ИСТОРИЯ ПРАВА
Е.А. Шаталов*, О.Н. Дубровский**
Органы ВЧК в системе аппарата принуждения советского государства: понятие, задачи и функции
Аннотация. В статье исследуются организационно-правовые основы деятельности, правовая природа, статус чрезвычайных комиссий по борьбе с контрреволюцией в системе органов государственной власти РСФСР. В ней предложен авторский подход к определению понятия, задач, функций органов ВЧК. Ключевые слова: ВЧК, чрезвычайные комиссии, органы принуждения.
В современной науке нет единого мнения об организационно-функциональной сущности ВЧК и ее органов. Среди ученых ведутся активные научные диспуты на этой почве. В связи с чем исследуемые органы характеризуются с использованием различных понятий и терминов: «карательные», «репрессивные» и даже «карательно-репрессивные»1.
Также существует мнение о том, что ЧК — это прежде всего карательные органы, так как их деятельность связана с массовыми политическими репрессиями. С этим утверждением сложно не согласиться2. Причем такое положение имеет под собой юридическую основу. Согласно принятому в 1918 г. президиумом ВЦИК постановлению по поводу опубликования ВЧК статьи «Нельзя миндальничать», в период вооруженной борьбы рабоче-крестьянское государство
1 См.: Романовская В.Б. Репрессивные органы и общественное правосознание в России ХХ века.: дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 1997. С. 319; Рассказов Л.П. ВЧК-ГПУ-ОГПУ-НКВД в механизме формирования и функционирования политической системы советского общества (1917-1941 гг.): дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 1994; Гринберг М.С. Уголовное право и массовые репрессии 20-х и последующих годов // Государство и право. 1993. № 1. С. 65; Швеков Г.В. Первый советский Уголовный кодекс. М.: Высш. шк., 1970. С. 18.
2 См.: Боева Л.А. Деятельность ВЧК-ОГПУ по контролю за лояльностью граждан политическому режиму (19211924 гг.): дис. ... канд. истор. наук. М., 2002. С. 138; Мар-дамшин Р.Р. История Башкирской ЧК 1917-1922 гг.: дис. ... канд. истор. наук. Уфа, 1995. С. 50-61; Рожнева Ж.А. Политические судебные процессы в западной Сибири в 1920-1930-е гг.: автореф. дис. ... канд. истор. наук. Томск, 2003. С. 14.
не собиралось отказываться от репрессивных мер3. Тем более что ВЧК не отрицала карательного начала в деятельности ее местных органов. 08.01.1921 г. ВЧК был издан приказ «О карательной политике органов ЧК», где в самом названии нормативного акта подчеркивалась репрессивная сентенция используемых комиссиями методов реализации государственных функций4. Меры уголовного принуждения, применявшиеся ЧК во внесудебном порядке, привели к террору против общества в целом, подтверждением чему служат архивные документы5. Однако указанные научные точки зрения не совсем полно отражают организационные и нормативно-правовые основы деятельности ЧК. Не стоит забывать о том, что они учреждались не только как квазисудебные органы, но и как оперативно-розыскные. Комиссии осуществляли охрану интересов советской власти путем предупреждения, пресечения и выявления преступлений. В соответствии с оперативно-информационными ориентировками ВЧК «Об обнаружении и установлении негласного надзора», ее органами на местах систематически проводилась работа по поимке подозреваемых, обвиняемых в антисо-
3 Декреты советской власти. Т. 3. М.: Политиздат, 1964. С. 451.
4 См.: Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. 1999. № 2. С. 61.
5 См.: Лунеев В.В. Политическая преступность в России: прошлое и настоящее // Общественные науки и современность. 1999. № 5. С. 72.
© Шаталов Е.А., 2015
* Шаталов Евгений Анатольевич — кандидат юридических наук, доцент Хакасского государственного университет им. Н.Ф. Катанова. [[email protected]]
655017, Россия, Республика Хакасия, г. Абакан, ул. К. Маркса, д. 11. © Дубровский О.Н, 2015
** Дубровский Олег Николаевич — кандидат юридических наук, доцент Тувинского государственного университета.
667000, Россия, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Ленина, д. 36. DOI: 10.17803/1994-1471.2015.58.9.009-014
ветских, общеуголовных преступлениях, находившихся во всероссийском розыске6.
