2.4. ОРГАНЫ МИЛИЦИИ КАБАРДЫ И БАЛКАРИИ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ РЕВОЛЮЦИОННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ (1917-1918)
Голяндин Николай Петрович, канд. юрид. наук, доцент. Должность: профессор. Место работы: Краснодарский университет МВД России. Филиал: Северо-Кавказский институт повышения квалификации. Подразделение: кафедра специальных дисциплин. E-mail: [email protected]
Машекуашева Маргарита Хасанбиевна, канд. психол. наук. Должность: старший преподаватель. Место работы: Краснодарский университет МВД России. Филиал: Северо-Кавказский институт повышения квалификации. Подразделение: кафедра государственных и гражданско-правовых дисциплин. E-mail: [email protected]
Аннотация: В статье на основе анализа архивных документов рассмотрены вопросы формирования правоохранительных органов Кабарды и Балкарии в период революционных событий 1917-1920 годов. Рассмотрены общие и специфические черты создания вооруженных структур по охране общественного порядка в населенных пунктах региона, находившиеся под управлением властных органов Временного правительства, Советов и войск Добровольческой армии.
Ключевые слова: революция, гражданская война, полиция, милиция, органы власти, Кабарда, Балкария, Терская область.
LAW ENFORCEMENT AGENCIES OF KABARDA AND BALKARIA IN THE FIRST YEARS OF REVOLUTIONARY REFORMS (1917-1918)
Golyandin Nikolai Petrovich, PhD at Law, Associate Professor. Position: Professor. Place of employment: Krasnodar University of MIA Russia. Branch: North-Caucasian Advanced Training Institute. Department: Special Disciplines chair. E-mail: [email protected]
Mashekuasheva Margarita Khasanbievna, PhD in Psychological Sciences. Position: senior lecturer. Place of employment: Krasnodar University of MIA Russia. Branch: North-Caucasian Advanced Training Institute. Department: state and civil law disciplines chair. E-mail: [email protected]
Annotation: In the article, based on the analysis of archival documents, issues of the formation of law enforcement agencies of Kabarda and Balkaria during the revolutionary events of 1917-1920 were considered. The general and specific features of the creation of armed structures for the protection of public order in the settlements of the region, under the control of the authorities of the Provisional Government, the Soviets and the troops of the Volunteer Army, are considered.
Keywords: revolution, civil war, police, militia, authorities, Kabarda, Balkaria, Terek region.
Революционные события 1917 года, охватившие Россию, наиболее ярко проявлялись на окраинах империи. Органы власти нового государственного строя формировались практически в каждом округе и даже городе.
В Нальчике представители кабардинских князей, балкарских тауби и мусульманского духовенства, признавая Временное правительство как властную струк-
туру России, сформировали в Нальчикском округе «Гражданский исполнительный комитет». На одном из первых заседаний 6(19) апреля 1917 г. члены комитета, руководствуясь циркулярным письмом Временного правительства от 4 апреля 1917 г., согласно которому окружные комиссары являлись «носителями власти Временного правительства», принял решение «...считать окружного комиссара по Нальчикскому округу Х.К. Чижокова членом окружного комитета». На этом же заседании после обсуждения вопроса о возросших фактах краж, грабежей и иных насильственных преступлений, члены комитета приняли следующее решение: «... до общей организации окружной милиции охрану населения возложить на существующую стражу, назначить начальника как для существующих стражников, так и для будущей милиции. Кандидатами на должность начальника милиции были предложены Абубекир Анзоров, Инал Докшукин, Паго Докшукин, Джашу Шакманов. Закрытой баллотировкой восемью голосами против одного, при одном воздержавшемся, начальником милиции избран Абубекир Анзоров ...». [4, с.34-36]
После Октябрьской революции 1917 года в ряде городов Северного Кавказа создаются Советы рабочих и солдатских депутатов. В Нальчике и Прохладном их возглавили меньшевики и эсеры, которые не поддержали передачу земли от помещиков крестьянам и предлагали перенести решение аграрного вопроса после созыва Учредительного собрания.
