Научная статья на тему 'Воссоздание шариатских судов в Кабарде и Балкарии в пост- Октябрьский период'

Воссоздание шариатских судов в Кабарде и Балкарии в пост- Октябрьский период Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
420
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕВОЛЮЦИЯ / ОБРАЩЕНИЕ / ОТДЕЛЫ / МУСУЛЬМАНЕ / ОКРУЖНОЙ / ОРГАНИЗАЦИЯ / ПРИГОВОР / ПОСТАНОВЛЕНИЕ / СУДОПРОИЗВОДСТВО / ЖЕСТОКОСТЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Теунов М. К.

Отвержение существующего порядка и создание нового закона в постреволюционной России привели к фундаментальным переменам в праве на Северном Кавказе. Шариатские судебные органы Кабарды и Балкарии являлись неотъемлемой частью существовавшего тогда в округе государственного аппарата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воссоздание шариатских судов в Кабарде и Балкарии в пост- Октябрьский период»

Теунов М.К.

ВОССОЗДАНИЕ ШАРИАТСКИХ СУДОВ В КАБАРДЕ И БАЛКАРИИ В ПОСТОКТЯБРЬСКИЙ ПЕРИОД

Исторические реалии 1920-х годов в Кабарде и Балкарии, как и на всем Северном Кавказе, неразрывно связаны с событиями Октября 1917 года, которые положили начало большевизации страны. Очень важно то обстоятельство, что в основе данного политического течения лежало стремление коренного преобразования России. Это повлекло за собой декларирование новых концепций решения всего комплекса проблем в стране, в том числе и в сфере правовой культуры.

Октябрьская революция 1917 года представляла собой отказ от старой правовой системы, которую эта революция заменила или радикально изменила. Уже 22 ноября (5 декабря) 1917 года был принят подписанный В.И. Лениным Декрет № 1 о суде, гласивший, что вся дореволюционная правовая система отменяется. Вследствие этого надлежало применять только декреты нового правительства, а пробелы в законодательстве следовало заполнить «революционным правосознанием» [1, с. 124-126].

Отвержение существующего порядка и создание нового закона в постреволюционной России привели к фундаментальным переменам в праве на Северном Кавказе. Но в то же время советская власть выразила готовность допустить здесь организацию судебных органов, решения в которых основывались на существовавших у коренного населения традициях, понятиях о справедливости, религиозных воззрениях.

Так, в своем «Обращении ко всем трудящимся Терской области» от 31 января (13 февраля) 1918 года делегаты I съезда народов Терека, куда входили и представители от Кабарды и Балкарии, указывали, что «...в пределах своих территорий каждой народности предоставляется право устраивать свои национальные суды, творящие правосудие по народным обычаям и законам» [2, с. 51].

Это решение в связи с признанием власти Совета народных комиссаров 2 марта 1918 года на II съезде народов Терека было официально подтверждено, но с поправкой в конце документа со следующей формулировкой: «.не противоречащих основным принципам законов Российской республики» [2, с. 158].

В Конституции Терской народной республики было закреплено, что « Терский народный Совет на своей территории имеет всю полноту законодательной, административной и судебной (выделено нами. -М.Т.) власти» [2, с. 162-163].

Тем временем в Терский народный совет со всех уголков края поступали просьбы о скорейшей организации судов. Во многих местах преступников задерживали на долгий срок, не зная, что с ними делать, как определить степень их вины, размеры наказания. Кое-где народный гнев, не имея иных способов воздействия на преступные элементы, выливался в жестокие формы самосудов и расправ [3, с. 203].

Решением Нальчикского окружного народного Совета от 26 марта 1918 года был упразднен Нальчикский горский словесный суд и вместо него образован окружной шариатский суд [4, л. 19]. В инструкции, выработанной комиссией окружного Совета, оговаривалось, что «все уголовные дела, когда тяжущимися и обвиняемыми будут мусульмане, подлежат ведению шариатского суда» [4, л. 33].

Тогда же постановлением Нальчикского окружного народного Совета взамен упраздненных сельских правлений избирались сельские народные Советы, включавшие в себя наряду с другими и судебные отделы. Судебные отделы в мусульманских селениях организовывали местные шариатские суды, руководствуясь инструкциями окружного народного Совета [5, с. 131-132]. Так, 6 мая 1918 года в № 38 газеты «Адыгэ макъ» были опубликованы правила, выработанные членами Нальчикского окружного шариатского суда - Хажбарой Вадаховым, Мажидом Фанзиевым и Тембулатом Губашиевым, которыми должны были руководствоваться в своей практике сельские шариатские суды [6, с. 298-299]. Согласно им:

1. В каждом сельском Совете создается шариатский суд в составе 3 духовных лиц, которые умеют читать и писать по-арабски. Один из них, по выбору самих же членов суда, должен быть главным судьей. Главный судья ежедневно находится в сельском правлении для принятия и решения поступающих жалоб от населения.

