«НАМ, НЕМЕЦКИМ РАЗВЕДЧИКАМ, ПОРУЧЕН КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОУНОВСКИХ БАНД И ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ ИХ БОРЬБЫ С ЧАСТЯМИ КРАСНОЙ АРМИИ»
Годы борьбы с украинским национализмом на территории Западной Украины — поистине героические в боевой летописи Внутренних войск МВД России. В сложной социально-политической обстановке 40—50-х годов XXвека эти войска решительно и активно пресекали любые попытки националистических формирований ОУН — УПА дестабилизировать обстановку в регионе Западной Украины, терроризировать мирных жителей сёл и городов.
Вызывает сожаление тот факт, что в настоящее время в Украине, особенно в её западном регионе предпринимаются попытки реабилитировать участников ОУН — УПА, сделать из них героев повстанческой борьбы с советским, по их мнению, оккупационным режимом. В 2007году указом Президента Украины командующий УПА Р.Шухевич стал национальным героем страны.
В связи с появлением ранее неизвестных широкой читательской аудитории материалов в печати был опубликован ряд архивных материалов, которые подтверждают мнение, что немецкая разведка на территории Западной Украины вела работу по созданию хорошо экипированных и вооружённых отрядов УПА, которые действовали в советском тылу с террористическими и диверсионными заданиями.
Представленный вниманию читателей документ является характерным примером взаимодействия немецкой разведки с оуновцами. Это сообщение НКВД УССР о задержании немецкого агента А.А.Зайчикова, который для обеспечения доставки добытых шпионских сведений немецкому командованию имел специально выделенного проводника из состава оуновского подполья, с которым неоднократно переходил линию фронта во время Великой Отечественной войны.
<...>
Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941—1945 гг.
ЖАРСКИЙ Анатолий Петрович —
старший научный сотрудник Института военной истории МО РФ, подполковник запаса,
кандидат военных наук (Санкт-Петербург)
ХОХЛОВ Владимир Сергеевич —
президент — председатель совета Общероссийской общественной организации выпускников, командиров и преподавателей Донецкого ВВПУ, полковник запаса (Москва)
ОРГАНЫ РУКОВОДСТВА ВОЕННОЙ СВЯЗЬЮ В ВЫСШИХ ЗВЕНЬЯХ УПРАВЛЕНИЯ КРАСНОЙ АРМИИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941—1945)
К началу войны руководство силами и средствами связи, использующимися в интересах военного ведомства, осуществляли три не подчинявшиеся друг другу структуры: Управление связи Красной армии (УСКА), отдел связи Оперативного управления Генерального штаба и Народный комиссариат связи (НКС) через свои полевые органы (Цуполесвязи НКС, уполесвязи во фронтах и инспектораты связи — при штабах армий). Наряду с этими органами управления самостоятельно действовали также отделы связи ВВС, ПВО и ВМФ1.
На руководящие органы военной связи возлагались значительные по своей важности и объёмам задачи. Основными из них являлись: руководство деятельностью войск связи, а также силами и средствами связи НКС по обеспечению связи Генерального штаба, штабов фронтов и армий; формирование новых частей связи и распределение их между фронтовыми и армейскими объединениями; организация производства средств связи и снабжения ими войск связи, а также структур НКС, используемых в интересах вооружённых сил; организация подготовки офицерских кадров и младших специалистов связи для формируемых частей и пополнение их убыли в действующей армии2.
Великая Отечественная война стала генеральной проверкой всех предвоенных теоретических основ военной связи. Отдельные положения и взгляды на организацию связи уже с первых её дней пришлось уточнять и конкретизировать3, поскольку возникавшие в ходе широкомасштабных военных действий проблемы повышения эффективности связи, в том числе и системы руководства ею, должны были решаться оперативно, в крайне сжатые сроки.
Обстановка, сложившаяся на советско-германском фронте в начале войны, вызвала существенные затруднения в обеспечении непрерывного управления войсками и организации связи. Формирование полевых управлений оперативно-стратегических и оперативных объединений происходило в тяжёлых условиях вынужденного отступления советских войск. Руководство войсками осуществлялось с одного пункта управления, перемещение которого в новый район происходило во многих случаях неорганизованно и без заблаговременной подготовки в отношении связи4.
С началом военных действий приграничные военные округа не смогли отмобилизовать положенные им фронтовые и армейские части связи резерва Главного Командования (РГК). В армейском звене трудности в организации связи обусловливались также и тем, что с ликвидацией корпусного звена управления (к концу 1941г. из 61 стрелкового корпуса было оставлено только 6), число непосредственно подчинённых соединений и частей, с которыми надлежало обеспечивать связь от пунктов управления армии, увеличилось в 3—4раза, а силы и средства связи оставались теми же5.
Высокоманёвренные боевые действия требовали сокращения сроков доведения информации. Возникала необходимость обеспечения связи через инстанцию6.
Отсутствие единого ответственного органа руководства военной связью, «параллелизм» и постоянные трения в работе Управления связи Красной армии, отдела связи Оперативного управления Генштаба и полевых структур Народного комиссариата связи не могли не отражаться на качестве обеспечения связи и управления вооружённой борьбой.
Поэтому 23июля 1941года Государственный Комитет Обороны (ГКО) решил сосредоточить руководство всеми вопросами связи в стране и Вооружённых Силах в одних руках. Начальником Управления связи Красной армии был назначен полковник И.Т.Пересыпкин (с 22февраля 1944г. — маршал войск связи) с сохранением за ним поста народного комиссара связи7, что сразу же ликвидировало ведомственные барьеры между УСКА и НКС. Если раньше взаимодействие этих двух органов осуществлялось через Наркомат обороны (НКО), а по некоторым важным вопросам — через Совет народных комиссаров (СНК) СССР, то теперь, благодаря единому руководству, между ними был установлен непосредственный контакт.
Это мероприятие, а также назначение начальника Управления связи Красной армии ещё и заместителем наркома обороны (им, как известно, с 19июля 1941г. являлся И.В.Сталин) способствовало возрастанию авторитета высшего органа руководства военной связью и оперативному решению всех стоящих перед ним задач.<...>
Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Связь в Великой Отечественной войне Советского Союза 1941—1945гг. (Ставка-фронт). Л.: Военная академия связи (ВАС), 1961. С.56—58; Пересыпкин И.Т. Связь в начальный период войны. М.: Воениздат, 1960. С. 35, 36.
2 Связь в Великой Отечественной войне Советского Союза... С.56; Служба и войска связи в Отечественной войне: Сб.материалов по изучению опыта войны. Март—июнь 1946г. №23. М.: Воениздат, 1947. С. 100.
3 Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО РФ). Ф. 71. Оп. 12171. Д. 131. Л.1—8; Д.100. Л.127; Оп. 12169. Д. 1402. Л. 11—16.
4 Краткие выводы по службе связи Красной Армии за девятимесячный период Отечественной войны с немецкими захватчиками (июнь 1941 — март 1942). М.: Воениздат, 1942. С.61.
5 ЦАМО РФ. Ф. 71. Оп. 296521. Д. 10. Л. 175—180; КурочкинП.М. Войска связи должны были вступить в войну раньше, чем все остальные рода войск (Публикация А.П.Жарского) // Воен.-истор. журнал. 2008. №1. С.58—62.
6 Пересыпкин И.Т., Булычёв И.Т. Связь как основное средство управления войсками // Военная мысль. 1947. №5. С.13 —28.
7 20 июля 1944 г. наркомом связи СССР был назначен К.Я.Сергейчук, а И.Т.Пересыпкин сосредоточился на вопросах военной связи, т.е. остался начальником ГУСКА.