Под большим вопросом стоит возможность использования таких современных юридических понятий, как «правоохранительные органы»7 или «чрезвычайные правоохранительные органы»8, которые используются учеными в их исследованиях. При этом в них недостаточно полно аргументируется состоятельность используемой правовой терминологии.
Дело в том, что под юридическим термином «правоохранительный орган» понимается государственный орган, основной функцией которого является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью9. Исходя из значения указанного термина, достаточно сложно говорить о наличии каких-либо правовых институтов, правовой системе в целом, защите прав и свобод человека органами ЧК. Тем более что в государстве приоритет был отдан не правовым нормам, а правовым обычаям и революционному правосознанию10.
VI Всероссийский Чрезвычайный съезд Советов еще 08.11.1918 г. принял постановление «О точном соблюдении законов», по которому органам ЧК предоставлялись полномочия по отступлению от предписаний нормативно-правовых актов в борьбе с контрреволюционными преступлениями11. Нормативные акты, прежде чем вступить в силу, в обязательном порядке подлежали согласованию с представителями и руководящим составом ВЧК и ее органов для недопущения ограничения оперативно-служебной деятельности последних рамками права12. Отме-
тим, что общероссийские декреты, регламентировавшие деятельность ЧК, не предусматривали задач по охране права. Советский законодатель никогда не оперировал термином «правоохранительный орган». При этом анализ общегосударственных нормативных актов, принятых в период организации ЧК, позволяет сделать вывод о том, что сущность этих органов заключалась в охране советской власти путем осуществления функций по обеспечению революционной дисциплины — строгое повиновение всех советских граждан, госслужащих революционному порядку и правилам, установленным государством и его полномочными органами. Первые юридические акты — декрет «Социалистическое отечество в опасности», принятый 21.02.1918 г., и постановление СНК «О красном терроре» от 05.09.1918 г. конкретизировали компетенцию ЧК в этой области13.
В подтверждение вышеуказанного также следует отметить, что лица, нарушавшие революционную дисциплину, приговаривались ЧК к лишению свободы, что следует подчеркнуть особо, «со строгой изоляцией» — усиленный режим содержания заключенных в концлагерях14. В изоляции лиц, совершивших контрреволюционные уголовно-наказуемые деяния, также прослеживается охранная сущность этих мер. Дело в том, что заключенных (закрепленных за ЧК), не представлявших опасность для республики Советов и не совершавших преступлений против советской власти, не изолировали столь строго, а перевоспитывали и порой даже отпускали на поруки15.
6 См.: Архивный отдел Администрации города Ачинска Красноярского края (АОАГАКК). Ф. Р. 53. Оп. 1. Д. 21. Л. 202, 232; Д. 62. Л. 1-23.
7 Кобзов В.С., Семенов А.И. Правоохранительные органы Урала в годы гражданской войны. Челябинск: Изд-во Челяб. юрид. ин-та МВД России, 2002. С.66.
8 Угроватов А.П. НЭП и законность (1921-1929 гг.). Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1997. С. 34.
9 См.: Большой юридический словарь / под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. М.: Инфра-М, 1998. С. 526.
10 Положения о недопустимости ограничения процесса борьбы с контрреволюционерами нашли свое отражение во многих периодических изданиях первых лет советской власти. В частности, такого рода высказывания содержатся в работах Г.В. Плеханова, П. Стучки, В.И. Ленина, А.О. Сольца, Я.Х. Пе-терса, В.В. Фомина, А.Г. Гойхбарга. Все они единогласно указывали, что необходимо стоять не на почве законности, а на почве революции и что вопрос о правовом регулировании ЧК — главного органа в процессе политической борьбы — абсолютно неуместен и нецелесообразен. См.: Известия ВЦИК. 1918. 23 окт.; Еженедельник ЧК. 1918. № 3; Второй съезд РСДРП. Протоколы. М., 1903. С. 182; Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 36. С. 504; Правда. 1917. 24 мая; Известия ВЦИК. 1924. 24 нояб.; Гойхбарг А.Г. Пролетариат и право: сб. ст. М., 1919. С. 12.
11 Собрание узаконений РСФСР. 1918. № 90. Ст. 908.