2. Сельским шариатским судом разбираются все дела независимо от вида преступления и гражданские иски на сумму до 2 000 рублей, связанные с воровством на сумму до 1 000 рублей, а по наследственным делам - на неограниченную сумму.

3. За кражу 25 копеек золотом вор лишается одной руки. Если же сумма кражи составила менее 25 копеек золотом, то вор заключается в тюрьму с одновременным возмещением украденной суммы. В примечании к данному пункту оговаривалось, что «дела, связанные с отсечением рук и ног, будут разбираться только в Нальчике».

4. Члены суда обязаны разбирать каждое происшествие, выяснять виновность и невиновность свидетелей.

5. Обо всех происшествиях, нуждающихся в медицинском освидетельствовании, сообщается судебно-медицинскому эксперту, живущему в Нальчике.

6. Если же дело чрезвычайно важное, то таковое немедленно отправляется в окружной шариатский суд для скрупулезного расследования.

7. Все показания ответчика, потерпевшего и свидетелей составляются письменно членами суда и хранятся в отдельных папках для того, чтобы при повторном разбирательстве в окружном суде вторично не заниматься допросами.

8. Не согласные с решением сельского шариатского суда имеют право подать апелляционную жалобу в окружной суд в течение пятнадцатидневного срока [7, с. 50-51].

Данный материал, видимо, значительно раньше был разослан по селениям, так как в газете «Адыгэ макъ» от 9 апреля за № 35 появилась статья Нури Цагова, в которой автор мягко, но основательно критиковал программу шариатского суда, требуя передачи уголовных дел государственному (т.е. народному. -М.Т.) суду и ограничения компетенции шариатского суда[6, с. 396].

Однако Нальчикский окружной шариатский суд ли-бо не прислушался к отклику Нури Цагова, либо вовсе не читал его статью, потому в документе, опубликованном 6 мая 1918 года, эта критика учтена не была.

Окружной шариатский суд заседал ежедневно, за исключением воскресных и праздничных дней. Суд состоял из четырех судей и одного секретаря, причем один член суда и секретарь исполняли роль свидетельской комиссии [8, л. 85].

Организация дел в окружном шариатском суде в первое время была поставлена на низком уровне ввиду отсутствия следственной комиссии, что серьезно затрудняло работу данного суда по разбору уголовных дел. Заслушав вопрос об учреждении особой следственной комиссии при шариатском суде, окружной народный Совет на своем заседании 23 мая 1918 года постановил: «Ввиду отсутствия надобности в учреждении следственной комиссии при шариатском суде вопрос этот отклонить...» [8, л. 58 об.]. Данное решение являлось ошибочным, так как следственная комиссия должна была разбирать дела на предварительной стадии расследования, а в последующем они передавались на рассмотрение шариатского суда.

О работе окружного шариатского суда заведующий судебным отделом Мажид Фанзиев докладывал 9 июня 1918 года окружному народному Совету: «Шариатским судом уже вынесено много приговоров, по которым виновные отбывают наказание в Нальчикской тюрьме, а те приговоры, по которым вынесено постановление отрубить руку или ногу ворам и грабителям, до настоящего времени не приведены в исполнение за неимением желающего лица, которое взяло бы на себя эту ответственность» [8, л. 85]. Как видно, мусульманское судопроизводство было опутано целым рядом жестких, если не сказать жестоких, предписаний, придерживаться которых для кабардинцев и балкарцев, привыкших к своей, более гуманистичной системе судопроизводства, было непросто.

Поэтому Терский народный Совет в июне 1918 го-да сообщил, что он в дальнейшем не будет финансировать «содержание служащих и канцелярий Нальчикского окружного шариатского суда» [8, л. 87]. В свою очередь, Нальчикский окружной народный Совет для содержания шариатского суда постановил « сделать раскладки на население округа» [9, с. 139].