В ноябре 1917 года националистическими кругами Северного Кавказа формируется Горская республика, которая объявила о своем выходе из состава Российской Советской Социалистической Республики и начала открытую вооруженную борьбу с Советской властью, переросшая в гражданскую войну.
Как показала история, создавшееся в те дни нестабильное социально-политическое, а в последующем экономическое положение можно было изменить путем создания демократической власти. Характеризуя такую власть, видный революционный деятель С. М. Киров говорил, что она «может быть создана только на общеобластном демократическом съезде рабочих, солдатских, казачьих и крестьянских депутатов, а также представителей народностей, населяющих Терский край» [6]. Следует отметить, что созыв такого съезда народов Терека поддержало большая часть горского населения и казачества. Местом проведения съезда был избран Моздок, поскольку там не располагалось ни каких вооруженных отрядов.
С 25 по 31 января 1918 года в г. Моздок 400 делегатов приняли участие в первом съезде народов Терека. Нальчикский округ (Кабарда и Балкария) был представлен делегацией в составе 53 человек [2, с.174-175].
В острой дискуссионной борьбе об органах власти депутатами съезда принято решение о создании в Терской области Терского Народного Совета, а не Совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, как это имело место в других областях страны. Данное решение, по нашему мнению, было обусловлено прежде всего многонациональным и разноконфессио-нальным составом жителей Северного Кавказа.
Съезд утвердил списки членов Терского Народного Совета в количестве 46 человек, в том числе от чеченцев - 10, ингушей - 2, осетин - 6, кабардинцев - 5, балкарцев - 1, кумыков - 1, казаков - 8 человек.
3'2018
Пробелы в российском законодательстве
Для управления делами Терской области было создано девять коллегий, среди которых коллегия по организации и охраны общественного порядка. Местом пребывания Народного Совета был избран Пятигорск [4, с. 139-145].
В ходе последующей работы Терским Народным Советом большое внимание уделялось организации и охране общественного порядка в области. Из 16 декретов, принятых Советом за период своего функционирования, девять касались данного вопроса [4, с. 253]. Терский Народный Совет сумел предотвратить в ряде мест опасность военного столкновения, на отдельных участках удалось наладить работу железнодорожного транспорта, принять меры по борьбе с продовольственными затруднениями, охране запасов продовольствия и налаживанию его учета; провел совещание по урегулированию денежного обращения; послал своих членов на места для организаторской работы. Народный Комиссариат внутренних дел Терской области под руководством Юрия Петровича (настоящее имя - Яков Исаакович) Фигатнера создал на местах отряды народной милиции. Наркоматом внутренних дел проводилась работа по борьбе с бандитизмом, разбоем, провокациями, охране урожая, восстановлению разрушенных и ограбленных селений и аулов.
На 2 - ом съезде народов Терека, прошедшем в г. Пятигорске в феврале-марте 1918 года, из 286 делегатов 220 приняли решение признать власть Совета Народных Комиссаров РСФСР на территории Терской области. 16 марта 1918 года делегаты съезда одобрили «Основные положения проекта управления Терским краем», которые по существу можно считать одним из первых юридических документов, регламентировавших создание и деятельность Терской народной милиции.
В содержательной части «Основы» достаточно полно определила структуру органов государственной власти и управления Терской области. В частности, предоставлялось право каждому народу области «организовывать свои народные суды, творящие правосудие, согласно народным обычаям и нравам»[1, с.2]. Вместе с тем вооруженные силы, в том числе и народная милиция, должны были находиться в распоряжении областного органа власти.
В январе 1918 года циркуляром Народного комиссариата внутренних дел РСФСР было предписано заменить все органы местного самоуправления Временного правительства Советами, которые принимали все дела и технический аппарат от прежней власти [5, с.152].
