства требуют от государственно-властных органов, осуществляющих противодействие обозначенным правонарушениям, наличия организационных ресурсов по противодействию правонарушениям в различных областях, в том числе и в области интеллектуальной собственности.
Одним из способов защиты как интеллектуальных прав, так и права на охрану здоровья граждан является административная ответственность за правонарушения, посягающие на установленный порядок обращения лекарственных препаратов, предусмотренная ст. 6.33 КоАП РФ «Обращение фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок».
На наш взгляд, часть первая ст. 6.33 КоАП РФ является специальной нормой по отношению к части второй ст. 7.12 и ст. 14.10 КоАП РФ, которые, в свою очередь, предусматривают административную ответственность за незаконное использование изобретения и средств индивидуализации товаров соответственно. Учитывая, что лекарственный препарат подлежит правовой охране в качестве изобретения и, участвуя в гражданском обороте, имеет средства индивидуализации, деяния, предусмотренные частью первой ст. 6.33 КоАП РФ, являются частным случаем деяний, описанных в части второй ст. 7.12 и ст. 14.10 КоАП РФ.
При этом, как отмечается в научной литературе, институт административной ответственности как способ защиты интеллектуальных
2 Приказ МВД от 5 мая 2012 г. № 403 (с изм. и доп.) «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержания» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2012. № 23.
прав обладает значительным потенциалом [8, с. 103]. Качественными преимуществами административной ответственности по сравнению с иными способами защиты интеллектуальных прав является, в частности, оперативность и относительно простая процессуальная форма. Административная ответственность позволяет в короткие сроки принять превентивные меры по пресечению действий, нарушающих законные интересы правообладателей (например, изъятие вещей и предметов, предусмотренное ст. 27.1 КоАП РФ) [9, с. 144].
В соответствии с действующим законодательством дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.33 КоАП РФ, рассматриваются судьями (равно как и по статьям 7.12 и 14.10 КоАП РФ). В зависимости от состава правонарушения, предусмотренного ст. 6.33 КоАП РФ, составлять протокол об административном правонарушении могут различные органы (ФТС России, Роспотребнадзор и др.). Однако среди субъектов юрисдикции по данному составу правонарушения нет органов внутренних дел.
При этом правом составления протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.12 и ст. 14.10 КоАП РФ, наделены сотрудники органов внутренних дел, что в свою очередь отражается в ведомственном нормативном акте МВД России [10, с. 35]. Учитывая, что по замыслу законодателя органы внутренних дел обладают достаточной компетенцией и организационными ресурсами для работы по соответствующим составам правонарушений в области интеллектуальных прав, следует сделать вывод об их способности эффективно противодействовать правонарушениям в области обращения лекарственных средств. Подтверждением сказанному является также практика полиции по уголовно-правовому противодействию незаконному обороту лекарственных средств, проанализированная выше. Кроме того, осуществляя оперативно-разыскные мероприятия в рамках уголовно-правового противодействия незаконному обороту лекарственных средств, сотрудники полиции могут выявить признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.33 КоАП РФ.
В связи с этим считаем необходимым внести изменения в п. 1 части второй ст. 28.3 КоАП РФ, наделив органы внутренних дел правом составления протоколов по части первой ст. 6.33 КоАП РФ. Такие изменения будут способствовать более эффективному противодействию правонарушениям в области обращения лекарственных средств со стороны органов внутренних дел.
Литература
1. Конвенция Совета Европы по борьбе с фальсификацией медицинской продукции исходными преступлениями, угрожающими здоровью населения I Официальный сайт Совета Европы [Электронный ресурс]. - Режим доступа - URL: https:llrm.coe.intl CoERMPublicCommonSearchServicesIDisplayDCTMContent?documentId=09000016806a9503 (дата обращения 29.03.2011).
2. Козаченко И.Я. Фармакологический и фармацевтический контрафакт: транснациональные масштабы и национальное многообразие: доклад экспертной группы «Транснациональные и национальные концепции и модели уголовно-правового противодействия преступным проявлениям в сфере фармакологии и фармацевтики» II Российское право: образование, практика, наука. 2014. № 2. С. 35-39.
3. Шубина Д. Ущерб от преступлений в фармоотрасли II Деловой журнал об индустрии здравоохранения Vademecum. [Электронный ресурс]. - Режим доступа - URL:http:IIvademec.ruInewsIdetail595l3.html (дата обращения 29.03.201l).
4. Материалы «круглого стола» на тему: «Совершенствование законодательства на тему противодействия обороту фальсифицированной медицинской продукции в рамках ратификации Российской Федерацией конвенции Медикрим». - Москва, май 2015.