Такое решение Терского совета не могло стимулировать удовлетворительной работы данного суда. Уже 8 июля на очередном своем заседании Народный совет заслушал доклад заместителя окружного комиссара Харитона Ломако о волнениях в Нальчикской тюрьме в связи с плохим содержанием арестантов и медлительностью рассмотрения их дел шариатским судом. По этому поводу Совет предложил ускорить производство дел и поручил административному отделу совместно с шариатским судом в десятидневный срок детально выяснить участие должностных лиц в приведении приговоров шариатского суда в исполнение, найти палача и подготовить все необходимое к исполнению наказания над осужденными [4, л. 35].

Вообще найти палача во всей Кабарде и Балкарии было делом достаточно не простым. Еще по решению шариатского суда от 8 апреля 1918 года необходимо было отрубить правые руки ворам, угнавшим быков из станицы Пришибской, но из-за отсутствия палача данный приговор так и не был приведен в исполнение [8, л. 8]. В связи с этим, как видно из протокола № 4 от 12 апреля 1918 года, Окружной совет решил установить нанимаемому палачу за каждый случай отсечения руки или ноги по шариатским постановлениям вознаграждение в сумме 200 рублей, взыскивая деньги с имущества, принадлежащего самому вору, а если такового у него не было, то по раскладке со всех селений округа [8, л. 8].

Тем временем многие заключенные-мусульмане, обвиненные в воровстве и грабежах, обращались в вышестоящие инстанции с просьбой, чтобы их «по всей строгости» судил Военно-революционный трибунал, который на первых порах довольствовался вынесением сравнительно мягких приговоров, но

только не шариатский суд [9, с. 139]. Естественно, такие обращения противоречили тексту вышеуказанной инструкции Окружного совета, где оговаривалось, что «Военно-революционный трибунал создается с таким условием, чтобы деятельность его не умаляла прав и компетенций окружного шариатского суда» [8, л. 30 об.]. Видя такое положение, Народный комиссариат юстиции Терской республики уведомил следственную комиссию окружного ревтрибунала далее не принимать к производству дела, числившиеся за шариатским судом, а также сдать ему все неоконченные следствием дела [4, л. 36].

На основании этого Окружной совет 20 июля 1918 года поручил окружному шариатскому суду принять все дела от следственной комиссии трибунала и в ближайшее время привести ранее вынесенные приговоры в исполнение. Для лучшей организации дел Совет вынужден был пересмотреть свое ранее вынесенное решение и постановил образовать при шариатском суде следственную комиссию в составе двух избранных эфенди - Наиба Дышекова и Али Абукова, которым поручалось производить предварительное следствие по делам подсудимых [4, л. 36 об.]. Таким образом, впервые в механизм шариатского судебного процесса Окружной совет ввел ранее неизвестный ему институт предварительного следствия по уголовным делам.

Из-за огромного количества нерассмотренных дел работать данной следственной комиссии было чрезвычайно сложно. Комиссар административного отдела Хамид Мамбетов на заседании Окружного совета 24 августа 1918 года докладывал, что «в Нальчикской тюрьме сидит много арестантов, дела которых числятся за окружным шариатским судом и подолгу не разбираются». По этому поводу Совет предложил суду рассматривать дела арестантов вне очереди [4, л. 51].

Нерешенность данной проблемы вызвала 1-2 сентября 1918 года массовые беспорядки в Нальчикской тюрьме, подавленные силой оружия, в результате чего многие арестанты были ранены, а один из них скончался [4, л. 55 об.]. Приказ о подавлении беспорядков отдал лично комиссар тюрьмы Самотопов, назначенный на эту должность 10 августа 1918 го-да [4, л. 43 об.]. Скорее всего, признавая в происшедшем и долю своей вины, Окружной совет похороны арестанта взял на себя, а наблюдение за их проведением поручил произвести членам Совета Адальби Темиржанову и Али Абукову [4, л. 55 об.].

В связи с обострившейся военно-политической обстановкой в округе 25 сентября 1918 года, в день вступления шариатского отряда Назира Катханова в Нальчик, был образован новый орган народной власти в округе - Военно-шариатский революционный совет, который сохранил окружной шариатский суд в составе избранных членов - Наиба Дышекова, Хаджи Кумахова, Шеретлуко Гумова и Магомета Оракова [4, л. 62]. Парадоксально то, что секретарем следственной комиссии шариатского суда с месячным окладом в 500 рублей был назначен представитель русского населения - Константин Шевелев, приглашенный на эту должность еще 22 августа 1918 года [4, л. 66-66 об.].

Военно-шариатский революционный совет являлся чрезвычайным органом, осуществлявшим революционный правопорядок наподобие ревкомов. Главенствующую роль в нем играли лояльно настроенные к советской власти представители мусульманского духовенства, освещавшие свою деятельность знаменем шариата.