Более детальную регламентацию деятельность региональной милиции получила во временном положении о Терской областной милиции, утвержденном 27 июня 1918 года Терским областным Народным Советом [7]. Положение было составлено с учетом специфических условий республики. В этой связи особое внимание в нем уделялось проблеме установления сотрудничества между трудовым русским населением и горскими народами. Временное положение закрепляло сложившуюся к тому времени организационную структуру милиции, её роль и место в системе государственного управления, а также порядок приема и прохождения службы в милиции.
Провозглашение Терской республики «советской» не означало всеобъемлющего характера и влияния новой власти в регионе. Шла работа по внедрению новых методов управления государством с учетом применения их оптимальных вариантов на местах.
18 марта 1918 года в Нальчике открылся Первый народный съезд трудящихся Нальчикского округа. Кроме основного вопроса - о признании Советской власти, съезд обсудил вопросы о земле и о борьбе с контрреволюцией в округе.
По решению первого съезда народов Кабарды и Балкарии, Нальчикский народный Совет принял ряд мероприятий по обеспечению революционного порядка в округе. С этой целью было решено «... ввести самоохрану в селениях, проводить регистрацию оружия» [9, д. 3, л.5].
Для поддержания общественного порядка решением окружного Совета от 3 мая 1918 года в Нальчике организован военно- народный милицейский конный отряд, который возглавил Бесланеев Хабала Жанхотович [9, д. 3, л.17]. Перед Терским народным Советом было возбуждено ходатайство о передаче округу «500 винтовок с патронами для борьбы с грабежами» [9, д. 2, л.5-6].
Исполком Нальчикского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов провел ряд мероприятий по усилению борьбы с преступностью и защите Советской власти в округе. Численность народной милиции была доведена до 200 человек [9, ф. Р-198, оп. 1, д. 2, л.84], ей было передано 500 вооруженных всадников из числа трудового населения[9, д. 2, л.119].
Всё это свидетельствовало о том, что Нальчикский Совет опирался на реальную военную силу и в своих решениях призывал «всем селениям округа быть готовыми выступить на защиту Советской власти по призыву окружного Совета» [9, д. 2, л.8].
Новая власть решала многие вопросы быстро и кардинально. Не успело руководство милиции приступить к формированию правоохранительного органа как последовали изменения. Так, 18 января 1919 года протоколом № 9 Нальчикский городской Совет принимает решение, постановляющая часть которого гласила: «... Переименовать милицию в отдел Революционного распорядка, увеличивая состав этого отдела до 25 человек, кроме отряда красноармейцев...»[8, л.11].
В этот же день Исполнительный комитет Нальчикского округа в своем постановлении (протокол №10) определяет, что для борьбы с кражами и грабежами в округе организуется милицию «...согласно временного положения, утвержденного Советом Народных Комиссаров 15 ноября 1918 года, по следующему штату. Окружная милиция: начальник милиции - 1, помощник его - 1, старших урядников - 4, младших- 10, милиционеров- 186. Всего: 203 человек. Летучий отряд: командир отряда - 1, старший урядник - 1, младший - 1, милиционеров - 47. Всего - 50 человек. Милиция для балкарских обществ на летнее время в период открытия перевалов (май - август): старших урядников - 1, младших урядников - 3, милиционеров - 56. Всего: 60 человек.» [9, д. 2, л. 122] .
Численный состав окружной милиции распределялся в следующих населенных пунктах: в слободе Нальчик-67 человек; в Урусбиевском -30 человек, в Баксане -21 человек, в поселках Докшукинском, Юсуповском, Че-гемском по 20 человек; в Кареновском -19 человек, Кайсчил - Анзореевском, Коголкинском, Лескенском поселках по 15 человек; в Тамбиевском и Безенгий-ском поселках по 10 человек. [9, д. 2, л. 123-124]
Однако принятые решения не были реализованы в полной мере. В декабре 1918 года войска Добровольческой армии под командованием генерала-лейтенанта Антона Ивановича Деникина перешли в
наступление на войска Северо - Кавказской социалистической республики. 25 января 1919 года Нальчик был занят деникинцами.
Следует отметить, что в отечественной историко-правовой литературе советского периода преобладал односторонний подход к описанию деятельности властных структур этого периода. В основном он сводился к упрощенной трактовке по восстановлению противниками большевиков имперского государственного строя, существовавшего до февраля 1917 года.