12 См.: Рассказов Л.П. Указ. соч. С. 93; Портнов В.П. Станов-
ление аппарата борьбы с преступностью в РСФСР: автореф.
дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1973. С. 8, 17; Смыкалин А.С.
Пенитенциарная система советской России 1917 — начала 1960-х гг.: дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 1998. С. 52;
Исаев И.А. Революционная психология и революционная законность // Государство и право. 1995. № 11. С. 146-148.
13 Известия ВЦИК. 1918. 23 февр.
14 Приказ ВЧК от 03.03.1920 «По лагерям принудительных работ подведомственных ВЧК» // Государственный архив Красноярского края (ГАКК). Ф. Р. 188. Оп. 1. Д. 1. Л. 183; Гусев Л.Н. История законодательства СССР и РСФСР по уголовному процессу и организации суда и прокуратуры. 1917-1954 гг.: сб. док.. М.: Политиздат, 1955. С. 58.
15 По мнению таких ученых, как И.Л. Авербах А.П. Печников В.М. Курицын А.С. Смыкалин М.В. Рубинов Е.М. Гиля-ров, В.М. Исаков, А.Ю. Данилов в лагерях ЧК, как и в общих местах заключения, задачи уголовно-исполнительной политики преследуют цель: с помощью общественно-полезного труда и культурно-воспитательной работы перевоспитать противников советской власти. См.: Авербах И.Л. От преступления к труду. М., 1936. С. VI; Печников А.П. Становление организационно-правовых форм исправления и перевоспитания осужденных в исправительно-трудовых учреждениях РСФСР (октябрь 1917-1925 гг.): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1991. С. 18-19; Курицын В.М. Советское государство и право в период иностранной интервенции и гражданской войны (1918-1920 гг.). М., 1960. С. 56; Исаков В.М. Правовое регулирование и организация трудовой занятости осужденных в исправительных учреждениях советского государства (1917-1990 гг.): дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2000. С. 58; Гиляров Е.М. Становление и развитие исправительно-трудовых учреждений РСФСР в первые годы советской власти (1917-1925 гг.): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1986. С. 17; Рубинов М.В. Становление и развитие советской пенитенциарной системы 1918-1934: дис. ... канд. истор. наук. Пермь, 2000. С. 78; Данилов А.Ю. Местные ЧК в 1918-
Сотрудники ЧК не отрицали того факта, что их органы исполняли функции охраны. Так, на I конференции ВЧК Председатель Камышинской уездной ЧК заявил: «Нам говорят, что это "охранка". Да, это охранка, направленная против контрреволюции, есть охрана Советской власти»16. При этом подчеркнем, что сотрудник проводил аналогию между деятельностью охранных отделений МВД Российской империи и советскими органами ЧК. В этой связи некоторые ученые справедливо отмечают, что ЧК стали полноправными преемницами имперских сыскных органов17. Однако следует сказать о том, что предмет деятельности органов ВЧК был гораздо шире. В соответствии с декретом «О спекуляции» от 22.07.1918 г., последние также были обязаны организовать работу по борьбе с экономическими преступлениями, в том числе пресекать и предупреждать скупку товаров потребления по завышенным ценам18, незаконную торговлю драгоценными металлами, ценными бумагами, иностранной валютой, а также подделку денежных знаков — «экономической контрреволюцией»19.
Органы ВЧК осуществляли уголовное преследование по делам о должностных преступлениях. С постепенным развитием товарно-денежных отношений взяточничество буквально захлестнуло государственный аппарат20. В связи с чем ЧК, в соответствии с декретами СНК «О борьбе со взяточничеством» от 08.05.1918 г. и «О борьбе со спекуляцией, хищениями, подлогами и другими злоупотреблениями по должности» от 21.10.1919 г., а также «О борьбе со взяточничеством» от 16.08.1921 г., были предоставлены полномочия по осуществлению оперативно-розыскных мероприятий, проведению следственных действий по уголовным делам о преступлениях, совершенных
1922 гг. (на материалах Ярославской и Рыбинской губерний): дис. ... канд. истор. наук. Ярославль, 1999. С. 222; Смыкалин. А.С. Пенитенциарная система советской России 1917 — нач. 1960-х гг.: дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 1998. С. 73; Приказ ВЧК от 08.01.1921 г. // АОАГАКК. Ф. Р. 53. Оп. 1. Д. 1. Л. 36.