5. Вакцина «Стрептобластолизин» II ООО Квадра [Кострома, 201l]. [Электронный ресурс]. - Режим доступа - URL:http:IIwww. kvadro-bioteh.rulindex.phplnasha-produktsiyallekarstvennye-preparatylvaktsina-streptoblastolizin.html (дата обращения 29.03.201l).
6. ГА-40 Il LEKARINFO [Электронный ресурс]. - Режим доступа - URL http:IIru.likar.infoIlekarstvaIGa-40I (дата обращения 29.03.201l).
l. Козаченко И.Я. Фармакологический и фармацевтический контрафакт: транснациональные масштабы и национальное многообразие. Библиодосье «Совершенствование законодательства на тему противодействия обороту фальсифицированной медицинской продукции в рамках ратификации Российской Федерацией конвенции Медикрим» I Материалы управления библиотечных фондов (Парламентская библиотека). - Москва, 2015.
S. Кулаков H.A. Применение мер административной ответственности за правонарушения в области авторских и смежных прав II Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии. 2015. № 3 (31). С. 103-10l.
9. Кулаков H.A. Модернизация административной ответственности за нарушение интеллектуальных прав II Копирайт. 2016. № 3. С. 143-150.
10. Файзрахманов Р.Н. Расследование оборота фальсифицированных лекарственных средств и биологически активных добавок: дис. ... канд. юрид. наук. - Москва, 2013.
= References =
1. Konventsiya Soveta Evropy po bor'be s fal'sifikatsiei meditsinskoi produktsii iskhodnymi prestupleniyami, ugrozhayushchimi zdorov'yu naseleniya I Ofitsial'nyi sait Soveta Evropy [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa - URL: https:llrm.coe.intl CoERMPublicCommonSearchServicesIDisplayDCTMContent?documentId=09000016806a9503 (data obrashcheniya 29.03.201l).
2. Kozachenko I.Ya. Farmakologicheskii i farmatsevticheskii kontrafakt: transnatsional'nye masshtaby i natsional'noe mnogoobrazie: doklad ekspertnoi gruppy «Transnatsional'nye i natsional'nye kontseptsii i modeli ugolovno-pravovogo protivodeistviya prestupnym proyavleniyam v sfere farmakologii i farmatsevtiki» Il Rossiiskoe pravo: obrazovanie, praktika, nauka. 2014. № 2. S. 35-39.
3. Shubina D. Ushcherb ot prestuplenii v farmootrasli II Delovoi zhurnal ob industrii zdravookhraneniya Vademecum. [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa - URL:http:IIvademec.ruInewsIdetail595l3.html (data obrashcheniya 29.03.201l).
4. Materialy «kruglogo stola» na temu: «Sovershenstvovanie zakonodatel'stva na temu protivodeistviya oborotu fal'sifitsirovannoi meditsinskoi produktsii v ramkakh ratifikatsii Rossiiskoi Federatsiei konventsii Medikrim». - Moskva, mai 2015.
5. Vaktsina «Streptoblastolizin» Il OOO Kvadra [Kostroma, 201l]. [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa -URL:http:IIwww.kvadro-bioteh.rulindex.phplnasha-produktsiyallekarstvennye-preparatylvaktsina-streptoblastolizin.html (data obrashcheniya 29.03.201l).
6. GA-40 II LEKARINFO [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa - URL http:IIru.likar.infoIlekarstvaIGa-40I (data obrashcheniya 29.03.201l).
l. Kozachenko I.Ya. Farmakologicheskii i farmatsevticheskii kontrafakt: transnatsional'nye masshtaby i natsional'noe mnogoobrazie. Bibliodos'e «Sovershenstvovanie zakonodatel'stva na temu protivodeistviya oborotu fal'sifitsirovannoi meditsinskoi produktsii v ramkakh ratifikatsii Rossiiskoi Federatsiei konventsii Medikrim» I Materialy upravleniya bibliotechnykh fondov (Parlamentskaya biblioteka). -Moskva, 2015.
S. Kulakov N.A. Primenenie mer administrativnoi otvetstvennosti za pravonarusheniya v oblasti avtorskikh i smezhnykh prav II Yuridicheskaya nauka i praktika: Vestnik Nizhegorodskoi akademii. 2015. № 3 (31). S. 103-10l.
9. Kulakov N.A. Modernizatsiya administrativnoi otvetstvennosti za narushenie intellektual'nykh prav II Kopirait. 2016. № 3. S. 143-150.
10. Faizrakhmanov R.N. Rassledovanie oborota fal'sifitsirovannykh lekarstvennykh sredstv i biologicheski aktivnykh dobavok: dis. ... kand. yurid. nauk. - Moskva, 2013.
(статья сдана в редакцию 2l.04.201l)