На самом деле в районах, находившимися под контролем войск Добровольческой армии, протекали весьма сложные процессы, обусловленные противоречивыми тенденциями. В одном случае они обусловливали взгляды тех, кто пытался закрепить и расширить демократические завоевания Февральской революции. Другие считали необходимым как можно шире использовать накопленный исторический опыт и традиции российской государственности.
На практике данные подходы порой реализовыва-лись в довольно неоднозначных компромиссных решениях. Например, созданные постановлением Временного правительства от 18 июня 1917 года на коллегиальной основе губернские и уездные комиссариаты, основанные на коллегиальных началах, в последующем были замещены на комиссаров. По своей сути институт комиссаров явился подобием царского губернаторства. Они по существу являлись местными представителями министерства внутренних дел, которым подчинялись вооруженные милицейские отряды.
Происшедшие в последующие месяцы изменения в структуре, статусе и формах мест ной власти по существу восстанавливали административное деление царской России на участки, возглавляемые приставами, и возвращали губернское правление. Во главе новых властных структур назначались лица ранее занимавшие должности губернаторов и начальников уездов. Данное обстоятельство, по мнению А.И. Деникина, было продиктовано необходимостью «использовать их административный опыт» [3, с. 28].
В этот же период в Нальчикском округе возобновили свою деятельность горский словесный суд, военно-полевые и шариатские суды [9, д. 2, л. 69,73].
В последующие годы Гражданской войны Кабарда и Карачаево-Балкария входили сначала в качестве самостоятельных «штатов» в составе Горской республики (ноябрь 1917 - апрель 1919), а затем формально в Терско-Дагестанском крае Вооруженных сил Юга России и Северо-Кавказском Эмирате (сентябрь 1919) [10].
Весной 1920 года на большей территории Северного Кавказа окончательно устанавливается Советская власть и начинался отсчет нового исторического периода развития правоохранительной системы Кабар-ды и Балкарии - создание советской милиции.
Список литературы:
1. Вторая сессия Терского областного народного съезда в г. Пятигорске. 16 февраля - 15 марта 1918 г.Пятигорск, 1918.
2. Гугов Р. Х., Улигов У. А. Очерки революционного движения в Кабардино - Балкарии.- Нальчик, 1967. -247 а
3. Деникин А.И. Национальная диктатура и ее политика. // Деникин. Юденич. Врангель : [мемуары] / сост. В.И Найденов. - М. : Отечество, 1991.- 510 с.
4. Документы по истории борьбы за советскую власть и образования автономии Кабардино-Балкарии (1917-1922 гг.). - Нальчик: Издательство «Эльбрус», 1983. - 800с.
5. Леонов С.В. Рождение Советской империи: государство и идеология 1917-1922 гг. М.: Диалог. МГУ, 1997.-356 с.
6. Киров С.М. Объединить революционные силы Терской области. Доклад и заключительное слово на Народном съезде Терской области в Моздоке. 11 февраля (29 января) 1918 года. URL: http://www.politpros. com/library/12/412/?ID=412&print=y&SECTЮN_ID=12
7. Народная власть. / Газета Совета Народных комиссаров Терской области -1918, 26 ноября. № 116
8. Протоколы заседаний и решения Нальчикского городского исполнительного комитета. - Управление центрального государственного архива Архивной службы Кабардино-Балкарской Республики ф. Р-23, оп. 1, д. 8
9. Протоколы заседаний и решения Народного Совета Нальчикского округа Терской области. - Управление центрального государственного архива Архивной службы Кабардино-Балкарской Республики Ф. Р-198, оп. 1.
10. Союз объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана (1917-1918 гг.) и Горская республика (19181920 гг.). Документы и материалы. / Сост. Г.И. Кака-гаснов и Л.Г. Каймаразова.- Махачкала: ИИАЭ ДНЦ РАН, Алеф, 2013.-210 с.
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 91,32%