16 См.: Еженедельник ЧК. 1918. № 4. С. 24.
17 См.: Пайпс Р. Русская революция. Ч. 2. М.: РОССПЭН, 1994. С. 491; Леонов С.В. Рождение советской империи: государство и идеология 1917-1922 г. М.: Диалог-МГУ, 1997. С. 249; Еженедельник ЧК. 1918. № 4. С. 24.
18 Собрание узаконений РСФСР. 1918. № 54. Ст. 605.
19 См.: ВЧК и начало НЭПа // Свободная мысль. 2000. № 4. С. 122-123; Говоров И.В. Советское государство и преступный мир (1920-1940-е гг.) // Вопросы истории. 2003. № 11. С. 144; Ходяков М. Сомнительные деньги. Фальшивомонетчики в годы революции и гражданской войны // Родина. 2003. № 7. С. 72-73; Павлов А.Н. Борьба милиции с преступностью в годы НЭПа // Вопросы истории. 2004. № 10. С. 137; Мозохин О.Б. ВЧК-ГПУ. На защите экономической безопасности государства и в борьбе с терроризмом. М., 2004. С. 1-10.
20 См.: Куракин А.В. Предупреждение и пресечение кор-
рупции в период формирования и функционирования ад-
министративно-командной системы (1917-1991 годы) //
Следователь. 2003. № 3. С. 26.
должностными лицами21. Для предупреждения, пресечения, выявления преступлений ЧК учреждали собственные оперативно-розыскные подразделения. Осведомители ЧК имелись в жилых кварталах, на транспорте, в военных учреждениях, в общественных и увеселительных местах, учебных заведениях, в селах и деревнях, даже в местах лишения свободы22.
Для обеспечения ЧК революционной дисциплины в условиях действия особых правовых режимов ВЦИК принял постановление «Об изъятии из общей подсудности в местностях, объявленных на военном положении» от 20.06.1919 г. В соответствии с постановлением, особые отделы, губчека, уездные ЧК должны были осуществлять уголовное преследование за организацию поджогов и взрывов, бандитизм (участие в шайке, составившейся для убийств, разбоя и грабежей), пособничество им, укрывательство, разбой и вооруженный грабеж, торговлю кокаином23. Укажем при этом, что органы ЧК наделялись достаточно широкими полномочиями для расследования наиболее опасных общеуголовных преступлений24.
Для охраны государственных интересов в условиях войны и военного положения органы ЧК совместным постановлением ВЦИК и СТО от 28.05.1920 г. и положением ВЦИК «О местностях, объявленных на военном положении» от 13.08.1920 г. наделялись полномочиями военных ревтрибуналов, с непосредственным правом применения смертной казни. Органам ВЧК также были предоставлены полномочия по охране интересов республики Советов в сфере ее обороноспособности. Особые отделы производили оперативно-розыскные мероприятия, следственные действия по уголовным делам о взрывах, поджогах, шпионаже, спекуляции военным имуществом, преступной халатности при проведении охраны военных складов и т.д.25
Декреты обязывали комиссии оперативно пресекать любые попытки покушения на интересы советской власти, абсолютно неважно, в какой сфере административного управления: оборонной, политической, экономической и т.д. При этом ни в одном нормативно-правовом акте советского государства не говорится об обеспе-
21 Декреты советской власти. Т. 2. М., 1962. С. 241-242; Т. 6. М., 1974. С. 217-318; Собрание узаконений РСФСР. 1921. № 60. Ст. 421.
22 См.: Бычков Л. ВЧК в годы гражданской войны. М., 1940. С. 70; Центральный архив ФСБ РФ (ЦА ФСБ РФ). Ф. 66. Оп. 1. Д. 36. Л. 12; Дьяченко О.В. Органы государственной безопасности в реализации пенитенциарной политики советского государства (1917-1941 гг.): дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2002. С. 35.
23 Собрание узаконений РСФСР. 1919. № 27. Ст. 301.
24 См.: Маручек А.А. Становление органов охраны правопорядка РСФСР (1917-1922). Омск: Юрид. ин-т МВД России, 1999. С. 27.
25 Декреты советской власти. Т. 8. М., 1976. С. 256; Т. 10. М., 1980. С. 51.