Одно из первых заседаний данного совета 26 сентября 1918 года было посвящено докладу председателя Совета Матгери Темиржанова о необходимости объявления мусульманскому населению округа о том, что все уголовные преступления будут разбираться по шариату. Совет постановил разослать по всем селениям округа объявление, в котором отмечалось, что все лица, занимающиеся грабежами на дорогах и разбоем, будут приговариваться по законам шариата к самым суровым видам наказания, а перед этим приказал расстрелять всех арестантов, которые решением шариатского суда были приговорены к смертной казни, о чем предлагал упомянуть в данном объявлении [4, л. 63].

Военно-шариатский революционный совет своим решением 28 сентября 1918 года упразднил также судебные отделы при сельских народных советах и создал в каждом селе самостоятельные шариатские суды «в составе двух избранных населением мулл и секретаря, знающего арабскую и русскую письменность» [4, л. 64].

Это было сделано в связи с тем, что судебные отделы были зависимы от сельских Советов, в ряды которых часто проникали контрреволюционные элементы, использовавшие в своих интересах даже Конституцию Терской республики, на основе которой сельским обществам было предоставлено право перевыборов должностных лиц [9, с. 197].

Муллы в сельские шариатские суды избирались сельскими сходами на шестимесячный срок и до истечения этого времени не могли освобождаться от занимаемых должностей. Лишь в случае установления за ними фактов противозаконных действий окружной шариатский суд мог досрочно освободить их от исполнения своих обязанностей [4, л. 64 об.]. Освобождение же членов окружного шариатского суда от своих обязанностей производилось высшим органом власти в округе [4, л. 36 об.].

Видя большую популярность шариата среди горских народов Северного Кавказа, Советское государство в этот период легализовало мусульманское право, включив его в рамки советской судебной системы [10, с. 145].

Тем временем противники советской власти объединились вокруг бывшего офицера царской армии

- ротмистра Заурбека Даутокова-Серебрякова, который, воспользовавшись отсутствием обоих революционных кабардинских полков, находившихся на фронте, 7 октября 1918 года во главе вооруженного отряда занял Нальчик, организовав «свой» Окружной народный совет.

В этот день на экстренном заседании президиума Окружного народного совета с участием Даутокова-Серебрякова, выступившего с заявлением о необходимости введения в округе военно-полевого суда, было принято решение организовать данный суд, включив в него представителей от Духовного, Нальчикского слободского и Кабардинского национального советов, а подсудность дел, подлежащих его рассмотрению, передать военным властям [4, л. 69 об.]. Военно-полевой суд в составе военнослужащих, имевших юридическое образование, должен был разбирать на основе Военного уложения дела о грабежах, разбоях, политических преступлениях и провокациях, совершаемых лицами немусульманского вероисповедания. Для мусульманской же части населения взамен военно-полевого суда 10 октября 1918 года был организован военно-шариатский суд, имевший в своем составе, кроме военных, также и духовных лиц (мулл) [4, л. 72-72 об.].

Вместе с тем еще 9 октября окружной Совет «в целях восстановления и организации судопроизводства» постановил образовать особую юридическую комиссию в составе Хангери Хоранова, Хамида Чижокова, Таусултана Шакманова, Басията Шаханова и Алибека Кармова [4, л. 70 об.-71]. Работа данной комиссии легла в основу «Проекта судебных установлений в Нальчикском округе», утвержденного Окружным советом 2 ноября 1918 года. В соответствии с ним структура и персональный состав судов включал в себя: а) окружной суд: председатель - Магомет Абуков, члены -Хамид Чижоков, Таусултан Шакманов и Соколов, секретарь - Дергач, судебный следователь -Барановский, прокурор - Хангери Хоранов; б) кассационный суд: председатель - Басият Шаханов, члены - Керефов и Гузер Сохов; в) окружной шариатский суд: председатель - Алихан Шогенов, члены

- Наиб Дышеков и Касбулат Хацуков, секретарь - Алим Хапцев, судебный следователь по шариату -Адам Дымов; г) кассационный шариатский суд: члены - Бекмурза Шогенов, Мажид Хацуков и Хапцев «со штатами и окладами, предусмотренными в проекте» [4, л. 78 об.-79].

Собственно говоря, члены особой юридической комиссии, ликвидировав ранее существовавшие судебные органы, создали новые и сами же заняли ключевые посты в них. Все эти «суды» являлись бутафорией, видимостью гражданственности и законности в округе. Фактически верховным судьей оставался сам Заурбек Даутоков-Серебряков.