чении законности и соблюдении прав и свобод человека. Задача по обеспечению прав и свобод человека в период гражданской войны не имела статуса общегосударственной. В государстве допускалась эксплуатация, ликвидация представителей общественно-социальных классов, относящихся к «буржуазии»26. Поэтому главной целью оперативно-розыскной, процессуальной и внесудебной деятельности ЧК являлась охрана республики Советов. В связи с этим достаточно трудно согласиться с точкой зрения ученых, которые полагают, что ЧК являлись правоохранительными органами. Наиболее корректным термином, на наш взгляд, здесь будет «охранительно-репрессивный». При этом под охранительно-репрессивной деятельностью ЧК нами понимается система организационно-административных (полицейских), юридических мер, обеспечивавших революционную дисциплину и охрану республики Советов. Целесообразность применения такой терминологии обусловлена тем, что реализуемая ЧК деятельность была ориентирована на достижение следующих целей: «охранительной» — охрана институтов советской власти, путем обеспечения революционной дисциплины, и «репрессивной» — согласно определению означающее карательную меру, наказание27.
Репрессия — это средство, применяемое органами ЧК для устрашения населения, террора, демонстрации силы принуждения новой власти, ликвидации политической оппозиции, в том числе в форме массовых показательных казней, которые имели место во многих губерниях. При этом заметим, что репрессивные меры ЧК были направлены на решение двух групп задач. Во-первых, прямой — охрана республики Советов. Во-вторых, косвенной — принуждение к исполнению законодательных, партийных актов, нормы которых в военных условиях в большей степени имели императивный характер. В связи с чем
26 По словам Я.В. Старосельского, А.Я. Вышинского, в период борьбы большевиков за власть, «каждый буржуа самим фактом своего существования, был социально опасен для пролетарской революции», в борьбе с ним по утверждениям Я.М. Свердлова, Н.И. Бухарина и др. целесообразнее всего было использовать террор во всех его проявлениях. См.: Косицын А.П. Социалистическое государство. Закономерности возникновения и развития. М., 1970. С. 68-69; В.И. Ленин о социалистическом государстве и праве. М., 1969. С. 97; Роль В.И. Ленина в становлении и развитии советского законодательства. М., 1969. С. 125; Игнатенко Д.И. Ромашов Р.А. Социалистическая законность (юридическое закрепление права на государственный произвол) // История государства и права. 1999. № 1. С. 14; Старосельский Я.В. Принцип построения уголовной репрессии в пролетарском государстве // Революция права. 1927. № 2. С. 85; Вышинский А.Я. Суд и карательная политика Советской власти. Л., 1925. С. 53; Свердлов Я.М. Избранные произведения. Статьи, речи, письма. М., 1976. С. 213; Бухарин Н.И. Избранные произведения. М., 1988. С. 162.
27 См.: Юридическая энциклопедия / под ред. М.Ю. Тихомирова. М.: Юринформцентр, 1998. С. 391.
термин «орган принуждения» наиболее полно отражает административную сущность органов ЧК. В широком смысле слова под принуждением принято понимать насильственное воздействие на индивида или группу с целью осуществления ими требуемых действий28. В период гражданской войны неисполнение требований административных органов влекло за собой насильственное принуждение по законам военного времени. В.И. Ленин указывал, что без принуждения существование рабоче-крестьянского государства абсолютно немыслимо29. В свою очередь, под системой принуждения подразумевается бинарная структура органов уголовной юстиции, наделенных судебно-следственными (органы НКВД, ревтрибуналы, суды) и квазисудебными (органы ВЧК) полномочиями по применению насильственных мер к нарушителям революционной дисциплины. Именно перечисленные управленческие органы составляли советский аппарат принуждения30. Органы ЧК занимали доминирующее положение в этом механизме. Это обусловливалось широтой квазисудебных полномочий, масштабностью исполняемых ими функций. Милиция преимущественно наделялась оперативно-розыскными полномочиями31. Ревтрибуналы наделялись судебно-следственными правами, но не осуществляли оперативно-розыскную дея-тельность32. ЧК наделялись правами всех органов уголовной юстиции вместе взятых.
Отметим, что, в зависимости от военно-политического status quo, в деятельности органов ЧК могла преобладать репрессивная или охранительная цель. Так, с началом НЭПа органы ЧК лишались права применять репрессивные меры вовсе. К 1921 г. советское руководство, не нуждаясь более в репрессивной деятельности ЧК, прикладывало максимальные усилия для воплощения в жизнь принципа законности, который на практике мешала реализовать гражданская война. В этих условиях ВЦИК 23.06.1921 г. издает декрет «Об объединении всех военных трибуналов республики». По этому декрету внесудебные полномочия
28 См.: Еникеев М.И., Кочетков О.Л. Общая, социальная и юридическая психология. Краткий энциклопедический словарь. М.: Юрид. лит., 1997. С. 361.
29 См.: Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 36. С. 162-163.
30 См.: Петров Г.И. В.И. Ленин и создание советских государственных органов принуждения // Правоведение. 1969. № 4. С. 18.
31 См.: Шумахер. Организационные формы уголовно-розыскных учреждений в 1917-1924 // Рабоче-крестьянская милиция. 1924. Нояб. С. 44; Из истории взаимоотношений ЧК и ревтрибуналов // Вопросы истории. 1990. № 7. С. 157-161; Апнян Н.А. Органы государственной безопасности советской Армении в период строительства социализма (1920-1934 гг.): автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1980. С. 12.
32 Титов Ю.П. Правовые формы организации и деятельности революционных трибуналов РСФСР // Вопросы права и законности в первые годы советской власти: сб. науч. тр. М.: ВЮЗИ, 1984. С. 26-30.
ЧК ограничивались применением уголовного наказания в виде лишения свободы на срок до 2 лет и только за принадлежность к антисоветским политическим партиям или к явно белогвардейским элементам33.
В качестве альтернативы «особым совещаниям» ЧК, в системе губчека учреждались камеры народного суда, которые стали переходным этапом на пути к смягчению уголовной политики РСФСР34. Судебные документы камеры народного суда Якутской губчека за период с декабря 1921 г. по январь 1922 г. свидетельствуют, что ЧК лишались квазисудебных полномочий. Полномочия губчека ограничивались производством розыска и предварительного следствия. Якутская губчека больше не рассматривала в административном порядке уголовные дела о спекуляции, растрате и хищении, трудовом дезертирстве, саботаже и т.п.35 После окончания предварительного следствия по уголовным делам последние в зависимости от степени важности направлялись
Библиография:
либо в ревтрибунал, либо в камеру народного суда губчека. В связи с чем деятельность органов ЧК к началу 1922 г. приобретала исключительно охранительный характер.
Проведение теоретико-правового анализа, целью которого явилось изучение основных функций и задач чрезвычайных комиссий, позволяет сделать некоторые обобщения в вопросе определения понятия этих органов. Чрезвычайная комиссия — охранительно-репрессивный элемент системы органов принуждения РСФСР периода гражданской войны, наделенный оперативно-розыскными, процессуальными, внесудебными полномочиями. Задачи деятельности этих органов заключались в предупреждении, пресечении и выявлении угроз, представлявших опасность для советской власти и ее представителей, путем осуществления следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по государственным и тяжким общеуголовным преступлениям.
1. Исаев И.А. Революционная психология и революционная законность // Государство и право. 1995. № 11. С. 146-148.
2. Кобзов В.С., Семенов А.И. Правоохранительные органы Урала в годы гражданской войны. Челябинск: Изд-во Челяб. юрид. ин-та МВД России, 2002. 189 с.
3. Куракин А.В. Предупреждение и пресечение коррупции в период формирования и функционирования административно-командной системы (1917-1991 годы) // Следователь. 2003. № 3. С. 25-31.
4. Лунеев В.В. Политическая преступность в России: прошлое и настоящее // Общественные науки и современность. 1999. № 5. С. 66-79.
5. Маручек A.A. Становление органов охраны правопорядка РСФСР (1917-1922). Омск: Юрид. ин-т МВД России, 1999. 83 с.
6. Петров Г.И. В.И. Ленин и создание советских государственных органов принуждения // Правоведение. 1969. № 4. С. 13-18.
7. Портнов В.П. Становление аппарата борьбы с преступностью в РСФСР: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1973. 44 с.
8. Рассказов Л.П. ВЧК-ГПУ-ОГПУ-НКВД в механизме формирования и функционирования политической системы советского общества (1917-1941 гг.): дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 1994. 465 с.