Сложившаяся ситуация резко изменилась 18 ноября 1918 года, когда передовые конные отряды Назира Катханова снова вступили в Нальчик, вынудив Даутокова-Серебрякова бежать из Нальчикского округа, где власть перешла в руки Исполнительного комитета, образованного решением VI окружного съезда трудящихся [5, с. 274].

Съезд, касаясь вопроса о шариате, принял во внимание то, что мусульманам придется обращаться к нему для разбора взаимоотношений между собой, и решил образовать в числе других шариатский отдел, который рассматривал бы все вопросы, касающиеся мусульманского населения. По поводу образования шариатского отдела Назир Катханов призвал мулл стать на защиту шариата, признанного советской властью, с выдвижением в качестве кандидатов в отдел молодых, энергичных людей, хорошо разбиравшихся в нормах мусульманского права [5, с. 279].

Исходя из этого на своем первом заседании 20 декабря 1918 года Нальчикский окружной исполнительный комитет образовал шариатский отдел во главе с известным знатоком шариата Касимом Шогенцуковым. Этим же решением председателем окружного шариатского суда стал Хажбара Машуков, товарищем председателя - Мажид Фанзиев, членом суда - Исхак Токумаев, судебным следователем по шариату - Али Абуков [4, л. 99 об.-100].

Но долго проработать данным шариатским судебным органам так и не удалось вследствие того, что 25 января 1919 года войска Деникина смогли захватить Нальчик, где власть перешла в руки так называемого «правителя Кабарды» генерал-майора, князя Тембота Бековича-Черкасского, который упразднил все советские органы власти в округе, в том числе и суды.

Таким образом, необходимо отметить, что рассмотренные шариатские судебные органы Кабарды и Балкарии являлись неотъемлемой частью существовавшего тогда в округе государственного аппарата. Организация Нальчикского окружного и сельских шариатских судов имела важное политическое значение, так как для мусульманского населения округа в данный период такая форма судопроизводства была наиболее понятна и приемлема. Вместе с тем на определенных этапах деятельности данных судов встречались серьезные затруднения, связанные с затягиванием расследования уголовных дел, а также с сознательным выхолащиванием из шариатского судопроизводства собственно основ шариата, тогда как правосознание кабардинцев и балкарцев еще не

было готово к применению некоторых его видов наказания, особенно членовредительских. Именно в силу этого и приговоры шариатских судов, влекущие за собой смертную казнь через отсечение головы или повешенье, также не приводились в исполнение, так как могли вызвать кровную месть. С началом Гражданской войны в округе в практику шариатского суда в качестве альтернативы вошел расстрел преступников, производимый группой вооруженных солдат.

Вследствие того, что милиция занималась тогда только охраной общественного порядка, следственные мероприятия впервые за всю историю шариатского судопроизводства осуществлялись следователями, которые были структурными единицами окружного шариатского суда. В связи с этим окружной шариатский суд являлся фактически карательным органом, который сам расследовал преступления и судил виновных. Но все же основной отличительной чертой данного периода в Кабарде и Балкарии являлась почти неограниченная инициатива местных органов власти по изданию нормативных актов, регламентирующих деятельность местных судебных учреждений.

Литература

1. Декреты советской власти. М., 1957. Т. 1.

2. Съезды народов Терека. Орджоникидзе, 1977. Т. 1.

3. Коренев Д.З. Революция на Тереке, 1917-1918 гг. Орджоникидзе, 1967.

4. Центральный государственный архив Кабардино-Балкарской Республики, ф. Р-198, оп. 1, д. 2.

5. Документы по истории борьбы за советскую власть и образования автономии Кабардино-Балкарии (1917-1922 гг.). Нальчик, 1983.

6. Адаб Баксанского культурного движения. Нальчик, 1991.

7. Думанов Х.М., Кушхов Х.С. К вопросу о судоустройстве и судопроизводстве в Кабарде во 2 половине XIX - начале XX вв. // Культура и быт адыгов. Майкоп, 1986. Вып. VI.

8. ЦГА КБР, ф. Р-198, оп. 1, д. 3.

9. Улигов У.А. Социалистическая революция и гражданская война в Кабардино-Балкарии и создание национальной советской государственности кабардинского и балкарского народов (19171937 гг.). Нальчик, 1979.

10. Мисроков З.Х. Адатское и мусульманское право в российской правовой системе. Нальчик, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.