9. Смыкалин А.С. Пенитенциарная система советской России 1917 — начала 1960-х гг.: дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 1998. 325 с.
10. Титов Ю.П. Правовые формы организации и деятельности революционных трибуналов РСФСР // Вопросы права и законности в первые годы советской власти: сб. науч. тр. М.: ВЮЗИ, 1984. С. 17-81.
11. Угроватов А.П. НЭП и законность (1921-1929 гг.). Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та , 1997. 106 с.
References (transliteration):
1. Isaev I.A. Revoljucionnaja psihologija i revoljucionnaja zakonnost' // Gosudarstvo i pravo. 1995. № 11. S. 146-148.
2. Kobzov V.S., Semenov A.I. Pravoohranitel'nye organy Urala v gody grazhdanskoj vojny. Cheljabinsk: Izd-vo Cheljab. jurid. in-ta MVD Rossii, 2002. 189 s.
3. Kurakin A.V. Preduprezhdenie i presechenie korrupcii v period formirovanija i funkcionirovanija administrativno-ko-mandnoj sistemy (1917-1991 gody) // Sledovatel'. 2003. № 3. S. 25-31.
4. Luneev V.V. Politicheskaja prestupnost' v Rossii: proshloe i nastojashhee // Obshhestvennye nauki i sovremennost'. 1999. № 5. S. 66-79.
5. Maruchek A.A. Stanovlenie organov ohrany pravoporjadka RSFSR (1917-1922). Omsk: Jurid. in-t MVD Rossii, 1999. 83 s.
6. Petrov G.I. V.I. Lenin i sozdanie sovetskih gosudarstvennyh organov prinuzhdenija // Pravovedenie. 1969. № 4. S. 13-18.
7. Portnov V.P. Stanovlenie apparata bor'by s prestupnost'ju v RSFSR: avtoref. dis. ... d-ra jurid. nauk. M., 1973. 44 s.
33 Собрание узаконений РСФСР. 1921. № 51. Ст. 294.
34 См.: Государственный архив РФ (ГАРФ). Ф. 353. Оп. 4. Д. 85. Л. 92, 94.
35 См.: Национальный архив Республики Саха (Якутия) (НАРС(Я)). Ф. 861. Оп. 1. Д. 80; Ф. 53. Оп. 6. Д. 215; Оп. 1. Д. 184; Д. 199; Д. 222.
8. Rasskazov L.P. VChK-GPU-OGPU-NKVD v mehanizme formirovanija i funkcionirovanija politicheskoj sistemy sovetskogo obshhestva (1917—1941 gg.): dis. ... d-ra jurid. nauk. SPb., 1994. 465 s.
9. Smykalin A.S. Penitenciarnaja sistema sovetskoj Rossii 1917 — nachala 1960-h gg.: dis. ... d-ra jurid. nauk. Ekaterinburg, 1998. 325 s.
10. Titov Ju.P. Pravovye formy organizacii i dejatel'nosti revoljucionnyh tribunalov RSFSR // Voprosy prava i zakonnosti v pervye gody sovetskoj vlasti: sb. nauch. tr. M.: VJuZI, 1984. S. 17—81.
11. Ugrovatov A.P. NEP i zakonnost' (1921-1929 gg.). Novosibirsk: Izd-vo Novosib. un-ta , 1997. 106 s.
Материал поступил в редакцию 11 декабря 2014 г.
The ECC bodies within the system of the coercion apparatus of the Soviet State
definition, purposes, functions
SHATALOV, Evgeniy Anatolievich — PhD in Law, Associate Professor, Khakassian State University named after
N.F. Katanov.
655017, Russia, Republic of Khakassia, bakan, ul. K. Marksa, 11.
DUBROVSKIY, Oleg Nikolaevich — PhD in Law, Associate Professor, of the Tyva State University. 667000, Russia, Republic of Tyva, Kyzyl, ul. Lenin, 36.
Review. The article examines the organizational and legal basis, the legal nature and status of the Extraordinary Commission for Combating Counter-Revolution (ECC) within the system of public government of the RSFSR. The authors study the definition, objectives, functions of the Cheka. Keywords: Cheka, Extraordinary Commission, coercive bodies.